Проспект обуховской обороны. Набережная обуховской обороны Длина проспекта обуховской обороны

Его длина составляет 11 километров (для сравнения: пр. Энгельса - 10 км, Московский пр. - 9,2 км, Бухарестская ул. - 8,5 км, Суздальский пр. - 7,7 км). На ряде участков фактически является набережной.

Проспект Обуховской Обороны

Проспект Обуховской Обороны рядом с пересечением с улицей Ольги Берггольц
Общая информация
Страна Россия
Город Санкт-Петербург
Район Невский , Центральный
Протяжённость ≈ 11 км
Метро Площадь Александра Невского-2
Площадь Александра Невского-1
Елизаровская
Ломоносовская
Пролетарская
Рыбацкое

История

На месте нынешнего проспекта Обуховской Обороны в XVIII веке проходила почтовая дорога на Шлиссельбург - Ключ-город и Архангельск . С 1733 до 1830-х годов она именовалась Шлиссельбургская дорога (с 1799 года также Архангелогородская дорога ), с 1830-х годов - Шлиссельбургский тракт (название Архангелогородский тракт перестало употребляться в 1880-е годы).

В середине XIX века на месте Шлиссельбургского тракта возникли проспекты:

  • Шлиссельбургский проспект - от площади Александра Невского до Прогонного переулка (ныне - часть Большого Смоленского проспекта).
  • проспект Села Смоленского - от Прогонного переулка до Московской улицы (ныне - улица Крупской).
  • проспект Посёлка Михаила Архангела - от Московской улицы до Владимирского переулка (ныне - часть Фарфоровской улицы). В 1930-х годах переименован в проспект Крупской (назван в честь Н. К. Крупской).
  • проспект Села Фарфорового завода - от Владимировского переулка до небольшой Леснозаводской улицы , переходящей в Куракину дорогу которая соединяла Неву со Средней Рогаткой. В 1920-е годы в честь В. Володарского был переименован в проспект Села Володарского .
  • проспект Села Александровского - от Куракиной дороги до Церковного переулка (ныне - часть улицы Грибакиных). 19 мая 1931 года переименован в проспект Памяти Обуховской Обороны , а 1940-е годы получил современное название - проспект Обуховской Обороны .
  • проспект Деревни Мурзинки - от Церковного переулка до современного Рыбацкого проспекта.

Проспект Села Александровского, находившийся у бывшего Обуховского завода (в советское время завод «Большевик»; Первоначальное название заводу было возвращено в 1992 году - ФГУП «Государственный Обуховский завод»), получил название проспект Обуховской Обороны в память о столкновении рабочих завода с полицией 7 мая 1901 года , которая вошла в историю под названием Обуховской обороны .


Проспект Обуховской Обороны рядом с пересечением с улицей Ольги Берггольц Координаты : 59°53′03″ с. ш. 30°26′39″ в. д.  /  59.88417° с. ш. 30.44417° в. д.  / 59.88417; 30.44417 (G) (Я) Проспект Обуховской Обороны на Викискладе

Проспект Обу́ховской Обороны - улица в Невском и Центральном районах Санкт-Петербурга , ограничен площадью Александра Невского и Синопской набережной с одной стороны и Шлиссельбургским проспектом и Караваевской улицей с другой. Является самым длинным проспектом внутри застройки Санкт-Петербурга - его длина составляет 11 километров (для сравнения: пр. Энгельса - 10 км, Московский пр. - 9,2 км, Бухарестская ул. - 8,5 км, Суздальский пр. - 7,7 км). На ряде участков фактически является набережной.

История

На месте нынешнего проспекта Обуховской обороны в XVIII веке проходила почтовая дорога на Шлиссельбург - Ключ-город и Архангельск . С 1733 до 1830-х годов она именовалась Шлиссельбургская дорога (с 1799 года также Архангелогородская дорога ), с 1830-х годов - Шлиссельбургский тракт (название Архангелогородский тракт перестало употребляться в 1880-е годы).

