Славяне и германцы в свете антропологических данных. Древний семейный быт германцев и славян и его противоположные начала

Единого мнения о точной дате этнографического самоопределения славян и германцев у современных ученых нет: обозначить четкие временные границы зарождения того или иного этноса – непростая задача даже для специалистов.

«Послепотопная» версия

Гипотеза Нестора Летописца, изложенная им в «Повести временных лет», в частности, говорит о «распределении территорий» между племенами после Всемирного потопа. География распространения славян в изложении Нестора – северные и западные страны - их около двух десятков - а в числе новых обитателей – представители порядка полутора десятков племен: литвы, чуди, перьми, печеры, мери и многих других.

Если сопоставить версию Нестора Летописца о практически допотопном существовании славян с научными гипотезами о возможной дате Всемирного потопа на земле (от 5,5 тыс. лет до 8,1 тыс. лет до н. э.), то, конечно, славяне этнографически будут постарше германцев.

Гипотеза Иордана

В трудах готского историка Иордана славяне называются склавенами. Этот византийский исследователь VI века считал, что предками их были венеты – именно из них славяне выделились в самостоятельный этнос. По этой версии, этнографическое самоопределение славян начало происходить в V-VI веках. А к XIII веку из полутора десятка восточнославянских племен сформировалась древнерусская народность.

Их открыл Юлий Цезарь

Впервые германцев как этнос признали римляне в I веке до н. э. благодаря завоеваниям великого полководца Юлия Цезаря, который, завладев Галлией, вышел к Рейну и там сражался с германцами. Постепенно продвигаясь по германским землям, в том же I веке римляне получили возможность наблюдать и впоследствии описывать географию расселения германских племен и особенности их жизни.

Однако о германцах упоминал еще во времена Александра Македонского (IV до н. э.) греческий мореплаватель Пифей, путешествовавший у берегов Средиземноморья. Соответственно, эти племена образовались еще раньше.

Существовали ли германцы вообще

В древности непросто было идентифицировать принадлежность к тому или иному племени. Римляне, к примеру, относили к германцам всех, кто не был похож на кельтов (галлов) или кочевников-сарматов. Древнеримский историк Тацит и вовсе причислял к германцам венетов по той простой причине, что те внешне смахивают на сарматов еще меньше. Он в этой связи выступил никудышным этнографом.

Вследствие этой этнографической путаницы ученые не раз задавали себе вопрос, а существовали ли вообще германцы как этнос? Однако установлено, что германцев от кельтов-галлов, тех, с кем в основном их путали, отличали определенные гаплогруппы: R1b-U106, I1a и R1a-Z284. Они встречаются в Ютландии и на юге Скандинавии – это ареал возникновения германского этноса.

Необходимо добавить, что славяне и германцы не жили обособленно друг от друга. Активно смешиваться между собой они начали особенно в IV- V веках - в это время славяне присоединились к германцам в походе на Западную Римскую империю.

Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега Цветков Сергей Эдуардович

Славяне и германцы

Славяне и германцы

Германцы, подобно славянам, поздно выделились этнографически в глазах античных людей из окружающей массы варварских племен. Собственно говоря, их существование как самостоятельного этноса, отдельного от кельтов, впервые письменно зафиксировал Посидоний (135-51 гг. до н. э.). В середине I в. до н. э. авторитет Цезаря ввел этноним «германцы» в литературную традицию, а спустя столетие обстоятельное этнографическое описание «Германии» сделал Тацит.

Достоверные археологические свидетельства о германцах не уходят глубже VII в. до н. э. (ясторфская культура на территории Ютландии и прилегающих к ней земель). В этническом отношении германцы, как показывают последние генетические исследования, обнаруживают весьма значительное смешение с доиндоевропейским населением Центральной и Северной Европы. Примерно в III в. до н. э. часть ясторфских племен продвинулась на правобережье Одера и дальше на восток, где, видимо, ассимилировала часть венетского населения. В результате этого смешения сформировалась специфическая ветвь восточных германцев, представленная готами и другими германоязычными племенами, позднее переселившимися в Северное Причерноморье.

Народное собрание у германцев

Во времена Цезаря большинство германских племен еще не перешло к полной оседлости, важную роль у них играло скотоводство. Земля всецело принадлежала общине, а земледелие было примитивным. Кое-как взрыхлив землю и собрав скудный урожай, племя на следующий год переходило с этой территории на новый участок. «Записки о Галльской войне» Цезаря свидетельствуют, что германцы питались в основном не хлебом, а молоком, сыром и мясом. Племенные вожди играли выдающуюся роль только во время войны.

Но столетие римского соседства не прошло даром, и в «Германии» Тацита германские племена в массе своей предстают уже оседлыми, живущими в поселениях, деревнях, на хуторах. Земледелие становится основным занятием, германцы старательно расчищают пустоши, вырубают леса. У них имеются тяжелый плуг и неплохие познания в кузнечном, гончарном и ткацком ремесле. Родовая знать старается присвоить лучшие земли и использует труд большого числа рабов.

Тем не менее родовой быт по-прежнему пронизывал всю общественную жизнь германцев. На войне родичи сражались плечом к плечу. Родовая месть была узаконена обычаем, уклонение от нее считалось позорным. На племенных собраниях заключались браки, происходили инициации молодежи, разбирались судебные дела.

Древнегерманские племена не имели собственного общего для всех самоназвания. «Германцы» - это не что иное, как псевдоэтноним. Первоначально германцами галлы называли одно из зарейнских племен и познакомили с этим названием римлян, которые перенесли его на все народы, обитавшие между Рейном и низовьями Дуная - таковы были границы античной Германии. Иначе говоря, для римских писателей германцами были все, кто не походил на кельтов (галлов) и ираноязычных кочевников (сарматов). Поэтому в германцы были поверстаны и многие славянские племена.

Причислению славян к германцам в немалой степени способствовало то обстоятельство, что те и другие зачастую вступали в военно-политические союзы. По словам Тацита, германские (то есть вообще варварские) племенные дружины постоянно пополнялись воинами из соседних племен. «Если племя, - пишет он, - в котором они родились, закосневает в длительном мире и праздности, множество знатных юношей отправляется к племенам, вовлеченным в какую-нибудь войну…» Подобно германцам, славяне (у Тацита - венеды) отнюдь не отличались миролюбием. Тацит свидетельствует, что они «многое усвоили из их (германских. - С. Ц.) нравов, ведь они обходят разбойничьими шайками все леса и горы между певкинами и феннами», то есть земли между Дунаем и Восточной Прибалтикой.

Как явствует из слов историка, германские воины часто примыкали к славянам в их военных набегах на соседние земли. Любое варварское войско состояло в то время из двух частей: княжеской дружины и племенного ополчения. Главными доблестями дружинника считались преданность вождю и личная храбрость. По сути, это были профессиональные военные, каких в каждом племени было не так уж много. Поэтому дружинники зачастую набирались среди соседних племен, и бывало, что инородцы преобладали численно в дружине над сородичами князя. Германцы славились как отважные воины (Цезарь писал, что галлы настолько боялись своих восточных соседей, что не могли бестрепетно выносить даже одного их «острого взора»), и не вызывает сомнений, что они были широко представлены в дружинах славянских князей. Очевидно, их присутствие в славянских войсках, да еще в непосредственной близости к вождям, играло не последнюю роль в отождествлении германцев и славян в римской традиции, облегчая для последней головоломную классификацию бесчисленных варварских племен, появлявшихся возле римского лимеса примерно из одного и того же географического пространства. Мы уже знаем, как легко тогда было попасть в скифы; точно так же обстояло дело и с германцами. С другой стороны, германские дружины, разумеется, могли пополняться за счет славянских воинов.

Германский воин

Затем примем во внимание, что славяне (венеды), по выражению Тацита, «обезображивали» себя смешанными браками. Это значит, что славянские мужчины брали себе в жены германских женщин: «обезображивали» себя - то есть именно женились, а не выдавали замуж своих дочерей. Дети от таких смешанных браков, разумеется, вырастали славянами по языку и культуре; но по распространенному у всех варваров обычаю детям, родившимся от иноплеменных матерей, давали имена из именника того народа, к которому принадлежала их мать. Это важно помнить, сталкиваясь с обилием германских имен в античных и раннесредневековых источниках.

