Символы рк. Государственные символы республики казахстан

Любое суверенное государство имеет свои официальные символы. Это флаг, герб и гимн. Данная статья посвящена Республики Казахстан. Приведены их описание и расшифровка смыслового значения, а также связанные с ними. Уделено внимание и законодательной базе, регулирующей процедуру принятия и использования национальных символов.

Государственный флаг РК: описание

Описание государственных символов Республики Казахстан начнем с национального флага этой среднеазиатской страны. Он представляет собой полотнище прямоугольной формы. Фон его голубой. По центру расположено изображение лучистого солнца, а под ним парит орел (тоже золотого цвета). Ширина флага относится к его длине как один к двум.

Полотнище традиционным образом крепится к древку. На последнем имеется вертикальная полоска. Она представляет собой национальный орнамент золотистого оттенка.

Расшифровка внешнего вида казахстанского флага

Испокон веков у кочевых народов, населявших современную территорию Казахстана, небесно-голубой цвет ассоциировался со свободой, без которой они не могли представить своей жизни, а также с безупречностью и честностью. Если проанализировать слово «голубой», то в казахском языке оно имеет много однокоренных, связанных с понятиями "счастье", "бытие", "обновление". Нельзя также забывать и о древних тюрках, которые боготворили небо, считая его своим создателем. Их знамя тоже было голубым именно по этой причине.

Таким образом, окрас флага как государственного символа Республики Казахстанговорит о том, что граждане, населяющие эту среднеазиатскую страну, больше всего ценят свободу, мир и счастливую жизнь. Даже одноцветие фона имеет свою смысловую нагрузку. Оно символизирует единство в государстве и равенство всех перед законом.

Солнце всегда ассоциировалось у людей с жизненной энергией. Лучи его на казахстанском флаге изображены в форме зерен. Это символ благополучия и достатка. Есть и еще один важный элемент - орел (точнее беркут). Это грозная птица степей. Когда ее изображают в позах, свидетельствующих о хищных намерениях, возникают ассоциации с силой и властью. Но на гордо расположился орел, широко расправивший крылья. Он находится в полете. И это означает свободу, стремление граждан молодой страны к высоким целям и лучшей жизни. У кочевников беркут вызывал восхищение и благоговение. Они считали эту птицу мужественной, преданной и свободной.

Орнамент, украшающий древко, характеризуется гармонией фигур и линий. Он отражает менталитет казахского народа. Подобные изображения нередко можно встретить на культурных памятках этого государства.

Как выбирали национальный флаг

Практически сразу после провозглашения независимости Республики Казахстан государственные символы РК стали вопросом первостепенной важности. С середины зимы 1992-го власти объявили конкурс, в ходе которого хотели найти лучшего автора флага. Каждый желающий мог поучаствовать в этом грандиозном проекте.

По данным организаторов, на рассмотрение было прислано до 1200 работ. Участие в конкурсе принимали граждане не только Казахстана, но и других стран постсоветского пространства. Авторами эскизов выступили также немцы, турки и монголы.

Оценивала работы конкурсантов специально созданная комиссия. В нее вошли выдающиеся деятели искусства страны, депутаты Верховного Совета Республики и ее глава - Нурсултан Абишевич Назарбаев. Именно он обратил особое внимание на эскиз, разработанный художником Шакеном Ниязбековым.

Немного об авторе государственного флага РК

Об авторе государственного символа Республики Казахстан кратко можно рассказать следующее. Родился Шакен Ниязбеков в 1938 году. В десять лет внезапно остался круглым сиротой. После школы поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, которое успешно окончил.

Еще студентом принимал участие в реставрации Эрмитажа и других известных культурных памятников. Творческий путь Ниязбекова полон больших достижений. Среди них победы в конкурсах плакатов «Миру мир» и художественного оформления площади в городе Алматы. В 80-х этот человек возглавлял Союз живописцев Казахстана.

Будучи обладателем множества наград и премий, художник всегда оставался скромным. За победу в конкурсе флагов его наградили всего лишь цветным телевизором. Но Шакен Онласынович остался этим доволен и на какие-либо почести, привилегии не претендовал. Скончался автор флага Республики Казахстан четырнадцатого августа 2014 года.

Официальное утверждение и представление флага страны

Принят государственный символ Республики Казахстан (флаг)четвертого июня1992 года.Правда, вариант,утвержденный комиссией, несколько отличался от того, который существует сейчас. В Законе «О Государственном флаге» РК он был описан как трехцветный; форма орнамента являлась иной, а цвет последнего был алым.

