Презентация «Великие педагоги Чувашии. Волков Геннадий Никандрович

→ Россия Россия

Научная сфера: Место работы: Учёная степень: Учёное звание: Известен как: Награды и премии:

Геннадий Никандрович Волков (31 октября , Большие Яльчики , Чувашская АССР - 27 декабря , Чебоксары ) - педагог ; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист , основатель этнопедагогики .

Биография

Родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.
Педагогическая деятельность началась в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары, затем работал учителем физики в мужской семилетней школе № 78 г. Казани. В разные годы ему довелось работать учителем в школах Казани и Чебоксар , воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Дружил и переписывался с Василием Сухомлинским .
Окончил физико-математический факультет (ныне университет), аспирантуру .
В 1952-1972 гг. трудился старшим преподавателем, доцентом и зав. кафедрой педагогики и психологии, старшим научным сотрудником, проректором по научной работе в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева.
С 1971 года работал в Москве, как непосредственно в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ. Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы.
С по гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы (Эрфурт , ГДР).
С 1991 года заведующий лабораторией этнопедагогики Института развития личности РАО. В 2000-е годы работал консультантом по этнопедагогике в Калмыкии .
Состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа », «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.)

Научная деятельность

  • «Созвездие земли»;
  • «Асанне калавӗсем» (чув.) ;
  • «Шӑллӑмсемпе йӑмӑксене» (чув.) ;
  • «Юманпа хӗвел» (чув.) .

Признание и награды

Память

Напишите отзыв о статье "Волков, Геннадий Никандрович"

Примечания

Ссылки

  • Викторов Г. А. // Учёные. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. - Т. 1. - С. 72-80. - (Библиотека Президента Чувашской Республики)
  • Разумный В. А.
  • Хуторской А. В.
  • // Якутия (газета). - 2010, 12 июля.
  • (чув.)

Отрывок, характеризующий Волков, Геннадий Никандрович

– Да, видел и убедился, что он боится генерального сражения более всего на свете, – повторил Долгоруков, видимо, дорожа этим общим выводом, сделанным им из его свидания с Наполеоном. – Ежели бы он не боялся сражения, для чего бы ему было требовать этого свидания, вести переговоры и, главное, отступать, тогда как отступление так противно всей его методе ведения войны? Поверьте мне: он боится, боится генерального сражения, его час настал. Это я вам говорю.
– Но расскажите, как он, что? – еще спросил князь Андрей.
– Он человек в сером сюртуке, очень желавший, чтобы я ему говорил «ваше величество», но, к огорчению своему, не получивший от меня никакого титула. Вот это какой человек, и больше ничего, – отвечал Долгоруков, оглядываясь с улыбкой на Билибина.
– Несмотря на мое полное уважение к старому Кутузову, – продолжал он, – хороши мы были бы все, ожидая чего то и тем давая ему случай уйти или обмануть нас, тогда как теперь он верно в наших руках. Нет, не надобно забывать Суворова и его правила: не ставить себя в положение атакованного, а атаковать самому. Поверьте, на войне энергия молодых людей часто вернее указывает путь, чем вся опытность старых кунктаторов.
– Но в какой же позиции мы атакуем его? Я был на аванпостах нынче, и нельзя решить, где он именно стоит с главными силами, – сказал князь Андрей.
Ему хотелось высказать Долгорукову свой, составленный им, план атаки.
– Ах, это совершенно всё равно, – быстро заговорил Долгоруков, вставая и раскрывая карту на столе. – Все случаи предвидены: ежели он стоит у Брюнна…
И князь Долгоруков быстро и неясно рассказал план флангового движения Вейротера.
Князь Андрей стал возражать и доказывать свой план, который мог быть одинаково хорош с планом Вейротера, но имел тот недостаток, что план Вейротера уже был одобрен. Как только князь Андрей стал доказывать невыгоды того и выгоды своего, князь Долгоруков перестал его слушать и рассеянно смотрел не на карту, а на лицо князя Андрея.
– Впрочем, у Кутузова будет нынче военный совет: вы там можете всё это высказать, – сказал Долгоруков.
– Я это и сделаю, – сказал князь Андрей, отходя от карты.
– И о чем вы заботитесь, господа? – сказал Билибин, до сих пор с веселой улыбкой слушавший их разговор и теперь, видимо, собираясь пошутить. – Будет ли завтра победа или поражение, слава русского оружия застрахована. Кроме вашего Кутузова, нет ни одного русского начальника колонн. Начальники: Неrr general Wimpfen, le comte de Langeron, le prince de Lichtenstein, le prince de Hohenloe et enfin Prsch… prsch… et ainsi de suite, comme tous les noms polonais. [Вимпфен, граф Ланжерон, князь Лихтенштейн, Гогенлое и еще Пришпршипрш, как все польские имена.]
– Taisez vous, mauvaise langue, [Удержите ваше злоязычие.] – сказал Долгоруков. – Неправда, теперь уже два русских: Милорадович и Дохтуров, и был бы 3 й, граф Аракчеев, но у него нервы слабы.
– Однако Михаил Иларионович, я думаю, вышел, – сказал князь Андрей. – Желаю счастия и успеха, господа, – прибавил он и вышел, пожав руки Долгорукову и Бибилину.
Возвращаясь домой, князь Андрей не мог удержаться, чтобы не спросить молчаливо сидевшего подле него Кутузова, о том, что он думает о завтрашнем сражении?
Кутузов строго посмотрел на своего адъютанта и, помолчав, ответил:
– Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил его передать это государю. Что же, ты думаешь, он мне ответил? Eh, mon cher general, je me mele de riz et des et cotelettes, melez vous des affaires de la guerre. [И, любезный генерал! Я занят рисом и котлетами, а вы занимайтесь военными делами.] Да… Вот что мне отвечали!