Смешение славян и германцев приобрело особый размах в эпоху Великого переселения народов, когда значительная часть славянских племен покинула висло-одерские земли, чтобы принять участие в германском штурме Гесперии - Западной Римской империи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Римская империя. Величие и падение Вечного города автора Азимов Айзек

Германцы На севере европейской части владений Империи была совершенно другая ситуация. Там не было ни необжитых пустынь, ни более или менее цивилизованных земель с их коренными жителями, с которыми можно было бы заключить мир, долгий или короткий. Вместо этого там

Из книги Королевство вандалов [Взлет и падение] автора Диснер Ганс-Иоахим

Германцы с I в. н. э. Готы в устье Вислы (затем между Дунаем и Доном)378 Битва при Адрианополе410 Завоевание Рима вестготами (Аларих)с 418 Возникновение королевства вестготов с центром в Тулузе439 Независимость вестготского королевства451 Победа над гуннами на Каталаунских полях

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги Варвары против Рима автора Джонс Терри

ГЕРМАНЦЫ Одним из любимых развлечений германских варваров было некое подобие танца с саблями, более похожее на реальный бой. В танце использовались мечи и копья, и был шанс доплясаться до смерти в буквальном смысле этого слова. Возможно, зрители держали мечи на разной

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Германцы в середине I в. до н Германские племена к началу нашей эры населяли территорию, отграниченную Рейном па западе и Вислой на востоке, Альпами и Дунаем на юге, Северным и Балтийским морями на севере. Они жили также в южной части Скандинавского полуострова. В бассейне

Из книги Падение Запада. Медленная смерть Римской империи автора Голдсуорти Адриан

Германцы Юлий Цезарь утверждал, что по Рейну проходит граница между местами обитания галлов и германцев; река оказалась удобной чертой, проведенной самой природой, за которой он более не завоевывал земель. Бесчисленные, агрессивные и весьма многочисленные германцы

Из книги Огнестрельное оружие XIX-XX веков [От митральезы до «Большой Берты»] автора Коггинс Джек

ГЕРМАНЦЫ

Из книги История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века автора

Из книги История боевого фехтования автора Тараторин Валентин Вадимович

12. ГЕРМАНЦЫ О войнах римлян с германцами известно довольно много. Эти народы Рим так и не смог покорить и романизовать, в отличие от галлов и иберов. Именно германцы сказали последнее слово в разгроме Римской империи. Общее название этих племен впервые упоминается у

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Рим и германцы в IV в. В самом начале IV в. энергичные меры переустроенной в административном и военном отношении Римской империи (тетрархия) удалось очередной раз усмирить варварский мир. Римляне не отказались от контроля над германцами, но ввели новые элементы в систему

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Германцы Германцы были ближайшими соседями кельтов, поэтому античные авторы долгое время их отождествляли. Первоначальным местожительством германцев были Южная Скандинавия, Ютландия и побережье Балтийского и Северного морей между Везером и Одером. Постепенно

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура автора Тодд Малькольм

ГЕРМАНЦЫ И РИМ Отношения между германцами и Римом складывались отнюдь не в историю бесконечных конфликтов и разрушений. Германцы и римляне встречались не только на поле боя. Уже на самых ранних этапах строительства своей империи римляне поняли, что иметь в соседях

Из книги История Древнего Мира автора Гладилин (Светлаяръ) Евгений

Германцы Сейчас мало кого удивляет многочисленные названия этого племени: дойчманы, немцы, алеманы, боши, каты и т.д. В период разнузданного гитлеровского фашизма стало укореняться название «арийцы». Сами себя они называют дойчманами, свою страну Bundesrespublik Deutschland. Сейчас

Из книги Варвары и Рим. Крушение империи автора Бьюри Джон Багнелл

Западные германцы и восточные германцы Во 2-м тысячелетии до н. э. германские народы жили в Южной Скандинавии, Дании и на прилегающих к ним землях между Эльбой и Одером. К востоку от них за Одером жили балты или летты - сегодня они представлены литовцами и латышами. Земли к

Из книги История времен римских императоров от Августа до Константина. Том 2. автора Крист Карл

Германцы в 3 в.н.э. Коренные изменения на соседних территориях по ту сторону римской границы на Рейне и Дунае в 3 в.н.э. становятся явными уже по названиям важнейших германских противников Империи. Вместо известных по тацитовскому описанию этнических единиц на первый план

Из книги История военного искусства автора Дельбрюк Ганс

Том 2. ГЕРМАНЦЫ. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ Это третье издание отличается от второго издания, появившегося в 1909 г., лишь рядом небольших добавлений и исправлений, как, например, в отделе об организации военного дела у вестготов. Моя концепция в общем осталась

Изначально «варварами» (от греч. barbaros – непонятно болтающий) эллины и римляне именовали представителей всех других племен и народов, говоривших на непонятных, неблагозвучных языках и чуждых «настоящей», античной культуры. Даже римляне иногда называли себя варваврами, пока греческая культура не укоренилась в их среде. От слов «варвар» и «варварство» возникло пренебрежительное обозначение грубого, некультурного человека. В эпоху античности варварами именовались народы, обитавшие вне сферы влияния греко-римской цивилизации: киммерийцы, скифы, сарматы, авары, аланы, гунны. Варварами считались также находившиеся на более низкой ступени развития кельты, галлы, германцы, славяне и др. племена, обитавшие на севере и востоке Европы, еще не приобщившиеся к античной культуре и часто вторгавшиеся в пределы античного мира. Римляне, проводившие обширную колонизаторскую политику, считали, что те народы, которые принимали их порядки и античную культуру, оказывались в составе Римской империи на правах ее провинций, как бы переставали быть «варварами» и становились «цивилизованными людьми».

Уже в первые века своего существования Римская держава вступила в соприкосновение с племенами кельтов (римляне называли их галлами), обитавших на территориях современных Франции, Швейцарии, Бельгии и Нидерландов. С римлянами галлы то торговали, продавая выплавляемое ими железо хорошего качества, то воевали. В V в. до н.э. галлы неоднократно вторгались на Апеннинский полуостров, а в начале IV в. до н.э. взяли Рим и разграбили его. Со II в. до н.э. римляне начали серию войн с галлами, завершившихся в 58-51 гг. до н.э. победоносным Галльским походом Ю.Цезаря. Галлия стала римской провинцией. На исходе II в. до н.э. у Рима появился новый противник – германские племена. Строго говоря, собственно германцами в начале христианской эры были этнические общности «Верхняя Германия» и «Нижняя Германия», размещавшиеся на правом берегу Рейна. Но римские политики и интеллектуалы эпохи империи, особо не мудрствуя, распространяли понятие «германцы» на все варварские племена, обитавшие восточнее Рейна и севернее Дуная (Истра) на территории современных Германии, Австрии и частично Швейцарии.

Много неясностей вызывает употребление античными авторами понятия «венеды», «венеты», «винды» - древнего самоназвания предков современных западных славян – поляков, чехов, словаков, моравов. Еще Геродот в V в. до н.э. писал о племенах энетов (венетов), от которых в Грецию привозили янтарь с Балтийского моря; специалисты установили, что эллины пользовались именно этим янтарем. Согласно Плинию Старшему (I в.) венеды обитали на юго-восточном побережье Балтийского моря восточнее Вистулы (Вислы). Одновременно К.Тацит на основании имевшихся у него сведений о том, что венеды «ставят дома», «употребляют щиты» и «охотно передвигаются пешком» счел, что они отличались от уже известных римлянам кочевников-сарматов, «живущих в повозке и на коне». Веком позднее К.Птолемей считал венедов самостоятельным этносом, называл южное побережье Балтийского море Венедским заливом Сарматского океана (которым считалось само это море), Карпаты - Венедскими горами, а сарматов - соседями венедов. Т.е. географические и этнологические познания римской политической и интеллектуальной элиты эпохи империи не отличались точностью. Здесь просто не было такого понятия как «словене», «славяне», «славины», не говоря уже о фактически начавшемся их разделении на западных, восточных и южных. Более практичными оказались сами германцы и славяне. Они, опираясь на сохранившиеся фрагментарные знания вождей и жрецов о прошлом своих этносов, в процессе взаимного общения обнаружили сходство своих языков, корни которого уходили в когда-то общий праиндоевропейский или «гиперборейский» язык. В начале нашей эры эти языки вряд ли имели больше расхождений, чем древнерусский язык Афанасия Никитина и индийский санскрит конца XV в. Немецкие историки и языковеды для лучшего понимания этой лингвистической ситуации еще в 1950-е гг. ввели в научный оборот термин «древнеевропейский язык».



К началу н.э. геополитическая структура Европы значительно усложнилась и включала в себя Римскую империю на юге и западе континента по линии рек Рейна и Дуная, часть Британии и многочисленные (по римско-византийской терминологии) «варварские племена» на севере и востоке Европы. Это индоевропейцы – германцы и славяне, а также восточные кочевники - сарматы, алланы, авары гунны и др., вторгавшиеся в Европу из глубин Азии. В конце IV в. Римская империя разделилась на две: Западную со столицей в Риме и Восточную (Византийскую) со столицей в Константинополе.



