Князь андрей боголюбский краткая история правления. Правление андрея боголюбского - русская историческая библиотека


Годы жизни: 1110-1174
Годы правления: 1169-1174

Андрей Юрьевич Боголюбский родился в городе Суздале в 1110 году. Отцом его был князь . Великий князь выделил своему сыну на правление небольшой город Звенигород под Киевом, но Андрей Юрьевич не был удовлетворен этим решением. Ему хотелось большего, поэтому в тайне от отца он отправился в Суздаль и Ростов, став их правителем.

Годы шли и в 1150 году князь Андрей Боголюбский подчинил еще и Вышеградскую с Васильевской области. Со временем он переместился в небольшой тогда город Владимир.

История правления Андрея Боголюбского была наполнена несколькими междоусобными войнами, здесь он часто одерживал победы. Самой крупной из них можно считать противоборство с за Великое Киевское княжение, противник Андрея призвал на помощь венгерские и польские, но это не помогло.

Сложные и неприятные события начались после смерти Юрия Долгорукого, Андрей, как прямо наследник, претендовал на трон Великого Киевского князя, но далеко не сразу смог его получить. Это произошло в 1169 году, когда Боголюскому пришлось брать Киев, собственную столицу, военными силами. Киев был под гнетом Мстислава II Изяславича, поэтому был первый ожесточенный бой за взятие Киева. Последствия были плачевными, город был не только разграблен, но и по большей части сожжен. Андрей Боголюбский получил себе государство, хоть и решил не оставаться в полуразрушенном Киеве.

Князь Боголюбский во Владимире

Он отправился во Владимир, оставив прежнюю столицу в управлении своего брата Глеба. После этого Андрей провозгласил себя Великим князем Владимирским, по словам многих историков, это событие открыло новую эру в жизни Владимирской Руси, а также поставила последнюю точку в жизни Киевского государства.

Князь Андрей Боголюбский взялся за мирное развитие своей новой столицы. Он занялся строительством каменных зданий, среди которых наибольшую известность получили соборы. Они стали отличительной чертой этого прекрасного северного города. Тем не менее, князь Владимирский не остановился на этом, религия имели высокий приоритет, поэтому в храм Успения Богородицы во Владимире была перемещена икона Богородицы. По преданию она была написано рукой евангелиста Луки, а значит, играла важную роль. Со временем она стала известной иконой Владимирской Божьей Матери и предстала перед людьми в качестве символа Суздальской земли. Сейчас она не потеряна, а хранится в Третьяковской галерее.

На берегу небольшой реки Нерль раскинулась резиденция Андрея. Неподалеку от нее была построена простенькая белокаменная церковь Покрова. До сих пор они считается важным культурным наследием всей нашей страны, а также одним из немногих мировых шедевров мирового зодчества. Не удивительно, что все люди, которые видели ее хоть раз в своей жизни, запоминают ее навсегда.

Прозвище князя Боголюбский

Место, где раскинулась резиденция первого Владимирского князя, называлось Боголюбово, из-за чего Андрей Юрьевич и получил свое прозвище. Его политика в государстве в первую очередь отличалась тем, что он хотел полностью прекратить междоусобные войны. Русь разрывалась от постоянного противостояние многочисленных наследников, что определялось удельной системой правления. Принцип состоял в том, что не сын наследовал место князя, а брат, поэтому всегда появлялось множество наследников от официальных браков и незаконнорожденных, а также двоюродные и троюродные братья, которые имели полное право на престол. К тому же, владение один или несколькими городами основывалось на получении из рук князя, хотя часто захватывалось военными силами. Не было единства и целостности страны, что должно было стать основой защиты от внешних завоевателей.

Андрей Юрьевич видел основную причину слабости Руси именно в разобщенности. Боголюбский выбрал совершенно иной путь правления, который ни разу еще не существовал в русском государстве. Он отказался от раздачи городов своим родственникам. Он был единственным правителем, надеясь на то, что и в дальнейшем положение власти останется именно таким. Правда, после его смерти удельное правление вернулось, что привело к противоборству его братьев, племянников и других родственников, которые имели право на княжеский престол.

Убийство князя Боголюбского

Кончина князя была трагическим событием. Произошла она в 1174 году прямо на княжеском дворе в Боголюбово, русский князь Андрей Боголюбский был убит боярами. Историки объясняют это тем, что правление было жестким, что нравилось далеко не всем. Недовольство было столь велико, что в результате прервало его жизненный путь.
Во время жизни Андрей Боголюский был женат два раза. Первой его женой была волжская булгарка, а второй дочь боярина Степана Ивановича Кучки – Улита. Они родили ему дочь – Ростиславу, а также нескольких сыновей – Изяслава, Мстислава, Романа, Глеба, Юрия и Владимира.

Изучая историю родной страны, каждый из нас еще в школе узнает о благоверном князе Андрее Боголюбском. Как гласят исторические источники, рожден он был приблизительно в 1111 г., а сражен неприятелем в 1174. За время своей жизни государственный деятель успел побывать в роли князя Вышгородского, Дорогобужского, Рязанского, Владимирского. В последнем городе он правил в роли великого князя, в этом же статусе и был убит.

