Суть Кальвинизма. Кальвинистская церковь

Кальвинизм, Кальвинизм – одно из направлений протестантской церкви, возникший в Швейцарии в XVI в. Кальвинизм осуждает расточительство, отстаивает бережливость, не признает бедность как признак святости, требует добросовестного труда ради накопления богатства. В XVI-XVII веках кальвинисты вели религиозные войны с католиками.
Кальвинизм распространен в Шотландии, Нидерландах и в части Швейцарии; также является принятым пуританами в Англии, Новой Англии и Пресвитерианской и конгрегационалистской церкви в США. Основу доктрины составляет идея предопределения, согласно которой некоторой души заранее выбранные Богом, благодаря жертве Христа, для спасения, а другие прокляты. Хотя в настоящее время кальвинизм в его наиболее строгом интерпретации встречается редко, в ХХ веке наблюдалось его возрождение в виде неокальвинизму, благодаря работам Карла Барта.
Для кальвинизма характерно:
В кальвинизме отвергнуто все внешние атрибуты культа – алтарь, иконы, свечи, крест. Обрядовое жизни сводится к слушанию молитв, созданных пастором, его проповеди, пения псалмов. Брак освящается дома, над умершими дома читается молитва. Отменены литургии и все католические праздники, кроме воскресенья.
1 ноября 1533 ректор Парижского университета Николай Коп произнес речь, написанную для него Кальвином, призывавшей к библейской Реформации в церковной жизни, подобной лютеранской. После этого Коп и Кальвин были вынуждены покинуть Францию. Эта речь, а также апологетические труд Кальвина «Институты христианской веры», в которой он хотел объяснить королю Франциску И смысл новой веры, сделали Кальвина известным реформатором. Несколько лет Кальвин скрывался под чужим именем. 1536 проездом он остановился в Женеве.
В 1535 году Женева под влиянием своего союзника, Берна, стала протестантским городом. Главным проводником реформ в городе был Гийом Фаррелл. Именно он уговорил Кальвина остаться в Женеве и добился для него должности проповедника и учителя богословия, для того, чтобы тот мог организовать в городе новый церковный уклад. Кальвин взял за образец ветхозаветную Израильское государство, которое несло ответственность перед Богом за все общество и за каждого отдельного человека во всех сферах жизни: общественной, личной, религиозной и светской. Кальвин считал возможным управлять нравственностью, наказывая как плотских грешников, так и лжепророков. По согласованию городского совета была создана теократическая Женевская республика. Но очень скоро, в 1538 году, Кальвина с Фаррелл выгнали из Женевы за деспотизм и строгость.
Через три года городской совет опять пригласила Кальвина в Женеву и согласилась на выполнение всех его условий. Была основана так называемая консистория, сосредоточила в своих руках всю полноту как светской, так и религиозной власти. За каждый проступок устанавливалась мера наказания. Так за танцы или игру в карты отлучали от участия в Вечере Господней, за прелюбодеяние или богохульство подвергали телесным наказаниям или казнили. Государство в Женеве срослась с церковью и за 20 лет кальвинской правления превратилась в образцовый город христианского образа жизни в кальвинской понимании. Карались несогласные с богословием Кальвина, все оппозиционные партии были уничтожены и церковные наставления Кальвина победили в Женеве полностью.
Женева заняла ведущее место среди всех протестантских городов. Были созданы новая школа и академия для подготовки проповедников. Эта академия (ныне – Женевский университет) подготовила сотни проповедников для всей Европы, что чрезвычайно способствовало распространению учения Кальвина. Так, во Францию были направлены 150 пасторов.
