Чайный путь: путешествие чая из Китая в Россию. Великий чайный путь Смотреть что такое "Великий чайный путь" в других словарях

"Великий чайный путь" издавна был частью древних караванных маршрутов, которые получили название "Шелковый путь" и служили для перевозки из Китая в Европу не только шелка и поваров народного промысла, но и способствовал межкультурному и деловому обмену между народами.

Важный маршрут Шелкового пути

Шелковый путь в настоящее время находится в стадии второго рождения. Вот уже более двух лет широко обсуждаются инициативы построения "Экономического пояса Шелкового пути" (ЭПШП) и "Морского Шелкового пути" 21-века, выдвинутые осенью 2013 г. Председателем КНР Си Цзиньпином.

Данные инициативы, получившие общее название «Один пояс - один путь» представляют собой не просто оживление и возрождение древних торговых трасс. Они являются масштабной, стратегической, всесторонней программой сотрудничества, которое КНР намерена осуществлять со странами прохождения Шелкового пути. Такое сотрудничество Китай, согласно правительственным декларациям, будет продвигать по пяти основным линиям: сферы «политических согласований» стратегий развития, транспортно-инфраструктурное, торгово-инвестиционное, валютно-финансовые, а также гуманитарные направления, направленные на усиление «народных связей» как социальной базы сотрудничества. Для реализации этой инициативы руководство Китая создало ряд механизмов – "Фонд Шелкового пути", "Азиатский банк инфраструктурных инвестиций".

Будучи частью вековых Шелковых трасс, новое прочтение получает и Великий чайный путь. В марте 2013 г. Председатель КНР в одном из выступлений в ходе визита в Москву назвал Великий Чайный путь предвестником целого ряда современных коммуникационных линий, в том числе трансграничных трубопроводов.

Линии прохождения древнего Чайного пути во многом совпадают с маршрутами и регионами, которые присутствуют в другой недавней инициативе, родившейся в контексте идеи Экономического пояса Шелкового пути – концепции «Степного пути», которая была выдвинута Монголией и во многом послужила старту в 2014 г. структуры трехстороннего сотрудничества Россия-Китай-Монголия.

В этом смысле Великий чайный путь в его современном виде, регионы, где проходили его маршруты – это не только транспорт, но и потенциальная площадка активного экономического взаимодействия, способная дать импульс насущным потребностям развития стран-участниц.

Великий чайный путь – история формирования

Современные источники дают информацию о разных маршрутах доставки китайского чая в соседние страны. Так, говорится о существовавшей с IIV-X веков так называемой «Конной чайной дороге» (Ча Ма Дао), по которой по горным тропам навьюченные чаем караваны шли из провинций Юннань и Сычуань в Тибет и далее в Непал и Индию. Осуществлявшийся при этом торговый обмен был примером своего рода бартера – китайский чай в обмен на тибетских лошадей.

Однако был и северный маршрут, благодаря которому с чаем как раз познакомилась и Россия. Как караванный чайный путь между Азией и Европой, он возник в XVIII-XIX веках. «Русский» маршрут пересекал территорию нынешней Монголии и через Россию шел в Европу. Его протяжённость только от Пекина до Москвы составляла приблизительно 9000 км, а по объемам торгового оборота он лишь немногим уступал традиционным маршрутам Шелкового пути, пролегавшим через Центральную Азию и Ближний Восток.

«Российский чайный путь» начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более, чем 150 городов трех стран.

Общую линию можно прочертить от Уханя до Пекина, далее до Хух-Хото, Урги (ныне Улан-Батора), Дархана, Троицкосавска (ныне Кяхты). Кяхта некогда была главным торговым центром чайного пути, не зря его называли «Российской столицей чая». От Кяхты маршрут следовал до Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) и далее до Красноярск а, Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербург а. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.

Кроме маршрута «на запад России» , существовал и водно-сухопутный маршрут, который «уходил» на российский северо-восток. Он шел по реке Янцзы до Шанхая, далее - через Люйшунь, Шэньян в нынешний Забайакальск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) этот маршрут соединялся с описанным выше трансмонгольским путем, а затем пролегал на северо-восток, вдоль реки Лена, через Якутск и далее на Аляску. (можно на карте прорисовать эти маршруты?) - завершилось строительство Транссибирской магистрали , что положило конец караванной торговле. Вместе с тем, благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.

Корелова Диана

Исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

«Значение Чайного пути в истории России»

  1. Введение.
  2. Глава I.
  1. Чайный путь-путь побратимов.

3. Глава II.

4. Заключение. ……………………………………………………………………………….

5. Приложение. …………………………………………………………………………..

1.Введение

В Монголии и Китае помнят и чтут историю, что подтверждает проведение различных конференций и форумов международного значения по этой теме. А если проследить Чайный Путь, можно увидеть памятники, скульптуры посвящённые чаю и Великому чайному пути в разных городах России и Китая. В городе Мейтан построен огромный заварочный чайник-музей, в городе Уишань огромная скульптура чайный лист посвящённый Великому чайному пути, в Кунгуре стоит памятник чаеторговцу Алексею Губкину, в Тюмени скульптура перед чайным домом, в Екатеринбурге своды нового железнодорожного вокзала расписаны сценами из Ирбитской ярмарки самой большой на то время, в Иркутске открыт музей чая.

В настоящее время Великий Чайный Путь из некогда связующего экономического моста между тремя странами -Китаем, Монголией и Россией превратился в один из популярных туристических маршрутов. Но к сожалению, в туристических проектах Республики Бурятия он не получает должного развития.

Целью нашей исследовательской работы является изучение истории Чайного пути, его значения в развитии государств Азии,представление доказательств о возможности возрождения Чайного Пути на территории Республики Бурятия как туристического маршрута.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи :

1.Изучить литературу и архивные документы по данной теме.

2.Посетить краеведческие музеи г.Улан-Удэ, г.Кяхта,Новобрянский Информационно – Культурный Досуговый Центр

3.Осуществить сбор информации на территории Монголии.

5.Оформить исследовательскую работу.

6.Выступить научно-практической конференции «Первые шаги» Лицея №27

4 Выступить с творческим проектом на Международном Культурно-образовательном форуме в городе Улан-Батор.

Методы исследования:

Подготовительный этап (изучение и анализ литературных источников, интернет- ресурсов, архивных документов г. Верхнеудинска, материалов Кяхтинского музея по данной теме),

Основной этап (интервьюирование, наблюдение, анализ полученных данных, обобщение результатов).

Практическая значимость и новизна нашей работы заключается в следующем: собранный и подготовленный теоретический материал и проектная часть нашей работы могут быть использованы учителем на уроках окружающего мира (в качестве национально-регионального компонента), в создании туристических маршрутов на территории республики, при проведении международных форумов, конференций.

2.ГлаваI.

  1. История и значение Чайного Пути в экономическом развитии Китая, Монголии и России.

Чтобы иметь представление о том, какое значение Великий Чайный Путь сыграл в истории трёх народов. Мы обратилась к литературным источникам и материалам музеев, которыми богат бывший путь следования чайных караванов, и выяснили для себя множество интереснейших фактов.

