Перелетные птицы средняя группа окружающий мир. Конспект занятия "Перелетные птицы"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 21»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир)

В средней группе

Для детей с общим недоразвитием речи

Тема «Перелётные птицы»

Составитель

Воспитатель

Томилова Юлия Александровна

Снежинск

2010 г.

Задачи:

Образовательная область "Познание"

  • Уточнять и расширять знания детей о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)
  • Развивать мыслительные операции.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.
  • Развивать познавательную деятельность детей.

Образовательная область "Коммуникация"

  • Активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь по лексической теме.
  • Учить правильно употреблять существительные во множественном числе.
  • Активизировать речь детей.
  • Учить образовывать прилагательные от существительных.
  • Следить за правильным звукопроизношением.

Образовательная область "Социализация"

  • Воспитывать бережное отношения к птицам (рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не разорять гнёзда).
  • Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Образовательная область «Физическая культура»

  • Учить координировать движения с речью.

Образовательная область "Здоровье"

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством использования гимнастики мозга, учёта индивидуальных особенностей детей.

Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Словарь:

Предметный: Грач, скворец, соловей, кукушка, ласточка, журавль, аист, лебедь, клюв, крылья, перо, скворечник.

Качественный: перелётные.

Глагольный: Вить, строить (гнезда), заботиться, ухаживать, выводить (птенцов), кричать, щебетать, порхать, кружить.

Методы и приёмы: орг. момент, д/и "Один- много", "Где гнездо?", иллюстрации, беседа, вопросы, итог.

Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр. «Слон».

Индивидуальная работа: активизировать мыслительную деятельность - Артём, Ваня.

Материал: иллюстрации, мяч.

Ход занятия

Организованный момент

Воспитатель: - Ребята, я буду говорить один предмет, а вы много.

Ласточка - ласточки;

Грач - грачи;

Скворец – скворцы;

Журавль – журавли;

Лебедь – лебеди;

Кукушка – кукушки.

Основная часть

Воспитатель: - Молодцы, дети. Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Дети: - Мы будем говорить о птицах.

(На доску выставляются картинки с изображением птиц: ласточка, грач, скворец, журавль, лебедь, кукушка.)

Воспитатель: - Верно. А почему их называют птицами?

Дети: - У птиц есть клюв, крылья, тело покрыто перьями.

Воспитатель: - Верно. Дети, мы с вами знаем, что есть птицы зимующие и перелётные. Какие это птицы?

Дети: - Это перелётные птицы.

Воспитатель: - Почему их называют перелётными?

Дети: - Эти птицы прилетают к нам из далёкого края.

Воспитатель: - Молодцы. А в какое время года прилетают к нам птицы?

Дети: - Птицы прилетают весной.

Воспитатель: - Почему весной?

Дети: - Весной тает снег, водоёмы, становится тепло, просыпаются насекомые, которыми питаются птицы.

Воспитатель: - Верно. Выберите картинку с той птицей, которая прилетает весной первой.

(Ребёнок выбирает картинку)

Воспитатель: - Назовите эту птицу.

Дети: - Это грач.

Воспитатель: - Правильно. Как только на полях появляются проталины, грачи уже тут как тут! Важно ходят по полям и ищут червей.

Воспитатель: - А вслед за грачами возвращаются в родные края скворцы. Выберите картинку со скворцом.

(Ребёнок выбирает картинку)

Воспитатель: - Отгадайте, кто ещё прилетает к нам весной?

Весной в лесу далеко разносится звонкое «Ку-ку».

Дети: - Это кукушка.

Воспитатель: - Почему вы так решили?

Дети: - Кукушка произносит «Ку-ку».

Воспитатель: - Значит, кукушка что делает?

Дети: - Кукушка кукует.

Воспитатель: - Найдите картинку с кукушкой.

(Ребёнок выбирает картинку)

Воспитатель: - Ребята, отгадайте,у какой птицы такой хвостик?

(Воспитатель показывает картинку с хвостом ласточки)

Дети: - Это хвост ласточки.

Воспитатель: - Молодцы. Покажите картинку с ласточкой.

(Ребёнок показывает картинку)

Воспитатель: - Ребята, чем питаются грач, скворец, кукушка, ласточка?

Дети: - Эти птицы питаются насекомыми.

гимнастика для мозга упр. «Слон»

Согните колени, прижмите голову к плечу, вытяните руку вперёд (ту, которой пишите). Рисуйте ленивую восьмёрку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая рёбрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите это же с другой рукой.

Воспитатель: - Правильно. Дети, когда лёд на водоёмах растает, к нам прилетают и другие птицы, которые живут на озёрах. Отгадайте, по силуэту, кто прилетает весной на водоёмы?

(Воспитатель показывает силуэт лебедя)

Дети: - Это лебедь.

Воспитатель: - Молодцы. Выберите из оставшихся картинок лебедя.

(Ребёнок выбирает картинку)

Воспитатель: - А чем питается лебедь?

