Удивительные факты о животных жарких стран. Педагогическая мастерская

Викторина «Дикие животные жарких стран» для детей подготовительной группы ДОУ


Описание: Занятие итоговое по теме «Дикие животные жарких стран» из моей практики в старшей группе. Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп детского сада.
Цель: Обобщение знаний по теме «Животные жарких стран».
Задачи:
1. Закреплять знания детей о диких животных жарких стран: их внешний вид, повадки, особенности поведения.
2. Активизировать словарь по теме «Дикие животные жарких стран». Формировать умение составлять рассказы о диких животных жарких стран.
3. Развивать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста в стихотворной форме по ролям.
4. Воспитывать уважительное, бережное отношение к диким животным.

Демонстрационный материал:
1. Картинки с изображениями животных жарких стран.
2. Фигурки животных жарких стран.
3. Выставка рисунков и скульптур из пластилина по теме «Дикие животные жарких стран» (для занятий использовала книгу Г. Шалаевой «Учимся рисовать» и книгу Р. Орена «Секреты пластилина»)
Подготовительная работа:
1. Воспитатель индивидуально раздаёт детям загадки про диких животных жарких стран для разучивания.
2. Дети много узнают о диких животных жарких стран и сами о них рассказывают.
3. Дети лепят и рисуют диких животных жарких стран.
4. Чтение «Телефона» К. Чуковского, отрывки из которого рассказываются по ролям.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы наше занятие проведём в виде игры - викторины. Тема: «Дикие животные жарких стран».
Разделимся на 2 команды: «Знайки» и «Почемучки».«Писатель»
Воспитатель: Вам предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал рассказ о звере или птице жарких стран. Начинает команда «Знаек».
(Это узнали дети в течение двух недель работы по данной теме и использовали в своём рассказе.)
Лев - сильный, красивый и ловкий зверь, похожий на большую кошку. У льва грива. У львицы гривы не бывает. Шерсть у зверя жёлтая, короткая и гладкая. На конце хвоста пучок волос. Ноги у льва очень сильные, с широкими лапами; когти острые, как у кошки и повадки у льва кошачьи.
Днем лев спит, вечером отправляется на охоту; добычу свою всегда подстерегает в засаде, неожиданно бросается на нее, наносит удар своей могучей лапой, рвет когтями и острыми зубами. Нападает и на домашний скот. Лев - хищник.
Живут львы в степях и пустынях Африки и Южной Азии. Благодаря своей желтоватой окраске, лев малозаметен среди камней и песков.
Львица рождает 2-3 детёнышей - львят, похожих на крупных котят.
Жирафы - самые высокие из живущих на земле. Их рост может превышать 6 метров. У них длинные ноги и длиннющая шея, а на шее важно покачивается маленькая голова, увенчанная 2 (3-5 редко) рожками. Голову украшают добрые карие глаза и подвижные узкие уши. Шерсть короткая, по которой по светло-жёлтому фону разбросаны тёмные пятна причудливой формы. На шее растет короткая коричневая грива. На ногах копыта. На конце хвоста - пучок волос.
Питаются жирафы только древесными листьями и молодыми ветками. Жирафы объедают сверху низкорослые деревья. У них длинный, до полуметра, язык и цепкие губы. Излюбленный корм - акация. Они, как опытные садоводы, подстригают кроны деревьев.
Дикие жирафы обитают в Африке, где достаточно деревьев. Рост новорождённого жирафа около 2 метров, то есть рост высокого взрослого человека.
Спят жирафы стоя. Бегать быстро и много не могут, из-за маленьких легких, в 2 раза меньше легких лошади.
Кенгуру - животные, которые живут только в Австралии. Их высота достигает роста высокого человека. Передвигаются животные прыжками и с большой скоростью. Кенгуру могут перескочить через голову стоящих во весь рост людей. У них длинные стопы задних конечностей. На них кенгуру и передвигается. Когда дерутся самцы, они хватают друг друга передними лапами и, опираясь на хвост, бьют противника сразу задними лапами. У кенгуру на животе располагается карман. Это сумчатое животное. В сумке на животе у самки сидит кенгурёнок.
Питаются они листвой. В цирке или в зоопарке можно увидеть кенгуру среднего размера - валлаби.
Бегемот всю жизнь проводит в воде и покидает водоём, чтобы поесть или позагорать. Его огромное тело, которое подошло бы чудовищного размера свинье, опирается на короткие ноги тумбы. В длину тело бегемотов достигает 4 метров, а в высоту 1,5 метров. Огромную голову украшают небольшие уши и глаза, которые чаще всего очень добрые. Тёмно-коричневая толстая кожа голая, хвост короткий. Есть бегемоты начинают после заката. Едят любую траву. Чтобы насытиться, бегемотам нужно 50 кг травы.
Малыш у бегемотихи рождается под водой весом 40-50 кг. Чтобы глотнуть молочка, он должен нырнуть и разыскать материнские соски.
Сейчас бегемоты сохранились только в Африке.
Тигр - самая большая из всех кошек на Земле. Длинное тело его покрыто рыжей шерстью с чёрными полосами и он не заметен среди зарослей тростника и леса. У тигра - небольшие уши и длинные усы. Ноги с большими сильными лапами. На них длинные острые когти.
Как и кошка, тигр лапой и языком чистит шерсть и морду, выгибая спину, играет хвостом.
Тигр охотится за оленями, дикими свиньями, нападает на домашних животных и редко не человека. Как кошка и лев, тигр тихо подкрадывается к добыче, прячется и неожиданно прыгает на нее. Ловит добычу передними лапами. Когда тигр голоден, ест лягушек и ящериц, и даже ягоды.
Почти половина тигров живет в Индии, у нас в стране - на Дальнем Востоке.
Слон самое большое хоботное животное на суше. Серая толстая кожа его голая, только на кончике хвоста есть пучок волос. Короткое массивное тело покоится на толстых, похожих на столбы, ногах с 5 пальцами на каждой. Шея очень короткая, неповоротливая. На голове висят большие уши. Маленькие глаза сидят глубоко. Нос, сросшийся с верхней губой, вытянут в длинный хобот, на конце которого находятся ноздри и пальцеобразный вырост, выполняющий роль органа осязания. Хобот очень подвижен. Слон может поднимать им с земли большие и маленькие предметы, срывать и подносить ко рту ветви, вырывать деревья. Изо рта у слона торчат два бивня, ими слон прочищает себе дорогу в лесу, защищается от врагов, выкапывает корни растений. В челюстях у слонов 24 коренных зуба, но действуют одновременно только 4, остальные находятся в скрытом состоянии.