Чай был известен в Китае почти 5000 лет, где долгое время был своеобразным напитком-лекарством, а также напитком, сопровождающим культовые ритуалы. Сведения о производстве чая сохранялись в секрете: его выращивали на секретных плантациях, а способы возделывания, рецепты приготовления были государственной тайной. Чай разделил затворническую судьбу шелка, пороха, бумаги, фарфора, компаса, сейсмографа и других восточных изобретений, которые оставались для остального мира долгое время неизвестными. Лишь к IX веку чай превратился в национальный напиток китайцев, а в XVI веке стал известен в странах Европы, после чего его стали вывозить за границы Китая по всему миру.

Великий чайный путь, пролегавший в ХVI-ХIХ веках между Азией и Европой, по объемам торгового оборота считался вторым после Великого шелкового пути. География чайного пути была весьма обширна и охватывала значительные территории Китая, Монголии, России. Вместе с чаем перевозились и многие другие товары, поэтому чайный путь, который действовал более 200 лет, был не только торговой дорогой - он способствовал экономическому развитию и культурному обновлению многих стран.

Протяженность главного сухопутного пути из Москвы до Пекина составляла по одним данным 8332 версты по другим 8839 верст без учета ответвления «Иркутск - Аляска». Путь начинался в китайском городе Ухань и разделялся на множество дорог, волоков, речных путей - маршруты проходили через более чем сто пятьдесят городов Китая, Монголии и России. В строительство дорог вкладывались немалые деньги государственной казны и купцов. На многих участках эти дороги представляли собой сложные и дорогостоящие инженерные сооружения.

Пожалуй, главный сухопутный, караванный путь шел через Пекин, Ургу (ныне Улан-Батор), Маймачен (ныне Алтан - Булан), Троицко-Савск (ныне Кяхта), Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Слюдянку, Иркутск, Красноярск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Кунгур, Ирбит, Нижний Новгород, Кострому, Ярославль, Москву, Петербург. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.

Водно-сухопутный маршрут шел по р. Янцзы до Шанхая, далее на Порт-Артур (ныне Луйшунь), Владивосток, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. В России чайный путь шел по рекам и речным долинам.

В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удингиновский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь) и водный - через озеро Байкал и по реке Селенга.

Некоторое количество чая перевозили по маршруту Великого шелкового пути через Среднюю Азию, откуда он с караванами бухарских купцов попадал в Астрахань и Казань. Этот путь, возможно, начал функционировать даже раньше, чем Великий чайный путь.

Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путем через Суэцкий канал и Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток.

Сведения о Китае в Руси появились только в XV веке: сведения о существовании Китая и о возможности проникнуть туда из Индии сухим путем привез русский купец Афанасий Никитин.

Первые же контакты с Китаем состоялись на реке Амур и они были далеко не мирными. Официальные отношения между Россией и Китаем устанавливаются с 1689 г., когда был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, определивший отношения Русского государства с маньчжурской Цинской империей.

Изучая архивные материалы мы натолкнулись на интереснейший факт

Проехавший по Хамар-Дабанскому тракту в 1823 г. известный путешественник А.Мартос отмечал: «…При первом взгляде на сию колоссальную работу невольно чувствуешь великость народа русского, не уступающего в трудах, требующих сил исполинских, древним Римлянам».

Чайная торговля имела большое значение для народов Евразии. К.Риттер писал: «Потребление чая, со времени одного столетия, открыло новую отрасль торговли, поддерживающую постоянное обращение караванов через Гоби……этот, вошедший повсеместно в ежедневную жизненную потребность горячий напиток изменил образ жизни стольких полу – и совершенно образованных, кочующих и оседлых народов. Прибыль за целое столетие, которую получили соседние здесь между собой народы от возбуждения их промышленной деятельности и просвещения неисчислима. Установившийся же транзит главного товара-чая превратил степь Гоби в оживленную большую дорогу, а Урге и Кяхте для цивилиза¬ции народов по значению, которое они имели, предназначено быть все¬мирно-историческими городами».

Изучая материалы Кяхтинского музея,мы выяснили,что в 1725 г. Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Лукичом Рагузинским-Вячеславовичем. Непростые двух летние переговоры завершились подписанием Буринского договора об установлении границы вблизи будущего города Кяхта, а также Кяхтинского договора, определившего политические и торговые отношения между странами.

Возникший интенсивный товарообмен между странами продолжался более двухсот лет. Караванный путь чая южных и срединных областей Китая, через степи и пустыни Центральной Азии подходил к границе России и пересекал ее с востока до запада. Чай перевозился во вьюках на лошадях и верблюдах, степенно вышагивающих через пустынные области северного Китая и Монголии.

«Основными перевозимыми товарами, были: пушнина, кожи, мануфактура, галантерея, трикотаж, сукно, пенька, бакалея, тюменские ковры, томская крупчатка, мед, масло, мороженая рыба (стерлядь, сиг, нельма), стеариновые свечи, мыло, железные изделия, скобяной товар.

Для более подробного анализа протяжённости и расположения маршрута мы рассмотрели карту Великого чайного пути и отметили на нём наиболее значимые пункты.

Наиболее значимые пункты сухопутного пути:

На территории Китая: Тяньмынь, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган, Пекин.

На территории Монголии: Эрдэнэт, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтанбулак).

На территории России: Троицкосавск (ныне Кяхта), Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Ирбит, Екатеринбург, Нижний Новгород, Москва» .

Верхнеудинск занимал удобное географическое положение. Не зря его называли «Ворота в Азию». Поэтому прохождение через него Великого чайного пути обусловило быстрый экономический рост. Стремительно развивался не только сам город, но и окружающие его населённые пункты.

Посетив Национальный архив Республики Бурятия, мы узнали, что в Верхнеудинском уезде проводились следующие ярмарки: Баргузинская -(город Баргузин-с 26 декабря по январь. Улюнская (село Улюнское Баргузинской волости-с 2 по 6 января. Ирконская (село Иркон Верхнеангарского отдельного общества- с 14 ноябряпо15февраля. Нижнеангарская (Нижнеангарское родовое управление с 6 до 20 декабря). Январская (Верхнеудинск с 18 января по 1 февраля) . Крестовоздвиженская (Верхнеудинск с 15 по 28 февраля). Анинская (село Анинское, Голзотойской волости-декабрь. Тарбагатайская(село Тарбагатай-с 6 по 13 января). Петровскозаводская (Петровский Завод- январь). Кабанская (село Кабанское, Кабанской волости- с 6 по 9 декабря и с 9 по 11 мая). Кударинская-Екатерининская (село Кударинская, Кударинской волости-с 24 по 26 ноября).

Торговлю с монголами вели даже жители отдалённых от этих ярмарок сёл и деревень.

В подтверждение этого мы выяснили, что жители села Новая Брянь также активно участвовали в ярмарках, несмотря на то,что село находится в стороне от маршрута Великого чайного пути. Из беседы с местными старожилами мы выяснили что, раньше до города была конная дорога через Белогорье вдвое короче. Даже сохранилась легенда: «Однажды жена забыла положить мужу ложку на стол для обеда, на что муж не говоря ни слова, запряг лошадь и поехал в город за ложками…». Хоть это и легенда, но можно сделать вывод: для жителей села поездка в Верхнеудинск за покупками была привычным делом.

Паок Нина Изотьевна рассказала её дед Заиграев Николай, по конной дороге возил мясо в город, обратно привозил монгольскую обувь. Семейские женщины любили шить яркие сарафаны «из китайского ситцу». Зубакина Евдокия Ивановна вспоминает у её деда, была мельница на дамбе, излишки муки он отвозил в город «на ярмарку- монголам».