Как все начиналось

Насколько известно из старинной истории, великий князь Андрей Боголюбский был либо вторым, либо третьим ребенком в семье. Его отец - прославленный Юрий Долгорукий, а мать - первая жена этого известнейшего правителя. Женщина была дочерью хана Аепы. Родившийся у Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский хоть и станет в будущем прославленным правителем, в момент его рождения таковым не считался, да и ребенок был у отца не первым. Точную дату его рождения история до нас не донесла. Предполагается, что второе чадо у Юрия появилось в 1111. Сведения о точном дне, когда был рожден Андрей, можно найти в созданной за авторством Татищева «Истории», но книга эта была написана через шесть веков после смерти великого князя, и указание на точные даты, приведенное в ней, у многих вызывает сомнения.

Из достоверных источников до наших дней не сохранилось информации о том, как проходили детство и юность человека, в будущем занявшего положение великого князя. Известно, что для своего времени этот деятель был одной из важнейших фигур. Об этом рассказали миру его дела, и именно за них он запомнился на долгие тысячи лет.

Любовь и уважение

Известно, что благоверный Андрей Боголюбский особенную любовь и почтение вызывал у Иоанна Четвертого, в историю Руси вошедшего как Грозный. Этот правитель чтил своего давнего предшественника, что особенно было заметно в период приготовлений к Казанскому походу, случившемуся в 1548 году и длившемуся четыре года. Из истории мы знаем, что в подготовительный период русский царь нередко наведывался во Владимир, и даже распорядился в каждый год поминать всех знатных людей, погребенных в Успенском соборе. Относительно Андрея было решено служить панихиду дважды ежегодно. Первым был выбран день смерти князя, второй - день памяти, последний ноябрьский день года.

В период правления Ивана Четвертого сформировалась концепция истории, утверждавшая, что именно великий Андрей Боголюбский был основоположником самодержавия. Его почитают за человека, заложившего фундамент Владимирского княжества, за которым последовало создание страны с центром в Москве.

Значимый и известный

В период своего существования и правления святой князь Андрей Боголюбский был одной из наиболее важных фигур в политике Руси. Особенно ярко это было выражено в двенадцатом столетии, а именно в 60-70-х годах. Благодаря этому князю в северо-восточных русских землях сформировалось очень сильное княжество, объединившее Владимир и Суздаль. Места были выбраны не случайно - ранее это была вотчина деда, прадеда князя. Как известно из дошедших до наших дней сведений, в период правления государственного деятеля сформировалась совершенно отличная от прежних лет политика. Князь приложил все силы к тому, чтобы Владимир-на-Клязьме получил статус основного центра русской власти, окончательно вытеснив с арены событий Киев, занимавший такую позицию прежде.

В описаниях биографии Андрея Боголюбского отмечается, что впервые такие стремления в его деятельности можно было увидеть еще в тот период, пока был жив и активен отец будущего великого князя - ему пришлось сражаться за престол в Киеве с племянником Изяславом. Уже тогда Андрей показал себя исключительно храбрым воином, что особенно ярко проявилось в произошедшем в 1149 г. бое под Луцком. Вместе с тем сын предпринимал попытки помирить отца и воинственного Изяслава, что проявило его как мудрого и миролюбивого человека.

Вчера, сегодня, завтра

Еще в период, когда будущий святой Андрей Боголюбский воевал во славу своего отца, как можно заключить из дошедших до нас достоверных источников, у наследника были довольно обширные и честолюбивые замыслы. Дважды, когда у него был выбор, он остановился на Владимирском уделе - именно его он получил от отца в управление. Среди прочих городов ему достался Вышгород. В 1155 г. он выезжал из своих владений в сторону Владимира, забрав с собой клир, святой Борисоглебский меч и образ Богородицы, ранее хранившийся в женском монастыре. Эта икона вскоре станет одной из наиболее чтимых в области Владимира и Суздаля, затем - Москвы и всего созданного князьями великого и могучего государства.

Уже в тот момент поступки Андрея Юрьевича Боголюбского позволили ему рассчитывать на благосклонность бояр Ростова и Суздаля. В 1157 г. скончался отец. За ним осталось завещание, по которому престол Суздаля и Ростова должен был перейти младшим детям, рожденным второй женой Долгорукого - Всеволоду, Михалку. Однако любовь боярства была столь сильна, что Андрей без особенного труда смог воспротивиться последней отцовской воле и оставить престол себе. Из суздальской долгоруковской резиденции, из старой ростовской столицы центр княжества под влиянием Андрея сместился. Теперь главным городом был Владимир.

Новая метла по-новому метет

Придя к власти, Андрей Юрьевич Боголюбский приложил все возможные усилия, дабы консолидировать княжество изнутри. Его активность была столь выраженной, что оппозиция посмела поднять голову, и в 1161 г. это даже привело к столкновению. В числе противодействующих лиц были младшие из рода Юрия Долгорукого. Впрочем, ничем хорошим для них это не закончилось, и вскоре недовольные сбежали в Византию. Убежища там искали Всеволод, Мстислав, Василько, а также мать Всеволода - она же вторая жена князя Юрия. Предполагается, что женщина была родом из Византии, поэтому для нее оказалось естественным попросить убежища у Мануила. Вместе с ними вынуждены бежать были племянники Андрея - дети Ростислава, к этому моменту уже скончавшегося старшего ребенка Юрия Долгорукого. Вместе с родственниками княжество, управляемое теперь Андреем, покинули служившие при отце передними знатные люди. Исходя из сведений, которые дошли до нас об этом периоде, можно с уверенностью говорить о радикализме реформ, которые продвигал Андрей.

