Урок по биологие «Минеральное питание растений из почвы. Минеральное питание растений Какое значение почвы для жизни растений

Минаева Наталья Сергеевна,
учитель биологии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10
г. Дубны Московской области»

Конспект урока по биологии в 6 классе
Тема: «Минеральное питание растений»
Курс «Биология. Грибы. Бактерии. Растения» учебная линия под рук. В.В.Пасечника
Цель урока: воспитание биологического сознания посредством изучения минерального питания, как основного процесса жизнедеятельности растений.
Задачи:
1. Закрепить знания о химическом составе растений.
2. Сформировать понятие о питании и о механизме корневого питания растений.
3. Показать влияние различных минеральных веществ на рост и развитие растения.
4. Развивать умение делать выводы по результатам наблюдений.
Тип урока: комбинированный.
Технологии:
Обучение в сотрудничестве
Технологии коллективного взаимообучения
Информационно-коммуникационные
Технология уровневой дифференциации обучения
Оборудование: таблица «Микроскопическое строение корня», ЭОР «Биология. Корневое питание растений», коллекция минеральных удобрений.
Ход урока:
1. Организационный момент
Подготовка кабинета к уроку. Приветствие учащихся, отметка отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания
Проверка усвоения темы «Химический состав растений». Фронтальный опрос:
Какие две группы веществ вы знаете?
Назовите неорганические вещества растения.
Какое количество воды может входить в состав органов растения?
Как вы думаете, почему вода важна для растений?
Назовите органические вещества растения.
Какие растения богаты углеводами и используются в пищу?
Какие растения богаты белками и используются в пищу?
Какие растения богаты жирами и используются в пищу?
Какие еще вещества человек получает, употребляя растительную пищу?
Чем отличаются органические вещества от неорганических?
3. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала
Учитель: Итак, мы выяснили, что органические вещества содержатся в органах растения, но отсутствуют в окружающей неживой природе. Как же появляются органические вещества растений?
(Ответы учеников)
Учитель (обобщает и при необходимости корректирует ответы учащихся): Органические вещества синтезируются в организме растения из неорганических. Неорганические же вещества должны поступать в растение извне. Процесс поступления веществ в организм растения можно назвать питанием. У растений различают два типа питания – корневое и воздушное. Сегодня мы познакомимся с корневым питанием у растений.
4. Изучение нового материала
Учащиеся выполняют работу с ЭОР «Биология. Корневое питание растений». Перед проведением работы учитель проводит инструктаж для учащихся.
Подведение итогов и выводы по работе.
По завершении работы учащимся предлагается устно ответить на вопросы:
1. Что называется корневым питанием?
2. Какие вещества поступают в корни растений из почвы?
3. Какое значение имеют для растений соли азота, фосфора и калия (работа с учебником, стр. 143)?
4. Как перемещаются вещества в корне? (Ответ ученика у доски по таблице «Микроскопическое строение корня»)
5. Почему в растении вода движется снизу вверх? Как называется это явление? (работа с учебником, стр. 146)
6. Что необходимо вносить в почву, чтобы сохранить её плодородие?
7. Какие вы знаете минеральные удобрения?
Работа с коллекцией минеральных удобрений.
Учитель демонстрирует учащимся удобрения из коллекции с комментариями, к какой группе каждое из них относится. На доске выписаны названия удобрений из коллекции по группам.
5. Закрепление
Работа в группах. Задания:
1 группа – Какие удобрения вы бы применили для подкормки рассады капусты?
2 группа – Какое удобрение следует выбрать для подкормки томатов перед цветением?
3 группа – Какое удобрение вызовет хорошее развитие корнеплода у моркови?
Ответы представителей каждой группы (обмен информацией между группами).
6. Первичный контроль
Тест на тему «Минеральное питание растений» (Приложение 1).
3 Рефлексия
Учитель просит учащихся с помощью карточек высказать своё мнение об уроке, фиксирует результаты.
Карточки разного цвета:
Красная – мне было всё понятно.
Желтая –почти все было понятно.
Синяя –мне было многое непонятно.
Первичный анализ.
4 Подведение итогов урока, домашнее задание
Прочитать параграф 33, устно ответить на вопросы на стр. 148.
Приложение 1
Тест на тему «Минеральное питание растений»
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в текст.
____________________ - это верхний плодородный слой земли. Из почвы растение всасывает ______________ и _________________________ вещества. Поглощённые вещества поступают к побегам и листьям за счет того, что у растения существует ____________________________________. Оно зависит от ________________________________. При поливе теплой водой корневое давление ____________________________. При поливе холодной водой корневое давление _____________________________. Со временем почва теряет своё свойство – __________________________. Чтобы избежать этого, в почву вносят_______________________. Удобрения делятся на 2 группы: ______________________ и _______________________. Торф, навоз, птичий помет – это __________________________ удобрения.
Задание 2. Установите соответствие.
Минеральные удобрения: Влияние на растение:
1. Калийные удобрения А) Усиливают рост побегов и листьев
2. Азотные удобрения Б) Ускоряют и усиливают цветение и созревание плодов
3. Фосфорные удобрения В) Усиливают рост корней и развитие корневой системы

