Страстная неделя — как ее провести? Чтение евангелия в первые три дня страстной седмицы Евангелие в среду страстной недели.

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

Дмитриевский А. А.

Чтение евангелий на шестой и в первые три дня Страстной седмиц.

О чтении евангелий в первые три дня Страстной седмицы в нынешнем Типиконе на л, 384 (изд. Киевск. 1824 года) мы находим самые ясные и определенные указания. «И абие (т. е. после чтения Богородична третьего часа: «Богородице ты еси лоза истинная») украшену аналогию, читаем мы в нынешнем Уставе, полагается на нем верху святое тетроевангелие, и лампаде возжжене, и кадит иерей окрест аналогия, и олтарь, и Церковь всю, и братию по чину». Ведомо же буди, прибавляет Устав, яко евангелие от Матфея все чтется, подобне и от

Марка, и от Луки, от Иоанна же чтется до начала святых страстей, яве яко до «Ныне прославися Сын человеческий». Чтется же тако в трех днех, сиречь в понедельник, во вторник, в среду и совершается в среду на девятом часе. Бывают же от Дуки чтения три, прочая же по два. Вкупе всех чтений девять и вящше ни что же». Также это предписание Устава излагается и в греческом подлиннике (Τυπικ . edit . Venet . 1643 л. 79 об.). Но как бы ни было ясно и точно выражено предписание Устава, который безопорно рисует идеал церковно-богослужебных порядков, церковной практики, мысль человека немощного и слабого, при множестве разного рода внешних чисто физических условий, ищет и в такого рода строгих и категорически выраженных предписаниях Устава снисхождения и оправдания своей немощи телесной. Так было прежде, так и продолжается до сего дня. Небольшое изменение в практике, относительно времени чтения евангелия на Страстной неделе, есть бесспорно снисхождение по отношению к современному православному человеку, при чем это изменение не есть чье-либо личное дело, а факт истории, говорящий за то, что трудность выполнения приведенного выше предписания Устава сознавалась издавна и не только приходскими пастырями, но даже нашими знаменитыми монастырями. В самом деле, если мы примем во внимание продолжительность службы на Страстной седмице вообще, обходя пока чтения евангелий, если мы не опустим из виду, что эта служба совершается в большинстве наших русских деревень в холодных храмах, обшитых только досками, при довольно сильных морозах, особенно на севере, так как очень нередко и на последней недели поста у нас еще стоят морозы (этого нужно ждать в настоящий год, по случаю ранней Пасхи), то как бы ни было велико пламенное желание и глубоко религиозное одушевление, нет физической возможности священнику прочесть, а молящимся прослушать «со внима-

нием», как требует Устав, в течение трех дней почти четырех евангелистов. Для первого этот труд тяжелый и изнурительный, а для последних он положительно непосильный. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на практике мы видим множество отступлений и нарушений настоящего предписания со стороны священников с тем, чтобы служба этих дней Страстной недели не была тяжела и непосильна говельщикам—прихожанам.

Например, священники, желающие в буквальной точности выполнить предписание Устава приходят часа за два и за три до звона в храм и, по прочтении начала третьего часа, становятся на чтение евангелия, при полном отсутствии молящихся, за исключением церковного сторожа. Даже чтец, по прочтении псалмов и кафизм, уходит домой для выполнения своих домашних потребностей, зная, что чтение евангелий продолжится до благовеста в колокол. Эти священники, когда соберутся в храм молящиеся, на часах шестом и девятом уже прочитывают только по нескольку глав из евангелия, чем значительно сокращают богослужения. Для избежания холода, господствующего в храмах, священник иногда читает евангелие до начала звона в церковной сторожке. Священники же, отступающие от буквы предписания церковного Устава, но желающие прочесть всех евангелистов и непременно в первые три дня Страстной седмицы, читают по нескольку глав из евангелия на утреннем и даже на вечернем богослужении. Наконец, есть священники, которые хорошо сознают трудность выполнения настоящего предписания только на одной Страстной седмице, но не отступая ни на йоту от него, позволяют себе прочитывать одного или даже двух евангелистов на шестой недели, когда служба бывает короче (См. Никольск. Пособ. к изучен. Уст. прав. Церк. Спб. 1874 г. стр. 592). Примеры подобной практики нам лично известны в двух епархиях, и что особенно замечательно, в одной из епархий такое чтение еванге-

— 222 —

листов мы слышали даже в крестовой Церкви архиерейского дома, в присутствии самого владыки. Иногда бывают и совершенно произвольные и ни на чем не основанные отступления от Устава. Читают, напр., в некоторых церквах только одно евангелие от Иоанна или какого-нибудь другого евангелиста, или же, пользуясь известною «Священною Историей» покойного протопресвитера Богословского, прочитывают по выборкам из евангелистов всю историю земной жизни Иисуса Христа. Там же, где священники буквально в полном смысле этого слова выполняют церковный Устав и начинают чтение евангелистов с ударом в колокол в понедельник Страстной седмицы, мы видим, что церковь очень долгое время после звона пустует и священник читает евангелие для себя, причта, не многих избранников и избранниц—стариков и старух. Большинство же молящихся являются в храм значительно спустя и тем облегчают свои труд...