Люди слонов ловят и приручают, заставляя носить тяжести, ездят на них.
Пища слонов - трава, ветки, листья, корни, плоды. Взрослый слон съедает 180 кг зелени и выпивает около 100 литров воды. Слоны, обламывая ветви, серьезно повреждают лес.
Водятся слоны в лесах Африки и Юго-Восточной Азии. У слоних рождается один слонёнок и 3-5 лет слониха кормит его своим молоком. Слонёнок вырастает к 8-12 годам.
Мартышки - самые мелкие и примитивные обезьяны. Вес до 10 кг. Строение тела мартышки приспособлено к жизни на деревьях. Обе пары конечностей похожи на руки людей: пальцы покрыты не когтями, а ногтями; ладони и подошвы свободны от волос. При лазании по деревьям пользуются всеми четырьмя конечностями, как руками; по земле ходят на четвереньках. Обезьяны ловко прыгают с ветки на ветку. Качаются на них. Питаются мартышки почками и сочными плодами деревьев, летом - яйцами птиц. В некоторых местах они совершают набеги на сады и огороды.
Живут мартышки стадами в лесах Азии и Африки. Мартышек часто держат в неволе. Они очень общительны, подражают действиям людей.
Самка очень заботится о своих детёнышах, кормит их молоком, а затем приносит им насекомых, ягоды, птичьи яйца.
(Кто - либо из детей выходит под аплодисменты и рассказывает свой рассказ, показывая картинку с изображением животного). «Загадки и отгадки»
Воспитатель: Сначала команда »Почемучек» загадывает свою загадку «Знайкам», а затем «Знайки» загадывают загадку «Почемучкам».
Мягко ходит по дорожкам,
С виду - как большая кошка,
Гибкая, усатая,
Шёрстка полосатая.
Хоть на кошку он похож –
Ты к нему не подойдёшь:
В лапках сила велика –
Может завалить быка,
С этим зверем не до игр,
Очень уж опасен …(тигр)
(С. Васильева, В. Мирясова)
В зеркало взглянув с зарёй,
Был доволен он собой:
Устрашающе красив,
Грациозен, желто грив,
Лапы сильны и могучи,
Рык несется выше тучи.
В жаркой Африке своей.
(Лев)
(В. Мирясова)
Длинная шея и длинные, ноги,
Ходит животное это в тревоге,
Щиплет листочки. Заметен врагу,
Боится попасться он тигру и льву.
Ах, для чего же он так красив,
Если так робок и так боязлив?
(Жираф)
(В. Мирясова)
Я зелёный, голубой –
Это цвет любимый мой.
А у зеркальца крутился,
Даже с прутика свалился.
Проса поклевал немножко,
Вдруг из клетки вижу - кошка.
Я ей голоском хозяйки:

«Хочешь кушать, попрошайка?»
Кошка смотрит, не поймёт,
Кто поесть ее зовёт?
(Попугай)
(В. Мирясова)
Тонкая шея, длинные ноги,
Странная птица бежит по дороге,
Крыльями машет, не может взлететь,
Но человеку за ней не успеть.
Очень уж быстрый у птицы той бег –
Нет, не догонит ее человек.
Да и не надо, ведь может лягнуть –
Не любит, когда преграждают ей путь.
Прямо в траве эти птицы гнездятся,
В гнездах зелёные яйца хранятся,
Папы самцы в птичьих гнездах сидят,
Птенцов стерегут, не пьют, не едят.
Птицы, чем эта, крупней в мире нет.
Кто эта птица - придумай ответ.
(Страус)
(С. Васильева)
Белеют бивни, точно снег,
Животное сильнее всех.
Огромный, серый, с добрым нравом,
Идёт по джунглям величаво
И длинным носом, как рукой,
Поднять он может нас с тобой.
(Слон)
(В. Мирясова)
Кто-то в сумке носит спички,
Кто-то важные вещички,
Кто-то книжку и игру,
А детишек …(кенгуру).
Её скрывает, словно маска,
От всех защитная окраска,
Размечена, как переход,
Она по Африке идет.
(Зебра)
Великолепным оперением
Этот красавец всем знаком,
Гордится он по праву украшением –
Цветами радуги сияющим хвостом.
(Павлин)
(С. Васильева)
Клюв его с большим мешком,
Им рыбу ловит, как сачком.
В зоопарк из дальних стран
К нам приехал …(пеликан) .
(С. Васильева)
Не старик он - а горбат,
Не овца - а шерсти клад,
И силен, и терпелив,
И в еде не прихотлив,
По душе ему пустыни,
Там живет, где зреют дыни.
(Верблюд)
(В. Мирясова)
Иголок много - а не ёж,
Хоть на ежа он и похож.
Колючки у него длинней,
Иголки белые острей.
Он высоко их поднимает –
Так этот зверь врагов пугает.
Колюч и грозен зверь снаружи,
Плоды и листья ест на ужин.
Он в жарких странах лишь живёт,
И в зоопарк нас в гости ждёт.
(Дикобраз)
(С. Васильева)
Я прыгать по деревьям
Могу не хуже кошки
И в джунглях наших древних
Мне не нужны дорожки.
Заменят мне качели –
Зеленые лианы,
Вот только бы поспели
Любимые бананы.
(Обезьяна)
(В. Мирясова)
Есть не мало рогачей
В зоопарке и в лесу
У всех рога на голове,
У одного лишь на носу.
(Носорог)
(С. Васильева)
Толстокожий, толстогубый,
И во рту четыре зуба.
Если он раскроет пасть
Можно в обморок упасть!
(Бегемот)
(С. Васильева)

