Предсмертное завещание имама хасана ибн али своему брату хусейну и попытка аиши воспрепятствовать его погребению рядом с посланником аллаха. Правление аль-Хасана ибн Али (40–41 гг

Родился в Медине в 3-ем году месяца шабан (январь-февраль 625) или 15-го числа месяца рамадан (1 марта). Известно несмотря на то, что отец хотел назвать его Харб , Пророк нарек неизвестным во время джахилийи (Аравия до Пророка) именем Хасан, дал ему браслет Абу Мухаммада и и при этом прочитал на ухо младенце азан; на 7-мой день рождения совершил жертвоприношение акика (принести жертву в честь благодарности рождения ребенка) и распорядился раздать всем беднякам серебро равному весу волос Фатимы. В источниках говорится оттого, что он был похожим на Пророка, Абу Бакр любя звал его: "О похожий на Посланника и не похожий на Али ", а Али на это улыбался.

Хасан (да будет доволен им Аллах), как и его брат Хусейн, не занимал действующего места в важных текущих событиях во время первого халифа. Во время приемничества Османа вместе с братом Саид б. Асом участвовал в походе в Хорасан, еще позже со стороны отца и снова вместе с братом был наставлен охранять от мятежников и носить воду в дом Усмана.

Хасан, после того, как отец стал халифом, и против него восстали Талха б. Убайдаллах и Зубайр б. Аввам, вместе с Аммар б. Йасиром пошел в Куфу, что бы уговорить куфийцев встать на сторону отца. Находился рядом с отцом в битве Джамал и Сиффин. После того, как Али пал шахидом, Убайдаллах б. Аббас б. Абдальмутталиб призвал куфийцев к признанию его как халифа и по одному преданию в тот же день, по другому через два дня избрал себя в Куфе. Незадолго до смерти Али, на вопрос Хасану по избранию ответил: "Я это и не прикажу, и не запрещу "; но шииты верят что Али сделал его своим наследником.

Услышав, что Али пал шахидом и Хасан возвелся в халифы Муавиййа б. Абу Суфйан начал тяжелую деятельность, что бы перетянуть на свою сторону его сторонников и куфийцев. В команду Абдаллах б. Амира приготовил войско состоящее из сил Сирии, Палестины и аль-Джазиры. И Абдаллах б. Амир направляясь в Медину восстал перед войском Хасана вышедшему за город и Муавиййа окружил Анбар, сказав что он не был намерен с ними воевать, а что даже сам Хасан сказал, что если войны перейдут к нему он помилует им жизнь. После этих слов большинство решило воздержаться от войны; Хасан возвратясь в Медину вынужден был сообщить Абдаллах б. Амиру условия передачи халифата Муавиййи.

Воздвинутые условия были таковы:

1. Из-за мести никто из иракцев не будет схвачен.

2. Все должны быть обезопасены от незаинтересованности народом.

3. Будут прощены все совершенные преступления.

4. Налог Ахваза будет выплачиваться ему раз в год.

5. Брату Хусейну будет выплачено 2 миллиона дирхама.

6. Они тоже будут на равне с хашимитами и Бани Абд аш-Шамс.

Абдаллах б. Амир понес условия Хасана Муавиййе и он собственноручно подписавшись вернул Хасану (25 раби" аль-авваль 41/29 Июль 661).

Хасан довольный тем, что все его условия были приняты, распорядился что бы Кайс б. Саад передал все полномочия Муавиййе и возвратился в Медину. В это время хоть и некоторые люди, такие как Хусейн и Худжр б. Ади были против договора Хасана с Муавиййей, который унизил всех мусульман, Хасан не отступаясь от своего решения вместе с людьми пошел из Медины в Куфу и подтвердил договоренность пришедшим туда Муавиййей.

В истории Ислама 41 год в честь этого договора был назван "ам аль-джамаа" (год объединения). Таким образом Хасан, не смотря на то, что брат Хусейн яростно выражал недовольство, договорившись с Муавиййей, как и указывал Пророк (Бухари, "Сулх", 9; "Фитан", 20) предупредил пролитие крови среди мусульман и люди хоть и короткий срок жили в мире и спокойствии. После этого Хасан ушел с семьей в Медину и оставшуюся часть жизни провел там отдалясь от политики. Только в конце, судя по рассказам под предлогом женитьбы Йазид б. Муавиййа, обманув жен, Хасан был отравлен со стороны Джада бинт Аш"ас б. Кайс и умер 28 сафар 49-го года (7 апреля 669).

Перед смертью он попросил брата Хусейна похоронить его рядом с Пророком, если же это невозможно, то похоронить его на Джаннат аль-Баки рядом с матерью, так как Марван б. Хакем выступил против первой просьбы, после проведения похоронного намаза правителем Медины Саид б. Асом, был похоронен рядом с матерью на Джаннат аль-Баки.

Личность

Известный по прозвищам "избранный, осторожный, умный" и "внук" Хасан, обладал добрым характером, был щедрым, спокойным, серьезным и избегал политики и раздора. Существуют разные данные о сроке его пребывания халифом; некоторые писатели утверждают, что 4 месяца 3 дня, другие говорят, что 6 месяцев 3 дня. По договоренности с Муавиййей сделанной 25 раби" аль-авваль 41 (29 июля 661), больше всего подходит второе утверждение. Хасан напрямую от Пророка, мамы и отца передал 13 хадисов. И от него передали сын Хасан с Сувайд б. Гафала, Абу-ль-Хавра ас-Саади, Шааби, Хубайра б. Йарим, Асбаг б. Нубата и Мусаййаб б. Наджаба.

Вспоминаемый под прозвищем "Митлак " (часто разводимый) говорится, что при жизни Хасан женился около 100 раз; а по шиитскому писателю Ибн Шахрашубу еще было 250 или 300 наложниц. И только по отдельному расследованию сделанным Бакир Шариф аль-Кураши, который отрицает данные рассказы, говорит, что он совершил только 13 браков.

