Методическая разработка урока орксэ на тему "россия - наша родина". модуль "основы православной культуры"





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Название курса: Основы религиозных культур и светской этики.

Цели:

  1. формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе;
  2. развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России;
  3. воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с понятием многонациональности;
  2. сформировать у обучающихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире;
  3. формировать начальные представления о российских национальных традициях;
  4. воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине;
  5. развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся;
  6. способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

1. Орг. Момент

Слайд 1 «Россия – наша Родина»

Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.

Слайд 2 Просмотр видеофрагмента.

(Звучит песня «Моя Россия». Во время просмотра видеофрагмента на данном слайде меняются картины природы нашей Родины)

Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)

О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)

Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.

Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех… (одна)!

2. Работа над новым материалом.

1. - Ребята, как мы уважительно называем нашу страну? (Отечество)

А почему мы ее так называем? (Потому что наши отцы, деды и прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.)

А как еще можно назвать нашу страну? (Родина)

Что такое Родина? (Край в котором, мы родились и живем).

Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники.

Слайд 3 Просмотр фрагмента видеофильма «Мой мир – Россия»

В ходе обсуждения фрагмента видеофильма и анализируя высказывания детей о Родине учитель предлагает детям выполнить задание.

Слайд 4 «Составьте пословицы»

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Народы нашей страны дружбой сильны.
  • Народное братство дороже всякого богатства.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.

2. - В жизни нас окружает много предметов и явлений природы. Это… (Окружающий мир)

Правильно. Эти вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек, составляют мир материальный. Но бывает еще мир духовный.

Слайд 5 «Материальный и духовный мир»

Как вы думаете, что такое духовный мир? (То чем человек живет, чем интересуется и т.д.)

А теперь найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.4. (Дети читают определение вслух).

Правильно ли мы с вами определили, что такое духовный мир?

Ребята, как вы думаете, что самое ценное у страны? (Из многообразия ответов учитель выбирает народ).

Самое ценное у страны – это народ. Народ – слово многозначное. «Вон сколько народу!» - говорят, когда много людей собралось в одном месте. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне. А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия. Этих людей объединяет история. Они сохраняют память о своих героях, талантливых писателях, художниках и музыкантах.

3. Слайды 6-11 «Известные люди России»

В ходе просмотра учитель дает комментарии, в какой области проявили себя эти люди.

Музыка, изобразительное искусство, история, знания – это и есть духовный мир. Он отражается в человеке и формирует его внутренний мир. Все религии мира определяют его как душу человека.

Как вы думаете, ребята, а одинаков ли духовный мир у всех людей? (Разный)

Отчего это зависит? (От занятий, увлечений человека, от его общения с другими людьми)

4. - Человек вправе сам определять, чем питать свою душу.

Слайд 12

«Человек выбирает» (добро и зло, любовь и ненависть, красивое и безобразное, милосердие и жестокость, правда и ложь)

Что выберете вы? (Ответы детей)

Физкультминутка

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Направим к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны ).

Как не разрушить свой внутренний мир? Как понимать других людей? Ответы на эти вопросы мы получим, изучая новый предмет «Основы православной культуры».

5. - В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки.

Найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.5 (Дети читают вслух)

А почему важно сохранять традиции? (Потому что культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

Слайд 13 «Культурные традиции»

Следуя им, человек может отличить хорошее от плохого, сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.

Слайд 14 «Народы России»

Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции.

Слайды 15-18 «Народные традиции»

В ходе просмотра учитель даёт комментарии по особенностям традиций разных народов.

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации.
Традиции русского православного народа особо соблюдаются во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи. С чувством благоговения православный человек относится к двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви.

Зимой традиции русского народа особо соблюдаются в праздновании Рождества Христова. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквях происходят праздничные службы. В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Это народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.

Дни Великого поста – особые дни духовного возрастания, дни смирения, послушания и радости в преддверии великих праздников.
Традиции русского народа соблюдаются и во время празднования Пасхи . Перед наступлением этого праздника все пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца. Яйцо - это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят друг другу.

В этот день во всех церквях звонят колокола. Это звон зовётся Пасхальный благовест. Служба в церкви на Пасху особенная и длится она всю ночь.
Живут в России и чуваши, традиции которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю, в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. На праздник чуваши пекут блины юсманы.
А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у татар . Он посвящен окончанию полевых работ, проводимых весной и тесно связан с трудом. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались.

Татары любят пить чай со сладостями, например, с чак-чаком. Маленькие кусочки пресного теста обжариваются, укладываются горкой и заливаются медом с сахарным сиропом. Получается очень вкусно! Чак-чак всегда выставляют на праздничный стол.

Чеченцы и ингуши – два очень близких народа. У них похож язык, обычаи и вера. Традициями этих народов являются сохранение семейного этикета и почётное уважение к гостям, гостеприимство, кодекс чести горцев.

На Крайнем Севере нашей страны живут чукчи и эскимосы . Они занимаются разведением оленей и морским промыслом. С этим был связан один из праздников этих народов – праздник байдары. Байдара – это легкая быстроходная лодка из дерева и моржовых шкур. В день праздника ее спускали на воду и бросали в море куски мяса – «Кормили» духов морских зверей. Чукчи и эскимосы верили, что от этих духов зависела охотничья удача.

Народы России и их традиции настолько разнообразны, что для перечисления всех возможных праздников нужно не одну энциклопедию прочесть. Российская земля соединила совершенно разных людей и как бы ни было мы обязаны с уважением относиться к традициям других народов.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.

III . Закрепление и обобщение пройденного материала

Обучающиеся выполняют задания различного вида.

1. Фронтальная работа

Слайд 19 «Труд души и физический труд»»

Труд души

Физический труд

Распредели словосочетания на 2 группы.

Плотничество, забота о младших, любовь к Отечеству, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов, уборка класса, помощь людям, прополка клумб.

Слайды 20-22 «Продолжи фразу»

Продолжите фразу.

  • Труд души человеку необходим для того, чтобы… (Сделать что-то лучше других, стать лучше, остаться прежним).
  • Духовные традиции страны устанавливаются… (Юридическими законами, отдельным человеком, трудом души народа, соседним государством).
  • Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо… (Игнорировать, учить понимать,).

Слайды 23-26 «Тест. Работа в группах»

Поработайте с тестом.

1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

А) Это позволяет комфортно жить.

Б) Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

В) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

2. Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?

