Обособленные обстоятельства и однородные обособленные приложения. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

  • 2. Простое предложение. Понятие предикативности. Категории, оформляющие предикативность (модальность, синтаксическое время, синтаксическое лицо)
  • 5. Характеристика сказуемого. Основания типологии сказуемого. Простое глагольное сказуемое
  • 6. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Вопрос о включении инфинитива в объем сказуемого.
  • 7. Сущность связи подлежащего и сказуемого. Способо оформления предикативной связи.
  • 8. Именные односоставные предложения. Конструкции, омонимичные номинативному предложению.
  • 9. Определенно-личные и неопределенно-личные односоставные предложения. Вопрос о выделении обобщенно-личных предложений.
  • 10. Безличные предложения. Способы выражения главного члена безличных предложений. Вопрос о выделении инфинитивных предложений.
  • 11. Понятие приложения. Вопрос о типе связи приложения с определяемым словом. Разновидности приложений по значению.
  • 13. Понятие о детерминанте. Детерминантная связь. Разновидности детерминантов по значению.
  • 14.Понятие об эллипсисе. Эллиптические конструкции как самостоятельный тип предложений. Типология эллептических предложений.
  • 15.Структурно неполные предложения. Вопрос о структурно необходимых членах предложения. Неполнота предложения как проявление его контекстной зависимости.
  • 17. Обособленные определения, обстоятельства и приложения. Общие и частные условия обособления.
  • Обособленные обстоятельства
  • 18 Выделение пояснительных членов как особого вида осложнения простого предложения. Средство выражения пояснительной связи. Функционально- семантические типы пояснительных конструкций.
  • 19. Функции компонентов, не являющихся членами простого предложения. Вводные компоненты их функции в предложении. Разряды вводных предложений по значению.
  • 20.Обращения, присоединительные и парцеллированные члены предложения, вставные конструкции.
  • 20. Обращения, присоединительные и парцеллированные члены предложения, вставные конструкции.
  • 22. Виды синтаксических отношений в словосочетании. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вопрос об именном примыкании.
  • 24. Спп. Структурно-семантическая классификация спп. Понятие об спп нерасчлененной и расчлененной структуры.
  • 25. Ссп. Принципы классификации ссп. Синтаксические отношения между частями ссп.
  • 26. Бсп. Место бсп в классификации сложных предложений. Синонимия бсп и союзных предложений. Структурная и семантическая характеристика бсп.
  • 27. Сложные многочленные предложения. Виды подчинения.
  • 28. Понятие о диалогическом единстве. Синтаксические способы передачи чужой речи.
  • 29. Понятие об ссц как об особой синтаксической модели. Средства связи предложений в тексте.
  • 30. Принципы русской пунктуации.
  • 17. Обособленные определения, обстоятельства и приложения. Общие и частные условия обособления.

    Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. Обособленные члены предложения содержат элемент добавочного сообщения. Добавочный характер сообщения оформляется через полупредикативные отношения, то есть отношения обособленного компонента со всей грамматической основой. Обособленный компонент выражает самостоятельное событие. Это в целом полипропозитивное предложение.

    Обособления различны. Различаются обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Главные члены предложения не обособляются. Примеры:

      Обособленное определение: Мальчик, заснувший в неудобной позе прямо на чемодане, вздрогнул.

      Обособленное обстоятельство: Сашка сидел на подоконнике, ёрзая на месте и болтая ногами.

      Обособленное дополнение: Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.

    Чаще всего обособляются определения и обстоятельства. Обособленные члены предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной – пунктуационно.

    Обособленные определения делятся на:

      Согласованные

      несогласованные

    Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.

    (согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом)

    Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.

    (несогласованное обособленное определение)

    Согласованное определение

    Согласованное обособленное определение выражается:

      причастным оборотом: Ребёнок, спавший у меня на руках, проснулся.

      двумя и более прилагательными или причастиями:Ребёнок, сытый и довольный, быстро заснул.

    Примечание:

    Одиночное согласованное определение также возможно, если определяемое слово – местоимение, например:

    Он, сытый, быстро заснул.

    Несогласованное определение

    Несогласованное обособленное определение выражается чаще всего именными словосочетаниями и относится к местоимениям или именам собственным. Примеры:Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?

    Несогласованное обособленное определение возможно как в позиции после, так и в позиции перед определяемым словом. Если несогласованное определение относится к определяемому слову, выраженному именем нарицательным, то обособляется только в позиции после него:

    Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался.

