Презентация на тему "государство и политическая система общества". Презентация "политическая система" Современные идейно политические системы презентация по обществу

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Презентацию на тему "Политическая система и политический режим" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Обществознание. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 26 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.

УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКА. ВОПРОС О ВНУТРЕННИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СТРУКТУР И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ, ТОТАЛИТАРИЗМ, АВТОРИТАРИЗМ

Слайд 4

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

СИСТЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕЛОСТНА И ОБЛАДАТЬ СТРУКТУРНЫМ СТРОЕНИЕМ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ: ГОСУДАРСТВО, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ. ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ.

2. НОРМАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ: (ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ, МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ ЦЕННОСТИ, ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ

3.КУЛЬТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА,

4.КОММУНИКАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ ПОЛИТЕЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И МЕЖДУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ И ОБЩЕСТВОМ.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

Слайд 5

СИСТЕМА ДИНАМИЧНА, В ЕЁ РАМКАХ ПРОТЕКАЮТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

КРОМЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТОРОНЫ ФАКТОРЫ- ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ, ЦЕННОСТИ, МИРОВОЗРЕНИЕ.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА- КОМПЛЕКС НОРМ, ИНСТИТУТОВ, И ОРГАНИЗАЦИЙ, В СОВОКУПНОСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ САМООРГАНИЗАЦИЮ ОБЩЕСТВА.

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, ВЫРАБОТКА ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА И Т.Д.)

ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ (КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА НА ОСНОВЕ ОБЩИХ ЦЕННОСТЕЙ)

ФУНКЦИЯ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ.

ФУНКЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ (ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, МЕЖДУ СИСТЕМОЙ И СРЕДОЙ.

Слайд 7

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

АМЕРИКАНСКИЕ ПОЛИТОЛОГИ Д.ИСТОН, К.ДОЙЧ, Г. АЛМОНД – ИССЛЕДОВАЛИ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ КАК СИСТЕМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. ПС КАК ОДНА ИЗ ПОДСИСТЕМ ОБЩЕСТВА ВЫПОЛНЯЮША Я ФУНКЦИИ ИНТЕГРАЦИИ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ТРЕБОВАНИЯМ СРЕДЫ

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПС И СРЕДОЙ, В КОТОРОЙ ОНА ФУНКЦИОНИРУЕТ Д. ИСТОН ПРЕДСТАВИЛ В ВИДЕ СТРУКТУРЫ - ВХОДА И ВЫХОДА. НА ВХОДЕ- ЭТО ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ И ПОДДЕРЖКА СИСТЕМЫ СО СТОРОНЫ ГРАЖДАН. НА ВЫХОДЕ- КОКРЕТНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, ОКАЗЫВАЮШИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.

Слайд 8

НА ВХОДЕ СИСТЕМЕ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ, ЕСЛИ ИХ МНОГО ТО - ЭТО ВЕДЕТ К ПЕРЕГРУЗКЕ СИСТЕМА. ПОЭТОМУ СЛЕДУЕТ ФОРСИРОВАТЬ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ И АДАПТИРОВАТЬ ИХ К ВОЗМОЖНОСТЯМ СИСТЕМЫ ПОДОБНУЮ РАБОТУ ВЫПОЛНЯЮТ В РАМКАХ ПС ПАРТИИ, ПРОФСОЮЗЫ, ДВИЖЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ ВТОРАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ВХОДОВ - ПОДДЕРЖКА, ОТ УРОВНЯ КОТОРОЙ ЗАВИСИТ СТАБИЛЬНОСТЬ ПС. НО СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ ПОДДЕРЖКУ СООБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ, ПОДДЕРЖКУ РЕЖИМА И ПОДДЕРЖКУ ПРАВИТЕЛЬСТВА.

Слайд 9

ВАЖНЕЙШИМ ПРИНЦИПОМ ПОСТРОЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСТУПАЕТ ЕЁ СПОСОБНОСТЬ К АДАПТАЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К К ВЫЗОВАМ (СТРЕССАМ) УСТОЙЧИВОСТЬ К СТРЕССАМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ - МЕХАНИЗМОМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ- ТО ЕСТЬ УМЕНИЕМ ГИБКО РЕАГИРОВАТЬ НА ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ. НЕСПОСОБНОСТЬ ДАТЬ ОТВЕТ ПРИВОДИТ К КРИЗИСУ, А В ПОСЛЕДУЮЩЕМ К РАСПАДУ ВСЕЙ СИСТЕМЫ. В РАМКАХ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ПС РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ЧЕРНЫЙ ЯЩИК(ВСЕ ВНУТРЕННЕЕ ИГНОРИРУЕТСЯ. НО В ЭТОМ И ОГРАНИЧЕННОСТЬ МЕТОДА. ПС –РАЗВИВАЕТСЯ И ПО СВОИМ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ.

