Ян гус, его взгляды и проповеди. Ян Гус: учение, биография Реформы яна гуса

Ян Гус (1371-1415) по праву считается национальным героем чешского народа. Он был прекрасно образованным человеком (окончил Пражский университет в 1393 году), являлся настоятелем и проповедником. Читая проповеди, собирал до 3-х тысяч слушателей. В начале XV века занимал должность ректора Пражского университета и делился со студентами своими взглядами. А они, по мнению католической церкви, были ничем иным как ересью. В чём же состояла суть этих взглядов, и почему богопротивные мысли возникли в голове Яна Гуса?

Чтобы понять суть вопроса, давайте вначале ознакомимся с жизнью средневекового университета, в котором вначале Гус учился, а затем преподавал. Дело в том, что в этом учебном заведении студенты и преподаватели организовывались по землячествам или по нациям. Студенты носили кокарды в зависимости от национальной принадлежности. Дружили, выпивали, дрались тоже по нациям.

Всего же таких землячеств насчитывалось 4. Это баварцы, саксонцы, поляки и чехи. То есть в Пражском университете учились люди разных национальностей. Причём нельзя сказать, что между нациями были братские отношения. Иными словами, дружба народов отсутствовала.

Король Карл был человеком справедливым и, естественно, беспокоился о своих чешских подданных. Он стремился, чтобы в собственном университете чехи чувствовали себя уверенно и спокойно. Поэтому ректором всегда был чех. И когда король умер, и его сменил любитель Бахуса Венцеслав, это правило продолжало действовать. В результате Ян Гус и стал ректором, так как являлся чистокровным чехом и профессором богословия.

Надо сказать, что половина населения Праги состояла из немцев. Бюргеры и крупное дворянство делились на онемеченное чешское и немецкое. А вот крестьяне и мелкие дворяне были чистокровными чехами. Разногласия между этими двумя нациями копились давно. А проявлять они себя начали именно в университете. Человеком же, бросившим вызов сложившимся устоям, как раз и стал ректор Пражского университета.

По своей сути Гус являлся человеком честным, набожным и искренним. Его до глубины души возмущали те безобразия, которые творились в католической церкви. Вот он и начал излагать с кафедры свои мысли и суждения по этому вопросу.

Например, ректор считал, что если католический священник совершил уголовное преступление, то его надо судить на общих основаниях мирским судом, а не освобождать от наказания под видом духовного суда. Также жёсткой критике были подвергнуты индульгенции. Ведь каждому честному человеку понятно, что грехи за деньги отпустить невозможно. Следовательно, церковь бесстыже наживается на продаже грамот.

Но чешский ректор в своих обличениях пошёл ещё дальше. Он заявил, что если власть нарушает заповеди Бога, то не может быть им признана. Нельзя также продавать церковные должности и взимать плату за таинства. Все эти громогласные высказывания раздражали власть имущих. Первой ласточкой стал арест друзей Гуса в 1408 году. Их обвинили в ереси, и люди, не выдержав тягот заключения, отказались от своих взглядов.

Проповедь Яна Гуса

В 1409 году римский папа издал буллу против дерзкого ректора. Его проповеди были запрещены, но чешские власти встали на защиту своего соотечественника. Поддерживал его сам король и игнорировал заявления высокопоставленных отцов католической церкви. Но искренний и честный проповедник бросил вызов очень могущественным силам, и всё закончилось трагически.

16 ноября 1414 года начался Констанцский собор , проходивший в городе Констанце (юг Германии) вплоть до 22 апреля 1418 года. В его задачу входило прекратить троепапство, а заодно отрешить от власти папу Иоанна XXIII. Тот был настоящим разбойником, сумевшим пролезть на папский престол. Все неприглядные дела этого человека вскрылись, и его решили низложить. На собор вызвали и Гуса. Таким образом, папу собирались судить за уголовные преступления и жульничества, а пражского ректора за ересь.

Друзья отговаривали ректора ехать на собор. Но император Священной Римской империи Сигизмунд выдал Гусу охранную грамоту , которая гарантировала безопасность. Честный и порядочный чех поверил обещаниям самодержца и явился на собрание высокопоставленных церковников. То есть появился среди тех людей, которых нещадно обличал в своих проповедях.