    Структура определения

    Структура определения может быть различной. Различаются:

      одиночное определение: взволнованная девочка;

      два-три одиночных определения: девочка, взволнованная и счастливая;

      распространённое определение, выраженное словосочетанием: девочка, взволнованная полученным известием,…

    1. Одиночные определения обособляются независимо от позиции относительно определяемого слова, только если определяемое слово выражено местоимением: Она, взволнованная, не могла заснуть. (одиночное обособленное определение после определяемого слова, выраженного местоимением) Взволнованная, она не могла заснуть. (одиночное обособленное определение перед определяемым словом, выраженным местоимением)

    2. Два-три одиночных определения обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным: Девочка, взволнованная и счастливая, долго не могла заснуть.

    Если определяемое слово выражено местоимением, то обособление возможно и в позиции перед определяемым членом: Взволнованная и счастливая, она долго не могла заснуть. (обособление нескольких одиночных определений перед определяемым словом - местоимением)

    3. Распространённое определение, выраженное словосочетанием, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному существительным, и стоит после него: Девочка, взволнованная полученным известием, долго не могла заснуть. (обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого слова, выраженного существительным). Если определяемое слово выражено местоимением, то распространённое определение может быть в позиции как после, так и до определяемого слова: Взволнованная полученным известием, она долго не могла уснуть. Она, взволнованная полученным известием, долго не могла уснуть.

    Обособленные определения с добавочным обстоятельственным значением

    Обособляются определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочные обстоятельственные значения. Это могут быть как распространенные, так и одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и т.д.). В подобных случаях определительный оборот легко заменяется придаточным предложением причины с союзом потому что , придаточным предложением условия с союзом если , придаточным уступки с союзом хотя . Для проверки наличия обстоятельственного значения можно использовать замену определительного оборота оборотом со словомбудучи : если такая замена возможна, то определение обособляется. Например: Сильно заболевшая, мать не могла ходить на работу. (добавочное значение причины) Даже заболевшая, мать ходила на работу. (добавочное значение уступки).

    Таким образом, для обособления важны различные факторы:

    1) чем, какой частью речи выражено определяемое слово, 2) какова структура определения, 3) чем выражено определение, 4) выражает ли оно дополнительные обстоятельственные значения.

    Обособленные приложения

    Приложение – это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет: попрыгунья-стрекоза, краса-девица . Приложение может быть:

    1) одиночным: Мишка, непоседа, замучил всех;

    2) распространённым: Мишка, страшный непоседа, замучил всех.

    Приложение, как одиночное, так и распространённое, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному местоимением, независимо от позиции: и до, и после определяемого слова:

      Он, отличный врач, очень помог мне.

      Отличный врач, он очень помог мне.

    Распространённое приложение обособляется, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным:

    Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью.

    Одиночное нераспространённое приложение обособляется, если определяемое слово – существительное с пояснительными словами: Он увидел своего сына, малыша, и тут же заулыбался.

    Любое приложение обособляется, если стоит после имени собственного: Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.

    Обособляется приложение, выраженное именем собственным, если служит для уточнения или пояснения: А устроил пожар на чердаке сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец.

    Обособляется приложение в позиции перед определяемым словом – именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение. Архитектор от Бога, Гауди, не мог задумать обычный собор.

    (почему? по какой причине?)

    Приложение с союзом как обособляется, если выражается оттенок причины:

    В первый день у меня, как у новичка, всё выходило хуже, чему у других.

    Примечание:

    Одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, не выделяемые при произношении интонационно, не обособляются, т.к. сливаются с ним:

    В темноте подъезда я не узнал Мишку-соседа.

    Примечание:

    Обособленные приложения могут пунктуационно оформляться не запятой, а тире, которое ставится, если приложение особенно подчёркивается голосом и выделяется паузой.

    Скоро Новый год – любимый праздник детворы.

    Л.А.АКСЁНОВА,
    с.Тупки,
    Чаплыгинский р-н,
    Липецкая обл.

    Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

    11 класс

    Цели . Обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по теме урока, отработка навыка выделения знаками препинания деепричастного оборота.
    Употребление деепричастных оборотов в речи.
    Орфография: основные случаи слитного и дефисного написания имен существительных.

    Оборудование .

    1) Запись на доске:

    – тема урока;
    – лексическое значение слов: метаморфизм, персонификация;
    – предложения для анализа;
    – выходные данные книг для самостоятельного чтения.