Елена Кумейко
Урок по биологие «Минеральное питание растений из почвы»

Конспект урока по биологии (6 класс) :

Минеральное питание растений из грунта .

Цели и задачи урока :

-сформировать понятия : органическое и минеральное удобрение , питание растений ,корневые волоски, сосуды,проводящая ткань, определить роль корня и корневой системы в питании растений ;

Закрепить знания о строении корня и стебля, умение узнавать органы растений , устанавливать причинно-следственные связи между процессами и функциями органов растений ;

Формировать навыки ухода за растениями и бережного отношения

к природе;

Воспитывать самоорганизацию, умение работать в команде,воспитывать интерес к предмету и природе, бережное отношение к почве , как природному ресурсу.

Оборудование : комнатные растения , таблицы “Корень и его зоны”, макет корня, учебник, компьютер.

Тип урока : урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.

Основные методы : проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала, иллюстративно- демонстративный.

Основные биологические понятия урока : минеральное (почвенное ) питание , корень, стебель, лист, корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, органическое и минеральное удобрение .

ПЛАН УРОКА :

I. Организационный этап.

II. Актуализация изученного материала.

Беседа. В растениеводческих хозяйствах никогда не станут много лет подряд сеять на одном участке земли одно и тоже растение . Надо обязательно менять культуру. Почему?Есть ли еще какой выход?

Обсуждение с учащимися проблемы. Почва , которая используется человеком для выращивания культурных растений , требует восстановления состава, т. к. питательные вещества уносятся растениями . Поэтому человек вносит удобрения.

Какая вегетативная часть ?

Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.

Какая вегетативная часть растения отвечает за питание растений ?

Работа с таблицей «ЗОНЫ КОРНЯ»

Слайд №1. Зоны корня.

Как минеральные вещества поступают в растение ?

Какие органические вещества вы знаете?

Как они поступают в растение ?

Чем питание растений отличается от питания других организмов ?

Какие функции выполняет корень?

Что такое корневой волосок? Каково его значение?

III. Изучение нового материала.

Учитель :Наша задача определить из чего состоит почва ?

Кто и что участвует в почвообразовании ?

Слайд 2. Мы безмерно богаты :

Ведь в станицах и селах

Почвы самые лучшие

Их зовут черноземы!

Посмотрите фильм и узнаете состав почвы .

ПРОСМОТР ФИЛЬМА «ПОЧВА »

Учитель :

Почва – уникальное природное богатство, но нужно помнить, что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, а исчезает сейчас со скоростью 1 см за 3 года.

Кроме того, почва быстро истощается , теряет питательные вещества .

Чтобы восполнить недостаток элементов питания , в почву вносят удобрения .

Минеральные – искусственно созданные соединения. В зависимости от содержания минеральных веществ различают : азотные, фосфорные, калийные. Кроме того, используют микроудобрения, которые содержат микроэлементы : бор, медь, железо и др. Минеральные удобрения . выпускаются в виде порошка соли или гранул.

Слайд№3. Таблица минеральных удобрений .

Органические –это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет) или отмершие части организмов животных или растений (перегной,торф) .

Слайд№5. Схема «Автотрофы и гетеротрофы»

(Сообщения учащихся об организмах, участвующих в почвообразовании ).

IV.Закрепление изученного материала.

1. Давайте поиграем в игру :Верю,-не верю!

«Верю» говорят учащиеся «да» , «не верю» хлопок руками.

1. Почва – верхний плодородный слой земли.

2. Почва возникла вместе с живыми организмами.

организмами.