С развитием торговых отношений с Монголией постепенно началось и развитие сельских поселений,получивших возможность приобретать товары первой необходимости на ярмарках.

Изучив архивные документы и фонд музе села Новая Брянь, мы нашли подтверждение этому. Село было основано в 1742 году несколькими семьями староверами, ушедшими из Старой Бряни. что в начале 19 века в селе проживало всего несколько семей, а «в 1851 году, ко времени девятой ревизии, здесь проживало 790 человек (366 мужчин и 424 женщины). К началу XX века население села превышало тысячу жителей» В конце 19 века по словам Елены Владимировны-библиотекаря Новобрянского Информационно – Культурного Досугового Центра,в селе уже было два магазина, в числе прочих товаров в продаже имелся чай, который можно было привезти только с Верхнеудинской ярмарки.

Всё это позволило нам думать о том что, полученные нами архивные данные полностью совпадают с рассказами жителей села, они в то время были действительно активными участниками торговли на Великом чайном пути.

По обе стороны границы началось строительство торговых центров.

Началось строительство города Троицкосавска, рядом с которым появилась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли. Город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) играл роль главного перевалочного и товарораспределительного центра на пути. После строительства Кяхты, значение Верхнеудинска сохранилось. Он стал одним из главных пунктов оптовой торговли Забайкалья. Здесь ежегодно устраивались крупные ярмарки, взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией. В городе проживало несколько крупных купцов-миллионеров

Исходя из результатов проделанной работы мы можем сделать первый вывод:

Город Верхнеудинск занимал удобное географическое положение. Не зря его называли «Ворота в Азию». Поэтому прохождение через него Великого чайного пути обусловило быстрый экономический рост. Интенсивно развивался не только сам город, но и окружающие его населённые пункты.

2.Чайный путь-путь побратимов


г. Эрдэнэт Монголия (2002 год)


г. Дархан Монголия (1967 год)


г. Аньян, Республика Корея (1997 год)


г. Хух-Хото КНР (2000 год)


г. Маньчжурия АРВМ, КНР (1993 год)


г. Румои Япония (1972 год)


г. Улан-Батор Монголия (2000 год)


г. Хулунбуир АРВМ, КНР


г. Тайбэй Тайвань,Китай (1996 год)


г. Ямагата Япония (1992 год)


г. Чанчунь КНР (2000 год)


г. Донецк, Украина (2011 год)


г. Бердянск, Украина (2012 год)


г. Хэчжу, КНДР (2012 год)


г. Ёнгволь, Республика Корея (2014 год)

Российско-китайские отношения играют крайне важную роль в дипломатических отношениях между странами, а также являются существенным фактором при формировании структуры международных отношений

Сделаем второй вывод: Развитие экономических отношений повлекло за собой развитие побратимских отношений между государствами и городами.


2.Глава II.

Перспективы развития Чайного Пути как международного туристического маршрута

Сегодня «Великий чайный путь» – это самый длинный сухопутный туристский маршрут, позволяющий пересечь Евразию и посетить многие страны. Путешествие по нему дает возможность глубже узнать древнюю, уникальную культуру чая и заново открыть многое из того, что забыто. Кроме того, он позволяет воспользоваться теми возможностями туризма и отдыха, которые предоставляют известные центры и районы туризма трех стран: Балтийское море, Санкт-Петербург, Москва, города Золотого кольца России, Сибирь, озеро Байкал, степи Монголии, Улан-Батор, пустыня Гоби, Пекин, чайные плантации Южного Китая, Желтое море. Маршруты «Великого чайного пути» могут привести в страны Юго-Восточной Азии, Европы и Америки. Это достаточно близкая перспектива развития проекта. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брэндом и привлекает все большее количество путешественников. Это один из тех маршрутов, на котором стоит побывать хотя бы один раз в жизни.

В 2012 году в городе Эрлянь состоялся Международный форум "Чайный путь",

На котором была запланирована встреча участников из России, Китая и Монголии, посвященная вопросам развития трансграничного туризма. Представители трех стран намерены создать международный союз городов "Великого чайного пути" и выработать платформу их сотрудничества.
Встреча в Эрляне станет второй большой акцией, посвященной "Великому чайному пути", в нынешнем году.

В Бурятии состоялся Международный туристический форум "Великий чайный путь" с участием около 200 специалистов туриндустрии из девяти регионов России, КНР, Монголии, Испании, Франции, США, Тайваня и Японии.
Туристический маршрут "Великий чайный путь" уже несколько лет разрабатывают туроператоры России, Китая и Монголии.

В рамках многочисленных международных мероприятий монгольской стороной организован Международный Культурно- образовательный форум «Интеграция на великом чайном пути»,в работе которого приняли участие мы со своим творческим проектом «Туристичесие маршруты села Новая Брянь. Их развитие и популяризация».Работа частично представлена в приложении.

Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение предлагает придать трансграничному туристическому маршруту "Великий чайный путь" / Россия- Китай-Монголия/ статус проекта, реализуемого под эгидой Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/.

Российско-китайско-монгольский туристический маршрут "Великий чайный путь" стал маршрутом международного автопробега. Он стартовал в городе Эрлянь, прошёл через столицу Монголии Улан-Батор, проследовал по территории Бурятии до особой туристической зоны "Байкальская гавань".

Сам собой напрашивается вывод о том,что Чайный путь исключительно интересный туристический маршрут,в развитии которого заинтересованы три государства.

4.Заключение

«Великий чайный путь» действовал 260 лет и сыграл огромную роль в сближении соседних народов, в развитии экономики и культуры, родственных, дружеских, семейных связей. На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. «Великий чайный путь» по объемам торгового оборота был вторым после «Великого шелкового пути», но по протяженности, а также по тому, какое влияние он оказывал на жизнь народов и стран, участвовавших в чайной торговле, он сравним с «Великим шелковым путем.

Мы считаем, что Чайный путь с его многовековой историей и колоссальной значимостью не должен прерываться в городе Кяхта,а должен развиваться,хотя может теперь и в другом направлении.

Целью нашей исследовательской работы было изучение исторических фактов и доказательств о возможности возрождения Чайного Пути на территории Республики Бурятия как туристического маршрута.

Для достижения цели решили следующие задачи :

Изучили литературу и архивные документы по данной теме. С целью всестороннего изучения темы исследования, посетили краеведческие музеи г.Улан-Удэ, г.Кяхта, Новобрянский Информационно – Культурный Досуговый Центр. Для подтверждения архивных исторических материалов была проведена работа со старожилами села Новая Брянь. Осуществляли сбор информации на территории Монголии. Выступили и получили высокую оценку проектной работы Конференции,……в городе Улан-Батор.

Накопленные нами материалы, позволили оформить и представить исследовательскую работу на научно-практической конференции «Первые шаги» на базе Лицея №27 и получить номинацию «За полноту исследования».

Для популяризации маршрута «Чайный Путь» на территории Бурятии нами были представлены доказательства его важности для международного туризма.

Нами был разработан дизайн туристической продукции– календарей, брелоков и декоративных магнитов.

А почему бы в Улан-Удэ тоже не увековечить память созданием памятника,например, «Чайному цибику».Ведь чай –это товар,благодаря которому развился и вырос наш город.