А) в обогащении страны материальными благами

Б) в завоевании новых территорий

В) в освоении духовных богатств своего народа

3. В чем вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?

А) в большой территории и природных ресурсах

Б) в духовных традициях народов, которые живут на территории России

В) в богатых и влиятельных людях

4. Зачем народу традиции?

Б) Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того чтобы было веселее жить.

В) Традиции вообще не нужны народу.

IV . Итог. Рефлексия.

Слайды 27-28 «Ромашка - символ России»

Когда вспоминаешь о нашей Родине-матушке, на ум приходят ассоциации: берёза, матрёшка и ромашка. Трудно найти сегодня человека, который не знал бы цветок ромашку. Трогательная белая ромашка стала настоящим символом России, русской природы, эталоном чистоты и праведности, нежности и добросердечия. По народным преданиям, цветок ромашка появляется там, где падает ночная звезда.

Ромашка – эмблема любви. 8 июля в Москве отмечают День семьи, любви и верности. Это молодой праздник с многовековыми традициями. В этот день православные вспоминают чету Петра и Февронии, которые считаются покровителями семейного счастья.

Давайте подведём итог нашего урока, вспомним основные понятия, которые для вас оказались наиболее близкими и значимыми. Я предлагаю вам всем вместе дружно собрать свою ромашку - символ природной и духовной красоты нашей необъятной России!!!

(На доске жёлтая серединка ромашки. На ней написано ключевое предложение «Россия – наша Родина», которое является центром идеи, темы урока. Из многообразия лепестков, хаотично разбросанных по всей доске, детям необходимо выбрать только те, на которых присутствуют слова или предложения, выражающие понятия, идеи, образы, подходящие для данной темы.

Возможные варианты лепестков: Родина и Отечество; духовный мир; внутренний мир человека, культурные традиции, народные традиции, народное братство, многонациональная Родина, «труд души»; обогащение, материальные блага; зло и ненависть; «лень души»; вражда.

Затем все лепестки собираются в один общий цветок.)

Литература.

  1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / А.В. Кураев. – Москва: «Просвещение, 2016.
  2. Данилко Е.С. Народы России / Москва: РОСМЭН, 2015.
  3. Клюшник Л.В. Наша Родина – Россия / Л.В.Клюшник – Москва: РОСМЭН, 2015
  4. Электронные ресурсы, видео- и аудиоматериалы:
  5. Песня «Моя Россия». Автор музыки и композитор Георгий Струве. Стихи, слова песни написала Нина Соловьёва.
  6. Мультимедийное учебно-методическое пособие для занятий с детьми 8-11 лет Цикл фильмов "Мой православный мир России". Фильм 1 "Мой мир - Россия" Студия "Шесть крыльев", Санкт-Петербург https://www.youtube.com/watch?v=IUvhuCCPwvQ

Урок-фестиваль

« Наше многонациональное государство»

Курс « Основы религиозных культур народов России и светской этики.»

Подготовила:

Шерстнева Е.Ю.

учитель нач.кл.

ГБОУ СОШ №9

г.о. Чапаевск

Цель урока: формирование представлений о России как многонациональной стране.

Задачи:

    познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России.

    содействовать развитию интеллектуально - творческих способностей обучающихся, самостоятельной поисковой деятельности

    прививать уважение к культуре и традициям разных народов, а так же к ценностям дружбы

    способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, побудить учащихся стать добрее и более внимательными друг к другу;

    содействовать воспитанию в обучающихся чувства патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.

Ход мероприятия:

Клип о России (исп Зыкиной)

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия,-

Что может быть сердцу милей?

И если бы нас вдруг спросили:

« А чем дорога Вам страна?»

Да тем, что для нас всех Россия,

Как мама родная,-одна!

Дети раз отца спросили:

Все ли русские в России?

Как сказать вам, малыши?

Вот соседи – чуваши,

Кум – еврей наполовину,

Дядя – славный армянин,

Прадед крёстной тёти Нины

Тема обычаев и традиций русского народа, как и любого народа, населяющего Землю, необычайно широка и многогранна.

Каждый народный праздник в России сопровождается обрядами и песнями. Неотъемлемой частью русской национальной культуры был танец, который также именовался пляской. Известны женские хороводы, мужские танцы вприсядку. Плясали во время праздников, часто в сопровождении балалайки или гармони.

Существует несколько видов праздников: семейные, религиозные, календарные, государственные.

Семейными праздниками являются: дни рождения, свадьбы, новоселья. В такие дни вся семья собирается вместе.

Календарные или государственные праздники – это Новый год, День Защитника Отечества, Международный женский день, Всемирный день весны и труда, День Победы, День защиты детей, День независимости России и другие.

Религиозные праздники – Рождество, Крещение, Пасха, масленица и другие.

На протяжении многих веков русский народ создавал уникальную культуру народных художественных промыслов. Русские народные промыслы - гжель, хохлома, жостовская роспись, городецкая роспись, мезенская роспись по дереву, изготовления и украшения домашней утвари: посуды, самовара, шкатулок, игрушек (русские игрушки).

С русской кухней традиционно ассоциируются такие блюда, как каши, щи, пельмени, блины, пирожки, квас, окрошка, ржаной хлеб и другие.

ПЕСНЯ « Хохлома» На экране -клип

Хохлома, волжский плес,

Ширь полей, плач берез.

Это ты, Родина моя,

Это ты, Россия.

Купола, неба высь.

Для тебя наша жизнь.

Это ты, Родина моя.

В мире нет красивей.

Журавли, тополя

Хлеб, да соль, лик Кремля

Это ты, Родина моя

Это ты, Россия

Детский смех, перепляс.

Доброта синих глаз.

Это ты, Родина моя.

В мире нет красивей.

Россия, Россия - ты моя звезда

Россия, Россия - ты моя судьба

Россия, Россия - повторю я вновь

Россия, Россия - ты моя любовь!

Звучит татарская мелодия.

Ученик:

Татары-тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Афганистане, на Дальнем Востоке.

Выход детей под песню « Я татарин» и исполнение песни.




Жить бы да жить без печалей и забот
Но не всегда так бывает
Белый костюмчик носить круглый год
Каждый об этом мечтает

Мне, как татарину, всё по плечу,

Мне - что с горы, что под гору:

Я с пацанами всё время кручусь,

И между нами нет споров!..

Я –татарин, я – татарин, человек простой
внешне я солидный парень с русскою душой
Остальное все неважно, честно вам скажу
И своим происхожденьем очень дорожу

Звучит марийская мелодия.