Результат был такой. Иоанн XXIII, увидев, что для него всё складывается очень печально, бежал из Констанцы, прихватив с собой крупную сумму денег. Остаток жизни он спокойно прожил в Италии, не испытывая нужды и угрызений совести. Наш же честный и порядочный герой был арестован. Но содержали вольнодумца не в тюремном каземате, а в одной из комнат дворца.

Арест ректора вызвал бурю возмущения. Сеймы Моравии и Чехии потребовали освободить их соотечественника. Под давлением общественного мнения император Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе. Это постыдное мероприятие проходило с 5 по 8 июня 1415 года . Нашему герою вменялась ересь и третирование немецких студентов в Пражском университете.

При вынесении приговора мнения разделились поровну. Половина обвинителей признала, что Ян Гус невиновен, вторая же половина утверждала обратное. Последнее слово оставалось за императором Сигизмундом. Тот, узнав, как разделились голоса, побледнел. Под сенью храма воцарилось гробовое молчание. И в этот момент императора спросили: "Ваше величество, какое будет ваше окончательное решение? Вы за учение обвиняемого или против? Признаёте ли вы его еретиком, заслуживающим смерти?"

Тогда гордый чех с горечью в голосе спросил: "Ваше императорское величество, неужели вы можете так поступать, унижая свою честь и корону. Неужели вы сами отрекаетесь от своей охранной грамоты, заверенной вашей печатью и подписью? Ведь вы же берёте на себя преступление и вероломство. Речь идёт вовсе не о моей жизни, но о вашем честном имени…"

На что император, пряча глаза, ответил: "Я действительно обещал тебе, еретик, безопасный проезд. Но он касался только дороги сюда. Обратный же путь я тебе не обещал. Твоё требование безосновательно. Тебя осудил собор большинством голосов". Действительно, голосование прошло 50 на 50, а решающим стал голос императора. Поэтому большинством голосов мужественный чех был приговорён к сожжению.

После речи императора все были так разгорячены, что ломали столы и бросались их обломками. Во время этого шума Сигизмунд незаметно удалился. То же самое мог сделать и Гус, если бы захотел. В пылу спора о нём все забыли, а может быть сделали вид, что забыли.

Казнь Яна Гуса

Но наш герой прямиком направился в тюрьму. Когда стражники заглянули в камеру, то увидели его стоящим на коленях и усердно молящимся. В ожидании исполнения приговора дверь в камеру не запиралась. Тюремщики почему-то были уверены, что осуждённый не попытается бежать.

Казнь состоялась 6 июля 1415 года . Ян Гус так и не отрёкся от своих взглядов, хотя ему неоднократно предлагали это сделать в обмен на жизнь и свободу. Мужественный чех сгорел на костре. Были также сожжены книги с его работами. Это трагическое событие стало причиной массовых волнений, которые в дальнейшем вылились в гуситские войны .

Самый известный и любимый исторический герой Чехии – это Ян Гус (Jan Hus) – учёный, литератор, священник. Ян Гус был уроженцем города Гусинец (Husinec) (Южная Богемия). Он родился в 1371 году, в крестьянской семье. В Чехии стал национальным героем ещё при жизни. До сих пор, спустя столетия после смерти, Ян Гус пользуется огромным уважением. В народе […]

Самый известный и любимый исторический герой Чехии – это Ян Гус (Jan Hus) – учёный, литератор, священник.

Ян Гус был уроженцем города Гусинец (Husinec) (Южная Богемия). Он родился в 1371 году, в крестьянской семье. В Чехии стал национальным героем ещё при жизни. До сих пор, спустя столетия после смерти, Ян Гус пользуется огромным уважением. В народе его считают святым, хотя он и не был канонизирован. Папа Римский неоднократно выражал своё почтение к личности Яна Гуса, но причислить этого человека к Лику святых отказывался.

При жизни Гус проповедовал против зла, причиняемого народу церковью.
Он окончил Пражский университет, стал бакалавром, магистром, деканом факультета свободных искусств, а впоследствии – ректором университета. Он был учёным, писал научные работы по лингвистике. Его изыскания и сегодня используются в чешской грамматике. В то же время (в 1402 году) Гус служил проповедником и настоятелем пражской Вифлеемской часовни . Чтобы послушать проповеди священника-обличителя, в часовне собирались тысячи горожан. Гус беспощадно клеймил жадность богачей и мздоимство церкви.