Эта структура была взорвана в IV в. «Великим перселением народов» (ВПН) – массовой этнической экспансией «варварских племен» с севера на юг и с востока на запад в пределы Римской империи. Главной причиной ВПН стал усилившийся процесс разложения родоплеменного строя у «варваров», сопровождавшийся образованием больших племенных союзов, ростом дружин и власти военных вождей, жаждавших добычи, богатства, новых земель. Потребность в новых землях вызывалась экстенсивным характером земледелия у этих племен. Быстрый рост их численности вызывал перенаселение, усиливал давление одних племен на другие. С другой стороны, богатство, более благоприятные природно-климатические условия и культурная жизнь античного мира производили сильное впечатление на «варваров», особенно на их элиту. В Западной Европе в ВПН участвовали преимущественно германские племена, а в Восточной и Юго-Восточной Европе – преимущественно славянские. В результате очертания политической карты Европы претерпели коренные изменения.

Развитие стран Запада существенно ускорило богатое культурно-ци-вилизационное наследие античного мира. Некоторые германские племена и племенные союзы уже в начале н.э. вступили в непосредственный контакт с Римом по линии рек Рейна и Дуная, стали провинциями империи и значительно опередили в своем развитии родственные периферийные германские племена остготов, гепидов, вандалов, семнонов, не говоря о скандинавах и славянах. Часть германцев уже в III-IV вв. имели более развитое земледелие, скотоводство и ремесла. Их родовые общины постепенно превращались в соседские, территориальные общины – «марки», а земледельцы-общинники становились самостоятельными хозяевами своих земель, которые они могли продавать, покупать, дарить, завещать. Т.е. социально-экономический строй поздней Римской империи, базировавшейся на частной собственности на землю и строй некоторых германских племен уже в какой-то мере сочетались между собой. Знать германских племен, особенно тех, которые непосредственно граничили с империей, все ближе контактировали с римской элитой и ее культурой, нередко поступали на правах федератов на сужбу Риму. Из германцев-федератов формировались римские легионы. Бывали случаи, когда германцы, служившие Риму в качестве федератов, воевали с другими германскими племенами и союзами племен, также находившимися на стадии разложения первобытного общества. Именно рабы-германцы открыли в 410 г. ворота Рима своим (хотя и не близким) соплеменникам, вестготам Алариха.

С начала V в. некоторые союзы германских племен - федератов империи стали создавать свои «варварские королевства». Первым из них стало королевство германских племен вестготов (визиготов) в Южной Галлии с центром в Толозе (совр. Тулуза). Примерно одновременно племена вандалов (среди них, возможно, были славяне), пытались создать свое государство на Пиренейском полуострове под назваием «Вандалузия» (совр. провинция Андалузия в Испании). Но под давленим других германских племен переправились через Гибралтар в Северную Африку и на месте Карфагена образовали «вандальское королевство». Захватив острова Средиземноморья, вандалы стали нападать на побережье Италии. В 455 г. они захватили Рим и подвергли его страшному опустошению. Это варварское уничтожение памятников материальной и духовной культуры вошло в историю под названием «вандализм». Свое государство в Галлии с центром в Лионе основали германские племена бургундов. Римские власти утрачивали контроль над все большими территориями, хотя формально бургунды, вестготы, франки и др. германцы считались федератами, союзниками империи. С середины V в. германские племена англов, саксов, ютов, населявших побережье Северного моря и частично Балтийского моря, стали совершать грабительские морские рейды на Британские острова, уже давно оставленные Римом, и основали здесь несколько своих королевств – Кент, Уэссекс, Восточную Англию, Нортумбию и др.

С падением в 476 г Западной Римской империи политическая карта Западной Европы была основательно перекроена. На руинах империи возникли новые государственные образования со значительно изменившимся этническим составом населения. После свержения Ромула Августула предводитель германских наемников в императорской охране, славянин Одоакр не стал принимать титула римского императора, а был провозглашен конунгом (королем), как то было принято в других «варварских государствах». Единых законов в этих королевствах» не было. Местное население жило по римским законам, а германцы – на основе собственных древних, не зафиксированных в письменном виде, обычаев. Большинство римских городов пришли в упадок; некоторая их часть сохранилась лишь в Италии, Испании и на юге Франции. Германцы постепенно принимали христианство, пользовавшееся нараставшим влиянием на них. Начинался новый период в развитии всемирной истории – эпоха Средневековья.

Картина завершения истории Древнего мира немыслима без истории русов/росов (словен, славян, славинов) и венедов - будущих западных славян. Славяне со времен расселения потомков гиперборейцев с Южного Урала по Евразии и начала формирования индоевропейской этнолингвистической общности имели уже очень продолжительную историю. В ходе длительных миграций русы (славяне) и венеды (венеты) нередко давали свои имена не только гидронимам, но и этносам (племенам). Так с середины II тыс. до н. э. на севере Адриатики обитали племена иллирийских венедов. Но вскоре они были завоеваны пришедшими с севера одноименными западнославянскими племенами венедов, исчезли как самостоятельный этнос и стали говорить на славянском языке. На Балканах, Апеннинах, в Малой Азии венеты и русы (славяне) появились еще во II – начале I тыс. до н.э. Особенно много русов (славян) осталось на Пеллопонесском полуострове. Вспомним, что часть венедов, оказавшихся на севере Малой Азии, приняли участие в Троянской войне в числе защитников Трои. После ее падения венеды вместе с троянцами перебрались на Апеннины, где соединились с ранее пришедшими туда русами (славянами). Археологи прослеживают ощутимое присутствие русов (славян) и венедов в культурных слоях конца II – начала I тыс. до н.э. и относящихся к ранним периодам истории античных цивилизаций.

В Средней и Северной Италии в VIII-I вв. до н.э. существовала весьма развитая Этрусская цивилизация. Из двенадцати ее городов один имел явно русское имя – Russеlae. На территории Этрурии открыты захоронения русов и венедов с очень схожими артефактами древнейшей русской и этрусской культур: различного рода украшения, ро-спись керамических изделий, оформление захоронений и терракотовых погребальных урн, частое использование свастики в качестве общепринятого среди индоевропейцев еще с глубочайшей древности сакрального символа движения, света, благополучия, гармонии, созидания, удачи, счастья. В этрусском языке были слова, которые и сегодня звучат чисто по-русски и не нуждаются в переводе: цена, пити, жар, уж, гусыня и др., или слова, в которых легко угадываются прототипы будущих слов современного русского языка: праздник - церемония, антенна – выступающая балка, узил – узел, турину – тур, бык и др.

Обратим внимание на археологические находки профессора В.А.Чу-динова на севере и в центре Италии. Рядом с этрусскими захоронениями находятся аналогичные по форме славянские захоронения. Надписи на славянских надгробиях и погребальных урнах, датируемые VII-VI вв. до н.э., выполнены на древнеславянском языке. Некоторые из них читаются совершенно отчетливо: ант, анты, корсиканцы, храм, храмина, саркофаг, рака, мощи, кожа, Кипр, Крит, Корсика и др. Добавим к этому, что на островах Венецианской лагуны, которые начали заселяться местными жителями и славянами уже с V в. до н.э., обнаружено несколько тысяч отчетливо выраженных славянских захоронений с надгробными надписями на древнеславянском языке. Объясняя это, некоторые отечественные авторы, не являющиеся профессиональными историками, но активно выступающие в интернете, делают выводы о том, что этруски – это русские, ставшие основателями Этрусской цивилизации, а будущие западные славяне - венеды - основатели Венеции. Без ответа, однако, остается вопрос: почему же в культуре славян последующих веков никак не прослеживается уникальное наследие этрусков в скульптуре и архитектуре? Что касается Венеции, то известно, что она была основана в начале IX в. и получила свое название в память именно об адриатических венедах, издревле живших на этой земле, но позднее ассимилированных венедо-славянами.

Наиболее существенным является то, что наши далекие предки уже в I тыс. до н.э. писали по-славянски, т.е. обозначали отдельные звуки, слова, понятия ограниченным количеством (более сотни) гласных и согласных букв – фонем. Новая, более рациональная и практичная форма славянской письменности (в сравнении с преобладавшими в ту эпоху различными формами рунической или иероглифической письменности), рождалась примерно одновременно с аналогичной древнегреческой письменностью и раньше классической латыни. Т.е. становление славянской азбуки происходило примерно за 1,5 тыс. лет до официально установленного в нашем Отечестве «создания славянской письменности» в IX в. византийскими миссионерами, братьми Кириллом и Мефодием, которые были даже знакомы с текстом Нового Завета написанном на этом древнеславянском языке. Новая письменность, однако, еще долго оставалась достоянием преимущественно элитарных слоев славянского мира – «княжеской письменностью» - как ее именуют лингвисты. Наряду с новой азбукой славяне пользовались привычными рунами, названными в конце IX –начале Х в. в болгарском сказании «О письменах» черноризца Храбра «чертами и резами».