Марийцы-талантливый народ. Они бережно относятся к старому и тянутся к новому. На марийской земле родилось много известных поэтов и композиторов, художников и музыкантов. Марийские песни и танцы украшают любой праздник.

Ученик:

Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится!

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

Дружба народов - бескрайний простор,

Мир и согласие, девичий хор,

Звонкая песнь чабана молодого,

Сад, виноград возле дома родного.

Ведущий 2

А вы про кого сейчас…?

Ведущий 1

Про таджиков

Ученик:

Таджики – очень древняя нация. Следовательно, культура этого народа по-настоящему самобытна и уходит корнями в глубокую древность.

До сих пор таджики (особенно в селах) ходят в национальной одежде: мужчины в вышитых халатах и тюбетейках, а женщины в цветных вышитых платьях со штанами, на голове обязательно платок, а многие девушки по-прежнему заплетают по 40 косичек.

Ученик:

Дружба народов- не просто слова,

Дружба народов навеки жива.

Дружба народов – счастливые дети,

Дружба народов на всем белом свете.

Русские, татары, адыгейцы и армяне,

Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.

В России - на земле родной,

Живем мы все большой и дружной семьей.

Ученик:

Русские и украинцы, цыгане, кабардинцы.!

Очень дружно мы живем, вместе пляшем и поем,

Помогаем мы друг другу, и не станем ссориться,

За друзей стоим горой, вместе дело спорится!

Ученик:

Ведь когда народы дружат, это счастье для страны,

Так давайте веселиться, песни петь и танцевать,

А еще друзей хороших будем в гости зазывать!

Звучит цыганская мелодия.

Ведущий

Одна цыганская легенда гласит, что бог полюбил так цыган за их веселье и талант, что не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. А потому цыган можно найти на всех материках, кроме Антарктиды.

Слово «цыгане» у многих ассоциируется с такими понятиями, как свобода, вольность. На самом деле в цыганской семье царят довольно строгие нравы.

В России живут в основном русские цыгане и украинские цыгане.

Среди цыган в основном все православные христиане, но могут встретиться и мусульмане и католики.

Свое жилье они украшают коврами, лепниной, любят дорогую посуду.

Еды всегда готовят много- мало ли кто заглянет на огонек. Цыганка никогда не выпустит человека из дома, не напоив его чаем. Кстати, чай заваривают крепко, добавляя в него дольки лимона и яблока.

Звучит цыганская мелодия-дети исполняют танец

Ученик:

Каждый народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет каждый народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку. Пожалуй, ни что так ярко не характеризует народ, как те праздники, которые он любит и отмечает. В праздниках, как в зеркале отражается характер, культура и самобытность каждого народа.

Звучит узбекская мелодия.

Выходят два ученика.

1 ученик:

Традиции и обычаи узбекского народа складывались веками. Они весьма самобытны, ярки и многообразны, восходят к разным эпохам и религиям. На протяжении веков традиции и обычаи узбекского народа оставались почти неизменными, несмотря на стремление многочисленных захватчиков навязать чуждую иноземную культуру.

2 ученик

Вековые обычаи и традиции узбеков бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Как у многих азиатских народов большинство праздничных узбекских обычаев связано с главным семейными торжествами: рождение ребенка и свадьба. С этими событиями связано множество обрядов и ритуалов, задействованы родители, дети, братья, сестры, близкие и дальние родственники и даже соседи и гости-каждому отведена своя роль. В основе узбекских традиций-гостеприимство, почитание старших, соблюдение норм Корана

Исполнение песни о маме на узбекском языке.

Звучит «Лезгинка». Дети исполняют танец.

На фоне азербайджанской мелодии ребенок рассказывает о народе Азербайджана.

Национальная культура Азербайджана уходит корнями в глубь веков. Она вобрала в себя лучшие традиции Востока и Запада.

Национальные традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая и многое другое. Кроме того, многие традиции Азербайджана воплощены в их культуре, народных верованиях, национальной одежде, народных гуляниях и развлечениях.

Одной из интересных народных традиций азербайджанцев является празднование Новруза. Новруз- праздник весны, наступления нового года. В этот день совершается особенно много обрядов и ритуалов.

Гостеприимство азербайджанцев широко известно. Они умеют принять гостя с истинно кавказским радушием и размахом. Отказ от приглашения в гости может быть расценен как личное оскорбление.

Под азербайджанскую мелодию угощаем гостей пахлавой.

Ведущая:

За руки возьмемся, станем в круг,

Каждый человек, человеку друг,

Мы будем в мире, дружбе жить,

И нашей дружбой крепкой дорожить!

ДЕТИ ВСТАЮТ В КРУГ

Ученик:

Коли будем вместе,

Коли в доме лад,

Будет наша Родина

Настоящий клад.

Клад любви, согласья,

Мыслей и идей.

И не будет краше

Родины моей!

Ученик:

Родины любимой,

Той, что лучше нет,

В дружбе наша сила,

Вот вам наш совет!

Ведущий:

Мы, россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям, – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

Мы все граждане одной страны – России. Давайте соединим ее части на нашем макете, и пусть наша дружба будет такой же крепкой и неделимой.

Собирание пазла «Россия» на стене ватман с изображением РФ. Дети собирают воедино 6 округов, « расселяют» народы России

Ведущая:

Перед нами Российская Федерация – это единство и многообразие народов страны.

Мы с вами – одна дружная семья, вне зависимости от национальности. Мы дружим не зависимо от конфессиональной принадлежности. Давайте напишем на символах дружбы наши пожелания другим детям, чтобы они, так же, как и мы, дружили, любили, были терпимы и уважительны по отношению друг к другу. И символически пошлем их детям всей планеты.

Написание пожеланий (на заранее приготовленных эмблемках с изображением цветов, бабочек, голубей) детям Земли и размещение их на карте Дружбы.

Ведущий:

Посмотрите, как расцвела наша планета, от ваших теплых дружеских пожеланий. Какая она стала красивая! Берегите ее! А нас бережет Всевышний!

Песня « У моей России длинные косички» На экране-клип.

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.

Разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы мировых религиозных культур»).

Разработала учитель начальных классов: Гнездилова Лариса Ивановна

МОДУЛЬ: Основы мировых религиозных культур.

КЛАСС: 4 (урок 1.)

ТЕМА: Россия - наша Родина.

    Воспитание гражданственности и патриотизма.

