Особенности партийной системы. Политическая система

Основные формы многопартийного сотрудничества

1. Участие в политической жизни страны

Это означает, что члены различных демократических партий под руководством Коммунистической партии Китая участвуют в выработке и осуществлении важных курса, политики, законов и постановлений государства; принимают участие в консультациях по важным вопросам государственной политики и по кандидатурам руководителей государственных органов; принимают участие в управлении делами страны.

Консультации Коммунистической партии Китая с различными демократическими партиями по конкретным вопросам в основном принимают следующие формы:

1) Демократические консультации. Главные руководители ЦК КПК приглашают главных лидеров различных демократических партий и беспартийных деятелей на консультацию, на которых заслушивают мнения деятелей демократических партий по важным политическим установкам и курсу до их принятия. Такие консультации обычно проводятся раз в год.

2) Встречи на высоком уровне. Главные руководители ЦК КПК, когда возникает необходимость, нерегулярно приглашают главных руководителей различных демократических партий и беспартийных деятелей на встречи в малом кругу, на которых обмениваются с ними мнениями и взглядами.

3) Регулярные собеседования. Проводятся под председательством ЦК КПК с участием главных руководителей демократических партий и беспартийных деятелей, на собеседованиях происходит обмен информацией и мнениями по важным вопросам, передаются важные циркуляры, заслушиваются предложения различных демократических партий и беспартийных деятелей по политическим установкам или обсуждаются определенные темы. Обычно такие собеседования проводятся раз в два месяца, однако в случае важных дел в любое время проводится обмен информацией.

4) Руководители различных демократических партий и беспартийные деятели могут в любое время подавать ЦК КПК предложения в письменном виде по вопросам государственной политики и курса или конкретным важным вопросам или приглашать на встречу ответственных лиц ЦК КПК.

2. Демократический контроль

Демократический контроль есть контроль демократических партий над ЦК КПК, а также над работой государственных органов, руководимых Коммунистической партией Китая. Этот контроль проводится в рамках многопартийного сотрудничества и политической консультации.

Контроль принимает в основном следующие формы: Демократические партии во время сессий Политического консультативного совета могут выдвигать замечания, предложения и критику в отношении ЦК КПК; демократические партии, основываясь на результатах обследования, выносят предложения и критику по важным вопросам государственной политики, экономики и общественной жизни; депутаты Собраний народных представителей и члены Политического консультативного совета, имеющие статус членов демократических партий, осуществляют контроль посредством внесения предложений, проектов резолюций и ревизии; члены демократических партий могут быть приглашены в правительство на посты специальных контролеров, инспекторов, ревизоров и инструкторов-воспитателей с целью надзора.

3. Члены демократических партий выдвигаются на некоторые посты в правительстве и органах юстиции различных ступеней.

Обычно отдельные члены почти всех демократических партий выдвигаются Коммунистической партией Китая на руководящие должности в правительствах и органах юстиции разных ступеней.

Центральная административная система
Структура административного руководства
Образование Государственного совета и его полномочия
Структура Госсовета Китая
Конституционная система
Правящая партия Китая
Характер Коммунистической партии Китая
Четыре основных требования в деле строительства партии
Организационные принципы демократического централизма
Организационная структура партии
Члены партии
Руководство Коммунистической партии Китая в отношении государства

Характер и статус
Всекитайское Собрание народных представителей
Постоянный Комитет Всекитайского Собрания народных представителей
Местные Собрания народных представителей и местные народные правительства
Собрания народных представителей волостей, национальных волостей и поселков
Депутаты Собрания народных представителей

Основное содержание
Партии-соучастницы в политической жизни Китая
Основные формы многопартийного сотрудничества

Самой важной особенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Коммунистической партии Китая, фактическое сосредоточение власти в центре и на местах в руках партийных структур (партийных комитетов и партийных функционеров), что позволяет охарактеризовать государство как партократическое. В то же время сами партийные органы непосредственно не осуществляют государственную власть, а принятые ими решения реализуются через формально непартийные органы и организации, прежде всего через государственные структуры.

Члены партии занимают ключевые посты в государственных органах и руководящих структурах других политических партий и общественных ("народных") организаций, проводят свои решения через рядовых членов Коммунистической партии Китая. Важным инструментом проведения партийной политики в государственных органах и негосударственных организациях являются так называемые "Партийные группы руководства", которые создаются согласно Уставу Коммунистической партии Китая в аппарате центральных и местных государственных органов, хозяйственных и культурных учреждений, негосударственных и других непартийных организаций.