    2) Таблица «Правила обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».

    3) Карточки для самостоятельной работы учащихся.

    ХОД УРОКА

    I. Словарный диктант.

    Мы продолжаем повторять основные случаи слитного и дефисного написания имен существительных.
    Прочитайте записанные на доске слова, вспомните основные правила слитного и дефисного написания существительных, объясните правописание слов.

    1) Великодушие, тысячелетие, языкознание; 2) микротема, авансцена, псевдонародность; 3) пятидневка, времяпрепровождение; 4) пол-одиннадцатого, пол-линейки, пол-Чаплыгина, полдекабря, полугодие; 5) филфак, вуз, Госдума; 6) генерал-лейтенант; ученый-лингвист, революционер-демократ; 7) вице-президент, экс-чемпион, унтер-офицер; 8) северо-восток, юго-запад, норд-вест.

    Первая группа слов – слова с соединительными о, е . Соединительная гласная о пишется после основ на твердый согласный (языко знание ), е – после основ на мягкий согласный, шипящий и ц (тысяче летие ).
    Вторая группа слов подчиняется правилу: «Слова с начальными словообразовательными иноязычными элементами псевдо-, микро-, аван-, авиа-, кино-, био-, теле-, фото- и другими пишутся слитно».
    Слитно пишутся слова с первой частью, употребленной в форме именительного падежа (время препровождение ) или в форме родительного падежа (пятидневка ).
    Слова с первой частью полу- пишутся слитно (полугодие ); слова с первой частью пол- пишутся слитно, если она находится не перед: гласной, л , прописной буквой.
    Все сложносокращенные слова и аббревиатуры пишутся слитно. Этому правилу подчиняются слова пятой группы: филфак, вуз, Госдума .
    Сложные существительные, обозначающие профессию, специальность, звание, должность, научную степень, пишутся через дефис, например: генерал-лейтенант, ученый-лингвист .
    Пишутся через дефис и слова с начальными иноязычными элементами вице-, экс-, камер-, унтер-, штаб- .
    Через дефис пишутся наименования промежуточных стран света, русские и иноязычные (северо-восток, норд-вест ).

    – Как вы понимаете значения следующих слов:

    Авансцена – в состав слова входит словообразовательный элемент аван- (от франц. avant – «перед») – передняя открытая часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал.

    Псевдонародность – псевдо ... – первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый (от греч. pseudos – «ложь»).

    Вице-президент – вице -... Первая часть сложных слов в значении «заместитель, помощник».

    Экс-чемпион – экс -... Первая составная часть сложных слов, обозначающая: бывший, утративший прежнее положение.

    – Запишите слова под диктовку учителя, графически выделяя орфограмму.
    – Возьмите ручку с зеленой пастой. Проверьте работу. Сверьте свои записи с записью слов на доске. Если допустили ошибки, исправьте их, а дома еще раз поработайте над «своими» орфограммами. (Учитель контролирует самопроверку учащихся.)
    – Хочу обратить ваше внимание на то, что вопросы слитного, раздельного и дефисного написания – самые сложные в русской орфографии. Именно в этом разделе много колеблющихся, противоречивых написаний. Действует большое количество правил, вследствие чего одно и то же слово может подпадать под разные правила и толковаться двояко.
    Вот почему необходимо обращаться к специальному словарю «Слитно или раздельно?». (Показываю словарь.) Советую поближе познакомиться со словарем, с принципом его построения и почаще заглядывать в него.
    А сейчас запишем в тетрадь полное название и выходные данные: Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К . Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника.) Под ред. Д.Э. Розенталя. М.: Сов. энциклопедия, 1972.

    II. Словарная работа.

    – Продолжаем пополнять словарную копилку. С этой целью обратите внимание на следующую запись на доске:

    Метаморфизм (от греч. meta – «пере», morphe – «форма» – преобразуюсь, превращаюсь) – процесс преобразования чего-либо. (Метаморфизм художественного мира Есенина.)

    Персонификация (от лат. persona – «лицо» и facere – «делать») – олицетворение, представление неодушевленного предмета или отвлеченного понятия в человеческом образе. (В басенных персонажах, например, с помощью персонификации воплощаются отдельные человеческие качества.)

    – Обратите еще раз внимание на толкование и правописание слов, проговорите их орфографически и запишите в тетрадь.