Таким образом из этого описания и вариантов касательно чтения евангелистов на Страстной седмице как нельзя более ясно вытекает то заключение, что действительная практика допустила по отношению к данному, ясно и точно описанному в Уставе, обычаю несколько форм или видов изменения с целью облегчить тяжесть этого предписания для священника и мирян. Но в каждом изменении, за исключением вышеуказанных случаев прямого нарушения Устава, есть или можно усматривать в такой или иной мере приближение к идеалу, который начертывает Устав. Каждая форма уклонения, имея в виду облегчить обременительность службы этих дней для молящихся и совершающих ее, в тоже время старается не расходиться с обязательным для всякого православного и сына Церкви предписанием Устава, а напротив с точностью, мы не говорим буквальною, потому что идеал, как идеал, в жизни никогда не осуществим, с точностью приблизительною осуществить на практике это предписание, выполнить его, насколько

позволяют силы и разумение лиц, кому то ведать надлежит. Нам предстоит, следовательно, задача указать, какая из указанных выше форм уклонения ближе всего стоит к этому идеалу и соответствует в тоже время потребностям данного времени и не противоречит истории.

На первый поверхностный взгляд ближе всего к выполнению предписания Устава стоит та практика, которая допускает чтение евангелий на всех службах Страстной седмицы первых трех ее дней. Эта практика коренится на том основании, что если на часах читать евангелия, то это утомительно и тяжело для молящихся, но если разнообразить это чтение службами и читать с отдыхами, то такого утомления молящиеся не будут замечать. Но в этом случае опускается из внимания то обстоятельство, что и сама по себе без евангельских чтений служба этих дней весьма продолжительна; и не без труда и усилий можно сохранить бодрость духа и внимания до конца ее. Но положим, что молящиеся после ночного отдохновения бодро простоят утреню и со вниманием прослушают евангельские чтения на первом часе, так как сюда обыкновенно их относят, едва ли туже восприимчивость и свежесть внимания они сохранят на часах и литургии, а тем более на великом повечерии. Эта практика только разделяет труд известными промежутками, но не сокращает и не облегчает его для молящихся, которым наш церковный Устав предписывает неослабное «внимание» во время всех евангельских чтений. Можно с положительностью сказать, что, при таком распределении чтений из евангелия и при продолжительности службы вообще, физическая бодрость и свежесть внимания и восприимчивости едва ли сохранится у молящихся до конца их говения, и пастырям удастся таким образом пресечь уклонения своих прихожан от слушания евангельского слова от начала до конца и запаздывания их к часам и другим службам. В этом случае немощь человеческая может найти и другой исход, чтобы только не нести

всей тяжести церковной службы... Кроме всего этого настоящая, по-видимому, самая слабая форма уклонения имеет те невыгоды, что она требует особых принаровлений и приспособлений, не предусмотренных и не одобряемых церковным Уставом, для чтения евангелия, особенно во время великого повечерия или вечернего богослужения. Вот поэтому то мы и не можем согласится и рекомендовать эту форму уклонения от церковного Устава, как форму, не удовлетворяющую ни церковный Устав, ни пастыря, а особенно пасомых, которые должны «со вниманием» прослушать евангельское чтение.

По нашему мнению, ближе к осуществлению идеала и вполне удовлетворяет той цели, с которой св. Церковь установила, чтение евангелий на Страстной седмице, та форма уклонения, которая разделяет евангельские чтения на две недели, т. е. на шестую и седьмую. В этом случае, не отступая от буквы предписания, за исключением того, что евангелия будут прочтены, так сказать, в два приема, можно быть уверенным^ что цель настоящего установления будет вполне достигнута. Пастырь и пасомые с охотою и любовью выполнят строгое предписание церковного Устава и от такого чтения, которое, при непродолжительности службы на шестой недели и сокращении на седьмой, будет прослушено без сомнения «со вниманием» и с пользою для молящихся. Самое богослужение шестой недели, когда говеют большею частью люди семейные, которым на седьмой недели предстоят хлопоты и суета ради приготовления к предстоящему празднику, сделается более торжественным от прибавления к нему чтений из евангелия и приобретет в их глазах больший интерес и значение. Как бы там ни было, но во всяком случае эту форму уклонения от Устава мы ставим гораздо выше буквального выполнения предписания его, когда священник приходит в храм или церковную сторожку за несколько часов до начала звона к часам и один, при полном отсутствии молящихся, начинает чтение евангелия,

чтобы только исполнить букву устава и облегчить труд своих говельщиков. В этом случае пастыри, гоняясь за буквою устава, опускают из внимания дух его, или цель вообще христианского богослужения и его обрядов и делают преступление в этом отношении. В самом деле, не для священника же существует вышеуказанное предписание Устава, который (т. е. священник) знает все евангелие и весьма часто читает его, не к нему же самому или его церковному сторожу, невольному всегдашнему богомольцу, обращено это замечание, рекомендующее «внимание», не для стен же церковных священник произносит возгласы: «Вонмен», «Мир всем», «И осподобитися нам слышанию» и т. п. пред самым началом евангельских чтении и т. д.? Очевидно, главным образом все это замечание направлено к молящимся, которых теперь в храме нет и ради облегчения которых все это проделывается без свидетелей. Странно и недостойно ни пастыря, ни храма Божия...