Кальвин систематизировал и сохранил наследие нескольких предыдущих десятилетий протестантского движения: учение о спасении верой и авторитет Библии, общее священство и выборность пресвитеров, отказ от таинств и упрощения культа. В основном труде своей жизни «Наставления в христианской вере» (1536-1559 гг) Жан Кальвин развил также новые доктрины: доктрина о жестком или двойное предопределение (т.е. о личной невозможность человека к спасению, а отсюда о предопределение Богом одних людей ко спасению, а других – на гибель) и о том, что искупительная жертва Христа произошла именно за предопределено к спасению; учение об уверенности в спасении (т.е. христианин должен верить в свою избранность к спасению); учение о том, что служением является всю жизнь человека, ведь оно изначально в Божьей воле и руках Его есть жизнь для Него и Его славы (набожность, нравственность и разумная упорядоченность жизни, успех в жизненном призвании были знаками, свидетельствовавшие об избранности человека к спасению); учение о «мирской аскетизм» включало большое уважение производительного труда, инициативности, ответственности, личной нравственности, семейных ценностей, лояльность к справедливой государственной власти. В центре была личность, строго подчинена Богу и Его установкам. Методическое преобразования всей жизни приводило к жесткому самоконтроля и контроля со стороны церкви за жизнью христиан.
Благодаря большому распространению трудов Кальвина, его личной влиятельные и влиятельные Женевской республики учение Кальвина распространилось в других странах Европы, а отсюда распространилось в Северной Америке и всему миру. Так, во Франции, протестантами которой ведал Кальвин, реформаторы приняли «Ларошельське исповедания», подготовленное Кальвином. Протестанты здесь стали называться гугенотами по фамилии одного из своих руководителей – Безансона Гуга. Учение Кальвина легло в основу вероучения Пресвитерианской Церкви Шотландии, сповидувалось пуританами Англии, частично было принято в Англиканской Церкви, а также было принято в других реформатских (кальвинистских) Церквах. В Нидерландах 1571 Национальный собор в Эдмон принял пресвитерианскую кальвинистскую систему церковного управления. Однако здесь среди протестантов в кальвинизма появился богословский противник – арминианства. Последователи Якоба Арминия в противовес учению Кальвина о предопределение судьбы каждого человека, выработали свои 5 статей «ремонстрации».
Сущность их сводилась к следующему:
Этим статьям нидерландские кальвинисты противопоставили свои 5 канонов ортодоксального кальвинизма:
Впоследствии эти каноны стали основой всех форм кальвинизма и были приняты во французских, английских, швейцарских и других реформатских церквях. Следует отметить также, что арминианы, как и кальвинисты верили в полную испорченность человека грехом и невозможность спасения человека без действия благодати Божией.
С развитием богословия протестантизма происходила появление новых течений, часть из которых приняла 5 основных канонов ортодоксального кальвинизма. В настоящее время его исповедуют многочисленные реформатские и пресвитерианские церкви Западной Европы и Америки. 5 основных канонов кальвинизма также исповедует большинство баптистов.
Реформатские Церкви всего мира известны под именем реформатских или пресвитерианских, в зависимости от того, были они исторически связаны с Шотландией или с континентальной Европой. Они придерживаются одной доктрины, имеют одинаковую форму управления, хотя могут называться по-разному: в Швейцарии, Голландии и Германии они называются реформатских, в Англии и Шотландии – пресвитерианской, во Франции – гугенотских. Кроме того, повсюду существуют объединения реформатских и пресвитерианских церквей, например, Североамериканское Совет пресвитерианских и реформатских Церквей, Международный Совет реформированных церквей, Объединения Евангельских реформатских Церквей Украины, которое объединяет пресвитерианские и реформатские общины.
Начало распространения кальвинизма на территории Украины приходится на начало 40-х годов XVI столетия и связан с деятельностью известных культурных деятелей, писателей, ученых, политиков, которые были захвачены протестантскими идеями. Первыми поборниками религиозных реформ стали образованные люди, которых приглашали богатых для обучения своих детей и развертывания научно-образовательного процесса в стране. С первых проповедников, которые действовали в Украине как культурные деятели, переводчики, литераторы, сохранилась информация о Фоме Фальковский, Павла Зенович, Николая Житнего, Александра Витрелина. В Украине кальвинизм распространился на всей территории от Волыни и Галичины в Подолии и Киевщины, однако само собрание, а также школы и типографии были сосредоточены преимущественно в Западной Украине. 1554 состоялся первый синод, который объединил кальвинистские общины Речи Посполитой. 1562 г. в Несвизький типографии князей Радзивиллов впервые напечатано русски кальвинистский катехизис, заключивший Шимон Будный.