    III. Обобщение, систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по теме урока.

    – Обратимся к теме урока: «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами». Повторим, обобщим и углубим наши знания. Слово – Колыханову Роману. Рома напомнит основные сведения по теме. А затем Русанова Елена расширит, углубит наши знания. (Выступают подготовленные учащиеся, на доску вывешивают таблицы с материалами своих сообщений.)

    1. Правила обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

    Обособляются

    Не обособляются

    1. Деепричастия с зависимыми словами, а также два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу: 1) Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако , золотит его . 2) От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая , движутся полки . (М. Лермонтов)

    2. Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола: 1) Пошумев , река успокоилась . 2) Грохот, не умолкая , катится дальше. 3) Степь побурела и задымилась, подсыхая .

    1. Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, ставшие цельными выражениями (спустя рукава, сломя голову, не переводя дыхания, засучив рукава и т.п.): 1) Будем работать засучив рукава (дружно, упорно). 2) Мальчик бежал сломя голову (быстро). Но: Отец, засучив рукава , тщательно вымыл руки .

    2. Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа действия (обычно они стоят после глагола): 1) Яков шел не торопясь (медленно). 2) Мальчик читал книгу лежа .

    3. Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастия: 1) Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь .

    4. Деепричастия с зависимыми словами, тесно по смыслу сливающиеся с глаголом: Старик сидел опустив голову . (Здесь важно не то, что старик сидел, а что он сидел с опущенной головой.)

    IV. Закрепление. Анализ предложений.

    – Поработаем над закреплением теоретических знаний.

    Задание 1 . Прочитайте записанное на доске предложение. Запишите, расставив знаки препинания, объясните свой выбор.

    (Это предложение соответствует схеме: . Прямая речь стоит после слов автора, поэтому перед прямой речью ставим двоеточие, саму прямую речь заключаем в кавычки.
    Слова автора осложнены одиночным деепричастием, оно обособляется, так как сохранило значение глагольности и выступает в функции второстепенного сказуемого, указывая на время действия.
    Деепричастие отделяется от союза и запятой, так как союз и соединяют два однородных сказуемых.)

    Задание 2 . Запишите предложение под диктовку учителя, расставьте знаки препинания, графически объясните их расстановку.

    2)

    (Это сложносочиненное предложение, запятая перед союзом и отделяет одно простое предложение от другого: = –, и – =. Простые предложения в составе ССП осложнены деепричастными оборотами, мы их обособим, так как обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому.)

    Задание 3 . Приготовьтесь к работе с зелеными карточками (на каждой небольшой карточке написано одно слово, все вместе они составляют одно предложение). Разрозненные слова расположите в соответствии с указанными мною частями речи, чтобы получилась определенная фраза. Если в предложении несколько слов относятся к одной и той же части речи, то я буду указывать дополнительную категорию (падеж, число, род, вид и т.д.). Итак, приготовьтесь «собрать» предложения.

    – Прочитайте предложение, которое у вас получилось. Запишите его в тетрадь, расставьте знаки препинания, объясните графически, затем и устно их расстановку. (Деепричастный оборот раскинув ветви отделяется от союзного слова что запятой, так как деепричастный оборот можно отделить от союзного слова и переставить в другое место.)

    Задание 4 . У каждого из вас на партах лежат карточки больших размеров (альбомный лист, на одной стороне которого написано предложение, на другой нарисована иллюстрация – пейзаж). Прочитайте записанные на них предложения. Дайте им характеристику, расставьте знаки препинания. Приготовьтесь к выступлению (защите своей работы) перед классом.

    (Это предложение со словами автора и прямой речью. Прямая речь состоит из двух простых предложений, между ними ставим запятую. Слова автора осложнены обособленным деепричастным оборотом скинув шапки и обособленными однородными деепричастиями молясь и вздыхая .)

    (Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой (такой деепричастный оборот можно переставить в другое место предложения).
    Не выделяются запятыми фразеологические обороты, в состав которых входят деепричастия (не смыкая глаз, затаив дыхание, скрепя сердце и т.п.).

    IVа. Предложения для анализа (дополнительный материал)

    5) Чахнет старая церквушка,
    В облака закинув крест.

    6) Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.

    7) Черемуха душистая,
    Развесившись, стоит,
    А зелень золотистая
    На солнышке горит.

    8) Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
    Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

    9) И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
    Утонул в сугробе, приморозил ногу.