Дети: - Лебедь питается травами, листьями, мелкой живностью, которая живёт в воде.

Воспитатель: - Верно. А теперь назовите третий лишний.

Воробей, синица, журавль.

Дети: - Это журавль.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Воробей, синица - зимующие птицы, а журавль- перелётная птица.

Воспитатель: - Правильно. Ребята, журавли живут на болоте. Они питаются ягодами, которые там растут, лягушками, жучками.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что делают птицы, когда прилетают к нам весной?

(Воспитатель показывает картинку-подсказку: дерево с гнёздом)

Дети: - Птицы вьют гнёзда.

Воспитатель: - Верно. А для чего птицы вьют и строят гнёзда?

Дети: - Для того, чтобы выводить птенцов.

Воспитатель: - Молодцы. Перелётные птицы вьют свои гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов.

Игра «Где гнездо?»

ГРАЧ вьёт гнездо на дереве.

ЛАСТОЧКА строит гнездо под крышей дома.

ЖУРАВЛЬ строит своё гнездо на земле, среди кустов.

ЛЕБЕДЬ вьёт своё гнездо около воды, в траве.

СКВОРЕЦ вьёт своё гнездо в скворечнике.

У КУКУШКИ нет гнезда. Она откладывает свои яйца в чужие гнёзда и не высиживает птенцов.

Воспитатель: - Ребята, какие птицы прилетают к нам?

Дети:- Перелётные птицы.

Воспитатель: - Когда прилетают к нам перелётные птицы?

Дети: - Они прилетают весной.

Воспитатель: - Верно. Молодцы!


Программное содержание:

1. Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги в клетку. Закреплять гигиенические правила письма.

5. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

6. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Предварительная работа

Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови», «Право – лево»; «Мнемотаблицы», моделирование; работа со штампами; выполнение упражнений в тетради в клетку; знакомство с пальчиковой азбукой.

Материал к занятию

Звуковое письмо, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, мнемотаблицы, дерево с гнездом и скворечником, домик с гнездами на крыше и под крышей, елки, озеро, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, гуашь синего цвета, штампы; листы бумаги в клетку, простые карандаши, прищепки, обручи, мяч, медали «Друг птиц».

Ход занятия

Организационный момент.

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!

— Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная (ворона). Поможем расколдовать птиц? Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.

Беседа «Перелетные птицы»

  • Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)
  • А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)
  • В какое время года птиц больше? (летом)
  • Почему? (и зимующие, и перелетные)
  • Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)
  • В какое время года они возвращаются? (весной)

Пальчиковая гимнастика

Пришла весна,
сосульки тают,
Запели первые ручьи,
Медведь берлогу
покидает,
А на полях кричат грачи.

Поочередное загибание пальцев на каждое слово
Хлопки на каждое слово
Имитация походки медведя всеми пальцами по коленям
Ритмичные хлопки на каждое слово

В: Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?

Игра с мячом «Поймай и назови»
Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.

  • Проверьте, правильно ли подобраны птицы?

Игра «Кто лишний»
На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. Дети их убирают.

  • Пришло время расколдовать наших птиц.

Работа с мнемотаблицами
В.: Расскажите, какие птицы здесь спрятались. На таблицах схематичное изображение (голова птицы; особенность строения: хвост, клюв, ноги; цвета оперения; чем питается; где живет; зимующая или перелетная).

Например:
«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица.»

«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица.»

«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.»

«Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица.»

«Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица.»

«Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица.»

Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам. Другие называют птицу и отвечают на вопросы воспитателя:

Беседа о птицах

  • Почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги)
  • Чем он питается? (мелкими грызунами)
  • Для чего нужны утке перепонки на ногах? (утка – водоплавающая птица)
  • Где откладывает яйца жаворонок? (в ямке, в земле, среди травы)

Дети поочередно отдают мнемотаблицу воспитателю и берут силуэт с изображением отгаданной птицы. Подходят к дереву, домику, ищут гнездо для своей птице и цепляют ее с помощью прищепок.

  • А для чего птице нужно гнездо? Правильно, откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы.

В.: Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А вы слышите пение птиц? (нет) Что же делать? Кто нам поможет?

Звучит музыка. Появляется ученая птица, машет крыльями, в руке – портфель.

П.: Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.

В.: Кто Вы такой?

П.: Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?

Д.: Птенцами..

П.: Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?

Д.: Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.

П.: Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.
Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам.на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?
С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? С юга. У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опишите этот путь.

Д.: Сначала птицы летели прямо, потом повернули на право, на лево, еще раз на право и прилетели на родину.

П.: Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги.

Работа с раздаточным материалом

Раздает листы для выполнения упражнения и штампы. Дети делают оттиски. В процессе выполнения упражнения подходит к каждому ребенку, проверяет. правильно ли он держит штамп, хвалит за аккуратность и т. д.

П.: Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами.