В 60-х годах XVI столетия Украине насчитывалось около 300 реформатских общин.
Эволюцию кальвинизма в Украине можно условно разделить на три этапа: время зарождения конфессии 40-50 годы XVI века, второй этап – 60-80 годы XVI века отмечены наибольшими успехами течения; конец XVI – начало XVII века – период постепенного угасания активности реформатских общин. В 50-60-х годах XVII столетия их деятельность в большинстве регионов Украины почти прекращается.
1565 из кальвинистской церкви выделилась т.н. "Младшая Церковь", которые себя также называли "польскими братьями", а их оппоненты именовали "арианами" или антитринитариями через отрицание ими догмата о Пресвятой Троице.
Следует отметить, что распространение кальвинизма в Украине тесно связано с его распространением в Польше и Беларуси силу принадлежности к Речи Посполитой. Значительным было и влияние кальвинистов в польском сейме силу принадлежности к кальвинизма высокой шляхты. В общем, благодаря стараниям князя Николая Радзивилла Черного (1546-1589), который был канцлером Великого княжества Литовского, кальвинизм стал на время господствующим среди магнатов и шляхты княжества, которое в то время охватывало также значительную часть украинских земель.
К середине XVII века отмечаются также хорошие отношения между кальвинистами и православными. Важнейшим следствием их согласия стал акт Варшавской конфедерации 1573 года, которым было гарантировано на территории Речи Посполитой равенство христианских конфессий и запрещено употреблять оружие для решения межконфессиональных конфликтов. Этот пункт вошел также в Pacta Conventa – обязательств, которые брал на себя под присягой каждый новоизбранный король Речи Посполитой. В период особой опасности со стороны католицизма общность православных и кальвинистов приветствовало даже украинское казачество. Речь шла даже о заключении между ними соответствующего унии на замену унии с Католической Церковью. Однако успехи кальвинизма оказались непродолжительными. Кальвинисты не смогли объединиться в мощный религиозный союз, завоевать симпатии народных слоев и поддержку православной шляхты и православного клира. Впоследствии все больше развилась и стала очевидной богословская непримиримость православных и кальвинистов.
Вторая половина XVII – начало XVIII века – период наибольших потерь протестантизма в Украине, которая была охвачена полосой военных действий. Россия, Польша, Швеция, Турция вели борьбу за распределение ее территории, с другой же стороны украинское казачество, крестьянство, часть шляхты и мещане боролись государственную независимость. Со временем протестанты были лишены поддержки шляхты и существенно уменьшились численно. Наконец большая территория Украина отошла к Российской империи, а западноукраинские земли – в Австрию. Религиозная свобода в Российской империи была значительно ограничена. В первой половине XVIII века еще действовали единичные лютеранские и кальвинистские (реформатские) общины на территории Украины.
Во второй половине XVIII века по решению Екатерины II начинается колонизация завоеванных территорий юга и востока Украины. Весомой частью колонистов стали немецкие и голландские меннониты, которые как опытные рабочие приглашались для освоения новых территорий. Они формировали колонии с единоверцев и жили достаточно обособленным от украинского населения жизнью, хотя и брали на работу наемных работников с украинским. Исторически меннонитства (по фамилии основателя течения Менно Симонса) является крайней ветвью кальвинизма и на раннем этапе придерживалось догматов о предопределения и мирское назначения верующего. Меннониты исповедуют принцип "только Писание", принцип всеобщего священства. Однако в отличие от кальвинистов они исповедуют и практикуют крещение только во взрослом возрасте путем полного погружения или обливания водой. Во второй половине 70-х годов XIX в. и 20-30 годах ХХ века значительная часть меннонитов из Украины эмигрировала в США, Канаду, Южную Америку. Другая часть в 60-х годах прошлого столетия присоединилась к Союзу евангельских христиан-баптистов СССР.