Одобряемая нами, форма уклонения от предписания действующего ныне устава признавалась более всего приближающею к своему идеалу и удовлетворяющею той цели, с которой Церковь установила обычай прослушивать «со вниманием» все евангелие в три дня Страстной седмицы, и в древне-русской богослужебной практике. Устав или «Обиходник» XVI века известной в России обители св. Антония Сийского предписывал начинать чтение евангелий с понедельника шестой недели. Оставаясь при этом верен господствовавшему в то время и продолжающему свое действие до настоящего времени Уставу св. Саввы Освященного, упомянутый нами «Обиходник» XVI века, замечает, чтобы это чтение продолжалось в первые три дня шестой недели и прочитывали бы только двух первых евангелистов. «А на сей недели, читаем мы в этом уставе, в понедельник, во вторник и среду прочтут два евангелиста (т. е. Матфея и Марка), а на

страстной недели (тоже) два—Луку да Иоанна», (ркпп. XVI в.: Солов. библ. (казан. дух. акад.) № 1117 л. 200 об., 201; М. Синод. библ. № 814 л. 236 об. — 238; Волоколам. библ. (моск. дух. акад.) № 338 л. 227). Обряды или действия, предшествовавшие чтению евангелия и сопровождавшие его ничем не отличаются от действий, положенных ныне в уставе для Страстной седмицы. Этот красноречивый факт древнерусской богослужебной практики как нельзя более ясно говорит, что трудность осуществления на практике требования устава всегда сознавалась и не только в приходской практике, но даже в практике наших древнерусских известнейших монастырей, для которых собственно и был составлен наш нынешний церковный Устав и где должно было ожидать самого строгого и пунктуального его выполнения на практике. Тот же факт с другой стороны указывает нам, до какой высоты приближения к своему идеалу могла достигнуть настоящая форма уклонения от устава. Здесь мы видим не только тожество в службах, на которых читаются евангелия, в обрядах, предшествующих и последующих настоящему чтению, но даже в днях, которые указывает Устав для Страстной седмицы. Дальше этого в своем приближении к идеалу настоящая форма уклонения не пошла; ни история, ни современная нам богослужебная практика не представляют нам ничего подобного. Хотя это последнее обстоятельство, свидетельствующее о тожестве и подражательности одной практики, Уставом не предусмотренной, другой, тем не менее мы не можем не сделать по поводу ее небольшую оговорку. В самом деле мы не можем понять всей этой привязанности к букве устава и тога предписания, чтобы и на шестой недели евангелие читалось только в первые три дня. Нам кажется гораздо целесообразнее читать евангелие в течение всей недели или уже в понедельник, вторник и четверг, когда совершаются одни только короткие часы и не читать в среду и пятницу, когда служба

литургией преждеосвященных даров значительно удлиняется, и без чтения евангелии. Но во всяком случае, если даже чтение евангелий будет идти на часах всех дней шестой недели и будут прочитаны два первые евангелиста, то можно быть уверенным, что священник и молящиеся выполнят с охотою и полным усердием все службы этой недели, и священнику и молящимся на седьмой недели не будет надобности придумывать разного рода недозволительные и противные Уставу и цели христианского богослужения отступления и послабления ради немощи телесной...

По нынешнему Уставу, евангелия во все три дня Страстной седмицы читает священник. «Тако чтет иерей тетроевангель, замечает наш Устав, оболчен в фелонь» (л. 381). Этого замечания в греческом типиконе нет. Но практика древне русской Церкви и при том практика монастырская позволяла и в этом отношении отступление от господствующего Устава. Упомянутый уже нами «Обиходник» XVI века монастыря св. Антония Сийского евангелие на девятом часе указывает читать диакону (ркп. Солов. библ. № 1117 л. 201 об.; ркп. М. Синод. библ. № 814 л. 237 об.; ркп. Волокол. библ. № 338 л. 227 об.). Такое уклонение мы можем назвать не противоречащим общей церковной практике. В самом деле, если диакон может и читает евангелие за литургией в обыкновенные дни, то нет никакого основания лишать его этого права на эти три дня Страстной седмицы и шестой недели и взвалить всю тяжесть чтения на одного священника без разделения ее с диаконом, как его помощником. Тяжело бывает слушать, когда священники, особенно старцы, утомленные продолжительностью службы, но не желающие отступить от буквы Устава продолжают евангельские чтения невнятно и спавшим голосом. Допущение к чтению евангелий дияконов, особенно обладающих хорошим голосом и выразительною дикцией, кроме облегчения священников, мо-

— 228 —

жет иметь и освежающее, и ободряющее влияние на молящихся. Не нужно забивать, что разнообразие голосов чтецов имеет весьма важное значение при богослужении и невольно приковывает к себе внимание молящихся...