Известно, что в этот же этап правления Андрея Боголюбского многообещающий молодой князь вступил в противоборство с епископом Леонтом, в тот момент отвечавшим за Ростов. Считается, что князь дважды изгонял церковного служителя, но точные даты этих событий неизвестны. Предполагается, что это происходило в период 59-64 годов двенадцатого столетия. Леонт, как считают историки, был греческого происхождения, что объясняло его склонность к византийским обычаям и традициям. На Руси было решено по средам, пятницам отменять пост, ежели день приходился на великое празднество, но епископ пожелал отменить такое послабление, дабы во всем соответствовать исходной византийской традиции.

Религия и политика: противоборство взглядов

Еще одним поводом для конфликта князя и епископа стало стремление правителя сформировать Владимирскую митрополию, которая бы находилась наравне с Киевской и ни в чем от нее не зависела. Более того, вместо восседавшего митрополита в Киеве Андрей Боголюбский пророчил в главы митрополии своего фаворита - Феодорца, к этому времени приписанного к кафедре Владимира и Суздаля. Ее Андрей планировал отделить от Ростовской, и Леонт нашел себе сподвижников в лице киевских священнослужителей, также не согласных с политикой нового правителя.

Когда великий князь обратился за одобрением своих действий к Патриарху Константинополя, ответом внезапно стал категорический отказ. Это превратилось в ощутимую препону на пути реформ. С одной стороны, патриарх отметил княжеское усердие и воздал ему за это похвалу, вместе с тем дозволил сместить епископскую резиденцию во Владимир, дабы священнослужитель был ближе к двору правителя. Окончательно проблему решили лишь в 1169, когда Андрея вынудили отказаться от Феодорца. Его направили на киевский суд митрополитов, где было вынесено решение о срочной смертной казни.

Границы: а много ли они значат?

Склонный к автократии Андрей Боголюбский вскоре перестал умещаться в границах выданной ему зоны правления. Уже в конце 60-х годов века своего правления интересы великого князя вышли далеко за пределы изначальной области. В 59-67 в Киеве княжеский престол занимал Ростислав Смоленский, приходившийся Андрею двоюродным братом, да еще и бывший его старше. В это время группировка князей Волыни, Киева и Смоленска была достаточно сильна, чтобы регулировать равновесие в области политики. Когда Ростислав скончался, всем стало очевидно: силы Андрея существеннее любых потенциальных противников.

Во многом активные действия были спровоцированы князем из Волыни Мстиславом, который воспользовался помощью поляков и галицких войск и направился на Киев, дабы захватить престольный город. В ответ Андрей Боголюбский организовал аж 11 князей, в числе которых были сыновья покойного, ближайшие соратники самого Андрея, смоленские и черниговские правители, князь из Дорогобужа. Уже тогда можно было говорить о мощной коалиции, и ее духовным центром, головой и сердцем стал Андрей, в будущем нареченный святым.

Военные успехи

Как и предполагалось, Андрей Боголюбский и его соратники одержали победу. В марте 1169 г. Киев был взят и разграблен, причем боевые действия сильно повредили святым местам города. Пострадали монастыри. Летописцы из Владимира зафиксировали это в книгах, как результат неправильных поступков местного митрополита. Известно, что незадолго до описываемых событий Константин Второй поставил крест на поддерживавшем Андрея игумене Поликарпе, согласившемся с великим князем относительно практики постов. Результатом военного успеха было водворение на киевском престоле Глеба - младшего брата Андрея. С этого момента окончательно стало ясно: Владимир теперь становится более значимым и статусным городом, нежели древняя столица Руси.

Вскоре, в зимние месяцы 69-го, Андрей решил организовать еще один военный поход, в этот раз - в направлении Новгорода. Усобица выдалась очень крупной, но объединенное войско Владимира и Суздаля проиграло сражение. Впрочем, еще через год жители Новгорода все равно признали власть Андрея Боголюбского, поскольку его усилиями были перекрыты все пути поставки хлеба. С 1172 г. на княжение в Новгород прибыл сын Андрея Юрий, которого жители вынуждены были принять.

Постепенно, но неотвратимо

Немногим раньше жителей Новгорода правление Андрея Боголюбского признали Ростиславичи, в награду за это Роману достался киевский престол. Объединенные земли Суздаля и Владимира под княжением великого правителя получили прибавление. С восточной стороны был основан населенный пункт Городец-Радилов, благодаря чему стала подвластной Волжская Булгария, а с северной стороны земля пополнилась Заволочьем.

Политика Андрея Боголюбского, чьим центром было военное давление, начала давать сбои в 70-х годах. Массовые походы, как показывала практика, не показывают желаемого результата, налицо был кризис. В 1172 г. организовали сражение с волжскими булгарами, но знатные люди, союзные княжества отказались поддержать Андрея. Тогда же взбунтовались Ростиславичи. В 1174 г. в сторону киевских земель выступили карательные войска - многочисленные воины из разных земель, объединенных под властью Андрея. Несмотря на численный перевес, великий князь потерпел абсолютное поражение.