Буквально в первые же дни после утверждения Президент поднимал вопрос о внесении изменений в государственный символ, и соответствующее решение приняли. Шестого июня 92-го флаг страны торжественно презентовали, а затем подняли над резиденцией главы республики и ее Парламентом. В том же году несли его на открытии Олимпиады в Барселоне, впервые представив национальное знамя на международном уровне.

Проблемный момент с флагом

Вот уже много лет некоторые публичные деятели обращают внимание на то, что стандарты государственного символа Республики Казахстан (флага) в Конституции прописаны не четко. И это часто становится причиной искажений. В основном законе указано, что фон главного знамени страны - голубой, а изображения птицы, солнца и орнамента должны быть золотыми.

Но в природе существует более восьми десятков оттенков голубого. Что же касается золотого, то их количество переваливает за сотню. В ходе полиграфических работ каждый понимает указанные цвета по-своему. Поэтому флаги на государственных и других учреждениях нередко сильно отличаются друг от друга. Можно увидеть и нежно-голубые варианты, и насыщенно-синие. Оттенки рисунков тоже варьируются. По мнению многих экспертов, это является проблемой, и она требует решения.

Описание государственного герба страны

Следующий государственный символ Республики Казахстан - национальный герб. Он был принят так же, как и флаг, четвертого июня 1992 года и торжественно представлен спустя два дня. Авторы его Ж. Малибеков и Ш. Уалихан - известные казахские архитекторы.

Герб представляет собой колесо, в середине которого изображен шанырак (это крыша традиционного казахского жилища - юрты). От него расходятся опоры (или уыки), напоминающие лучи солнца. По обе стороны шанырака расположены крылатые лошади (тулпары) с рогами изобилия, хорошо известные в казахской национальной мифологии. Над ним нависает пятиконечная звезда (объемная). А под шаныраком написано название республики на казахском языке.

Фон колеса - голубой. Все изображения золотые. Таким образом, выполнен в тех же цветовых решениях, что и национальный флаг.

Расшифровка герба страны

Круг, в форме которого выполнен государственный герб Казахстана, символизирует вечность. Шанырак - это тотемная часть юрты, особо почитаемая кочевниками, которые видели в своем жилище не только практический смысл, но и духовный. Каждый его элемент имел свое философское значение. Шанырак, напоминающий небесный купол, «отвечал» за связь человека с высшими силами. Герб, включающий самый главный элемент юрты, означает то, что Казахстан является уютным домом для всех своих граждан. А опоры - это надежность и устойчивость жилища.

Крылатые лошади-рогоносцы являются символом изобилия и стремления к совершенству. Пятиконечная звезда говорит о том, что казахский народ стремится жить мирно со странами всех пяти континентов планеты. Золотой цвет рисунков символизирует благополучие, а голубой - чистоту и свободу.

Государственный гимн

И третий государственный символ Республики Казахстан - национальный гимн. Первый раз его утвердили в 1992 году вместе с гербом и флагом. Но с самого начала текст песни, выбранной для гимна, казался большинству казахов слишком сложным для восприятия. А мелодия не очень хорошо «ложилась на слух».

Поэтому в 2006 году было принято решение изменить государственный гимн. Новым символом стала популярная песня, хорошо известная казахам еще с пятидесятых годов прошлого века. Автор музыки - Ш. Калдаяков, а слова написал Ж. Нажимеденов. Текст был доработан уже в начале двадцать первого столетия Нурсултаном Назарбаевым.

Песня пропитана духом патриотизма. В ней снова фигурируют золотые колосья и голубое небо. Лирический герой сравнивает себя с цветком, выросшим на благодатной казахской земле и любящим свою Родину.

Законодательная база

Изготовление и применение флага, герба и гимна регулируются Конституционным законом о государственных символах Республики Казахстан, а также соответствующим Указом Президента. Знамя обязательно должно присутствовать на крышах зданий государственных органов страны. На их стенах необходимо и присутствие герба, который размещается и на национальной валюте, а также на паспортах, погранстолбах, страницах официальных средств массовой информации Республики Казахстан и т. д. Использование герба на своих печатях и бланках негосударственными учреждениями запрещено. Гимн необходимо исполнять и слушать стоя, приложив правую руку к верхнему левому участку груди.

Итак, мы рассмотрели государственные символы республики Казахстан: флаг, герб и гимн. Каждый из них имеет важную для граждан этой страны смысловую нагрузку, неразрывно связанную с историей народа. Уважать государственные символы - конституционная обязанность всех людей, проживающих в Казахстане.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственн ые символы Республики Казахстан

Государственный Герб Республики Казахстан

Сегодняшний Герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова.

Выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба.

Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ жизни, вечности.

Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего Герба, является шанырак - круговое навершие купола юрты.

Шанырак - символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди - уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству Герба, напоминают лучи солнца - источник жизни и тепла. Авторам удалось решить проблему изображения кереге - раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные, тройные, кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность. Таким образом, языком геральдики авторы отражают миролюбивую сущность казахов. Призывают все народы республики под общий шанырак, стремиться превратиться в крепкие мощные несущие конструкции нашего общего дома - Казахстана.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны - тулпары. Хотя изображение аргамаков в государственной символике имеет давнюю историю, тем не менее, данный вариант авторов вызвал большие дискуссии и споры, прежде чем был принят. Силуэт скакунов на языке геральдистов имеет глубокий смысл и содержание.

Он означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда, изобилия и материального благополучия.

В центре Герба находится пятиконечная звезда. В проекте там были расположены полумесяц и три маленькие звезды. По ходу обсуждения предлагались варианты восьмиконечной, семиконечной, пятиконечной звезд. Остановились на последнем. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.

Цветовую гамму Герба составляют два основных цвета - золотистый и голубой. Первый соотвествует светлому, ясному будущему Наших народов. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем Гербе олицетворяет стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

Государственный Флаг Республики Казахстан

Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков. Этот наш новый символ является результатом его творческих исканий и самоотверженного труда.

В конкурсе, посвященном разработке государственного флага, принимали участие более 600 проектов. После предварительного отбора четыре наиболее интересных проекта комиссией были выдвинуты на обсуждение Верховного Совета Республики Казахстан.

Главным элементом государственного флага является его цвет. Надо отдать должное настойчивости и целеустремленности автора, который с самого начала отказался от многоцветия и аляповатости и доказывал одноцветие флага как символ единства Казахстана. И вот в окончательном варианте определяется светло-голубой цвет. Прежде всего, светло-голубой цвет относится к числу тех цветов, который человечеством с давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и приятных. Это не случайно. Ведь данный цвет преобладает в природе. Он является одним из семи священных цветов радуги. Цвет неба и воды.

В международном плане к политике той страны, которая подняла символом своей государственности светло-голубой флаг, необходимо относиться с наибольшей доверительностью и пониманием. Таким образом, без примеси, чистый голубой цвет нашего флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства.

Солнце - источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Человек не вечен. Приход в мир и уход человека из жизни измеряется временем. А время определяется для кочевника движением солнца. Восход и заход солнца, одно измерение - день. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем флаге одновременно имеют форму зерна - основы изобилия и благополучия.

В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут. Его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем, орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент "кошкар-муйз - бараньи рога".

Государственный Гимн Республики Казахстан

герб флаг гимн казахстан

Принят новый гимн Казахстана

Соответствующий закон принят во втором чтении на совместном заседании палат Парламента РК. "Казинформ" 06.01.2006г.

В текст песни Шамши Калдаякова и Жумекена Нажимеденова "Менiн Казакстаным", определенной данным Законом в качестве гимна Республики Казахстан, внесены изменения, приводящие песню в соответствие со статусом государственного гимна. Поскольку поправки в текст внесены Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым, он будет указываться, как соавтор текста.

Кроме того, в дальнейшем, при исполнении гимна на официальных церемониях присутствующие должны вставать и прикладывать ладонь правой руки к левой стороне груди.

Текст на русском языке (построчный перевод)

В небе золотое солнце,

В степи золотое зерно.

Сказание о мужестве - моя страна.

В седой древности

Родилась наша слава,

Горд и силен мой казахский народ.

О, мой народ! О, моя страна!

Родина моя - мой Казахстан.

У меня простор неоглядный

И дорога, открытая в будущее.

У меня независимый,

Сплоченный, единый народ.

Как извечного друга

Встречает новое время

Наша счастливая страна, наш народ.

О, мой народ! О, моя страна!

Я твой цветок, взращенный тобой.

Я песня, звенящая на твоих устах,

Родина моя - мой Казахстан.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Ознакомление с символическим содержанием флага, герба и печати Соединенных Штатов Америки. Описание изображений на Королевском гербе и национальном флаге Великобритании. Изучение истории принятия государственной символики в Канаде и Австралийском Союзе.