Из сказанного нами относительно рассматриваемого нами вопроса можно сделать следующие выводы:

1) Предписание церковного устава относительно чтения евангелий в первые три дня Страстной седмицы, как показывает история и как о том свидетельствуют факты из современной богослужебной практики, признавалось пастырями и даже настоятелями монастырей русской Церкви всегда и до ныне трудно осуществимым на практике, а по сему и раньше, и в настоящее время делались и делаются отступления от него.

2) Форм уклонения от действующего устава по данному вопросу существует несколько, но ближе всего к осуществлению идеала церковной практики, начертанному в Типиконе, стоит та практика, которая допускает чтение евангелий не на одной только седьмой недели, но и на шестой.

3) Чтение евангелий на шестой неделе должно совершаться в течение всей недели, на часах, или же только в понедельник, вторник и четверг, когда положены одни только часы м, следовательно, служба короче, чем в среду и пятницу той же недели.

4) Действия предшествующие и последующие евангельским чтениям должны быть целиком заимствованы ад действующего Устава, из службы на понедельник Страстной седмицы.

5) Наконец, труд чтения евангелий священник может разделять с диаконом, где есть при церквах диаконы, обладающие хорошим голосом и выразительною дикцией. Согласно с древнерусской богослужебной практикою диакону можно указать

чтение евангелий во время девятого часа, когда внимание молящихся уже натает ослабевать и необходимо к поддержанию его введение нового голоса, нового чтеца.

А. Дмитриевский.


Страница сгенерирована за 0.12 секунд!

До Пасхи остается меньше недели. Последние дни именуются Страстными или Великими. В этот период Церковь погружается в Евангелие и вспоминает последние дни пребывания Господа на земле.

  • Нажмите для просмотра изображения в полном размере. (архив в формате.zip)

Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда

Страстная седмица начинается в Великий понедельник, а Великий понедельник начинается вечером в воскресенье. Сначала – вечерня, закрывающая праздник Входа Господнего в Иерусалим, а затем – новый день, утреня понедельника.

Три утрени подряд Церковь будет прославлять Христа – Жениха Церкви тихим и кротким тропарем, который в течение года слышен только на полунощницах:

Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / Блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.

(Хор Валаамского монастыря)

(Женский хор. Диск “Время поста и молитвы”)

Чертог Твой. Бортнянский

  • Страстная седмица: как совместить работу, службы и подготовку к Пасхе…

В Понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный персонаж – целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода. Чтобы подчеркнуть трагичность этого символа, Церковь предлагает вспомнить почти всю 21 главу от Матфея (ст.18-44), включая притчу о злых виноградарях.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году . Если вы не успели посетить эти службы в течение Четыредесятницы, постарайтесь восполнить этот пробел!

  • Великий понедельник: Начало Великих дней (+ аудио, + видео)
  • Святые отцы

В Великий вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.

  • Святые отцы

Великая среда – день предательства. Именно в память о предательстве Христа Иудой мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром.

Во вторник вечером в последний раз поют «Се, Жених…» В среду утром в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается . Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы.

Вечером в среду совершается последняя большая исповедь, народу на ней будет очень много, поэтому лучше постараться исповедоваться заранее.

Во многих храмах больше исповеди не будет до конца Светлой седмицы.

  • Святые отцы
  • Великая среда: Если ты Его любил, почему продал, словно беглого раба?

Страстные дни

В Великий Четверг Церковь вспоминает – последней трапезе Спасителя со учениками. В этот день все православные причащаются святых Христовых таин.

Литургия Великого Четверга по чину святителя Василия Великого совершается в соединении с вечерней, поэтому будьте готовы к тому, что служба долгая.

После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он во образ Христа омывает ноги двенадцати священнослужителям. В ХХ веке в Русской Церкви обряд не совершался. Был восстановлен только в 2009 году Патриархом Кириллом .

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы – одна из самых длинных и красивых служб в году, известная под названием « ». На ней вспоминаются Страсти Господни от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до положения Его Тела во Гроб.

  • Святые отцы

ОБЫЧАИ

Существует народный обычай в Великий Четверг готовиться к Пасхе: убирать дом, печь куличи и красить яйца. Лучше это сделать заранее. Между двумя службами, даже если вам удастся на этот день отпроситься с работы, лучше помолиться и отдохнуть. Пропускать же службы главных дней Страстной седмицы ради предпраздничной суеты совершенно недопустимо.

Великая пятница

Сам день Великой пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня (обычно – около двух часов пополудни) совершается вечерня с Выносом Плащаницы. Если вы работаете, возможно, вам будет удобно дойти до ближайшего храма во время перерыва на обед.

Кстати, обед в этот день не полагается, как и завтрак – день строго постный.