Среди найденных в Этрурии славянских надписей VII-VI вв. до н.э., значатся: ант и анты. Видимо, это имя стало (наряду с ранее возникшими самоназваниями росы, русы, словене, славяне и славины) еще одним самоназванием восточных славян - предков современных русских, украинцев и белоруссов. Заметим, что эти самоназвания, употреблялись среди наших предков не менее тысячи лет до того как они в VI – начале VII вв. впервые попали в поле зрения византийского историка Прокопия Кесарийского, готского историка Иордана и др. авторов. Те же авторы выделяли и южных славян (предков современных болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев), именуя их «склавинами», не вполне адекватно передавая их возникшие ранее самоназвания: «славяне» и «славины».

Однако в отечественной науке после публикации в 1816 г. первого тома «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина, почти на два века прочно укоренилась традиция начинать историю древних славян исключительно с первых упоминаний о них под именем «венедов» («венетов», «винетов») в трудах римских историков I-II вв. Плиния Старшего, Корнелия Тацита и Клавдия Птолемея, а также под именами «склавинов» и «антов», упоминаемых византийскими и др. авторами VI-VII вв. Общепринятой для советской историографии вплоть до конца ХХ в. оставалась, концепция академиков Б.Д Грекова и Б.А.Рыба-кова согласно которой предки славян обитали на землях Восточной и Юго-Восточной Европы уже с III тыс. до н.э. Считалось, что к середине I тыс. н.э. славяне – «венеды» по сравнению с более развитыми германцами представляли собой еще этнически недифференцированную массу оседлых первобытных племен, обитавших на обширных территориях между Вислой и Днепром, Балтийским морем, и Карпатами, занятых примитивным земледелием, скотоводством, ремеслами и не проявлявших заметной геополитической активности на европейском контитненте. Разве, что вели борьбу с кочевниками, неоднократно вто-ргавшимися в начале нашей эры в Европу из глубин Азии. Много бед славянам (как мы увидим позднее) кочевники принесли на исходе ВПН и после него. Очевидно, что эта концепция уже никак не увязывается с новыми, ранее неизвестными фактами древнейшей истории славян, начиная с послегиперборейских времен, их расселения с Южного Урала и кончая участием в становлении античных цивилизаций Греции и Рима. Эти факты с конца ХХ в., хотя и с большим трудом, но все же постепенно усваиваются отечественными историками.

Славяне после Троянской войны и их вытеснения римлянами за пределы Апеннинского полуострова продолжили расселяться по всей Европе. Так в течение нескольких веков на территории столицы современной Австрии Вены (нем. – Wien), на месте лагеря, оставленного римским легионом в середине I в. н.э. существовало поселение венедо-славян (винетов) под названием Виндебож. Современные австрийские историки находят на территории своей страны еще десятки городов, поселков, сел и деревень, содержащих следы древних славянских поселений, а также реки, озера и др. топонимы, названия которых имеют ярко выраженный славянский характер. Ю.Цезарь еще в середине I в до н.э. писал о прибалтийских венедах как о прекрасных мореходах, пользующихся наибольшим влиянием по всему побережью Венедского залива (т.е. Балтийского моря), имеющих в своем распоряжении большое число кораблей, на которых они ходят в Британию, превосходя остальных галлов знанием морского дела и опытностью в нем. Поселения венедов существовали на полуострове Бретань во время Галльских походов Цезаря 58-51 гг. до н.э.

Заметный след в истории славян с конца дохристианской эры оставили киммерийцы и особенно скифы – отдаленные потомки гипеборейцев, забывших о своем происхождении и родстве с другими индоевропейскими этносами. Киммерийцы первыми в VIII-VII вв. до н.э. мигрировали из Сибири на юг Восточно-Европейской равнины. Одновременно часть их через Кавказский проход вторглись на Ближний Восток, где воевали с Ассирией и Урартским царством, существенно ослабив его. Современные армяне считают себя потомками урартов и заботливо относятся к сохранению памятников этой культуры. Следы киммерийцев заметны в Северном Причерноморье. Эллины-колонисты долгое время называли Керченский пролив не иначе как «Боспор Киммерийский» или «Кимерик». Геродот в V в. до н.э. писал об оставшихся в Скифии «киммерийских стенах». Это говорит о том, что их строители (вопреки устойчивому мнению большинства отечественных историков) не были кочевниками. Вероятно, эти укрепления были достаточно фундаментальными, если сохранились в течение трех веков. Но после столкновений с более многочисленными скифами, пришедшими в VII-VI вв. до н. э. из Сибири в Северное Причерноморье, меньшая часть киммерийцев смешалась с ними, а большинство ушло через устье Истра (Дуная), в Западную Европу. Кратковременное пребывание киммерийцев на юге Восточно-Европейской равнины и их проход через устье Дуная в Западную Европу, вероятно, не оказали заметного влияния на мир славянских племен. Некоторые зарубежные историки полагают, что в дальнейшем кимерийцы составили один из союзов древнегерманских племен, известный с начала I вв. до н.э. как кимвры. Известно, что после поражения, нанесенного римлянам в 105 г. до н.э. германскими племенами кимвров и тевтонов, была проведена военная реформа Г.Мария. Часть киммерийцев затем перебрались на Британские острова и в Уэльсе появилось племя кимбров.

Скифы (как и киммерийцы) не были ираноязычными кочевниками, как обычно вслед за Геродотом, считают отечественные и зарубежные историки. Кочевники, например, никогда не имели в своем обиходе мебели. У скифов же, как свидетельствуют исследованные археологами гравюры на серебре, были столы, стулья, табуреты, лавки. А это уже (по мнению современных исследователей) совершенно иной тип культуры. В VII-III вв. до н.э. скифы создали цивилизацию, занявшую гигантское геополитическое пространство в малонаселённых степях, от Байкала и Северного Китая до нижнего Дуная и временами вторгались на земли Центральной Европы. Следы пребывания скифов прослеживаются на Кавказе, в Закавказье, и на Ближнем Востоке. В VI в. до н.э. скифы разгромили царство Урарту, ненадолго завоевывали Малую Азию, Сирию, Палестину и пытались вторгнуться в Египет. Но завязли в болотах дельты Нила и отступили. Египетские фараоны называли скифских царей «царями Севера», а себя – «царями Юга».

О могуществе скифов говорит то, что в конце VI в. до н.э. они в безводных степях Северного Причерноморья, не вступая в решающее сра-жение, измотали тактикой выжженной земли и ночными нападениями армию могущественной Персидской империи. Понеся большие потери, Дарий III прекратил бессмысленное преследование скифов и предпочёл отступление. Александр Македонский поначалу планировал поход на Восток через Восточноевропейскую равнину. Но скифы в 335 г. до н.э. на северном берегу Дуная нанесли серьезное поражение одному из греческих военачальников. После встречи и беседы со скифскими послами Александр изменил свой план восточного похода. Биографы Александра предпочитают не вспоминать об этой встрече. Самые просвещённые люди той эпохи - эллины были поражены, услышав от «варваров» грамотную речь на греческом языке и здравые рассуждения о возможных негативных последствиях похода греков на их землю. Не исключено, что среди скифских послов были и славяне. Как знать, не измени Александр своего первоначального плана – и мог бы остаться без армии, а в истории никогда бы не было не знавшего поражений великого полководца всех времен и народов.

Скифская цивилизация не была единой, а состояла из 7 царств. Наи-

более известны «царские скифы», утвердившиеся в Северном Причерноморье в VII-VI вв. до н.э. Греки появились здесь в V-IV вв. до н.э. и к началу н.э. на черноморско-азовском побережье уже существовало целое ожерелье богатых и красивых греческих городов, прославившихся ремеслами, торговлей, и ставших с начала эпохи эллинизма крупными центрами духовной культуры. Скифы, занятые земледелием и ремеслами, активно торговали с эллинами и мирно уживались с предками южных и восточных славян в процессе освоения черноземных земель Поднепровья, Северного Причерноморья, нижнего Дуная. Часть зерна, продаваемого скифами эллинам-колонистам, поступала от славян. Скифы и славяне постоянно общались между собой и хорошо понимали друг друга. Ведь они имели общее – «гиперборейское» происхождение и близкие языки, имевшие общего предшественника – праиндоевропейский или «гиперборейский» язык. Эпизодов подобных изображёному на картине В.М.Васнецова «Бой славян со скифами» скорее всего не было. Надо сказать, что в конце XIX – начале ХХ вв. в русском обществе бытовало мнение о том, что славяне произошли от скифов. Вспомним хотя бы А.Блока: «Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы!». Историческая наука не подтвердила эту точку зрения. Наоборот, славяне вместе со скифами предпринимали походы в Юго-Восточную, Центральную и Западную Европу, осваивая новые для себя земли.