Подвижная игра «Крокодил»

Водящий в роли «крокодила» изображает зубастую пасть, вытягивая руки вперёд одну над другой. «Крокодил» под весёлую музыку пританцовывает, играет с детьми, а затем неожиданно смыкает руки. Кто попался, тот и водящий. Игра повторяется несколько раз."Театральный "
Воспитатель: Обе команды приготовили чтение по ролям отрывков из стихотворения К. Чуковского «Телефон» (использование масок и телефонов).
1.
- У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять.
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
2.
А потом позвонил Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
- Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
- Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!«Хищники и травоядные»
Воспитатель: Надо разделить фигуры животных на 2 группы: «травоядные» и «хищники». Команда «Почемучек» выбирает «травоядных», а команда «Знаек» выбирает «хищников».
Травоядные животные: кенгуру, верблюд, носорог, зебра, бегемот, жираф, дикобраз, слон, попугай, мартышка, страус.
Хищные животные: лев, тигр, пеликан, павлин.

Музыкальная пауза.

Все дети танцуют под песню «Чунга - Чанга» (Слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского). «Вопросы и ответы»
Воспитатель: Я буду задавать вопросы о диких животных жарких стран, а вы постарайтесь на них ответить. Кто знает ответ, тот поднимает руку.
1. Назовите представителей семейства кошачьих, живущих в жарких странах.
Ответ: Лев, тигр, леопард, оцелот, гепард.
2. Какой зверь самый быстрый на земле?
Ответ: Леопард.
3. У каких животных жарких стран есть длинный хвост, который служит им пятой рукой, и они могут на нём висеть?
Ответ: Мартышки.
4. У какого животного жарких стран иглы держатся на специальной мышце и легко от нее отделяются? Оно вонзает иглы в тело врага с такой силой, словно это стрелы, выпущенные из лука.
Ответ: Дикобраз.
5. Рост этих животных порой достигает роста человеческого, они двуногие, как птицы, передвигаются скачками, как лягушки или кузнечики, а голова у них, как у оленей? Кто это?
Ответ: Кенгуру.
6. У какого животного самое большое в мире яйцо?
Ответ: У страуса.
7. Какая птица самая большая на земле?
Ответ: Страус. Только она не летает.
8. Каких попугаев вы знаете? Какие достоинства у каждого из них?
Ответ: Какаду(с хохолком), жако(знаменитый говорун), ара(очень яркие перья), неразлучники (один если погибает, то второй умрет от тоски).
9. Сколько детёнышей бывает у слона?
Ответ: Один.
10. Какая птица питается только рыбой и сначала собирает ее в мешок под клювом?
Ответ: Пеликан.
11. Какая любимая пища у жирафов?
Ответ: Акация.
12. Какие животные жарких стран упоминаются в стихотворении К. Чуковского «Телефон»?
Ответ: Слон, верблюд, крокодил, мартышки, кенгуру, носорог, бегемот.
13. Верблюд может прожить без воды около 6 недель. Но при первой возможности он выпьет залпом 5 и даже 9 больших ведер воды. А где у верблюда хранится запасенная влага?
Ответ: В горбах верблюда около 100 кг жира, который служит ему и едой и питьем в пути. Недаром после долгих переходов у верблюда оба горба так худеют, что даже свисают на бок, как пустые мешки.
14. У каких животных стопы защищены мозолистыми подушечками, упругими как резина?
Ответ: У верблюда. Мозоли есть и на коленях и на других частях тела верблюда, которые соприкасаются с раскалённой почвой, когда он ложится.
15. Мы считаем, что зебры белые и разрисованы чёрными полосками, а африканцы считают, что зебры чёрные, а полоски у них белые. Кто прав?
Ответ: И те и другие. Надо сказать, что зебры узнают друг друга по узору полос, а он у каждой зебры свой.
16. Какая главная достопримечательность у носорогов?
Ответ: Один рог у индийских, а у африканских - два.
17. Какое животное после слонов является крупнейшим на Земле?
Ответ: Носорог.
18. Какое животное жарких стран половину жизни проводит в воде? Длина некоторых из них достигает 16 метров. Температура тела животного зависит от температуры окружающей среды.
Ответ: Крокодил.
19. У какого животного огромное тело опирается на короткие ноги тумбы? Он почти всю жизнь проводит в воде и покидает водоём, чтобы только позавтракать или позагорать.
Ответ: Бегемот.
20. Вспомним «Айболита» К. Чуковского: «Вам телеграмма от гиппопотама!» А кто такой «гиппопотам»?
Ответ: Бегемот.Воспитатель: Вот и закончилась наша викторина. Обе команды показали хорошие знания о диких животных жарких стран. Молодцы!

Цели: уточнить с детьми названия животных жарких стран и их детенышей; уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки; образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова; учить детей понимать и объяснять значение крылатых выражений; закрепить словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением животных жарких стран; раздаточный материал - картинки с изображением какой-либо части тела животного.

Ход занятия

1. Организационный момент

В джунглях звон везде летит,
Если слон во всю трубит.
А у жирафа шея длинная,
И все видать ему вокруг.