Спорно также и число детей; рассказывается что детей было 12, 15, 16, 19, 20, 22 девочек мальчиков. В источниках названы эти имена детей: Зайд, Хасан, Касим, Абу Бакр, Абдаллах, Амр, Абдаррахман, Хусейн, Мухаммад, Йакуб, Исмаиль и Тал-ха. Историки считают, что род продолжают дети под именами аль-Мусанна и Зайд. Тем кто был из рода Хасан давалось звание "шариф". В истории образованы многие роды такие как идриситы, рассииты, саадиты и существующие по сегодняшний день филалииты (Марокко) и хашимиты (Иордания).

В источниках приводится, что Пророк называл их "господинами рая ", также говорится, что он очень любил двух внуков и обращался с молитвами:"О Аллах ! Я их люблю и ты их тоже люби ", исполнял все их желания, играл с ними, катал их на спине, даже во время совершения намаза, если они забирались на спину, не вставал с саджды пока они сами не слезали и также в очень многих рассказах передается о его сильной любви к ним.

Хасан, вместе со своим братом Хусейном, один из тех, кто донес до нашего времени род Пророка. Любовь и великодушие, которые испытывал Посланник к Хасану и Хусейну продолжалась и после его смерти. Например во время своего халифата Умар, определил им доход размером как для участников сражения Бадр. Как и во всем исламском мире, так и среди турков в лице любимых внуков Посланника Хасан и Хусейн всегда высокопочитались, были любимы и значимы, их имена стали самыми распространенными.

По мнению некоторых суннитских ученых Хасан после смерти отца, за прошедшее время до передачи халифата Муавиййе б. Абу Суфйану, принят как пятый и последний халиф из "Хулафа ар-Рашидин" (праведных халифов) (Шавкани, стр.606). В шиитской же культуре Хасан был наречен самим Али вторым имамом и является четвертым из 14 "масум-и пак" (Чар-дех Масум-и Пак) и ему самому приписывают множество сверхъестественных особенностей. И только некоторые шиитские общины встали против него из-за заключения перемирия с Муавиййей и критиковали его. В сегодняшних странах как Иран и Ирак, в первые дни (11 дней) месяца мухаррам вместе с показами церемоний поминания, а в 28 сафар проводятся религиозные обряды как по случаю смерти Пророка и Хасана.

Внук Посланника Аллаха, старший сын Али и Фатимы и не желая пролития крови мусульман, Хасан как человек отрекшийся от халифата, создал широкую литературу. По источникам исламской литературы и биографическим произведениям мы можем увидеть сделаные им другие отдельные работы. В сочинениях хадисов в различных разделах Бухари и Муслим присутствуют множество преданий о том, как много говорил Посланник о Хасане и Хусейне (Бухари, "Фадаиль асхаб ан-Наби", 18, 22; Муслим, "Фадаиль ас-сахаба", 32, 56, 58-61, 67). В двух произведениях открыты по одному отдельные главы об особенных чертах характера Хасана и Хусейна и сохранены похвальные слова Посланника сказаные про обоих. И в Тирмизе открыты главы под названием "Манакиб аль-Хасан ва-ль-Хусейн" и "Манакиб ахл байт ан-Наби" и здесь рядом с другими частями передаются свыше 20-ти преданий.




Имам обладал таким благородством и великодушием, что, несмотря на ранний возраст, Пророк представлял его в качестве свидетеля при заключении некоторых соглашений. Вакиди рассказывает: «Когда Пророк заключил ответственное соглашение с племенем Бани Сакиф, составленный им текст написал Халид ибн Саид, а имам Хасан и имам Хусейн засвидетельствовали этот договор» .


На шестой год хиджры христиане города Наджран направили своих ученых в Медину. Группа представителей сначала вступила в спор с великим Пророком, но, несмотря на поражение, продолжала препираться . На основе коранического аята, Пророк предложил христианам «мубахиля» * , состоящее в том, что представители обеих сторон, их жёны, и дети должны были просить Всевышнего наслать проклятие на лжецов. Христиане приняли предложение Пророка и решили собраться в определённом месте на следующий день. Наступило утро. Мусульмане и христиане пришли в назначенное место, чтобы увидеть Пророка и его приближённых. Они увидели, что к ним идёт Пророк в сопровождении Али, Фатимы, Хасана и Хусейна. Великий Пророк попросил родных сопровождать его молитву возгласом «Аминь».


Созерцание этой святой процессии, излучавшей божественный свет, потрясло всю христианскую делегацию. Глава христиан сказал: «Клянусь Всевышним, если Бог примет их молитвы, то всем христианам на земле суждено погибнуть». Затем они подошли к Пророку и попросили его не навлекать на них Божьего проклятия.


После этого события Всевышний ниспослал Пророку священный аят «Очищения», гласящий о непорочности и очищении от скверны его светлости и его семейства.

Имам Хасан и отец


Имам Хасан всегда и во всем следовал своему отцу. Он выступал против угнетателей и был защитником угнетенных.


Когда один из самых верных сподвижников Посланника Аллаха, Абу Зарр, был изгнан в пустыню Рабазе, Усман (халиф того времени) отдал указ никому не сопровождать его. Однако имамы Али, Хасан и Хусейн (мир им!) проводили благородного изгнанника в путь. Прощаясь с ним, они выразили свою ненависть к правителям халифата, призвав Абу Зарра проявить терпение и стойкость .


В 36 году по хиджре вместе с отцом, имам Хасан выехал из Медины в Басру с тем, чтобы затушить пламя войны Джамаль, разожженное Айшой, Талхой и Зубайром. Прежде чем войти в Басру, Хасан по распоряжению имама Али вместе с верным сподвижником Аммаром отправился в Куфу мобилизовать силы и подоспеть на помощь к его светлости Али. Своими речами имам Хасан разоблачил Абдуллу ибн Зубайра, который необоснованно обвинял имама Али в смерти халифа Усмана.