Широкое распространение в Китае получила практика принятия общих решений партийными и государственными органами, а в ряде случаев также и руководящими структурами народных организаций, прежде всего Единого фронта. Таким образом, действует система параллельного управления при определяющей роли Коммунистической партии Китая и партийного аппарата.

Другой существенной особенностью политического режима КНР является наличие, кроме Коммунистической партии Китая, еще восьми других политических партий (Революционный комитет гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Китайская ассоциация демократического национального строительства, Китайская ассоциация содействия развития демократии, Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество "3 сентября", Лига демократического самоуправления Тайвани), осуществляющие свою деятельность под руководством КПК, а также безоговорочно ее признают. Вместе с многочисленными общественными организациями они объединены в действующий под руководством Коммунистической партии Китая Единый фронт, организационной формой которого выступает Народный политический консультативный совет Китая. Конституция определяет его как "широкий патриотический Единый фронт разных демократических партий и народных организаций, которые объединяют всех социалистических тружеников, поддерживают социализм и патриотов, поддерживающих объединение Родины".

Согласно ст. 19 Устава Народного политического консультативного совета Китая (новая редакция утверждена 12 марта 2004 г.) ее вышестоящий орган–Всекитайский комитет–формируется сроком на пять лет из представителей Коммунистической партии Китая, демократических партий, беспартийных демократических деятелей, общественных организаций, национальных меньшинств и разных слоев населения, представителей соотечественников из Тайваня, Сянгана и Аомынь и соотечественников, которые вернулись на родину, а также специально приглашенных деятелей. Представители перечисленных организаций выдвигают кандидатов, список которых опубликовывается и окончательно утверждается во время проведения сессии Народного политического консультативного совета Китая .

Основными задачами органов Народного политического консультативного совета Китая является проведение политических консультаций, демократический контроль, организация политических партий, негосударственных организаций, демократических деятелей, репатриантов, их участие в обсуждении вопросов государственной жизни.

Следует отметить, что в Китае сложилась так называемая "система многопартийного сотрудничества и демократических консультаций" под руководством партии, которая существенным образом отличается от существующих в других странах многопартийных систем, прежде всего тем, что она складывалась исторически, имеет глубокие традиции, отображающие особенности политической системы КНР, где не коммунистические партии выступают не как оппозиционные, а как "дружеские" по отношению к Коммунистической партии Китая партии. Определенную самостоятельность проявляют эти партии в деле развития экономики, науки и техники, здравоохранения, образования и культуры. Важная роль отводится этим партиям в налаживании тесных многосторонних (в том числе и экономических) контактов с этническими китайцами, которые проживают за границей (хуацяо), в работе по реэмигрантам, а также в реализации политического курса КНР на мирное Воссоединение с Тайванем на принципах "одно государство – две системы". Другой важной особенностью партийной системы Китая является допустимость двойного членства в политических партиях. В подобном виде, как считают в Китае, многопартийная система будет существовать в КНР и в дальнейшем. Согласно поправкам к Конституции 1993 г. "система многопартийного сотрудничества и политических консультаций, управляемая Коммунистической партией Китая, будет существовать и развиваться на протяжении продолжительного времени".

Кроме политических партий важным звеном политической системы КНР являются массовые общественные или "народные" организации, общее число которых в данное время составляет около 2 тысяч. Наиболее многочисленными и значащими являются: Коммунистический союз молодежи Китая, Всекитайская федерация профсоюзов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация молодежи, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, Китайская ассоциация деятелей науки и техники, Всекитайская ассоциация соотечественников-тайванцев, Всекитайская ассоциация реэмигрантов, разные организации дружбы с другими странами.

Согласно Правилам регистрации общественных объединений, вступившим в силу 25 октября 1998 г., общественными объединениями являются некоммерческие организации, в которые на добровольной основе объединяются граждане Китая с целью реализации общих интересов членов и осуществляют свою деятельность согласно уставу. К созданию этих организаций выдвигаются такие требования: они должны насчитывать не менее 50 индивидуальных или 30 коллективных членов, а при их объединении не менее 50 членов; иметь наименование и организационную структуру; профессиональный штат сотрудников; владеть имуществом; нести гражданскую ответственность. При этом устанавливается денежный фонд их деятельности, который у общенациональных общественных организаций должен составлять не менее 100 тысяч юаней .