    презентация , добавлен 03.10.2010

    Основные этапы истории становления государственной символики России: флага, герба и гимна от начала образования единого русского государства до наших дней. Их описание и законодательные основы официального использования субъектами Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2015

    Особенности государственного флага, герба, гимна Российской Федерации. Анализ понятия о государстве, общая характеристика государства как общественного института. Государство как основной институт общественной системы, его функции и исторические типы.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2011

    Основные государственные символы государства, их функции и задачи. История российского герба, его описание. История российского флага, характеристики и рекомендации по использованию. Гимн России, нормы поведения во время исполнения государственного гимна.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2016

    Официальные государственные символы Российской Федерации как атрибуты суверенитета. Описание государственного флага, герба; общие требования и допуски по их использованию. История гимна РФ, музыкальные редакции, способы исполнения в официальных ситуациях.

    презентация , добавлен 26.09.2013

    Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев. Символы и знаки президентской власти. Должностные статусы Нурсултана Абишевича Назарбаева. Имидж и авторитет Казахстана, налаживание сотрудничества с другими государствами мира.

    презентация , добавлен 27.10.2015

    Государственная символика и ее роль в обществе. Отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность и идеологический смысл. Анализ цветовой гаммы российского флага и интерпретация ее смыслов и идей.

    реферат , добавлен 07.08.2010

    Государственные органы, ответственные за реализацию программы развития здравоохранения Республики Казахстан. Целевые индикаторы. Источники и объемы финансирования. Ожидаемые положительные эффекты для населения, медицинских работников и для государства.

    презентация , добавлен 17.05.2015

    Диаспоральная и репатриационная политика Республики Казахстан – современные инициативы объединения и протекционизма. Опыт межэтнического согласия полиэтнического Казахстана для Мирового сообщества. Основные этапы в развитии Ассамблеи народа Казахстана.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2015

    Элементы государственного флага Республики Казахстан. Гимн как звуковая символика, имеющая значение в социально-политической консолидации и этнокультурной идентификации граждан страны. Изучение композиционной структуры герба. Атрибутика казахского народа.

Подготовила :

учитель ИЗО, трудового обучения

гимназии №38

Ким С.И


К государственным символам любой страны относятся, прежде всего

Государственный герб, флаг и гимн.

Они являются символами политической независимости

и суверенитета страны.

На Знамени – орел несет светило, И в сердцевине герба – шанырак Так в суверенном мире наша сила И в давней дружбе – благодарный знак.

Через немалые испытания прошел казахский народ, прежде чем завоевать право на свою государственную символику – Гимн, Герб и Флаг.

Есть слово гордое “Казах”, В нем воплотилось государство С Гербом и Гимном, есть свой Флаг, Язык, в котором мудрость нации.


Государственные символы закреплены

Конституцией Республики Казахстан

в статье 9, а также статья 34 гласит, что “каждый гражданин обязан знать и уважать государственные символы Республики Казахстан”.

4 июня 1992 года были впервые утверждены новые государственные символы независимого Казахстана. Этот день навсегда останется в истории страны как день рождения новой государственной символики.

Государственные символы - одна из незыблемых основ государства. И сегодня мы ещё раз пролистаем страницы нашей «книги символов» Государственные символы – не только художественные образы, но и глашатаи идеи осуществления государственной независимости. Они способствуют проникновению этой идеи в мысли и чувства людей.

Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн своей родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века.


Слово “флаг” с голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. Флаг это один из символов государства. Есть флаги и знамена корабельные, заводские, институтские, знамена спортивных команд, знамена воинских частей.

Современные государственные флаги чаще всего состоят из цветных полос, как правило, они прямоугольные, но есть исключения: у Швейцарии и Ватикана знамена квадратные, а у Непала... треугольные.


Государственный флаг Республики Казахстан.

Представляет собой прямоугольное полотнище

голубого цвета с изображением в его центре солнца

с 32 лучами, под которым парящий степной орел”. Автором Государственного флага является

Шакен Онласынович Ниязбеков.

Голубой цвет является традиционным для тюркских народов. На флаге он означает бесконечность неба над всей землёй и людьми, а также является символом общего благополучия, спокойствия, мира и единства.

Золотой цвет солнца, орла и орнамента означает светлое, ясное будущее наших народов, изобилие, счастье и богатство.

Солнце - источник жизни и энергии. Силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно все 32 луча солнца на флаге имеют форму зерна - основа изобилия и благополучия.

Казахский народ с древних времен считал, что орёл - священная птица. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полёт в будущее. Вместе с тем, орёл, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

С левой стороны, вдоль древка, идёт типичный национальный орнамент , олицетворяющий культуру и традиции Казахстана.