    Формирование духовной культуры личности.

    Популяризация государственных символов Российской Федерации.

    Воспитание чувства национального единства.

    Развитие познавательного интереса к изучению современной символики России и Курганской области (региональный компонент).

    Формирование умения использовать знания в творческой деятельности.

    Формирование духовной сущности национальной культуры школьника.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:

    Родина, патриотизм, гражданин, гимн, герб, флаг, символика, Российская Федерация, конституция, многонациональное государство, столица, президент, традиции.

ВИД УРОКА: урок- рассказ.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: информационно- рецептивный.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа

учащихся с элементами игры.

ПЛАН УРОКА:

    Организационный момент.

    Организация деятельности учащихся.

    Объяснение нового материала с использованием ИКТ.

    Работа с эпиграфом К.Д. Бальмонт « Да здравствует Россия»;

    Россия- как многонациональное государство;

    Столица России;

    Конституция;

    Президент;

    Символика Курганской области;

    Религии на территории Российской Федерации.

    Актуализация опорных знаний.

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас первый урок по новому предмету - основы религиозных культур и светской этики.

Тема нашего урока: « РОССИЯ - НАША РОДИНА». (слайд № 1)

А начнем мы наш урок со стихов поэта Константина Дмитриевича Бальмонта « Да здравствует Россия»; (слайд №2)

Свободная стихия великой суждена!

Могучая держава, безбрежный океан!

Борцам за волю слава, развеявшим туман!

Да здравствует Россия, свободная страна!

Свободная стихия, великой суждена!

Леса, поля и нивы, и степи, и моря,

Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!

Ребята, давайте обсудим стихотворение.

Вопросы обучающимся:

Что говорит поэт о нашей стране, какой он её видит?

Какова основная идея данного стихотворения? (ответы учеников)

Сегодня ребята, мы узнаем много нового, вспомним все, что нам известно, попытаемся сделать наш урок интересным, запоминающимся и вы мне в этом поможете.

У каждого из вас на столе лежит карта-путеводитель нашего урока. С помощью которой мы совершим путешествие в мир нового, интересного. Посмотрите внимательно, на каждой остановке у вас есть пустые строчки, которые вы должны заполнить в ходе знакомства с новым материалом. Наша страна особенная, она имеет свои символы, традиции, обычаи.

И так ребята. мы начинаем наше путешествие! (слайд №3)

Первая остановка «Россия - многонациональная страна». Это означает, что в нашей стране проживает очень много различных народов.

Одним - милее осень,

Другим - милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех - одна.

А теперь давайте запишем что значит многонациональная страна? (запись учеников)

Продолжим наше путешествие! А знаете ли вы ребята, какой город является столицей нашего государства?! (слайд №4).

У каждого государства есть своя символика - это флаг, герб и гимн. (слайд №5)

Флаг- один из важнейших символов государства, выражающий единство, независимость. По флагу судят о принадлежности к тому или иному государству.

(слайд №6) Наш флаг еще называют триколор, т.к. он трехцветный (описание цветов)

(слайд №7) ГЕРБ- на гербе РФ изображен двуглавый орел - символ власти, верховенства, силы, мудрости. Увенчан орел двумя малыми коронами и над ними одна большая корона соединенные лентой. В правой лапе - скипетр, в левой держава, на груди орла на красном щите серебряный всадник в синем плаще поражающий копьем дракона.

ГИМН - (слайд №8) торжественная песня, принятая как символ государственного и народного единства. Гимн России всегда слушается молча и стоя. Гимн звучит только в особых случаях:

    При вступлении президента в должность;

    Во время церемоний встреч и проводов глав или представителей иностранных государств:

    Во время проведения воинских ритуалов;

    На торжественных мероприятиях и праздниках и т.д.

ФИЗМИНУТКА

Ребята все вы хорошо работаете, а теперь давайте отдохнем.

В понедельник - я купался,

А во вторник - рисовался,

В среду - долго умывался,

А в четверг в футбол играл,

В пятницу я долго прыгал,

бегал, очень долго танцевал,

А в субботу, воскресенье - целый день я отдыхал.

КОНСТИТУЦИЯ.- (слайд №9) основной закон РФ по которому живет все наше государство.

    декабря мы отмечаем день Конституции.

(слайд №10)

Главой нашего государства является президент. Которого, избирает народ. Ребята вы знаете, кто является президентом России?

В нашей Курганской области, тоже есть своя символика. Это флаг и герб. (слайд №11)

ФЛАГ - представляет три полосы зеленого и белого цвета, на белой полосе изображено два холма. Холмы по-другому называли курганами- отсюда берет свое название город Курган.

Герб Курганской области- это зеленый щит в центре которого два серебряных кургана (холма). На фоне серебряной стены изображена куница. Украшает герб по краям золотой венок из дубовых ветвей.

В начале урока мы с вами говорили о том, что наша страна многонациональная. У каждого народа есть свои обычаи и традиции. В нашем государстве народы исповедуют разные религии:

    Православие (слайд №12)

    Ислам (слайд № 13)

    Иудаизм (слайд №14)

    Буддизм (слайд №15)

Мы ребята, на данном курсе будем изучать Буддизм

Ребята наше путешествие по карте не закончилось. Обратите внимание что в центре карты находятся очень важные, ключевые слова РОДИНА -ГРАЖДАНИН -ПАТРИОТ. - ответьте на вопрос: «Что мы Родиной зовем?

(ответы учеников).

Что мы Родиной зовём?

И берёзки, вдоль которых

Дом, где мы с тобой живём,

Рядом с мамой мы идём

Ч то мы Родиной зовём?

Наши праздники и песни,

Поле с тонким колоском,

Тёплый вечер за окном.

У каждого из нас есть своя малая Родина - это то место где мы с вами живем. Но все эти местечки объединяются в одну Родину. Для нас эта Родина -РОССИЯ.

Мы являемся гражданами нашей страны, у нас есть права и есть обязанности. Главная ваша обязанность - учиться! Во благо нашей страны -РОССИИ.

Люди которые любят свою страну, гордятся, восхищаются ей, служат на благо нашей Родины - таких людей называют - Патриоты.

4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

А теперь ребята давайте посмотрим что вы запомнили на сегодняшнем уроке. Постарайтесь ответить на мои вопросы.

    В какой стране вы живете?

    Что значит многонациональное государство?

    Назовите столицу нашего государства?

    Какие символы РФ вы знаете?