  • Песнопения Страстной пятницы. Будем погребать Господа…
  • Святые отцы
  • Святые дни на Афоне: Великая пятница и Пасха в Ватопедском монастыре

Великая суббота: Да молчит всякая плоть

Вечером в приходских храмах совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы – долгая и светлая служба, вокруг богато украшенной цветами Плащаницы. В самом воздухе уже ощущается приближение Пасхи.

В некоторых храмах и монастырях (Троице-Сергиева Лавра, Данилов монастырь) Погребение Плащаницы совершается ночью . Литургически это более правильно, но физически выдержать такую службу непросто, тем более что сразу после нее начинается Литургия. Некоторые рассказывают, что удобнее всего после Выноса Плащаницы – подольше отдохнуть, к 23.00 приехать на ночную службу, которая продлится до 3-4 часов, а после нее отдохнуть 3-4 часа до начала Литургии Великой Субботы в любом приходском храме.

Литургия Великой Субботы – также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из фиолетовых постных в белые праздничные одеяния.

Эта служба призывает к молчанию и покою, ибо эта суббота – и есть день покоя, когда Сам Господь почил. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Вместо «Достойно есть» – ирмос 9 песни канона Великой Субботы: «Не рыдай Мене , Мати , зряще во гробе, Его же во чреве без семени зачала еси Сына: возстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

  • Святые отцы

После литургии начинается освящение куличей, яиц и пасок – обычно во дворах храмов. Принято не только освящать яства для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

В Великую субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.

А пасхальная служба начинается с чтения на полунощнице канона «Плач Пресвятой Богородицы», после которого Плащаница уносится в алтарь. Начинается Пасхальная заутреня – первая служба Светлого Христова Воскресения.

На Страстной неделе (со 22 по 27 апреля 2019 года) верующему человеку нужно обязательно побывать в храме. И, конечно эти дни невозможно провести без молитв. Христианам следует отвлечься от мирских, повседневных дел и посвятить себя заботам духовным.

Какие молитвы читать на Страстной неделе?

Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное в дни Великого поста. Постарайтесь читать эти книги в спокойной обстановке, а потом размышляйте о том, что прочли.

Дополнительно к утренним и вечерним молитвам можно читать псалмы царя Давида, а также великопостные молитвы – Великий покаянный канон святителя Андрея Критского и молитву преподобного Ефрема Сирина.

А какие молитвы читают в течение Страстной недели? Первые три дня следует читать все четыре Евангелия. В Великий четверг на службе в храме верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером в церквях читаются Евангелия страстей Господних.

Молитва ко Господу Иисусу распятому

«На Кресте пригвожденный за ны, Иисусе Христе, Единородный Бога Отца Сыне, милости, любве и щедрот неисчерпаемая бездно! Вем, яко грехов ради моих, от неизреченнаго человеколюбия, Кровь Твою пролияти на Кресте изволил еси, юже аз, недостойный и неблагодарный, доселе скверными моими делы попирах и ни во чтоже вменях. Тем убо из глубины беззакония и нечистоты моея умныма очима на Распятаго Тя на Кресте Искупителя моего воззрев, со смирением и верою во глубину язв, Твоего милосердия исполненных, себе повергаю, грехов прощения и сквернаго жития моего исправления прося. Милостив буди мне, Владыко и Судие мой, не отрини мя от лица Твоего, но всесильною Твоею рукою Сам мя к Тебе обрати и на путь истиннаго покаяния настави, да отныне положу спасения моего начало. Божественными страданьми Твоими укроти моя плотския страсти; излиянною Твоею Кровию очисти моя душевныя скверны; распятием Твоим распни мя миру с соблазнами его и похотьми; Крестом Твоим огради мя от невидимых враг, ловящих душу мою. Прободенныма рукама Твоима руце мои от всякаго неугоднаго Тебе дела воздержи. Пригвожденный плотию, пригвозди страху Твоему плоть мою, да уклонився от зла, творю благо пред Тобою. Преклонивый главу Твою на Кресте, к земли смирения приклони вознесенную мою гордыню; венцем Твоим терновым огради моя ушеса, во еже не слышати кроме полезнаго; желчь устами вкусивый, положи хранение нечистым устом моим; отверстое копием имеяй сердце, сердце чисто во мне созижди; всеми Твоими язвами всего мя сладце в любовь Твою уязви, да Тебе, Господа моего, возлюблю всею душею, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением. Даждь ми Себе странна и неимуща, где главы подклонити; даждь ми Себе Всеблагаго, избавляющаго душу мою от смерти; даждь мне Себе Всесладкаго, услаждающаго мя в скорбех и напастех Своею любовию, да Егоже первее ненавидех, прогневлях, от себе изгонях и ко Кресту пригвождах, сего ныне возлюблю, радуяся прииму и сладце Крест Его до конца жизни моея понесу. Не даждь отселе, о всеблагий Искупителю мой, ни единой моей воле совершатися, понеже зла есть и непотребна, да не паки впаду в тяжкую работу царствовавшего во мне греха; но Твоя воля благая, спасти мя хотящая, да совершается во мне всегда, ейже мя вручая, Тебе, Распятаго Господа моего, умным очесем моего сердца представляю и молю из глубины души, да и в разлучении моем от бреннаго моего тела, Тебе Единаго на Кресте Твоем узрю, в руце мя защищения Своего приемлюша, и от воздушных духов злобы храняща, вселяюща же со грешники, покаянием Тебе благоугодившими. Аминь».