Близким к кальвинистского было учение Российского союза баптистов о спасении человека, написанное в начале ХХ-го столетия. Однако к началу 90-х годов того же столетия большинство евангельских христиан-баптистов стояли ближе к арминианського учение о спасении. С наступлением религиозной свободы значительная часть отечественных верующих получила возможность учиться заграницей, в частности в учебных заведениях, исповедующих кальвинистское вероучения. Вследствие этого увеличилось количество украинских баптистов, исповедующих кальвинистские взгляды на спасение. Хотя на официальном уровне все же преобладают арминианськи взгляды по вопросу спасения человека.
С открытием границ также появилась возможность открытия новых церквей зарубежными миссионерами. Благодаря труду миссионера Филимона Семенюка в городах Ровно и Степан в 1992 г. были зарегистрированы реформатские церкви, а в 1996 г. Евангелическая пресвитерианская церковь была зарегистрирована в Одессе.
По статистическим данным на 1 января 2008 в Украине зарегистрировано 65 пресвитерианских общин. Подавляющее большинство их находится в Южной и Центральной Украины. Действует 2 учебных заведения, 27 воскресных школ, 1 периодическое издание, 76 священнослужителей. Пресвитерианские церкви Украине поддерживаются со стороны своих единоверцев из США и Южной Кореи.
Церкви исповедуют кальвинистское вероучения и пользуются Вестминстерским исповеданием веры, разработанным и принятым в 1649 году на Вестминстерской Ассамблеи в Англии. Происходят таинства: водное крещение и Святое Причастие. Осуществляется крещение как взрослых, так и детей верующих родителей. При крещении погружения не является обязательным, обливание или обрызгивания водой также считается правильным. Богослужение происходит в скромной обстановке. Сопровождается пением профессиональных хоров. Проводится проповедь Евангелия с кафедры родном языке, общее пение из книги псалмов. Церкви придерживаются коллегиального руководства общинами.
Церкви, входящие в состав Евангельской пресвитерианской церкви Украины (ЕПЦУ), входят также в Союз Евангельских реформатских Церквей Украины. Союз Евангельских Реформатских церквей состоит из пресвитерианских и реформатских церквей Украины. В союз входит около 20 церквей.
Евангельская Реформатская семинария Украины является совместным учебным заведением Украинской евангельской реформатской церкви и Евангелической пресвитерианской церкви Украины. Сейчас в семинарии обучается около 50 студентов.
Другой церковью Украине, придерживающийся кальвинистского богословия, является Закарпатская Реформаторская Церковь (ЗРЦ), абсолютным большинством верующих которой является венгры и исторически происходит от реформатов Венгрии. В Венгрии протестантизм сначала распространялся в форме лютеранства, но около 1557 большинство венгерских протестантов приняли кальвинистское "Ченгерианське исповедание".
На Закарпатье первые общины реформатов появились в 20-30-х гг XVI в. На сегодня ЗРЦ состоит из 114 общин, обслуживаемых 53 священнослужителями. ЗРЦ входит во Всемирную Реформатской Союза; руководствуется ее установками в организационных и канонических делах, сохраняя автономию в управлении. Церковь действует в 8 районах Закарпатской области. Эта территория делится на три церковные округи (Ужанский, Березский, Мароморош-Угочанский), которые подчиняются Управлению ЗРЦ. Высшую власть осуществляют Общее собрание и Синод Управление ЗРЦ. Епископ Церкви и Синод избираются на 4 года. При общинах действует 107 воскресных школ. Также церковь финансирует три специализированные школы-интернаты, в которых, помимо обязательных общеобразовательных дисциплин, преподаваемых отдельные религиозно-богословские предметы. Вместе ЗРЦ не имеет собственного духовного учебного заведения, а потому желающие учатся за рубежом.
В с. Большая Добронь Ужгородского района основан благотворительный дом-интернат для умственно отсталых детей, которым занимается специализированный Благотворительный фонд ЗРЦ, предоставляющая и другую социальную помощь. С 1998 г. церковь издает ежеквартальник "Кюлдетеш" ("Миссия") – орган Управления ЗРЦ.