    Кто является главой нашего государства?

    Как называется самый главный документ нашей страны?

    Почему наш областной центр назван Курганом?

    Какие религии исповедуются на территории нашего государства?

5.РЕФЛЕКСИЯ.

Ребята, а сейчас мы с вами прослушаем как звучит Гимн России.

(оценивается реакция детей на ранее изученное, прослушивание гимна стоя и молча.)

Работа со смайликами.

Дети у вас на столах лежат смайлики. Если вам понравился урок, то нарисуйте смайлику улыбку, а если нет, то он у вас будет хмуриться.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ребята, у вас сегодня будет необычное домашнее задание. Представьте, что вы корреспонденты и вам нужно взять интервью в своей семье. Послушайте, какие вопросы вы можете задать:

    Каких героев России вы знаете и в чем их заслуга перед Отечеством?

    Каких книги о нашей Родине - России они посоветовали бы тебе прочитать?

    Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для своей Родины? Кто это? В чем их заслуги?

Урок посвящен таким целя как: формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми; воспитание в детях радости и гордости от того, что мы родились и живем в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории; развитие у учащихся коммуникативных навыков, речи.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока»

Тема урока: Россия - наша Родина

Цель урока:

Создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны, своего города.

Задачи урока:

Формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;

Воспитание в детях радости и гордости от того, что мы родились и живем в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории.

Развитие у учащихся коммуникативных навыков, речи;

Сплочение детского коллектива.

Основные термины и понятия

Россия, Отечество, Родина, патриот, государственные символы, культурные традиции.

    Орг. момент.

Слайд 1.

О чем сегодня мы будем с вами говорить, вы узнаете, когда отгадаете ключевое слово урока.

Задание: По первым буквам отгадок сложите ключевое слово.

Какая будет тема сегодняшнего урока?

Сегодня мы с вами поговорим о Родине.

    Ребята, посмотрите на карту и сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь?

Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, леса.

Наша страна очень красива и богата.

2.Визуализация

Попытайтесь представить, что мы Родиной зовём?

Демонстрация ролика.

3.Работа с терминами

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

    Подберите к этому слову синонимы (Отчизна, Отечество)

    Почему мы называем нашу страну Отечеством, Родиной?

    Откуда произошло слово "родина"?

Слово "родина” произошло от древнего слова "род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.

Какие однокоренные слова слову “родина”, вы можете привести?

Родители - отец и мать, у которых рождаются дети.

Родня - родственники.

Родословная - перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

Слайд 5. «.

- С чего начинается Родина?

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - дом, улица, город, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

3) Притча (Рассказ о мальчике Ли)

Жил-был в одном восточном царстве-государстве в небольшом городке мальчик. Звали его Ли. Не успел он подрасти, как на его страну напали враги. А тогда, в старые времена, воевали не только взрослые, но и дети. И вот все мужчины и мальчики городка стали собираться на войну. Лишь мальчик Ли не собирается. "Почему ты не идешь с нами?” - спросил его воевода. «А почему я должен куда-то идти? Ведь моя родина здесь, в моем маленьком городке».

И все ушли на войну без Ли. Прошло несколько недель. В городок нагрянули враги. Их предводитель был стар и мудр. Он велел арестовать Ли. Мальчика привели к нему.

    Я разбил ваше войско, но там не было тебя. Почему? - спросил он.

    Потому что моя родина - мой городок, - ответил Ли.

    Я разрушу твой городок, и у тебя не будет родины.

    Не делай этого: мне некуда будет идти, - взмолился Ли.

    Мне жалко тебя, - сказал предводитель, потому что у тебя слишком маленькая родина и нет родины большой.

У таких, как ты, в конце концов не остается никакой родины.

Вопросы по тексту.

    Что значит «слишком маленькая родина и нет родины большой»?

    В чем была ошибка мальчика Ли?

    Что такое большая Родина?

    Что же такое Родина, Отчизна, Отечество? (Ответы учащихся)

    Наша Родина - это леса, поля, моря и реки.

    Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

    Земля, которую наши предки защищали от врагов.

    Родина - это наш край, город, поселок.

    Родина - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

    Это место, где стоит, наша школа.

    Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

4) Символы нашей Родины.

У каждой страны есть три обязательных символа. По ним можно узнать, о какой стране идет речь. Назови их.

Герб, флаг и гимн.

Задание. Определите, под каким номером расположен герб России. По каким признакам вы это определили?

Государственный герб России представляет, собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла- серебряный всадник в плаще на коне, поражающий копьём опрокинутого навзничь змея.

Слайд 8.

Отгадайте, о каком следующем символе я буду говорить?

Белый цвет - берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

О флаге.

Ребята, а как расположены цвета российского флага?

Что означают цвета флага России?

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя - лазоревого цвета и нижняя - алого цвета.

Значение цветов Российского флага

    белый цвет означает мир, совершенство;

    синий - цвет веры и верности, постоянства;

    красный цвет символизирует энергию, силу.

Ребята, а почему к Москве какое-то другое отношение? (Ответы учащихся).

Слайд 9.

К Москве у нас трепетное отношение потому, что Москва - столица нашей необъятной Родины.

Слайд 10.

Есть еще один символ государства- гимн.

Вспомни и расскажи, когда он исполняется.

Текст- С.Михалков, музыка- Георгий Александров

5) Многонациональность нашей Родины.

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один - черкеску носит, другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья, другой - оленевод.

Один кумыс готовит, другой готовит мёд.

Одним - милее осень, другим - милей весна.

А Родина Россия у нас у всех-одна.

Велика наша Россия! Ее населяют более 180 национальностей. Россия - единое многонациональное государство. Много народов живет в нашей стране: русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы - все они составляют единую дружную семью. Все они объединились в одно большое государство - Россию, или Российскую Федерацию.

Что же нас объединяет?

Слайд 12. Ответы учеников.

Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык.

Что еще? Главное, что делает людей нашей страны не просто соседями на этой земле, а единой семьей - это традиции и ценности.

- Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

Традиция - (от лат. переча) - то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям.

Что можно передавать через традиции?

Слайд 14.

Правила поведения

Знания и умения

Образ жизни

Идеи Ценности

Какие бывают традиции?

Семейные традиции объединяют семью.

Русские традиции (национальные) объединяют русский народ. Межнациональные традиции объединяют народы.

Духовные традиции определяют ценности человека, семьи, народа, России.

Все традиции объединяют Россию.