  • Степанова, Г. А. Система многопартийного сотрудничества в Китайской Народной Республике [Текст] / Г. А. Степанова. – М.: ИДВ РАН, 1999. – С. 80.
  • Правила регистрации общественных объединений [Текст]: пер. И. К. Томихиной //Новое законодательство КНР. Экспресс-информация. – М.: ИДВ РАН, 2000. – № 10. – С. 10-21.

В рамках проходящей сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) состоялось заседание лидеров восьми демократических партий и общественных движений. О том, что за политические силы собрались в столице Китая, который зачастую считается однопартийным государством, и о том, сулят ли происходящие процессы изменения в партийной системе КНР – читайте в материале .

Коммунистическая партия Китая (КПК) является правящей и принимающей все ключевые решения, но не единственной. Именно КПК, численность членов которой больше, чем население Германии, является самой многочисленной, хотя в остальных партиях состоят десятки и даже сотни тысяч человек. Сейчас в КНР сложилась своеобразная система "многопартийного сотрудничества". Партии здесь мало отличаются от общественных движений – они не претендуют на то, чтобы оспаривать власть КПК, а также участвуют в реализации её инициатив, таких как ликвидация бедности, в программах "Здоровый Китай", "Прекрасный Китай" и инициативе "Один пояс – один путь".

Большинство таких партий было создано ещё до образования КНР, к настоящему времени все они встроены в единую систему, каждая "привязана" к какой-то из социальных групп, либо имеет выраженное предназначение.

Революционный комитет Гоминьдана 民革 (осколок Гоминьдана, закрепившегося после гражданской войны на острове Тайвань) рассматривается как одно из средств "мирного объединения Родины", Ассоциация демократического народного строительства (АДНС) 民建 является партией, тесно связанной с экономическими кругами. Ассоциация содействия народной демократии (АСНД) 民进 преимущественно состоит из интеллигентов: работников образования, культуры, издателей. В Китайской Рабоче-Крестьянской партии (КРКП) 农工党 , несмотря на название, состоит много специалистов высокого уровня из числа медиков, фармацевтов и экологов. 75% членов Демократической лиги Китая民盟 (ДЛК) трудятся в сферах образования, культуры, науки. Партия стремления к справедливости Чжигундан 致公党 в основном объединяет китайских соотечественников-хуацяо, как вернувшихся на родину, так и живущих за рубежом. "Общество 3 сентября" 九三学社 состоит из научно-технической интеллигенции, после образования КНР к нему присоединились члены Академии наук и Академии инженерных наук. Лига демократической автономии Тайваня 台盟 состоит из представителей Тайваня. Китайская ассоциация промышленников и торговцев工商联 объединяет представителей негосударственного сектора экономики.

Совместные пресс-конференции лидеров демократических партий впервые начали проводиться в 2008 г. на 11-м съезде НКПСК. Сейчас китайские СМИ называют их десятилетней устоявшейся традицией. В 2008 г. на собрании присутствовали главы восьми организаций. В 2012 г. к ним добавился руководитель. В 2013 г. Чэнь Чанчжи , занимавший тогда должность ЦК АДНС, охарактеризовал отношения между КПК и малыми партиями следующим образом: "Компартии нужно иметь великодушие, демократическим партиям нужно иметь смелость" .

Нынешний председатель ЦК АДНС Хао Минцзинь отметил, что экономическое и социальное развитие страны столкнулось с новыми вызовами. При этом он подчеркнул важность последних указаний председателя КПК Си Цзиньпина . В январе АДНС внесла проект структурных реформ в области контроля за экологической ситуацией в провинциях Хунань и Хубэй. Также он подчеркнул, что многопартийная система Китая уходит корнями в китайскую почву, создан способ "сосредоточить мудрость и силы различных социальных кругов для осуществления больших дел".

Председатель ЦК ДЛК Дин Чжунли считает, что китайская система многопартийного сотрудничества позволит уйти от борьбы между партиями, от ситуации общей подавленности (тягостности) и проблемы "конкуренции ради конкуренции".

Систему многопартийного сотрудничества и политических консультаций называл "большим вкладом в политическую цивилизацию человечества" председатель КПК Си Цзиньпин . Он же сделал заявление о рождении "партийной системы нового типа", но при этом лично встречался не с лидерами всех партий, а только двух – Демократической лиги и Чжигундана .

Также на недавнем совещании в рамках НПКСК присутствовали беспартийные и вернувшиеся на родину эмигранты (хотя и не уточняется, были ли они членами Чжигундана, который объединяет эмигрантов и репатриантов). Представителей других партий на той встрече не было.