Смотрю на небо голубое: Там высоко парит орел, Восходит солнце золотое Над птицей, будто ореол. До боли мне знакомо это Видение сквозь пики гор, Осталось лишь добавить сбоку Национальный наш узор. Флаг, независимый и гордый, Народом государству дан, Пусть же всегда хранит свободу Наш суверенный Казахстан!


О гербе

По словарю Ожегова С.И. герб – “эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах”.

Государственный герб Республики Казахстан.

Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова.


Шанырак

Звезда

Тундык

Кульдреуши

Тулпары


Бейнелеп сан ғасырды Елтаңбасы елшмің, Таратады хас үлгі Киесіндей жерімнің. Бабам тұлпар жаратты, Құлынынан танып өақ. Тұлпар барда қанатты, Шалқалмайды шаңырак. Тәуелсіздік көркі ол да, Өркениет өрінде. Нұр төгеді Елтаңба Ақ Орданың төрінде.


О гимне

Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях.

Гимн – это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства.

Государственный герб Республики Казахстан

С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня, написанная в 1956 году “Мой Казахстан” (“Менiн Казакстаным”).

Музыка композитора Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова (1956), Нурсултана Назарбаева.

В нём отражено стремление народа к свободе, глубокие корни и чаяния о будущем. Он призывает к дружбе и единению во имя гуманизма, мира и согласия на нашей древней и прекрасной земле.


Барша халық таныған, Біздің үміт, тілекті. Шырқалғанда әнұран Шаттық кернер жүректі. Жеңіс туын көтерген, Жарыстарда сан қилы. Жетіп бізге шет елден, Көкке Әнұран шалқиды. Шәмші атаның сазды үні, Жігер беріп қайратты. Бәрімізді мәз қылып, Жаңғыртады аймақты.


столицу нашей Родины - Астану.


4 июня 1992 года были утверждены государственный флаг, герб, гимн Республики Казахстан. Государственный флаг Республики Казахстан, автор Ниязбеков Ш., согласно Указу Президента "О государственных символах Республики Казахстан" представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре его солнца с лучами, под которым - парящий орел. У древка - вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, лучей, орла и орнамента - цвета золота. Небесно-голубой цвет флага отражает менталитет кочевников, он символизирует мир, спокойствие, благополучие. Образ солнца - это олицетворение жизни, богатства, изобилия. Орел ассоциируется со свободой, достоинством, мужеством, высокими идеалами. Государственный герб, авторы Малибеков Ж., Валиханов Ш. Он, согласно вышеназванному Указу, представляет собой изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки в обрамлении крыльев мифических коней. В верхней части герба помещена пятиконечная звезда, а в нижней надпись - "Казакстан". В цветном изображении - два цвета: золота и сине-голубой. Шанырак, - верхняя сводчатая куполообразная часть юрты напоминает небесный свод, символизирует собой отчий дом, мир, вселенную. Конь - это спутник жизни кочевников. Государственный гимн, авторы музыки М. Тулебаев, Е. Брусиловский, Л. Хамиди; слова М. Алимбаева, К. Мырзалиева, Т. Молдагалиева, Ж. Дарибаевой. В первом куплете отражено историческое прошлое Казахстана, во втором - его современность и в третьем - перспектива. В припеве звучит идея единения народов Казахстана.

4 июня 1992 года навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения государственного герба Республики Казахстан. Вообще широко применяемый сегодня термин "герб" происходит от немецкого слова "ербо". В переводе на казахский он означает понятие "танба" (тамга, знак). Впервые данный термин начал употребляться в древнем Тюркском Каганате (551-630 гг.)

Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба.



Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ жизни, вечности.

Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего Герба, является шанырак - круговое навершие купола юрты. Шанырак - символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди - уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца - источник жизни и тепла. Авторам удалось решить проблему изображения кереге - раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные, тройные, кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность. Таким образом, языком геральдики авторы отражают миролюбивую сущность казахов. Призывают все народы республики под общий шанырак, стремиться превратиться в крепкие мощные несущие конструкции нашего общего дома - Казахстана.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны - тулпары. Хотя изображение аргамаков в государственной символике имеет давнюю историю, тем не менее данный вариант авторов вызвал большие дискуссии и споры, прежде чем был принят. Силуэт скакунов на языке геральдистов имеет глубокий смысл и содержание. Он означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда, изобилия и материального благополучия.

В центре герба находится пятиконечная звезда. В проекте там были расположены полумесяц и три маленькие звезды. по ходу обсуждения предлагались варианты восьмиконечной, семиконечной, пятиконечной звезд. Остановились на последнем. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.