В 10 м часу вечера Вейротер с своими планами переехал на квартиру Кутузова, где и был назначен военный совет. Все начальники колонн были потребованы к главнокомандующему, и, за исключением князя Багратиона, который отказался приехать, все явились к назначенному часу.
Вейротер, бывший полным распорядителем предполагаемого сражения, представлял своею оживленностью и торопливостью резкую противоположность с недовольным и сонным Кутузовым, неохотно игравшим роль председателя и руководителя военного совета. Вейротер, очевидно, чувствовал себя во главе.движения, которое стало уже неудержимо. Он был, как запряженная лошадь, разбежавшаяся с возом под гору. Он ли вез, или его гнало, он не знал; но он несся во всю возможную быстроту, не имея времени уже обсуждать того, к чему поведет это движение. Вейротер в этот вечер был два раза для личного осмотра в цепи неприятеля и два раза у государей, русского и австрийского, для доклада и объяснений, и в своей канцелярии, где он диктовал немецкую диспозицию. Он, измученный, приехал теперь к Кутузову.
Он, видимо, так был занят, что забывал даже быть почтительным с главнокомандующим: он перебивал его, говорил быстро, неясно, не глядя в лицо собеседника, не отвечая на деланные ему вопросы, был испачкан грязью и имел вид жалкий, измученный, растерянный и вместе с тем самонадеянный и гордый.
Кутузов занимал небольшой дворянский замок около Остралиц. В большой гостиной, сделавшейся кабинетом главнокомандующего, собрались: сам Кутузов, Вейротер и члены военного совета. Они пили чай. Ожидали только князя Багратиона, чтобы приступить к военному совету. В 8 м часу приехал ординарец Багратиона с известием, что князь быть не может. Князь Андрей пришел доложить о том главнокомандующему и, пользуясь прежде данным ему Кутузовым позволением присутствовать при совете, остался в комнате.
– Так как князь Багратион не будет, то мы можем начинать, – сказал Вейротер, поспешно вставая с своего места и приближаясь к столу, на котором была разложена огромная карта окрестностей Брюнна.
Кутузов в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал. На звук голоса Вейротера он с усилием открыл единственный глаз.
– Да, да, пожалуйста, а то поздно, – проговорил он и, кивнув головой, опустил ее и опять закрыл глаза.
Ежели первое время члены совета думали, что Кутузов притворялся спящим, то звуки, которые он издавал носом во время последующего чтения, доказывали, что в эту минуту для главнокомандующего дело шло о гораздо важнейшем, чем о желании выказать свое презрение к диспозиции или к чему бы то ни было: дело шло для него о неудержимом удовлетворении человеческой потребности – .сна. Он действительно спал. Вейротер с движением человека, слишком занятого для того, чтобы терять хоть одну минуту времени, взглянул на Кутузова и, убедившись, что он спит, взял бумагу и громким однообразным тоном начал читать диспозицию будущего сражения под заглавием, которое он тоже прочел:
«Диспозиция к атаке неприятельской позиции позади Кобельница и Сокольница, 20 ноября 1805 года».
Диспозиция была очень сложная и трудная. В оригинальной диспозиции значилось:
Da der Feind mit seinerien linken Fluegel an die mit Wald bedeckten Berge lehnt und sich mit seinerien rechten Fluegel laengs Kobeinitz und Sokolienitz hinter die dort befindIichen Teiche zieht, wir im Gegentheil mit unserem linken Fluegel seinen rechten sehr debordiren, so ist es vortheilhaft letzteren Fluegel des Feindes zu attakiren, besondere wenn wir die Doerfer Sokolienitz und Kobelienitz im Besitze haben, wodurch wir dem Feind zugleich in die Flanke fallen und ihn auf der Flaeche zwischen Schlapanitz und dem Thuerassa Walde verfolgen koennen, indem wir dem Defileen von Schlapanitz und Bellowitz ausweichen, welche die feindliche Front decken. Zu dieserien Endzwecke ist es noethig… Die erste Kolonne Marieschirt… die zweite Kolonne Marieschirt… die dritte Kolonne Marieschirt… [Так как неприятель опирается левым крылом своим на покрытые лесом горы, а правым крылом тянется вдоль Кобельница и Сокольница позади находящихся там прудов, а мы, напротив, превосходим нашим левым крылом его правое, то выгодно нам атаковать сие последнее неприятельское крыло, особливо если мы займем деревни Сокольниц и Кобельниц, будучи поставлены в возможность нападать на фланг неприятеля и преследовать его в равнине между Шлапаницем и лесом Тюрасским, избегая вместе с тем дефилеи между Шлапаницем и Беловицем, которою прикрыт неприятельский фронт. Для этой цели необходимо… Первая колонна марширует… вторая колонна марширует… третья колонна марширует…] и т. д., читал Вейротер. Генералы, казалось, неохотно слушали трудную диспозицию. Белокурый высокий генерал Буксгевден стоял, прислонившись спиною к стене, и, остановив свои глаза на горевшей свече, казалось, не слушал и даже не хотел, чтобы думали, что он слушает. Прямо против Вейротера, устремив на него свои блестящие открытые глаза, в воинственной позе, оперев руки с вытянутыми наружу локтями на колени, сидел румяный Милорадович с приподнятыми усами и плечами. Он упорно молчал, глядя в лицо Вейротера, и спускал с него глаза только в то время, когда австрийский начальник штаба замолкал. В это время Милорадович значительно оглядывался на других генералов. Но по значению этого значительного взгляда нельзя было понять, был ли он согласен или несогласен, доволен или недоволен диспозицией. Ближе всех к Вейротеру сидел граф Ланжерон и с тонкой улыбкой южного французского лица, не покидавшей его во всё время чтения, глядел на свои тонкие пальцы, быстро перевертывавшие за углы золотую табакерку с портретом. В середине одного из длиннейших периодов он остановил вращательное движение табакерки, поднял голову и с неприятною учтивостью на самых концах тонких губ перебил Вейротера и хотел сказать что то; но австрийский генерал, не прерывая чтения, сердито нахмурился и замахал локтями, как бы говоря: потом, потом вы мне скажете свои мысли, теперь извольте смотреть на карту и слушать. Ланжерон поднял глаза кверху с выражением недоумения, оглянулся на Милорадовича, как бы ища объяснения, но, встретив значительный, ничего не значущий взгляд Милорадовича, грустно опустил глаза и опять принялся вертеть табакерку.
– Une lecon de geographie, [Урок из географии,] – проговорил он как бы про себя, но довольно громко, чтобы его слышали.
Пржебышевский с почтительной, но достойной учтивостью пригнул рукой ухо к Вейротеру, имея вид человека, поглощенного вниманием. Маленький ростом Дохтуров сидел прямо против Вейротера с старательным и скромным видом и, нагнувшись над разложенною картой, добросовестно изучал диспозиции и неизвестную ему местность. Он несколько раз просил Вейротера повторять нехорошо расслышанные им слова и трудные наименования деревень. Вейротер исполнял его желание, и Дохтуров записывал.
Когда чтение, продолжавшееся более часу, было кончено, Ланжерон, опять остановив табакерку и не глядя на Вейротера и ни на кого особенно, начал говорить о том, как трудно было исполнить такую диспозицию, где положение неприятеля предполагается известным, тогда как положение это может быть нам неизвестно, так как неприятель находится в движении. Возражения Ланжерона были основательны, но было очевидно, что цель этих возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле. Когда замолк однообразный звук голоса Вейротера, Кутузов открыл глава, как мельник, который просыпается при перерыве усыпительного звука мельничных колес, прислушался к тому, что говорил Ланжерон, и, как будто говоря: «а вы всё еще про эти глупости!» поспешно закрыл глаза и еще ниже опустил голову.