3. В состав почвы входят : глина, песок,

4. Состав воздуха в почве и в атмосфере не одинаковый.

одинаковый.

5. Гумус необходим для питания растений .

6. В почве обитают только мелкие животные.

7. Почвенные животные слепые .

8. Дождевые черви улучшают плодородие.

2. Работа учащихся с карточками-тестами. (6 учащихся) .

Вопросы тесты.

1. Калийное удобрение-это :

А) минеральное удобрение ;

Б) органическое удобрение.

2. В почвообразовании принимает участие :

А) воздух;

В) камень;

Г) дождевой червь.

3. Навоз-это :

А) неорганическое удобрение;

Б) слой почвы ;

В) органическое удобрение.

4. Азотные удобрения лучше вносить :

А) осенью;

Б) весной.

5. Питание растений зависит от поверхности корневых волосков :

3. Остальные учащиеся работают с учебником.

Используя параграф 25 необходимо найти ответы на вопросы :

1. Как отразится на растении недостаток минеральных веществ ?

2. Какая существует связь между обменом веществ и обменом энергии?

V.Подведение итогов урока .

VI.Домашнее задание.

Урок 37 6.02.2008

Минеральное питание растений.

Цель урока: сформировать понятие «минеральное питание растений».

Задачи: познакомить с процессом поглощения растениями раствора минеральных веществ,

расширить знания о почве, её значении для растений;

познакомить с основными видами удобрений;

развивать познавательную активность учащихся;

воспитывать бережное отношение к почве как природному ресурсу.

I. Организация внимания

Здравствуйте, ребята!

Тема урока: «Минеральное питание растений». Мы познакомимся с процессом поступления минеральных веществ в растение, видами химических удобрений, составом почвы.

II. Актуализация изученного.

Но прежде, чем начать изучение новой темы, вспомните, что такое корень, какие зоны мы рассматриваем в корне, какой химический состав имеют растения.

Я предлагаю вам выполнить различные виды работ:

  1. В схему «Химический состав растений» нужно вставить недостающие понятия.
  2. Некоторым из вас я предлагаю карточки с заданиями.
  3. Остальные ребята - ВНИМАНИЕ НА ДОСКУ!

Мы работаем по таблице.

  1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень? (корневой чехлик, зоны деления, роста, всасывания, проведения)
  2. Какую зону корня я показываю? (чехлик)
  3. Какова его функция? (защитная)
  4. Как называется эта зона корня? (корневых волосков, всасывающая)
  5. Какова её функция?
  6. Назовите эту зону корня. (деления, роста)

Проверим правильность заполнения схемы.

Ребята, закончили работу с карточками. (собрать)

  1. Изучение нового материала.

(рассказ учителя)

Мы убедились, что растения, как и все живые организмы состоят из химических веществ. Каким же образом растения получают эти вещества? Ответ на этот вопрос мы получим в ходе урока.

Растения обязательно должны получать главнейшие элементы питания:

АЗОТ, ФОСФОР, КАЛИЙ.

Азот ускоряет рост листьев и стеблей, необходим растению в начале развития.

Фосфор -способствует развитию корневой системы, ускоряет созревание плодов повышает зимостойкость и засухоустойчивость растений.

Калий - участвует в обмене веществ растения.

Кроме основных, растения нуждаются и в других элементах: меди, кобальте, железе. Но они необходимы растению в настолько малых количествах, что получили название - микроэлементы. Недостаток элементов сразу сказывается на растениях, и по внешнему виду можно определить, в чём нуждается растение.

1) При недостатке азота листья и стебли растений становятся жёлтыми, иногда красными, ослабевает рост листьев, образуются короткие и тонкие стебли.

2) При недостатке калия у растений замедляются обменные процессы, листья желтеют и постепенно отмирают

3) Фосфорное голодание приводит к ослаблению роста растений, слабому развитию корней, листья становятся тёмно-зелёными с красно-фиолетовым оттенком.

Все названные нами химические элементы входят в состав минеральных солей.

(беседа)

1)Каким же образом соли, а с ними и необходимые вещества попадают в растение?

Сухие соли растение не может использовать. Правильно, они должны быть растворены в воде. А вода - такой же необходимый элемент питания для всех живых организмов.

2) Откуда поступает вода в растения?

(Из почвы, и несёт с собой растворённые минеральные соли.)