Современные историки предполагают, что в годы правления Андрея Боголюбского произошел социальный кризис, и именно им следует объяснять его внезапные неудачи периода 70-х. Безапелляционная автократия, которую продвигал князь, устанавливалась крайними военными и фискальными мерами, в силу чего знать воспылала недовольством по отношению к такому правителю. Конфликт был как между князем и боярам Суздаля и Ростова, так и во владимирских землях. В свое время Андрей попытался сформировать прослойку верной ему служилой знати, которая должна была стать сильнее родового боярства, но успехи достигнуты не были.

Кому платить за ошибки?

Правивший во Владимире Андрей Боголюбский стал жертвой заговора. Великий князь был убит в 1974 г. Сердцем заговорщицкой группировки были близкие к правителю представители Кучковичей. Кстати говоря, значительно позднее смерти Андрея появилась легенда о том, будто бы жена князя происходила именно из этой семьи. Историки считают, что она не стоит внимания и не имеет ничего общего с действительностью. Зато точно сохранилась информация о том, что великого правителя убили в ночное время в Боголюбовском дворце.

Про смерть великого князя рассказывали очевидцы. В настоящее время неизвестно точно, писали ли очевидцы летописи сами или же ответственный человек записывал все это напрямую со слов того, кто присутствовал в центре событий. В любом случае, в Киевской летописи можно видеть длинное и пространное описание событий той ночи. В краткой форме все изложено во Владимирской летописи. В 1934 г. организовали лабораторное обследование княжеских останков, по итогам чего подтвердили верность описанного в книгах. Из сохранившихся до наших дней источников видно, насколько острым было социальное недовольство, как сильно не любили князя к периоду окончания его правления. Некогда личность Андрея вызывала у простого и знатного люда уважение, он был настоящим героем, но к моменту смерти стал фокусом ненависти общества.

Однозначности быть не может

Из краткой биографии Андрея Боголюбского известно, что после смерти князя его тело пролежало еще два дня, дожидаясь отпевания. Сперва заговорщики и вовсе бросили его на огород, откуда затем было решено перенести в церковный притвор. Лишь спустя неделю княжеские останки отправили в Успенский собор во Владимире, здесь же было решено их захоронить. Дворец князя вскоре разграбили, во Владимире грабили административные здания, убивали представителей управленческого слоя, процветавших при Андрее. Аналогичные волнения происходили на всей территории волости. Лишь крестный ход, для которого пришлось взять образ Богоматери, прекратил непотребства и бесчинства.

Любопытным кажется тот факт, что во всех рассказах, посвященных убийству князя Андрея Боголюбского, можно видеть прославление этого политика как создателя храма. Обязательно отмечают, что он много и часто жертвовал церковным приходам, любил нищих и активно распространял христианскую веру. Благочестие, присущее личности князя, высоко оценивалось как его приверженцами, так и врагами. Известно, что правитель в ночное время зачастую приходил в церковь, дабы помолиться и испросить у Господа покаяние за все свои грехи. За это он обрел причисление в лице народа к рядам святых.

А что дальше?

Как известно из любой краткой биографии Андрея Боголюбского, вскоре после смерти князя началась активная борьба за все то, что создал великий правитель. Удивительным для многих кажется тот факт, что сыновья не были реальными претендентами на княжение - они полностью согласились с законом лествичного права. В записанной под контролем Владимирского полихрона четырнадцатого столетия Ипатьевской летописи впервые назвали убиенного князя великим. Во многом титул объяснили именно нюансами его смерти.

Из заключений Ключевского известно, что Андрея можно описать как человека, забывавшегося в битве, заносившегося в самые опасные места, не обращавшего внимание на риски. Усобицы и опасности были для него как вода для рыбы - и это качество в целом характеризовало многих южных жителей. В отличие от своих современников, Андрей мог не только быть активным в битве, но и быстро приходить в себя, едва только следовало о чем-то здраво рассудить. Воинственное опьянение, еще минуту назад заставлявшее сиять его глаза, проходило практически мгновенно, и посреди боя князь мог стать осторожным и разумным, наблюдательным, аккуратным - настоящим правителем, распоряжающимся обстановкой.

Отмечается, что Андрей был предусмотрительным, у него в любой момент все было готово к тому, как развернутся события. Этого человека никакие обстоятельства не заставали врасплох, и как бы ни был велик хаос вокруг, Андрей сохранял ясность ума. Каждую минуту он ожидал опасности, стремился упорядочивать все окружающее, во многом был сходен с Владимиром Мономахом. Удалый в бою, Андрей признавался, что воевать не любил. Пока отец еще был жив, после каждого успешного боя сын обращался к нему, прося примирения с побежденными.

Помнить и любить

После убийства князя Андрея Боголюбского о нем не забыли, и особенно сильной память хранилась в церковных кругах. В 1702 г. было решено канонизировать правителя. Князя назвали благоверным. День его памяти - 4 июля. Княжеские мощи хранятся во владимирском Успенском соборе. Для их сохранения выделили Андреевский придел.

