Архитектурные достижения древнего рима. Презентация "Архитектура Древнего Рима" по истории – проект, доклад Архитектура римской империи презентация

МХК 10 класс

Архитектурные достижения Древнего Рима

Презентацию составила

Учитель ИЗО, технологии и МХК

Еремеева И.В.


Художественная культура Древнего Рима

Более двенадцати столетий насчитывает история Древнего Рима.

Когда мы говорим о Древнем Риме, то подразумеваем не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им земли от Египта до Британских островов.

Искусство Древнего Рима сумело не только унаследовать, но и творчески развить лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный оригинальный стиль.


В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

  • Эпоха Этруссков VII – IVвв. до н.э.
  • Эпоха Римской республики IV – Iвв. до н.э.
  • Эпоха Римской империи I – IVвв. н.э.

Архитектура периода Римской республики.

  • Древнеримская цивилизация дала миру тщательно спланированные города, дворцы и храмы, общественные учреждения, мощеные дороги и великолепные мосты.

  • В эпоху Римской республики сложились основные типы архитектурных сооружений: общественные здания, базилики и храмы, дороги, мосты и акведуки.
  • Городам была свойственна регулярная планировка.
  • Архитектурные сооружения располагались в строгом порядке на огромных четырехугольных площадях, или форумах, широкие улицы обозначили начало новой эпохи в градостроении.

  • С 6 в. До н. э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум. Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки…
  • На территории Форума было много зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.
  • В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. В начале 2 в. Н. э. Марком Ульпием Трояном был сооружен самый грандиозный Форум, о котором говорили, что это единственное сооружение на земле, перед которым даже боги приходили в изумление.


Колонна Траяна

  • Самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна. Выполнена из 20 блоков карарского мрамора.
  • Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных походах Траяна (длина ленты рельефов достигает 200 м)
  • Это величественное сооружение призвано было прославить не только самого императора, но и мощь всего государства.
  • Позднее колонна выполняла роль надгробного памятника Траяну (в её основании расположена комната с золотой урной, где хранится прахом императора.

Аппиева дорога

  • Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. Вызывает восхищение строительство дорог.
  • Знаменитая Аппиева дорога, вымощенная щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического пепла, хорошо сохранилась до нашего времени (проложена из Рима в Капую).

  • Сооружения в виде каменного или бетонного арочного моста, служившие для укладки водопроводных труб через глубокие овраги, были воплощением смелого архитектурного замысла и высочайшей строительной техники.
  • Вместе с тем акведуки и виадуки составляли единое целое с окружающим пейзажем.

Шедевры архитектуры эпохи Римской империи

  • Отличительными чертами архитектуры теперь становятся монументальность, распространение сводчатых конструкций, облицовка стен кирпичом и мрамором, использование бетона.
  • Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес представляют зрелищные постройки.
  • Самая крупная из них – Колизей, где разыгрывались пантомимы, происходили бои гладиаторов, укрощение диких зверей.

  • Колизей (лат. «коллосеус» – колоссальный) представляет собой огромную овальную чашу длиной 188 метров, шириной-156 и высотой-50 метров. Строительство Колизея длипось10 лет.
  • В центре Колизея находится арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей, число которых доходило до 56 тысяч.
  • Снаружи амфитеатр целиком покрыт травертином и имеет четыре яруса. Три нижних представляют идущие по всему профилю арочные пропеты, разрезанные пилястрами и полуколоннами в канонической последовательности: на первом ярусе - дорическими, на втором - ионическими, а на третьем - коринфскими. Четвертый, верхний ярус, достроенный несколько позже, представляет собой сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами и прорезанную небольшими окнами. На венчающем карнизе до сих пор сохранились отверстия, куда вставляли опоры для натяжения яркого тента, защищающего зрителей от зноя.



Пантеон

  • Так же одним из шедевров римского зодчества является Пантеон – «храм всех богов» (не имеющий аналогов в древнеримской архитектуре.


Триумфальна арка императора Тита

  • Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед римлян в военных походах.

  • Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм (общественных бань), являющихся неотъемлемой частью любого города. Термы служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.
  • Так в Риме насчитывалось их великое множество: 12 было больших императорских терм и сотни частных. Самые знаменитые термы императора Каракаллы. Внутри были облицованы цветным мрамором.

вывод

  • Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков

Когда римляне завоевали Грецию накануне смены тысячелетия в 1 веке до нашей эры, произошел неожиданный переворот в культуре Древнего Рима. Доселе гордый и непоколебимый Рим вдруг признал величие и размах культурных традиций Эллады. Это наследие еще больше преобразило искусство Древнего Рима, дополнив достижения древнегреческих мастеров новой неповторимой индивидуальностью и оригинальностью идей.

Развитие художественной культуры изучаемого региона принято делить на периоды:
Искусство этрусков (период с 7-го по 4-ый века до нашей эры );
Искусство Римской республики (период с 4-го по 1-ый века до нашей эры );
Искусство Римской империи (период с 1-го века до н.э. по 4-ый век н.э. )

Сохранившиеся сооружения архитектуры Древнего Рима

Дальнейшее знакомство учащихся с архитектурой Древнего Рима происходит также в сопровождении слайдов презентации, где им демонстрируются изображения сохранившихся сооружений и монументов. А чтобы знакомство было не только интересным, но и полезным, ребятам предложено в ходе урока работать параллельно с таблицей, заполняя ее ячейки.

Все три периода в истории Древнего Рима необходимо будет охарактеризовать по критериям: виды построек, назначение сооружений, используемый строительный материал, нововведения в архитектуре.

К рассказу о становлении римской государственности, а вместе с ней и культуры, можно привлечь самих учащихся, которые подготовят сообщение о роли этрусков и их вкладе в развитие Древнего Рима.

Учитель предлагает осуществлять сравнительный анализ греческих и римских построек и отдельных элементов в архитектуре. Так, например, римляне, подобно древним грекам, украшали свои общественные здания колоннами.

Нововведения древнеримской архитектуры

Колизей, Рим, Италия

Из нововведений особое внимание уделяется акведукам (водопроводам ), виадукам (каменным мостам с трубами внутри из глины или свинца ), служащими для подачи воды. А еще одного из школьников можно попросить подготовить сообщение о грандиозном древнеримском сооружении – Пантеоне, построенного как храм всех богов.

Среди всего прочего не забываем, конечно, подробно рассказать о Колизее, к знакомству с которым можно также подобрать какой-нибудь интересный видеофрагмент из Интернета или тот, что выбрал автор разработки (ссылка размещена в конспекте урока ).

«Римское право» - К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия. Римскими юристами было дано определение права собственности. Римское право. Манципация производилась следующим образом.

«Древнеримское искусство» - Октавиан Август из Прима Порта. Статуя Марка Аврелия - бронзовая древнеримская статуя. Фигура мужчины зрелого возраста. Гай Юлий Цезарь. Во фресковых росписях все чаще встречаются пейзажные зарисовки. В 4-5 вв. произошло крушение Римской иммперии. Бронзовая статуя Авла Метелла из музея Флоренции. Изобразительное искусство Древнего Рима.

«Философия Древнего Рима» - Познакомить слушателей с Древнеримской литературой и философией. Да помнил, хоть не без греха, Из Энеиды два стиха. Цель. Стоицизм. Ювенал заслужил славу одного из непримиримых и суровых сатириков. Ярким представителем стоицизма стал Сенека. Итак, Древний Рим внес огромный вклад в развитие литературы и философии.

«Боги Рима» - 1. Что такое свобода? Через служение людям (Мк.12,39-41). 9. Свобода Христа делает человека способным наслаждаться Богом. 4. Для чего Бог освобождает человека? Свободный христианин связан Словом Бога, познанием Истины, возрастанием во Христе и т.д. Слово дающее жизнь! 8. Свобода Христа даёт жизнь вечную!