Хасан также принял участие в сражении при Сеффейне, где скрестили свои мечи войска имама Али и Муавии. В этой битве имам Хасан был незаменимым защитником его светлости Али. Муавия, яростно стремившийся захватить власть, отправил к имаму Хасану Убайдуллу ибн Умара с посланием: «Оставь своего отца и переходи на нашу сторону. Мы передадим тебе халифат. Курайшиты не любят Али за то, что он убил их отцов в битвах с язычниками и неверными (в первые годы пророческой миссии Мухаммада). Однако к тебе они вражды не питают и поэтому примут твое правление». Его светлость имам Хасан ответил: «Курайшиты намеревались растоптать знамя Ислама и полностью уничтожить религию. Мой отец во имя Аллаха и ради Ислама уничтожил самых строптивых из них, рассеяв ряды противников. Следовательно, они ведут вражду с моим отцом и питают к нему ненависть» .


Коварный Муавия, почувствовав неминуемость поражения, приказал своим воинам наколоть на копья Коран. Большинство воинов поддалось на эту интригу и потребовало прекращения войны у имама Али. Битва была приостановлена. Стороны решили провести арбитраж, назначив от себя по одному представителю. Когда в результате этого было вынесено неправильное решение, имам Хасан по распоряжению своего отца красноречиво и твердо выступил перед войском со следующей речью: «Они собрались, чтобы рассудить согласно Книге Аллаха, однако эти люди достойны порицания и сами нуждаются в суде» .


Прежде чем покинуть этот мир, его светлость имам Али согласно завещанию Пророка назначил Хасана своим преемником. Засвидетельствовать волю Аллаха он призвал Хусейна и других своих детей, а также верных сподвижников.

Богобоязненность


Глубокая вера имама Хасана особенно проявлялась в тот момент, когда он, совершал омовение для чтения молитвы. Готовясь к омовению, он изменялся в лице, его тело пронизывала дрожь. Когда имама Хасана спрашивали, с чем это связано, он отвечал: «Тот, кто готовится предстать пред Всевышним, не может чувствовать ничего иного».


Со слов имама Джа’фара Садыка известно, что имам Хасан, был самым набожным человеком своего времени. Ему не было равных в добродетели.


Его светлость имам Хасан двадцать пять раз совершил хадж пешком.

Щедрость


Однажды во время паломничества, имам Хасан, находясь у Каабы, услышал слова мужчины, обращающегося к Всевышнему со следующей мольбой: «О, Господь! Дай мне десять тысяч дирхемов… » Его светлость, вернувшись домой, отправил тому человеку то, за чем он обращался к Богу.


Как-то раз служанка имама Хасана подарила своему господину цветы. В ответ на это он подарил ей свободу. Когда его светлость спросили, зачем он это сделал, имам ответил: «Этому нас учит Аллах», подтверждая это аятом Корана: «И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же»*


Имам Хасан не раз раздавал на пути Аллаха половину своего имущества, а порой даже всё до последнего дирхема .

Терпение

Некий житель Сирии, которого Муавия настроил против имама Хасана, повстречав его светлость, стал оскорблять его. Имам Хасан терпеливо выслушал этого человека, после чего с улыбкой на лице, сказал: «О, странник! Я думаю, ты не из этих краёв. Если тебе нужна помощь, мы готовы помочь. Если ты ищешь наставления, мы наставим тебя. Если у тебя есть проблемы, то мы поможем устранить их. Если ты голоден, накормим тебя. Мы готовы выполнить любую твою просьбу. А если примкнешь к нам, то это будет тебе во благо, ибо мы располагаем всем, в чём ты нуждаешься».


Поняв свою ошибку, мужчина смутился, и на его глазах появились слёзы:


«Свидетельствую, что ты - наместник Бога на земле, - сказал он. - Воистину, Ему лучше знать, кому вверять власть. Ты и твой отец до сегодняшнего дня были самыми ненавистными мне людьми, однако теперь вы дороги мне больше, чем кто-либо».


В тот день старик-незнакомец был гостем имама Хасана. Впоследствии он стал верным последователем имама .


Марван Хакам постоянно издевался над имамом Хасаном и досаждал ему. Когда имам Хасан был отравлен и пал мучеником, Марван присутствовал на похоронах. Удивленный его приходом, имам Хусейн спросил: «При жизни моего брата ты делал всё, чтобы лишить его покоя, а теперь принимаешь участие в его похоронах?!»


Указывая на одну из гор, тот ответил: «Всё что я делал, я делал против человека, чьё терпение было больше, чем эта гора» .

Халифат


В ночь на двадцать первое число благословенного месяца рамадан в сороковом году лунной хиджры, мученически погиб имам Али. Утром следующего дня люди собрались в соборной мечети города. Его светлость имам Хасан поднялся на минбар и произнёс: «Вчера нас покинул человек, который не имел себе равных в знании и деяниях, среди тех, кто уже оставил этот мир и среди тех, кто родится в будущем. Он воевал плечом к плечу с Пророком и приложил огромное усилие для сохранения Ислама и защиты Посланника Аллаха. Пророк назначал Али главнокомандующим, и он всегда возвращался с победой…» После этих слов имам горько заплакал. Присутствующие тоже не смогли сдержать слёз.


В доказательство своего права на имамат имам Хасан сказал: «Я, сын Пророка. Пророка, который принёс вам весть о вечном рае и устрашил вас от геенны. Я отблеск того сверкающего и неугасимого пророческого пламени. Я член семейства, которое Всевышний очистил от скверны и от всех земных прегрешений и обязал людей любить его. В Коране Аллах повелевает: «Скажи [Мухаммад]: «Я не прошу у вас награды за это, а зову лишь любить близких моих» .


Затем имам сел. Тут поднялся Абдулла ибн Аббас и, указав на его светлость, произнёс:


«О, люди! Он внук нашего Пророка, преемник Али и наш предводитель. Присягните же ему».