3) Какой орган растения отвечает за всасывание воды из почвы? (Корень)

(демонстрация компьютерной модели)

Обратимся к компьютерной модели растения и проверим, верны ли наши предположения, что вода из почвы через корень поступает в растения.

Эта модель демонстрирует поступление растворённых веществ в растение или минеральное питание растений.

Работа в тетради Задание №106 - «Минеральное питание - поступление воды и минеральных солей в растение из почвы через корень».

Какая сила заставляет воду подниматься вверх по растению? Чтобы выяснить это, обратимся к опыту, изображённому в учебнике на стр. 146. (рис. 115)

Работа с учебником. Корневое давление.

Именно корневое давление объясняет «плач растений» - появление сока на свежеспиленных деревьях.

Мы убедились, что вода и растворённые в ней минеральные соли поступают в растение. Откуда же они поступают в растение?

(ответы детей - из почвы). Как вы думаете, почему с давних времён человек с трепетом и заботой относится к почве? (кормит, дает урожай)

Вы правильно понимаете. Но не везде можно вырастить хлеб, развести сады и виноградники. Это возможно только на плодородных почвах.

Плодородие - способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой.

Посмотрите на экран. Перед вами - карта почв России. На территории нашей страны - несколько видов почв, вы можете определить по легенде (условным обозначениям), что на территории нашей страны более 10 видов почв, но самые плодородные из низ - черноземы. Они показаны на карте серым цветом. Мы с вами живём на юге России, в Ставропольском крае.

Обратимся к картам почв СК, они у вас на столах.

Какие почвы расположены у нас в крае? Какие виды почв преобладают в городах КМВ?

Именно чернозёмы отличаются своим плодородием, способностью обеспечивать полноценное минеральное питание растений.

Физическая пауза.

Чтобы знать состав почвы и уметь различать виды почв, ваши сверстники в школе №3 провели исследовательскую работу. Ребята исследовали состав почвы, но результаты этого проекта оказались утеряны по техническим причинам. Я предлагаю вам посмотреть фильм и восстановить результаты исследования.

У вас на столах лежат макеты схемы, которую надо восстановить, вы можете по ходу просмотра делать пометки в ней, а затем мы вместе обсудим и сделаем выводы.

ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ И СМОТРИТЕ!

(Демонстрация видеофильма и обсуждение с последующим заполнением схемы)

Заполнить схему.

Состав почвы

Почва - уникальное природное богатство, но нужно помнить, что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, а исчезает сейчас со скоростью 1 см за 3 года.

Кроме того, почва быстро истощается, теряет питательные вещества.

Чтобы восполнить недостаток элементов питания, в почву вносят удобрения.

Органические -это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных или растений(перегной, торф).

Минеральные - искусственно созданные соединения. В зависимости от содержания минеральных веществ различают: азотные, фосфорные, калийные. Кроме того, используют микроудобрения, которые содержат микроэлементы: бор, медь, железо и др. Минеральные удобрения выпускаются в виде порошка соли или гранул.

Демонстрация коллекции минеральных удобрений .

Удобрения производят путём синтеза на специальных химических предприятиях и одно из них находится в СК. Это хим.комбинат «Азот» г. Невинномысска - крупнейший производитель минеральных удобрений на Юге России.

Удобрения помогают восстановить ресурсы почвы, но вносить их нужно, соблюдая определённые сроки и правила. Иначе, излишек химических веществ будет накапливаться в почве, затем в растении, и далее - в организме человека, а это уже может нанести вред здоровью.

  1. Закрепление изученного.

Сегодня на уроке мы узнали о необходимых растению питательных веществах, пути их поступления в растение, о составе почвы и видах минеральных удобрений. Посмотрим, насколько вы внимательны были на уроке.

1) Выполните тестовое задание, которое находится у вас на столах.

(тест) с проверкой на доске.

Теперь обменяйтесь листками с заданиями и проверьте друг друга. Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руки.-5

Кто не справился с одним заданием? - 4

3) № 110-заполните схему «Виды удобрений», № 111, №114

V. Домашнее задание . § 33, зад.№107, №112,

Итог урока, оценки за работу.


Технологическая карта урока «Минеральное питание растений»

УМК «Биология 5-9 классы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г»


Выполнил: учитель биологии МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Дмитриева» Тишина О.Ю.

2014 г.

Тема урока: «Минеральное питание растений»

Тип урока : урок открытия нового знания.