«Образование в Древнем Риме» - Образовательные центры. Программы обучения. Школьный канон. Образование ребенка. Грамматическая школа. Система образования в древнем Риме. Программы обучения в риторских школах. Традиции греческой культуры. Римляне. Практическая направленность. Частные платные школы. Римская цивилизация. Образовательный процесс.

«Искусство Древнего Рима» - Здесь хранили самое ценное – городскую казну. 497 г. до н.э. Рим. Колоннада ионического ордера сохранилась лучше всего. В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Колонна Траяна. Архитектура Древнего Рима. Римский Форум -. с 4 в. до н.э. центр деловой и общественной жизни города.

Всего в теме 19 презентаций


Техника строительства из бетона была изобретена тысячелетием раньше на Ближнем Востоке, но римляне расширили область его применения и сделали основным методом строительства. Преимущества: прочный и пластичный, именно он дал возможность создать грандиозные архитектурные сооружения, которые до наших дней остаются памятниками «былого величия Рима».


Святилище Фортуны Перворожденной в Палестрине, в отрогах Апеннинских гор, к востоку от Рима Старейшим из архитектурных памятников является святилище Фортуны Перворожденной в Палестрине, в отрогах Апеннинских гор, к востоку от Рима. Здесь, в имевшей некогда большое значение цитадели этрусков, с древнейших времен существовал необычный культ Фортуны (богини судьбы) как изначального божества в сочетании с находившимся тут же знаменитым оракулом. Святилище Фортуны Перворожденной (Примигении). (I век до н.э)






Колонны всех трех классических ордеров размещены одни над другими в соответствии с присущим им «весом». Возрастание легкости пропорций едва уловимо; все эти ордера в их римской интерпретации смотрятся почти одинаково. Колонны дорического ордера колонны ионического ордера Колонны коринфского ордера













У построенной в начале IV в. н. э. базилики Константина были предшественники. Первые такие здания появились в Греции периода эллинизма. Это были предназначенные для различных целей общественные сооружения с довольно длинным прямоугольным залом внутри. При римском владычестве такие постройки стали типичными для каждого крупного города; они использовались преимущественно для проведения судебных заседаний суды, отправлявшие правосудие от имени императора, должны были размещаться в достойном их помещении.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Римское строительство было новаторским. Хотя оно пользовалось достижениями эллинистического зодчества, все раАРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Римское строительство было новаторским. Хотя оно
пользовалось достижениями эллинистического зодчества,
все равно оно проводит в жизнь свою концепцию, с новым
подходом к пространству и архитектурной форме. Прогресс
строительной техники шел быстро, в особенности касательно
конкретных задач (водопровод, очистные сооружения,
опорные стены, военные машины, лагеря).
Римляне стали применять в
строительстве бетон. В конструкциях
сооружений использовали арки и купола.
В позднюю республику уже ощущается потребность
украшать город. Архитектура была ведущим искусством
Древнего Рима.

В римской архитектуре основное место занимали
сооружения, воплощавшие идеи могущества
римского государства, а позже императора,
направленные на завоевание популярности у
свободного населения городов: форумы,
триумфальные арки, амфитеатры, термы,
базилики, инженерные сооружения,
обслуживавшие города римской державы и
прежде всего - гигантский центр метрополии,
город Рим.

Триумфальная арка Тита

Триумфальная арка Тита (ита. Arco di Tito) -
однопролётная арка, расположенная на древней
Священной дороге (Via Sacra) к юго-востоку от
Римского форума. Построена императором
Домицианом вскоре после смерти Тита в 82 году н. э.
в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э.
Послужила моделью для многих триумфальных арок
Нового времени.
Арка широко известна, прежде всего, своим
барельефом внутри пролёта. На нём изображено
шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме.

Триумфальная арка Тита 81 год

Строительная техника поднимается на большую высоту,
развивается инженерное искусство, использующее
достижения эллинистической науки. Создаются
грандиозные акведуки, подающие воду на десятки
километров (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э.),
дороги (Виа Аппиа, 312 г. до н. э.;), мосты, сточные каналы
(Клоака Максима в Риме).

Фрагмент внутригородской ветви акведука Клавдия (Aqua Claudia) на совр. виа Турати.