Работа с картинкой «Дерево»

  • какие птицы поселились на дереве? (на дереве поселились грач и скворец)
  • какая из птиц сидит на дереве высоко? (высоко на дереве сидит грач)
  • какая из птиц сидит на дереве внизу (внизу на дереве сидит скворец)
  • что находится справа от дерева? (справа от дерева находится озеро)
  • что расположено слева от дерева? (слева от дерева расположен домик)
  • что мы видим сзади дерева? (сзади дерева мы видим елку)
  • что находится перед деревом? (перед деревом в траве – гнездо жаворонка)
  • где расположено гнездо аиста? (гнездо аиста расположено на крыше домика)
  • где находится гнездо ласточки? (гнездо ласточки находится под крышей домика)

П.: А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.

Игра «Птицы, гнезда, птенцы»

Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.

Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.

По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.

По команде «Гнезда» — собираются в круг, взявшись за руки.

По команде « Птенцы» — находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)

Повторить игру два раза.

В.: Много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам.
Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.
Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика. Скворечник

Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным
Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем
Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным
клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем
Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки
голова. Рисуют в воздухе руками круг

В.: Построим скворечник на листе бумаги в клетку. Посмотрите, на листе в клетку слева рисунок, надо нарисовать по клеткам точно такой же рисунок справа. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру будете рисовать сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!

Работа в тетради

Во время работы детей повторить гигиенические правила письма.

В.: Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками). Теперь скворечников хватит всем. Слышится пение птиц. Ура! У нас все получилось! Вы прошли мое испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели.

Беседа «Птицы и люди»

  • Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
    Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

В.: Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово, написанное с помощью пальчиковой азбуки, узнаете про награду.
Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.

Авторы: воспитатели высшей категории коррекционной группы
Гатауллина М.А
Богдан В.И.,
МДОУ ДС КВ №62
Ленинградская область
Всеволожский район
Поселок Колтуши.

Конспект интегрированного занятия в средней логопедической группе «Перелетные птицы»

Вид занятия : итоговое

Тип занятия : интегрированное (развитие речи + художественное творчество)

Программное содержание:

Закрепить знания детей о перелетных птицах, умение классифицировать зимующих и перелетных птиц;

Развивать связную речь, учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, исследовательскую деятельность, умение делать выводы, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания;

Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Оборудование:

Макет березы, искусственное дерево, аудиозапись «Голоса природы», письмо, телевизор, DVD- плеер, слайд-шоу «Перелетные птицы»

Демонстрационный материал:

Карточки с изображением птиц, пуховые и маховые перья птиц, веер, мнемотаблицы

Раздаточный материал: прищепки, листочки разноцветной бумаги, простые карандаши,

Материалы по художественному труду: заготовки для скворечника, клей, картон, кисточки

Предварительная работа логопеда и воспитателя: изготовление раздаточного и демонстрационного материала

Предварительная работа с детьми:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Дидактические игры: «Кто лишний», «Поймай и назови», «Мнемотаблицы», знакомство с пальчиковой гимнастикой. Вырезание заготовок для скворечника

С Амалем, Никитой, Софьей – составление описательных рассказов по мнемотаблице

Индивидуальная работа с детьми до занятия: следить за правильным произношением звуков ЛЬ, Л у Данияра, Полины, Зарины

Структура занятия:

  1. Вводная часть: 2 мин
  1. Письмо от Вороны»
  1. Основная часть: 16 мин
  1. Составление описательных рассказов о перелетных птицах по мнемотаблице:
  1. Заключительная часть: 2 мин
  1. Подведение итогов занятия
  2. Педагогическая оценка деятельности детей

Ход занятия:

  1. Вводная часть:

Цель : создание эмоционального настроя, положительной мотивации к занятию

Логопед : Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.

Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

Логопед : От кого пришло письмо?

Особа всем известная, она- крикунья местная (ворона ).

Дети: От вороны

Логопед : Поможем расколдовать птиц? Я думаю, ваши знания и умения нам помогут. Каких птиц заколдовала злая ведьма? Кто не вернулся с юга?

Дети: Перелетные птицы

Логопед : В какое время они возвращаются?

Дети : Весной

Логопед : Птиц нет, тишина. (Обращаю внимание на дерево, пустые гнезда )

Логопед : Чтобы птицы запели, нужно выполнить задания (Дети садятся на стульчики)

  1. Основная часть:
  1. Презентация «Перелетные птицы» - 9 слайдов

Логопед : Каких перелетных птиц вы знаете. Сейчас посмотрим (включается слайд-шоу)

Дети : Грач, соловей, скворец и т.д.

Логопед : А какую птицу мы не назвали? Какая птица открывает весну?

Дети : Грач

Логопед : Пришло время расколдовать птиц, составить рассказ о них

  1. Составление описательных рассказов о перелетных птицах по мнемотаблице :


«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица»

«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка белая. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица»

«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица»

(Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам )

Логопед : Ребята, мы с вами птиц расколдовали? А вы слышите пение птиц ?

Дети : Нет

Логопед : Давайте мы их расселим на дереве. Теперь пройдите и сядьте на коврики –гнезда.