    10) На рассвете он завтра промчится,
    Шапку-месяц пригнув под кустом,
    И игриво взмахнет кобылица
    Над равниною красным хвостом.

    11) Пишут мне, что ты, тая тревогу,
    Загрустила шибко обо мне...

    12) Обняв трубу, сверкает по повети
    Зола зеленая из розовой печи.

    13) И над миром с незримой лестницы,
    Оглашая поля и луг,
    Проклевавшись из сердца месяца,
    Кукарекнув, взлетит петух.

    14) Отвернув к другому ближе плечи
    И немного наклонившись вниз,
    Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!».

    15) И, спокойно вызов принимая,
    Вижу я, что мне одно и то ж –
    Чтить метель за синий цветень мая,
    Звать любовью чувственную дрожь.

    16) Водит старая мельница ухом,
    Навострив мукомольный нюх.

    17) И с тобой целуюсь по привычке,
    Потому что многих целовал,
    И, как будто зажигая спички,
    Говорю любовные слова.

    18) Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать...

    19) Видели ли вы,
    Как бежит по степям,
    В туманах озерных кроясь,
    Железной ноздрей храпя,
    На лапах чугунный поезд?

    20) Остался в прошлом я одной ногою,
    Стремясь догнать стальную рать,
    Скольжу и падаю другою.

    21) И золотеющая осень,
    В березах убавляя сок,
    За всех, кого любил и бросил,
    Листвою плачет на песок.

    22) Но и все ж, теснимый и гонимый,
    Я, смотря с улыбкой на зарю,
    На земле, мне близкой и любимой,
    Эту жизнь за все благодарю.

    23) А заря, лениво
    Обходя кругом,
    Обсыпает ветки
    Новым серебром.

    24) До вечера она их ласкала,
    Причесывая языком,
    И струился снежок подталый
    Под теплым ее животом.

    25) В синюю высь звонко
    Глядела она, скуля,
    А месяц скользил тонкий
    И скрылся за холм в полях.

    26) И нежно охает ячменная солома,
    Свисая с губ кивающих коров.

    27) Неуютная жидкая лунность,
    И тоска бесконечных равнин, –
    Вот что видел я в резвую юность,
    Что, любя, проклинал не один.

    28) И, внимая моторному лаю
    В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
    Ни за что я теперь не желаю
    Слушать песню тележных колес.

    29) Хорошо лежать в траве зеленой
    И, впиваясь в призрачную гладь,
    Чей-то взгляд, ревнивый и влюбленный,
    На себе, уставшем, вспоминать.

    V. Обобщение. Выводы.

    – Посмотрите записанные в тетрадях предложения. Строки какого поэта звучали сегодня на уроке? (Записанные предложения – поэтические строки С.А. Есенина.)
    – Как вы думаете, почему Есенин часто использует в своих стихотворениях деепричастия и деепричастные обороты? Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи? (Деепричастный оборот – сжатая, лаконичная и очень выразительная форма. С.А. Есенин часто использует в своих стихотворениях деепричастия и деепричастные обороты, так как они позволяют «дорисовывать» движение, сделать поэтическую речь выразительной, динамичной. Природа в лирике поэта одушевлена, он использует прием метаморфизма. В сравнении с придаточными обстоятельственными деепричастный оборот более сжат, хотя придает высказыванию книжный характер.)
    – Прочитайте следующие предложения. Определите способ выражения обособленных обстоятельств:

    А. Деепричастный оборот.
    Б. Одиночное деепричастие.
    В. Имя существительное с предлогом.

    1. В синюю высь звонко
    Глядела она, скуля,
    А месяц скользнул тонкий
    И скрылся за холм в полях.

    (С.Есенин)

    2. Стеля стихов злаченые рогожи,
    Мне хочется вам нежное сказать.

    (С.Есенин)

    3. Кроме книг, здесь был лишь письменный стол.

    – Мы немало сегодня написали и прочитали поэтических строк С.А. Есенина, в которых встречали деепричастия и деепричастные обороты. А почему мы не встретились с синтаксическими конструкциями с обособленными обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами? (Такие синтаксические конструкции характерны для научного и официально-делового стиля, придают речи канцелярский оттенок.)

    VI. Выполнение заданий:

    Задание 1 . Посмотрите еще раз записанные в тетрадях поэтические строки С.А. Есенина, найдите деепричастия, выпишите их в отдельную строчку и разберите их по составу.

    Задание 2 . Назовите морфологические признаки деепричастия молясь .