В дни Страстной седмицы читается Евангелие и в церкви, и дома для себя, ведь на службах многое может ускользнуть от внимания, а домашнее чтение позволяет собраться с мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелие оживает, наполняет душу неизъяснимыми переживаниями…

Великий понедельник

В Великий понедельник мы вспоминаем внука праотца Авраама, патриарха Иосифа , называемого иногда Прекрасным, и бесплодную смоковницу , проклятую Господом.

Сюжет об Иосифе. Проданный братьями, затем спасший и язычников-египтян, и их самих, Иосиф является прообразом страдающего Господа Иисуса Христа, преданного учеником, отвергнутого Своим народом и спасающего через Свои страдания и смерть род человеческий.

Сюжет о проклятой смоковнице. Евангельская притча говорит, что по дороге в Иерусалим Христос хотел утолить голод плодами смоковницы. Однако плодов на ней не было, и Христос произнёс: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:19).

Эта богатая листвой, но бесплодная смоковница служит образом всякой души, которая не приносит плода - покаяния, и образом книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашёл плодов веры и благочестия, а лишь лицемерную тень Закона. В её мгновенной гибели - предвестие правосудия Божия, которое следует за Его терпением и постигает не приносящих доброго плода. Преподобный Ефрем Сирин предлагает еще одно толкование проклятия смоковницы: в бесплодном дереве Господь обличил Иерусалим, где искал любви, однако жители города проявили ненависть к сотворившим плод покаяния.

Великий вторник

Во Вторник Страстной седмицы вспоминается день, когда Господь Иисус Христос учил в Иерусалимском Храме. В тот день Господь рассказал Своим ученикам о Своем втором пришествии, притчи о десяти девах и талантах, о дани кесарю, о воскресении мёртвых, о Страшном суде.

В первой притче описывается принятый во времена земной жизни Господа Иисуса Христа ритуал, связанный с бракосочетанием. Подруги невесты ожидали ночью прихода жениха. Жених входил, за закрытыми дверями подписывался брачный договор и начинался брачный пир. Те, кто опаздывали встретить жениха, на пир не допускались.

Притчи касаются темы Второго Пришествия Христова и конца Истории. Церковь Христова - ожидающая Его прихода Невеста. Брачный пир, описанный в притче, - пришедшее в силе Царствие Небесное, ожидание которого и должно сопровождать всю жизнь христианина. Таким образом, мудрые девы - это те, кто каждую секунду готов встретить Спасителя, а девы неразумные - те, кто к Его приходу не готовы, почему и оказываются вне чертога брачного.

Та же тема прослеживается в притче о талантах. Уехавший господин - это Сам Господь Иисус Христос, а таланты - дарования, данные Им людям. Тот, кто не развивает даров, данных Господом, будет Им наказан.

Великая среда

В среду Страстной седмицы вспоминаются два события: предание Господа Иисуса Христа Иудой и бескорыстное помазание Его ценным миром неизвестной грешницей. Им посвящен фрагмент Евангелия от Матфея (Мф.26:6-16). В западной традиции грешница, омывшая голову Спасителя миром, часто отождествляется с Марией Магдалиной.

После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви.

Великий четверг

Чтения Великого Четверга соединяются с темой Страстей Христовых — 12 Евангелий о благоговейном воспоминании спасительных страданий и крестной смерти Иисуса Христа. 12 Евангелий составлены от четырех евангелистов.

Сборники Евангельских притч и толкование Евангелия:

  • Первое Евангелие от Иоанна (XIII, 31 – XVIII, 1) – это прощальная беседа Господа со Своими учениками.
  • Второе Евангелие от Иоанна (XVIII, 1–28) – о взятии Христа в саду Гефсиманском, о допросе у первосвященника, об отречении Петра.
  • Третье Евангелие от Матфея (XXVI, 57–75) – о суде над Господом у Каиафы, о решении Синедриона предать Христа смерти, об отречении Петра.
  • Четвертое Евангелие от Иоанна (XVIII, 28; XIX, 1–16) – допрос у Пилата, требование отпустить Варраву вместо Христа, хотя Пилат пробует доказать Его невинность. Бичевание Христа и согласие Пилата отдать народу Господа для распятия.
  • Пятое Евангелие (XXVII, 3–32) – о самоубийстве Иуды, о суде Пилата и его «умовении рук», издевательствах воинов, пути к Голгофе.
  • Шестое Евангелие от Марка (XV, 16–31). В нем – о воинах, изощряющихся в издевательствах над Господом, о шествии на Голгофу и распятии.
  • Седьмое Евангелие от Матфея (XXVII, 33–54) – о последних минутах на кресте и смерти Господа.
  • Восьмое Евангелие от Луки (XXIII, 32–49) – тоже о распятии. Евангелисты, повторяясь в основном, дополняют отдельными подробностями общую картину происходившего.
  • Девятое Евангелие от Иоанна (XIX, 25–37). В нем мы слышим об усыновлении Господом любимого ученика Своей Матери и о заключительном слове Господа: «Совершилось».
  • Десятое Евангелие от Марка (XV, 43–47). Здесь о просьбе Иосифа Аримафейского, который у Пилата просил разрешение снять Господа с креста и похоронить, что надо было сделать очень быстро, так как наступала суббота, когда делать такое строго запрещалось.
  • Одиннадцатое Евангелие от Иоанна (XIX, 38–42). Тот же момент апостол описывает, добавляя лишь некоторые подробности.
  • Двенадцатое Евангелие от Матфея (XXVII, 62–66) – напоминает о решении поставить стражу и опечатать гроб.