Анастасия Титова
Презентация «Великие педагоги Чувашии. Волков Геннадий Никандрович»

Волков Геннадий Никандрович (31.10.1927 – 27.12.2010)

«К сожалению, забываем традиции, а без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Биография

Геннадий Никандрович Волков - педагог; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель- публицист, основатель этнопедагогики.

Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

Педагогическая деятельность началась в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары.

Педагогическая деятельность началась в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары, затем работал учителем физики в мужской семилетней школе № 78 г. Казани.

Геннадий Волков в 1952-1972 гг. трудился старшим преподавателем, доцентом и зав. кафедрой педагогики и психологии, старшим научным сотрудником, проректором по научной работе в Чувашском государственном педагогическом институте им. И. Я. Яковлева.

С 1971г. работал в Москве, как непосредственно в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ. Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы.

С 1979 по 1982 гг. работал профессором Эрфрутской высшей педагогической школы (Эрфрут, ГДР).С 1991 года заведующий лабораторией этнопедагогики Института развития личности РАО.

В 2000-е годы работал консультантом по этнопедагогике в Калмыкии.

Состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.)

Научная деятельность

Геннадий Волков – автор более 1000 публикаций, в том числе около 50 монографий. Родоначальник ряда идей национального образования в России. Его этнопедагогическая концепция национальной школы получила государственное признание.

Подготовил более ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России. Его ученики, в свою очередь, на местах возглавляют направления этнопедагогики.

1962 год - предложил термин «этнопедагогика». К началу XXI века термин широко распространён в научном мире.

1967 год - защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)» в качестве докторской диссертации.

Признание и награды

Первый и единственный из нерусских педагогов награждён Золотой медалью И. И. Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы».

Заслуженный деятель науки Российской федерации

Заслуженный учитель Чувашской Республики

Почетный гражданин Чувашской Республики (20.06.1997)

Заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва

Заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия)

Почётное звание «Учитель учителей» Якутии

Отличник народного просвещения Киргизской ССР (1987)

К. Д. Ушинского

Я. А. Коменского (ЧССР)

Н. К. Крупской

За заслуги в образовании в Республике Татарстан

Память

Памятник Геннадию Волкову (35 дом, проспект Ленина, Чебоксары)

Сквер в с. Красные Четаи с памятными посадками дуба (Сквер им. российского академика Г. Н. Волкова).

Научно-исследовательский институт этнопедагогики при Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева носит имя академика РАО Волкова Г. Н.

Спасибо за внимание!

31.10.1927 -27.12.2010.

Педагог, доктор педагогических наук (1967), профессор (1968), писатель, переводчик, критик, заслуженный учитель школы Чувашской АССР (1987), заслуженный деятель науки Российской Федерации (2001), заслуженный деятель науки Республики Калмыкия (1997), заслуженный деятель науки Республики Тыва (1997), заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия) (1992), отличник народного просвещения Киргизской ССР (1987), лауреат премии К. Д. Ушинского (1967), лауреат Государственной премии Чувашской Республики (2006), член Академии педагогических наук, почетный доктор Эрфуртского университета (1982, Германия), почетный гражданин Чувашской Республики (1997), Республики Калмыкия (1997), Яльчикского района (1997).

Родился в с. Большие Яльчики (Аслă Eлчĕк) Яльчикского района Чувашской Республики.

Г. Волков – известный в России и за рубежом ученый-педагог, основатель нового направления в педагогической науке – этнопедагогики, в т. ч. этнопедагогики чувашского народа. Ведущий исследователь наследия И.Я. Яковлева. Окончил Чувашский государственный педагогический институт (ныне университет) им. И.Я. Яковлева. С 1952 по 1972 гг. работал в этом учебном заведении. Был заведующим сектором научно-исследовательского института национальных школ Министерства народного просвещения РСФСР. Преподавал в Эрфуртской высшей педагогической школе (Германия). С 1993 г. – заведующий лабораторией этнопедагогики Государственного института семьи и воспитания. С 1999 г. – профессор Калмыцкого государственного университета. В 2003 г. основал научно-исследовательский институт этнопедагогики в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева. В 2005 г. открыл научно-исследовательскую лабораторию этнопедагогических инноваций Калмыцкого государственного университета.