Некоторые наблюдатели из России на фоне этой встречи и в связи с вносимыми в Конституцию КНР изменениями стали высказывать гипотезы о схожести начавшихся процессов с тем, что происходило в поздней КПСС, когда из Конституции СССР убрали упоминание о руководящей роли КПСС и разрешали создание других партий.

Однако портал "Фэнхуан синьвэнь" отмечает, что нынешнее собрание в Золотом зале прошло в ускоренном режиме, в частности, церемония совместного фотографирования прошла всего за минуту. К тому же, возможно "новая партийная система" подразумевает, напротив, сокращение количества партий. Известно, что руководство Китая, состоящее из членов КПК, стремится распространить методы партийного контроля на всю страну. Так, создаваемые надзорные комиссии становятся отдельной миссией и по функциям напоминают партийные комиссии по проверке дисциплины, однако смогут проверять любых должностных лиц, вне зависимости от того, являются ли они коммунистами или нет.

К тому же, одобрены поправки в Конституцию, как раз усиливающие роль КПК, о них писало ранее . На третьем пленарном заседании 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 13-го созыва 11 марта 2018 года законодатели КНР согласились с тем, что "руководство со стороны Коммунистической партии Китая является сущностной особенностью социализма с китайской спецификой". Также сняты ограничения на срок пребывания на руководящем посту Китайской Народной Республики.

По мнению экспертов, китайский лидер ослабляет фракционную борьбу среди руководителей партии и "фиксирует курс" страны, подразумевающий дальнейший рост экономики и укрепление политического влияния в мире. Заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО им. Е.М. Примакова Сергей Луконин считает, что начатые при нынешнем председателе КНР кампании будут продолжены.

"Кампании будут продолжаться, внешняя политика Китая будет развиваться по стратегическому плану, который осуществлялся ранее. Все, что мы наблюдали за время председательствования Си Цзиньпина, будет продолжено в будущем", - заметил Луконин в беседе с RT .

По словам Маслова, одной из основных задач китайского лидера будет достижение полного или частичного контроля над рядом секторов мировой экономики: перевозками, финансами, банковской сферой, энергетикой.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ

КПК была создана в июле 1921 г., сейчас насчитывает более 58 млн. членов. Генеральный секретарь Центрального Комитета КПК — Цзян Цзэминь.

В 1921 —1949 гг. Коммунистическая партия Китая руководила героической борьбой китайского народа, в результате которой было ниспровергнуто господство империализма, феодализма и компрадорской буржуазии и была провозглашена Китайская Народная Республика. Став правящей партией, КПК возглавила многонациональный китайский народ в деле защиты независимости и безопасности Родины. Под ее руководством был успешно осуществлен переход от новой демократии к социализму, развернулось крупномасштабное плановое социалистическое строительство, в ходе которого экономика и культура страны достигли небывалого уровня развития.

В сентябре 1997 г. состоялся XV Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая, который утвердил теорию Дэн Сяопина в качестве руководящей идеи партии, выдвинул основную программу партии на начальной стадии социализма. Съезд утвердил также основные цели и направления политики экономического, политического и культурного развития, четко указав, что нынешний этап, и первое десятилетие следующего века будут ключевым периодом в осуществлении модернизации Китая. Именно в течение этого периода необходимо продолжать содействовать коренному преобразованию экономической системы и моделей экономического роста, с тем чтобы сформировать сравнительно совершенную систему социалистической рыночной экономики и сохранить продолжительное, быстрое и здоровое экономическое развитие страны, заложить крепкий фундамент для осуществления модернизации в Китае в середине XXI века. На современном этапе Коммунистическая партия Китая возглавляет китайский народ в деле строительства социализма с китайской спецификой и прилагает усилия к достижению своей конечной цели — коммунизма.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

В Китае, помимо Компартии, имеются еще восемь политических партий, которые именуются демократическими партиями. Все эти партии с момента своего образования в разной степени сотрудничают с Компартией.

В период с мая 1948 г. до начала 1949 г. все демократические партии положительно откликнулись на призыв КПК созвать Народный политический консультативный совет Китая, вместе с КПК и другими демократическими деятелями приняли участие в созванной в сентябре 1949 г. первой пленарной сессии НПКСК. Сессия приняла «Общую программу», сыгравшую роль временной Конституции КНР, избрала Центральное народное правительство КНР. Таким образом родилась Китайская Народная Республика.