Деятельностная цель : формирование способности учащихся делать логические выводы об особенностях минерального питания на основе имеющихся знаний об обмене веществ и органах растения;

Образовательная цель : раскрыть сущность понятия «минеральное питание» путем выявления особенностей строения и функций корня, познакомить учащихся с классификацией удобрений; раскрыть значение удобрений для роста и развития растений; изучить корневое питание как основной процесс жизнедеятельности растений

Планируемые образовательные результаты :

Предметные

1. Научиться выделять признаки минерального питания, объяснять роль минеральных и органических веществ в жизни растений.

2. Учиться понимать биологические термины: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические удобрения, минеральные удобрения.

Метапредметные

1 . Познавательные :

а. учиться строить высказывания;

б. учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

2 . Коммуникативные :

а. учиться слушать и понимать речь другого человека;

б. учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

в. учиться ставить вопросы, выражать свои мысли;

г.учиться находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; составлять монологические высказывания.

3. Регулятивные :

а. учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности, оценивать результаты своей деятельности;

б. учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные

    формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта.

    развивать познавательный интерес к предмету;

    воспитывать бережное отношение к природе.

Основные понятия, изучаемые на уроке : минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения.

Учащийся должен знать: значение минерального питания для жизни растений, правила внесения удобрений, влияние азота, калия, фосфора на рост и развитие растений; определения: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения; классификацию удобрений.

Учащийся должен уметь: характеризовать процесс поглощения растениями раствора минеральных веществ, анализировать и обобщать теоретический материал, давать определения понятиям: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения

Обеспечение урока : учебники, печатные тетради, компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки, таблица «Внутренне строение корня», коллекция минеральных удобрений.

Вид используемых на уроке ИКТ средств : технология презентаций

Методы обучения : проблемно-поисковый, метод аналогий, эмоционального стимулирования и мотивации, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и объектами изучения, исследовательский, практический, работы в группах.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения,личностно-ориентированная технология, мастерская построения знаний, исследовательская, критического мышления.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Обеспечение мотивации учащихся, формирование и принятие целей урока (постановка учебной проблемы).Актуализация субъектного опыта учащихся.

Живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем живым организмам, которые отличают их от тел неживой природы. Какие свойства живых организмов вам известны?

Каких понятий не достаёт в этой схеме?

Что объединяет данные понятия? (работа со схемой)

К числу основных свойств организма относится и тот процесс, который вы легко сможете определить, просмотрев анимацию и постарайтесь назвать тему нашего урока. (демонстрация ЭОР№1)

Учитель добавляет, что речь пойдет также о питании растений, а именно, минеральном питании.

Запишите тему нашего урока « Минеральное питание растений». (запись темы урока в тетрадь)

    Сформулируйте проблемный вопрос к данной теме.

Каким же образом растение, у которого нет системы пищеварения, получает необходимые неорганические соединения?

На этот вопрос мы с вами и ответим сегодня на уроке.

    Подумай, с чем нам нужно будет познакомиться на уроке.

Что для этого нам нужно будет знать?

Что такое питание? Его значение.

Питание - слово у каждого из вас на слуху, по несколько раз в день мы его слышим.

С чем ассоциируется у вас это слово?

Питание – это процесс поглощения и усвоения растениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни. (запись термина в тетрадь)

Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. Перечисляют известные им признаки жизни; работают в парах; посматривают анимацию. Называют, что к числу основных свойств живого относится процесс питания; озвучивают тему урока «Минеральное питание растений»; записывают тему урока в тетрадь; формулируют проблемный вопрос, составляют план действий:

1.Определить

Особенности минерального питания растения

2.Выявить особенности строения корня, связанные с выполняемыми функциями.

3.Определить условия для лучшего функционирования корня

Отвечают на вопрос учителя.

Называют ассоциативные

слова, связанные с понятием «питание».

Познавательные: формулирование цели и проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы; построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: учатся культуре общения, формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах Л ичностные: смыслообразование и личностное самоопределение.

Регулятивные: формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала.

Содействие усвоению учащимися способов, средств, которые приведут к определенному выводу.

Растения не имеют специальной пищеварительной системы: питательные вещества образуются в клетках или проникают в них через клеточные мембраны.