Автор более 500 научных трудов, в т. ч. 27 монографий. Среди них: «Чувашская народная педагогика», «Этнопедагогика чувашского народа», «О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании», «Этнопедагогика чувашей», «Судьба патриарха», «Обыкновенное дело педагога», «Педагогика жизни», «Жизнь, смерть и бессмертие патриарха», «Педагогика любви», «Чувашская этнопедагогика», «Этнопедагогика», «Духовное просвещение», «Этнопедагогическая пансофия», «Моя неразгаданная калмыцкая загадка» и др.

Г. Волков не только одаренный ученый-педагог, но и талантливый писатель, критик, этнограф, фольклорист, переводчик. Широко известны его критические статьи о К. Иванове, И. Яковлеве, М. Сеспеле, П. Хузангае, А. Пушкине, Л. Толстом, М. Ломоносове, А. Пушкине, А. Чехове. Автор ряда художественных произведений и переводов, в т. ч. книг «Асанне калавĕсем» (Бабушкины рассказы), «Шăллăмсемпе йăмăксене» (Братишкам и сестренкам), «Юманпа хĕвел» (Дуб и солнце), «Созвездия земли», «"Кил илемӗ » (Свет в родном окне) и др.

Награжден золотой медалью И. Гердера, медалями К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, «За заслуги в образовании в Республике Татарстан», орденом «За заслуги перед Чувашской Республикой» (2007) и др.


Библиография (труды):
1. Волков, Геннадий Никандрович. Кил илемĕ [Текст] : [калавсем, юмахсем, очерксем: кĕçĕн тата вăтам çулхи шкул ачисем валли] / Геннадий Волков, 2007. - 127 с.
обложка книги
2. Хуначи Кашкăр Юманпа хĕвел [Текст] : [юмахсем, калавсем, очерксем] / Хуначи Кашкăр. - Шупашкар, 1975. - 126, с.
обложка книги
3. Волков, Г. Редакци тĕпĕлĕнче – Г. Волков академик / Г. Волков; Н. Морозов калаҫнӑ // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2007. - № 5. – С. 91-92.
см. текст
4. Волков, Г. Н. Халăхра ĕмĕрхи ăс упранать: [Г. Н. Волков ăсчахран илнĕ интервью] / Г. Н. Волков; Г. Матвеева калаçнă // Тăван Атăл. – 2007. – № 10. – С. 128-130.
см. текст
5. Волков, Г. Неразгаданная моя калмыцкая загадка / Г. Волков // Лик. – 2007. - № 1. – С. 143-152.
см. текст
6. Волков, Г. Семь сокровенных сказаний о женщине / Г. Волков // Лик. – 2007. - № 3. – С. 114-120.
см. текст
7. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков; под ред. чл.-корр. АПН СССР проф. И.Т. Огородникова. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1974 – 375, c.
см. обложку
8. Волков, Геннадий Никандрович. Чувашская этнопедагогика [Текст] / Г.Н. Волков. - Чебоксары, 2004. - 487 с.
см. обложку
9. Волков, Геннадий Никандрович. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха [Текст] : роман-эссе [об И.Я. Яковлеве] / Г. Н. Волков. - Чебоксары, 2004. - 351 с.
см. обложку
10. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика: изд. третье, доп. / Г. Н. Волков. – Чебоксары, 2004 – 487 с.
см. обложку
11. Волков, Г. Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха: роман-эссе / Г. Н. Волков. - [Чебоксары], 2004 – 351 с.
см. обложку