Яна Гуса многие считают пламенным революционером, но он не совершал переворота – ни в политике, ни в религии. От церкви он добивался одного – чтобы она соблюдала Закон Божий и поступала согласно христианскому учению. Гус жёстко критиковал институт церкви. Его критике подвергалась продажа индульгенций, пьянство и разгульное поведение священников. Он описывал ужасные случаи из жизни священнослужителей. Так, один пражский кановник (высокий церковный чин), проиграл в кабаке деньги и одежду; вернулся домой ночью, практически голым. Стуком и криком он перебудил всю улицу. Такие загулы этот священник совершал три раза. Какой пример он мог подать прихожанам?

Именно такое поведение служителей церкви и критиковал Ян Гус. Сам он отнюдь не был святым, особенно грешил в студенчестве. В этом он позже честно признавался.

Много ведётся споров относительно внешности Яна Гуса. В XIX веке его часто изображали в облике Христа, хотя сам себя он называл толстым. Несколько сохранившихся изображений доказывают, что реформатор был довольно полным, лысым и не носил бороды.

Есть ещё одно заблуждение. Считается, что из-за Гуса был созван Констанский Собор . Это не так. Собор был созван для обсуждения вопросов веры, проходил он несколько месяцев. Эти сведения долго скрывались от народа. Только после восстания в Чехии всё изменилось. Стало общеизвестно, что Папа, который вынес Яну Гусу смертный приговор, был в прошлом пиратом. (Папа Ян XXIII бежал из Чехии. Его имя впоследствии принял другой Папа Римский, чтобы очистить его.)

Понятие «гуситские войны» многие связывают с личностью Яна Гуса. Однако Гуса сожгли 06.07.1415 года в городе Констанце . Гуситские же войны начались только в 1419 году (длились они до 1434 года). Ян Жижка – герой гуситских войн – не знал Яна Гуса. Теоретически, конечно, он мог посещать проповеди священника-реформатора в Вифлеемской капелле, но это ничем не доказано. А все истории в литературных произведениях о дружбе, которая существовала между двумя народными героями – всего лишь творческий вымысел.

Гус не желал войны и кровопролития. Он всего лишь хотел правды и добивался, чтобы все жили праведно. В своих научных трудах и проповедях он нередко ссылался на идеи англичанина Джона Уиклифа – профессора и священника. (Уиклифа очень почитали в Чехии.) Английский профессор резко критиковал церковь, в особенности, идею транссубстанцинации. Это относится к христианскому обряду мессы, во время которого верующим дают гостию (у православных – просфору) и вино. Считается, что во рту у верующего человека эти субстанции превращаются в тело и кровь Христовы. Джон Уиклиф называл чепухой эту идею.

Гус тоже критиковал практику причастия. В то время священники причащались вином и хлебом; мирянам во время мессы давали только хлеб. Гус пытался доказать, что во времена раннего христианства причащались все одинаково. Это были не просто подробности церковного ритуала – такой подход уравнивал простых прихожан со священниками. (Последователи Яна Гуса стали причащать мирян и хлебом, и вином).

В своё время Уиклифа тоже призывали на Собор. Гуса обвинили в следовании идеям англичанина. После осуждения Яна Гуса церковники решили «расправиться» и с Уиклифом. Поскольку английский профессор был уже давно мёртв, его кости выкопали из могилы и торжественно сожгли.

Католическая церковь до сих пор называет Джона Уиклифа опаснейшим еретиком. Из-за его идей Иоанн Павел II и отказался канонизировать Яна Гуса. Кроме связей с Уиклифом, Гуса обвиняют в критике католической церкви. Считается, что своими критическими высказываниями Ян Гус изменил сану священнослужителя.

Чешский народ считает Яна Гуса святым и национальным героем. Он оставил огромное литературное наследие, внёс вклад в чешский язык, его правописание и орфографию. Это способствовало распространению грамотности среди простых чехов.

Сочинения Гуса были доступны и понятны народу. Он выработал собственный стиль полемики, утвердив новый тип прозы в чешской литературе.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Дата публикации: 2012-09-08

(чеш. Jan Hus, 1369–1415 годы жизни) - священник, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Почитается как национальный герой чешского народа. Ян Гус высказывался против деятельности Церкви как организации, но искренне верил в существование Бога. В 1415 году церковный собор обвинил его в ереси и приговорил к сожжению на костре. Казнь чешского проповедника вызвала Гуситские войны . Идеи и взгляды Яна Гуса во многом предопределили исторический путь чешского народа.