Со времени образования КНР демократические партии добросовестно участвовали в обсуждении и решении наиболее важных вопросов политической жизни государства. Многие их представители были избраны депутатами СНП и членами НПКСК разных уровней. В постоянных комитетах СНП, комитетах НПКСК и правительственных органах разных уровней, а также в экономических, культурных, народно-просветительных, научно-технических организациях представители демократических партий нередко занимают руководящие посты. Демократические партии Китая — это не партии-аутсайдеры и не оппозиционные партии. Они являются близкими партнерами КПК.

Придерживаясь принципов «длительное сосуществование, взаимный контроль, полная искренность друг к другу, готовность делить славу и позор», они участвуют в управлении политическими делами. Назовем эти восемь партий:

Революционный комитет Гоминьдана Китая создан в январе 1948 г., насчитывает более 53 тыс. членов. Председатель Центрального комитета РКГК — Хэ Лули. Членами РКГК и его окружением являются, главным образом, бывшие члены Гоминьдана и лица, исторически связанные с Гоминьданом.

Демократическая лига Китая создана в октябре 1941 г., насчитывает более 130 тыс. членов. Председатель Центрального комитета ДЛК — Дин Шисунь. Большинство членов ДЛК и ее окружение — представители высшего и среднего звеньев интеллигенции.

Ассоциация демократического строительства Китая создана в декабре 1945 г., насчитывает более 69 тыс. членов. Председатель Центрального комитета АДСК — Чэн Сывэй. Среди членов АДСК и ее окружения значительную часть составляют представители хозяйственных кругов, специалисты и научные работники соответствующего профиля.

Ассоциация содействия развитию демократии в Китае создана в декабре 1945 г., насчитывает более 65 тыс. членов. Председатель Центрального комитета АСРДК — Сюй Цзялу. Члены АСРДК и ее окружение — в основном люди умственного труда, работающие в области образования, культуры, науки и издательского дела.

Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая создана в августе 1930 г., насчитывает более 65 тыс. членов. Председатель Центрального комитета РКДПК — Цзян Чжэнхуа. Среди членов РКДПК и ее окружения преобладает интеллигенция из сфер медицины, науки и техники, культуры и просвещения.

Китайская партия стремления к справедливости создана в октябре 1925 г., насчитывает более 15 тыс. членов. Председатель Центрального комитета — Ло Хаоцай. Среди членов этой партии и ее окружения преобладают реэмигранты, их родственники, деятели науки и специалисты, имеющие родственников за границей.

Общество «3 сентября» создано в декабре 1944 г., насчитывает более 68 тыс. членов. Председатель Центрального комитета — У Цзепин. Среди членов Общества «3 сентября» преобладают представители интеллигенции высшего и среднего звена, работающие в области науки, техники, культуры, просвещения, медицины и здравоохранения.

Тайваньская лига демократического самоуправления создана в ноябре 1947 г., насчитывает более 1600 членов. Председатель Центрального комитета ТЛДС — Чжан Кэхой. Члены и окружение этой партии в большинстве своем — выходцы с Тайваня, проживающие в континентальной части Китая.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Важнейшие общественные организации Китая:

Всекитайская федерация профсоюзов представляет собой высший руководящий орган, которому подчиняются местные и отраслевые профсоюзы всех ступеней. Создана в мае 1925 г., объединяет в общей сложности 102,119 млн. членов. Председатель Исполнительного комитета ВФП — Вэй Цзяньсин.

Всекитайская федерация молодежи представляет собой объединение всех молодежных организаций Китая. Основана в мае 1949 г. Федерация придерживается принципов коллективного членства, объединяя членов Коммунистического союза молодежи Китая, Всекитайской федерации студентов. Всекитайской христианской ассоциации молодых людей. Всекитайской христианской ассоциации молодых женщин, Всекитайской федерации молодых предпринимателей. Всекитайской федерации молодых предпринимателей сельских районов. Всекитайской ассоциации молодых научно-технических работников, Столичной ассоциации молодых редакторов и журналистов, Всекитайской ассоциации молодежи доброй воли. Общества китайской молодежи по содействию хозяйственному развитию, Всекитайского общества по изучению проблем молодежи, Федерации молодежи учреждений, непосредственно подчиненных Центральному Комитету КПК, Федерации молодежи центральных государственных учреждений, Всекитайской Федерации молодежи гражданской авиации, а также членов ассоциаций молодежи всех провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. Председатель ВФМ — Лю Пэн. Костяком ВФМ является Коммунистический союз молодежи Китая, созданный в мае 1922 г. Это организация передовой молодежи Китая. Насчитывает 67,5 млн. членов. Первый секретарь Центрального комитета КСМК — Ли Кэцян.