Библиография:
1. Викторов, Г. А. Урăхла халь тин эпĕ пулаймăп... = Другим я уже не буду... / Геннадий Викторов; [Л. И. Филиппова пухса хатĕрленĕ, ред.]. - Шупашкар: Çĕнĕ Вăхăт, 2008. – 393 с. : ил., портр. – На чуваш., рус. яз.
2. Филиппова, Л. И. Пророк земли чувашской. Академик Геннадий Никандрович Волков: док.-худож. повествование / Л. И. Филиппова; [фот. Г. А. Викторова и др.]. – Чебоксары: [Чувашия], 2013. – 132 с., л. ил. : ил., портр. - См. См. обл.
3. Волков, А. Тете – пурнӑҫӑмӑн шанчӑклӑ тӗревӗ : тетене – Г. Н. Волков академика – асӑнса, пуриншӗн те тав туса / А. Волков // Хыпар. – 2012. – 31 юпа. – С. 4.
текст
4. Никифорова, Л. В. Чăваш халăхĕн мухтавлă çынни Г. Н. Волков академик: уçă уроксем, çавра сĕтелсем, проектсем, уявсем: меслет сĕнĕвĕсем / Л. В. Никифорова, А. Л. Купцова. – Шупашкар, 2010. – 43 с. - См. см. обложку
5. Васильев, E. В. Г. Н. Волков – ученый педагог: к 70-летию со дня рождения / E. В. Васильев. – Чебоксары: Б.и., . – 8 с.
6. Васильев, E. В. С любовью к тебе, настоящий человек... : (о чуваш. ученом-педагоге Г. Н. Волкове) / E. В. Васильев. – Чебоксары: [б. и.], 1997. – 91 с.
7. Викторов, Г. А. Я вернусь... : откровения академика Геннадия Волкова / Геннадий Викторов; [сост. и ред. Л. И. Филиппова]. – Чебоксары: Новое Время, 2006. – 203 с. : ил., портр. – На рус., чуваш. яз.
8. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию Г. Н. Волкова (6-7 дек. 2001 г., [Элиста]) / [коллектив авт.] ; Калм. гос. ун-т; Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и восп. РАО и Минтруда РФ. – Элиста: [АПП «Джангар»] ; М., 2003. – 415 с.
9. Учитель. Педагог. Мыслитель: [об акад. Г. Н. Волкове: монография] / Е. В. Васильев, Н. Т. Савруков. – Чебоксары: [ЧИЭМ СПбГПУ], 2007. – 136 с., л. фот., цв. фот. : портр., вкл. л. – Библиогр.: с. 103-106. – Библиогр. трудов Г. Н. Волкова: с. 107-128.
10. Абрамов, А. Педагогика улăпĕ / А. Абрамов // Çамрăксен хаçачĕ. – 2007. – 2 чӳк (№ 44). – С. 1-3.
11. Атлай, Л. [Г. Н. Волков академика 80-çулхи юбилейпе саламлани] / Л. Атлай // Вестн. Чебоксар. фил. Моск. гос. гуманит. ун-та им. М. А. Шолохова. – 2008. – № 5. – С. 427-429.
12. Васильев-Бурзуй, Е. «Чăвашсен космонавт çеç мар, педагог та пур» / Е. Васильев-Бурзуй // Хыпар. – 2011. – 9 чӳк. – С. 3.
13. Васильева, О. Тӳрĕ те ырă чунлă пулма вĕрентеççĕ / О. Васильева // Хыпар. – 2006. – 18 кăрлач. – С. 3.
14. Волков, А. Вĕрентекен пулма турă пӳрнĕ : [Геннадий Никандрович Волковăн ачалăхĕ çинчен шăллĕ аса илни] / А. Волков // Чăваш тĕнчи. – 2007. – Чӳк (№ 9). – С. 9.
15. Волков, Г. Н. Геннадий Волков: «Пурне те ашшĕ-амăшĕн чĕлхине упрама пиллетĕп» / Г. Н. Волков // Самант. – 2010. – № 1. – С. 10-11.
16. Волков, Г. Н. Геннадий Волков: «Таврăнатăп»: [Геннадий Никандрович Волков этнопедагогпа калаçни] / Г. Н. Волков // Хыпар. – 2007. – 1 чӳк. – С. 1.
17. Волков, Г. Н. Халăхра ĕмĕрхи ăс упранать: [Г. Н. Волков ăсчахран илнĕ интервью] / Г. Н. Волков // Тăван Атăл. – 2007. – № 10. – С. 128-130.
18. Иванов, В. Академик çулĕсем: [Г. Н. Волков академик çинчен] / В. Иванов // Хыпар. – 2007. – 31 юпа.
19. Иванов, В. Чăваш, Раççей, СССР, Германи халăхĕсен вĕрентӳçине тавах / В. Иванов; Г. Верблюдов сăн ӳкерчĕкĕ // Чăваш тĕнчи. – 2005. – Раштав (№ 3). – С. 8 ; Ҫавах // Хыпар. – 2002. – 2 чӳк. – С. 2.
20. Игнатьева, А. Халӑх вӗрентӗвӗн асамлӑ мелӗсем / А. Игнатьева // Чӑваш хӗрарӑмӗ. – 2015. – 8 ҫурла/август. – С. 1.
21. Малышкин, Н. Волков Геннадий Никандрович // Малышкин, Н. Ф. Eлчĕк енĕн пултарулăх çыннисем / Н. Ф. Малышкин. – Çĕрпӳ, 2000. – С. 14-16.
22. Матвеева, Г. Профессор парни: [Г. Волков çырнă «Кил илемĕ» кĕнеке çинчен] / Г. Матвеева // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2007. - № 5. – С. 90. - См. см. текст
23. Никифорова, Л. В. Икĕ аслă вĕрентекенĕн - пĕр тĕллев: [чăвашсен паллă педагогĕ Геннадий Никандрович Волков академик çинчен] / Л. В. Никифорова // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2009. – № 1. – С. 15-16.
24. Очинникова, К. Ăш пиллĕх тĕнчи / К. Очинникова // Çамрăксен хаçачĕ. – 2003. – 10 кăрлач (№ 2). – С. 4.
25. Паллă ăсчахсем - Геннадий Волков пирки / В. А. Сухомлинский [т. ыт. те] // Хыпар. – 2007. – 31 юпа. – С. 2.
26. Сăнарĕ халăх чĕринче упранĕ : [чăваш халăхĕн паллă ăсчахне, Чăваш Республикин Хисеплĕ гражданинне, педагогика ăслăлăхĕсен тухтăрне Геннадий Никандрович Волкова аса илни] / С. Петрова [и др.] ; Т. Наумова, Н. Кудряшова ыйтса пĕлнĕ // Чăваш хĕрарăмĕ. – 2010. – 31 раштав. – С. 2. - См. см. текст
27. Смирнова, Н. Хăй кайрĕ пулсан та... / Н. Смирнова // Чăваш хĕрарăмĕ. – 2010. – 31 раштав. – С. 2. - См. см. текст
28. Тÿрĕ те ырă чунлă пулма вĕрентет // Тăван Атăл. – 2006. – № 1. – С. 72.
29. Бембеев, В. Об Адептах - Посвященных и о Геннадие Никандровиче Волкове / В. Бембеев // ЛИК. – 2007. – № 2 (10). – С. 142-147.
30. Васильев, E. В. Г. Н. Волков: жизнь и педагогическая деятельность / E. В. Васильев // Известия НАНИ ЧР. – 1997. – № 3. – С. 110-113.
31. Васильев, Е. В. Педагогика любви: [о педагогике Г. Волкова] / Е. В. Васильев, К. А. Петров // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2007. - № 5. – С. 94-95. - См. см. текст