содержание:

Жизнь, взгляды и проповеди

Ян Гус родился в 1369 году в небогатой семье в деревне Гусинец (южная Чехия). В 1396 году он закончил обучение в Пражском университете , получил степень магистра философии и стал читать лекции. В 1400 году принял сан священника и начал проповедническую деятельность. Вскоре Гус стал деканом философского факультета, а потом и ректором университета.

С 1402 года свои идеи и взгляды Ян Гус высказывал с кафедры частной Вифлеемской капеллы , одновременно вмещавшей до трёх тысяч прихожан, в которой был настоятелем.

Проповеди Яна Гуса появились в трудное время, когда католическая Церковь находилась в глубоком упадке (погрязла в коррупции и прогнила как организация, священнослужители наслаждались роскошью и поддавались разврату). При этом Церковь полностью контролировала все стороны жизни общества и «поучала» как следует жить правильно. Церковные распри дошли до того, что одновременно было три Папы Римских (Великий западный раскол). Каждый из трёх Пап не признавал двух других, называя их авантюристами. Напомним, в эпоху Средневековья авторитет Папы был не обсуждаемым, а безошибочность Папы считалась даром Святого Духа. Церковь вела активную коммерческую деятельность: взимала плату за таинства, открыто продавала церковные должности и прощала грехи при покупке индульгенций. Простые люди постоянно видели, что «слуги Божьи» не живут по тем жизненным принципам, которые требуют от своей паствы.

В такой ситуации нужен был только лидер, способный повести за собой. В Чехии им стал красноречивый Ян Гус, в проповедях которого народ слышал про честность, равноправность и справедливость. Также он высказывал мысли о необходимости переустройства и реформации Церкви на христианских началах, от которых она давно отошла. При этом, Ян Гус был глубоко верующим человеком и никогда не выступал против Бога. Его взгляды и проповеди касались только людей, которые «исполняют» его волю, здесь, на «грешной земле».

Кроме церковной темы, Ян Гус широко выступал за поднятие чешского национального самосознания. Он провёл реформу чешского правописания , которая сделала книги более понятными для простого народа (письменный и разговорный языки сильно отличались). Именно он реализовал передачу каждого звука речи отдельной буквой, разработав диакритические знаки (те, что пишут над буквами).

Гонения и интердикт

В 1409 году Папа Римский издал буллу против Яна Гуса, позволившую архиепископу пражскому предпринять против него карательные действия. Проповеди были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако светская власть поддержала Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных церквях, одной из которых была Вифлеемская капелла. Гус отказался выполнить приказ.

В 1411 году пражский архиепископ прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV , который оказывал поддержку проповеднику. Вацлав IV назвал заявление архиепископа клеветой и приказал конфисковывать владения тех священников, которые распространяли эту «клевету». Пражский архиепископ бежал в Венгрию.

Ян Гус выступал как против индульгенций, так и против права иерархов Церкви поднимать меч на их врагов. В 1412 году Папа наложил на Гуса интердикт (временное запрещение всех церковных действий). Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус по совету короля уехал в южную Чехию, где шляхта не подчинялась решениям Папы. Там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть. Его проповеди находили всё новых и новых последователей.

Констанцский собор и казнь

В 1414 году Яна Гуса с целью лично ознакомить «уважаемых представителей католической Церкви» со своим учением и взглядами пригласили на церковный собор в городе Констанц (Германия), собравшийся по инициативе императора Сигизмунда I для преодоления Великого раскола. Гарантировать безопасность Яна Гуса в дороге и на самом соборе должна была специальная охранная грамота, выданная Сигизмундом I.

Отрывок из охранной грамоты: «Достопочтенного магистра Яна Гуса, полного бакалавра святой теологии и магистра свободных искусств, предъявителя сей грамоты, который в ближайшее время прибудет из королевства Чешского на Всеобщий церковный собор и которого мы взяли под нашу и Святой империи охрану и защиту, всем вам и каждому особо со всяческой благосклонностью рекомендую и требую, чтобы его, как он к вам приедет, изволили с чувством долга и любезно принять, обходительно с ним обращаться…»

Однако слово императора Священной Римской империи оказалось пустым. На Констанцском соборе Гуса обвинили в ереси и приговорили к сожжению на костре. После вынесения смертного приговора, Сигизмунд I и архиепископы несколько раз приходили к проповеднику с требованием отречься от своих взглядов, обещая взамен прощение грехов и полную свободу, однако Ян Гус не поступился.