Так как наш исследовательская проектная работа носит долгосрочный характер, нам необходимо осуществить следующие задачи:

1.Создать сайт,

2.Снять фильм об истории Чайного пути.

3.Представить свою исследовательскую работу на английском языке на Международной конференции в г.Улан-Батор.

Приложение

Первая точка маршрута «Культура семейских» ,которая позволит туристам познакомиться с культурой старообрядцев, увидеть «живой» дом-музей, угоститься национальными блюдами, увидеть представление с народным фольклором, услышать историю села, о первых поселенцах. В чем же загадка культуры семейских, почему ей интересуются, почему о ней надо рассказывать и непременно сохранять. Переселённые 250 лет назад в далёкую Сибирь, семейские сумели сохранить свою веру, традиции, быт и культуру речи. Мы решили расспросить свою бабушку, потомственную семейскую, какие традиции сохранились в нашей семье. Она рассказала, что помнит,как её мама и бабушка крестились двумя перстами, а из одежды носили сарафан и кичку, из украшений бусы на шее. На Пасху в селе дети катают пасхальные яйца, а взрослые играют в кости. В быту бабушка употребляет такие слова: браво –хорошо, морок - чёрные тучи, тарочки - булочки, шибко - сильно. Ещё одна отличительная черта семейских- это их трудолюбие, вокруг Новой Бряни стоят многокилометровые поля отвоёванные у леса и возделанные за 250 лет.

Что можно сделать, чтобы привлечь больше людей и рассказать им об исчезающей культуре семейских. Мы предлагаем создать герб для нашего села, чтобы по нему нас везде узнавали. На гербе слева - часть конька избы, рубленного топором с надписью – годом основания, справа колесо от санопрядки – эти два элемента символизируют искусность и трудолюбие семейских. Жёлтый цвет - солнце, справа зелёный цвет - поля и горы. Голубая извилистая лента – река Брянка, на которой было основано село. Красный орнамент символизирует верность традициям. Шестерёнка посередине герба означает,прославивший Новую Брянь в Советское время, завод.

Посещение «Мельничного жернова» , по легенде жил силач - Мерколя, однажды он так рассердился, что вырвал мельничный жернов и унёс его на край села, говорят до сих пор он лежит на том месте.

Вторая точка маршрута – «Шаман-гора» , отношения к «Великому Чайному Пути» и семейской культуре не имеет, но заслуживает внимания, так как имеет историческую и археологическую ценность. В районе Шаман-горы около 17 тысяч лет назад располагалось поселение древних охотников. Мы посетили этот маршрут, кратко я расскажу о нём. Скала, именуемая Шаман-горой, стоит на вершине пологой сопки, неприступно возвышаясь над окружающим лесом, каменная поверхность покрыта округлыми извилинами, складывающимися в причудливые узоры. По легенде, когда-то давно здесь жил один из последних шаманов, изгнанный из села старообрядцами. Он предавался молитвам и медитациям, в особые дни поднимался на самую вершину и подолгу оставался там. Когда он умер, его захоронили здесь же, и после его смерти верхняя часть отвесной скалы приняла вид его лица. Считается, что дух шамана до сих пор обитает здесь, и если человек приехал с добрыми помыслами, он обязательно поможет. Выветренные щели на верхушке нависшего над поляной утёса и в правду образуют очертания, напоминающие сморщенное лицо очень старого человека с густыми бровями, усами и бородой. Если осмотреть скалу вблизи, первое, что бросается в глаза – огромная, высотой где-то метра три, расщелина с волнистыми краями-небольшой грот. Её называют «Чрево матери». Справа от грота, в средней части скалы высечена странная фигура - вертикальная линия, перечеркнутая косым крестом. Несколькими метрами правее, где-то на высоте полутора метров, если присмотреться, можно различить рисунки-петроглифы: вертикальные черты, выполненные чёрным, либо кресты, нарисованные оранжевой охрой. Крест, и рисунки по словам археологов принадлежат древним людям и обозначают птицелюдей. Рисунки за минувшие века почти стёрлись, чтоб различить их, приходится смачивать водой шершавую поверхность. Ещё правее, уже ближе к краю стены, на высоте трёх-четырёх метров, из углубления в скале сочится «каменное масло» - на поверхности камня в этом месте чернеет огромное влажное пятно. Окрестные жители собирают это «масло» в лечебных целях, к влажному пятну можно добраться по деревянной лестнице-настилу. Поднявшись наверх скалы по узкой тропинке, нам открывается чудесная панорама окружающей долины.

Список литературы

1. www.visit-baikal.ru

2. Национальный архив Бурятии: фонд 207, опись 1, дело 1689

БУРЯТОВЕДЕНИЕ

Т. С. Доржиева

Чайный путь на территории Бурятии: история и топонимия

Великий Чайный путь (середина XVIII - начало XIX вв.), сыгравший огромную роль в становлении Бурятии как полноценно развитого региона России, рассматривается как важный фактор расширения и изменения топонимической системы края. Приведены некоторые данные, полученные в результате исследования топонимии прилегающей к Чайному пути территории Бурятии, сделаны выводы о влиянии событий той эпохи на формирование топонимии региона.

Ключевые слова: топонимия, чайный путь, развитие торговли, заселение, расширение топонимии.

Tea Way on the territory of Buryatia: history and toponymy

The article is devoted to the toponymical investigation of the Tea Way’s area in the Buryat region. The Tea Way (XVII-XIX cent.) played a grate role in the formation of Buryatia as a developed region of Russia. Undoubtedly, it had an influence on the toponymical system of the republic. Just this trace is reflected in the article.

Key words: toponymy, Tea Way, development of trade, inhabitation, widening of toponymy.

Чайный путь, который с середины XVIII в. до начала XIX в. обеспечивал русско-китайские торговые отношения, не случайно историки называют «великим». Это путь, сыгравший огромную роль в становлении Бурятии как культурно, индустриально, политически и социально развитого региона России. Именно с образованием Чайного пути начинают активно развиваться торговые отношения между тремя странами - Россией, Монголией и Китаем. Это была первая и единственная в то время дорога, по которой производилась русско-китайско-монгольская торговля.

В настоящее время Чайный путь представляет большой интерес для исследователей разных областей науки и искусства. Активно реализуется проект по развитию международного туризма на Чайном пути (в нем принимают участие представители РФ, США, КНР, Монголии). Презентация данного проекта была представлена на Первом международном фестивале «Чайный путь - путь этнокультурных контактов» в июле 2007 г. в г. Кяхте. В фестивале принимала участие делегация Китая во главе с именитым режиссером-постановщиком Ван Синь Мин, который намерен снять 100-серийный телеспектакль «Чайный путь».

В Бурятии периодически организуются туристические экскурсии в г. Кяхту, через который проходил Чайный путь. 17 июня 2005 г. была открыта выставка под названием «Чайный путь» в Музее истории Бурятии. Опубликованы статьи и монографии по истории Чайного пути и г. Кяхты (И.П. Кривокур-цева, Е.Е. Попова, В.В. Птицын, А. Субботин, В.П. Шпалтаков, Т.В. Шуман и др.). Следует отметить, что ономастические исследования столь актуального объекта могут лечь в основу организации новых туристических проектов или дополнить уже существующие.

Общеизвестно, что история и топонимика - это две науки, взаимно дополняющие друг друга: исторические факты раскрывают загадки топонимики, а топонимы помогают восстановить фрагменты истории. С этой точки зрения топонимия Чайного пути на территории Бурятии, несомненно, достойна внимания исследователей, поскольку она обладает значительным информационным потенциалом.