32. Волков Геннадий Никандрович // Ученые Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2005. – С. 66-67.
33. Волков Геннадий Никандрович // Ученые Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2010. – С. 80.
34. Волков Геннадий Никандрович // Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева: история, структура, ученые. – Чебоксары, 2000. – С. 116-117.
35. Волков Геннадий Никандрович // Чувашская Республика. Яльчикский район: краткая энцикл. – Чебоксары, 2005. – С. 43-44.
36. Волков Геннадий Никандрович // Who is Who в России: [биогр. энцикл. успеш. людей России]. – 5-е изд. – Zug, 2011. – С. 443.
37. Волков Геннадий Никандрович: (к 80-летию со дня рождения) // Вестн. Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. – 2007. – № 4. – С. 164-165. - См. см. текст
38. 85 лет со дня рождения известного ученого-педагога, основателя этнопедагогики Геннадия Никандровича Волкова // Научный потенциал. - 2012. - № 3 (8). - С. 94-96: фот. - (К юбилею ученого). - См. текст
текст
39. «Всемирно известный якутский педагог...»: [о Геннадие Никандровиче Волкове] // Волков, Г. Н. Педагогика любви / Г. Н. Волков. – М., 2002. – Т. 2. – С. 427-457.
40. Eгоров, Д. E. Академик Г. Н. Волков – ученый, педагог и писатель / Д. E. Eгоров // Исследователи чувашской культуры и истории. – Уфа, 1998. – С. 21-26.
41. И это все о нем... : [высказывания об академике, этнопедагоге Геннадие Никандровиче Волкове] // КИЛ / ЛИК. – 2007. – № 1. – С.59-63.
42. Игнатьева, А. П. Эссе как факт компетентности: [о жанре эссе, о педагогических эссе академика Г. Н. Волкова] / А. П. Игнатьева // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2009. – № 4. – С. 71-73.
43. Михайлова, Е. И. Представление: [Геннадий Никандрович Волков и Республика Саха (Якутия)] / Е. И. Михайлова // Волков, Г. Н. Педагогика любви / Г. Н. Волков. – М., 2002. – Т. 1. – С. 8-13.
44. Научная школа по истории образования и педагогической мысли // Вестн. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2005. – № 2 (45). – С. 4-13.
45. Овчинникова, К. П. Миром правит любовь / К. П. Овчинникова // Слово. – 2005. – № 1. – С. 45-49.
46. Павлов, И. В. Этнопедагогический и гражданский подвиг академика Геннадия Волкова / И. В. Павлов // Этнопедагогические доминанты в образовании XXI века: проблемы, поиски, решения: V международные волковские чтения: сборник научных трудов: [в 2 ч.] / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева; [под ред. Л. В. Кузнецовой]. – Чебоксары: ЧГПУ, 2012. – [Ч. 2]. – С. 29-34.
47. Петрова, Т. Н. Волков Генадий Никандрович / Т. Н. Петрова // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2006. – Т. 1: А-Е. – С. 345.
48. Петрова, Т. Н. В делах своих учеников учитель вечен / Т. Н. Петрова // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2007. – № 5. – С. 88-90. - См. см. текст
49. Петрова, Т. Н. «Учитель, пред именем твоим...»: [о Геннадие Никандровиче Волкове] / Т. Н. Петрова // Волков, Г. Н. Педагогика любви / Г. Н. Волков. – М., 2002. – Т. 1. – С. 448-450.
50. Петрова, Т. Н. Этнопедагогика Г. Н. Волкова как сокровищница народной жизни / Т. Н. Петрова // Вестн. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2005. – № 2 (45). – С. 14-16. - См. см. текст
51. Пушкин, В. Моя первая встреча с учителем: [об академике, этнопедагоге Геннадие Никандровиче Волкове] / В. Пушкин // КИЛ / ЛИК. – 2007. – № 1. – С. 103-107.
52. Сергеев, Т. С. Волков Геннадий Никандрович / Т. С. Сергеев // Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 110.
53. Сидоров, Г. С. Продолжатель дела И. Я. Яковлева / Г. С. Сидоров // Вестн. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 1998. – № 1 (2). – С. 3-9.
54. Харитонов, М. Г. Г. Н. Волков и его научная школа / М. Г. Харитонов // Этнопедагогические доминанты в образовании XXI века: проблемы, поиски, решения: V международные волковские чтения: сборник научных трудов: [в 2 ч.] / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева; [под ред. Л. В. Кузнецовой]. – Чебоксары: ЧГПУ, 2012. – [Ч. 2]. – С. 179-182.
55. Харитонов, М. Г. Педагог – ученый Г. Н. Волков / М. Г. Харитонов // Вестн. Чебоксар. филиала Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М. А. Шолохова. – 2007. – № 4. – С. 261-263. - См. см. текст
56. Хузангай, А. «Воспитанный семьей, народом, историей...» / А. Хузангай // КИЛ / ЛИК. – 2007. – № 1. – С. 94-98.
57. Цаллагова, З. Б. Этнопедагогический диалог культур: [о педагог. деятельности Геннадия Никандровича Волкова] / З. Б. Цаллагова // Волков, Г. Н. Педагогика любви / Г. Н. Волков. – М., 2002. – Т. 1. – С. 451-455.
58. Чапуркина-Игнатьева, А. Творю с благословенья Волкова / А. Чапуркина-Игнатьева // КИЛ. – 2013. – № 1/2 (13-14). – С. 151-155.
59. Чехонадский, Ю. «Просвещение» - от слова «свет!»: [воспоминание о Геннадие Никандровиче Волкове] / Ю. Чехонадский // Волков, Г. Н. Педагогика любви / Г. Н. Волков. – М., 2002. – Т. 1. – С. 450-451.
60. Чувашская АССР. Президиум Верховного Совета. О награждении Волкова Г.Н. Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР: Указ Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 27 октября 1977 г. // ГИА ЧР. Ф.Р-1041. Оп.6. Д.1269. Л.111. - См.