Приговор привели в исполнение 6 июля 1415 года . По легенде, перед смертью Гус предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера), сказав: «Я-то - Гусь, а за мной придёт Лебедь!». На следующий год на костре был сожжён Иероним Пражский, один из сподвижников Гуса, который добровольно прибыл для его защиты. Кроме того, на соборе было принято решение выкопать останки Джона Уиклифа, умершего в 1384 году, и также сжечь.

Последствия казни

В Чехии казнь Яна Гуса вызвала всеобщее возмущение. Народ негодовал. Кроме церковного недовольства, добавилась злоба на германское засилье. В 1419 году умер король Вацлав IV . Это означало, что чешский трон должен занять ненавистный всем Сигизмунд I . Чехия погрузилась в глубокий политический кризис, начались Гуситские войны (1419–1434).

В наше время Ян Гус в Чехии воспринимается не просто как одна из важных исторических фигур, а считается национальным героем. Его жестокая смерть навсегда останется позорной страницей католической Церкви. 6 июля - День памяти Яна Гуса - является государственным праздником в Чехии.

ГУС (Hus ) Ян (1371-1415), национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. В 1402-03, 1409-10 ректор Пражского (Карлова) университета. Вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви (порицал торговлю индульгенциями, требовал возвращения к принципам раннего христианства, уравнения в правах мирян с духовенством). Осужден церковным собором в Констанце и сожжен.

ГУС (Hus ) Ян (ок. 1370, Гусинец, Юго-Западная Чехия - 6 июля 1415, Констанц, Германия), чешский религиозный реформатор, национальный герой чешского народа.

Проповедник и ректор

Гус родился в семье небогатого крестьянина, свою фамилию взял по месту рождения. Ок. 1390 он поступил в Пражский университет и закончил обучение в 1393, получив степень магистра «свободных искусств». В 1400 он стал священником, в 1402 получил место проповедника в Вифлеемской часовне в Праге. Эта часовня была основана учениками реформатора Яна Милича, выступавшего за реформу церкви. Пражский университет был охвачен борьбой сторонников номинализма и реализма, причем на стороне первых выступали в основном немцы, а вторых - чехи. Схоластический спор стал началом ожесточенной религиозной и национальной борьбы. В этот период король Вацлав IV склонялся к поддержке чешской партии, в которой собрались сторонники церковной реформы. Большое распространение получили труды английского реформатора Дж. Уиклифа, который призывал к секуляризации церковных земель. Их изучал и Гус. Учитывая, что Католическая церковь была в этот период крупнейшим собственником (во владении церкви была почти вся недвижимость в Чехии), можно понять заинтересованность короля. К тому же это было время глубочайшего кризиса в Западной церкви - Великого раскола, во время которого авторитет ее упал до самого низкого уровня.

Гус одновременно с должностью проповедника занимал должность декана факультета искусств (1401-02) и ректора Пражского университета (1402-03). Он читал лекции и принимал экзамены, а среди его учеников оказался Збынек Зайчик, в 1403 ставший архиепископом Пражским. Збынек поставил Гуса проповедовать перед духовенством на съездах и соборах в Праге.

Взгляды Яна Гуса

В лекциях и проповедях Гус обличал недостатки духовенства, осуждал богатство и роскошь Церкви. Взгляды Уиклифа произвели на него огромное впечатление, но он был менее радикален, чем английский реформатор. Сам он считал себя верным сыном католической церкви, но фактически придерживался двух из трех основных протестантских тезисов: поддерживал учение о предопределении и считал авторитет Священного Писания высшим по отношению к решениям папы и соборов. Проповеди Гуса привлекали значительное количество слушателей, в том числе простых горожан. Но духовенство, особенно немецкое, как более богатое, было им резко недовольно.