Муавия, узнав о случившемся, направил в Куфу и Басру своих людей, чтобы те сообщали ему новости и постарались внести смуту в правление имама.


Однако имам Хасан благодаря своей проницательности разоблачил врагов и велел уничтожить их. В письме к Муавие, он написал: «Ты посылаешь ко мне своих приспешников? Кажется, ты жаждешь войны. Она близится! Жди её, если на то будет воля Всевышнего» .


Ибн Абилхадид пересказывает адресованное Муавие письмо его светлости, следующего содержания: «Вызывает удивление, что курайшиты после кончины Пророка Ислама не устали бороться за власть, стремясь занять его место, возвышая себя над остальными арабами по причине родственных уз с ним. Сами же они не согласились последовать этому принципу и признать нас самыми близкими Пророку людьми. Несмотря на то, что мы стремились отстоять своё право, они силой отняли его у нас. Мы избегали войны и конфликтов, чтобы лишить врагов и лицемеров возможности исказить Ислам.


Сегодня мы поражаемся твоим притязаниям на то, чего ты не заслуживаешь. Ты не можешь похвастаться достоинствами в религии, за тобой нет похвальных дел. Ты – потомок той самой группы, которая подняла знамя войны против Пророка. Ты – сын самого заклятого врага Пророка из курайшитов. Однако знай, соответственное воздаяние ты получишь у Всевышнего и тогда, увидишь, за кем осталась победа. Клянусь Аллахом, пройдёт совсем немного времени, и ты сполна получишь за содеянное в этом мире. Бог справедлив к своим рабам. Имам Али ушёл из жизни. Мусульмане присягнули мне. Я молю Бога, чтобы Он не давал мне в этой жизни того, что может лишить меня Его благ в жизни загробной.


Единственное, что заставило меня написать тебе эти строки – моё обязательство пред Аллахом. Если ты последуешь примеру верующих и смиришься пред волей Создателя, это пойдёт на пользу Ислама и тебе лично. Не следуй за ложью и присягни мне, ибо знаешь, что я более достоин власти, чем кто-либо другой. Побойся Бога, положи конец своим жестокостям и не проливай кровь мусульман. Если ты не согласишься, то я вынужден буду прийти к тебе вместе с верующими, чтобы Наилучший Судья – Всевышний, рассудил нас…»


Ответное письмо Муавии Ибн Абилхадид цитирует так: «Нынешняя ситуация напоминает ту, что возникла в своё время между твоим отцом и Абу Бакром. Как и Абу Бакр, под тем предлогом, что у него больше опыта присвоил руководство исламской уммой, я считаю более достойным этого места себя. Будь я уверен, что ты сможешь лучше меня позаботиться о верующих и противостоять врагу, я бы принёс тебе присягу на верность.


Ты ведь знаешь, что я более опытен, поэтому будет лучше, если ты согласишься присягнуть мне. В свою очередь обещаю, что после меня халифат возглавишь ты. К тому же, в твоё распоряжение перейдут все деньги, имеющиеся в народной казне Ирака. Могу также передать тебе и доходы, которые приносят земли, находящиеся по соседству с Ираком… »


Муавия отказался принести присягу имаму по той причине, по которой в своё время курайшиты отвернулись от имама Али. Он прекрасно осознавал, что руководить исламской уммой достоин лишь имам Хасан, однако алчность и властолюбие не позволили ему последовать за истиной.


Муавия знал, что в вопросе руководства исламской уммой возраст человека, избранного Всевышним не играет главной роли.


Он не только не присягнул на верность имаму, но, решив устранить его со своего пути, не раз отдавал своим подчиненным тайный приказ убить его светлость. Имам Хасан, зная о коварных замыслах Муавии, даже при совершении молитвы, надевал под одежду кольчугу. Она не раз спасала имама. Однажды, когда имам Хасан (да будет мир с ним!) совершал молитву, человек, подосланный Муавиёй и ждавший удобного случая, выпустил в его светлость стрелу, однако та, попав в кольчугу, не причинила вреда имаму.


Главным предлогом Муавии, отказавшегося присягнуть имаму на верность, был возраст. Он был немного старше имама Хасана. Однако, когда Муавия выдвинул своего сына Язида преемником, то забыл об этом своём предлоге и заставил верующих присягнуть на верность Язиду.


Якобы, добиваясь создания исламского единства и избежания разногласий и конфликтов, Муавия обратился к своим подчиненным, написав им следующее: «Соберите свои войска и отправляйтесь ко мне». Они так и поступили. Муавия, сформировав мощную армию, послал её на войну с имамом Хасаном.


Имам, в свою очередь, приказал Хиджру ибн Адди Канди призвать мусульман к подготовке к войне. Глашатай известил людей, и все собрались в мечети. Имам Хасан, поднявшись на минбар, сказал: «Муавия пришел к нам с войной. Приготовьтесь к войне и отправляйтесь в лагерь Нухайле!»


Однако находившиеся в мечети мусульмане не поддержали имама, ответив на его призыв молчанием. Адди, сын известного сподвижника его светлости Али Хатама Таи, поднялся и сказал: «Я сын Хатама. Пречист Аллах! Что означает ваше молчание? Почему вы не хотите поддержать вашего имама и сына Посланника Аллаха? Побойтесь гнева Аллаха! Неужели вы не страшитесь быть посрамлёнными?» После этих слов он повернулся к имаму Хасану и произнёс: «Я слышал ваш призыв и отвечаю, что готов душой и телом подчиниться вашей воле».


Затем, обращаясь к собравшимся, сказал: «Я направлюсь в лагерь Нухайле. Каждый, желающий может присоединиться ко мне». Кейс ибн Са’д ибн Ибад Ансари, Муаккил ибн Кейс Рияхи и Зияд ибн Са’са Таими также выступили с горячими и волнующими речами в поддержку имама Хасана, подняв народ на защиту своей родины и религии. Они вооружили людей и направились в Нухайле .


Кроме последователей Посланника Аллаха и его семейства, там оказались и другие люди.