Геннадий Никандрович Волков (Кашкãр Хуначи) (1927)

О родоначальнике основополагающих идей национального образования Г. Н. Волкова опубликовано более 500 работ. По оценкам ученых, он - «настоящий человек» (В. А. Сухомлинский), «Ушинский наших дней» (Ю. Глушенко), «гуманист, национальный герой» (В. А. Иванов). Н. И. Целищева отмечает в нем «мощный ум», Ш. И. Джанзанова считает, что «встреча с ним стоит целой жизни».

Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927 г. в селе Большие Яльчики Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

В разные годы работал учителем в школах Казани и Чебоксар, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Много лет трудился в различных вузах страны. С 1979 по 1982 гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы. Первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой медалью Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы».

В 1967 г. в качестве докторской диссертации защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)». Владея почти всеми тюркскими языками, сумел на первоисточниках обобщенно представить духовно-нравственное единство тюркских народов с русским народом. С этого времени начинается энтузиастская деятельность Г. Н. Волкова по распространению этнопедагогических идей (термин «этнопедагогика» предложен им в 1962 г. и в настоящее время принят во всем научном мире). Он автор более 1000 публикаций, в том числе около 50 монографий «…»

С 1971 г. Геннадий Никандрович работает в Москве: руководителем сектора педагогики Института национальных школ, заведующим лабораториями этнопедагогики Института развития личности, Российской Академии образования. Лаборатория этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования, где он проработал многие годы, стала общепризнанным центром исследования национально-региональных проблем образования. На одном из расширенных ее заседаний выступил с докладом третий космонавт мира А. Г. Николаев. Ученый был членом редколлегии ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.). Им написана первая и пока единственная не только в стране, но и во всем мире книга «Этнопедагогика», утвержденная Министерством образования РФ в качестве учебника для вузов и средних специальных учебных заведений. Благодаря своим фундаментальным исследованиям, Г. Н. Волков стал родоначальником главенствующих идей национального образования. Его этнопедагогическая концепция национальной школы признана на уровне государственной. Им подготовлено свыше ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России, которые, в свою очередь, на местах возглавляют свои этнопедагогические школы.

Г. Н. Волков читал спецкурсы по этнопедагогике в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Московском государственном педагогическом университете. Его концепции известны в Якутске, Красноярске, Кирове, Казани, Уфе, Ульяновске, Элисте, Киеве, Полтаве, Одессе, Махачкале, Тбилиси, Баку, Владикавказе и других научно-образовательных центрах. Лекции Г. Н. Волкова слушали студенты и профессора Праги, Парижа, Берлина, Регенсбурга, Лейпцига, Цюриха. Число вузов, где он выступал и делал доклады, превышает 50, что может стать основанием для заявки на внесение в книгу рекордов Гиннесса. Его с обостренным интересом воспринимает не одно поколение педагогов и студентов, основной причиной этому является не только высочайший профессионализм великого учителя, но и его личностные качества - яркость, масштабность, неординарность характера и судьбы. Соединяя в себе духовное и профессиональное, он создает свой особый мир, открывает человеческую сущность любого предмета и любого явления и провозглашает высокую духовность личности учителя.

По инициативе академика Г. Н. Волкова за последние годы проведено более 30 региональных, всероссийских, международных конференций по этнопедагогике. Увидевшие свет за 2002-2003 гг. двухтомник «Педагогика любви», избранные этнопедагогические сочинения «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки», «Педагогика национального спасения», «Чувашская этнопедагогика» и другие получили признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

«Под впечатлением Вашей книги я задумал написать книгу об украинской народной педагогике... Если удастся осуществить замысел, посвящу книгу Вам», - писал ему В. А. Сухомлинский в 1961 г. «Этнопедагогика чувашского народа» - величественная энциклопедия духовной жизни чувашского народа», - отмечал Педер Хузангай, народный поэт Чувашии (1967). «Не думаю и не надеюсь, что после тебя у чувашей появится еще один педагог, равный И. Я. Яковлеву по силе влияния на народ» (Яков Ухсай, народный поэт Чувашии, 1971). «Бессмертен и учитель благодаря своим ученикам. Он снова и снова воскреснет благодаря им, все выше и выше вознесется и будет жить вечно в облагороженных душах своих учеников». Слова эти Геннадия Волкова могут быть уже сейчас с полным основанием отнесены к нему самому» (профессор В. А. Разумный, 1997, г. Москва). «Г. Н. Волков является достойным продолжателем дела великого чувашского педагога Ивана Яковлевича Яковлева. Этнопедагогика - весьма серьезный вклад в советскую педагогическую науку, значение которого, безусловно, выходит за пределы нашего Отечества» (академик Д. О. Лордкипанидзе, 1975, г. Тбилиси). «Почетным гражданином Республики Калмыкия стал Геннадий Никандрович Волков - за огромный вклад в развитие этнопедагогики народов России, за многолетний труд по воспитанию подрастающего поколения на идеях гуманизма и толерантности» (Президент Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинов, 2002). «Геннадий Никандрович Волков - знаковая фигура нашего времени... Результаты его подвижнического труда по значению и вкладу можно сопоставить с результатами труда Конфуция. Несомненно, результаты деятельности Г. Н. Волкова окажут влияние на дальнейшее развитие образования и культуры народов Российской Федерации» (ректор Калмыцкого университета Г. М. Борликов, 2003). «Геннадий Никандрович Волков - яркая личность России, сын чувашского народа... Своим мировоззрением, своей уникальной этнопедагогикой оказал огромное влияние на просвещение, воспитание якутов, переориентировав образование в республике на народность, демократизацию, гуманизм, на всесторонний национальный расцвет, тем самым коренным образом изменил сознание народа» (М. Е. Николаев, Президент Республики Саха (Якутия).

Г. Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество - это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него - мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них - трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению. Назовем лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хĕвел» (Дуб и солнце). В ней образы - многозначны, и в этой многозначности они ясные и человечные, живые.

Г. Н. Волков - один из старейших членов Академии педагогических наук, один из основателей Российской Академии образования. Он - заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Республики Калмыкия и Чувашской Республики, заслуженный учитель Чувашской Республики, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва, заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия); имеет почетное звание «Учитель учителей» Якутии, удостоен звания «Отличник народного образования Кыргызстана», является Почетным доктором Эрфуртского университета и т. д. Награжден медалями К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского, Н. К. Крупской, «За заслуги в образовании в Республике Татарстан», золотой медалью Гердера и другими.