Рассмотрим влияние Чайного пути на топонимию прилегающей к нему территории в пределах бурятского региона в свете исторических событий эпохи того времени. Исторический компонент в топонимике, как известно, обязателен и важен как факт истории языка. Ни одно историческое событие не отражается в языке непосредственно. Следы его могут быть обнаружены в отдельных словах, поскольку язык представляет собой достаточно автономную систему, с трудом подвергающуюся внешним влияниям, но постоянно изменяющуюся по своим собственным законам .

История Чайного пути начинается с основания торговой слободы Кяхты. В 1727 г. русские дипломаты, возглавляемые чрезвычайным послом и полномочным министром С. Л. Владиславичем-Рагузинским, обязаны были добиться признания за русскими права иметь «свободный торг» как с китайцами, так и монголами и узнать, какие товары оттуда привозятся и сколько они стоят. Однако решение этих проблем цинские власти ставили в прямую зависимость от признания новых границ империи. Лишь заключение Буринского договора (август 1727 г.), устанавливающего русско-китайскую границу, сдвинуло переговоры с мертвой точки.

Примерный маршрут Чайного пути на территории Бурятии (фрагмент административной карты Республики Бурятия 1998 г.)

Масштаб 1: 1 250 000

Кяхтинский договор, подписанный 21 октября 1727 г., определил место для строительства будущей торговой слободы для русско-китайской торговли: между рекой Кяхтой и горой Ороготой . 15 июня 1728 г. С. Л. Владиславич-Рагузинский в торжественной обстановке в присутствии представите-

лей обеих сторон положил первый камень при закладке торговой слободы Кяхты, которая стала одним из самых крупных центров русско-китайско-монгольской торговли. Через два года слобода была полностью отстроена и 29 августа 1729 г. официально было объявлено, что «на Кяхте торг открыт». Так началась история Кяхтинской торговли, сыгравшей в ХУШ-Х1Х вв. важную роль во взаимоотношениях России с цинским Китаем и Монголией . Одновременно был заложен город Троицкосавск, который во второй половине XIX в. стал одним из крупнейших культурных центров Забайкалья. Г ород был построен на основе Новотроицкой крепости по проекту Рагузинского в 1727 г. на обоих берегах реки Кяхты у впадения в нее ручья Грязнуха. Название города представляет собой сочетание названия крепости и имени графа Саввы Рагузинского .

В результате расширения Троицкосавска Кяхта становится одним из его поселков. Поскольку в данный период торговая слобода имела международное значение, а также в силу социальнополитического фактора (для топонимии советского периода не характерно использование имен царских чиновников и религионимов в географических названиях) ойконим Кяхта вытеснил название Троицкосавск, а географический термин слобода ныне используется для обозначения окрестностей бывшей Кяхты (Слобода). Имя же Саввы Рагузинского, по данным топонимических словарей, осталось навсегда запечатленным в названии притока Селенги, маленькой речки Сава в Кяхтинском районе . Название Кяхта, которое сохранилось до сих пор, произошло от бурятского хяагта, что означает ‘пырейное место’ (хяаг - ‘пырей’) .

Кяхтинская торговля с самого своего возникновения составляла одну из важнейших статей российской внешней торговли. Долгое время Кяхта была единственным пунктом, через который Россия могла поддерживать коммерческие и даже дипломатические связи с Китаем. Эта торговля послужила важным средством к упрочению благосостояния сибирского края , хотя и имела для Сибири преимущественно транзитный характер. Чайная торговля через Кяхту начала угасать в начале XIX в. в связи с появлением более удобного и быстрого способа доставки товара на рынки России Транссибирской магистрали.

Точный маршрут Чайного пути установить достаточно трудно, поскольку он мог варьироваться в зависимости от времени года (зимой - по льду, летом - по суше), способа передвижения (на волах или верблюдах). В исторических источниках, где дается описание маршрута, чаще всего упоминаются названия китайских поселений Калган и Маймачен, по России - Кяхта, Удинский острог, Иркутск, Тобольск, Нижний Новгород. По данным А. Субботина, протяженность Чайного пути составляла более 10 тыс. верст, почти третью часть земного шара . По Бурятии Чайный путь проходил от г. Кяхты до оз. Байкал вдоль реки Селенги, протяженность данного отрезка составляет примерно 435 км.

Как известно, дороги, особенно первые в регионе пути сообщения, являются одним из важных факторов расширения, а также изменения топонимической системы. Как показывает проведенное исследование, Чайный путь не составляет исключения. Функционирование Чайного пути оказало существенное влияние на ойконимическую систему всего региона, в особенности прилегающей к дороге территории. Следует отметить, что исследуемый ареал является наиболее густонаселенным на территории Бурятии. Окрестности Чайного пути как пути сообщения, безусловно, были весьма удобным местом для расселения людей, учитывая и тот факт, что дорога следовала вдоль реки. Люди издавна селятся в долинах рек, находя здесь наиболее благоприятные условия для жизни и ведения хозяйства.

Во второй половине XVIII в. царское правительство принимает меры к заселению забайкальской окраины. Одной из главных целей колонизации Забайкалья наряду с созданием продовольственной базы и рабочего резерва для Нерчинских серебро-свинцовых рудников и плавильных заводов, являлось закрепление пограничной полосы и обеспечение Кяхтинской торговли. Заселение Забайкалья шло значительно медленнее, чем местностей, расположенных к западу от Байкала. Колонизация Прибайкалья началась еще в середине XVII в., царское правительство вело сравнительно осторожную политику по отношению к Забайкалью из-за боязни волнений и откочевок в Монголию .

Несомненно, процесс заселения сопровождался образованием новых поселений. До развития торговли по Чайному пути и колонизации в Бурятии было относительно мало населенных пунктов, что объясняется ведением кочевого образа жизни местного населения. Несколько острогов и зимовий не были столь развиты и не имели большого значения. В «Чертежной книге Сибири», составленной тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1703 г. (частично опубликована в книге Ф.А. Кудрявцева «История бурят-монгольского народа» ), зафиксировано мало населенных пунктов.

Русские крестьяне явились проводниками земледельческой культуры и оседлого быта, что также ведет к расширению ойконимии региона. Переходя к оседлому образу жизни, буряты в основном расселились по реке Селенге, в долине которой они кочевали. Бурно развивающаяся торговля притягивала местное население ближе к проезжей части, где можно было сбывать пушнину и другие продукты их жизнедеятельности. Большая часть населения Бурятии была занята обслуживанием торговли. Русские же переселенцы, как уже отмечалось, именно для этой цели и были отправлены в Забайкалье.

С ростом колонизации, развитием торговли, зарождением промышленности старые остроги, быв-

шие когда-то временными укрепленными пунктами, становятся более прочными торговоадминистративными центрами, возникают города и поселки городского типа. А.П. Окладников приводит следующие данные: «В Верхнеудинском уезде в 1791 г. насчитывалось 252 поселения, в том числе два города: Верхнеудинск и Селенгинск, три острога (Кабанский, Илимский, Итанцинский), три крепости (Троицкосавская с Кяхтинским форпостом (торговая слобода Кяхта), Петропавловская и Кударинская), тринадцать казачьих караулов, затем слободы и деревни» .