Всего известно, что сыновей у Андрея Боголюбского было четверо, кроме того, была одна дочка. В 1165 г. скончался Изяслав, из летописей известный тем, что вместе с отцом принял участие в походе в Волжскую Булгарию. В 1173 г. умер Мстислав. Сравнительно много информации в исторических источниках можно найти про Юрия. Этот сын правил в Новгороде в 73-75 годах, в 85-89 был мужем Тамары, царившей в Грузии. Точная дата смерти неизвестна, предполагается, что Юрий скончался около 1190 года.

Четвертого сына звали Глебом. Точная дата рождения в летописях не отражена, предположительно, ребенок у Андрея появился в 1155 г. Юноша умер в двадцатилетнем возрасте и был канонизирован. Из исторических источников о нем ничего не известно, но есть определенная информация в более поздних записях. Считается, что, будучи двенадцатилетним, ребенок усердно читал церковные книги и много общался с монахами, вел добродетельную жизнь. Его смерть пришлась на период незадолго до того, как случилось убийство Андрея Боголюбского.

Также известно, что у князя была одна дочка, названная Ростиславой. Она стала супругой Святослава Вщижского.

С юга на север: как семья предопределяет судьбу

Человек, которого в будущем в исторических летописях окрестят первым великим князем Руси, в некотором смысле уже по своему роду обязан был стать правителем. Отцом Андрея был Юрий Долгорукий, определивший путь развития княжества. Он и его отец, Мономах, приложили немало сил к тому, чтобы объединить княжества, и чтобы Андрей продолжал это великое дело. В летописях позднего времени про него говорили, что именно Андрей был первым русским хозяином, действительно энергичным и жестким, как того требовало время. Властолюбивый от природы, талантливый по натуре, добродетельный по складу характера, этот человек просто не мог избежать судьбы известного правителя.

Как политик он впервые проявил себя в южных русских регионах, где пришлось поучаствовать в военном деле на стороне отца. Задачей рода было отстоять свое старшинство в родных землях, и им это удалось. Когда Юрий Долгорукий в 1149 г. получил Киев, он решил выделить престол этого древнего города именно Андрею - это не могло не попасть в летописи. Такое решение князь принял не случайно: уже к этому году сын проявил свою доблесть, верность, рассудительность и способность принимать адекватные решения, соответствующие ситуации. Он стал тем человеком, которому прозорливый Долгорукий мог доверить старинный город.

Новый опыт и иные традиции

Оказавшись в южных землях, Андрей столкнулся с обычаями, сильно отличавшимися от привычных ему дома. В летописях говорится о недовольстве и возмущении, даже смущении будущего великого князя - столь ему странны казались удельные усобицы между близкими. Бесконечные раздоры, как следствие - постоянно проливавшаяся родственная кровь. Все это вынуждало Андрея скорбеть о происходящем. Нет ничего удивительного в том, что молодой человек возжелал вернуться в родные края. Удельные порядки не были для него приемлемыми, тем более он не смог заставить себя их полюбить. Сперва Андрей удалился от того, что ему было противно, а едва набрал силу, стал принимать меры для исправления ситуации.

Переезд в Суздаль в 1156 г. произошел без согласия и одобрения княжившего в тот период отца. Вышгород остался без иконы - в будущем образ станет самой великой и значимой святыней всей русской земли. Из легенд известно, что переезд иконы по всему пути следования князя вызывал великие чудеса. Вблизи Владимира под иконой внезапно встали лошади, и было решено на этом же месте разбить лагерь для ночевки. Во сне к Андрею пришла сама Божья матерь, которая предостерегла от перемещения образа в Ростов, и повелела основаться во Владимире. Пробудившись, князь в точности исполнил божественную волю. В том месте, где ему пришло видение, повелитель решил разбить село, чье название Боголюбово дало имя ему самому. По прошествии некоторого времени в том же селе он поставит великолепную церковь из камня и роскошный терем. Село станет его постоянным и самым любимым местом жизни, здесь же произойдет убийство Андрея Боголюбского.

Новая жизнь и новые правила

Святыня, которую получил в свои руки Андрей, позволила ему сделать северо-восточные области значимее, важнее, сильнее. Икона, которую украсят драгоценными камнями, будет самым важным объектом не только Успенского собора, но и города, а затем - всей земли. По прошествии некоторого времени этот образ примут как самый важный для всей Руси.

В мае 1157 г. скончался Юрий Долгорукий, и Андрей принял власть. Он не пожелал ориентироваться на старое боярство, поэтому не поехал в Суздаль, вместо этого приблизил доверенных младших дружинников. Кроме того, фундаментом власти Андрея было южное население, независимое от бояр Суздаля и во многом существовавшее за счет администрации молодого князя.

Андрей прикладывал усилия для предотвращения междоусобиц. Одной из основных задач, определенных им для себя, было исключение борьбы с братьями, племянниками. В те же времена было решено поставить новый город, названный Владимиром-на-Клязьме, и приложить усилия, дабы тот превратился в истинную столицу, более прекрасную, нежели Киев. Здесь выстроили церкви, мощные укрепления и ворота из серебра и золота - такие же, как киевские. Успенский храм строился как кафедральный собор. Ожидалось, что здесь будет создана самостоятельная митрополия, но патриарх запретил такое самовольство.