Слайд 10

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДИКТАТОРСКОГО ТИПА.

СУЩЕСТВУЕТ ЦЕЛЫЙ РЯД ТИПОЛОГИЙ ПС. НАИБОЛЕЕ ШИРОКОЕ РАСПАСТРАНЕНИЕ ПОЛУЧИЛО РАЗДЕЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СООТЕТСТВИИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ И УАРАВЛЕНИЯ НА ДВА ОСНОВНЫХ ТИПА: ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПС, ДИКТАТОРСКИЕ ПС.

ПС ДИКТАТОРСКОГО ТИПА. (НЕОГРАНИЧЕННАЯ ВЛАСТЬ) 1.ОТСУТСТВИЕ СВОБОД. 2ОТСУТСТВИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 3.ОТСУТСТВИЯ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА.

АВТОРИТАРНЫЕ ПС- НАИБОЛЕЕ РАСПАСТРАНЕННЫЕ В ИСТОРИИ: ДОМИНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА НАД ОБЩЕСТВОМ; ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ НАД ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ. ДВА ТИПА: ТРАДИЦ. АВТОР ИТАРНЫЕ СИСТЕМЫ ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОЛИГАРХИИ И НОВЫЙ АВТОРИТАРИЗМ. (АЗИЯ, АФРИКА).

НЕБОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО НОСИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ: МОНАРХ, ХУНТА, ОЛИГАРХИЯ И ТД.

НЕОГРАНИЧЕННОСТЬ ВЛАСТИ, ОТСУТСТВИЕ ДЕМОКРАТИИ И КОНТРОЛЯ. ЗАКОНЫ ПО СВОЕМУ УСМОТ РЕН ИЮ.

ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ.

НЕДОПУЩЕНИЕ ОППОЗИЦИИ И КОНКУРЕНЦИИ.

ЗАКРЫТОСТЬ ЭЛИТЫ, НАЗНАЧЕНИЕ СВЕРХУ.

Слайд 12

ТОТАЛИТАРИЗМ.

ТОТАЛИТАРИЗМ (ОТ ЛАТ. TOTALIS- ВЕСЬ, ЦЕЛЫЙ, ПОЛНЫЙ) ПОЯВИЛИСЬ В 20 В.- ПОДАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ – ПОСТРОЕНИЕ НОВОГО ОБЩЕСТВА, НОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

ДВА ВАРИАНТА ТОТАЛИТАРИЗМА: ПРАВЫЙ И ЛЕВЫЙ. РАЗНИЦА МЕЖДУ НИМИ В ИДЕОЛОГИЯХ: ПРАВЫЙ ФЛАНГ- ФАШИЗМ И НАЦИОНАЛ- СОЦИАЛИЗМ. ЛЕВЫЙ ФЛАНГ- ДИКТАТУРЫ В СТРАНАХ СОЦИАЛИЗМА.

ВСЕ ТОТАЛИТАРНЫЕ СИСТЕМЫ:ОБЛАДАЮТ НАБОРОМ ЭЛЕМЕНТОВ: 1.НАЛИЧИЕ ОДНОЙ ИДЕОЛОГИИ; 2.ГОСПОДСТВО ОДНОЙ ПАРТИИ; 3 СЛИЯНИЕ ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВА; 4. ПОГЛОЩЕНИЕ ПАРТИЕЙ-ГОСУДАРСТВОМ СЕХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР 5. ФИЗИЧЕСКИЙ И МОРАЛЬНЫЙ ТЕРРОР.

Слайд 13

ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ТОТАЛИТАРИЗМА.

ТОТАЛИТАРИЗМ- ЧЕРТЫ ИДЕОКРАТИИ - ГОСПОДСТВА ИДЕИ НАД ВМЕМИ СТОРОНАМИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

К. ФРИДРИХ И З. БЖЕЗИНСКИЙ ИСХОДИЛИ В ИССЛЕДОВАНИИ ТОТАЛИТАРИЗМА ИЗ ДВУХ ПОСТУЛАТОВ: 1.СХОДНОСТЬ НАЦИЗМА И КОММУНИЗМА УНИКАЛЬНОСТЬ ТОТАЛИТАРИЗМА. ПРИЗНАКИ «Т» 1.ОДНА ИДЕОЛОГИЯ 2.ОДНА ПАРТИЯ 3.ТЕРРОР И КОНТРОЛЬ. 4. КОНТРОЛЬ НАД СМИ. 5.КОНТРОЛЬ НАД ОРУЖИЕМ. 6.КОНТРОЛЬ НАД ЭКОНОМИКОЙ

Слайд 14

УНИКАЛЬНОСТЬ ТОТАЛИТАРИЗМА.