А́ппиева дорога (лат. Via Appia) - самая значимая из античных общественных дорог Рима.

А́ппиева дорога (лат. Via Appia) - самая
значимая из античных общественных дорог
Рима.

А́ппиева дорога

Дорога, проложенная в 312 году до н. э. при цензоре
Аппии Клавдии Цеке, проходила из Рима в Капую,
позднее была проведена до Брундизия. Через неё
было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом
и Малой Азией.
Вдоль Аппиевой дороги расположено множество
памятников: гробницы и виллы республиканского и
имперского периода, христианские и иудейские
катакомбы, средневековые башни и укрепления,
зачастую построенные на руинах римских
памятников, ренессансные и барочные постройки.

Архитектор имел привилегированное положение в римском обществе, намного выше места скульпторов и художников. Тип римского храма происход

Архитектор имел привилегированное положение в римском
обществе, намного выше места скульпторов и художников. Тип
римского храма происходит от этрусского, позднее от греческого,
однако его форма соответствует иному ритуалу.

Он имел характер общественной церемонии, где
принимают участие государственные власти и
население, происходит под открытым небом -
поэтому перед храмом делалось большое
свободное пространство. Сооружение ставится на
высокий подиум, что подчеркивает фасад, на
фоне неба становящийся грандиозной
декорацией.

Римский театр также зависит от древнегреческого, но римляне не использовали естественные склоны холма, а строили на ровном месте в форме б

Римский театр также зависит от древнегреческого, но римляне не
использовали естественные склоны холма, а строили на ровном
месте в форме большого каменного кольца. Орхестра постепенно
утрачивает свое значение, превращаясь в vip-места. Задняя стена
(скена) становится архитектурным строением. Любовь к
гладиаторским боям привело к возникновению амфитеатров
круглой и овальной формы путем сочетания двух зеркальных
полусфер.

Интенсивное градостроительство римлян влияло на городскую застройку. Форумы - особый тип постройки. Специфический архитектурный облик п

Интенсивное градостроительство римлян влияло на
городскую застройку. Форумы - особый тип постройки.
Специфический архитектурный облик приобрели и крупные
городские артерии. Отдельно стоящие арки стали типичным
элементом городского убранства - древняя функция ворот
переводится тут на язык чистой декоративности.

Архитектура переживает подъем в период правления династии Флавиев (69 – 96 гг. н. э.). Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр

Архитектура переживает подъем в период правления династии Флавиев
(69 – 96 гг. н. э.). Одной из вершин римской архитектуры является
амфитеатр Флавиев, или Колизей (75 - 82 гг. н. э.). Амфитеатр Флавиев -
Колизей, стал символом города. Это огромное сооружение, вмещавшее
около 50000 зрителей, предназначалось для гладиаторских боев и
травли зверей. Размеры арены позволяли выпускать до 3000 пар
гладиаторов одновременно. Амфитеатр был тщательно продуман,
транспортные и пешеходные потоки разделены. Колизей доминировал
над пейзажем, завершал монументальную перспективу города.

Император Адриан, любитель Греции придал культуре своего времени ярко выраженный классический характер. Основные схемы римской архитекту

Император Адриан, любитель Греции придал культуре
своего времени ярко выраженный классический характер.
Основные схемы римской архитектуры перерабатываются,
но со строгим соблюдением устоявшей формы.
Пантеон - храм всех богов (около 125 г.), один из
замечательнейших памятников архитектуры. Восстанавливая
Пантеон, начатый Агриппой и сгоревший, Адриан явно
планировал идеальный круглый храм.

Пантеон

Высота чашеобразного купола зрительно
увеличена благодаря кессонам и комплювию,
через который равномерно растекается свет.
Вошедший в храм зритель оказывается внутри
грандиозного подкупольного пространства.
Гигантские размеры сооружения (высота храма -
42,7 м, внутренний диаметр купола - 43,5м) в
соединении с гармоническими пропорциями и
благородной красотой архитектурных форм
создают впечатление исключительной силы.


Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.