Одна из основных протестантских традиций, связанная с деятельностью французского реформатора Ж.Кальвина (1509-1564). Восприняв основные положения лютеранства, Кальвин придал им следующий вид: 1) Бог абсолютно всемогущ и является первопричиной всего происходящего в мире, Его справедливость и милость не так важны, как Его предопределяющая воля; 2) человек после грехопадения зол по природе и, погрузившись в царство зла, не может иметь ни спасения, ни воли к спасению, ни добрых дел, ни веры в Бога и духовного блаженства; 3) заслуги Христа, умершего на кресте, открывают человеку возможность обрести веру и благодать, а также оправдание его благочестивым делам; 4) Бог предопределяет к спасению или к погибели и Его решение непреложно, поэтому спасающая благодать, если она получена, уже никогда не может быть потеряна; 5) вера в Бога равнозначна вере в непреложность благодати, спасающей в вечности; 6) Библия несет в себе все, что необходимо для исполнения нашего долга перед Богом, ее авторитет удостоверен свидетельством Св. Духа; 7) таинства истолкованы символически - как свидетельство благодати; 8) государство должно быть теократически подчинено Церкви.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАЛЬВИНИЗМ

реформатская церковь) - одно из главных направлений Реформации, основанное Ж Кальвином. Вероучение кальвинизма последовательно развивает принципы протестантизма: священной (богодухновенной) книгой признается только Библия, отвергается католическая церковная иерархия и ее посредничество в деле спасения; отрицается свобода воли человека; грех признается явлением неизбежным; спасает только личная вера (sola fide); из семи таинств сохраняются крещение и причащение, но как символические обряды (Христос лишь воображаемо присутствует в евхаристии), упраздняются монашество, почитание святых, икон, пышный католический культ. Отличительной чертой кальвинизма является доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог еще до сотворения мира в силу непостижимого решения «избрал» одних людей к спасению, других - к вечной погибели и никакие усилия не могут спасти тех, кто обречен на погибель.

Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян. Конгрегация полностью независима в решении духовных вопросов. Наибольшее воздействие на развитие не только протестантизма, но и западного общества в целом оказало учение Кальвина о взаимоотношении светской власти и церкви. В отличие от лютеранства, резко разграничивавшего сферу Евангелия и мирского закона, кальвинизм утверждал обязанность государства не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваясь божественной справедливости. Эту установку Кальвин проводил на практике во время своего правления в Женеве, постепенно сосредоточив всю религиозную и светскую власть в руках послушной ему консистории.

Предельно сблизивший церковную и мирскую сферы деятельности, кальвинизм представлял собой не только церковь, но и монолитное религиозно-политическое движение, игравшее заметную роль в социальных битвах своей эпохи. Согласно кальвинизму, Бог время от времени посылает на землю «небесных мстителей», чтобы сокрушить «кровавые скипетры тиранов», т. е. противников Реформации. Эта идея давала кальвинистским деятелям веру в собственное провиденциальное призвание, неиссякаемую силу и энергию в борьбе с монархами и католическими иерархами. Примером может служить деятельность «железного канцлера» О. Кромвеля и шотландского проповедника Дж. Нокса. Существенную роль в становлении капитализма сыграла развитая последователями Кальвина оценка профессиональной трудовой деятельности как наилучшей формы служения Богу, а ее успехов - как косвенного свидетельства «избранности». Поскольку, согласно доктрине кальвинизма, вне церкви нет спасения, то любое диссидентство является преступлением против закона и оно должно быть устранено. Но становление буржуазного строя, идеалов индивидуализма и свободы совести все очевиднее вступало в противоречие с религиозным деспотизмом. Так было в Англии начала 17 в., когда в борьбе с кальвинизмом, получившим здесь название пресвитерианства, стали возникать разновидности сектантства (баптисты, квакеры, методисты и др.), выступавшие за веротерпимость и полное разграничение светской и церковной власти. Ключевую роль при этом играла полемика относительно свободы воли человека. История повторилась в Северной Америке: там первые пресвитериане-колонизаторы попытались установить теократический режим в Новой Англии, что вызвало активное сопротивление других протестантских конфессий. В 20 в. влияние кальвинизма на протестантскую теологию заметно возрастает (неоортодоксия, евангелическое христианство, религиозные правые). Сейчас наиболее сильные кальвинистские церкви (реформаторские, пресвитерианские, конгреционалистские) действуют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии, ЮАР См. лит. к ст. Кальвин.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Название: Кальвинизм (от имени основателя, по латыни - Кальвина)
Время возникновения : XVI век
Основатель: Жан Ковен