Остается отметить световую гамму нашего герба. В основном их две: золотистая и голубая. Первая соотвествует светлому, ясному будущему Наших народов. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем гербе олицетворяет наше стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков. Этот наш новый символ является результатом его творческих исканий и самоотверженного труда.

В конкурсе, посвященном разработке государственного флага, принимали участие более 600 проектов. После предварительного отбора четыре наиболее интересных проекта комиссией были выдвинуты на обсуждение Верховного Совета Республики Казахстан.

Главным элементом государственного флага является его цвет. Надо отдать должное настойчивости и целеустремленности автора, который с самого начала отказался от многоцветия и аляповатости и доказывал одноцветие флага как символ единства Казахстана. И вот в окончательном варианте определяется светло-голубой цвет. Прежде всего, светло-голубой цвет относится к числу тех цветов, который человечествомс давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и приятных. Это не случайно. Ведь данный цвет преобладает в природе. Он является одним из семи священных цветов радуги. Цвет неба и воды.

В международном плане к политике той страны, которая подняла символом своей государственности светло-голубой флаг, необходимо относиться с наибольшей доверительностью и пониманием. Таким образом, без примеси, чистый голубой цвет нашего флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства.

Солнце - источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Человек не вечен. Приход в мир и уход человека из жизни измеряется временем. А время определяется для кочевника движением солнца. Восход и заход солнца, одно измерение - день. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем флаге одновременно имеют форму зерна - основы изобилия и благополучия.

В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут. Его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем, орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент "кошкар-муйз - бараньи рога".

78 Трудовой подвиг казахстанцев в годы ВОВ Каждый из нас помнит подвиг Восьмой Гвардейской стрелковой дивизии, которая была сформирована в Казахстане и Киргизии. Она приняла участие в битве под Москвой. Именно они 16 ноября 1941 года вели четырехчасовой бой у станции Дубосеково, что находится под Москвой, и не дали прорваться фашистам в столицу. Все они погибли, всем им было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, И. В. Панфилов, Т. Тохтаров, И. Курганский, И. Шапшаев, А. Косаев, М. Сенирбаев, Я. Бондаренко, В. А. Ревякин, И. М. Чистяков, И. И. Серебряков, С.С. Черншов, Д. А. Дулов, Э. Ж. Седушен, А. Д. Кулешов, Т. И. Паншев, Г. И. Ломов и многие другие. А слова А. Крючкова: « Отступать некуда, за нами Москва!», вошла в историю.

Многим казахстанским девушкам и юношам было присвоено звание Героя Советского Союза, многим из них посмертно. Один из них Султан Биржанович Баймагамбетов. Его имя золотыми буквами занесено в списки доблестных защитников Ленинграда. Он совершил бессмертный подвиг, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота, повторив мужественный подвиг А. Матросова. Сергей Морозов взорвал колону вражеских танков горящим самолетом. А имена двух славных дочерей казахского народа вошли золотой летописью в историю Великой Отечественной войны. Алия Молдагулова была первой женщиной – казашкой, которая получила звание Героя Советского Союза, посмертно. Она повела в атаку с фашистами свой батальон. Даже будучи смертельно раненой Алия убила из автомата офицера, ранившего её. Это был последний гитлеровец, уничтоженный девушкой-солдатом. Маншук Маметова – славная дочь казахского народа. Ей было двадцать один, когда она совершило свой бесстрашный подвиг. Она осталась со всем одна, враги наступали, но, обставившись тремя пулеметами, три часа Маншук сдерживала яростные атаки противника. Взрывной волной опрокинуло пулемет, кровь залила лицо Маншук. Она погибла, но жители города Невель, за который Маншук отдала свою жизнь, свято чтят память о юной казахской героине. Война потребовала увеличения выпуска продукции черной и цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности. Началась перестройка экономики на военный лад. Например, за 38 дней был сдан в эксплуатацию Джездинский марганцевый рудник.Казахстан принимал эвакуированные предприятия. В 1941 - 1942 годах в Республику было перебазировано 142 крупных промышленных предприятия, 22 заводов и фабрик, цехов и артелей, в основном из Украины, Белоруссии, Молдавии, Москвы, Ленинграда, в том числе 54 завода и фабрики легкой промышленности. Основными районами размещения перебазированных предприятий были Алма-Ата, Уральск, Петропавловск, Чимкент, Семипалатинск, Караганда, Актюбинск.