Таким образом, опираясь на исторические факты, представляется возможным сделать вывод о том, что формирование Чайного пути привело прежде всего к обогащению ойконимии исследуемого ареала, а также Бурятии в целом. Топонимия Чайного пути на территории Бурятии, по современным картографическим данным, подтверждает сказанное. Ойконимы составляют наиболее многочисленную группу именуемых географических объектов рассматриваемого ареала - 128 (56,4% общего числа топонимов Чайного пути на территории Бурятии), из них русских - 71, бурятских - 38.

Славяноязычные топонимы образуют внушительный пласт топонимии как территории Чайного пути, так и всего региона. По республике в настоящее время насчитывается около 300 названий населенных пунктов на русской языковой основе, что составляет более 30% общего числа ойконимов Бурятии . Абсолютное большинство славяноязычных ойконимов составляют названия по имени или фамилии первопоселенца: Арсентьево, Барыкино, Дубинино, Жилино, Ивановка, Ильинка, Инкино, Ме-тешиха, Тресково, Шергино и др. Данный факт подчеркивает стихийный характер процесса номинации, обусловленный интенсивным заселением края.

В связи с развитием торговли по Чайному пути интенсифицировалось движение, что повлекло за собой в силу практической необходимости расширение не только ойконимической, но и оронимической, гидронимической и других онимических систем ареала. Достаточно большое количество оронимов и гидронимов на русскоязычной основе позволяет предположить, что обогащение происходило в большей степени за счет русских названий. Действительно, анализ стратиграфических пластов топонимии Чайного пути на территории Бурятии выявил, что славяноязычный и монголоязычный пласты являются наиболее многочисленными. Это объясняется тем, что русский и бурятский языки в течение последних четырех веков являются доминирующими на данной территории и продолжают оставаться продуктивными в сфере образования топонимов . Примерное соотношение стратиграфических пластов топонимии отражено в таблице 1.

Таблица 1

Стратиграфические пласты топонимии Чайного пути на территории Бурятии

Языковая принадлежность Количество % Примеры

Монгольские (бурятские) 64 28,2 Баян-Г ол

Русские 115 50,7 Большой Луг

Тюркские 9 4 Заганский хребет

Тунгусские 13 5,7 Селенга

Палеоазиатские 5 22 Куналей

Гибридные 15 6,6 Усть-Кяхта

Другие 6 2,6 Сухара

Итого 227 100

Наряду с формированием русской топонимии рассматриваемого ареала наблюдается процесс адаптации (фонетической и морфологической) уже имевшихся иноязычных географических названий в русском языке, в том числе и образованных на бурятской языковой основе. Возникают названия с двухкомпонентной структурой, стержневым словом которой являются лексемы с бурятской или другой субстратной языковой основой, а определение представлено основой на русском языке, т.е. гибридные топонимы (например, Усть-Кяхта от рус. устье и бур. хяагта ‘пырейное место’) . Значительную роль в образовании русских топонимов играет калькирование с бурятского языка (например, Галуута нуур - Гусиное озеро, Ехэ Нуга - Большой Луг, Шабарта - Грязнуха, Хужир - Солонцы).

Формирование Чайного пути предполагало более активное использование топонимических названий как уже бытующих, так и вновь образованных. Поскольку Бурятия занимала ключевую позицию в развернувшейся чайной торговле между Китаем и Россией, она, безусловно, была в центре внимания историков, географов, картографов, путешественников и т.д., а это означает, что географические названия региона стали известны далеко за его пределами как внутри России, так и за рубежом. Они, вероятно, чаще и подробнее фиксировались на картах и в документах, что имеет немаловажное значение для топонимических исследований региона (табл. 2).

Историческая обстановка эпохи Чайного пути, характеризующаяся взаимовлиянием русского и местного населения, отразилась и в особенностях терминологической системы топонимии Бурятии. Первые русские землепроходцы, впоследствии и русские переселенцы Сибири в новой природной обстанов-

ке и новых хозяйственных условиях не находили в своем природном словаре нужных слов для обозначения некоторых новых для них явлений, в этом случае они заимствовали у местных жителей необходимые слова и ввели их в обиход . К числу широко употребительных локальных географических терминов, бурятских по происхождению, относятся: тайга, бом, убур, дабан, аршан, байц, байсаниты, горхон, гуджир, хужир, сардык, гоби, обо, утуг .

Приведем толкования некоторых из них. Улус - принятое русскими название бурятских селений, соответствующих селу или деревне. Аршан, аршаан - минеральный или теплый источник, имеющий целебные свойства. В прошлом буддисты в Бурятии приписывали свойства аршана некоторым пресным источникам, поэтому буряты, особенно Аларского района, аршаном стали называть ключи с холодной, пресной, чистой водой, придавая им целебное значение. Термин аршан широко распространен в Монголии, Западном Китае, Средней Азии, Алтае и Восточной Сибири. Его происхождение связывают с санскритским рашиани - «нектар, питье богов». В Бурятию термин аршан занесен в связи с распространением буддизма (ламаизма). Дабан - на монгольских языках дабаа, дабаан - горный перевал, седловина в хребте, подъем. Термин образован от глагола дабаха - подниматься на гору, переходить через перевал.

Таблица 2

Ойконимы город 3 1,3

поселок 50 22

село 72 31,7

станция 1 0,4

Микроойконимы нежилые постройки 2 0,9

Всего 128 56,4

Гидронимы река 39 17,2

ручей 17 7,5

озеро 6 2,6

залив 1 0,4

Всего 65 28,6

Оронимы гора 8 3,5

скала 3 1,3

урочище 3 1,3

пещера 2 0,9

разрез 2 0,9

хребет 6 2,6

перевал (дабан) 2 0,9

долина 1 0,4

сопка 1 0,4

возвышенность 1 0,4

оползень 1 0,4

Всего 33 14,5

Дримоним лесной массив 1 0,4

Итого 227 100%

В семантике топонимов рассматриваемого ареала прослеживается влияние событий эпохи Великого Чайного пути. На первый взгляд, Чайный путь не сыграл существенной роли в самом процессе номинации географических объектов прилегающей территории, поскольку в практическом материале не отразились события тех времен непосредственно (зафиксировано лишь одно название Сава - ручей, приток Селенги выше Усть-Кяхты, об этимологии которого уже говорилось). Однако, являясь способом осуществления торговли между разными странами, а также путем сообщения внутри региона, Чайный путь способствовал взаимодействию различных лингвосоциумов. Население Бурятии входило в наиболее частые и тесные контакты с монголами и китайцами, находясь на границе с Монголией, через которую чай перевозили в Россию. Эти контакты оказали взаимовлияние на культуру, быт, мировоззрение контактирующих народов, отразились на выборе мотивов номинации географических объектов. По этому поводу уместно привести мнение А.В. Суперанской о том, что «имена собственные, как имена нарицательные, имеют или имели свою мотивировку. Все они социальны и историчны, так как отражают не только общественные вкусы, но и характерные мировоззрения людей, их общественные взаимоотноше-

ния, идеологию, и, наконец, общественные традиции» . Кроме того, закрепление русско-китайской и русско-монгольской границы, рост колонизации, развитие торговли и торгового капитала, ремесел, зарождение промышленности отразилось на социально-экономической и политической жизни бурятского населения в XVIII в., а также внесло изменения в сельское хозяйство (рост сенокошения, земледелия, распространение огнестрельного оружия для пахоты и т.д.) и быт, усилило связь бурятского хозяйства с рынком .