  1. Дидактическая игра «Рассели птиц»

Логопед : Ребята, посмотрите на это волшебную березу. На правой стороне распустились листья – здесь у нас будут жить перелетные птицы, а на левой стороне еще зима. Там будут жить зимующие птицы. Будьте внимательны, не перепутайте зимующих и перелетных птиц

(Дети выходят, берут карточки с изображением птиц и вешают на соответствующую половину дерева )

Логопед : Молодцы ребята! Вот и запели наши птицы.

Дети : Соловья, кукушки и т.д.

  1. Динамическая пауза. Подвижная игра «Стайка».

Логопед: Давайте превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок, быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку. Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями .)

Птички летают, устали не знают.

Стоп! Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг .)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами по полу.)

  1. Эксперимент с птичьими перьями

Воспитатель: Лебедь приготовил для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга?

Дети : Одни - мягкие, маленькие, другие - твердые, длинные

Воспитатель : Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему?

Дети : Потому что оно пушистое, мягкое, теплое

Воспитатель: А другое - называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое?

Дети: Тяжелое

Воспитатель: Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух?

Дети : Невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге.

Воспитатель : Возьмите карандаш. Какой он легкий или тяжелый?

Подбросьте его вверх, что произошло?

Дети: Карандаш упал

Воспитатель: Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? Дети: Нет, они падают

Воспитатель: Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью воздух может ненадолго удержать? Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх. Они также быстро упали, как карандаш?

Дети: Нет

Воспитатель : Какой можно сделать вывод?

Дети: Легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе

Воспитатель: На примере веера показываю, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают. С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается то воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. Ребята, я думаю, вы поняли, почему птица может летать по воздуху. (Дети садятся за столы)

  1. Художественное творчество. Аппликация «Скворечник»

Воспитатель: Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес. Перед работой разомнем пальчики.

  1. Пальчиковая гимнастика. Скворечник.

Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным

Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем

Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным

клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем

Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки

Голова . Рисуют в воздухе руками круг

Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы вырезали детали для нашего скворечника. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник? Какую фигуру будете клеить сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны! ( Самостоятельная деятельность детей)

Воспитатель : Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками).

Теперь скворечников хватит всем.

Воспитатель : Какую пользу человеку приносят птицы?

Дети : Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением

Воспитател ь: Как надо относиться к птицам?

Дети : Птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать

Вы молодцы! Справились со всеми заданиями. Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе.

Ш. Заключительная часть: подведение итогов занятия, педагогическая оценка деятельности детей

Что понравилось на занятии? Что запомнилось?


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме:

«Перелетные птицы» средняя группа

Воспитатель: Кобелева М.Е.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что»; продолжать учить составлять краткую описательную загадку о птицах. Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

Коррекционные: развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы: карточки с изображением птиц, пуховые и маховые перья птиц, веер.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход занятия.

1. Кинессиология - упражнение «Сова» - положите левую руку на правое плечо и сожмите плечо левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь и глубоко вздохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое движение, положив правую руку на левое плечо.

2. Мотивация

Воспитатель:

Ребята почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)

3. Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи»

Воспитатель:

Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?

4. Словарная работа

Педагог при помощи толкового словаря знакомит детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.

Воспитатель:

Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Проходите в научную лабораторию.

Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.

5. Д/и «Угадай, что за птица» (1 задание)

Игра: «Не сорока, не ворона и не чайка» (дети стоят в кругу)

Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы:

Кукушка, ласточка, скворец, соловей, трясогузка, грач, цапля, журавль, аист.

6. Упражнение: «Птицы Якутии» (2 задание)

Воспитатель:

- Выберите иллюстрации, на которых изображены птицы Якутии

7. Игра «Назови лишнюю птицу» (3 задание) (дети сидят на стульях)

(На фланелеграфе выставлены картинки с изображением птиц: ласточка, грач, кукушка, соловей, гусь.

Воспитатель:

А почему, остальных птиц называют дикими? (Живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище).

Какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают насекомых).

Воспитатель:

Ребята закройте глаза (картинки с птицами педагог переставляет местами, вместо гуся ставит ворону)

Воспитатель:

Какая птица лишняя? Почему?

Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (нечем питаться, негде жить, холодно.)

Воспитатель:

Закройте глаза (педагог картинки с птицами переставляет местами, вместо вороны ставит орла)

Какая птица лишняя? Почему? (орел хищная птица, он охотится за мышами и другими животными).

8. Игра с мячом “Продолжи предложение, найди причину”(4 задание).

Воспитатель:

- Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).

Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)

У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту)

У орла большое гнездо, потому что…(он большая птица)

Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет)

Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)

9. Упражнение: «Загадка» (5 задание).

Воспитатель:

- Выберите картинку с изображением птицы и загадайте про нее загадку своим товарищам (дети по очереди выходят к столу, где лежат картинки с птицами, берут одну и загадывают про нее загадку).