В середине XIX века на месте Шлиссельбургского тракта возникли проспекты:

  • Шлиссельбургский проспект - от площади Александра Невского до Прогонного переулка (ныне - часть Большого Смоленского проспекта).
  • проспект Села Смоленского - от Прогонного переулка до Московской улицы (ныне - улица Крупской).
  • проспект Посёлка Михаила Архангела - от Московской улицы до Владимирского переулка (ныне - часть Фарфоровской улицы). В 1930-х годах переименован в проспект Крупской (назван в честь Н. К. Крупской).
  • проспект Села Фарфорового завода - от Владимировского переулка до Куракиной дороги (ныне - Леснозаводская улица). В 1920-е годы переименован в проспект Села Володарского (название - в честь В. Володарского).
  • проспект Села Александровского - от Куракиной дороги до Церковного переулка (ныне - часть улицы Грибакиных). 19 мая 1931 года переименован в проспект Памяти Обуховской Обороны , а 1940-е годы получил современное название - проспект Обуховской Обороны .
  • проспект Деревни Мурзинки - от Церковного переулка до современного Рыбацкого проспекта.

Проспект Села Александровского, находившийся у бывшего Обуховского завода (в советское время завод «Большевик»; Первоначальное название заводу было возвращено в 1992 году - ФГУП «Государственный Обуховский завод»), получил название проспект Обуховской обороны в память о столкновении рабочих завода с полицией 7 мая 1901 года , которая вошла в историю под названием Обуховской обороны .

На участке от площади Александра Невского до улицы профессора Качалова проложена троллейбусная линия (маршруты № 14, 16).

На участке от площади Александра Невского до Большого Смоленского проспекта и от улицы Шелгунова до Шлиссельбургского проспекта действует автобусное сообщение (маршруты № 8, 8А, 8В, 58 и 11, 48, 51, 53, 97, 115, 115А, 117, 189, 327, 328 соответственно).

Напишите отзыв о статье "Проспект Обуховской Обороны"

Примечания

Литература

  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. - 3-е изд., испр. и доп. - Л. : Лениздат , 1985. - С. 263-264. - 511 с.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович , А. Д. Ерофеев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лик , 1997. - 288 с. - (Три века Северной Пальмиры). - ISBN 5-86038-023-2 .
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. - СПб. : Норинт , 2002. - 353 с. - ISBN 5-7711-0019-6 .

Место расположения этой набережной - левый берег Невы. Протянулась она на 2,4 км от моста Александра Невского до Речного вокзала.

Из уникальных особенностей набережной стоит отметить сохранение естественных очертаний берегов реки. Это единственная подобная набережная в городе. Название ей дал проспект, выходящий на нее. С 18 в. вдоль Невы шел тракт, названный Архангельским, а с 1830 г. - Шлиссельбургским. Постепенно дорога оказалась в городской черте, поскольку северная столица росла и расширялась. В середине 19 в. здесь появились проспекты. Один из них (между пл. А. Невского и Большим Смоленским проспектом (в прошлом - Прогонным переулком), получил название Шлиссельбургского. В 30-40-е годы 20 в. его переименовали в проспект Обуховской Обороны. Впоследствии один длинный проспект Обуховской Обороны объединил в себе все проспекты, которые шли вдоль набережной.

Надо сказать, что до 20-х годов прошлого века набережная эта была неухоженной. И спуски, и берега не блистали благоустроенностью и красотой. Однако в 1926 г. группа архитекторов и инженеров (Орлов, Витман, Васильев и Тумилович) предложили властям города проект двухъярусной набережной. Ее возвели на участке Фарфор – Пролетарский завод. По нижнему предполагалось перевозить грузы, а по верхнему был спроектирован променад. Однако так получилось, что оба яруса петербуржцы облюбовали для прогулок.

Облицовка камнем, гранитные лестничные спуски к воде, смотровые площадки с великолепными видами на реку - все это сделало набережную любимым местом горожан и гостей Санкт-Петербурга. Работы велись 2 года, в течение которых было благоустроено 880 м набережной. В 1932-36 гг. построили вертикальные стенки. В 1965 г. Обводной канал и Монастырскую реку разделили стеной из железобетона. Набережную украшает Троицкая церковь, возведенная в 1975 г. (арх. Н.А.Львов).

Набережная Обуховской обороны находится на левом берегу Невы в Невском районе Санкт-Петербурга. Она протянулась от устья реки Мурзинки вниз по течению до реки Монастырки. Своё окончательное название набережная получила в 1952 году в честь забастовки рабочих Обуховского завода в 1901 года.

Местность в районе Шлиссельбургского проспекта (нынешний проспект Обуховской обороны) была богата глинами, песками, пригодными для производства кирпича и черепицы, на берегу стояли лесопильные мельницы. Большая часть береговой линии проходит по фабрично-заводским территориям, где имеются участки укреплённого берега. Из всей 10-километровой береговой линии укреплёнными, находящимися в ведении городской администрации, оказались около 2,5 км набережной.