ТОТАЛИТАРИЗМ

1. УНИКАЛЬНОСТЬ В ОТСУТСТВИИ МЕХАНИЗМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ТРУДНО КОНТРОЛИРОВАТЬ ВСЕ И ПОЭТОМУ СИСТЕМА ИЗМЕНЯЕТСЯ ИЛИ ЕЙ ПРИХОДИТ КОНЕЦ.

2. ДОМИНИ РОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ГОСПОДСТВОМ ПОЛИТИЧЕСКОГО НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ 3.ТОТАЛИТАРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИСТОРИЮ КАК БОРЬБУ СИЛ ДОБРА И ЗЛА.

Слайд 15

4.ПОЛИТИКА, ОПРЕДЕЛЯЕМАЯ ИДЕОЛОГИЕЙ ПОЛУЧАЕТ ПОДДЕРЖКУ НЕ В ОБЩЕСТВЕ А ВО ВНЕШЕМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЩЕСТВУ УНИВЕРСАЛЬНОМ ПРИНЦИПЕ, КОТОРЫЙ НАВЯЗЫВАЕТСЯ ОБЩЕСТВУ. ПОЭТОМУ ИДЕОЛОГИЯ ИГРАЕТ ЦЕНТРАЛЬНУЮ РОЛЬ В ЛЮБОЙ ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЕ.СТРЕМЛЕНИЕ ПОДЧИНИТЬ ВСЕ ПРОЦЕССЫ ОДНОЙ ВЕРНОЙ ИДЕОЛОГИИ. 5. ЦЕНТРАЛЬНЫМ ЯДРОМ ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСТУПАЕТ ПАРТИЯ, КОТОРАЯ СЛИВАЕТСЯ С ГОСУДАРСТВОМ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – СТЕРЖЕНЬ ЖЕСТКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИЕАРХИИ

Слайд 16

1.ТОТАЛИТАРИЗМ ПРИОБРЕЛ ПОПУЛЯРНОСТЬ В МИРЕ. 2.ТОТАЛИТАРИЗМ ОТНОСИТСЯ К К ЗАКРЫТЫМ И НЕГИБКИМ СИСТЕМАМ. 3.СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПОКАЗАЛИ НЕСПОСОБНОСТЬ ИХ АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ 4. ИХ ВОЗМОЖНОСТИ ОКАЗАЛИСЬ ОГРАНИЧЕНЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКИМИ ДОГМАМИ.

Слайд 17

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.

ВОПРОС О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ САМЫЙ НЕПОНЯТНЫЙ В ПОЛИТОЛОГИИ. ПС И ПР ЧАСТО ВЗАИМОЗАМЕНЯЮТ

ГЛАВНОЕ РАЗЛИЧИЕ В ТОМ, ЧТО ТИП ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМИ ПРИНЦИПАМИ ЕЁ ОРГАНИЗАЦИИ. РАЗЛИЧИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ВНУТРИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПО ХАРАКТЕРУ СООТНОШЕНИЯ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ, ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ, ФОРМАМ И МЕТОДАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ.

Слайд 18

В ПОЛИТОЛОГИИ ДВЕ ТРАДИЦИИ ОСМЫСЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА»

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ –ПРАВОВОЕ – ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ. В ЭТОМ СЛУЧАЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ= ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В ЭТОМ СЛУЧАЕ- МОНАРХИЧЕСКИЙ И РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕЖИМЫ. В РАМКАХ МОНАРХИИ- РЕЖИМЫ АБСАЛЮТНОЙ, ОГРАНИЧЕННОЙ И КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕЖИМ- ПРЕЗИДЕНТСКИЙ И ПАРЛАМЕНТСКИЙ

Слайд 19

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ- ВНИМАНИЕ НА СПОСОБАХ И СРЕДСТВАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИ ТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ. 1.ДОМИНИРУЮЩИЕ ИДЕОЛОГИИ 2.ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, 3.НАЛИЧИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ, 4 ЛЕГАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ, РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, 5 РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, 6. ОТНОШЕНИЯ ЭЛИТЫ И МАСС И ДОСТУП МАСС К ПОЛИТИКЕ. С УЧЕТОМ ЭТОГО ПРИНЯТО ВЫДЕЛЯТЬ – ТОТАЛИТАРНЫЕ, АВТОРИТАРНЫЕ И ДКМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.