Столицей «царских скифов» в III в. до н.э. – III в.н.э. был город Неполь Скифский в Крыму. На его месте археологами в XIX-XX вв. были открыты остатки мощной крепостной стены с башнями и воротами, городская площадь, остатки жилых и общественных построек, часть которых были выполнены в греческом стиле, каменный мавзолей с погребениями скифского царя и знатных лиц, с оружием и большим количеством золотых предметов и украшений. Немало изделий из драгоценных металлов найдено археологами в богатых курганных захоронениях скифских царей в Северном Причерноморье: в 1897 г. в Майкопском кургане, а позднее в приднепровских курганах Солоха, Куль-Оба, часто именуемых «степными пирамидами». Эти изделия в количественном отношении уступают аналогичным изделиям, обнаруженным в 1922 г. в гробнице египетского фараона Тутанхамона. Но современные исследователи считают, что по качеству изготовления, приемам литья, пайки, чеканки, гравировки скифские шедевры из драгоценных металлов никак не уступают древнеегипетским.

Тем не менее, эллины, особенно жившие в метрополии, неизменно называли скифов варварами т.к. они носили меховые или кожаные штаны, куртки и сапоги со шнуровкой. Но такая одежда и обувь более практична как для верховой езды скифов – скотоводов, так и в повседневной жизни при более холодном, по сравнению с греческой метрополией, климате Северного Причерноморья. Для изготовления одежды и обуви из меха и кожи скифским умельцам требовалось никак не меньше искусства и навыков, чем эллинам для изготовления принятых в их среде тог, туник и сандалей на босые ноги.

Скифское царство в Северном Причерноморье в начале. III в. до н.э. было разгромлено кочевниками – сарматами, пришедшими с Южного Урала и Западного Казахстана. В начале I в. до н.э. часть сарматов, известные как аланы, установили свое господство на Кавказе (современные осетины являются их потомками), другая часть – западные сарматы – стали беспокойными соседями Римской державы, рассматривая её как источник богатой добычи. Способами её получения были: грабительские набеги, получение дани, военное наемничество. Сарматы добились от Рима выплаты ежегодных субсидий в обмен на участие в обороне границ империи. При задержках субсидий сарматы бесцеремонно вторгались в дунайские провинции империи. В начале II в. н.э. отряд сарматской конницы был даже принят в римскую армию, а часть его была отправлена в Британию. Ослабленное сарматами, Скифское царство продолжало существовать в Крыму, в низовьях Днепра и Буга. Но к исходу III в. н.э. оно было уничтожено германцами-остготами, под давлением гуннов мигрировавших в это время на Балканы и в Южную Европу. Сами скифы вскоре утратили свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись в эпоху ВПН среди других племен, в первую очередь – среди наиболее близких к ним восточных и южных славян.

Северные и западные земли Германии от Одера до Ютландии уже в начале эпохи Рмской империи в значительной мере были заселены славянами. Археологи современной Германии с большим интересом изучают эти памятники более чем двухтысячелетней давности, некоторые из которых стали музеями под открытым небом. Славянские поселения были распространены на востоке, севере и в центре Баварии, в Швейцарии. В горно-лесистом регионе Гарц (Харц) на территории современных германских земель Нижняя Саксония, Саксрния-Анхальт и Тюрингия с конца II в. существуют четыре города, в названиях которых содержится имя венедов (винетов). На месте древнеславянских поселений, нередко мирно соседствовавших (как свидетельствуют данные археологии) с древнегерманскими и существовавших в течение нескольких столетий, были основаны в конце IX в. Лейпциг (прежнее славянское название Липск), а в XIII в. Берлин. По-древнерусски и по-немецки «бер» - медведь; отсюда: берлога – логово «бера» - медведя. С эпохи Средневековья медведь является символом Берлина. Близ Гамбурга, на месте современного немецкого города Ратцебург в начале нашей эры существовало славянское поселение Ратибор и т.п.

Славяне приняли активное участие в ВПН. Они удержали за собой ранее занимаемые ими территории от Южной Прибалтики до Северного Причерноморья и нижнего Дуная, а также между Карпатами и Вислой. Одновременно славяне расселялись на новые земли: южнее Дуная, в пределы Византийской империи; на запад – в Висло-Одерское междуречье и в среднее течение Дуная, также на восток и северо-восток Восточно-Европейской равнины в районы современных Киева, Воронежа, Смоленска, Полоцка, Новгорода, Пскова. Эти места славянам были уже частично знакомы, если вспомнить их многолетние странствия по Восточно-Европейской равнине рядом с будущими индоариями. Единый некогда праславянский, а затем славянский (словенский) этнический массив в ходе ВПН начал расчленяться на родственные группы восточных славян (предков современных русских, украинцев, белоруссов) и южных славян (предков современных болгар, сербов, хорватов, словенцев, черногорцев, македонцев). Одновременно термин «венеды» утратил былое значение общего самоназвания предков западных славян, которые стали именоваться поляками (самоназвание «поляци»; древнерус. «ляхи»), чехами, словаками, моравами. Впрочем, в Германии западных славян вплодь до начала XIX в. называли венедами, а в Финляндии и Эстонии и в наши дни венедами именуют всех славян, в т.ч. русских.

На исходе ВПН в Южной Прибалтике по обе стороны от р. Лаба (славянское название р. Эльба) начали формироваться новые западнославянские этнические общности, племена и племенные союзы полабских славян: лютичей (велетов), бодричей (ободритов) и лужичан. Еще в IV в. германские племена, обитавшие на северо-востоке Германии, передвинулись поближе к границам Римской империи, рассчитывая при ее грабежах получить свою долю добычи. Воспользовавшись моментом, полабские славяне с V в. стали занимать бесхозные территоррии. Именно полабами в последующие столетия в северной и восточной Германии были основаны десятки городов, которые до сих пор носят непосредственно славянские названия, или славянские названия, переведенные на немецкий язык. Например: Бранденбург – основан лютичами в VI-VII вв. под названием Бранибор, т.е. Бранный Бор («оборонный», пограничный «лес»); Росток – крепость, основанная в VII в. ободритами в устье реки Варнов в месте, где она «растекается» на два рукава; Мекленбург – основан ободритами в VI в. под названием Рерик; Шверин и Любек - основаны в XI-XII вв. на местах полабских укреплений Зверин и Круто; Ольденбург (земля ФРГ Шлезвиг-Гольштейн) – основан племенем вагров из союза обобритов под названием Староград и т.п. Примечательно, что эти и др. праславянские и древнеславянские названия в центре Европы остались в неизменном виде даже в годы фашистской диктатуры. В ФРГ в землях Бранденбург и Саксония сохранился единственный неассимилированный славянский этнос лужичан численностью ок. 60 тыс. чел., предки которых еще в VI в. поселились на территории исторической области Германии, издревле носящей славянское название Лужица. С учетом небольших городов, поселков, деревень, а также гидронимов и топонимов, учтенных современными немецкими и австрийскими учеными, количество славянских названий на территории Германии и Австрии (по сравнению с названными в данном тексте) многократно возрастет.

Восточные славяне с начала нашей эры оказались в менее благоприятных, по сравнению с германцами, а в значительной мере и по сравнению с южными и западными славянами, природно-климатиче-ских, историко-культурных и геополитических условиях. Так, в настоящее время холодная, продолжительная зима ограничивает сельскохозяйственный сеезон в средней полосе Европейской России всего 120-135 днями (из них на заготовку сена уходит месяц). На Западе сельскохозяйственный сезон составляет 8-9 месяцев; за это время мо-жно 5-6 раз вспахать землю и лучше подготовить ее к посеву, не спеша убрать и обработать собранный урожай. В России земля перед посевом вспахивается в лучшем случае 2-3 раза. Осенние продолжительные дожди в средней полосе Европейской России также начинаются раньше, чем на Западе. Т.е. урожай приходилось и в далеком прошлом, и приходиться в наши дни собирать в спешке, с неизбежными в этой связи большими потерями выращенного урожая. Учтем также, что в X и в XIV вв. были глобальные потепления, т.е. природно-климатичекие условия на большей части Восточно-Европейской равнины были в древности и в эпоху Средневековья гораздо худшими, чем в наши дни.

Соседями восточных славян оказались менее развитые и немногочисленные угро-финские племена, у которых можно было позаимствовать лишь некоторые приемы охоты, рыболовства и бортничества. С другой стороны соседями восточных славян в течение многих веков были агрессивные и многочисленные тюркские племена: сарматы, аланы, гунны, авары (обры), хазары, печенеги, половцы, монголо-татары. Главные пути их продвижений в Западную Европу проходили всего в двух конных переходах от Киева, т.е. по черноземным, высокоплодородным регионам нынешних Ставропольского, Краснодарского краев, юга и юго-востока современной Украины с До-нецким каменоугольным бассейном. Но ввести эти территории в хо-зяйственный оборот оказалось возможным ввести только после мно-гочисленных войн эпохи Средневековья с кочевниками, а в XVII- XVIII вв. с Турцией и присоединения к России Крыма в 1783 г.