Ценность - это то, что особо значимо для каждого человека и для общества в целом. Есть ценности материальные и духовные.

Слайд 17-18

Материальные- драгоценности,

автомобиль,

аквариум,

они видимы, ощутимы, их можно купить, они преходящи.

Духовные ценности- семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота. Они невидимые, они вечные.

На основе своих представлений о ценностях человек оценивает окружающий его мир и выбирает свои поступки.

Как духовные ценности влияют на взгляды и поступки человека и как – материальные?

Слайд 20-21

Какие ценности заставляет человека все измерять деньгами?

Слайд 22.

Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.

Духовные традиции - это традиции, связанные с религией.

Слайд 24.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которая включает распорядок дня, обычаи, привычки обитателей, которые передаются из поколения в поколение,

Какие семейные традиции вы знаете?

Обсуждение за ужином событий прошедшего дня, летние путешествия на машине на море, совместные трапезы, обсуждение планов, детские рисунки, чтение малышам книг на ночь, папины сказки, День рождения семьи, празднование Пасхи, новогодняя традиция - самодельные игрушки, кулинарные традиции - разнообразные заготовки на зиму, сбор грибов, рыбалка, пение песен, лето у бабушки, каток на речке, выращивание комнатных растений, семейная династия - это все семейные традиции.

Важны ли эти традиции для семьи?

Слайд 26-28

Семья с традициями - это ощущение безопасности и полной защищенности. Только дома, в окружении близких людей, человек может по- настоящему расслабиться, отдохнуть...

В дружных семьях с прочными традициями люди, реже болеют и дольше живут.

Семья основана на традициях. Они являются залогом семейного счастья. И если не соблюдать традиции, отталкивать их, насмехаться над ними, семья разрушится.

О чем говорят эти поговорки?

На псарне - не в овчарне: всякая стая по-своему лает.

В чужой монастырь со своим уставом не идут.

У всякой пташки свои замашки.

В чужом доме не указывают.

В каждой семье свои традиции

Слайд 30.

О чем говорят эти поговорки?

Друг за дружку держаться - ничего не бояться.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья - это семь я.

Наш урок подходит к концу, давайте, подведем итоги. Сегодня вы узнали новые понятия. Вспомним их и что они означают.

Материальный мир- вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек.

Духовный мир -это знания, произведения искусства, отношения между людьми, отношение к миру. Этот мир еще называют миром культуры.

Культурные традиции- религиозные культуры, моральные нормы.

На каких вечных ценностях основаны культурные традиции?

Добро, честь, справедливость, милосердие

Рефлексия.

Продолжите фразу .

Оказывается...

Самым неожиданным для меня было...

Мне больше всего...

Россиянами называют...

Домашнее задание. ...

Выполни понравившееся задание:

    Подбери стихотворение о Родине

    Есть у России символы официальные: герб, флаг, гимн. Обсуди с родителями, что ещё может быть символом нашей великой Родины? (природный объект, город, человек, предмет, сооружение, растение, животное и т.д.). Нарисуй такой символ России и кратко объясни свой выбор (письменно). Прошу оформить работу на альбомном листе (формате А4). Можно не рисовать, а подобрать иллюстрацию, работу можно оформить на компьютере, попросите помочь своих старших братьев и сестёр, родителей.

    Узнай, как выглядит герб твоего края, района, школы. Что он символизирует, напиши.

    Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье.

Просмотр содержимого презентации
«урок 1 (4 кл). Россия - наша Родина»

Отгадай ключевое слово урока

Ягоды не сладость,

Зато глазу- радость,

И садам украшение,

И дроздам угощение.

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке,

Заглянешь в серединку-

Увидишь сердцевинку,

Из плодов он тверже всех,

Называется…

Висят на ветке колобки,

Блестят румяные бочки.

Хоть колюча, но не елка,

Подлиней ее иголки,

А кора тонка, красна,

Та красавица…

Что за плакса навсегда

Поселилась у пруда.

Ветви в нем свои купает,

Это дерево кто знает?

Темно- синие плоды

Узнаешь на ветках ты.

Мякоть их на вкус сочна,

А по цвету зелена.


Россия

- наша

Родина



Откуда произошло слово «родина»

род ители

род ня

род ословная


С ручейка начинается река…

родители

родственники

Изображение с сайта http://assets1.lookatme.ru/


Герб России



Флаг России

Свобода

Откровенность

Благородство

Верность

Честность

Державность

Мужество

Смелость

Любовь


Москва – это Красная площадь.

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.


1.Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2.От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая Богом родная земля! Припев:

3.Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев:

Гимн России

Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова


Единая Родина

Изображения с сайтов: http://www.samoffar.ru/, http://www.artshop-rus.com/, http://upload.wikimedia.org/, http://www.matsvet.ru/


Что нас объединяет

общая земля

общая история

общие законы

общий язык

Что еще?


Традиции

передавать

получать в дар

(наследовать, идти следом)

хранить

передавать

Изображение с сайта http://a-merchant.com/


Что можно передавать через традиции

То, что не имеет зримого образа, а распознается и чувствуется через действия:

Правила поведения

Знания и умения

Образ жизни

Идеи

Ценности


Семейные традиции объединяют семью .

Русские традиции (национальные) объединяют русский народ .

Межнациональные традиции объединяют народы .

Все традиции объединяют Россию .

Духовные традиции

определяют ценности

человека, семьи , народа , России .


Ценность – это то, что особо значимо для каждого человека и для общества в целом.

Есть ценности материальные и духовные .


Материальные ценности

драгоценности,

автомобиль,

аквариум,

деньги,

книги,

игрушки,

квартира,

компьютер,

телевизор …...

они видимы

они ощущаемы

их можно купить

они преходящие

Изображение с сайта http://img-fotki.yandex.ru/


Духовные ценности

семья

вера

доброта

Отечество

культура

жизнь

творчество

они невидимые

человек

образование

любовь

их чувствствуют

гармония

свобода

честность

их получают в дар

дружба

чуткость

они вечные

честь

милосердие

красота

труд


Система ценностей человека является фундаментом его отношения к миру.

На основании своих представлений о ценностях человек

оценивает окружающий его мир

выбирает свои поступки

Например, если для человека важна красота, то он видит ее везде: в окружающем мире, в людях …

и старается создавать красоту вокруг.

Как духовные ценности влияют на взгляды и поступки человека и как – материальные?


Изображение с сайта http://open.az/

Какие ценности воспитывают бережное отношение к миру?