Слайд 20

ОБОБЩИМ ВСЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ:

ПРАВЯЩИЙ КЛАСС В РАМКАХ ПС МОЖЕТ ПРАВИТЬ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ

ПОСРЕДСТВЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ, КО ТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

ЧТОБЫ ПС МОГЛА ФУНКЦИОНИРОВАТЬ ЧЛЕНЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ ДОЛЖНЫ ПРИНЯТЬ БАЗОВЫЕ ПРИ НЦИПЫ И ЦЕННОСТИ

ОНИ ОПРЕДЕЛЯТ СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ, ПР ИЗНАНИЕ ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ. ЭТО И ЕСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ


ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. СИСТЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕЛОСТНА И ОБЛАДАТЬ СТРУКТУРНЫМ СТРОЕНИЕМ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВО, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ, МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ ЦЕННОСТИ, ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА коммуникативный элемент ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ ПОЛИТЕЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И МЕЖДУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ И ОБЩЕСТВОМ








ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ (КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА НА ОСНОВЕ ОБЩИХ ЦЕННОСТЕЙ) ФУНКЦИЯ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ФУНКЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ (ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, МЕЖДУ СИСТЕМОЙ И СРЕДОЙ)


ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д.ИСТОНД.ИСТОН, К.ДОЙЧ, Г. АЛМОНД Д.ИСТОН, К.ДОЙЧ, Г. АЛМОНД – ИССЛЕДОВАЛИ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ КАК СИСТЕМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. Д.ИСТОН Политическая система – одна из подсистем общества, выполняющая функции интеграции и приспособления к требованиям среды.




ДИКТАТУРА (НЕОГРАНИЧЕННАЯ ВЛАСТЬ) 1.ОТСУТСТВИЕ СВОБОД. 2. ОТСУТСТВИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 3.ОТСУТСТВИЯ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА. ДИКТАТУРА (НЕОГРАНИЧЕННАЯ ВЛАСТЬ) 1.ОТСУТСТВИЕ СВОБОД. 2. ОТСУТСТВИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 3.ОТСУТСТВИЯ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДИКТАТОРСКОГО ТИПА. АВТОРИТАРНЫЕ АВТОРИТАРНЫЕ: 1.ДОМИНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА НАД ОБЩЕСТВОМ; 2.ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ НАД ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ. ТИПЫ: 1) ТРАДИЦ. АВТОРИТАРНЫЕ СИСТЕМЫ ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОЛИГАРХИИ 2) НОВЫЙ АВТОРИТАРИЗМ. (АЗИЯ, АФРИКА). ТОТАЛИТАРИЗМТОТАЛИТАРИЗМ (ОТ ЛАТ. TOTALIS- ВЕСЬ, ЦЕЛЫЙ, ПОЛНЫЙ) ПОЯВИЛИСЬ В ХХ В.- ПОДАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ – ПОСТРОЕНИЕ НОВОГО ОБЩЕСТВА, НОВОГО ЧЕЛОВЕКА. ВИДЫ ТОТАЛИТАРИЗМА: ПРАВЫЙ И ЛЕВЫЙ. ПРАВЫЙ ФЛАНГ- ФАШИЗМ И НАЦИОНАЛ- СОЦИАЛИЗМ. ЛЕВЫЙ ФЛАНГ- ДИКТАТУРЫ В СТРАНАХ СОЦИАЛИЗМА.


АВТОРИТАРНЫЕ СИСТЕМЫ. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ. НЕБОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО НОСИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ: НЕБОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО НОСИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ: МОНАРХ, ХУНТА, ОЛИГАРХИЯ И ТД. НЕОГРАНИЧЕННОСТЬ ВЛАСТИ НЕОГРАНИЧЕННОСТЬ ВЛАСТИ, ОТСУТСТВИЕ ДЕМОКРАТИИ И КОНТРОЛЯ. ЗАКОНЫ ПО СВОЕМУ УСМОТ РЕН ИЮ. ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ. НЕДОПУЩЕНИЕ ОППОЗИЦИИ НЕДОПУЩЕНИЕ ОППОЗИЦИИ И КОНКУРЕНЦИИ. ЗАКРЫТОСТЬ ЭЛИТЫ ЗАКРЫТОСТЬ ЭЛИТЫ, НАЗНАЧЕНИЕ СВЕРХУ.


ТОТАЛИТАРИЗМ. ЭЛЕМЕНТЫ: 1.НАЛИЧИЕ ОДНОЙ ИДЕОЛОГИИ; 2.ГОСПОДСТВО ОДНОЙ ПАРТИИ; 3 СЛИЯНИЕ ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВА; 4. ПОГЛОЩЕНИЕ ПАРТИЕЙ- ГОСУДАРСТВОМ СЕХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР 5. ФИЗИЧЕСКИЙ И МОРАЛЬНЫЙ ТЕРРОР. К. ФРИДРИХ И З. БЖЕЗИНСКИЙ: К. ФРИДРИХ И З. БЖЕЗИНСКИЙ: - СХОДНОСТЬ НАЦИЗМА И КОММУНИЗМА - СХОДНОСТЬ НАЦИЗМА И КОММУНИЗМА - УНИКАЛЬНОСТЬ ТОТАЛИТАРИЗМА. - УНИКАЛЬНОСТЬ ТОТАЛИТАРИЗМА. ПРИЗНАКИ: 1.ОДНА ИДЕОЛОГИЯ 1.ОДНА ИДЕОЛОГИЯ 2.ОДНА ПАРТИЯ 2.ОДНА ПАРТИЯ 3.ТЕРРОР И КОНТРОЛЬ. 3.ТЕРРОР И КОНТРОЛЬ. 4. КОНТРОЛЬ НАД СМИ. 4. КОНТРОЛЬ НАД СМИ. 5.КОНТРОЛЬ НАД ОРУЖИЕМ. 5.КОНТРОЛЬ НАД ОРУЖИЕМ. 6.КОНТРОЛЬ НАД ЭКОНОМИКОЙ 6.КОНТРОЛЬ НАД ЭКОНОМИКОЙ