Проанализируйте рисунок. (Демонстрация ЭОР №2)

С помощью, каких органов осуществляются питания растения? Какие виды питания характерны для растений?

Ответ запишите в рабочую тетрадь в виде схемы

Если самостоятельно не можете ответить, обратитесь к странице 82.

Каким образом соли, а с ними и необходимые вещества попадают в растение?

Откуда поступает вода в растения?

Какой орган растения отвечает за всасывание воды из почвы?

Обратимся к компьютерной модели растения и проверим, верны ли наши предположения, что вода из почвы через корень поступает в растения. Эта модель демонстрирует поступление растворенных веществ в растение или минеральное питание растений.

Выполните задание №55 в печатной тетради, стр.31

Какая сила заставляет воду подниматься вверх по растению? Чтобы выяснить это, обратимся к опыту, изображенному в учебнике на стр.83 (рис.65)

Объясните понятие «корневое давление».

Запишите в рабочую тетрадь определение корневого давления, пользуясь текстом на странице 93

Предположите, как экспериментально можно доказать наличие корневого давления.

Для подтверждения ваших действий посетим виртуальную лабораторию в электронном приложении, где выполним лабораторную работу по инструкции в электронном приложении «Корневое давление у растений».

Сделайте выводы (запись выводов в рабочую тетрадь)

Физминутка

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Подумайте, что измениться, если почву поливать холодной водой?

Мы убедились, что вода и растворенные в ней минеральные соли поступают в растение. Откуда же они поступают в растение?

Как вы думаете, почему с давних времен человек с трепетом и заботой относится к почве?

Как вы понимаете термин «плодородие»? (запись термина в тетрадь)

Почва – уникальное природное богатство, но нужно помнить, что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет, а исчезает сейчас со скоростью 1 см за 3 года. Почва быстро истощается, теряет питательные вещества.

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы восполнить недостаток элементов питания?

Что такое удобрения?

На какие группы делятся удобрения? Для работы по данному вопросу обратитесь к тексту учебника стр.84. Представленный материал отразите в виде схемы.

Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её

Изучают рисунок ЭОР

Работают с текстом учебника, находят ответ на поставленный вопрос, пишут его

Изучают модель растения, выполняют задания в тетради; высказывают свои предположения, находят термины в учебнике

Высказывают свои предположения;

выполняют виртуальную лабораторную работу

письменно делают выводы в тетрадь по результатам работы

высказывают свои предположения

Записывают определение термина в тетрадь

Работают с текстом учебника, составление схемы

Предметные :учатся понимать смысл биологических терминов, давать характеристику биологическим процессам.

Личностные: личностное самоопределение. Коммуникативные: учатся культуре общения, умению самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные: учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

Познавательные : учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием; учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Установление правильности и осознанности изученного материала.

Проведение коррекции выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?........... Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!(В. Жак)

Тестовое задание «Волна»

Начертите линию и отметьте на ней 10 отрезков.

Решите, правильны или неправильны суждения. Если суждение, верно, то волна идет сверху линии, если нет то снизу.

1.Растения являются автотрофами (+)

2. Питание растений бывает только почвенное (-)

3.Корневые волоски находятся на всём протяжении корня. (-)

4. Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня.(-)

5. Клетки корневого чехлика недолговечны.

6. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.(+)

7.В пустыне встречаются растения с наиболее длинными корнями.(+)

8.Подействием корневого давления водные растворы опускаются вниз (-)

9. Удобрения делятся на органические и минеральные(+).

10. К органическим удобрениям относятся фосфорные удобрения (-)

Учитель показывает получившуюся волну

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке

Ребята. Мне очень интересно узнать, что больше всего вам запомнилось при изучении. Прошу ответить каждого, по цепочке, используя, по возможности, для ответа всего одно слово или словосочетание и не повторяться. (Экологическая цепочка).

Учащиеся после обсуждения всего, что происходило на уроке, выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив него знак «+».

Рефлексивный тест.

    Я узнал(а) много нового.

    Мне это пригодится в жизни.

    На уроке было над, чем подумать.

    На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

    На уроке я поработал(а) добросовестно.

Я, прошу, чтобы подняли руки те учащиеся, кто поставил пять плюсов, затем те, у кого четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые вы поставили мне за урок.