Таким образом, справедливо заключить, что эпоха Великого Чайного пути - это не только яркая страница истории, но и свидетельство истории формирования топонимической системы Бурятии.

Литература

1. Чимитдоржиев Ш.Б. Россия и Монголия. - М., 1987.

2. Шагдаров Л.Д. Сближение бурятского языка с другими языками народов СССР // Взаимовлияние языков в Бурятии. - Улан-Удэ, 1978.

3. Попова Е.Е. Кяхта: памятники истории и культуры. - М., 1990.

4. Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии. История, система и происхождение географических названий. -Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1969.

5. Балабанов В.Ф. В дебрях названий. - Иркутск, 1977.

6. Топонимический словарь этнической Бурятии / сост. И.А. Дамбуев, Ю.Ф. Манжуева, А.В. Ринчинова. -Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007.

7. Шпалтаков В.П. Торговля России с Китаем в Кяхте в I половине XIX в. // Россия и Восток: взгляд из Сибири. - Иркутск, 1998. Т. 2.

8. Субботин А. «Кяхтинский» чай // Кяхтинская старина: альманах. - Кяхта, 2003.

9. Окладников А.П. История Бурят-Монгольской АССР. - Улан-Удэ, 1951. Т. I.

10. Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа. - М.; Л., 1940.

11. Шулунова Л.В. Ономастика Прибайкалья. - Улан-Удэ, 1995.

12. Доржиева Т.С. Стратиграфические пласты топонимии Чайного пути на территории Бурятии // Кулагин-ские чтения: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. - Чита: Чит. гос.ун-т, 2007. Ч. II.

13. Доржиева Т.С. Гибридные топонимы Чайного пути на территории Бурятии // Восточное общество: интеграционные и дезинтеграционные факторы в геополитическом пространстве АТР: материалы междунар. науч-практич. конф. - Улан-Удэ, 2007.

14. Доржиева Т.С. Роль географических терминов в образовании топонимов (на материале топонимов Чайного пути на территории Бурятии // Проблемы лингвистического краеведения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. -Пермь, 2007.

15. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. - М.: Наука, 1973.

1. Chimitdorjiev, Sh.B. Russia and Mongolia. - Moscow, 1987.

2. Shagdarov L.D. Approach of buryat language with other languages of USSR nations // Vzaimovliyanie yazikov v Buryatii. - Ulan-Ude, 1978.

3. Popova E.E. Kyahta: memorials of history and culture. Moscow, 1990.

4. Melheev M.N. Toponymy of Buryatia. History, system and origin of geographical names. - Ulan-Ude, 1969.

География пути

География Великого чайного пути достаточно обширна и охватывает значительные территории Китая , Монголии , России и других стран. Путь имел множество сухопутных дорог, волоков, водных путей по рекам и морям.

Протяжённость сухопутного пути из Москвы до Пекина составляла по одним данным 8332 версты, по другим - 8839 вёрст, без учета ответвления "Иркутск-Аляска".

Путь начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более чем 150 городов трех стран. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Тяньмынь, Юэкоу, Цзинчжоу, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган (ныне Чжанцзянкоу), Пекин, Чжанбэй, Ундерхаан, Мурен, Хух-Хото, Улан-Хуа, Замын-Уула, Эрдэнэ, Урген, Айраг, Чойр, Баян, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Кабанск , Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск , Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск, Красноярск , Новосибирск , Ишим, Омск , Томск , Тобольск , Тюмень , Туринск, Верхотурье, Екатеринбург ,Кунгур ,Соликамск, Ирбит , Нижний Новгород , Великий Устюг , Вологда , Кострома , Ярославль , Переяславль-Залесский, Москва , Санкт-Петербург . Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.

Водно-сухопутный маршрут шел по реке Янцзы до Шанхая, далее - через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Харбин , Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск.

В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску.

В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удунгинский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь), а также водные пути через Байкал и по Селенге.

Некоторое количество чая перевозили также по маршруту Великого шёлкового пути (через Среднюю Азию).

Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путём через Суэцкий канал и Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток . В другие страны чай попадал морским путём. Из Шанхая маршруты шли в Лондон , Ливерпуль , Бостон .

История

В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор , положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем.

В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславичем . В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Буринский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхта, а также Кяхтинский договор , определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем.

На русско-китайской границе началось строительство города Троицкосавска, рядом с которым образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. Это положило начало интенсивному торговому обмену между странами, который продолжался почти 300 лет.

В 1787 году в России была основана первая чаеторгующая компания "Перлов с сыновьями". Несколько позже появляется обособленный клан торговцев чаем - "чайники". С этого времени чай начинают продавать не только в столицах и близких к ним городам, но и в других регионах России.

Очень важным для русской чайной истории стал 1903 год - завершилось строительство Транссибирской магистрали , что положило конец караванной торговле. Вместе с тем благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Великий чайный путь" в других словарях:

    Великий шёлковый путь в I веке (см.: Дацинь и Серес). Великий шёлковый путь (термин введён немецким географом Рихтгофеном в 1877 году; кит. 絲綢之路, узб. Буюк Ипак Йўли, каз. Жібек Жолы, перс. جاده ابریشم, араб. طريق الحرير‎‎ … Википедия

    Великий возвеличивающий или выделяющий эпитет, в случае с человеком дополнительное именование, которое часто получали наиболее выдающиеся люди: правители, полководцы и философы. Возвеличивающие эпитеты люди нередко получали еще при жизни, и … Википедия

    В исторической реконструкции Великий колёсный путь (англ. Great Trunk Road, Shah Rah e Azam, урду … Википедия

    Путь «из немец в хазары» гипотетический торговый путь или комплекс из множества отдельных путей, существовавший в IX XI веках и связывавший низовья Волги (Хазарский Каганат) с крупными европейскими державами того времени (например,… … Википедия

    В I веке (см.: Дацинь и Серес). Великий шёлковый путь (термин введён немецким географом Рихтгофеном в 1877 году; кит. 絲綢之路, узб. Буюк Ипак Йўли, каз. Жібек Жолы, перс. جاده ابریشم, араб. طريق الحرير‎‎ … Википедия

    Запрос «Шёлковый путь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В I веке Великий шёлковы … Википедия

    Сибирские водные пути были основными путями сообщения в российской Сибири до 1730 х годов, когда дороги начали строиться. Реки имели первостепенное значение в процессе разведки и колонизации Россией обширных сибирских территорий. Так как три… … Википедия

    На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь «из варяг в греки» по Днепру (фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «из варяг в гре … Википедия

Путь Воина, Путь Отшельника, Путь Мага… Среди множества Путей – малоизвестный, странный, таинственный Путь Чайного Мастера. Можно ли идти таким Путем в нашей обычной жизни, и если да — как Путь Чая соотносится с духовными поисками современного человека?

О Духовности

Понятия «обычная жизнь» и «духовный путь человека» для меня идентичны. Но, оказывается, эту точку зрения разделяют далеко не все. В чем же загвоздка?

Когда люди говорят о своей «обычной жизни», они имеют в виду каждодневный распорядок дня: семейные обязанности, работу, отдых, хобби, занятия спортом и т.д.