Политический режим (лат. regimen- управление) – совокупность способов и средств осуществления политической власти. Характеризующие показатели: -взаимоотношения между властью, обществом и личностью; -доминирующая идеология; -тип политической культуры общества; -наличие или отсутствие многопартийности (политический плюрализм), легальной оппозиции, разделения властей; -глубина расхождения между конституционными нормами и фактически проводимой властями политикой; -роль институтов гражданского общества.


Домашнее задание: п. 15, с (работа с источником). Дополнительно: составить тест по данной теме (не менее 20 вопросов).


Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не относящимся ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; верховный главнокомандующий. Кандидат на должность президента РФ: гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Полномочия: назначает с одобрения Гос. Думы председателя Правительства РФ; предоставляет кандидатуру на должность председателя ЦБ, судей, ген. прокурора, назначает выборы в Гос. Думу и роспуск её, подписывает и обнародует ФЗ, представляет Россию на международной арене.


Государственная Дума РФ Гос. Дума Гос. Дума - нижняя палата Федерального собрания РФ (парламента). Гос. Дума состоит из 450 депутатов, входящие в свои фракции, спикера Гос. Думы и его заместителей. С 2007г. депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Депутатом Гос. Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах с сроком на 5 лет (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Полномочия: одобрение кандидатур, принимает ФЗ, принимает гос. бюджет РФ.


Совет Федерации РФ Совет Федерации Совет Федерации верхняя палата Федерального собрания РФ (парламента). В Совет Федерации РФ входят: по 2 представителя от каждого субъекта РФ по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Полномочия: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, назначение выборов Президента РФ, принятый в Гос. Думе федеральный закон может быть либо одобрен, либо отклонен в Совете Федерации РФ, назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.


Правительство РФ Правительство РФ Правительство РФ это высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением. Основная задача правительства проводить в жизнь законы, принятые Федеральным собранием РФ (парламентом). Правительство состоит из министров и возглавляется премьер-министром. Как высший орган исполнительной властью правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. Структура правительства - это министерства, департаменты, ведомства, федеральные службы и т. д.


Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Полномочия: Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, По запросам Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ, По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ


Верховный Суд РФ Верховный суд РФ Верховный суд РФ - является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области, окружным (флотским) военным судам. Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей. Кандидатура на должность судьи: возраст не менее 25 лет, высшее юридическое образование, стаж работы в юридической сфере не менее 5 лет.


Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) высший судебный орган по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Система Арбитражных судов: -ВАС РФ; -Федеральные арбитражные суды; -Арбитражные апелляционные суды; -Арбитражные суды первой инстанции субъектов РФ. Судьи ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.


Прокуратура РФ Прокуратура РФ Прокуратура РФ – это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Функции прокуратуры: -Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации и т.д. и за соответствие издаваемых ими нормативных актов федеральным законам; -Надзор за соблюдением прав и свобод человека; -Надзор за соблюдением законов органами следствия; -Дознание и предварительное следствие; -Надзор за соблюдением законов органами исполнения наказаний. Генеральный прокурор назначается и освобождается Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Cлайд 1

Тема 5 Политическая система общества Учебные вопросы: 1. Понятие политической системы и история проблемы. 2. Структура и функции политических систем. 3. Типы политических систем.

Cлайд 2

Cлайд 3

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА Политическая система - совокупность государственных, партийных и общественных органов, организаций, личностей, участвующих в политической жизни страны Тип политического режима авторитаризм, демократия, тоталитаризм Форма правления монархия, республика Отношение власти партии, правительство Форма общественной и политической репрезентации плюрализм, корпоративизм Универсальность Контроль Легитимность «Демократия есть одурачивание народа при помощи народа, ради блага народа» (Уайльд Оскар, британский драматург) 2