В 1403 немецкая партия сделала решительный выпад против Гуса. Профессор Пражского университета Иоганн Хюбнер выбрал из сочинений Уиклифа 45 статей, которые свидетельствовали о еретических взглядах английского проповедника. В университете состоялся диспут, на котором некоторые магистры, близкие Гусу, вступились за Уиклифа, но сам Гус лишь сказал, что многие извлечения неверны. Немецкие профессора в то время имели три голоса, а чешские лишь один, поэтому 45 статей были признаны доказательством ереси Уиклифа.

Великий раскол. Обсуждение вопроса об индульгенциях

Пражский архиепископ, несмотря на симпатии к личности Гуса, прислушался к мнению большинства духовенства и запретил ему проповедовать на церковных съездах, а затем и священствовать. В 1409 собрался Пизанский собор, который должен был ликвидировать Великий раскол, но к двум соперничавшим папам лишь добавился третий. Церковь в Чехии встала за одного, а король за другого. Реформаторы поддержали короля, что привело к преобразованию университетского устава: теперь уже чешская нация получила три голоса, а все остальные вместе лишь один. Немецкие профессоры и студенты стали уезжать из Праги в Германию, Гус снова был избран ректором. В 1410 непризнанный чехами папа издал буллу с осуждением Уиклифа. Архиепископ потребовал сожжения сочинений Уиклифа, а университет устроил диспут, на котором Гус объявил, что требовать сожжения философских, математических и других (не богословских) книг Уиклифа могут только невежды. Архиепископ отлучил Гуса от церкви, ему было запрещено преподавать в университете, но в поддержку Гуса выступило множество народа, за него заступился сам король, который настойчиво просил архиепископа поддержать Гуса перед римской курией, но в 1411 архиепископ умер. В 1412 папа Иоанн XXIII объявил крестовый поход против своего врага, короля Владислава Неаполитанского, поддерживавшего антипапу Григория XII, и выпустил буллу, в которой объявлялось отпущение грехов всем, кто будет содействовать папе. В Праге булла об индульгенциях вызвала бурные споры, которые проходили и в церкви и на улицах. По приказу короля пражский магистрат казнил трех молодых чешских ремесленников, которые в церкви особенно громко возмущались продажей индульгенций. Гус заступился за них, но казнь состоялась. В Праге начались волнения, казненных провозгласили мучениками. Гус в университете публично осудил индульгенции и обратился за поддержкой к королю Вацлаву, но король прислушался к тем, кто обвинял Гуса в подстрекательстве к волнениям. Гус был отставлен с поста ректора, был объявлен интердикт над Прагой и любым другим городом, где бы ни поселился Гус. Гус в октябре 1412 удалился в замок Козийградек (Южная Чехия) к одному из своих друзей и сторонников, где продолжал проповедовать. Здесь он написал по-латыни трактат «О Церкви», всецело основанный на трудах Уиклифа. Другие произведения 1412-14 написаны Гусом на чешском языке и сыграли большую роль в становлении этого языка как литературного.

Констанцский собор

К Гусу стекались толпы народа, волнения не утихали, а нарастали. Резонанс от выступлений бывшего ректора Карлова университета вышел за пределы Чехии. Император Сигизмунд I (брат и наследник Вацлава) настоял на созыве Констанцского собора (1414), пригласив туда Гуса для защиты своих взглядов. Гусу была выдана охранная грамота за подписью императора и для охраны его сопровождали трое чешских дворян. Гус прибыл в Констанц 3 ноября и 28 нооября был вызван на допрос папой Иоанном XXIII и кардиналами. Последовала непродолжительная дискуссия, после которой Гус был схвачен и арестован. Не помогли ни протесты дворян, ни негодование вскоре прибывшего императора. Гус обвинялся в приверженности ереси Уиклифа, главным был пункт по вопросу об евхаристии, а также учение о том, что Церковь может обойтись без папы и некоторые другие пункты. Защищаясь, Гус аппелировал к Священному Писанию и соглашался отречься только, если ему представят тексты более весомые, чем те, на которые ссылался он.