Всекитайская федерация женщин — массовая общественная организация женщин всех национальностей и общественных кругов Китая, объединившихся во имя дальнейшей эмансипации. Создана в апреле 1949 г. Председатель Исполнительного комитета ВФЖ — Чэнь Мухуа. ВФЖ отстаивает права и интересы женщин (политические права, права на труд, на собственность, на образование, личные права, права в областях брака и семьи, а также особые права, основанные на физических особенностях женщин). В апреле 1992 г. 5-я сессия Всекитайского Собрания народных представителей 7-го созыва приняла «Закон о гарантиях прав и интересов женщин», знаменующий тот факт, что деятельность в этой сфере была поставлена на правовую основу.

Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев — народная организация промышленных и торговых кругов Китая. Представляет собой народное коммерческое общество по развитию внутренних и внешних связей. Основана в октябре 1953 г. Председатель Исполнительного комитета — Цзин Шупин.

Китайское народное общество дружбы с зарубежными странами создано в мае 1954 г. с целью развития дружбы и взаимопонимания между китайским народом и народами всех стран мира. Общество от имени китайского народа поддерживает связь с организациями и деятелями всего мира, дружественно относящимися к Китаю. Оно осуществляет взаимный обмен и другие мероприятия, выполняя роль связующего звена в развитии дружбы между китайским народом и народами всего мира. Председатель общества — Ци Хуайюань.

Кроме вышеназванных, в Китае существуют и другие общественные организации:

  • Китайский союз работников литературы и искусства
  • Союз китайских писателей
  • Всекитайская ассоциация журналистов
  • Всекитайское научно-техническое общество
  • Всекитайская федерация возвратившихся на Родину китайских эмигрантов
  • Китайская ассоциация инвалидов
  • и другие.

В стране существует фиктивная многопартийная система, так как КНР, созданная китайскими коммунистами при поддержке большинства народа, является социалистическим государством. В этих условиях не может существовать традиционная многопартийность. В привилегированном положении находится Коммунистическая партия Китая (КПК), основанная в 1921 г. и построенная на жестких централизованных началах. Ее руководители или представители возглавляют важнейшие государственные институты и многие общественные организации (профсоюзные, молодежные, женские и др.). Только эта правящая партия может создавать свои организации (ячейки) в Народно-освободительной армии Китая и в спецслужбах. С конца 1970-х гг. КПК проводит политику социалистической модернизации с целью превращения Китая в высокоразвитую державу к середине XXI в. Компартия ведет борьбу за утверждение идеалов социализма и коммунизма, против "буржуазной, феодальной и прочей тлетворной идеологии". Партийные установки в сфере культуры и искусства нацелены на отражение "оптимистического духа, свойственного китайскому народу".

Хотя марксизм-ленинизм остается официальной идеологией, однако в партийных документах КПК в последние годы все чаще говорится о концепции научного развития. Ее основные требования - "всесторонность, гармоничность и устойчивость, а коренная методология - единая и комплексная координация". Несмотря на крупные социально-экономические преобразования последних десятилетий, руководящая роль Коммунистической партии в обществе и государстве остается незыблемой.

В КНР легально действуют восемь других, мелкобуржуазных по социальной базе партий, которые, однако, не являются оппозиционными организациями. Законодательство КНР запрещает любым лицам и организациям подрывать социалистический строй. Деятельность подобных партий строго регламентируется и контролируется властями. Это такие малочисленные организации, проводящие дружественную по отношению к КПК политику и признающие ее гегемонию, как Революционный комитет гоминьдана, Китайская партия справедливости, Общество 3 сентября, Ассоциация демократического национального строительства,

Крестьянско-рабочая демократическая партия, Лига демократического самоуправления Тайваня. В официальных китайских изданиях, а также в уставах почти всех этих партий говорится, что они являются "политическим союзом, состоящим частью из социалистических тружеников и частью из патриотов, поддерживающих социализм, политической партией, служащей социализму".

Название партий не отражает их специфику и социальную базу. Так, Китайская партия справедливости первоначально была организацией, созданной китайцами, живущими за пределами страны. Ныне большинство членов партии составляют репатрианты и родственники китайцев, проживающих за рубежом. Костяк (основу) Крестьянско-рабочей демократической партии составляют не рабочие и крестьяне, как это следует из названия, а работники медицины, здравоохранения, науки.



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.