У зебры грива лошадиная,
Она для всех хороший друг.
А по пустыне поутру
Легко скакала кенгуру.

От солнца все в глазах искрится.
С тигрятами лежит тигрица.
В далекой Африке за всех
Отвечает храбрый лев .

2. Беседа о животных жарких стран

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О животных .)
А как вы думаете, где они живут? (В Африке .)

Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня... Вокруг - то желтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые, выветренные камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка.

Кроме Африки есть и другие жаркие страны - Австралия, Индия, Южная Америка, где живут эти животные.


Существует два вида слонов: африканские - самые крупные животные. Индийские - меньше. Слон - громадное животное. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Если приучить слона, он будет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчевывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон - очень умное животное.

Логопед загадывает загадку:
Кто имеет один рог? Отгадайте... (Носорог .) (Выставляется картинка .)
Почему он так называется?



А это кто? (Бегемот .)

Дети сравнивают двух животных. (Различия: носорог большую часть времени проводит на суше, а бегемот в воде. Окрас у носорога черный и белый, а у бегемота коричневый. У носорога есть рога или рог, а у бегемота - нет. Сходство: они травоядные животные. Кормятся листвой, травой, корнями. Кормятся ночью.)

Выставляется картинка «Кенгуру».

Дети рассказывают об этом животном и логопед обобщает:

Кенгуру - животное Австралии. Передвигается прыжками, у него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого оно удерживает равновесие. На животе у кенгуру - сумка, с находящимся там маленьким детенышем. Кенгуру - это травоядное животное.

Логопед загадывает загадки:

Это зверь какой-то странный,

Шея, как стрела у крана.

Чтобы ртом достать до трав,

Вдвое сложится... (Жираф.) (Выставляется картинка. )

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы.

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы. (Зебра.) (Выставляется картинка.)

Дети сравнивают двух животных.


Выставляется картинки «Верблюды».

Верблюды бывают двух видов: одно и двугорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, наполненные жиром. Неделю могут прожить они без еды и питья - жир их прокормит. Питаются верблюды сухими травами и листьями пустынных растений.

Каких еще животных жарких стран вы знаете?
Что можете о них рассказать?

3. Дидактическая игра «Кто у кого?»

У львицы - львенок, львята.
У тигрицы - тигренок, тигрята.
У слонихи - слоненок, слонята.
У жирафа - жирафенок, жирафята.
У верблюдицы - верблюжонок, верблюжата.
У кенгуру - кенгуренок, кенгурята.
У зебры - зебренок, зебрята.

4. Физкультминутка «Чудесное превращение»

Дилы-дилы-дилы - появились крокодилы, Дети изображают дремлющего крокодила


Моты-моты-моты - появились бегемоты. Показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты .

Афы-афы-афы - жуют листики жирафы. Дети тянутся вверх, изображая жирафов.

Ны-ны-ны - водой брызгают слоны. Надувают щеки, как бы набирая воду, затем, брызгают.

Яны-яны-яны - по веткам скачут обезьяны. Дети изображают скачущих обезьян.

5. Дидактическая игра «Добавь словечко»

В Африке живут ловкие, хвостатые... (Обезьяны .)
В Африке живут большие, толстокожие... (Бегемоты .)
В Африке живут сильные, гривастые... (Львы .)
В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые... (Зебры .)
В Африке живут пятнистые, длинношеие... (Жирафы. )
А также выносливые, двугорбые... (Верблюды .)
И еще огромные, сильные... (Слоны .)

6. Дидактическая игра «Чье это?»

У детей на столах лежат картинки с изображением какой-либо части тела животного.

Грива чья? - львиная.

Шея чья? - жирафья.

Хвост чей? - обезьяний.

Хобот чей? - слоновый. Горб чей? - верблюжий.

7. Дидактическая игра «Составь слово» Образование сложных слов .

У жирафа длинная шея - жираф какой?
У бегемота толстые ноги - ... .
У льва густая грива - ... .
У обезьяны длинный хвост - ... .

У верблюда два горба - ... .
У слона большие уши - ... .

Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы объясните, какому человеку оно подходит.

«Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.)

«Крокодиловы слезы». (Так можно сказать о человеке, проливающем слезы.)

«Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой.)

«Кожа, как у бегемота». (О человеке, которого ничем не удивишь.)

«Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться.)

«Черепаший шаг». (Человек, который очень медленно ходит.)

«Волчий аппетит». (Очень голодный человек.)

8. Итог занятия

Материал для закрепления

1. Знать названия животных жарких стран, их строение, внешние признаки, чем питаются, характерные повадки. Уточнить, почему животные называются «домашние» и «дикие». Подобрать эпитеты к каждому животному. Уметь называть семью животных.
Например: тигр - тигрица - тигренок - тигрята.

2. Составить рассказ о животном.

Грамматический строй речи и словообразование .

3. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.

4. Образование сложных прилагательных. Например: У жирафа длинная шея - длинношеий жираф.

5. Образование притяжательных прилагательных. Например: Шерсть верблюда - верблюжья шерсть.

6. Образование существительных с помощью суффикса -ищ. Например: У жирафа нос - а у слона носище.

7. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например: жираф - жирафик.

8. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».
Например: один кенгуренок, два - ... , три - ... , четыре - ... , пять кенгурят.

Литература :

1. -- М.:ТЦ СФЕРА, 2004. - 96 с

2. Дикие животные жарких стран.

Когда речь заходит о том, какие животные живут в жарких странах, то большинство людей вспоминает о слонах, львах и крокодилах. Однако это далеко не единственные представители животного мира, обитающие в жарком климате, чей образ жизни и внешний вид могут быть интересны.