Это были:


· хариджиты, приехавшие лишь для того, чтобы свести счёты с Муавиёй, а не для защиты веры и Ислама;


· алчные люди, намеревавшиеся нажиться на трофеях;


· люди, которые приехали согласно старой традиции - вслед за вождём своего племени и не имели никаких религиозных мотивов .


Имам направил один из отрядов под руководством Хакама в город Анбар. Однако Хакам продался за деньги Муавии и предал имама Хасана.


Сам имам отправился в Мадаэн, где собрал двенадцатитысячное войско, командование которым возложил на Убайдуллу ибн Аббаса, приказав ему первым встретить врага. Кейса ибн Са’да ибн Ибада Ансари имам назначил вторым военачальником в случае, если Убайдулла ибн Аббас будет убит.


Муавия решил переманить на свою сторону Кейса ибн Са’да, предложив ему один миллион дирхемов. Он хотел, чтобы тот перешёл на его сторону или же принял нейтральную позицию и оставил имама. В ответ Кейс сказал: «Тебе не отнять у меня моей религии обманом. Иди и расставь свои сети для другой дичи, ибо для нас они малы» .


Однако командующий двенадцатитысячным войском мусульман Убайдулла ибн Аббас продался Муавии и ночью вместе со своими людьми перешёл на его сторону. Проснувшись утром, войско обнаружило, что Убайдуллы ибн Аббаса нет. Кейс ибн Са’д совершил вместе с верующими намаз и сообщил имаму о случившемся .


Муавия же, почувствовав, что невозможно подкупить Кейса, как всегда, прибег к коварству. Он отправил своих наёмников в ряды воинов имама, поставив перед ними задачу: распустить слух о том, что Кейс якобы заключил мир с Муавиёй. Другой же группе было поручено распространить среди войска ложную весть о том, что имам Хасан заключил с Муавиёй мирный договор .


Хариджиты и те, кто выступал против перемирия, поддавшись на этот обман, бросились в шатер имама Хасана, разграбили всё, что там было, и ранили его светлость в ногу. Имам Хасан, потеряв много крови, ослаб…


Сподвижники имама отвезли его в Мадаэн в дом Са’д ибн Мас’уда Сакафи, который ещё при правлении имама Али был назначен им правителем этого города. Несколько дней имам находился в доме у Са’да. В это время ему сообщили о том, что предводители некоторых племен, вышедших на войну не по религиозным мотивам или же питавшие вражду к семье Пророка, тайно написали Муавие письмо, в котором обещали выдать имама Хасана халифу, если он пребудет в Ирак.


Собрав все эти послания, Муавия отправил их имаму и призвал его заключить мир, заявив о своей готовности пойти на уступки и принять условия имама Хасана . С одной стороны, состояние его светлости после ранения было тяжелым, а с другой – Муавие удалось хитростью и коварством рассеять ряды сподвижников имама. Продолжение войны в тех условиях обернулось бы против Ислама, и неминуемо привело бы к поражению, как с военной, так и с политической точек зрения. Если бы Муавия смог одержать победу, то уничтожил бы божественную религию и всех приверженцев дорогого Пророка Ислама и его непорочного семейства.


Таким образом, в весьма трудной ситуации имам был вынужден согласиться на перемирие . Ниже приводятся лишь некоторые пункты условий, которые выдвинул имам Хасан (да будет мир с ним!) :


1.Никто не смеет проливать кровь приверженцев Пророка и его семейства, права которых должны быть защищены.



3.Муавия должен будет восполнить ущерб, раздав один миллион дирхемов тем, кто лишился своих родственников в войнах Джамаль и Сеффейн.



5.Муавия должен будет действовать согласно Книге Аллаха – Корану и сунне дорогого Пророка Ислама .


6.Муавия не имеет права назначать преемника (т.к. истинное право руководить исламской уммой принадлежало имамам) .


Муавия был вынужден согласиться с этими, а также другими условиями имама Хасана, благодаря которым был сохранен Ислам и защищены приверженцы Пророка и его семьи.

Некоторые востоковеды в своих трудах не подвергают рассматриваемые ими вопросы всестороннему глубокому изучению. Используя слабые, а порой и прямо-таки неудачные аргументы, они зачастую приходят к ошибочным выводам, считая их весьма обоснованными.


Подобные ученые, обладая поверхностными знаниями и не имея достаточно информации, посчитали, что имам Хасан в войне с Муавиёй проявил слабохарактерность: приложи он чуть больше усилий, то одержал бы победу. Если бы эти люди изучили историю мусульман того времени и приняли во внимание все аспекты рассматриваемого вопроса, никогда не пришли бы к такому абсурдному выводу.


Историки свидетельствуют, что имам Хасан воспитывал в себе воинскую доблесть плечом к плечу со своим отцом Али, принимая участие во всех сражениях, которые вели мусульмане в то время, в том числе в битвах Джамаль и Сеффейн. Не подлежит сомнению, что имам Хасан не боялся и не мог бояться военных действий, ибо он сам призывал верующих на войну с Муавиёй.


Ситуация, сложившаяся тогда в исламской умме, требовала того, чтобы имам пошел на перемирие. Таким образом, он сохранил жизни последователей Пророка Ислама и его семейства, а также защитил Ислам. Данное перемирие имело положительные последствия и с точки зрения внешней политики, ибо в то время Восточно-Римская империя, которая не раз терпела от мусульман поражения, намеревалась отомстить и выжидала удобного момента с тем, чтобы застать их врасплох.


Когда войска имама Хасана и Муавии встали друг против друга, византийцы уже были готовы нанести внезапный удар, и, если бы война продолжилась, не исключено, что мусульманам пришлось бы туго. Прекратившиеся военные действия сокрушили все планы внешнего врага .

Уступок не было


Еще более абсурдным являются заявления других ученых, утверждающих, что его светлость посчитал Муавию более достойным возглавлять государство, поэтому и пошел на перемирие и присягнул тому в верности.