Ареал постоянного обитания восточных славян с юга и юго-востока подвергался слишком частым набегам кочевников, результатами которых становились гибель и угон в плен людей, разрушение и разграбление того, что было создано, накоплено или выращенно ранее. Но человеческие потери и возрождение демографического потенциала, восстановление порушенного кочевниками – это же топтание на месте. Проведем для ясности историческую параллель. Согласно официальным советским данным объем промышленной продукции 1940 г. в СССР после Великой Отечественной войны был восстановлен только к концу 1948 г. Т.е. по этому показателю наша страна 8 лет топталась на месте. Довоенный объем производства зерна был превышен только к середине 1950-х гг., с началом освоения целины. А людские потери 1941-45 гг. в 27 млн. чел. периодически отзываются нам «демографическими провалами»: сокращением рождаемости, численности и воспроизводства дееспособного населения во всех сферах жизни. Эта ситуация повторяется в отечественной истории многие столетия.

Восточные и южные славяне, хотя их предки во II – I тыс. до н.э. и внесли свой вклад в становление античных цивилизаций Греции и Рима, но с начала I тыс. н.э. в, отличие от германцев, развивались практически вне влияния классической античности. Нельзя сказать, что восточные и южные славяне вообще не имели никаких контактов с Западной Римской империей. Среди славян, как и среди германцев эпохи ВПН всегда хватало молодых, энергичных людей, которым скучно было ходить за плугом или сохой, пасти скотину, сидеть за гончарным кругом, качать мех в кузне и т.п. Такие люди находили способы увязаться за ордами кочевников, проходивших через Северное Причерноморье и севернее Дуная в Западную Европу. Видимо, немало славян вступило в орды гуннов Атиллы в V в. Тогда это было единственной возможностью уберечь своих соплеменников от истребления, а родную землю от разорения. Так или иначе, но и восточные, и южные славяне вступали в боевые контакты с римлянами. Но они никогда, подобно германцам, не оказывались на положении федератов империи. Славянские элиты никогда не сближались с римской элитой, и не имели адекватного представления об античной цивилизации и культурев целом. Завершение истории греко-римского мира пришлось на более раннюю эпоху, чем активный выход славян на историческую арену и их переход к цивилизации.

К тому же во II-IV вв. восточногерманские племена готов и гепидов, придвигавшиеся в Причерноморье с низовьев Вислы через Полесье, неоднократно вторгались на земли западных и восточных славян, нанося им трудновосполнимые людские и материальные потери. В IV в. анты (восточные славяне) нанесли поражение готам. Их вождь Германарих для примирения сторон устроил пир, по окончании которого антский вождь Бож с сыновьями и 70 «старшими вельможами» были вероломно захвачены и распяты. Сами остготы в конце IV в. были разгромлены гуннами и вместе с ними двинулись на запад. В середине V в., после смерти вождя гуннов Атиллы, остготы подняли восстание и освободились от их владычества. Часть осготов стали наемниками Византии. Другая их часть во главе с Теодорихом двинулась в Северную и Среднюю Италию, где образовали одно из крупнейших «варварских государств» - Остготское королевство.

На этом этапе истории восточных и южных славян значительным для них было влияние Византии - сохранившейся среди варварских завоеваний и перешедшей к феодализму Восточной Римской империи. Но мертвый Рим дал для Западной Европы несопоставимо больше,

TAJNÉ DEJINY SLOVENSKA: Sloveni — najgermánskejší Germáni
автор готовящейся книги на словацком публикует интересные части
http://www.cez-okno.net/rubrika/sloveni-slovania

в том числе он выводит название славян из Suevi – Suebi (Slevi – Slebi), Suobeni – Suoveni (Slobeni – Sloveni).
http://www.cez-okno.net/clanok/spolocno … ani-3-cast
http://www.cez-okno.net/clanok/spolocno … ani-1-cast

Германия по Тациту, где потом в 6-9 веках находятся одни славяне))


…из чего можно сделать вывод, что «доблестные» германцы уступили свои земли славянам))





Маркоманы, мархари и мароване — однозначно и бесспорно имена одно и того же племени словенов,живущего на Мораве, и имя которого производилось от их типично народной черты — длинных волос, завязанных в хохол (султан) — косу.
http://www.cez-okno.net/clanok/spolocno … -vi-morava

Словени — наигерманнейшие германцы (статья на словацком очень интересная, где как раз про Моравию в Швеции не только на карте 16 века, но и 12-го!)
http://www.cez-okno.net/clanok/civiliza … ani-6-cast

Словянские названия на севере Швеции, где жили вандалы, которые говорили на славянском языке, о чем написано в хронике бремского епископства в начале 13 века „Descriptio insularum Aquilonis“ (38. Recenzia: Slovenské dejiny I., Anton Semeš, recenzia bola uverejnená v dvojtýždenníku Kultúra 16/2009):
mestá ako Harmanger, Sala, Kovland, Mora, Tärna, Gråssjön (Krasjon – Krásna, Krasno, Krosno), Mørkri (Mokrý, Mokraď), Vindeln (Vinidi, Vandali), Granö (Gran – staroveký názov pre Hron, prípadne Grad), Rödön, Rödånäs (Rodná), Lemesjö (Lemeš, na Slovensku – Lemešany), Byssträsk (Bystrica), Hornmyr (Horný mir obdobne ako Budimír), Bellvik (belavý, belij, biely), Drevdagen, Drevsjø (drevo, chorvátsky drevni – starý), Galabodarna (Gala bodarna, Kala vodarna – kalná voda), Drobak (Drobný), Dragsvik (drag chorvátsky drahý, draga – zátoka); či vrchy menom Ravnåsen (Ravná – Rovná, Rovina), Bogajell (Bog – Boh), Skåla, Gervenåkko (Červenako – Čerevnák, či žervenako – žeravý), jazero Byssträsket (Bystrické), rieka Granan (Gron – Gron) atď.

Плачевная речь по Карлу XI, или На каком языке говорили в Швеции?

Ранее я неоднократно писал, что ещё не так давно во всей Европе (и не только в Европе) разговорным языком был русский. И именно не в дремучие времена, и не некий гипотетический праиндоевропейский, а самый что ни на есть русский. Вот ещё крайне любопытная в этом отношении информация.

Представьте ситуацию: в 1697 году умер король Швеции Карл XI, по этому поводу шведом была написана речь в память оного Карла, которая и была зачитана в щведском Сенате перед шведской знатью. Вопрос на засыпку: на каком языке была написана (и, соответственно, зачитана) сия речь? Да, да! Вы правильно догадались!

Приведенный ниже отрывок взят из книги «Царский Рим в междуречье Оки и Волги» Авторы — ну, вы поняли:-) — Mollari


НА КАКОМ ЯЗЫКЕ В СТОКГОЛЬМЕ, СТОЛИЦЕ ШВЕЦИИ, ШВЕДСКИМ ЦЕРЕМОНИЙМЕЙСТЕРОМ В ПРИСУТСТВИИ ВСЕГО ШВЕДСКОГО ДВОРА БЫЛА ПРОИЗНЕСЕНА ОФИЦИАЛЬНАЯ НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ НА ПОХОРОНАХ ШВЕДСКОГО КОРОЛЯ КАРЛА XI В 1697 ГОДУ?

Вопрос, поставленный в заголовке, на первый взгляд вызывает недоумение. Ясное вроде бы дело. Написали и произнесли речь ПО-ШВЕДСКИ. А как же иначе!? Ведь в столице Швеции торжественно хоронят шведского короля. Но не будем спешить с выводами. Давайте обратимся к официальным документам. Нас ждет много интересного.

В 1697 году умирает шведский король Карл XI. Его торжественно отпевают и хоронят в Стокгольме, столице Швеции, 24 ноября 1697 года. Для погребальной церемонии была, естественно, написана специальная надгробная речь. Она была зачитана при стечении всего шведского двора. Причем, официальным придворным церемониймейстером.

Сообщается следующее: «Автором (речи — Авт.) был шведский языковед и собиратель книг Юхан Габриэль Спарвенфельд (1655-1727), три года проживавший в Москве. Спарвенфельд держал свою «Placzewnuju recz» в связи с похоронами Карла XI в Стокгольме 24 ноября 1697 г. В то время Спарвенфельд был ПРИДВОРНЫМ ЦЕРЕМОНИЙМЕЙСТЕРОМ» , с.68.

А теперь дадим ответ на заданный нами вопрос. ПОРАЗИТЕЛЬНО, НО НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ БЫЛА НАПИСАНА И ПРОЧИТАНА ПО-РУССКИ. Сегодня этот факт, в рамках скалигеровской версии истории, выглядит абсолютно дико. Иначе не скажешь. Ведь нас уверяют, будто «ничего русского», в заметных масштабах, за пределами романовской России в XVII веке не было. А уж тем более в Швеции, с которой Россия часто воевала. Отношения со Швецией были в ту эпоху сложными, иногда враждебными. Дескать, Швеция — чуждое государство, далекая от нас культура и история, совсем иной «древний» язык и т.п. «Ничего русского», а тем более НА ВЫСШЕМ ОФИЦИАЛЬНОМ УРОВНЕ. Однако, как неожиданно выясняется, подлинная картина XVII века была другой. Причем СУЩЕСТВЕННО ДРУГОЙ.