    Задание 3 . Назовите и охарактеризуйте звуки, которые обозначают указанные учителем буквы:

    Задание 4 . Составьте и запишите предложения с данными оборотами, дополнив их при необходимости (описаниями природы, сравнениями).

    VII. Стилистика предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.

    – Прочитайте следующие предложения. Укажите характер ошибки.

    1) Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша .
    2) Подходя к лесу, мне стало холодно .

    Деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения, он может стоять в его начале, в середине, в конце. Это положение не соблюдено в первом предложении. В нем речь идет о двух действующих предметах в грамматическом значении этого слова: о пассажире (он спрыгнул с трамвая) и о калоше (она слетела), причем действие пассажира не относится к подлежащему.

    – Как можно исправить данное предложение?
    (Действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, должны быть произведены одним и тем же объектом речи, иначе это приводит к грамматическим ошибкам.)

    Прочитайте второе предложение. В нем тоже допущена ошибка. Если главное предложение является безличным, деепричастный оборот может употребляться только в том случае, если сказуемое выражено инфинитивом. Например: Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель свободной минуты .

    Подобные ошибки часто встречаются в речи. Понаблюдайте за речью других людей – это поможет вам самим избежать ошибок.

    И еще советую познакомиться с книгой И.Б. Голуб и Д.Э. Розенталя «Занимательная стилистика», которая в занимательной и доступной форме расскажет о «секретах» использования слов, их сочетаемости, о правилах и тонкостях употребления грамматических форм и гибких синтаксических конструкций. Знакомство с материалами этой книги расширит ваши знания в области русского языка и поможет вам повысить свою речевую культуру.

    VIII. Оценки.

    IX. Домашнее задание.

    На следующем уроке мы выделим время для анализа предложений с обособленными и необособленными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями, будем вести разговор о конструкциях с предложными сочетаниями несмотря на, в случае ... и др. Будем работать с правилом «Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами». Поэтому дома необходимо повторить соответствующий теоретический материал:

    1) «Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами».
    2) «Правописание производных предлогов».
    3) Упр. 387 (Розенталь Д.Э . Русский язык. 10–11-е кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1995).

    Индивидуальное задание. Пользуясь «Фразеологическим словарем русского языка», составьте тематический словарь «Деепричастные обороты в составе фразеологизмов». Подготовьтесь к выступлению.

    Литература

    1. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника) / Под. ред. Д.Э. Розенталя. М.: Сов. энциклопедия, 1972.

    2. Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А . Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / Под ред. В.В. Иванова. М.: Просвещение, 1983.

    3. Словарь русского языка в 4 томах. / Академия наук СССР. Институт языкознания. М.: Гос. изд-во иностр. и национ. словарей, 1957.

    4. Есенин С.А. Избранное / Сост., предисл. и примеч. Ю.Л. Прокушева. М.: Просвещение, 1986.

    5. Макурина Л.В. Русский язык. 11-й класс. Урок за уроком: Книга для учителя. М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. С. 38–42.

    6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Книга для учащихся 8–10-х классов. М.: Просвещение, 1988.

    7. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. 10–11-е классы: Методическое пособие. СПб.: Паритет, 2002. С. 45–48.

    Что такое Обособленные обстоятельства?


    Обособленные обстоятельства – это Выделенные интонационно и пунктуационно члены предложения, выступающие в функции различных обстоятельств. Морфологически они выражаются; а) деепричастиями или деепричастными оборотами; б) предложно-падежными формами имен существительных: в) наречиями.

    1. Обособленный член предложения, выраженный деепричастием (деепричастным оборотом), нередко выступает в роли второстепенного сказуемого. Недалеко заухал филин, и Ласка, вздрогнув, стала прислушиваться (Л. Толстой) (ср.: ...Ласка вздрогнула и стала прислушиваться). В других случаях дополнительно выражаются различного рода обстоятельственные значения (См. деепричастие). Тогда Кузьма Кузьмин, достав из кармана свежий огарок, зажег его и сел рядом с Дашей (А. Н.Толстой) (значение времени, присоединенное к значению добавочного действия). Муромский, соблазнясь хорошею погодою, велел оседлать куцую свою кобылу (Пушкин) (значение причины). Чертопханов, не останавливаясь и не оглядываясь, шел большими шагами (Т у р г е-н е в) (значение образа действия). Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? (Горький) (значение условия). Иван Кузьмин, уважая свою супругу, ни за что на свете не открыл бы ей тайны, вверенной ему по службе (Пушкин) (значение уступления). Наличие этих дополнительных оттенков значения между действием, выраженным глаголом-сказуемым, и действием, выраженным деепричастием, дает основание видеть в деепричастии, применительно к конкретным случаям, не только второстепенное сказуемое, но и различные обстоятельственные слова, тем самым - включать обособление деепричастий и деепричастных оборотов в категорию обособленных второстепенных членов предложения.