Находясь в заключении, Гус пережил падение Иоанна XXIII, который оказался в темнице рядом с ним. В целом собор был расположен к нему скорее благожелательно, все кардиналы и император старались избежать раскола в Чехии. Гуса все уговаривали отречься от своих взглядов, даже если он считал себя правым, почти в открытую признавая необходимость отречения только для вида. Но Гус проявил большую силу духа. Он просил не налагать на него «петли вечного осуждения, принуждая солгать и поступить против совести». Написанные им в заключении письма к друзяьм ярко характеризуют его цельную личность, основной чертой которой была любовь к истине. Личность Гуса производила впечатление даже на его врагов. Его беспрестанно уговаривали отречься ради спасения жизни. 6 июля 1415 на 15-м заседании собора ему прочли обвинительный приговор, в котором к прежним обвинениям добавилось еще одно, будто бы Гус называл себя четвертой ипостасью Троицы. Гус был лишен сана и тут же выдан светской власти, уже сделавшей все приготовления к казни. Последними словами Гуса были: «Призываю Господа в свидетели, что не учил и не проповедовал того, что показали на меня лжесвидетели. Главной целью моих проповедей и всех моих сочинений было отвратить людей от греха. И в этой истине, которую я проповедовал согласно с Евангелием Иисуса Христа и толкованием святых учителей, я сегодня радостно хочу умереть». По преданию, старушке, подбросившей хвороста в костер «еретика», Гус сказал: «Святая простота!». Искры от этого костра вскоре разлетелись по всей Чехии.

Из школьного курса истории,наверняка, все помнят понятие Гусисткие войны, где фигурировало имя Яна Гуса - известного героя-идеолога Реформации.
Ян Гус (Jan Hus) родилсе в 1369 году в городе Гусинец, Южная Чехия. Нужно сказать, что не зря ему присвоили такие почетные звания, как национальный герой, мыслитель, идеолог Реформации, потому как Гус был очень умён. В 1396 году он закончил Пражский университет со степенью магистра искусств, после чего продолжил работу, читая лекции. Спустя четыре года, в 1400 году, Ян Гус приняв священство и стал деканом факультета философии. Паралельно началась и проповедческая деятельность, которая повлияла на дальнейшие события.

Так, в 1401 году он начал читать проповеди в костеле Святого Михаила, а уже через год он занял должность настоятеля и проведника в частной Вифлеемской часовне в Старом городе Праги, где он читал проповеди, на которые собиралось до 3000 человек. Ян Гус в своих речах затрагивал не только проблемы повседневной жизни, но и настойчиво критиковал бюргеров, феодалов и клир. Несмотря на то, что в его речи можно было услышать негативный отзыв о церкви, Гус относил себя к церковнику, который не только вскрывал недостатки людей, но и служил на благо церкви.

Интересно, что когда произошел раскол в римско-католической церкви, Гус, под влиянием трудов английского реформатора Джона Виклифа, сохранял нейтралитет, поэтому в своих проповедях высказывал мнение, координально отличавшееся от официальной политики Католической церкви.

Если заглянуть в Википедию и посмотреть что проповедовал Гус, то можно увидеть следующие его мнения:

  • Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
  • Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
  • Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
  • Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
  • Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Ян Гус считал справедливыми свои суждения, поэтому старался донести их до каждого. Таким образом, по его приказу стены Вифлеемской часовни были расписаны рисунками, где можно было увидеть наглядное подтверждение его учениям; Гус сочинил несколько песен, которые сразу же стали известными в народе, а после провел реформу чешского правописания, которая способствовала пониманию книг среди простонародья.


Имя Яна Гуса широко известно и в мире филологии. Именно он стал автором труда "Чешская орфография", где он смог сделать невозможное - каждый звук передать отдельное буквой, разработав диакритические знаки.

После проведения дискуссии об учениях Виклифа, где участвавали его сторонники - архиепископ Праги, пригласивший Гуса выступить, и, другие лица, было оказано сильное влияние духовенства, что заставило главу католической церки отказаться от поддержки Гуса.
В этот же промежуток времени были арестованы и обвинены в ереси друзья - сторонники Яна Гуса - Станислав из Знойма и Стефан Палеч, которые в дальнейшем отказались от прежних убеждений.

В 1409 году папа Римский издал буллу - средневековый папский документ со свинцовой печатью, в котором был отдан приказ архиепископу предпринять карательные действия против Яна Гуса. Таким образом, все проповеди Гуса были под запретом, все книги, намекавшие на реформу были собраны и сожжены.
Несмотря на решение папы, власти были на стороне национального героя чешского народа, что поспособствовало росту его влияния среди горожан. Осенью 1409 года были запрещены проповеди в частных церквях, в том числе и в Вифлеемской часовне. Ян гус отказался выполнять приказ и подал аппеляцию к Христу.