79.Формирование многопартийной системы в Казахстане в годы независимости. Деятельность партии Нур-Отан

Современные политические партии в Казахстане

В Казахстане официально зарегистрированы 8 политических партий:

Демократическая партия «Адилет»

Демократическая партия Казахстана «Ак жол»

Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл»

Коммунистическая Народная партия Казахстана

Народно-Демократическая партия «Нур Отан»

Общенациональная социал-демократическая партия «Азат»

Партия патриотов Казахстана

Партия «Руханият»

Наро́дно-демократи́ческая па́ртия «Ну́р Ота́н» (каз. Нұр Отан - свет отечества) - крупнейшая пропрезидентская партия Казахстана. Основана в 1999 году по инициативе действующего президента Н. А. Назарбаева как партия «Отан». Лидер партии - Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.

Наро́дно-демократи́ческая па́ртия «Ну́р Ота́н» (каз. Нұр Отан - свет отечества) - крупнейшая пропрезидентскаяпартия Казахстана. Основана в 1999 году по инициативе действующего президента Нурсултана Назарбаева как партия «Отан», он же является её лидером.

Название

«Нур Отан» переводится с казахского на русский язык как «свет отечества», но в прессе его иногда называют «Новый Отан». Молодёжное крыло партии «Нур Отан» называется «Жас Отан».

22 декабря 2006 на 10 внеочередном съезде партии «Отан» принято предложение о переименовании РПП «Отан» в Народно-Демократическую партию «Нур Отан», также приняли проект постановления о внесении изменений и дополнений в устав РПП «Отан»..

1999 1 марта открылся первый съезд Республиканской политической партии «Отан», на котором присутствовало около четырёхсот делегатов от всех областей, городов и районов страны. В их числе были представители 17 национальностей, 104 предпринимателя и бизнесмена, 67 работников бюджетной сферы, 122 государственных служащих. Делегаты единогласно избрали Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева первым председателем Республиканской политической партии «Отан».

С первого съезда партия «Отан» декларирует курс на повышение роли политических партий и объединений в политическом процессе.[источник не указан 887 дней] Важным достижением в этом направлении явилось предложение ряду партий, поддерживающих проводимые в стране реформы, объединиться на равноправной основе. Оно было поддержано Партией Народного единства Казахстана, Демократической партией Казахстана,Либеральным движением Казахстана и завершилось объединительным съездом. Впоследствии в состав партии «Отан» вошлиПартия справедливости, Народно-кооперативная партия Казахстана, Республиканская политическая партия труда

Партия «Отан» - крупная влиятельная политическая сила, она заявляет себя реформистской партией социал-демократической направленности и партией созидания

С момента создания партия имеет депутатское большинство в Парламенте. В 1999 году 39 членов «Нур Отан» стали депутатами Парламента, из них 12 - депутаты Сената, 27 - Мажилиса. Также победа была одержана и на выборах маслихатов. Представители партии составляли депутатское большинство в семи областных маслихатах, в 115 из 198 городских и районных маслихатов.

9 сентября 2005 года состоялся VIII съезд партии «Отан» с участием лидера партии и главы государства Н. Назарбаева. Впервые съезд выдвинул Назарбаева кандидатом в Президенты Республики Казахстан от Республиканской политической партии «Отан» и принял решение о создании предвыборного блока «Народная коалиция Казахстана в поддержку кандидата в Президенты Нурсултана Абишевича Назарбаева». Партия «Отан» намерена объединить все конструктивные силы общества на платформе поддержки Нурсултана Назарбаева и обеспечить ему новые возможности для завершения политических реформ

Идеологию партии можно охарактеризовать как популистское евразийство. Однако в документах партии декларируется приверженность принципам интернационализма, секуляризма, социал-демократии, умеренно-государственного управления экономикой и ориентации на союз с бывшими советскими республиками, включая Россию.

Инициатор проекта Евразийский Союз

Через удвоение ВВП - к практическому удвоению социальных расходов государства на удешевление здравоохранения, обеспечения доступности жилья, рост зарплат, пенсий и социальных выплат.

Умеренное евразийство: «Отан» выступает за действенную экономическую интеграцию в рамках ЕврАзЭС, Центрально-азиатского сотрудничества, за создание Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана.