Все мы прекрасно знаем, что имам Хасан в письмах, написанных, как до заключения перемирия, так и после, открыто и ясно заявляет, что исламскую умму достоин возглавлять лишь прямой потомок Посланника Аллаха Мухаммада , то есть он сам.


После заключения перемирия Муавия приехал в Куфу и, взойдя на минбар мечети, произнёс: «Хасан ибн Али заявил, что я более достоин руководства исламской уммой, нежели он, поэтому уступил мне халифат». Присутствующий при этом имам Хасан, поднялся и сказал: «Муавия говорит неправду!» После чего имам доказал собравшимся своё превосходство, в частности, приведя коранический аят, призывающий Пророка Мухаммада и жителей Наджрана наслать взаимные проклятия на тех, кто лжёт. Имам Хасан также сказал: «Мы превосходим других согласно аятам Корана и сунне Пророка Ислама и по этим же причинам мы более чем кто-либо, достойны взять на себя руководство уммой. Однако другие попрали наши права» . Кроме того, из самого соглашения о перемирии, в котором говорилось: «Имам Хасан не будет называть Муавию Эмиром правоверных», - явствует, что имам Хасан не будет подчиняться ему, как халифу. История свидетельствует, что имам не признавал Муавию, захватившего халифат силой и коварством.


Так, во время битвы хариджитов с войском Муавии, последний велел имаму Хасану выступить и сразиться с ними, однако его светлость не придал значения словам Муавии и сказал следующее: «Если бы была необходимость обнажить меч, то первым, по кому бы он прошелся, был бы ты…»


Поэтому, очевидно, абсурдные выводы некоторых ученых, которые при написании исторических книг пренебрегли своей совестью, являются ни чем иным, как ложью.


Имам Хасан заключил мир, сообразуя свои действия с возвышенными идеалами Ислама, а не потому, что признавал Муавию более достойным халифата.


Некоторые задаются вопросом: «Если исходить из того принципа, что предводитель должен учитывать мнение общества, то почему имам Хасан не продолжил войну с Муавиёй, тогда как многие сподвижники требовали этого?»


В ответ следует сказать, что продолжение войны в тот момент было во вред Исламу и самим мусульманам, поэтому имам не мог удовлетворить требованиям верующих. Согласно убеждениям шиитов, последователей Мухаммада и его непорочного семейства (да благословит Аллах его и его семейство!) , руководство имама – это божественное руководство, которым обладали Пророки. Имам связан со Всемогущим Аллахом. Исходя из этого, он определяетцелесообразность того или иного общественного поступка. Решение имама не может идти обществу во вред.


История помнит немало примеров, когда Пророк или имам принимали решение или совершали действия, которые, по мнению людей, противоречили общественному интересу, однако со временем люди осознавали необходимость такого решения или действия.


Как-то раз Пророк отправился вместе с верующими в Мекку, чтобы совершить паломничество к Каабе. Когда они достигли места под названием Худайбия, курайшиты воспрепятствовали их дальнейшему продвижению, ибо прибытие Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) без предупреждения, считали позором для себя. После длительных переговоров было заключено мирное соглашение сроком на три года, получившее известность, как «Соглашение при Худайбие». В нем говорилось:


· В следующем году курайшиты позволят верующим посетить Мекку и в течение трех дней свободно совершать свои религиозные обряды.


· В течение трех лет мусульмане и курайшиты не будут вести между собой военных действий, и мусульмане могут свободно приезжать и уезжать из Мекки .


· Позволить мекканским мусульманам свободно на основе своих религиозных принципов совершать религиозные обряды.


· Все перечисленные выше пункты будут соблюдаться при одном условии: если кто-либо из мекканцев сбежит от курайшитов и попросит убежища в Медине, мусульмане должны будут задержать его и вернуть обратно в Мекку, и наоборот, если кто-либо сбежит из Медины и попросит убежища в Мекке, курайшиты не будут возвращать его .


(да благословит Аллах его и его семейство!) в заключении мира с курайшитами. Поэтому, когда некоторые мусульмане укоряли имама Хасана, как в своё время осуждали Пророка, он говорил: «Не вмешивайтесь в дела имама и следуйте ему, ибо всё, что он делает, делает, согласно велению Создателя, учитывая интересы и целесообразность этого для общества, пусть даже окружающие не могут понять сути происходящего».

Абу Саид Акиса рассказывает: «Я спросил имама Хасана: «Почему вы заключили перемирие с Муавиёй, когда правда была на вашей стороне, ведь Муавия всего лишь угнетатель и человек заблудший?» Его светлость ответил: «Разве я не стал имамом после своего отца, и я не довод Всевышнего?» Я ответил: «Да, это так». Имам продолжил: «Разве Посланник Аллаха не сказал о нас: «Хасан и Хусейн – имамы. И не имеет значения, встанут они на борьбу или нет?» Я ответил: «Да, Господин».


Тут имам сказал: «Я – имам. И не имеет значения, поднимусь я на борьбу или нет. Я заключил перемирие с Муавиёй по тем же самым причинам, по каким Посланник Аллаха заключил мир в Худайбие с Замаре, Ашджа и мекканцами. С той лишь разницей, что они были неверующими, а Муавия и его приспешники выдают себя за мусульман.


О, Абу Саид! Если Всевышний сделал меня имамом, то ты не можешь сомневаться в моём решении, даже если ты не в силах постичь его разумность.


Всё это напоминает историю Хизра и Мусы. Хизр совершал поступки, разумность которых Муса понять не мог, и поэтому терялся в догадках. Однако стоило ему объяснить свои действия, как Муса успокаивался. Я тоже вызвал ваше недовольство. Это потому, что вы не в состоянии понять причину моего поступка. Знайте только, что, если бы я не сделал этого, на земле не осталось бы ни одного последователя Пророка и его семейства» .


Однако на деле Муавия был вынужден соблюдать эти условия, и это происходило большим образом по причине влияния, которым обладал имам Хасан в исламской умме.