Желания и реалии

Одним из спорных аспектов правления стала внешняя политика Андрея Боголюбского. Великий князь отличался обширностью военных замыслов, причем широта их не объяснялась потребностями страны. Более того, бояре также не поддерживали дальнейшего расширения княжеских земель. Подобное несогласие обязательно должно было стать поводом для конфликта, и отношения внутри управляемых Андреем земель обострялись. Предполагают, что проблемы в отношениях с боярами во многом были обусловлены еще и внутренними политическими решениями - князь пытался подчинить себе это свободолюбивое сословие. Кстати говоря, это заметно из книг писателя Заточника: в текстах он не раз говорил о том, что боярину, живущему на северо-востоке русских земель, свой терем лучше ставить вдали от резиденции князя, иначе разорения не избежать.

В 1173 г. было решено пойти в поход. Направлением выбрали Волжскую Булгарию. Для увеличения основного войска пригласили рязанских воевод и людей из Мурома. К месту сбора дружины подтягивались крайне медленно, вовсю демонстрируя нежелание идти на войну. В летописях про этот период и поведение подчиненных князя говорилось: «идучи не идут». Казалось бы, неповиновения не было, но от похода военные очевидно уклонялись.

В 1174 г. князь казнил Кучковича, и его брат и княжеский зять устроили заговор. Вскоре в нем приняли участие осетин Анбал, некий пришлый Ефрем. Как известно из летописей, суммарно в заговоре участвовали два десятка человек. Все они руководствовались страхом за свою жизнь.

Помним и сегодня

Кровавые события 1174 г. не прошли незамеченными для истории. Дворцовая часть, где все случилось, и по наши дни еще стоит. В 1935 г. в ленинградских лабораториях провели антропологическое исследование, которое показало, что рассказы о силе князя были полностью правдивыми.

Человек, без устали боровшийся с врагами извне, оказался не готов к нападению внутреннему, и родственники, приближенные смогли нанести ему смертельный удар. Сопротивление было отчаянным. Ежели бы князь смог выжить в ту страшную ночь, наверняка заговорщиков ожидала бы смерть - это было абсолютно в характере правителя. Бунтовщики и сами это понимали, поэтому боролись до победного конца, чего бы им это ни стоило. Что любопытно, несмотря на разграбление киевских святых мест, народ почитал Андрея за светлого князя и достойного правителя.

Андрей Боголюбский что сделал для Руси и что построил великий князь Вы узнаете из этой статьи.

Какой был Андрей Боголюбский?

Боголюбский Андрей Юрьевич (1111 - 29 июня 1174) – это Владимиро-Суздальский князь и с 1157 года великий Киевский князь. Он был старшим сыном князя Юрия Долгорукого и Аепы, дочери половецкого хана. Был дважды женат. Первой женой Боголюбского была дочь Кучки Стефана Ивановича, первого владельца Москвы. Второй женою князя была пленница из Волжско-Камской Булгарии, которую привезли из военного похода в 1164 году.

В 1149 году от своего отца он получил в имение город Вышгород. А спустя год его перевели в западнорусские земли, где Боголюбскому достались во владения города Пинск, Туров и Пересопница.

В 1151 году Андрей Юрьевич получил согласие отца на возвращение в родные Суздальские земли. Через 4 года его обратно переводят Вышгород. Но он, несмотря на возражения отца, сбегает во Владимир-Залесский, прихватив с собой написанную евангелистом Лукой икону Богородицы.

Когда умер Юрий Долгорукий в 1157 году, Андрей Боголюбский унаследовал великокняжеский Киевский престол. Таким образом, отвечая на вопрос, Андрей Боголюбский был князем какого города , стоит сказать, что он был князем нескольких городов – Киева, Ростова, Суздаля и Владимира. Но, несмотря на обычай, в Киев князь не поехал жить.

В 1162 году князь, опираясь на своих слуг, из ростово-суздальской земли изгнал всех своих родственников и отцовскую дружину. Одновременно с этим Андрей Боголюбский перенес столицу северо восточной Руси, из Суздаля во Владимир , устроив свою резиденцию в построенном им городе — Боголюбово-на-Нерли. Благодаря этому он и получил свое прозвище.

Также Андрей Боголюбский был первым, кто совершил в 1160 году первую попытку в истории Киевской Руси разделить церковь на 2 митрополии. Но сделать это ему не удалось.

Андрей Боголюбский что построил?

В период правления князя также развернулось масштабное строительство во Владимире и его пригородах. Андрей Боголюбский построил Золотые ворота по подобию Киевских Золотых ворот, замок-город Боголюбово. Он не забывал и о духовной составляющей жизни. Благодаря ему были воздвигнуты Успенский собор, Покрова-на-Нерли, храм Рождества Богородицы в Боголюбове . Храмы построенные Андреем Боголюбским были олицетворением высокого культурного развития государства, красоту которых передать словами было нельзя.

Кроме того, Андрей Боголюбский много сделал для того, чтобы избавиться от влияния Византии на Руси. Князь постоянно приглашал западноевропейских зодчих для строительства храмов и других сооружений. Он ввел на Руси новые праздники, которые не праздновались в Византии – праздники Покрова пресвятой Богородицы и Спаса.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какую политику вел Андрей Боголюбский и что он сделал для Киевской Руси.