  1. Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (Грач)
  2. Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)
  3. Я пою лучше всех птиц (Соловей)
  4. Я черненькая, маленькая, стою свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (Ласточка)
  5. Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)
  6. Я одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком. (Трясогузка)
  1. Свои гнезда я вью в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно моего голоса – это к дождю или плохой погоде. (Жаворонок).

10. Упражнение «Почему птицы летают» (6 задание).

Воспитатель:

- Проведите эксперимент и определите, почему птицы умеют летать.

Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные).

Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены? (на теле птицы)

А другое - называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)

Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге).

Возьмите карандаш. Какой он легкий как перо или тяжелее?

Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)

Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают).

Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?

Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?

Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).

На примере веера педагог показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.

Воспитатель:

С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.

Покажите на веере, как это происходит.

Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?

11. Итог.

Воспитатель:

Что понравилось на занятии?

12. Релаксация.

Воспитатель:

Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз)

Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!

Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки)

Очень трудно птицам.

Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.

Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны)

Так устали наши птички, что не пошевелиться им!

Согрелись наши птички. Высохли перышки.

Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.

Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.

Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.

Головки согрелись, и они теплыми стали.

Так хорошо нашим птичкам отдыхать.

Воспитатель:

А нам пора возвращаться в группу.

13. Превращение.

Воспитатель: -

Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.

Саитова Гюзель Анваровна,

воспитатель

МАДОУ "Детский сад №46" г. Тобольска

Введение

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д.В. Хухлаева и др.)

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия не умения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.

Цель : оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность.

Проблема : анализ ситуации в группе, где я работаю, показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Задачи :

Выявить причины нарушения общения

Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры.

Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.

Обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.

Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми старшей группы и подготовительной группы

Участники проекта: дети, родители и воспитатели группы « Почемучка».

Срок реализации: 2009 – 2011год.

Ожидаемый результат: Положительная динамика коммуникативных умений и навыков у детей.

Опыт позитивного общения с детьми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации, приобретенный за время реализации проекта воспитателями и родителями.

Созданы картотеки игр, тематический альбом, консультации для родителей и педагогов, создана мини – библиотека для родителей.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

Выбор темы и разработка педагогического проекта.

Разработать систему игр для развития коммуникативной компетентности у дошкольников.

- Организация развивающей среды.

- Подготовить информационную копилку (консультации, анкет, текстов) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитие игровых и социально адаптивных умений дошкольников.

- Разработать картотеку игр на развитие коммуникативных способностей.

2 этап – основной

Подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции коммуникативных умений и навыков.

Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей на основании диагностических данных.

Составление плана работы с гиперактивными детьми с проблемами в общении.

Разработка примерных конспектов коррекционно – развивающих занятий.

Активизация родителей для проведения игровых вечеров.

Апробирование методики игры

Проведение консультации для родителей.

3 этап – обобщающий

Подведение итогов работы с детьми (диагностики)

Изготовление фотоальбома « Будем крепко мы дружить»

№1.

Нормативно- правовая база.

Закон « Об образовании» Российской Федерации.

Конвенция ООН о правах ребенка,1989г.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г.

Давыдов В. В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания.

Типовое положение о дошкольном учреждении.

Приказ Минобрнауки России №9 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.03.2009г. № 03-436 «О рекомендациях по созданию инновационных комплексов в сфере общего образования.

№2.

Информационно – методическое обеспечение.

Бычкова С.С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников».

Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детских эмоций».

Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников».

Клюева Н.В.., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению».

Панфилова М.А. «Игротерапия общения».

Рылеева Е.В. «Вместе веселее!».

Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»

Семенака С.И. «Уроки добра».

Щипицина Л.М «Азбука общения».

«Психолого- педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей дошкольного возраста»

Марцинковская Т.Д.-Гардарики М. Детская практическая психология 2005г.

Смирнова Е. О. Дошкольное воспитание №4, 2004г.

Арцишевская И.Л. «Современные пятилетние дети: особенности игры и развития и психического развития».

Работа психолга с гиперактивными детьми в детском саду. Изд.2-е, доп. – М.: Книголюб, 2005. (Психологическая служба)

Музыкальная палитра №2-2007г.

№3

Диагностический инструментарий

Марциновская Т.Д. Методика « Два домика».

Урунтаева Г.А, Афонькина Методика «Рукавичка».

Лисина М. И. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 5-6 лет.

Урунтаева Г.А. Таблица проявления поведенческих расстройств.

Фокина Е.К. Диагностическая карта (результаты наблюдения уровня коммуникативных способностей у детей 6-7 лет).

Степанова Г.Б.Индивидуальные показатели социального развития ребенка (Дошкольное воспитание 1999, №10).

КоломинскийЯ.Л., Жизневский Б.П. Причины возникновения конфликтов с детьми в игре.

Система состоит из четырех блоков:

Коррекционно-развивающиеся занятия

Коммуникативные игры и упражнения

Метод принятия роли

Моделирования проблемных ситуаций

Каждый блок направлен на решение нескольких задач.