Ибн Абилхадид рассказывает в связи с этим следующий факт: «Правитель Куфы Зияд вознамерился арестовать одного из сподвижников имама Хасана. Его светлость выразил ему свой протест: «Мы взяли с вас обязательство, что вы не будете трогать моих последователей, однако мне сообщили, что ты подвергаешь преследованиям одного из них. Я призываю тебя не делать этого».


Но Зияд не воспринял слова имама всерьёз и ответил: «Я продолжу преследовать его, даже если он спрячется меж твоей кожей и мясом».

. Несмотря на то, что его светлость имам Хасан всегда достойно отвечал на оскорбления Муавии, однако оставаться в Куфе он больше не мог, ибо дальнейшее пребывание в этом городе было равносильно пытке, и он возвращается в Медину. Однако переезд не смог изменить ситуации, поскольку Муавия назначил правителем Медины подлого и порочного человека по имени Марван. Того самого Марвана, о котором Пророк сказал: «Он подлец, и сын подлеца, проклятый, сын проклятого» .

Марван создал для имама Хасана и его сподвижников невыносимые условия. Последователи его светлости не могли даже беспрепятственно посещать его дом. Несмотря на то, что имам Хасан прожил после этого в Медине десять лет, лишь незначительное число людей сумело воспользоваться его безбрежным океаном божественных знаний. Вот почему от имама Хасана сохранилось не так много хадисов.

(да будет мир с ним!) был предан мученической смерти 28 сафара 50 года лунной хиджры и был захоронен на кладбище Баки’ в Медине , хотя сам завещал похоронить его рядом с могилой Пророка. Но по известным в истории причинам его завещание не было выполнено.


Мир и благословение Аллаха этому великому человеку!

Все Имамы Ахль аль-Бейт, да будет над ними мир и Божье благословение, сотворены Аллахом из единого света, а потому в траурные дни месяца Мухаррам, в который мы оплакиваем Господина мучеников Хусейна, полезно вспомнить и о трагической судьбе его брата - Имама Хасана ибн Али, да будет мир с ним, ознакомившись с этим переведённым нами преданием, из которого вам станет ясно, что даже после своей мученической смерти от сильнейшего яда, враги пророческого рода не оставляли в покое Имама своего времени…

И бн Аббас передал, что когда Хасан ибн Али, да будет мир с ним, испытывал мучения от болезни, которая привела к его смерти, [его брат] Хусейн ибн Али, да будет мир с ним, подошёл к нему и спросил: «Как ты себя чувствуешь, о мой брат?». Имам Хасан ответил: «Я ощущаю себя в последнем дне этой жизни и в первом дне жизни вечной. Я знаю, что моя смерть пришла, и вскоре я присоединюсь к моему деду и отцу. И хотя я очень не хочу быть вдали от тебя и наших братьев и близких, я жажду встретить Посланника Аллаха и Повелителя верующих Али ибн Абу Талиба, да будет благословение Аллаха над ними всеми, и мою мать Фатиму, и Хамзу, и Джафара… Да будет Аллах утешением в каждой трагедии! О мой брат! Видишь ли ты мою печень в тазу, и знаешь ли, кто сделал это со мной? Что ты сделаешь с моим убийцей, [если я назову его имя]?». «Клянусь Аллахом, я убью того, кто сотворил это с тобой», - ответил Хусейн.

На что Имам Хасан, да будет мир с ним, сказал: «Тогда клянусь Аллахом, я не стану упоминать имя своего убийцы, пока не встречусь с Посланником Аллаха. Но, брат мой! Я прошу тебя записать кое-что. Это завещание Хасана ибн Али ибн Абу Талиба своему брату Хусейну ибн Али.

Предсмертное завещание Хасана своему брату Хусейну

Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и нет у Него сотоварищей. И я поклоняюсь Аллаху так, как Он достоин того, чтоб Ему поклонялись, поскольку нет у Него соучастника в господстве и не унижен Он потребностью в помощнике. Он создал всё и определил всему меру. Он имеет больше прав на своих рабов, чем они сами на себя, и Он достоин наибольшей хвалы. Те, кто повинуется Ему, на верном пути, а те, кто ослушались Его - отклонились [от пути истинного], и тот, кто кается Ему - направлен [руководством верным].

О Хусейн! Что касается моей семьи, моих сыновей и твоей семьи, то я завещаю тебе быть снисходительным к их проступкам, и быть благосклонным к тем, кто вершит добро из их числа, и быть им моей заменой и отцом.

О Хусейн! Похорони меня рядом с Посланником Аллаха, поскольку я заслуживаю быть похороненным рядом с ним и в его доме больше, чем те, кто вошёл в его дом без его разрешения. Аллах не ниспослал никакой [другой] книги после [Книги, ниспосланной] Пророку, и сказал Он в Книге Своей: „О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только [не будете вы приглашены]“ (33:53). Клянусь Аллахом, что Пророк ни разу не позволил им войти в свой дом при его жизни, и нет у них никакого дозволения относительно этого после его смерти.

Но у нас есть полномочия поступать самостоятельно в нашем наследстве. Так что если [эта] женщина (Аиша бинт Абу Бакр) встанет на твоём пути, то я прошу тебя посредством близости и родства с Посланником Аллаха, которыми Аллах наделил нас, не воевать с ней и с теми, кто [будет] с ней, и не проливать кровь из-за этого вопроса, пока мы не встретим Посланника Аллаха [на том свете] и не пожалуемся ему на то, как люди отнеслись к нам после его кончины».

Семьи Абу Суфьяна и Усмана ибн Аффана угрожают Ахль аль-Бейт, не желая видеть Хасана ибн Али похороненным возле Посланника Аллаха

Но Марван ибн Хакам, семейство Абу Суфьяна и сыновья Усмана ибн Аффана остановили нас на нашем пути и сказали:

„Повелитель верующих Усман ибн Аффан, мученик, был несправедливо захоронен в отдалённом ужасном месте (на мусорной свалке), а вы хотите похоронить Хасана с Посланником Аллаха? Мы клянёмся Аллахом, что не позволим вам сделать это, и будем бороться с вами нашими мечами и копьями!“.