Дикие животные жарких стран - это и обезьяны, и бегемоты, и мангусты, и шакалы, и представители семейства кошачьих, и даже медведи. Перечень названий обитателей жаркого климата займет не одну и даже не две страницы. Некоторые из них более интересны, поскольку почти отсутствуют в наших зоопарках, а значит, и увидеть их хотя бы в вольерах почти невозможно. К таким животным относятся мангусты, павианы, лемуры и буйволы.

Мангусты

Эти зверьки, чье название знакомо всем, кто читал произведения Киплинга, живут в Азии, Индии, в Африке, и даже на южных границах Европы они тоже встречаются. В современном мире ученые насчитывают 35 разновидностей мангустов. Разделяют их зоологи по 14 родам.

Независимо от того, к какому роду и виду принадлежат мангусты, их образ жизни и повадки одинаковы. Эти зверьки не любят одиночество и предпочитают проживать сообществами. Численность такого сообщества может достигать 50-60 особей.

Селятся они как в норах, так и в дуплах деревьев. Норы могут рыть самостоятельно или же использовать заброшенные.

Эти животные жарких стран - хищники. Охотятся они также, как и живут, - сообща. А высматривая добычу, забавно встают на задние лапки, вытягиваясь в струнку и немного покачиваясь. В этот момент мангусты весьма напоминают сусликов и сурков. Хотя в Индии в данном моменте сходство видят не с этими грызунами, а с природными врагами мангустов - змеями. Зверьки ведут и дневной, и ночной образ жизни. На ночную охоту они выбираются в тех случаях, если в дневное время слишком жарко.

Чем еще интересен мангуст?

Интересные факты о животных жарких стран в отношении мангустов всегда начинаются с таких моментов, как всеядность и высокая способность к адаптации. Зверек при отсутствии добычи не начинает мигрировать, как поступают многие хищники. Он попросту меняет свой рацион.

Если охотиться не на кого, мангусты поедают личинок, крупных насекомых, ракообразных. А если нет и их, то совершенно спокойно переходят на растительную пищу, начиная лакомиться орешками, плодами, кореньями и всем, что смогут добыть.

Мангуст легко приручается. Во многих индийских деревнях это вовсе не дикое, а совершенно домашнее животное, поколениями живущее вместе с людьми. Мангусты в домашних условиях - нечто среднее между кошкой и собакой. Они ловят мышей и прочих мелких грызунов, пьют молоко из блюдечек, обеспечивают безопасность жилищ от ядовитых змей, но при этом еще и охраняют поселения от чужаков, могут присматривать за пасущимися козами, отгонять хищников и спать вместе с человеком, свернувшись калачиком.

Павианы

Такие животные жарких стран, как павианы, - это не просто вид обезьян. Павиан - самая крупная обезьяна на просторах Аравии и на Африканском континенте. Именно там и расположен их ареал обитания в природе.

Помимо своих размеров павианов от прочих обезьян отличают такие качества:

  • выносливость;
  • агрессивность;
  • разумность;
  • умение приспосабливаться.

Разумность павианов заключается в их хитрости. Эта обезьяна никогда ничего не забывает и способна годами дожидаться подходящего момента, чтобы, к примеру, отомстить обидчику.

Павианы - кочевники. Они не ведут оседлой жизни на одном месте, не склонны привязываться к территории или бороться за нее. Эти обезьяны находятся в постоянном странствии, а их физическая выносливость может дать фору этому качеству у многих иных представителей фауны.

О внешних отличиях павианов

Отличаются эти животные жарких стран от прочих обезьян и внешне. У них иное строение головы - верхние челюстные кости весьма широкие и развитые. Пасть павиана тоже сложно перепутать со ртом обезьян других видов - это животное обладает торчащими мощными клыками, придающими ему сходство с рисованными вампирами.

Но самая главная внешняя черта павиана, на которую просто невозможно не обратить внимания, - это голые ягодицы. Причем кожа на них окрашена ярко и, как правило, в красные оттенки.

О социальных взаимоотношениях павианов

Живут и странствуют они большими семьями. Возглавляет семью самый сильный, красивый и опытный павиан. Однако агрессивность этих животных вынуждает молодняк периодически оспаривать право вожака на лидерство.

Любопытным фактом является неравенство в женском коллективе семей павианов. Та самка, которую предпочитает вожак, пользуется гораздо большим авторитетом и популярностью у остальных членов стаи, также как и ее детеныши. Но как только главный павиан оказывает внимание другой самке, все уважение пропадает.

Питаются павианы преимущественно растительной пищей, однако они абсолютно всеядны и не брезгуют ничем.

Лемуры

Животные жарких стран названия иногда имеют специфические для уха европейца, схожие с какими-либо словами. К примеру, лемур. Название этого зверька в произношении идентично французскому слову «любовь». Однако названо животное вовсе не от французского слова, а от греческого. В Древней Греции оно имело значение «ночной дух».

Лемуры - самые плохо изученные зоологами животные. В конце прошлого столетия ученым было известно около тридцати разновидностей этих зверьков. В наши дни зоологи говорят уже о сотне разных видов.

Самый маленький из лемуров - микроцебус. Этого зверька часто называют мышиным лемуром. Длина его тела достигает максимум 13 сантиметров. А самый крупный из известных видов - полумак. Он вырастает до полуметра.

Питаются эти животные жарких стран преимущественно растительной пищей. А активными бывают в вечернее и ночное время. Ареал их обитания - Коморские острова и Мадагаскар. Живут зверьки по 30-40 лет, а селиться предпочитают крупными сообществами.

Лемур, как и мангуст, хорошо приручается и неплохо чувствует себя в неволе. Однако в отличие от мангуста практической пользы не приносит - никого не ловит, ничего не охраняет, более того, от скуки может начать наводить в доме собственный порядок.