В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как

переход от простого к сложному, системность и концентричность при

организации игровой деятельности.

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.

При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:

Продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;

Воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;

Прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

Помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права:

На систему ценностей,

На ответственность,

На личное достоинство и уважение этого достоинства,

На индивидуальность и своеобразие,

На независимость от других людей,

На собственные мысли,

На отстаивание своих прав.

Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:

Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.

Умение получать необходимую информацию в общении.

Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.

Умение спокойно отстаивать своё мнение.

Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.)

Умение уважительно относиться к окружающим людям.

Умение принимать и оказывать помощь.

Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Блок № 1

Коррекционно-развивающие мероприятия

Цель: создание благоприятного психо-эмоционального климата в группе сверстников, формирование и закрепление положительных установок в сознании детей и использование их в практической жизни.

Темы: «В стране эмоции», «Правила поведения в гостях», «Друзья», «Как вести себя с друзьями», «Моя семья», «Правила нашей группы»

Блок № 2

Коммуникативные игры

Игровые пятиминутки

Развиваем умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам.

«Зайчики и лиса», «Совушка – сова», «Холодно – горячо, право – лево», Горная тропинка», « Глаза», « Замри!», «Обыграй превращения», «Звери на болоте»,

« Как тебя зовут? «Я не должен», «Менялки», « Игра в тарелочку», «Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Эхо», « Как тебя зовут?», «Сундучок», «Объясни Незнайке!», «Задуманное действие», «Что на что похоже», «Художник слова», « « Магазин», «Библиотека», «Знакомство», «Построим город», «Азбука почемучек»,

«Сказка наизнанку», «Собери чемодан», « О чем я сказала», Через стекло», «Я начну, а вы продолжите», «Вечер загадок»

Интерактивные игры

(игры на взаимодействие)

Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

«Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Пирамида любви», «Разноцветный букет», «Волшебный стул», «Солнечные зайчики», «Капитан», «Клеевой дождик», «Горячая картошка», «Гномики», «Лунный камень», «Динозавр и препятствие», «Шапка-невидимка», «Тысяча звезд», «Два зеркала», «Тайный советник».

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения

«Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Театр теней», «Ожившие игрушки»

Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности

Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватных поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации

« Ругаемся овощами, «Изобрази животное», «Собака – повадырь», « Не поделили игрушку», « Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другому», «Найди друга», «Секрет».

Этюды с содержанием проблемной ситуации: «Коврик мира», «Сладкая проблема»,«Хозяин горы».

Блок №3

Метод принятия роли

Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма

Цель: - приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения.

Варианты игр:

Организованные игры: «Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Космос» и т.д.

Игры со свободным сюжетом : «Игры с предметами, находящимися под рукой», «Игры против скуки», «Игрушки, которые всегда с собой».

Самостоятельные игры.

Игры с известными героями: «Незнайка в зоопарке», «Пир у Баба-Яги», «Беспорядок у тетушки Федоры», «Бабушкин сундучок».

Режиссерские игры: «Незнайка и Знайка», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Добрый и злой волшебник», «Продавец и контролер», «Малыш и Карлсон», «Терпеливая мама и капризный ребенок», «Режиссерская игра на песке».

Приемы великого сказочника: «Переиначивание сказки», «Игра в волшебника», «Салат из сказок», «Игры-смешинки», «В гостях у Кащея-Бессмертного», «В гости к Василисе-Примудрой», «В гостях у Баба-Яги».

Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера

Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Игры без слов: «Маски», «Свет мой зеркальце скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король».

Блок №4

Моделирование проблемных ситуаций

Цель: формировать у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.

Методы:

Анализ поведения сказочных героев

Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»

Обсуждение ситуации из жизни группы

Проблемная ситуация созданная воспитателем: «Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т.д.

Перспективный план работы по развитию коммуникативных умений и навыков у детей шестого года жизни

Задачи

Дата проведения

Дети

Методика «Два дома» Т.Д.Марцинковская

Входная диагностика уровня развития коммуникативных навыков

Определение статуса ребенка в группе

сентябрь

Методика «Рукавичка» Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина

Умение договариваться, достигать общий результат

сентябрь

Коррекционно – развивающие мероприятия

1.«Знакомьтесь - это я!»

2.«Я - сам и Я - другие»

3.«Правила нашей группы»»

4.«Давайте жить дружно»

5. «Наши эмоции»

6.«Я умею»

Развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми

Формирование эмоциональной стабильности и социализация эмоции дошкольников

октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль

«Играем вместе»

Итоговая диагностика уровня развития коммуникативных навыков

Развитие коммуникативных навыков через игру

1 раз в неделю сентябрь-май

Коррекционно-развивающие мероприятия с гиперактивными детьми, имеющими сложности в общении с детьми

Совершенствование навыков общения; снятия эмоционального напряжения

декабрь-апрель

Родители

Поделки

«Подарю подарок другу»

Фотоальбом «Я–общительный»

Оптимизация детско – родительских отношений через совместную деятельность

январь

Вечер «Коммуникативных игр»

Оптимизация детско – родительских отношений через игровую деятельность

февраль

Мини - библиотека

Повышение родительской компетенции в сфере развития детского общения

март

Чему способствуют игры детей?