Шокирующий — но лишь с современной точки зрения — факт произнесения ПО-РУССКИ надгробной речи на официальной торжественной церемонии похорон ШВЕДСКОГО короля в ШВЕДСКОЙ столице, в присутствии ШВЕДСКОГО двора, сегодня нуждается в немедленном объяснении. Современные историки, конечно, это прекрасно понимают. Именно поэтому, надо полагать, они стараются не привлекать внимания к этому удивительному обстоятельству. Оно приоткрылось, скорее всего, лишь случайно, во время выставки «Орел и Лев. Россия и Швеция в XVII веке», прошедшей в Москве в 2001 году. Материалы выставки были опубликованы в редком каталоге . Скорее всего, мало кто из наших читателей, видел его.

Ясное дело, что в комментариях к этой шведской надгробной речи, написанной по-русски, но латинскими буквами, историки тут же предлагают свое «объяснение». Пишут так: «Причина, по которой речь была написана по-русски, вероятно, заключается в желании СДЕЛАТЬ ЕЕ ПОНЯТНОЙ ДЛЯ РУССКИХ ПОДДАННЫХ ШВЕДСКОГО КОРОЛЯ» , с.68. (Замечательное «научное» «объяснение». Тут не знаешь, плакать или смеяться? То ли авторы сего чуда своих читателей за идиотов держат, то ли не понимают, что сами предстают в виде таковых? — Mollari)

Прямо скажем, такое толкование вызывает массу вопросов. Выходит, что в XVII веке русских подданных в Швеции было НАСТОЛЬКО МНОГО, что ради них правящая верхушка была вынуждена произносить надгробную речь в память короля ПО-РУССКИ!. Так может быть, и сама эта верхушка шведского общества, знать, королевский двор, состояли в то время еще в значительной мере из потомков славян, живших и правивших не так давно на территории всей Великой = «Монгольской» Империи XIV-XVI веков (об этой Империи, которая была старательно стёрта со страниц отредактированных источников, но следы которой, тем не менее, обнаруживаются повсюду, постараюсь скоро выложить отдельый пост — Mollari). В том числе и на территории современной Швеции.

В рамках нашей реконструкции картина становится простой и понятной. Вплоть до конца XVII века на территории Швеции еще сохранялись многие традиции Великой = «Монгольской» Империи. Оставалось еще очень много людей, говоривших по-русски. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СРЕДИ ПРАВЯЩЕЙ В ШВЕЦИИ РУССКО-ОРДЫНСКОЙ ЗНАТИ. Скорее всего, таких людей было много и в самом шведском дворе, в непосредственном, ближайшем окружении шведских королей XVII века. Может быть, некоторые из шведских правителей той эпохи сами еще продолжали говорить по-русски.

Но в XVII веке по странам отделившейся Западной Европы прокатился мятеж Реформации. Новые правители-реформаторы стали переучивать население отколовшихся земель со славянского языка на новые языки, только что изобретенные самими реформаторами. В том числе, быстро придумали и шведский язык. Ясное дело, демагогически объявив его «очень-очень древним», чтобы было авторитетнее. Языки придумали и для других подданных «Монгольской» Империи, проживавших в то время на территории Скандинавии. Изобрели на основе местных диалектов и прежнего славянского языка Империи XIV-XVI веков. Ввели новый язык в школы и начали учить молодое подрастающее поколение.

В частности, вместо прежней кириллицы стали внедрять недавно изобретенную латиницу. Поэтому официальную шведскую надгробную речь памяти шведского короля написали ВСЕ ЕЩЕ ПО-РУССКИ, НО УЖЕ ЛАТИНСКИМИ БУКВАМИ. Здесь мы сталкиваемся с процессом активного вытеснения славянского языка, в том числе и с территории Скандинавии, ново-придуманными языками эпохи Реформации. Славянский язык объявили в Западной и Северной Европе XVII века «языком оккупантов».

Для полноты картины приведем полное название надгробной речи на смерть шведского короля, и комментарии историков. Длинное название речи написано по-русски, но латинскими буквами. Текст читается легко.

«ТОРЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ ПО СЛУЧАЮ СМЕРТИ КАРЛА XI НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ. 1697. 36,2 x 25,5. Библиотека Уппсальского университета. Собрание Palmkiold, 15.

Печатный ТЕКСТ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ, однако транскрибированный ЛАТИНСКИМИ БУКВАМИ, сохранился в составе кодекса из Библиотеки Уппсальского университета, начинается со страницы 833 этого кодекса и занимает ВОСЕМЬ страниц. Известен еще один экземпляр, хранящийся в Королевской библиотеке Стокгольма. Текст представляет собой плачевную речь по Карлу XI на русском языке. На титульном листе написано:

«Placzewnaja recz na pogrebenie togho prez segho welemozneiszago i wysokorozdennagho knjazja i ghossudarja Karolusa odinatsetogho swidskich, gothskich i wandalskich (i proczaja) korola, slavnagho, blaghogowennagho i milostiwagho naszego ghossudaja (!), nynjeze u bogha spasennagho. Kogda jegho korolewskogo weliczestwa ot duszi ostawlennoe tjelo, s podobajuszczjusae korolewskoju scestju, i serserdecznym wsich poddannych rydaniem byst pogrebenno w Stokolnje (!) dwatset-scetwertago nowemrja ljeta ot woploszczenia bogha slowa 1697».

Затем следуют шесть страниц собственно речи — тоже по-русски. А завершается речь хвалебным стихотворением об умершем короле. ТОЖЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Имя автора не обозначено, но на последней строке собственно речи написано: «Jstinnym Gorkogo Serdsa Finikom» — первые буквы слов напечатаны прописными буквами, которые являются инициалами автора. Автором был шведский языковед и собиратель книг Юхан Габриэль Спарвенфельд» , с.68.

Приведем теперь название шведской речи, написанной по-русски, заменив в ее оригинальном тексте латинские буквы русскими.

«Плачевная речь на погребение того преж сего вельможнейшаго и высокорожденнаго князя и государя Каролуса одиннадцатого шведских, готских и вандальских (и прочая) короля, славнаго, благословеннаго и милостиваго нашего государя (здесь опечатка: вместо буквы R написали J — Авт.), ныне же у бога спасеннаго. Когда его королевского величества от души оставленное тело, с подобающей королевской честью, и сердечным всех подданных рыданием бысть погребено в СТЕКОЛЬНЕ (так, оказывается, именовали Стокгольм в XVII веке; вероятно, там в то время было развито СТЕКОЛЬНОЕ производство — Авт.) двадцать-четвертого ноября лета от воплощения бога слова 1697».

Скорее всего, на первых порах люди в Западной и Северной Европе испытывали большое неудобство, вынужденно записывая русские слова новыми латинскими буквами. Чего стоит, например, записать русское Щ латиницей. Получалось нелепое SZCZ. Однако, заставляли. Люди морщились, но писали. Потом постепенно привыкли. Дети вообще не испытывали трудностей, будучи обучаемы с малолетства. Вскоре всех убедили, будто «так было всегда, испокон веков». Что было полной неправдой. ТАК стало лишь в XVII веке. А до этого и говорили по-русски, и писали кириллицей. Не морщась.

Вот оно — реальное происхождение европейских языков!

Ещё в XVI веке на всём огромном пространстве Евразии разговорным был именно русский язык (и даже в некоторых признаваемых наидостовернейшими источниках об этом фактически прямо написано).

А потом в Европах решили, что им срочно нужны свои национальные языки, и создали их в два этапа. Сначала ввели латиницу для записи всё ещё русских слов, а потом изменили правила чтения/произношения — в результате через пару-тройку поколений получилось то, что мы имеем сегодня, когда одно и то же слово на разных европейских языках порой читается совершенно по разному.

Но в основе, повторюсь, был именно русский язык. — Mollari

Наши предки - славяне


Вспомните то, что знаете о наших предках, живших в Европе четыре тысячелетия тому назад. Это были народы, которых археологи называют племенами “лужицкой культуры”. От них ведут свой род славяне . Славян описывали как высоких людей крепкого телосложения с серыми глазами и русыми волосами. Мужчины обычно отпускали усы и бороды. Женщины заботливо расчесывали длинные волосы и заплетали их в косы. Одежда пастухов, землепашцев и ремесленников была простой, приспособленной к ежедневной работе: рубахи до колен, штаны, лапти. Женщины носили длинные платья и сарафаны, вплетали волосы украшения, надевали бусы, браслеты и кольца.

На землях, где жили славяне, росли густые леса, было очень много болот и рек.