    2. Обособление обстоятельств, выраженных предложно-падежными формами имен существительных, имеет факультативный характер: оно зависит от смысловой нагрузки обособляемого члена (сочетания в нем нескольких обстоятельственных значений), ослабленной синтаксической связи с глаголом-сказуемым, стилистических задач и т. д. Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал (Л. Толстой) (к значению времени присоединяется значение причины: ушел и плакал не только после того, как получил отказ, но и потому, что его получил). С приближением неприятеля к Москве, взгляд москвичей на свое положение не только не сделался серьезнее, но, напротив, еще легкомысленнее (Л. Т о л с т о и) (к значению времени присоединяется значение уступления:

    указывается не только когда происходило отмечаемое явление, но и вопреки чему). В других случаях падежные формы имен существительных обычно обособляются, если в состав конструкции входят предлоги или предложные сочетания: ввиду, вследствие, благодаря, по причине, вопреки, несмотря на, при условии, в случае и т. п. Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции (Ч е х о в). В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно (Куприн). Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей (Тургенев). На берегу, несмотря на сумерки, можно было разглядеть красные рубахи (К о-р о л е н к о). Ехали днем, во избежание всяких дорожных случайностей (Пришвин).

    3. Реже обособляются обстоятельства, выраженные наречиями и носящие характер попутного замечания. Музыка, по-прежнему, долетала до нас (Т у р г е-н е в). Миша опустил книгу и, не сразу, тихо встал (Горький). У калитки, весною, всегда останавливается разносчик. Егорка с тирольскими пирожками (Куприн). На другой день к вечеру, рысцой, прибежал Алексей (Солоухин).

    Обособляются

    Не обособляются

    1. Деепричастия с зависимыми словами, а также два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу: 1) Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкостисвоей. (Л.); 2) Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако, золотит края его. (Нов.-Пр.); 3) От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки. (Л.)

    1. Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, ставшие дельными выражениями (обычно они стоят после глагола, к которому относятся: спустя рукава, засучив рукава, сломя голову, не переводя дыхания и т. п.): 1) Мальчик бежалсломя голову (очень быстро); 2) Будем работать засучив рукава (дружно, упорно). Но: Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки.

    2. Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола): 1) Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега. (Пол.); 2) Грохот, не умолкая, катится дальше. (С.-М.); 3) Степь побурела и задымилась, подсыхая. (В. Ш.)

    2. Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа действия (обычно они стоят после глагола): 1) Яков шёл не торопясь (медленно). (М. Г.);

    2) О прогулке он рассказывал смеясь (весело).

    3. Деепричастия с зависимыми словами, по смыслу тесно сливающиеся с глаголом: Старик сидел опустив голову. Здесь важно не то, что старик сидел, а что он сидел с опущенной головой.

    4. Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастия: Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь.

    Деепричастия и деепричастные обороты, соединённые между собой союзом и, как и прочие однородные члены, запятой друг от друга не отделяются: Я оглянулся. На опушке леса. приложив одно ухо и приподняв другое, перепрыгивал заяц. (Л. Т.)

    Во всех остальных случаях деепричастия и деепричастные обороты отделяются запятой от предшествующего им или следующего за ними союза и: 1) Батареи медным строем скачут и гремят, и. дымясь, как перед боем, фитили горят. (Л.) 2) «Орёл* наконец пошёл, развив ход, и, догнал эскадру, занял своё место в строю. (Нов.-Пр.)

    Обособление обстоятельств, выраженных существительными

    1. Обстоятельства уступки, выраженные существительными с предлогом несмотря на , обособляются: 1) Несмотря на разницу характеров и кажущуюся суровость Артёма , братья крепко любили друг друга. (Н. О.); 2) На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев , Дарья Александровна собралась ехать. (Л. Т.); 3) День был жаркий, светлый, лучезарный день, несмотря на перепадавшие дождики . (Т.)