История детской агрессивности

Повышение уровня знаний родителей по данной теме

сентябрь

ноябрь

декабрь

Диагностическая работа

1.Анкета «Критерии гиперактивности»

2. Анкета «Признаки агрессии»

3. Анкета «Тип темперамента моего ребенка»

Умение адекватно оценивать состояния своего ребенка

ноябрь

Родительское собрание на тему:

«Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

ноябрь

Педагоги

Консультации в информационные уголки:

Играть не вредно или игротерапия для детей

Методы и приемы взаимодействия с агрессивными детьми (памятки)

Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

4. Тип темперамента

Повышение педагогической компетенции в сфере развития детского общения

декабрь

октябрь

октябрь

октябрь

Коррекционный план работы с гиперактивными детьми 6 года жизни имеющими проблемы в общении

Периодичность

Деятельность

Задачи

1 неделя декабрь

«Прогулка в лес»

«Камень и путник»

«Будь внимателен»

«Передай движение»

Рефлексия

Налаживание взаимоотношений с группой и детей между собой; развитие эмоционально выразительных движений; снятие психоэмоционального напряжения

2 неделя декабрь

«Изобрази явление»

«Самолеты»

«Надоедливая муха»

«1,2,3 говори»

«Одно большое животное»

Рефлексия

Налаживание взаимоотношений с группой и детей между собой; развитие эмоционально выразительных движений; совершенствование коммуникативных навыков, воображения, внимания

3 неделя декабря

«Запретное движение»

«Зоопарк»

«Я кубик несу и не уроню»

«Шалтай-болтай»

Рефлексия

Умение работать в команде; снятие мышечного напряжения; развитие произвольного внимания; умение следовать правилу игры

3 неделя января

«Расскажем и покажем»

«Передай мяч»

«Насос и мяч»

«Паровозик с именем»

«Клоуны»

Рефлексия

4 неделя

«Космическое путешествие»

«Интервью»

«Росток»

«Пловцы»

Рисование на заданную тему

Рефлексия

Умение согласовывать действие и слово; развитие координации движений; снятие мышечного напряжения; развитие групповой сплоченности и доверия друг к другу

1 неделя февраля

«Светофор»

«Внимательные глазки»

«Знаете ли вы цифры»

«Расскажем и покажем»

«Кто за кем стоит?»

Рефлексия

Развитие наблюдательности, произвольности, самоконтроля; умение работать в команде.

2 неделя февраля

«Жмурки»

«Потягушечки»

«Лимон»

«Волшебный мешочек»

«Опиши игрушку»

Рефлексия

Профилактика страхов; снятие эмоционального напряжения; развитие тактильных ощущений; активизация словаря

3 неделя февраля

«Летает не летает»

«Что изменилось?», совместное рисование

«Снеговик»

Рефлексия

Умение контролировать свои эмоции; развитие эмоционально-выразительных движений; умение следовать словесной инструкции, развитие внимания

4 неделя февраля

«Кто первый прыгнет в круг»

«Солнечный лучик»

«Не спеши»

«Клоуны»

Рефлексия

Умение контролировать свои действия; снятие мышечного и эмоционального напряжения; развитие координации движений и внимания

1 неделя марта

«Давайте поздороваемся»

«Море волнуется»

«Пластилиновая кукла»

«Иголка и нитка»

«Шалтай-болтай»

Рефлексия

Развитие доброжелательного отношения к члену группы; умение контролировать свои эмоции, действия

2 неделя марта

«Расставь посты»

«Что изменилось?»

«Снежинки»

«Зимние забавы»

Совместное рисование снеговика

«Снеговик»

«Лыжники»

Совершенствование уверенности в себе; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения; умение контролировать свои действия

3 неделя марта

«Танец снежинок»

«Ручеек»

«Одно большое животное»

«Ищем ошибки»

«Кричалки, шепталки, молчалки»

«Паровозик с именем»

Рефлексия

Совершенствование коммуникативных навыков; развитие чувства юмора; снятие эмоционального напряжения; развитие групповой сплоченности и доверия друг к другу

4 неделя марта

«Расскажем и прокажем»

«Слушай и отвечай»

«Броуновское движение»

«Угадай фигуру»

«Съедобное –несъедобное»

«Сидели два медведя…»

Развитие чувства юмора; умение работать в группе; снятие мышечного напряжения; развитие чувства эмпатии

1 неделя апреля

«Я кубик несу и не уроню»

«Клоуны»

«Цирковые артисты»

«Да» и «нет» не говори»

«Расскажем и покажем»

Рефлексия

Умение работать в команде и внутри группы; снятие мышечного напряжения; развитие произвольного внимания

2 неделя апреля

«Черепашки»