Современный этап: период, который начинается с момента последних выборов президента Республики Казахстан. Этому периоду характерна общая стабилизация политических отношений в стране, что связано с окончательным оформлением избирательной системы в Казахстане и более или менее устойчивой партийной системы. Нельзя не отметить тот факт, что именно Президент сыграл огромную позитивную роль в демократизации партийной системы в Казахстане. Государством выработана законодательная и нормативная база для проведения выборов и осуществления деятельности политических партий различного типа, которые полностью соответствуют нормам демократической государственности. Вместе с тем, выступление ведущих ученых-правоведов страны обусловили усиления главного требования к уже созданным и будущим партиям и организациям - признание главенства законов и прерогативы общегосударственных интересов. По этому поводу Президент Н.А.Назарбаев, на встрече с иностранными дипломатами, отметил: «Демократизация политической жизни - один из главных принципов стратегии развития Казахстана. Со своей стороны твердо заявляю, что Казахстан не допустит деятельности на своей территории каких-либо незаконных общественных, религиозных или любых других объединений». По мнению Президента Республики Н.А. Назарбаева новый закон о политических партиях, повысивший требования к партиям, направлен на повышение их авторитета и роли в политической жизни общества и государства, превращение их в действенный механизм государственного управления. Партии должны отражать мнение широких слоев общества, а не частные интересы отдельных лиц. Это должно стать условием участия партий в политическом процессе

82 НЭП в Казахстане (1921-1929 гг.) Ситуация сложившаяся в Казахстане в начале 20 века подтверждала общую картину экономического и политического кризиса, охватившего страну. Здесь всё говорило о необходимости перехода к новым принципам хозяйственной политики, определяющим стержнем которой должна была стать идея восстановления нормальных экономических отношений. В этой связи большевики вынуждены были отойти от утопических догм революционного романтизма. Основой изменений служили более толерантная по отношению к различным формам собственности политика и осознание невозможности дальнейшего игнорирования товарно-денежных отношений. Начало перехода связано с 10-м съездом Компартии (март 1921 г.). Именно на нём было принято решение о переходе от продразвёрстки к продналогу (фиксированный налог). Помимо изменений в налоговой политике были предприняты действенные акции в ряде других фрагментов экономических отношений: финансах, кредитах, трудовом законодательстве и т.д. Кардинальные меры сразу же сказались на состоянии народного хозяйства. Вскоре обозначилась тенденция к его восстановлению. Так, уже к концу 1925 г., уровень производства промышленной продукции возрос по сравнению с 1920 г. В 5-6 раз. В действие было введено более 60% предприятий промышленности против 17% в 1921 г. Свидетельством улучшения благополучия в экономике было развитие транспорта. Помимо старых магистралей в действие вступили и новые: Петропавловск-Кокчетав, Славгород – Павлодар. Подъём наметился и в сельском хозяйстве. В традиционно зерновых районах Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областях был, достигнут уровня 1913 года. Стала выходить из кризиса животноводческая отрасль. В Казахстане по сравнению с 1922 г. Поголовье скота в 1925 г. Удвоилось, постепенно восстанавливалось кочевое скотоводство. Быстрые результаты дал НЭП и в Туркестане. В 1924 г. Здесь работало уже 35 хлопкозаводов. Стоимость валовой продукции хлопкоочистительной промышленности за один год возросла почти на 40 миллионов рублей. Валовая промышленность всего Туркестана достигла 80% довоенного уровня. Либерализация экономической жизни вызвала некоторые изменения и в общественно-политической сфере. В Туркестане в 1918-1919 гг. были ликвидированы суды казиев и конфискованы вакуфные земли. Это породило басмаческое движение, особенно в Ферганской долине, где ислам имел традиционно развитую инфраструктуру. В 1922 г. ТуркЦИКом были возвращены вакуфные земли и легализованы суды казиев. Благодаря этим акциям социальная база басмачества стала сужаться. Политика в отношении религии со стороны власти в первой половине 20-х годов стала более терпимой. Наряду с восстановлением шариатских судов и возвращения вакуфных земель власть официально санкционировала право на отправление религиозных обрядов и праздников. Еженедельным днём отдыха становилась пятница – из-за подавляющего числа мусульман среди жителей Туркестана. Компромиссы, на которые в годы НЭПа власть пошла в области конфессиональной политики, способствовали тому, что часть мусульманских священнослужителей стала поддерживать её акции. В январе 1924 г. Улемы Западной Бухары приняли резолюцию, в которой говорится, что басмачи не защитники а отверженные враги ислама. Духовенство поддержало и земельно-водную реформу. Ориентация на философию НЭПа как более позитивную модель реформирования общества оказалась недолгой. Уже со второй половины 20-х гг. большевистское государство, оправившись от кризиса, начинает отходить от идеологии НЭПа, вновь переводя политику к более жёсткому принципу.



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.