Изображение с сайта http://www.vistaback.com/

Какие ценности заставляют человека все измерять деньгами?


Вечные ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают.

Ценности

Духовные традиции теряют значение в жизни человека

Ценности в бездуховной среде.

Изображения с сайтов: http://cms.taxi-bistro.ru/, http://sam.kg/

Ценности процветают в духовных традициях


Духовные традиции - это традиции, связанные с религией.

Например, православные традиц ии:

Хождение в храм каждое воскресенье

Молитва перед занятиями

Пасхальный концерт в доме престарелых

Конкурс звонарей

Сбор подарков к Рождеству для детского дома

……………………………

Какие еще духовные традиции вам известны?


Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которая включает распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей, которые передаются из поколения в поколение.


Обсуждение за ужином событий прошедшего дня, летние путешествия на машине на море , совместные трапезы , обсуждение планов , детские рисунки, чтение малышам книг на ночь , папины сказки , День рождения семьи , празднование Пасхи ; новогодняя традиция - самодельные игрушки, кулинарные традиции - разнообразные заготовки на зиму , сбор грибов , рыбалка , пение песен , лето у бабушки, каток на речке , выращивание комнатных растений, семейная династия это все семейные традиции .



В дружных семьях с прочными традициями люди, реже болеют и дольше живут.

Изображение с сайта http://shkolazhizni.ru/


Семья основана на традициях. Они являются залогом семейного счастья. И если не соблюдать традиции, отталкивать их, насмехаться над ними, семья разрушится.

Изображение с сайта http://darlina.f5.ru/


О чем говорят эти поговорки?

На псарне - не в овчарне: всякая стая по-своему лает.

В чужой монастырь со своим уставом не идут.

У всякой пташки свои замашки.

В чужом доме не указывают.

О том, что в каждой семье свои традиции и обычаи.

В каждой семье свои традиции.


О чем говорят эти поговорки?

Друг за дружку держаться - ничего не бояться.

Семья в куче, не страшна и туча.

О том, что традиции объединяют.

Семья - это семь я.

Семейные традиции объединяют и охраняют людей.


На территории России проживает 160 народов. Аварцы Адыгеи Азербайджанцы Алтайцы Армяне Балкарцы Башкиры Белорусы Буряты Даргинцы Евреи Ингуши Кабардинцы Казахи Калмыки Карачаевцы Карелы Киргизы Коми Коми-пермяки Кумыки Лезгины Марийцы Мордва Немцы Осетины Русские Татары Удмурты Украинцы Черкесы Чеченцы Чуваши Чукчи Якуты


Аварцы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Населяют большую часть горной части Дагестана 1,04 млн. человек. Язык аварский относится к нахско- дагестанско й группе северокавк азской семьи, имеет диалекты Подавляющее большинство верующих аварцев мусульмане- сунниты шафиитского толка. Аварцы занимаются животноводством, садоводством и виноградарством; развиты ковроткачество, сукноделие, обработка кож, чеканка по меди, резьба по камню и дереву.


Адыгеи Адыгский (Черкесский) флаг Адыгский (Черкесский) флаг Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи 713 тыс. человекЯзыки - адыгейский и кабардино-черкесский. Верующие - мусульмане- сунниты. Устное народное творчество. Адыгский нартский эпос - выдающийся памятник духовной культуры народа. Мифология адыгов. Развитие языка и письменности у адыгов в XVII – XIX вв. История становления адыгейского языка. Развитие письменности.


Азербайджанцы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи 335,9 тысяч человек Язык азербайджа-нский или азери относится к юго- западной (огузской) ветви тюркских языков Верующие- мусульмане Азербайджанцы заняты в промышленности (особенно в нефтяной, газовой, приборостроительной и др.) и в сельском хозяйстве. Традиционные занятия сельского населения земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота.


Алтайцы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи живут в Республик е Алтай человек Алтайский язык Верующие исповедуют христианство, шаманизм. В горностепных и степных районах (южные алтайцы) преобладало кочевое и полукочевое скотоводство, в горно-таежных (северные алтайцы) основными видами хозяйственной деятельности были охота и другие лесные промыслы.


Армяне Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи 532 тыс. человекЯзык армянски й индоевро пейской семьи языков. христианеАрмяне заняты в высокоразвитом сельском хозяйстве и многоотраслевой промышленности. Кооперирование и специализация позволили эффективно использовать специфику природных условий Армении, направив сельское хозяйство на путь преимущественного развития виноградарства, фруктового садоводства и альпийского животноводства


Балкарцы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи занимают ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Кубань, Зеленчук, Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоков 108 тысяч человек Язык карачаево- балкарский тюркской группы Ислам суннитско го толка Уже в начале XVIII века балкарцы и карачаевцы имели письменность на основе арабского алфавита, о чем красноречиво говорит так называемая Холамская надпись 1715 года, найденная в ауле Холам, надпись 1709 г. и др. В настоящее время балкарцы и карачаевцы пользуются русским алфавитом.


Башкиры Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Живут в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Самарской и Саратовской областях и Пермском крае человекБашкирский, татарский, русский Верующие мусульмане- сунниты Многие башкиры владели довольно большими отарами овец, стадами крупного рогатого скота, но предпочтение отдавали табунам лошадей, служившими им одновременно и верховыми, и упряжными, и ломовыми; животные давали им мясо, молоко (из кобыльего молока они изготавливали кумыс лечебный и алкогольный напиток) и кожи, из которых они делали себе одежду, кибитки, покрывала, ремни, мешки, или турсуки




Буряты Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Буряты - коренное население Республики Бурятия, Усть- Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области и Агинского Бурятского автономного округа Читинской области 445 тыс. человекбурятскийбуддизм, шаманизм Основу быта бурят составляло скотоводство, полукочевое у западных и кочевое у вост. племён; некоторую роль в экономике играли охота и рыболовство.


Даргинцы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Республика Дагестан 425,5 тыс. человекЯзык даргинский нахско- дагестанской группы северокавказской семьи мусульмане-суннитыТрадиционная пища - мучная и мясомолочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды. Развиты народное искусство, фольклор (предания, легенды, сказки, пословицы и поговорки, героические песни, баллады и др.). Сохраняется традиционная календарная и семейная обрядность, отражающая пережитки доисламских представлений


Евреи Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Наиболее крупные общины в Москве (и Санкт-Петербурге (106, На Дальнем Востоке существует Еврейская автономная область с центром в г. Биробиджан 230 тыс. человек Древнееврейский язык (иврит), иудаизмБогат песенный и танцевальный фольклор. Сохранились хасидские песни, драматические инсценировки и карнавалы.