После Пролетарского завода проспект вплотную подходит к берегу. Здесь в 1926-1928 годах возник первый участок набережной. Высокий шестиметровый берег был превращён в двухъярусную набережную с лестницами и террасой. Нижний ярус - грузовая площадка длиной 880 метров имеет железобетонный банкет на свайном основании с циркульным откосом, укреплённым крупным камнем. Второй ярус - отдельно стоящая стенка с большой террасой с вертикальными гранитными стенками напротив главного корпуса Фарфорового завода. Вначале набережная получила название Фарфоровской, сейчас это составная часть набережной Обуховской Обороны.

В 1938 году во время строительства Володарского моста сооружены примыкающие участки набережной с верховой и низовой стороны общей длиной 420 метров.

В 1958 году была построена замыкающая стенка набережной, между Фарфоровской и набережной у Володарского моста.

В 1970 году был открыт Речной пассажирский вокзал. На берегу устроены широкая гранитная терраса и протяженная стенка причала. Высокий берег Невы между причалом и стенкой набережной у Володарского моста всё время подвергался размыву, угрожая обрушить полотно проезжей части и трамвайной линии. В 1991 году была построена высокая стенка набережной, остановившая разрушение берега. Конструкция стенки - высокий свайный ростверк со сборными навесными блоками, облицованными гранитом.

В 1992 году была сдана в эксплуатацию часть строительного комплекса нового металлического Володарского моста, включая спуск у береговой опоры.

Что касается участка береговой линии, заключённого между Обводным каналом и рекой Монастыркой, то он начал укрепляться ещё в 1930 году. В примыкании к Обводному каналу была построена железобетонная массивная набережная уголкового типа на деревянном свайном основании. В 1960-1966 годах вся площадь у моста Александра Невского благоустраивается. Помимо строительства мостов сооружается стенка набережной, замкнувшая берегоукрепление этого участка - на высоком свайном ростверке со сборными навесными блоками с гранитной облицовкой.

Проспект Обуховской обороны – самый длинный в Санкт-Петербурге. Но он не всегда был таковым. В 18-19 века от площади Александра Невского начиналась дорога на Шлиссельбург и далее на Архангельск, которая долгое время именовалась Шлиссельбургский тракт. В те времена это была ещё преимущественно загородная территория, где было построено несколько фабрик и мануфактур, а далее находились деревни.

В 19 веке южные территории начали развиваться и застраиваться, а на месте Шлиссельбургской дороги возникло несколько проспектов, названных по деревням и селам, по которым они проходили. И только в 1953 году они были объединены в один проспект, протяженность которого составила около 11 км.

Привыкнув к закованным в гранит питерских набережных берегам Невы, кажется несколько неожиданным увидеть реку, свободно плещущуюся о пологую землю и камни. Набережная проспекта Обуховской обороны проходит вдоль естественного берега Невы, к которому ведут многочисленные спуски.

Сама набережная начала застраиваться только в 1920-х годах, когда по проекту Витмана В.А. и Орлова М.А. в районе Фарфорового и Пролетарского заводов построили двухуровневую набережную. Верхний ярус предусматривался как пешеходный, а нижний, тот, что ближе к Неве, – как транспортный.

Достопримечательности набережной проспекта

На всем своем протяжении проспект то проходит по берегу Невы, превращаясь в набережную проспекта Обуховской Обороны, то прячется в жилые и промышленные кварталы. Туристы могут найти здесь несколько значимых достопримечательностей.

Во-первых, это Александро-Невская Лавра – культурный, религиозный и архитектурный объект мирового значения.

Во-вторых, целый квартал фарфорового дела:

  • Императорский фарфоровый завод, основанный ещё в 1974 году;
  • музей при фарфоровом заводе (подразделение Эрмитажа);
  • галерея современного фарфорового искусства;
  • магазин фарфорового завода.

В-третьих, Троицкая церковь «Кулич и Пасха» – архитектурный памятник 18 века. Он была построена по проекту Львова Н.А.

С точки зрения истории интерес представляют здания Обуховского сталелитейного и пролетарского заводов, Карточной фабрики. В 1901 году рабочие этих предприятий организовали масштабную стачку, не обошедшуюся без кровопролития, с требованиями улучшить условия их труда. Название завода-зачинщика и дало в последствии название проспекту.



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.