Cлайд 4

ТЕОРИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА Т.ПАРСОНСА Назначение политической системы в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах Политическая подсистема определяет коллективные интересы, мобилизует ресурсы на их достижение Социальная подсистема поддерживает устоявшийся образ жизни, передает новым членам общества нормы, правила и ценности, которые становятся важными факторами мотивации их поведения Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами Впервые применен системный подход В каждой системе есть четыре главных функции: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранение существующего порядка (латентная функция). Таким образом, система должна приспосабливаться к среде, достигать цели, обладать внутренним единством и уметь сохранять это состояние, воспроизводить структуру и снимать напряжение в системе. 3

Cлайд 5

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Д.ИСТОНА Это ряд взаимодействий, абстрагированных от общего социального поведения, посредством которых распределяются ценности в обществе Имеет «реагирующий» «саморегулирующий» потенциал, предохраняющий ее от саморазрушения Подвижный феномен, она в силах поддерживать себя, сохраняя характерные черты, определяющие ее облик Это открытая система, поддающаяся изменению под влиянием факторов внешней среды Может сохранять устойчивость при наличии соответствующего баланса между «входящими» и «исходящими» факторами Требования Поддержка Решения Действия В основе – авторитарное распределение ценностей Идеологическая Структурная Личностная 4

Cлайд 6

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД Г.АЛМОНДА «Политическая система – это существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения легитимного физического принуждения» (Габриэль Алмонд, американский политолог и социолог) Все политические системы имеют собственную структуру Все политические системы выполняют аналогичные универсальные функции, необходимые для социальной жизни, функции выполняются разными структурами системы и с разной частотой Все политические системы являются смешанными в культурном смысле Отличие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур, эти системы похожи по функциям, но различаются по структурным характеристикам Политическая система многофункциональна В основу положен анализ целевого поведенческого аспекта структур политической системы Изучение ситуации и учет ее особенностей при принятии решений Политическое решение выявленных проблем 5

Cлайд 7

Cлайд 8

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА (структурно-функциональный подход) Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и других социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть 6

Cлайд 9

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА Совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти – политическая сфера общества «Отмирание государства придет не через ослабление государственной власти, а через ее максимальное усиление» (Иосиф Сталин, советский государственный и партийный деятель) СОБСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКИЕ организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть – государство (стержневой элемент системы), политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер НЕСОБСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКИЕ профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы, экологические движения и др. НЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ организации, имеющие в своём содержании лишь незначительный политический аспект 7

Cлайд 10

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА Совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества Индивидуальные идеи и взгляды Теоретический Политическая идеология Эмпирический Политическая психология СТРУКТУРА УРОВНИ Классовые (групповые) воззрения Общечеловеческие (межклассовые, групповые) представления Взгляды Принципы Идеи Лозунги Идеалы Теории Чувства Настроения Предрассудки Эмоции Мнения Традиции «Старая идея даже тогда, когда она не более, как слово, звук, мираж, обладает магической властью, способной еще подчинять нас своему влиянию» (Гюстав Лебон, французский психолог, социолог, антрополог) 8

Cлайд 11

НОРМАТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА Политические нормы, нравственные принципы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества СТРУКТУРА Правовые нормы Нормы деятельности общественных организаций Неписаные обычаи, традиции Этико-моральные принципы и нормы Конституция Нормативные акты Законы «В политике неторопливое упорство всегда берет верх над необузданной силой, тщательно разработанный план - над импровизированным порывом, реализм - над романтикой» (Стефан Цвейг, австрийский писатель) 9

Cлайд 12

КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА Совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами, по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики Основные виды (по социальной направленности) Политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя Политические отношения, выражающие интересы оппозиционно-умеренных или революционных сил «Политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра, через неделю, через месяц и через год. А потом объяснить, почему этого не произошло» (Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании) 10

Cлайд 13

КУЛЬТУРНАЯ ПОДСИСТЕМА Интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения Прочность социальной базы политической власти правящей элиты Единство различных слоев населения через установление связи между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали» в соответствии с иерархией политической системы Возможность предвидеть реакцию населения на принимаемые политико-управленческие решения через создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом ОБЕСПЕЧИВАЕТ Стабильность политической системы общества через достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя Воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности «Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами» (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, политические деятели) 11

Cлайд 14

Политические отношения отношения, складывающиеся между классами, социальными группами, нациями, государствами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти Политическая организация общества совокупность политических институтов, включающих государство, политические партии и движения, массовые общественные организации, через деятельность которых осуществляется политическая власть, политическое руководство и управление общественными процессами Политическое сознание осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, социальными группами, всем обществом) Политические и правовые нормы конституционные положения, законы государства, уставные нормы политических и общественных организаций, традиции и обычаи, выступающие регулятором существующих в обществе отношений и закрепляющие основные принципы деятельности их субъектов «Политики одинаковы везде. Они обещают построить мосты даже там, где нет рек» (Никита Хрущев, советский политический деятель) 12