Калмыки Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи 178 тыс.калмыцкийКалмыки исповедуют буддизм (тибетский буддизм, ламаизм). Основные жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героический эпос "Джангар", исполняемый сказителями-джангарчи.




Карелы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи проживают в основном в Республике Карелия, Тверской области 130,9 тыс. человек карельскийправославные христиане Широко бытовали лирические, обрядовые (свадебные и др.) песни, причитания, заклинания, сказки (волшебные, о животных и т.д.), пословицы, поговорки, загадки. В 19 в. появились рифмованные песни, короткие песни типа рус. частушек.


[править] Названиеправить Киргизы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Киргизскиймусульманами- суннитами


Коми Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Республика Коми (коми: Коми Республика) субъект Российской Федерации, входит в состав Северо- Западного федерального округа. Столица город Сыктывкар Говорят на коми языке Верующие коми - православные, есть старообрядцы. В настоящее время сохраняются традиционные охота и рыболовство


Коми-пермяки Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Проживают на северо- западе Пермского края 125 тысяч человек.Коми- пермяцкий язык относится к пермской группе финно- угорской ветви уральской семьи. Верующие коми- пермяки исповедуют православие, есть старообрядцы В настоящее время охота и рыболовство сохраняются, но не играют заметной роли в хозяйстве. В начале ХХ в. значительное развитие получили кустарные промыслы: кузнечное, скорняжное, бондарное, столярное, смолокурение и т. п. Домашние промыслы были представлены обработкой волокнистых культур (льна, конопли, шерсти), прядением и ткачеством, производством изделий из дерева и бересты.


Кумыки Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи в Дагестане - в Чечне,в Северной Осетии. 422 тыс.Кумыки говорят на кумыкском языке Верующие Кумыки - мусульмане- сунниты. Традиционные занятия: пашенное земледелие скотоводство, также садоводство, огородничество, виноградарство, рыболовство, пчеловодство, торговля, добыча соли, нефти, охота. Домашние промыслы и ремесла: сукноделие, хлопчатобумажное ткачество, ковроделы, обработка кожи, металла, дерева, камня


Лезгины Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи юго-восток республики Дагестана 500 тыс.лезгинский язык Верующие - мусульмане -сунниты, есть шииты Основу хозяйства современных лезгинов составляют земледелие, садоводство и животноводство. Часть лезгин занята в промышленности. В XX в. выросла национальная интеллигенция, развиваются национальная художественная литература, театральное искусство.


Марийцы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Марий-Эл, Башкортостан, Татарстан, Кировская область около 600 тысячРусский, марийский, горномарийский ПравославиеДомашние ремесла – прядение, ткачество, вышивка – с развитием товарно-денежных отношений приобрели характер промысла. Развиты были деревообработка, плетение из лозы, гонка дегтя, смолы, скипидара, жжение угля


Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи живут в Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Горьковской, Оренбургской областях, в республиках Татарстан, Чувашия и Башкортостан, в Сибири, и на Дальнем Востоке. 1,111,492 человека.Языки - эрзянский и мокшанский уральской семьи, но основной язык общения - русский. Исповедуют православие. Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие, основными полевыми культурами были ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен, выращивались также огородные культуры. Мордва


Ненцы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра ненецкий, русскийПравославие, шаманизм, атеизм Хозяйственное сезонное значение имеет рыболовный промысел, охота на водоплавающую дичь, пушной промысел.


Осетины Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи 402,000 чел.практически все осетины двуязычны (двуязычие осетинско- русское, реже осетинско- грузинское или осетинско- турецкое). Большинство верующих осетин исповедуют православие Традиционным у осетин является занятие сельским хозяйством. Существует богатая национальная кухня.


Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи (перепись 2002) Русский языкПреимущественно Православие, значительно меньше старообрядчество, протестантизми католицизм. Значительно распространён атеизм. Русские


Татары Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи в Башкортостане Удмуртии, Мордовии, Республике Марий Эл,Чувашии 5554,6 тыс. человек татарский, русскийИслам, атеизм у татар- кряшен православие Среди ремесел у татар значительную роль играли деревообработка, высоким уровнем мастерства отличалась обработка кожи, шитье золотом, развиты были ткацкое, валяльно- войлочное, кузнечное, ювелирное и другие ремесла.


Удмурты Где живутчисленностьязыкрелигия Культура и обычаи в Башкортостане, Татарстане, Республике Марий-Эл, в Перми, Свердловской и Кировской областях, в Сибири По переписи 2002 года в России проживало 637 тысяч удмуртов. Говорят на русском языке и удмуртском языке финно-угорской группы уральской семьи Православи е пастухов. Разнообразны были подсобные занятия: охота - на белку, горностая, зайца, лисицу и других животных, рыболовство, пчеловодство, промыслы, связанные с лесом – заготовка древесины, углежжение, смолокурение, деревообработка, такие ремесла как прядение и ткачество, кожевенное, кузнечное дело


Украинцы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Украинский язык, русский язык Преимущественно Православие, также Греко-католицизм и незначительно Протестантизм. Есть люди, которые придерживаются Родноверия.


Черкесы Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи в Карачаево-Черкесии 50,8 тыс. человекЧеркесы говорят на черкесском диалекте кабардино-черкесского языка (общего с кабардинцами) абхазо- адыгской ветви северокавказской семь. мусульмане-сунниты.В фольклоре центральное место занимают сказания на общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и исполнителей песен. Распространены песни- плачи, трудовые и шуточные песни




Чуваши Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Проживают в Среднем Поволжье Русский, Чувашский ПравославиеЖивотноводство из-за недостатка кормовых условий было слабо развито, разводили овец, коров, свиней, лошадей. Значительную роль играло пчеловодство. Многочисленны были промыслы и ремесла, многие из них были связаны с деревообработкой – резьба по дереву, рогожное, канатное, кулеткацкое производство. Развиты были такие ремесла как колесное, бондарное, столярное, а также гончарство, плетение, вышивка


Где живутчисленностьязыкрелигияКультура и обычаи Чукотский автономный округ человек чукотский, русский Православие, шаманизм отрасли хозяйствования: оленеводство, рыболовство, охота на пушного и морского зверя, горнодобывающая (цветные металлы, уголь, золото) и рыбная промышленности. чукчи





Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.