В четверг Страстной седмицы в богослужении вспоминают важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Господь установил таинство Святого Причащения (Евхаристии) . Евангелие от Матфея говорит, что во время трапезы Иисус взял хлеб, благословил его и, преломив, раздал ученикам со словами: «Приимите, ядите: сие есть Тело Моё». Затем он подал апостолам чашу и сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Именно поэтому в Великий четверг христиане приобщаются Святых Христовых Таин, вкушая освящённый хлеб и вино.

Великая пятница

В Пятницу продолжается чтение 12 Евангелий. В этот день Церковь вспоминает суд над Иисусом Христом, его избиение и поругание, казнь и смерть через распятие.

Великая суббота

В день Великой субботы Церковь вспоминает телесное погребение Иисуса Христа.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница. На середину Плащаницы кладут Евангелие. Песнопения утреннего канона славят Христа, Своею смертью победившего смерть.

Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход в Евангелием, Великий вход – совершаются в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В ночь на Пасху в храме читают Деяния апостолов. Верующие в праздничной одежде приходят в храмы вечером Великой субботы, примерно к 22:00. В начале двенадцатого начинается Полунощница - служба, на которой поётся канон Великой субботы. В конце священники переносят Плащаницу с середины храма в алтарь, где она остаётся до праздника Вознесения Господня (13 июня в 2014 году) - в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

_____________
С наилучшими пожеланиями ॐ
Юля

yoga-detox.ru | .sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: ; padding: 10px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 940px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 2px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #d97d38; color: #ffffff; width: 100%; font-weight: bold; font-style: normal; font-family: "Segoe UI", Segoe, "Open Sans", sans-serif; border-width: 2px; border-color: #d97d38; border-style: solid; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Ввиду того что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того некратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах седмицы 6-й. Так было в XVI веке, например в Сийском монастыре (А. Дмитриевский. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. I, с. 205), и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (А. Голубцов Чиновники Московского Успенского собора, с. 108). Так совершается и в настоящее время во многих храмах, где бывает ежедневное богослужение на седмице 6-й. Там же, где богослужение в течение Великого поста бывает только по средам и пяткам, некоторые иереи начинают чтение Четвероевангелия со среды седмицы 2-й.

Для того и другого случая может быть предложен следующий порядок чтения Евангелия. Для чтения на седмицах 2-6-й

Седмица 2

Среда

3 ч. Мф. 1-8 зач., 1, 1-4, 17.
6 ч. Мф. 9-20 зач., 4, 18-7, 11.
9 ч. Мф. 21-34 зач., 7, 12-10, 8.

Пятница

3 ч. Мф. 34-46 зач., 10, 9 – 12, 30.
6 ч. Мф. 47-57 зач., 12, 30 – 14, 13.
9 ч. Мф. 58-70 зач., 14, 14 – 17, 9.

Седмица 3

Среда

3 ч. Мф. 71-80 зач., 17, 10 – 20, 16.
6 ч. Мф. 81-90 зач., 20, 17 – 22, 22.
9 ч. Мф. 91-103 зач., 22, 23 – 24, 51.

Пятница

3 ч. Мф. 104-108 зач., 25, 1 – 26, 56.
6 ч. Мф. 109-116 зач., 26, 57 – 28, 20.
9 ч. Мк. 1-12 зач., 1, 1 – 3, 19.

Седмица 4

Среда

3 ч. Мк. 13-22 зач., 3, 20 – 6, 7.
6 ч. Мк. 23-32 зач., 6, 7 – 8, 10.
9 ч. Мк. 33-44 зач., 8, 11 – 10, 16.

Пятница

3 ч. Мк. 45-55 зач., 10, 17 – 12, 27.
6 ч. Мк. 56-64 зач., 12, 28 – 14, 42.
9 ч. Мк. 65-71 зач., 14, 43 – 16, 20.

Седмица 5

Среда

3 ч. Лк. 1-5 зач., 1, 1 – 2, 20.
6ч. Лк. 6-15 зач., 2, 20 – 4, 36.
9 ч. Лк. 16-28 зач., 4, 37 – 7, 1.