Буйволы

Буйвол - это огромный дикий бык, отличающийся от одомашненного обрамляющей голову или образующей венец формой рогов и более флегматичным нравом. Эти парнокопытные обитают на африканских просторах и в Индии.

Рога буйвола могут достигать пары метров. Самые известные изображения этих рогов украшают стены египетских построек. Мифические быки, несущие между рогами солнце, - это буйволы.

Хотя эти животные и имеют достаточно флегматичный нрав, они полностью лишены страха. Не столь важно, кто, по мнению буйвола, ему угрожает - человек, тигр, лев, стая гиен или шакалов, этот бык будет драться. Эта особенность присуща буйволам всех видов.

Живут они крупными стадами, численностью от сотни голов и выше. Хотя одинокий буйвол никогда не отступает, стадо при сигнале вожака всегда пускается в организованное бегство. Чем вызван этот интересный факт учеными не выяснено.

Живут буйволы в среднем около 20 лет. Питаются исключительно растительной пищей. В Индии они одомашнены и являются настоящим рабочим скотом - возят тяжести, впрягаются в плуги, на них катаются дети. В отличие от коровы, буйвол в этой стране священным животным не считается.

В чем особенности животных жарких стран?

Особенности жизни животных в жарком климате обусловлены климатическими условиями. Отсутствие холодов обусловливает то, что они:

  • не делают запасов пищи;
  • не роют глубоких многометровых нор;
  • не впадают в спячку.

Большинство из проживающих в жарких широтах животных обладают такими качествами, как лень, отсутствие стремления охотиться постоянно, спокойное отношение к человеку. Именно на этих свойствах основаны парки сафари. То есть животные, видя другой биологический вид, не являющийся предметом их охоты, спокойно продолжают заниматься собственными делами, не обращая никакого внимания на туристов. А путешествуя по саваннам, можно наблюдать такую картину - развалившиеся на траве львы в непосредственной близости от пасущихся антилоп или буйволов.

Елена Чердынцева
Конспект занятия «Животные жарких стран»

Цель:

Обобщение знания детей о животный жарких стран.

Образовательная область «Познание».

Задачи:

Образовательные:

Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.

Активизация словаря по теме «Животные жарких стран».

Образование и усвоение притяжательных прилагательных.

Развивающие:

Развитие общей моторики, слухового внимания, зрительного восприятия, творческого воображения, словесно-логического мышления. Развитие умения сравнивать животных по существенным признакам. Развитие связной речи (умение составлять описание животных)

Воспитательные:

Воспитание интереса к живой природе, навыков сотрудничества, активности. Воспитание положительной мотивации к занятиям.

Оборудование: Плакат с изображением Африки, предметные картинки с изображением животных жарких стран, разрезные картинки, панамки, магнитная доска.

Предварительная работа: рассказ по теме, чтение стихов, просмотр телепередач о животных жарких стран, рисование животных жарких стран.

Проведение НОД:

Ребята вы любите путешествовать? (Ответ детей). Сегодня мы отправимся в путешествие, в далекую жаркую страну, под названием Африка. А как вы думаете, что это за страна такая? (Дети: там очень жарко, там много песка и он горячий, там мало воды и т. д.) Правильно, Молодцы!

Посмотрите, у меня в реках есть панамки. Как вы думаете, зачем они нам нужны в путешествие? (Дети: чтобы не напекло голову, не было солнечного удара.) Правильно, молодцы! Давайте мы сейчас их оденем, чтобы отправиться в наше путешествие. Ну вот мы и готовы. Но вот только на чем или на ком мы отправимся в путешествие, ведь пешком нам будет тяжело идти. (детям показывают картинку) (дети: на верблюде). Правильно. А вы знаете, что верблюд это очень выносливое животное. Он может долго обходиться без воды и питаться колючками. Еще верблюдов называют кораблями пустыни, так как движения у них плавные, как у кораблей. Давайте мы сядем выпрямив спинки и представим как мы едим на верблюде, не забывайте, что движения должны быть плавными. Молодцы. На нашем пути мы будем встречать различных животных и выполнять задания.

Задание 1 «Опиши животное»

Первое животное, которое мы встретили – это жираф. Что вы знаете о жирафе (Дети: у него длинная шея, длинные ноги, он коричневый в пятнышку и т. д.) Правильно! А еще жираф считается самое высокое животное, он ростом с двух этажный дом. Благодаря такому росту он может доставать листья деревьев с самой макушки.

Второе животное – это зебра. (Дети: зебра полосатая, похожа на лошадь, живет в стаи и т. д.) Молодцы. Но благодаря такому окрасу, зебры почти незаметны в зарослях травы. И зебры живут табунами, что бы чувствовать себя безопаснее.

Третье животное – слон. (Дети: Большое животное, у него есть большие уши, нос. Есть большие бивни, он серого цвета и т. д) У слона нос называется хобот. С помощью хобота он может достать плоды, листья и поднимать тяжелые деревья. Так же чтобы охладится, слоны принимают душ, поливая себя водой из хобота. С помощью бивней он защищается от врагов.

Четвертое животное – лев. (Дети: это царь зверей, он сильный, хищник, у него большая грива и т. д) Еще львы не живут стаями. Они живут своей небольшой семьей. Львы охотятся не поодиночке, а объединяются. Так они могут поймать больше добычи. А если охота была неудачной львы могут отобрать пищу у других животных.

Пятое животное – Бегемот. (Он большой, добрый, у него маленькие ушки, большая пасть и т. д) Молодцы. Но бегемота еще называют гиппопотам. Он может поедать большое количество травы. Бегемот является толстокожим животным.