Хусейн ибн Али ответил:

„Я клянусь Аллахом, что Хасан, сын Али и Фатимы, более достоин быть похороненным рядом с Пророком в его доме, чем те, которые были захоронены в его доме без его разрешения! И Хасан ибн Али более достоин [этого], нежели нечестивец [Усман], который изгнал Абу Зарра, который сделал то, что он сделал Аммару, который сделал то, что он сделал Абд-Аллаху [ибн Мас’уду], который вернул тех, кого изгнал Посланник Аллаха (Марвана ибн Хаккама), и который сделал вас правителями после него. И теперь наши враги и их сыновья следуют за вами“.

Попытка Аиши воспрепятствовать погребению Хасана ибн Али рядом с Посланником Аллаха

Потом мы принесли Хасана на [кладбише] Аль-Баки и похоронили его рядом с его матерью Фатимой (или бабушкой Фатимой бинт Асад). Затем я услышал топот лошадей. Когда я оглянулся, то увидел человека, чья озлобленность [по отношению к пророческому роду] была мне хорошо известна. Подойдя ближе, я увидел Аишу, [сидящую] на муле [в сопровождении] сорока всадников. Она приказала им атаковать и убить нас. Когда она увидела меня, то сказала:

„О Ибн Аббас! Я не питаю к вам, людям, никакого уважения! Вы постоянно надоедаете мне! Теперь вы хотите принести в мой дом того, кого я не желаю!“.

И я (Ибн Аббас) ответил:

„Что за несчастье! Однажды [верхом] на верблюде [в день битвы Джамаль], а сейчас - на муле! Всё, что вы хотите сделать - это погасить свет Аллаха, убивать друзей Аллаха и встать между Посланником Аллаха и его любимым Хасаном, да будет мир с ним! Возвращайтесь назад, ибо Хасана уже похоронили рядом с его бабушкой! И, не будучи похороненным рядом с Посланником Аллаха, да благословит Аллах его и его род, он стал только ближе к Аллаху, а вы, люди, - только отдалились от Него! Возвращайся, ибо ты получила то, что хотела!“.

Аиша, посмотрев на меня, закричала: „Разве ты забыл день Джамаль, о Ибн Аббас?“. И я ответил: „Клянусь Аллахом, этот день не забыли жители небес, так как же люди на земле могли забыть об этом?“».

Туси, «Аль-А’мали», т. 1, с. 159-161

Было передано от Мухаммада ибн Хасана, от Хусейна ибн Хасана ибн Абата, от Надра ибн Сувейда, от Хишама ибн Салима, от Сулеймана ибн Халида, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Когда Хусейн ибн Али хотел похоронить Хасана ибн Али рядом с Посланником Аллаха, да будет мир над ними всеми, к нему пришла группа людей. Один из них сказал: „Я слышал, как Хасан ибн Али сказал, что Хусейну передали, чтобы на его похоронах не было кровопролития, и потому Хасан ибн Али не был похоронен рядом с Посланником Аллаха. После Посланника Аллаха, Аиша - первая женщина, оседлавшая мула. Она, заявившись в мечеть [Пророка], воспрепятствовала тому, чтобы Хасан ибн Али был похоронен рядом с Посланником Аллаха“».

«Илал аш-шараи’», т. 1, с. 221, хадис 1

Преемник: имам шиитов-имамитов
- Предшественник: Преемник: Личная информация Имя при рождении:

Аль-Хасан ибн Али ибн Абу Талиб

Редактирование Викиданных К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Аль-Хасан ибн Али аль-Кураши (араб. الحسن بن علي بن أﺑﻲ طالب ‎; 1 марта (06240301 ) - 5 марта ) - внук пророка Мухаммада , сын его двоюродного брата Али и дочери Фатимы . Пятый халиф (с января по июль г.) и второй имам шиитов. Шииты утверждают, что к смерти Хасана был причастен Муавия ибн Абу Суфьян, а исполнителем была его жена.

Биография

Во время халифата своего отца Али ибн Абу Талиба, участвовал в битве при Сиффине . После трагической смерти отца в 661 году Хасан был провозглашен халифом Арабского Халифата, но через несколько месяцев, понимая, что у него нет достаточных сил и средств для противодействия Муавии I , передал последнему власть. После своего отречения он уехал в Медину со своим братом Хусейном .

Согласно условиям договора, после смерти Муавии власть в халифате должна была перейти обратно к Хасану . По мнению шиитов, это условие не могло устраивать Муавию, желавшего видеть наследником своего сына Язида I , что и послужило причиной предполагаемого отравления имама .

Хадисы

Сказал Посланник Аллаха , мир ему и милость Аллаха, в момент когда Хасан Ибн Али, да будет доволен им Аллах, находился рядом с ним: «Воистину, этот мой сынок - господин, и случится, что Аллах приведет к согласию через него две огромные группы из мусульман» .

Напишите отзыв о статье "Хасан ибн Али"

Примечания

Литература

  • Али-заде, А. А. Хасан ибн Али: [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
  • Большаков О. Г. . - М .: Восточная литература, 1998. - Т. 3. Между двух гражданских войн (656-696). - С. 90-109.

Отрывок, характеризующий Хасан ибн Али

– Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет. Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные. И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня. – И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.
И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично.
– Ты думаешь? Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу.
– Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос.
И они обе засмеялись.
– Ну, пойдем петь «Ключ».
– Пойдем.
– А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело!
И Наташа побежала по коридору.
Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню.
В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть еще на свете,
Кто думает и о тебе!
Что и она, рукой прекрасной,
По арфе золотой бродя,
Своей гармониею страстной
Зовет к себе, зовет тебя!
Еще день, два, и рай настанет…
Но ах! твой друг не доживет!
И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.