Пятница

3 ч. Лк. 29-38 зач., 7, 1 – 8, 39.
6 ч. Лк. 39-50 зач., 8, 40 – 10, 15.
9 ч. Лк. 51-62 зач., 10, 16 – 12, 1.

Седмица 6

Среда

3 ч. Лк. 63-73 зач., 12, 2 – 13, 35.
6 ч. Лк. 74-83 зач., 14, 1 – 17, 4.
9 ч. Лк. 84-95 зач., 17, 3 – 19, 28.

Пятница

3 ч. Лк. 96-107 зач., 19, 29 – 21, 36.
6 ч. Лк. 108-109 зач., 21, 37 – 23, 1.
9 ч. Лк. 110-114 зач., 23, 2 – 24, 53.

Для чтения на седмице 6-й

Понедельник

3 ч. Мф. 1-17 зач., 1, 1 – 6, 21.
6 ч. Мф. 18-42 зач., 6, 22 – 11, 26.
9 ч. Мф. 43-46 зач., 11, 27 – 16, 12.

Вторник

3 ч. Мф. 67-83 зач., 16, 13 – 21, 17.
6 ч. Мф. 84-105 зач., 21, 18 – 25, 30.
9 ч. Мф. 106-116 зач., 25, 31 – 28, 20.

Среда

3 ч. Мк. 1-25 зач., 1, 1 – 6, 45.
6 ч. Мк. 26-51 зач., 6, 45 – 11, 26.
9 ч. Мк. 52-71 зач., 11, 27 – 16, 20.

Четверг

3 ч. Лк. 1-16 зач., 1, 1 – 4, 44.
6 ч. Лк. 17-38 зач., 5, 1 – 8, 39.
9 ч. Лк. 39-62 зач., 8, 40 – 12, 1.

Пятница

3 ч. Лк. 63-82 зач., 12, 2 – 16, 18.
6 ч. Лк. 83-105 зач., 16, 19 – 21, 11.
9 ч. Лк. 106-114 зач., 21, 12 – 24, 53.

Если на седмице 6-й случится праздник Благовещения или храмовой праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны в четыре дня:

День 1

3 ч. Мф. 1-25 зач., 1, 1 – 8, 13.
6 ч. Мф. 26-52 зач., 8, 14 – 13, 30.
9 ч. Мф. 53-78 зач., 13, 31 – 19, 15.

День 2

3 ч. Мф. 79-101 зач., 19, 16 – 24, 35.
6 ч. Мф. 102-116 зач., 24, 36 – 28, 20.

День 3


6 ч. Лк. 1-21 зач., 1, 1 – 5, 39.
9 ч. Лк. 22-49 зач., 6, 1 – 9, 62.

День 4

3 ч. Лк. 50-76 зач., 10, 1 – 14, 24.
6 ч. Лк. 77-101 зач., 14, 25 – 20, 26.
9 ч. Лк. 102-114 зач., 20, 27 – 24, 53.

В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы Четвероевангелие читается на часах 3, 6 и 9.

Евангельские чтения начинаются на часах 3 и 9 после Богородична часа, а на часе 6 – после паримии и прокимна 2-го. Всего евангельских чтений 9.

По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки на три. В соответствии с этим указанием чтения могут быть разделены примерно так:

Понедельник

3 ч. Мф. 1-66 зач., 1, 1 – 16, 12.
6 ч. Мф. 67-116 зач., 16, 13 – 28, 20.
9 ч. Мк. 1-39 зач., 1, 1 – 9, 16.

Вторник

3 ч. Мк. 40-71 зач., 9, 17 – 16, 20.
6 ч. Лк. 1-38 зач., 1, 1 – 8, 39.
9 ч. Лк. 39-82 зач., 8, 40 – 16, 18.

Среда

3 ч. Лк. 83-114 зач., 16, 19 – 24, 53.
6 ч. Ин. 1-26 зач., 1, 1 – 7, 36.
9 ч. Ин. 27-46 зач., 7, 37 – 13, 32.

Если Евангелия от Матфия, Марка и Луки прочитаны ранее (на 6-й седмице), то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать в таком порядке:

Понедельник

3 ч. 1-7 зач., 1, 1 – 2, 25.
6 ч. 8-12 зач., 3, 1 – 4, 46.
9 ч. 13-18 зач., 4, 47 – 6, 13.

Вторник

3 ч. 19-25 зач., 6, 14 – 7, 13.
6 ч. 26-30 зач., 7, 14 – 8, 30.
9 ч. 31-34 зач., 8, 31 – 9, 38.

Среда

3 ч. 35-38 зач., 9, 39 – 10, 42.
6 ч. 39-41 зач., 11, 1 – 12, 18.
9 ч. 42-46 зач., 12, 19 – 13, 32.

Когда полагается чтение нового евангелиста, то после Богородична часа следует возглас «И о сподобитися нам...» Когда же следует второе или третье чтение того же евангелиста, то этот возглас не произносится, но только «Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия...»



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.