Физкульт минутка «про зверей»:

В Африке жирафы делают вот так! (вытягиваем шею и встаем на носочки)

Цветные попугайчики крылышками бяк-бяк-бяк (машем руками вверх и вниз)

А удавы в узелок жух-жух-жух (делаем моторчик)

А слонята топают топ-топ-топ (топаем ногами)

И ушами хлопают хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем в ладоши)

Задание 2 «Узнай, кто спрятался»

Детей делят на 3-4 команды. Им на каждый стол, для каждой команды, выдаются разрезные картинки, из которых нужно собрать одно целое изображение животного. Назвать, кто из животных спрятался и описать его.

Задание 3 «Посчитаем животных»

Теперь посчитаем животных, которых мы увидели в Африке. Сначала встретился нам:

Жираф – один жираф, два жирафа, пять жирафов.

Зебра – одна полосатая зебра, две полосатые зебры, пять полосатых зебр.

Слон – Один огромный слон, два огромных слона, пять огромных слонов.

Лев – один хищный лев, два хищных льва, пять хищных львов.

Бегемот – один бегемот, два бегемота, пять бегемотов.

Задание 4 «Веселые загадки»

Воспитатель зачитывает загадки, дети отгадывают и показывают где это животное расположено на плакате.

1. Его увидишь - сразу ясно.

Царь зверей - шутить опасно.

Грозный рык и грозный вид,

Даже гривы не подстриг (лев)

2. У него большие уши,

Длинный хобот носит он.

Хоть силен, но добродушен,

Потому что это … (слон)

3. Этот зверь какой – то странный,

Шея, как стрела у крана,

Чтобы ртом достать до трав

Вдвое сложится (жираф)

4. Любит он в грязи лежать,

От огромный открывать.

Неуклюжий, толстокожий,

На свинью чуть-чуть похожий (бегемот)

5. У нее в полоску платье.

И оно ей очень кстати:

Чтоб враги не увидали.

Эту лошадь вы узнали? (Зебра)

Заключение:

Молодцы! Вы справились со всеми нашими заданиями. Вот и закончилось наше путешествие по Африке. С какими животными мы сегодня повстречались, что нового мы о них узнали.

Мне очень интересно было путешествовать с вами. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Животные жарких стран Подготовила материал воспитатель подготовительной группы Ревякина Ю.Ю.

Цари зверей хранят в себе массу интересного, а именно: Несмотря на и храбрость и отвагу из всех хищников они имеют самое маленькое по размерам сердце. Львы настоящие сони, в сутки они спят по 20 часов. Морда этих хищников уникальна, нельзя найти двух львов у которых она будет полностью одинакова, правда люди не всегда это замечают. Может с виду они и грозные существа, но в кругу своего прайда ведут себя очень ласково, любят тереться друг о друга мордочками.

Рычать львы могут начать лишь после двух лет, до этого времени они просто не умеют это делать. Львицы кормят своим материнским молоком. Отбирать еду у других хищников не в стиле львов, они брезгают есть то, к чему прикасались шакалы и гиены. Лишь ради забавы они не охотятся, так что рядом с неголодным львом даже зебры могут спать спокойно.

Не менее интересны и травоядные жирафы. Если у людей уникальны узоры на пальцах, а у львов морды, то у жирафов в качестве уникального распознавательного знака служат пятка на шкуре. Детеныши жирафа начинают свою жизнь с непростого испытания: падения с двухметровой высоты. Максимум сколько это длинное животное спит в день это один час, а чаще вообще двадцать минут. Причём сон этот происходит в положении стоя, остаётся только удивляться тому как они не падают в этот момент.

Цвет их языка чёрный, и имеет невероятную длину в 50 сантиметров. В стадах жирафов нет никакого порядка, не важного какого пола они и возраста, все равны и для всех открыт свободный доступ в него. Только жираф не умеет зевать. Спят они мало, а вот едят очень много, до 20 часов в сутки. Можно сказать что еда составляет основную часть жизни этих удивительных животных.

Что же необычного скрывается за животным так похожим на человека? У них как и у людей по 10 пальцев на нижних и верхних конечностях и 32 зуба. Чаще всего, за всю жизнь у них не больше трех детей. Гориллы умеют плакать, но не со слезами как люди, а издавая жалобные звуки. До трёх лет детёныши не способны существовать без помощи мамы, она кормит их, носит на себе и оберегает от опасности.

Эти большие приматы не любят воду, стараются прятаться от дождей, а воду добывают из зеленых листьев. Живут гориллы довольно долго для животных, до 50 лет. В возрасте 8 лет самкам приходится покидать свою семью и искать новую, так они становятся взрослыми и вступают во взрослую

Так черная в белую полосу или белая в черную? Вечная загадка. Многократные исследования доказали что зебра все таки чёрная в белую полоску. Несмотря на любовь к чистоте и постоянные вылезания друг друга зебры не отказывают себе в грязных ваннах из пыли. Молоко мамы зебры не белого цвета, а нежного розового.

Зебры командные животные, они сосуществуют в табунах и стоят на страже в то время как их сородичи отдыхают. В стадах все разделены на небольшие семьи, семейность вообще главная отличительная черта этих удивительных животных. Еще с древних времен люди пытались сделать зебр домашними, приручить их, но даже сегодня это ни у кого не получается. Зебры любят свободу, хоть их совместное существование нельзя назвать абсолютно свободным.

А что если бы слон был хищником?! Тогда бы многим пришлось туго, ведь они способны убить одним лишь весом. Но только они не хищники, и ко всему прочему очень добрые. А вот что еще в них интересного: Целых два года самки вынашивают своих детёнышей. Слонята при рождении не имею зубов, как у детенышей людей у них сначала появляются молочные, а уже после коренные. 300 литров и 300 килограмм: только слоны могут съесть и выпить столько за одни стуки.