Закончить урок мне хочется русской пословицей: “Человек без родины, что дерево без корней”

Литература

Литература для учителя и для учащихся:

    Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В.Пасечник. – 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2014. - 207

    Электронное пособие к учебнику Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс М.: Дрофа

    Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология». Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс/ В.В.Пасечник. М.: Дрофа, 2013

    Рохлов В, Теремов А, Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М. АСТ-ПРЕСС, 1999. – 432с.: ил. (серия «Занимательные уроки»)

    Биология: тестовые задания: 6 класс: дидактические материалы /Е.А. Солодова. – М.: Вентана-Граф, 160 с.

Электронные ресурсы:

(коллекция ЦОРов федерального центра информационно образовательных ресурсов)

Конспект по биологии на тему: Минеральное питание растений и значение воды

Ф.И.О.: Автайкина Ангелина Алексеевна

Предмет: биология

Класс: 6 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технологическая карта урока

Минеральное питание растений и значение воды

Цель

образовательные - сформировать у учащихся знания о минеральном питании растений; познакомить минеральными и органическими удобрениями; научить распознавать растения различных экологических групп;

развивающие - развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; применять полученные знания; расширять кругозор; развивать активную познавательную деятельность; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы), поддерживать здоровье учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий;

воспитательные - прививать навыки коллективного (группового) труда, умения провести оценку и самооценку; воспитывать экологическую грамотность учащихся, бережное отношение к растениям.

Задачи

Сформировать знания о почвенном питании растений, экологических групп и многообразии растений, минеральных и органических удобрениях

Развить умения сравнивать, делать выводы;

Планируемый результат

Предметные:

Разнообразие растений

Роль удобрений в жизни растений

Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу группы

Регулятивные УУД:

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

Познавательные УУД:

1. Работать с таблицей

2. Построение логических высказываний

3.Объяснение значения новых слов

4.Сравнивать и выделять отличительные признаки растений

5.Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

1. Учиться работать в группе

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи

Основные понятия

Минеральное (почвенное) питание, органические удобрения, минеральные удобрения, микроэлементы, экологические группы

Средства обучения

Презентация PowerPoint

Раздаточный материал (рабочие листы, фотографии растений)

Методы:

Словесные методы: - беседа,

Описание,

Объяснение

Наглядные методы: - таблицы,

Демонстрация слайдов,

Практические: - работа с фотографиями растений

- проблемный (проблемное изложение изучаемого материала)

Формы:

Фронтальная, индивидуальная, парная и групповая виды работ

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

Мотивирование (самоопределение)
к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята!

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся . Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

    Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

    Готовы? Ну что? Приступим…

Слушают учителя

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках и разгадаем кроссворд.

Обратите внимание, на ваших столах лежит рабочий лист к уроку. В ходе урока мы будем делать необходимые записи.

    Основной вегетативный орган растения

    Боковая часть побега

    Осевая часть побега растения, состоящая из узлов и междоузлий

    Состояние растений в семени

    Подземный орган

    Ветвление побега в верхушечной части на несколько цветов

    Водопроводная часть стебля, по которой осуществляется восходящий ток воды с минеральными веществами

п

Ребята, мы не просто так отгадывали кроссворд, в нём зашифрована тема урока. Сможете догадаться какая?

Обратите внимание, у вас на столах у всех есть рабочие листы. Давайте вместе запишем нашу тему урока «Минеральное питание растений»

Отвечают на вопросы, отгадывают кроссворд, определяют название темы урока.

Минеральное питание растений

Личностные и коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

Усвоение новых знаний

Ребята, давайте с вами вспомним, а при помощи какого органа питается растение? Правильно.

А какие зоны выделяют в корне?

Что есть в зоне всасывания?

Молодцы ребята.

Именно с помощью корневых волосков растение извлекает из почвы необходимые ему питательные вещества – так называется минеральное (почвенное) питание растений. Ребята а как вы думаете, почему этот процесс называют минеральным? Почему почвенным?

Правильно, ребята.

Вспомните, а какая ткань есть у растений, по которой передвигаются питательные вещества?

Молодцы.

Давайте посмотрим на интерактивную доску и увидим, как же осуществляется минеральное питание?

Вода+Минеральные вещества

Посмотрите, Вещества, поступившие в корневой волосок, перемещаются в другие клетки корня и затем по ним они транспортируются в зону проведения корня и далее через проводящие ткани стебля ко всем частям растения.

Так происходит почвенное питание растений.