Это протестантское направление возникло в первой половине XVI век во Франции.

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений .

Главное, что отличает кальвинизм от церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни. Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом неважно какие действия в жизни он предпринимает - все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше - по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно. Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства - крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно - свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами - пресвитериями, в которые входят священники и представители общин мирян.

Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений, наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе, закономерности и проявления которой человек должен изучать, чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии.

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и , существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство,
пресвитерианство, конгрегационализм.
По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек.

На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей, он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.

Кальвинизм (от имени основателя Жана Ковена , по латыни — Кальвина) — протестантское направление христианства , возникшее в первой половине 16 века во Франции .

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей , главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви . В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию , он чётко изложил основные догмы кальвинизма .

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить , не нарушив предписаний Библии . В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.

Главное, что отличает кальвинизм от католической церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни. Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога , при этом не важно, какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными . Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно. Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела , это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения , но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено .

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста , например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи , но и даже настенная живопись , характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами — пресвитериями , в которые входят священники и представители общин мирян.

Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений , наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе , закономерности и проявления которой человек должен изучать , чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии .

В краткой форме основные догматы кальвинизма выражены в виде "тюльпана" (от tulip):

  • T (Total Depravity) — полная испорченность (человек после Адамова мятежа стал полностью греховен);
  • U (Unconditional Election) — безусловное избрание (спасение зависит не от человека, а только от Бога);
  • L (Limited Atonement) — ограниченное искупление (Христос искупил своими муками спасение только тех, кто был изначально предопределён Богом);
  • I (Irresistible Grace) — всепреодолевающая благодать (действенное призвание);
  • P (Perseverance of the Saints) — неотступность святых (невозможность изменить избрание Божие).

Зародившийся в условиях жёсткой борьбы между католицизмом и реформацией, кальвинизм был самым тесным образом связан с политикой . Сам Кальвин был ярым сторонником теократической модели , при которой церковь подчиняла себе государство . Борясь с католицизмом, Кальвин тем не менее брал на вооружение такие средневековые христианские принципы как нетерпимость , безусловное подчинение отдельных личностей церкви , почти аскетический кодекс нравственности . Это выразилось в применениях в кальвинистских общинах пыток и казней за ересь и инакомыслие .

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков , существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений . Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

В наше время существуют три основных формы кальвинизма :

  • реформаторство,
  • пресвитерианство,
  • конгрегационализм.

Первые две формы отличаются друг от друга местом возникновения (реформаторство — континентальная Европа, пресвитерианство — Британские острова), а конгрегационализм имеет некоторые специфические особенности управления .

По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек, которые проживают в различных странах Европы, Америки, Азии и Африки . Наибольший процент последователей кальвинизма среди населения отмечается в Швейцарии (38%), Нидерландах (25%), Венгрии (19%).

С 1970 года действует Всемирный альянс реформаторских церквей , который объединяет основную массу кальвинистских церквей, существующих в мире. Центр альянса расположен в Швейцарии в Женеве.

На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей , он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.