Как истинный исследователь педагогической культуры народов и этносов, Г. Н. Волков выражает свою озабоченность массовым духовным обнищанием молодежи; он много ездит по России, встречается с педагогами и студентами, работниками педвузов, много пишет и выступает в разных аудиториях.

Как глубока чувашская мудрость о смысле человеческой жизни: «Если хочешь, чтоб тебя помнили год - сей пшеницу, если хочешь, чтоб тебя помнили 10 лет - сажай дерево, а если хочешь, чтоб тебя помнили 100 лет - обучай народ». А у Геннадия Никандровича учатся педагоги многих народов. Так, например, в Якутии он официально объявлен «всемирно известным якутским педагогом». И этому доказательство - многонациональная, полиэтническая, всемирно признанная научная этнопедагогическая Школа Волкова. В современных сложных и противоречивых политических условиях многие народы сохранили свою национальную линию социально-культурного развития благодаря спасительной миссии многовековой традиционной культуры воспитания, которая оказалась самой жизнедеятельной и самой жизнеспособной, прежде всего, своим истинным демократизмом и подлинным гуманизмом. «…»

Его труды пользуются популярностью в странах СНГ, переиздаются, благоприятствуя единению народов. О творчестве Г. Н. Волкова сняты кино- и телефильмы.

Сегодня всемирно признанный академик трудится в Калмыцком госуниверситете. Его труды вошли в республиканскую программу подъема калмыцкого народа. Здесь он - один из духовных лидеров, работающих на возрождение, развитие калмыков. Его предложения, инициативы учитываются при разработке законов республики и служат калмыцкому народу. «…»

Викторов, Г. А. Педагог современности // Ученые. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. - Т. 1. - С. 72-80. - (Библиотека Президента Чувашской Республики).



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Научная деятельность
    • 2.1 Некоторые публикации
  • 3 Писательская деятельность
  • 4 Признание и награды
  • Примечания

Введение

Волков Геннадий Никандрович (31 октября 1927(19271031 ) , Большие Яльчики, Чувашская АССР - 27 декабря 2010 ) - профессор, доктор педагогических наук, писатель-прозаик, основатель этнопедагогики .


1. Биография

Родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

В разные годы ему довелось работать учителем в школах Казани и Чебоксар, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве.

С 1971 года работал в Москве, как непосредственно в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ. Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы.

С 1979 по 1982 гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы.

Состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.)


2. Научная деятельность

Владея многими тюркскими языками, обобщённо представил и на основании первоисточников обосновал духовно-нравственное единство русского народа с тюркскими.

Родоначальник главенствующих идей национального образования в России. Получила государственное признание его этнопедагогическая концепция национальной школы.

Подготовил более сотни докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России. Его ученики, в свою очередь, на местах возглавляют свои этнопедагогические школы.

  • 1962 год - предложил термин «этнопедагогика». К началу XXI века термин широко распространён в научном мире.
  • 1967 год - защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)» в качестве докторской диссертации.
  • Действительный член АПН СССР с 15 марта 1990.

2.1. Некоторые публикации

  • Книга «Этнопедагогика» - утверждена Министерством образования РФ в качестве учебника для вузов и средних специальных учебных заведений.
    • В. А. Сухомлинский в 1961 году писал Волкову:

      Под впечатлением Вашей книги я задумал написать книгу об украинской народной педагогике… Если удастся осуществить замысел, посвящу книгу Вам

  • 2002-2003 гг. двухтомник «Педагогика любви», избранные этнопедагогические сочинения «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки», «Педагогика национального спасения», «Чувашская этнопедагогика»

3. Писательская деятельность

Помимо педагогики, Г. Н. Волков занимался и литературной деятельностью. Наибольшую известность получили его переводы, а также книги для детей :

  • «Созвездие земли»;
  • чуваш. «Асанне калавӗсем» ;
  • чуваш. «Шӑллӑмсемпе йӑмӑксене» ;
  • чуваш. «Юманпа хӗвел» .

4. Признание и награды

  • Первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой медалью И. Г. Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы».
  • Академик Д. О. Лордкипанидзе, 1975, г. Тбилиси:

    Г. Н. Волков является достойным продолжателем дела великого чувашского педагога Ивана Яковлевича Яковлева. Этнопедагогика - весьма серьезный вклад в советскую педагогическую науку, значение которого, безусловно, выходит за пределы нашего Отечества

  • Почётный гражданин Республики Калмыкия:
    • Президент Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинов, 2002:

      Почетным гражданином Республики Калмыкия стал Геннадий Никандрович Волков - за огромный вклад в развитие этнопедагогики народов России, за многолетний труд по воспитанию подрастающего поколения на идеях гуманизма и толерантности

  • заслуженный деятель науки Российской Федерации
  • почётный гражданин и заслуженный учитель Чувашской Республики
  • заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва
  • заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия)
  • почётное звание «Учитель учителей» Якутии
  • Отличник народного просвещения Киргизской ССР (1987)
  • медали:
    • К. Д. Ушинского
    • Я. А. Коменского (ЧССР)
    • Н. К. Крупской
    • За заслуги в образовании в Республике Татарстан

Примечания

  1. Чувашия прощается с академиком Геннадием Волковым - www.regnum.ru/news/cultura/1361342.html
  2. Г. Н. Волков на сайте «Культурное наследие Чувашии» - www.nasledie21.ru/personalii/uchenye/volkov/.
  3. К 80-летию со дня рождения Г. Н. Волкова - www.gap.archives21.ru/memorials.aspx?id=6180&s_page=8.
  4. Волков Г. Н. Биография в электронной библиотеке «Куб»
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 13:05:27
Похожие рефераты: Барсуков Яков Никандрович , Пасхалов Виктор Никандрович , Виктор Никандрович Пасхалов , Еряшев Борис Никандрович , Пасхалов Клавдий Никандрович , Клавдий Никандрович Пасхалов , Абаза Платон Никандрович , Верховский Юрий Никандрович , Смехотворов Фёдор Никандрович .


Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.