Ребята, а теперь мы поработаем в группах.

Ребята, давайте вспомним, а какие у нас выделяют среды обитания?

Обратите внимание у вас есть на столах фотографии растений, попробуйте их классифицировать в ваших группах по средам обитания

Ребята, молодцы, но обратите внимание, например Рогоз. Что вы можете сказать про него?

Правильно!

Оказывается, у нас выделяют специальные экологические группы:

Давайте попробуем дать им характеристику.

Правильно ребята, вы дали полную характеристику экологическим группам. Ну а теперь, вы распределите фотографии по данным группам.

Мы хорошо поработали, надо бы и отдохнуть.

Отвечают на вопросы.

Орган питания – корень

Зона деления, роста, всасывания и проведения.

Корневые волоски

Минеральным, потому что из почвы поглощают воду и минеральные вещества

Почвенным, потому что поглощаются вода и минеральные вещества при помощи корня из почвы

Проводящая ткань

Работают в группах, классифицируют фотографии растений

Наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная

Распределяют фотографии на среды обитания

Рогоз не полностью живет в воде…Часть растения в воде, а часть в наземно - воздушной среде.

Водные – обитают в воде, Влаголюбивые – не полностью погружены в воду, Умеренно- увлажненные – н6еобходимо небольшое количество воды, обитатели сухих мест- мало нужно воды для их существования.

Распределяют фотографии растений по экологическим группам

Познавательные УУД:

Составление схем-опор

Сравнивать и выделять отличительные признаки растений

Коммуникативные УУД:

Учатся работать в группах

Выражать свои мысли и идеи

Предметные результаты:

Знать как осуществляется минеральное питание

Разнообразие растений

Физкультминутка

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Слушают учителя и выполняют движения

Усвоение новых знаний

Ребята, обратите внимание, на слайде у нас красивый листопад…

Ребята, а правильно ли, что с наступлением осени с урожаем или просто убирая территорию, люди счищают листья с земли?

Правильно ребята.

А знаете ли вы, что перед тем, как посадить урожай вносят в почву?

И на этот вопрос вы правильно ответили.

Их подразделяют на органические и минеральные.

Знаете ли вы, какие удобрения называют органическими? Минеральными?

Органические удобрения – навоз, перегной.

Минеральные удобрения – это удобрения, содержание 3 элемента – азот, фосфор и калий.

Давайте поиграем в небольшую игру. Ребята, перед вами листья, которым не хватает того или иного элемента, определите, какому растению, что не хватает.

Молодцы, все хорошо справились с игрой.

Отвечают на вопросы учителя

Нет, не правильно, поскольку с опавшими листьями, ветками, хвоей, и отмершими корнями убирают и минеральные вещества, которые необходимы растению

Удобрения.

Предполагаемые ответы учащихся.

Ребята рассматривают растения и определяют, кому из растений какого не хватает химического элемента

Познавательные УУД:

Построение логических высказываний

Составление схем-опор

Объяснение значения новых слов

Сравнивать и выделять признаки

Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

Учатся работать в группах

Слушать товарища и обосновывать свое мнение

Выражать свои мысли и идеи

Предметные результаты:

Знать как осуществляется минеральное питание

Разнообразие растений

Рефлексия

Ребята, на столах у вас лист, с заданиями, каждый из вас должен сейчас его решить, обменяться с соседом и проверить друг у друга.

Выберите правильные утверждения

1.Из почвы растения всасывают только воду

2. Питание растений бывает только почвенное

3.Корневые волоски находятся на всём протяжении корня

4. Корневые волоски – это длинные выросты клеток проводящей зоны корня

5. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания

6. В пустыне встречаются растения с наиболее длинными корнями

7. Удобрения делятся на органические и минеральные

8. К органическим удобрениям относятся фосфорные удобрения

9. Выделяют 5 экологических групп растений

10. При недостатке калия на листе появляются дырочки с пожелтевшими краями

Ответы: 1-,2-,3-,4-,5+,6+,7+,8-,9-,10+

Оценка детей.

Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.

П.13, в рабочих листах запишите домашнее задание

Ребята, что вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

Что хотите еще узнать?

Давайте скажем нашим гостям большое спасибо, что они пришли к нам на урок

Решают задание, проверяют друг друга (ключ правильных ответов для проверки друг друга на доске)

Регулятивные УУД:

Оценивания работы

ЛичностныеУУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.