Cлайд 15

Политического руководства обществом определение стратегических целей и перспектив общественного развития - функция целеполагания Регулятивная упорядочение и регламентация политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе Легитимации достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам Консолидации общественно-политического строя обеспечение существования общества как единого целого - интегративная функция Мобилизационная обеспечение максимального использования ресурсов общества Дистрибутивная распределение ресурсов и ценностей между членами общества 13

Cлайд 16

Cлайд 17

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ Источник политической власти Отношение к действительности Состояние политической структуры Характер политического процесса Демократическая (конституционная) Консервативная Англо -американская Командная Автократическая Реформаторская Континентально -европейская Соревновательная Прогрессивная Доиндустриальная (частично - индустриальная) Социо-примирительная Реакционная Тоталитарная Взаимодействие с внешней средой Открытые Закрытые «Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения» (Вольтер, философ) 14

Политическая система общества

Политическая система

Политическая система, ее компоненты Функции политической системы

  • 1. Функция целеполагания определение целей, задач, путей развития общества.
  • 2.Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.
  • 3.Распределение материальных и духовных ценностей.
  • 4.Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.
  • 5.Интегративная- это согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей.
  • 6.Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.
  • 7.Регулятивная –это разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе.
  • 8.Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
Понятие «Государство»

ГОСУДАРСТВО

СТРАНА= ГОСУДАРСТВО

Причины возникновения государства

Название теории

Сущность

Теологическая

Аквинский, Маритен

1.Государство – продукт божественной воли

2. Неравенство людей предопределено

Патриархальная

Аристотель Филмер

1. Люди-существа коллективные →семья→увеличение семей→объединение людей→ГОСУДАРСТВО = семья, государь - отец

Договорная

Государство – рациональное объединение людей на основе соглашения, по которому часть свободы и власти →государству

Теория насилия

Гумплович Каутский

Насилие, порабощение одних племен другими, для управления покоренными нужен аппарат принуждения - ГОСУДАРСТВО

Органическая

Государство – это продукт социальной эволюции. В процессе борьбы и войн (естественный отбор) складываются гос-ва

Материалистическая (классовая)

Разделение труда + совершенствование ОТ→↗ПТ→возникновение избыточного продукта→появление част. собственности→появление классов→гос-во

Психологическая

Петражицкий

Особенности человеческой психики: потребность людей во власти над другими людьми, готовность последних подчиняться.

Государство: признаки, функции, формы Понятие власти

Вла́сть - это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей

Власть – это отношения «господства – подчинения» возникающее между людьми. Одни главенствуют, проявляя свою волю, другие подчиняются этой воле.

Источниками власти (по М. Веберу) :

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применение силы)
  • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)
  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция
Типология политических режимов

В результате взаимодействия указанных компонентов ПС, складывается определенный политический порядок или режим , т. е. способ функционирования политической системы. Система методов осуществления власти.

Выучить характеристику режимов

Демократия и Её основные принципы

ДЕМОКРАТИЯ

Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти

  • Народовластие
  • Принцип большинства , воля большинства выявляется через выборы и референдум
  • Уважение прав меньшинства – право меньшинства на оппозицию
  • Парламентаризм – гос. власть, в которой ведущая роль принадлежит народному представительству - парламенту
  • Политический плюрализм (многообразие):
  • многопартийность, многообразие политических идей, СМИ и т. д.

    -Гласность – открытость деятельности политических институтов, доступность информации, свобода слова

    -Правовое государство , основой которого является верховенство закона и гарантия прав и свобод граждан

ПРИНЦИПЫ

Демократия и Её формы

Представительная

Прямая (непосредственная)

Власть осуществляется самим народом без политических посредников. Как?

  • Выборы на основе всеобщего избирательного права
  • Референдумы
  • Сходы и собрания граждан
  • Обращения граждан в органы власти
  • Митинги, демонстрации

Осуществление власти представителями народа – депутатами

  • Обязательно наличие представительного законодательного органа – ПАРЛАМЕНТА
  • В процессе представительной демократии участвуют профессиональные политики
Слабые места демократии
  • 1.Несовпадение политических возможностей тех, кто обладает лишь формальными правами, и тех, кто располагает деньгами, СМИ, административными рычагами воздействия на принятие решений.
  • 2.Неэффективное осуществление демократических принципов порождает разочарование в массах избирателей, недоверие к власти, нежелание участвовать в выборах и
  • прочих демократических процедурах.
  • Это ослабляет демократический режим!
Как вы оцениваете политическую систему России? Какой тип режима преобладает? По Форме правления государства бывают

Монархия (единовластие)- форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является один человек, занимающий престол по праву рождения

Республика – форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является народ и выборные органы- парламент и президент

Абсолютная (неограниченная) единоличное правление

Конституционная (ограниченная) монарх царствует, но не правит

Парламентская:

  • Верховенство парламента
  • Прав-во ответственно перед Парламентом
  • Премьер-министр формирует и возглавляет прав-во

Президентская:

  • Президент – глава государства и прав-ва
  • Президент избирается населением или выборщиками
  • Прав-во ответственно перед Президентом

Смешанная (парламентско-президентская): Сильный парламент и сильный президент; баланс полномочий

Форма государственного устройства

Гражданское общество и государство

Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства . Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- это тип государства деятельность которого реально ограничена правом, имеет место разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), гарантия прав и свобод личности и контроль за властью со стороны общества

Признаки правового государства

Политическая элита

Политическая элита – группа или совокупность групп занимающих привилегированное престижное положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с использованием государственной власти

Теория элит Г. Моска и В.Парето :

1.Общество делится на класс правящих и класс управляемых;

2. Элита – это люди, способные к управлению другими людьми, они обладают моральным, материальным, интеллектуальным превосходством

3. Кроме правящей элиты образуется оппозиционная элита – контрэлита, она стремиться к власти и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. Состав: главы государств, правительство, руководители парламента, лидеры партий и др.

4. Главный признак элит – оказание постоянного влияния на принятие политических решений

ПАРТИЯ (parties, pars – часть, группа) – группа единомышленников, объединенных в политическую организацию, с целью выражения и защиты интересов определенной социальной группы общества

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – солидарная (совместная) активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели

Политическая цель

Политологи в структуре партии выделяют три уровня

Члены партии, занимающие государственные посты

Официальная партийная организация: лидеры, аналитики, партийный актив, рядовые члены

Блок избирателей, массовая база партии

Государство

Гражданское общество

Гражданское общество

Партии обеспечивают связь гражданского общества и государства

Классификация партий

Находящиеся у власти

Коммунисты

Анархисты

Монархисты

Клерикальные

Социал-демократы

Либералы

Консерваторы

  • По отношению к власти : правящие и оппозиционные
  • По организационной структуре : массовые и кадровые
  • По программным установкам : крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые
  • По идеологическим установкам: консервативные, либеральные, социал.

Функции партий:

1.Связь гражданского общества и государства

2.Электоральная – участие в выборах

3. Политическая социализация граждан

4. Воспитание политических элит

Либералы

Проправительственные партии

Типы партийных систем

Партийная система – это механизм взаимодействия и борьбы партий за власть

Фр. политолог Дюверже: «Партийная система – это стабильный ансамбль партий , длительное время, принимающий участие в дележе власти »

Однопартийная система

Двухпартийная система = бипартизм

Система «2-х с половиной партии» или «2+»

Многопартийная система

Политическое лидерство

Политическое лидерство – личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей в группе, организации или обществе

Характеристики

политического лидера

Программа

Выражение интересов опред. группы

Настойчивость, воля, мужество

Имидж, ораторские способности

Команда помощников

Поддержка власти и масс

Типы лидерства по м.веберу

Традиционное лидерство , основано на традициях (вожди племен, монархи) ПРИВЫЧКА

Рационально-легальное лидерство – лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом. РАЗУМ

Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». ВЕРА

Органы государственной власти

Субъекты Федерации

Федеративное устройство России На основе Конституции РФ и поправок к Конституции Российская Федерация включает в себя 83 субъекта Федерации. РОССИЯ= 21 республика +46 областей +9 краев + 1 автономная область +4 автономных округа + 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург)

Политическое участие

Это действия гражданина, с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в институты власти

Политическая элита (профессионалы)

Рядовые граждане

Прямое (непосредственное) участие

Представительное (опосредованное) через избранных представителей

Признаки участия

1. конкретное действие

2. добровольность

3. участие является действительным, а не фиктивным

СМИ в политической системе

СМИ – средства создания, тиражирования и распространения информации в массовой аудитории

Интернет

Важный социальный институт, инструмент управления поведением людей

Каналы распространения информации

  • Информационная; влияние на избирателя
  • Политическая социализация
  • Представление различных общественных интересов
  • Формирование общественного мнения
Избирательный процесс в России

Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов

Этапы :

  • - Организационный
  • - Выдвижение и регистрация кандидатов
  • - Предвыборная агитация
  • - Голосование и определение его результатов
  • - Обнародование итогов

Выборы

  • Всеобщие
  • Равные
  • Тайные
  • Прямые

Активное избирательное право

Пассивное избирательное право

Абсентеизм – уклонение от участия в выборах

1.Лоббизм (лобби)= группы давления;

2. Лоббизм - процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Законотворческий процесс в рф

1.Законодательная инициатива (внесения з/п в ГД)

2.Обсуждение з/п в ГД

3. Принятие з/п в ГД

4.Принятие з/п в Совете Федерации

5.Подписание Президентом и обнародование (опубликование)



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.