«Слушай команду»

«Прошепчи ответ»

«Жужа»

Рисование на заданную тему

Рефлексия

Развитие умения работать в команде; умение контролировать свои эмоции, действия; развитие самоконтроля

3 неделя апреля

«Флажок»

«Комплименты»

«Эмоции»

«Кораблик»

Рефлексия

Умение определять эмоциональное состояние; развитие доброжелательного отношения к члену группы; развитие самоконтроля; снятие мышечного напряжения


детский сад комбинированного вида «Улыбка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познание» (ознакомление с окружающим)

в средней группе компенсирующего вида

«Перелётные птицы»

подготовила воспитатель

Лебедева Алёна Геннадьевна

п. Малиновский

Тема: «Перелетные птицы».

Цель: расширять представления о перелетных птицах.

Задачи:

- формировать представления об их внешнем виде и образе жизни;

Развивать самостоятельность в общении со взрослыми при решении игровых задач (желание задавать вопросы);

Воспитывать чувства эмпатии (желание помочь птицам).

Образовательная область: Познание (ознакомление с окружающим).

Интеграция образовательных областей:

Познание (Ознакомление с окружающим)

Коммуникация (Развитие умения свободного общения)

Социализация (Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения)

Формы непосредственной образовательной деятельности:

познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, игры с правилами, моделирование), коммуникативная (беседа, подводящий диалог, ситуативный разговор), игровая (игры с правилами, дидактические игры).

Формы организации: группа.

Предварительная работа: рассматривание альбомов, журналов с перелетными птицами.

Оборудование и материалы: магнитола с записью («Музыка рассказывает о животных и птицах. Диск 7 (Аудиопособие «Слушаем музыку» к программе «Музыкальные шедевры»). Изображение на бумаге А3 березы, дуба, дома; изображение ласточки, грача, скворца и их гнезда. Разрезные картинки с изображением ласточки, грача, скворца.


Ход НОД:

Слушание музыки, пение птиц («Музыка рассказывает о животных и птицах. Диск 7 (Аудиопособие «Слушаем музыку» к программе «Музыкальные шедевры»).

Воспитатель. Что это за звуки? Что это за голоса?

Дети. Это пение птиц.

Воспитатель. А что это они так громко поют?

Дети. Радуются, что наступила весна.

Воспитатель.

Подводит детей к доске, на которой висят картинки с изображением березы, дуба, дома.

Ребята, я хочу вас познакомить с перелетными птицами. Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными.

Первая перелетная птица прилетает - грач. (На дуб прикрепляется грач и гнездо с грачатами). Опишите, какой он.

Дети. Грач крупная птица. Его тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. Клюв и лапы у грачей светлые.

Воспитатель. У них была трудная дорога. Когда прилетают из теплых стран, начинаю строить гнезда, чтобы вывести и выкормить птенцов. Птенцов грачей называют грачатами. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток.

Воспитатель. Следующие птицы прилетают – скворцы. Они прилетаю позже, чем грачи. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике.

На березу прикрепляется скворечник и птица скворец.

Воспитатель. Ребята, опишите скворца, какой он.

Дети. Скворцы небольшие. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Лапы и клюв светлые.

Воспитатель. Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Птенцы скворцов называются скворчата.

Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.

Физминутка «Скворечник».

Распилю пилой дощечки –вжик, - вжик, -вжик, - вжик. (Дети имитируют движения распиливания дощечки).

Сколочу из них скворечник - тук, -тук, - тук, - тук. (Дети имитирую движения заколачивания гвоздей).

Прилетайте птицы в гости –к нам, - к нам, - к нам, - к нам. (Выполняют движения махи руками к себе).

Мы скворечники повесим - тут и там, -тут и там. (Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).

Воспитатель. Еще с юга прилетают ласточки.

На доску вывешивается изображение дома. Под крышу дома прикрепляется картинка гнезда и ласточки.

Опишите, ребята, ласточку, какая она?

Дети. Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.

Воспитатель. Они тоже будут строить гнезда, под крышей дома. Ласточка лепит его из комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом, выводит птенцов, а потом выкармливает их мелкими букашками. Птенцов называют ласточата.

Воспитатель. Ребята, вы обратили внимание, что птицы разные, но что у них всех есть?

Дети. Голова, тело, хвост, клюв, лапки и тело покрыто перьями.

Воспитатель. Пока мы с вами говорили о перелетных птицах, проказница Зима, которая не хочет уступать Весне, заморозила птиц и разбила их на части. Помогите пожалуйста отогреть птиц.

Дети из разрезных картинок собирают ласточку, скворца, грача.

Воспитатель. А сейчас, ребята, мы с вами произнесем весеннюю закличку, чтобы прогнать Зиму и вернуть Весну. (Дети произносят закличку).

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью великою,

С милостью богатою.

Итог НОД.

Литература:

1. Нищева подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

2. Теремкова домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР Альбом 3. – М.: Издательство Гном и Д, 2006.



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.