КАЛЬВИНИЗМ, одно из основных течений протестантизма. Возник в 30-х гг. XVI в. во Франции . Название течения связано с именем его основателя Жана Ковена (латинизир. форма - Кальвинус, Кальвин), сына нотариуса из небольшого городка Нуайон, недалеко от Парижа. Получив в Париже, Орлеане и Бурже хорошую подготовку в области теологии, права и литературы, он под влиянием Мартина Лютера и других протестантских религиозных деятелей всецело включился в борьбу за реформирование церкви. В 1534 вышла его первая работа на богословскую тему «Психопаннихия», в которой была подвергнута критике доктрина о сне души. Вынужденный покинуть Францию и переехать в город Базель в Швейцарии , Ж. Кальвин издал в 1536 на латинском языке свою основную теологическую работу «Наставление в христианской вере», которая многократно переиздавалась с вносимыми автором изменениями и дополнениями (последнее прижизненное издание вышло в 1560 на французском языке; если первое издание состояло из 6 глав, то последнее - из 79). В работе, задуманной как своего рода введение к Библии, провозглашались принципы Реформации в их понимании Ж. Кальвином, давалось чёткое и законченное изложение важнейших догматических положений кальвинизма.

В конце XVI - начале XVII вв. с кальвинизмом слилось очень близкое к нему течение - цвинглианство (подробнее о нём см. в статье Реформатство), основанное швейцарским религиозным реформатором Ульрихом Цвингли.

Доктрины кальвинизма зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647) и др.

В основе кальвинистского вероучения лежит предложенная Ж. Кальвином интерпретация Библии. Священное Писание рассматривается как слово Божие, записанное людьми по наитию Святого Духа и представляющее откровение Бога человеку. Как и в других течениях протестантизма, Библия считается в кальвинизме единственным непогрешимым стандартом веры и жизни.

Кальвинисты полагают, что грехопадение человека коренным образом изменило его натуру, превратив её в сугубо греховную: всё, что способен делать человек, - это грешить (даже если внешне его поступки выглядят как добрые дела). Как и в лютеранстве, в кальвинизме вера является показателем того, что человек будет спасён, однако, по кальвинистской доктрине абсолютного предопределения, Бог ещё до грехопадения человека и даже до сотворения мира предопределил одних своих созданий к спасению, а других - к вечным мукам в аду. Впрочем, эта доктрина была позже несколько смягчена умеренными кальвинистами. Верующий, согласно кальвинизму, должен делать добрые дела и вести добропорядочную жизнь, но это опять-таки - не средство, с помощью к-рого можно достигнуть спасения, а лишь знак того, что Бог предопределил человека к спасению.

В соответствии с такой точкой зрения на спасение трактуются и таинства. Таинств у кальвинистов два - крещение и Вечеря Господня (причащение), причём они не имеют спасительной силы, а являются только знаками спасения человека. Крещение считается знаком членства человека в церкви с освобождением его от грехов, поскольку вера в Христа даёт такое освобождение.

Своеобразно понимается кальвинистами и причащение. В отличие от М. Лютера, Ж. Кальвин считал, что во время евхаристии тело и кровь Христа присутствуют в элементах причастия не физически, а духовно. В настоящее время многие кальвинисты приняли несколько отличную от точки зрения Ж. Кальвина трактовку У. Цвингли и рассматривают причащение лишь как увековечивание памяти о Вечере Господней, воспоминание об искупительной жертве Христа.

Культовая практика в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для неё характерно существенное упрощение богослужения не только по сравнению с православием, католицизмом, англиканством, но даже по сравнению с лютеранством. Как и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, священных реликвий и мощей, в церквах у них нет статуй и икон. Но если лютеране, отказавшись от икон, согласились тем не менее допускать настенную живопись в церквах, то кальвинисты отвергли любые изображения. Церковные помещения у них отличаются непритязательностью. В отличие от лютеран и англикан, у кальвинистов отсутствуют какие-либо специальные облачения для духовенства, во время богослужения не зажигаются свечи. В храмах нет алтаря, крест не считается обязательным церковным символом. Церковные службы, как и у лютеран, совершаются на языках верующих. Экстатические торжественные призывы во время богослужений не разрешаются.