В стадах слонов царит матриархат, вожаками становятся зрелые и сильные самки. У каждого отдельного слона своя уникальная кайма ушей. Слоны совсем не умеют бегать, самое быстрое их передвижение это ускоренная ходьба. Едят они не только траву и листья, ягоды, фрукты и даже кора деревьев- вот что для них настоящее лакомство. Есть животные, весом в 6 килограмм, а есть мозг слона, который весит ровно столько же. Кстати, на их умственных особенностях это сказывается, ведь они относятся к одним из самых умных животных.

Загадки Ой, смотрите, человек! А на теле - чёрный мех. Мы ошиблись, смотрит мило Из кустов на нас... (Горилла) Я в пижаме полосатой, Очень теплой, волосатой. Не лошадка я, но все же На лошадку я похожа.(Зебра) Этот зверь какой-то странный: Шея, как стрела у крана. Чтобы ртом достать до трав Вдвое сложится...(Жираф) По пустыне он идёт, Груз несёт, не ест, не пьёт. Передать бы два-три блюда Для несчастного... (Верблюд)

Вот еще один зверек В сумке носит кошелек, Ловко прыгает в длину Австралийский... (Кенгуру) В Африке, далекой и обширной, Где кругом болота, реки, ил, Плавает зеленый и зубастый Кто же, отгадайте?.. (Крокодил) Есть немало рогачей В зоопарке и в лесу. У всех рога на голове, У одного лишь на носу. (Носорог) Царь зверей он и не диво – Вон какая роскошь – грива! Хоть кошачий рык, но грозный, Лапы – мощь, и взгляд серьезный. (Лев)

Игра « Скажи ласково » Слон – слоник Зебра - …… Крокодил - ……. Кенгуру - ….. Бегемот - ……. Черепаха - …… Носорог - …….. Жираф - ……

Сосчитай до пяти Один слон, два слона, три слона, четыре слона, пять слонов Один жираф, два ……, Одна зебра, …….., …….. Один носорог, …….., …… Один бегемот, …….., …… Один лев, …….., ……… Одна обезьяна, ……., …….. Один тигр, …….., ………

Игра «Назови новое слово» У жирафа длинные ноги – он длинноногий У бегемота толстая кожа – он …….. У крокодила острые зубы – он ……… У льва длинная грива – он ……….. У носорога короткие ноги – он ……… У тигра длинный хвост – он ……….

Пальчиковая гимнастика. За мамой слонихой шагает слонёнок, (поочерёдно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с большого пальца) За крокодилихой – крокодилёнок, За львицей шагает маленький львёнок, За верблюдицей бежит верблюжонок, За зеброй спешит полосатый зебрёнок. За кем же торопится каждый ребёнок? (показывают обе ладошки и указывают на себя)

Пальчиковая гимнастика. Если в жаркую страну, я случайно попаду, (сжимать и разжимать пальцы в кулаки) То увижу там шакала, (соединить все пальцы обеих рук с большими образуя «бинокль», поднести к глазам) Кенгуру, гиппопотама, обезьяну, тигра, льва. (поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках) Крокодила и слона. (сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак) Хорошо живётся им - (сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак) Не бывает снежных зим! (хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны)

«Четвертый лишний» Слон, лев, собака, тигр Крокодил, кенгуру, жираф, кошка Заяц, зебра, кобра, пантера Волк, лев, медведь, лиса Морж, обезьяна, удав, дикобраз

Игра «Составь предложение из слов " Слон, джунгли, живет. Зебра, охотится, тигр, хищный. Панцирь, крепкий, черепаха. Детеныш, львица, голодный, мясо, несет. Трава, питается, листья, жираф. Горилла, стая, кричать, джунгли, громко.

Игра «Сравни» Слон высокий, а жираф еще …выше. Бегемот тяжелый, а слон еще… Лошадь выносливая, а верблюд еще… Заяц прыгает далеко, а кенгуру еще…

« Физминутка » «Жираф» Рвать цветы легко и просто (взмахи руками перед собой) Детям маленького роста. (приседают) Но тому, кто так высок, (тянутся руками вверх) Нелегко сорвать цветок!

« Физминутка » В зоопарке ходит слон, Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.) Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.) Будто в гости приглашает. (Голову прямо.) Раз, два, три - вперёд наклон, Раз, два, три - теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.) Головой качает слон - Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

Игра «Что у кого?» Слон и лев. У кого хобот, а у кого грива? Жираф и морж. У кого бивни, а у кого пятна? Бегемот и верблюд. У кого огромная пасть, а у кого два горба? Тигр и леопард. У кого пятна, а у кого полоски? Кенгуру и носорог. У кого на животе сумка, а у кого на носу рог? Тюлень и кенгуру. Кто умеет прыгать, а кто быстро плавает?

Послушай, запомни и перескажи. «КРАСАВИЦА». Это бегемот. Только не он, а она - бегемотиха. Зовут её Красавица. Её привезли из Африки. Бегемоты там живут в реке. Едят траву по берегам, ныряют в тёплой воде. Пасть у бегемота огромная. Откроет - как чемодан. Весом бегемот - сто пудов. А командует им в зоологическом саду худенький старичок. Плохо бегемоту зимой: он жару любит, тёплую воду. Старичок греет ему воду для бассейна. Только на ночь не пускает бегемота в бассейн, чтобы не простудился. Бегемот, если б захотел, прошёл бы через загородку - а не смеет

Вопросы для пересказа. О ком рассказ? Как зовут бегемотиху? Откуда её привезли? Что делают бегемоты на родине? Опишите бегемота. Кто командует бегемотом? Как старичок заботится о бегемоте?

Спасибо за внимания! Наше занятия подошло к концу. Про что мы сегодня с вами говорили? Чьи ответы понравились больше всего? Почему?




Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.