Андрей Боголюбский – князь Вышгородский, Дорогобужский, Рязанский и Владимирский. Является сыном . При правлении Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью.

В период правления Андрея Боголюбского, Владимиро-Суздальское княжество приобрело большое влияние на Руси и со временем стало основой Российского государства. В данной статье мы рассмотрим главные события князя Боголюбского и наиболее интересные факты из его жизни.

Итак, перед вами краткая биография Андрея Боголюбского.

Биография Андрея Боголюбского

Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года в Ростове Великом. В 1149 г. Юрий Долгорукий поручил Андрею править Вышгородом. В скором времени молодой князь участвовал в войне против полоцкого и волынского государя Изяслава Мстиславича. Дойдя до Волыни он показал невиданную отвагу при осаде Луцка.

В 1153 г. Боголюбский начал править Рязанским княжеством, однако вскоре был изгнан с престола Ростиславом Ярославовичем. Позже он вновь стал управлять Вышгородом, но уже в 1155 г. решил уехать во Владимир-на-Клязьме, выкрав при этом икону Богородицы.

По преданию, Андрей Боголюбский якобы увидел сон, где ему было сказано оставить икону во Владимире, что он и сделал. Кроме этого, на месте, где ему приснился сон, князь образовал поселение Боголюбово. Именно после этого его прозвали Андреем Боголюбским.

Правление Андрея Боголюбского

Когда в 1157 г. Юрия Долгорукого не стало, Андрей Боголюбский начал править Владимирским, Ростовским и княжествами. Вскоре он решил сделать столицей Владимир.

После этого в течение нескольких лет он построил белокаменную крепость с 5 воротами. Интересен факт, что одни из них – Золотые ворота, можно увидеть и сегодня.


Золотые ворота во Владимире

Кроме этого Боголюбский возвел Успенский собор и известную Церковь Покрова на Нерли, а также занимался строительством оборонительных сооружений. Затем он начал проводить политические реформы, желая укрепиться на престоле.

В 1161 г. Андрей Юрьевич изгнал из своих земель мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с ее 3 сыновьями. Стараясь единолично управлять всеми владениями, он решил упразднить проведение вече, на которых князья и вельможи решали разные серьезные вопросы.

В результате Боголюбский прогнал всех бояр, служивших еще его отцу, и многих близких родственников. Стараясь развивать феодальные отношения, он, прежде всего, надеялся на дружину и жителей Владимира. Также князь вел торговлю с Ростовскими и Суздальскими областями.

В 1159 г. Андрей оккупировал небольшое новгородское укрепление Волок Ламский. Затем он предпринял попытку создать на подчиненных землях митрополию, независимую от киевской. Однако эта попытка не увенчалась успехом.


Реконструкция замка Андрея Боголюбского

Андрей Боголюбский приглашал для постройки церквей и монастырей западноевропейских мастеров. Желая провести реформы и в области религии, он ввел на Руси некоторые праздники. Считается, что он был инициатором учреждения таких праздников, как Медовый Спас и Покров Пресвятой Богородицы.

Взятие Киева (1169)

После смерти Ростислава в 1167 г. власть в роду Рюриковичей переходила Святославу Всеволодовичу черниговскому.

Однако когда в борьбу за престол вмешались другие родственники, начались междоусобные войны. Мстислав Изяславич Волынский захватил , изгнав своего дядю Владимира Мстиславича, и посадил править Новгородом собственного сына Романа.

Мстислав делал все возможное, чтобы всецело управлять Киевским княжеством. Однако ему противостали его двоюродные братья Ростиславичи.

Такое положение вещей было только на руку Андрею Боголюбскому. Не теряя времени он направил свою дружину в сторону Киева, заручившись поддержкой еще 11 русских князей.

Киевский поход 1169 г., возглавляемый сыном Боголюбского Мстиславом Андреевичем, окончился взятием Киева. После этого город подвергся двухдневному разграблению, а многие его жители оказались плененными.

В конечном счете, новым государем киевских земель стал брат Андрея – Глеб. Интересен факт, что Андрей Юрьевич был первым на Руси, кому удалось изменить представления о старшинстве в династии Рюриковичей.

Поход на Новгород (1170)

Подчинив себе Киев, Андрей Боголюбский решает собрать дружину против Новгорода. При этом новгородцы хотели видеть своим правителем Романа Галицкого, который приходился сыном Мстиславу Изяславичу.

Вскоре начались сражения между армиями Андрея и Романа. В итоге уверенную победу одержал последний князь. В скором времени в Новгороде наступил большой голод, который побудил его жителей наладить отношения с Андреем.

Андрей Боголюбский на открытке работы Ивана Билибина

Ряд историков полагает, что именно Боголюбский после поражения организовал продовольственную блокаду, что в итоге возымело эффект и привело к перемирию.

Осада Вышгорода (1173)

Когда в 1171 г. умер Глеб Юрьевич, на киевском престоле оказался Владимир Мстиславич, но вскоре скончался. Затем трон перешел к князю из смоленских Ростиславичей – Роману.

Андрей Боголюбский потребовал от него выдачи всех высокопоставленных лиц, которых он подозревал в отравлении Глеба.