Самыми большими реками были Одра, Висла, Припять и Днепр . Климат тех мест довольно прохладный. Лето теплое, но недолгое. Зима - снежная, часто суровая, когда реки покрываются льдом. В Среднюю Европу, где жили славяне, часто пробивались северные ветры, темные тучи затягивали все небо. В землях славян не было много природных богатств, например, руд металлов. Там не поднимались горы, не синели морские
заливы. Самым любимым местом для поселения славян были равнины.

Славянская борона

Главным занятием славян было земледелие. Славяне даже некоторые месяцы календаря назвали по видам полевых работ. Первый месяц зимы (январь) называли “сечень”. В зимнем лесу славяне подрубали (подсекали) деревья и оставляли их замерзать и засыхать. Весной сухие деревья поджигали, пни выкорчевывали. Потом землю на очищенном участке разрыхляли мотыгами и зарывали золу в землю, чтобы удобрить будущее поле. Славяне сеяли просо, ячмень, рожь, пшеницу, выращивали овощи. Урожай собирали в августе, который носил название “серпень”, и в сентябре.

Кувшин с нанесенными на него знаками славянского календаря. Находка археологов.

Пастухи славян разводили овец и коз, свиней и лошадей. Но отыскать для животных корм в лесу и запасти его на зиму было нелегко. Поэтому стада были маленькими. Молока едва хватало, а мясо ели только по праздникам. Неудивительно, что славяне усердно ловили в озерах рыбу, охотились на оленей, медведей и кабанов. Очень любили мед диких пчел.

Археологи при раскопках находят неплохие изделия славянских ремесленников - хорошо обожженную глиняную посуду, ножи, серпы, топоры. Все вещи изготовлены тщательно, но особых красоты и изящества в них нет.



Славянский поселок. Рисунок современного ученого

Славяне не любили морей. Они строили поселки на речных или озерных берегах. При этом поселки старались расположить либо за крутым склоном, либо за болотом, чтобы затруднить подходы врагу. Вокруг поселка рыли глубокие рвы и ставили частокол. Такие укрепления называли градами. В градах находилось два-три десятка жилищ. Славяне жили в землянках, стены которых были выложены из бревен, а потом тщательно промазаны глиной. Строили они и деревянные избы, амба бани. Крыши из жердей покрывали соломой или камыш Дым из очага выходил прямо через щели под крышей. Поэтому говорили, что избы топились “по-черному”. Славяне были знамениты гостеприимством, добродушием честностью. Двери жилищ никогда не запирали.

Германцы


Западными соседями славян были германцы. Их племена проживали между реками Рейн, Дунай и Эльба, а также на Скандинавском полуострове. Древние писатели насчитывали больше пятидесяти племен германцев.

Хозяйство германцев было проще славянского и жили они бедно. На небольших полях сеяли рожь, пшеницу, лен, бобы, горох, просо, ячмень, овес. Никаких фруктовых деревьев не высаживали. Скот был мелким и постоянно худым, потому что кормов не хватало. Германцы очень редко ели мясо домашних животных и были вынуждены охотиться на диких зверей, чтобы добыть дополнительное пропитание.

По сообщениям древних писателей, германцы жили в убогих землянках, либо в длинных домах. Иногда такие хижины тянулись на 20-30 метров в длину. Рядом с хижинами строили погреба и амбары.


Германцы занимались также рыболовством и собирательством. Они научились добывать железо и делать из него орудия труда и оружие. Но железа было мало, оно ценилось очень дорого. Не много было и других металлов: серебра, олова и меди. Гончары и ткачи германцев тоже не отличались особым умением.


Германский поселок. Рисунок современного ученого

Германцы завидовали соседним народам, у которых был богатые города и развитая культура. Знатные германцы меняли оружие, посуду, одежду на янтарь, который собирали на берегах Балтийского моря. Но чаще всего германцы стремились просто ограбить соседние народы. Германцы постоянно вели войны. Их дружинники добывали богатство “не плугом, а копьем”. Считалось даже позорным кормиться трудом, а не войной.

Распад первобытных отношений у германцев и славян


Славянские и германские племена долго жили первобытным строем. Их общины распадались медленнее, чем в античных странах, дольше сохранялись древнейшие обычаи.

Народное собрание у германцев. Рисунок современного художника

Земледелие и скотоводство требовали от славян и германцев тяжелого труда. Но постепенно, год за годом освобождали от лесных зарослей новые земли. Поля становились шире. Повысились урожаи, увеличились стада скота.

Крестьяне имели какой-то запас прибавочного продукта. У славян и германцев стали развиваться ремесла. Родовые общины распадались. В частную собственность перешли вещи, орудия труда и скот. Запомните: самое главное, что в частную собственность перешла земля. Все поля были поделены. У славян и германцев возникла соседская община, в которой каждая семья имела право распоряжаться полем по своему усмотрению. Землю можно было продать, отдать за долги.

Возникновение неравенства и эксплуатации

В отличие от стран Востока на землях спаяли и германцев не требовались никакие совместные работы. Не требовалось рыть каналы, насыпать плотины и ухаживать за ними. Община распадалась, и никто не помогал соседу, оказавшемуся в трудном положении. Многие семьи беднели.

Крестьяне по разным причинам разорялись. Во время нападений врагов горели поселки, вытаптывались поля, пропадал скот. Часто повторялись неурожаи. Если обрушивались ливни или наступала засуха, зерна не хватало не только еды, но даже на семена. Приходилось брать в долг.

Вожди накапливали за счет военной добычи большие богатства. Они охотно давали в своим беднеющим соседям. Когда приходило время возвращать одолженное, расплачиваться было нечем. За долги вожди отнимали землю у простолюдинов. Бывало и по-другому: могущественные князья и конунги силой отнимали поля общинников. Знатные так притесняли крестьян, что те как бы “добровольно”, отдавали свои наделы.

Почему у славян и германцев не было рабовладельческого строя?

У знатных людей имелись рабы, но очень мало. Они прислуживали хозяевам, убирали дом, чистили хлев, ухаживали за скотом. С рабами обращались не жестоко.

Представьте себе, что было бы, если замученного и забитого раба вывели в лес, дали в руки топор и поручили рубить деревья и корчевать пни! Раб или убежал бы, или бросился с топором на угнетателей. Чтобы охранять таких рабов, понадобилось бы завести отряд стражи в четыре раза больше численности самих рабов. Но такое невозможно, невыгодно и бессмысленно. Поэтому рабы не могли сделаться главными тружениками, не могли быть главной силой в земледелии и ремесле, как это было в античных странах.

Запомните: сама природа и хозяйство не позволяли возникнуть у славян и германцев рабовладельческим порядкам.

Появление классов

Многие разорившиеся и потерявшие землю крестьяне приходили к своим разорителям. Они просили разрешения работать на земле знати. Знатные давали крестьянам когда-то отнятую у этих же крестьян землю. И крестьяне были обязаны работать на нового хозяина земли, отдавать тому часть урожая. Так появился класс тружеников, зависимых от владельцев земли.

Конечно трудящиеся бунтовали и протестовали, но, разумеется, ничего не добивались. Сложился класс эксплуататоров землевладельцев и класс эксплуатируемых крестьян.

Возникновение государств

Народные собрания переставали собирать. Все дела отныне решали единолично военные вожди. Их власть усиливалась, потому что войны шли беспрестанно. Славяне оборонялись от нападений врагов, германцы сами нападали на соседей. В постоянных войнах зарождались славянские и германские государства. Запомните: государства славян и германцев имели три главных задачи:
-во-первых, и это самое главное - оборона своей страны(славяне) и грабеж чужих(германцы).
-во-вторых, управление хозяйством и обществом;
-в-третьих, охрана класса эксплуататоров.

Военные вожди становились князьями и королями . Для управления отдельными областями назначали наместников. Непокорных казнили и бросали в тюрьмы. Знать была недовольна сопротивлением крестьян - общинников. Знатные желали укрепить несправедливость, сохранить и даже увеличить частную собственность, хотели всех крестьян заставить работать на себя. Для этого знатным землевладельцам была нужна сильная власть: стража, войско, законы, то есть государство.

Да, положение крестьян было тяжелым. Но все-таки их эксплуатировали не так сильно, как трудящихся в странах Востока или рабов в античных государствах. У германских и славянских зависимых крестьян сохранялись жилища, орудия труда. Они были обязаны отдавать своему хозяину не весь урожай, а только часть. Запомните: зависимые крестьяне сохраняют остатки свободы и самостоятельности. Они заинтересованы в своем труде, поэтому общество и государство славянских и германских народов неуклонно развивается. Этим они отличались от восточных обществ, которые как бы замирают в своем развитии, и от античных государств, которые стремительно расцветают, а затем заходят в тупик и погибают.

Подробнее с историей славян и германцев вы познакомитесь через год по учебнику “Всемирная история для школьников. История средних веков ”.



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.