    2. Обособление других обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, не является обязательным. Обособление зависит от намерений и целей автора, а также распространённости или нераспространённости обстоятельств и места их в предложении. Более распространённые обстоятельства обособляются чаще, чем менее распространённые; обстоятельства, стоящие в начале или середине предложения (до сказуемого), обособляются чаще, чем стоящие в конце предложения: За неимением комнаты для приезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. (Л.) Но: Он не пошёл в кино за неимением времени . Обособленные таким образом обстоятельства по смыслу приближаются к придаточным предложениям.

    Чаще всего происходит обособление следующих обстоятельств: 1) обстоятельств причины с предлогами благодаря, согласно, ввиду, вследствие или с предложными сочетаниями по причине, по случаю, за неимением, в силу и др.: Я поехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи , не мог за мной следовать. (Л.); 2) обстоятельств условия с предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, при условии и др.: Гонки на яхтах, при наличии благоприятной погоды , состоятся в ближайшее воскресенье; 3) обстоятельств уступки с предлогом вопреки: Стоянка наша в бухте Камранг, вопреки ожиданиям многих , затянулась. (Нов.-Пр.)

    Обособленные обстоятельства

    Вычлененные в составе предложения слова или группы слов, имеющие синтаксическую функцию обстоятельства.

    Обособление обстоятельств определяется:

    1) общими условиями;

    2) частными

    3) дополнительными условиями, с учетом которых выделяются три группы обособленных обстоятельств:

    1) обособленные деепричастия , для которых обстоятельственная функция является основной. Взаимоотношения деепричастий с глаголом прогнозируют оттенки времени, условия, уступки, причины, цели. Деепричастие не утрачивает значение процесса, что является основой добавочного высказывания и условием обособления: Вернувшись домой, он застал всех в добром здравии . Деепричастия не обособляются в случае утраты значения действия: а) во фразеологических единицах, имеющих застывшую форму деепричастного оборота и обозначающих признак действия: Он не любит делать все спустя рукава . Мы сломя голову неслись в Магас ; б) не обособляются одиночные деепричастия со значением качественной характеристики действия, близкие к качественным наречиям: Мы шли не торопясь;

    2) распространенные обстоятельства со значениями причины , условия , уступки , времени обособляются при необычном расположении относительно определяемого слова: а) в позиции перед сказуемым; б) в начале или конце предложения; в) в случае дистантного расположения относительно главного члена: Она приняла решение и наконец , после многих хлопот, добилась желаемого результата . Ядром добавочного сообщения служит отвлеченное существительное хлопоты . Показателями обстоятельственных значений являются предлоги: а) причинные: от , из , за , из-за , ввиду , благодаря ; б) условные: при , в случае ; в) уступительные: вопреки , несмотря на ; г) временные: по , после ;

    3) уточняющие обстоятельства , выделенные на основе того, что одно обстоятельство уточняет другое и через его посредство поясняет господствующий член: Он начал работать над диссертацией вечером , в десятом часу. Только значение уточнения, реализуемое говорящим намеренно, обусловливает выделение. Без отношений уточнения возникает единая обстоятельственная группа.


    Термины и понятия лингвистики: Синтаксис: Словарь-справочник. - Назрань: ООО «Пилигрим» . Т.В. Жеребило . 2011 .

    Смотреть что такое "обособленные обстоятельства" в других словарях:

      обособленные обстоятельства - Вычлененные в составе предложения слова или группы слов, имеющие синтаксическую функцию обстоятельства. Обособление обстоятельств определяется: 1) общими условиями; 2) частными и 3) дополнительными условиями, с учетом которых выделяются три… …

      Обособленные обстоятельства

      Обособленные обстоятельства - 1. Деепричастный оборот, как правило, обособляется независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу сказуемому, например: Идя рядом с ним, она молчала, с любопытством и удивлением смотрела на него (Горький); Радость, вступая в один … Справочник по правописанию и стилистике

      обособленные обстоятельства - Выделенные интонационно и пунктуационно члены предложения, выступающие в функции различных обстоятельств. Морфологически они выражаются; а) деепричастиями или деепричастными оборотами; б) предложно падежными формами имен существительных: в)… … Словарь лингвистических терминов

      обособленные члены Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      Слова или группы слов, вычлененные в составе предложения в ритмико интонационном или смысловом аспекте, имеющие ослабленную синтаксическую связь с другими членами, выражающие добавочное сообщение по поводу одного из слов или всего предложения.… … Синтаксис: Словарь-справочник

    

    Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.