В 1411 году Яна Гуса обвинил в ереси архиепископ Збинек, что в последствии бросило тень на университет и короля Вацлава IV, поддерживавшего реформатора. Такое обвинение оскорбило короля и он издал указ, конфисковать все владения представителей церкви, которые придерживались мнения Збинека. Архиепископу пришлось бежать в Венгрию, где он скончался в пути 28 октября 1411 года.

В 1412 году началась продажа индульгенций антипапой Ионанном XXIII с целью организации похода против другого антипапы Александра V. После того, как Ян Гус выскаказал свое мнение, которое было против индульгенций и против права иерархов сражаться, антипапа Иоанн наложил на Яна Гуса интердикт- запрет на все церковные действия и требы. Чтобы интердикт не распространился на всю Прагу, Ян Гус переехал в Южную Чехию, в город Краковец, где дворянство не подчинялось решениям папы. Собственно, в Краковце, Ян Гус и продолжил открытую критику как церковной так и светской власти.

В 1414 году в городе Констанце проходил XVI вселенский собор, который преследовал одну цель прекратить Папский раскол. На него был вызван Ян Гус, который был под личной охраной императора австрийского Сигизмунда. После прибытия Гуса в город, выяснилось, что император вместо нужной грамоты вручил ему самую обычную подорожную грамоту. Яну гусу предъявили обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета, после ченр арестовали и заключили в одной из комнат дворца, где проходил Констанцский собор.

Некоторые сторонники Гуса пытались напомнить Сигизмунду о данном обещании защитить Гуса, но он отказался от своих слов и не вмешался в ход событий.
На допросах Ян Гус долгое время не давал никаких показаний, пока ему не зачитали смертный приговор, который могли привести в исполнение в любое время, если тот не станет защищаться. После побега Иоанна XXIII в связи с требованием собора отречься от престола, Гус был передан под содержание констансткого архиепископа, посадившего Яна на хлеб с водой.

8 мая 1415 года Сигизмунду была отправлена петиция от моравской шляхты, в которой было излождено требование освободить Яна Гуса и дать ему высказаться на соборе. 12 мая этого же года такой же протест был выскащан сеймом Чехии и Моравии, а затем чешским и польским дврянством, находившимся в Констанце.
Сигизмунду не оставалось ничего, кроме как организовать слушание дела Яна Гуса на соборе, которое длилось с 5-8 июня. По окончанию слушания, Яну Гусу был вынесен смертный приговор, который мог быть отклонен, если бы Гус отрекся от своих убеждений. Стоит лишь прочесть одну фразу Яна Гуса, чтобы понять, почему он не отрекался от своих убеждений, которая гласит так: "Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил."
По окончанию суда, Ян Гус снова апелировал к Христу.


После того, как Гус отправил окончательное письменное послание собору об отказе отрекаться от убеждений 1 июля 1415 года, через 5 дней смертный приговор был приведен в действие - Ян гус был сожжен на костре.

Говорят, что перед смертью, когда старушка, подложила хворосту в костер, Ян воскликнул: "О, святая простота!". Так же легенда гласит и о пророчестве, которое предсказывало появление великого реформатора, чьи труды будут услышаны (Мартина Лютера). Перед смертью он сказал "-Я-то - Гусь, а за мной придет Лебедь!"
После казни Гуса, таким же образом был казнен один из его сподвижников Иероним Пражский.

Казнь Яна Гуса стала одним из поводов Гуситских войн, которые не принесли в коненом счете стране Реформации.

В Чехии Яна Гуса чтят, как борца за национальную самобытность против немцев. Здесь установлены памятники, музеи и улицы, где фигурирует его имя.


К примеру, в 1915 году, к 500-летней годовщине казни, на Староместкой площади Праги был установлен Памятник Яну Гусу. Кроме того, в 1918 году была основана Чехословацкая гуситская церковь,поддерживающая экуменические отношения с Католической церковью, на сегодняшний день имеющая около 100 000 сторонников

О Яне Гусе напоминает обширное литературное наследие, вклад в развитие чешского языка и орфографию.

Каждый год, 6 июля в городах Чехии и Словакии зажигают костры, чтобы почтить память национального героя.



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.