Однако Роман не захотел идти на такой шаг. В связи с этим Андрей убрал его с престола и приказал ему и его братьям отправляться обратно домой. Тот не посмел ослушаться указа Боголюбского, но один из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, отказался подчиниться повелению государя.


Андрей Боголюбский реконструкция Герасимова

Мстислав заявил, что не допустит такого грубого обращения с ним и его братьями. В результате он остриг бороду послу Андрея, что послужило поводом для войны.

Когда дружина Боголюбского подошла к Вышгороду, она начала крупномасштабную осаду. Интересен факт, что Андрей повелел взять в плен Мстислава живым, чтобы поквитаться со своим обидчиком. Тот в свою очередь был вынужден вместе со своей армией спрятаться в крепости, поскольку понимал свое бессилие.

Тем временем Ярослав Изяславич направил волынские и галицкие войска на помощь осажденным. Когда полки Андрея Боголюбского издали заметили огромную рать Ярослава, они начали в спешке убегать с поля боя. Мстислав, увидев поддержку, покинул крепость и вместе со своей дружиной вступил в сражение.

Многие суздальцы при отступлении нашли свою смерть в Днепре, а другие пали на поле боя. Таким образом осада Вышгорода оказалась крайне неудачной для Андрея Боголюбского.

Походы в Волжскую Булгарию

В 1164 г. Андрей Юрьевич пошел войной на волжских булгар. Противник понес большие человеческие и технические потери. Был взят Бряхимов и испепелено 3 других города.

Через 6 лет Боголюбский вместе с союзниками вновь пошел войной на булгар. Князья зашли на булгарскую территорию и стали ее беспощадно грабить.

И хотя Андрею порою приходилось вступать в сражения с противником, ему удалось полностью подчинить себе эти земли.


Собор Рождества Богородицы и остатки княжеского дворца (переход и лестничная башня) в Боголюбском монастыре, Боголюбово

Личная жизнь

В 1148 г. Андрей взял себе в жены боярскую дочь Улиту, которая отличалась особой красотой. В этом браке у них родилось 5 детей: Изяслав, Мстислав, Юрий, Глеб и Ростислава.

Интересен факт, что Улита состояла в заговоре против супруга, за что в 1175 г. была казнена. Однако ряд историк полагают, что убили не ее, а другую, неизвестную жену Боголюбского.

Смерть и канонизация

Поражение 1173 г. и напряженные отношения со знатью привели к заговору против Андрея Боголюбского. Как следствие, в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. князь был до смерти забит боярами.

Существует версия, что заговорщики, предварительно напившись вина, пришли в покои Андрея, чтобы совершить над ним расправу. Государь не стал открывать дверь и сразу бросился к мечу, который всегда висел возле его кровати. Но как оказалось, оружие было заранее украдено ключником Анбалом.

Сломав замок, бояре набросились на беззащитного князя и стали его избивать. И хотя Боголюбский оказал достойное сопротивление заговорщикам, силы были слишком не равными. Наконец весь израненный он свалился на землю.


Убиение Андрея Боголюбского

Подумав, что Андрей умер, убийцы торжествуя отправились пить вино в погреб. Однако князь, придя в сознание, попытался убежать из своей резиденции.

Но злодеи нашли его по кровавому следу, после чего нанесли ему смертельные удары. Труп Боголюбского лежал во дворе, а тем временем народ мародерствовал в его покоях.

Андрей Юрьевич Боголюбский был похоронен в Успенском соборе во Владимире. В 1702 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

Если вам понравилась биография Боголюбского Андрея – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности, – подписывайтесь на сайт .

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Князь Владимирский, Ростовский и Суздальский, великий князь Киевский (с 1157 года).

Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года. Он был старшим сыном великого князя и дочери половецкого хана Аепы.

Летописи начинают упоминать об Андрее Боголюбском во время войны его отца со своим племянником, великим князем киевским Изяславом Мстиславичем, занявшим киевский престол вопреки лествичному праву, когда были еще живы его дядья - Вячеслав и Юрий.

В 1149 году Андрей Юрьевич получил от в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 году он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел. В 1155 году Андрей Юрьевич вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле вновь вернулся во , увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери).

После смерти в 1157 году Андрей Юрьевич унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем Ростовским, Суздальским и Владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 году Андрей Юрьевич изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину.

В «Суждальской земле» он сделал столицей княжества , превратив маленькую крепость в богатый город с величественными соборами, многими церквами и неприступными крепостными стенами с Золотыми, Серебряными, Медными воротами. Неподалеку от князь заложил на реке Нерли «себе город камен, именем », по которому и получил свое прозвище.

Андрей Боголюбский завоевал огромный авторитет и после смерти отца стал проводить самостоятельную политику, стремясь подчинить себе враждующие между собой княжеские и боярские вотчины. За три года он превратился в могущественного князя, сумевшего создать на северо-востоке Руси будущий политический центр государства. В 1164 году Андрей Боголюбский совершил победоносный поход на волжских болгар, а в 1169 году его войска взяли и разграбили Киев.

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского. В ночь с 29 на 30 июня 1174 года великий князь был убит в группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально он был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы, позднее останки неоднократно переносились. Около 1702 года Андрей Боголюбский был канонизирован православной церковью в лике благоверного.



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.