Говоря о «духовном пути», некоторые имеют в виду — церковь, другие – йогу и восточные учения, третьи – специфические духовные практики и медитацию, четвёртые – все сразу.

В целом, люди начинают задумываться о своем духовном пути, когда по тем или иными причинам теряют ясность в вопросах «зачем жить?» и «кто я?», и начинают по необходимости или просто ради интереса искать истинный смысл своих поступков и смысл жизни.

Но поскольку вопрос духовного пути, как таковой, отсутствует в нашем образовании и представлен либо церковью, либо самоучками-эзотериками, основная проблема большинства кроется именно в сознательном отделении духовности, то есть смысла жизни, от того, что мы делаем ежедневно, — то есть, от самой жизни. Получается, что жизнь, теряющая свой смысл, обрести его не может, будучи отделенной от «духовности». В итоге мы получаем несчастного человека, который вынужден работать ради денег, осознавая бессмысленность своей каждодневной деятельности по сравнению с теми духовными знаниями и благостными идеями, которыми он напичкал себе голову. Следствием этого является отсутствие связи между идеями и их воплощением. Идей существует очень много, законченных образов и схем реализации — меньше, самой реализации – ничтожно мало. Многие «духовные» люди имеют доступ к красивым и вкусным духовным идеям, но в связи с жесткостью нашего мира не находят в себе силы их воплотить в жизнь. Как результат, большинство идей остаются мёртвыми, а их носители продолжают страдать.

Вероятно, многим знакома сентенция: «Совсем не одно и то же: знать о Пути, встать на Путь, идти по Пути и самому стать Путем». Это как раз о том, что вся каждодневная жизнь, начиная с режима дня, заботы о здоровье, определения вашего круга общения, творческих занятий, любимого человека и заканчивая вашими духовными практиками, и является вашим истинным Путем.

Следуя этому принципу, например, в древнюю оккультную школу Пифагора не принимали людей без семьи, не достигших определённого возраста и социального положения. Истории не известны случаи, когда не реализованные в обычной жизни люди были бы допущены к каким-либо тайным знаниям, дающим им реальную возможность воздействовать на себя и на мир.

О разных Путях

Каждый человек абсолютно уникален и приходит в этот мир, неся в себе особые качества и предрасположенности. Можно сказать, что у Бога для каждого человека есть специальный план его развития, а у человека, соответственно, есть задача следовать этому плану. Если человек ему соответствует, он становится ближе к Богу, то есть, к самому себе, становится счастлив. Если человек выбирает не следовать плану и не использовать данные ему качества характера, он как бы изменяет себе и может начать разрушать себя и мир вокруг.

Чтобы ответить для себя на вопрос «Кто я?», описать свои предрасположенности, можно использовать астрологию или пройти как можно больше психологических тестов, расспросить ваших знакомых – какие качества характера в вас им наиболее ярко видны, наконец, понять – что вы в своей жизни не можете не делать? Или поступить как-то иначе. Для ответа на вопрос «Кто я?» важно иметь лишь терпение и желание получить на него ответ.

Если сгруппировать людей по свойственным им качествам и наложить результат на нашу социальную реальность, то мы получим восемь классических направлений деятельности, в которых люди духовно развиваются, или восемь типов людей: 1. Бизнес. 2. Искусство. 3. Политика. 4. Религия. 5. Наука. 6. Учительство. 7. Целительство. 8. Синтез направлений.

Остановлюсь на тех из них, которые могут иметь отношение к феномену чая.

О Пути Чая

Классически китайцы выделяют три вида взаимодействия с чаем:

  • Чай как дело
  • Чай как искусство
  • Чай как Путь

Понятие «Чай как дело» в наибольшей степени относится к «людям бизнеса», т.е. к тем, кому максимальное счастье приносят конкретные действия и их конкретные результаты. Сделать из чая свое дело означает — начать зарабатывать чаем. Вашей изначальной и главной целью в этом случае будет получение прибыли, в какой бы форме это ни происходило – торговля чаем как товаром, создание чайных клубов, проведение чайных церемоний, фестивалей, коллекционирование чая, который со временем дорожает и т.д.

Для людей, основной предрасположенностью которых является стремление к конкретным материальным вещам («людей бизнеса»), такой подход к чаю вполне может быть их духовным путем, т.к. на нём они будут реализовывать себя, и будут счастливы.

Выражение «Чай как искусство» имеет отношение к тем, кто живет созданием прекрасного. Искусство в своей сути не имеет никакой конкретной цели, кроме создания шедевров красоты и гармонии; «чайное искусство» не является исключением. Идущие этим путем, проводят чайную церемонию так, что она завораживает, открывает людям иные миры. Основой в этом случае является создание утонченного продуманного ритуала, который всегда будет стремиться проявить себя в различных формах — начиная от традиционной церемонии и заканчивая, например, чайным театром, живописью, музыкой, кино. Человек свободен в форме самовыражения, и если он избрал в качестве временного посредника для этого именно чайную культуру, он должен привнести в неё себя, создав нечто новое и сохранив, таким образом, традицию — живой, а себя — счастливым.

Отвечая на вопрос, что такое «Чай как Путь», необходимо понять склонности человека, для которого реальным стал именно такой вид духовного пути.

Вероятно, он должен начать с заботы о самом растении, с познания всех тонкостей его растительной жизни. Эта форма деятельности – постоянная забота – является неотъемлемой частью его натуры. Растения реагируют на любовь к себе и платят людям тем же. Кроме того, человек должен обладать острым обонянием и развитой интуицией, чтобы понимать, как обрабатываются листья чая для получения изысканного и полезного напитка.

Громким титулом «Чайный мастер» можно назвать только того человека, который создал продукт под названием «Чай» от начала до конца. То есть – вырастил его, обработал, приготовил, смог правильно заварить и подать тому, кому он был нужен в подходящее для этого время. При этом совершенно необязательно устраивать чайную церемонию.

Чай по своей сути является очень сильно действующей лекарственной травой, и, следовательно, основным направлением деятельности человека, идущего «Путем чая», должно быть именно Целительство – в истинном смысле слова, то есть работающее с чертами характера человека, исцеляющее душу, а потом уже тело. При этом характер самого чая очень медитативный — не зря исторически выращиванием самых изысканных сортов занимались монахи и отшельники. И «человек чая» должен этому соответствовать – пребывать в том возвышенном состоянии, свойственном чаю.
Нельзя забывать и о таком аспекте, как настроение. В повседневной жизни чай помогает поддержать беседу, сгладить шероховатости в общении — сегодня это одна из важнейших его функций. Именно поэтому чай – самый популярный, после воды, напиток. Тот, кто заваривает чай, должен обладать всеми позитивными качествами, свойственными бармену: угадывать, что необходимо человеку в данный момент, и самим действием по созданию напитка творить определенное настроение. Например, в Японии чайный мастер готовил чай самураям перед боем. Это была своего рода настройка: чайный мастер передавал таким образом свое внутреннее уравновешенное и отстраненное состояние, необходимое в бою.

Занимаясь делом своей жизни, человек не должен отвлекаться на что-либо ещё. Поэтому в идеале чайное дело должно быть выстроено таким образом, чтобы «кормить» человека и приносить достаточный для жизни доход. Круг полностью замкнется, а идущий по «Пути чая» получит ресурсы, необходимые для перемен и преобразований.

Фотограф Дмитрий Преображенский.



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.