В противоположность М. Лютеру, признававшему верховенство государства над церковью, Ж. Кальвин фактически стоял за теократию - подчинение государства церкви. Однако сейчас кальвинистские церкви не претендуют на какие-то особые права в государстве. Там, где они являлись некогда государственными (Нидерланды , Большая часть швейцарских кантонов, американские штаты Массачусетс и Коннектикут и т. д.), они в большинстве случаев потеряли свой прежний статус, и только Церковь Шотландии сохранила своё положение «установленной» (государственной) церкви.

Кальвинистские церкви управляются либо пресвитериями, образуемыми священниками и старейшинами из числа мирян нескольких соседних общин, либо непосредственно собраниями конгрегаций (общин). Старейшины-миряне призваны помогать священникам в поддержании дисциплины и управлении церковью. Священникам помогают также диаконы, которые собирают пожертвования и ведают их использованием. Некоторые кальвинистские церкви имеют сейчас епископов, однако епископ у них - это не степень священства, а только должность церковного руководителя.

В настоящее время кальвинизм известен в трёх формах: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм. Первые две формы мало отличаются друг от друга, однако если реформатство возникло в континентальной Европе (Франции , Швейцарии , Германии), то пресвитерианство имеет свои корни на Британских островах. Конгрегационализм же отличен от реформатства и пресвитерианства тем, что в нём отсутствуют пресвитерии и каждая конгрегация вполне самостоятельна.

В 1970 был создан Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), объединивший бульшую часть кальвинистов мира. Руководящие органы альянса находятся в Женеве.

Иногда термин «кальвинистский» понимается расширительно, и его относят не только к кальвинистскому течению протестантизма, но и ко всем другим церквам, принимающим кальвинистскую доктрину об абсолютном предопределении (например, к большинству баптистских церквей).

Общая численность последователей кальвинизма 62 млн. человек. В Европе они представлены прежде всего в Нидерландах (3,7 млн. человек, или 25% всего населения, - часть голландцев и фризы), Швейцарии (2,5 млн., или 38% населения, причём доля кальвинистов велика как среди германошвейцарцев, так и франкошвейцарцев), Венгрии (2 млн., или 19% населения), Германии (2 млн., или более 2% населения), Великобритании (1,9 млн., или свыше 3% населения, - преимущественно шотландцы и шотландоирландцы-ольстерцы). Имеются кальвинисты и в таких европейских странах, как Румыния (715 тыс. - главным образом венгры), Франция (392 тыс.), Украина (200 тыс. - в подавляющем большинстве венгры), Швеция (154 тыс.), Словакия (150 тыс. - в основном венгры), Югославия (21 тыс. - главным образом венгры), Финляндия (18 тыс.), Норвегия (16 тыс.), Ирландия (15 тыс.), Австрия (15 тыс.), Испания (14 тыс.).

Значительные группы сторонников кальвинизма есть в Америке: США (6,5 млн. человек - лица голландского, шотландоирландского, шотландского, швейцарского и другого происхождения), Бразилии (502 тыс.), Мексике (441 тыс.), Канаде (323 тыс. - преимущественно лица шотландского и шотландоирландского происхождения), Перу (254 тыс.), Гватемале (51 тыс.), на Тринидаде и Тобаго (40 тыс.), в Аргентине (31 тыс.), Колумбии (21 тыс.), Гайане (19 тыс.), Чили (12 тыс.), Доминиканской Республике (11 тыс.), Венесуэле (11 тыс.), Пуэрто-Рико (10 тыс.).

В Азии кальвинисты имеются в Южной Корее (свыше 5 млн.), Индонезии (около 5 млн. - преимущественно в восточных районах страны), Индии (0,6 млн. - главным образом на северо-востоке: кхаси, мизо и др.),



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.