Граф классификации биологической системы по следующему описанию. Информационные модели на графах

  • Направление 230400 «Информационные системы и технологии» , 20.25kb.
  • Программа дисциплины " Банковские информационные системы. Маркетинг банковских информационных , 291.97kb.
  • Урок по информатике «Информационные модели» , 76.56kb.
  • Программа дисциплины "Проектирование информационных систем" Индекс дисциплины , 261.62kb.
  • Программа курса для направления 230200. 68 «Информационные системы. Программа Базы , 119.9kb.
  • Темы рефератов по информационным технологиям Информационные системы. Классификация , 8.5kb.
  • Материальные и информационные модели , 27.68kb.
  • Программа курса «архитектура ЭВМ и систем» 2 курс, специальность: «Информационные системы» , 181.11kb.
  • Программа 3 информационные и вычислительные технологии в задачах поддержки принятия , 598.4kb.
  • 11 класс

    Практикум к главе 1 «Информационные системы»

    Раздел 1. Системология

    Работа 1.1. Модели систем (к §1.1.2)

    Используя текстовый редактор, подготовьте небольшой отчет на тему «Модели систем», выполнив два следующих задания.

    ЗАДАНИЕ 1. Модель «черного ящика»
    Опишите проблему множественности вариантов модели «черного ящика» для одной и той же системы на примерах знакомых вам систем: радиоприемник, автомобиль, компьютер, столовая, школа и пр. (можете продолжить список). Перечислите при этом нежелательные входы и выходы. Установите, как можно устранить недостатки системы (нежелательные связи со средой). Описание представьте в табличной форме.
    ЗАДАНИЕ 2. Модель состава системы
    Изобразите графическими средствами модель состава систем, рассмотренных в первом задании. Обоснуйте вашу модель с точки зрения ее назначения. Отметьте, какие составляющие системы в этой модели рассматриваются в качестве элементов, а какие в качестве подсистем.

    ЗАДАНИЕ 3. Построение структурной схемы сложной системы

    Вариант 1

    Используя графические средства, нарисовать схему, отражающую состав и структуру танкового батальона армии ФРГ, приведенную на рис.1.

    Рис.1.

    Уровень 2: задания на самостоятельную разработку

    Вариант 2

    Построить граф, отображающий состав и структуру мотопехотного батальона армии ФРГ (образца 1970 года) по следующему описанию.

    Батальон на БМП (боевые машины пехоты) имел численность 764 человека. Во главе батальона стоял командир, которому подчинялись штаб и 5 рот: штабная и снабжения, минометная и 3 мотопехотные. Рота штабная и снабжения состояла из управления и 3 взводов: штабного, связи и снабжения. В штабном взводе было 4 отделения: штабное, мотоциклистов, транспортное и разведывательное. Во взводе связи было 3 отделения радиосвязи и 2 отделения проводной связи. Во взводе снабжения было 4 отделения: материально-технического обеспечения, продовольственного снабжения, транспортное и санитарное. Минометная рота состояла из управления, двух отделений передового наблюдения, отделения обеспечения и 6 расчетов 120-мм минометов.

    Каждая мотопехотная рота (163 чел.) имела в своем составе 3 мотопехотных взвода по 48 чел. Каждый взвод состоял из группы управления и 4 мотопехотных отделений по 10 чел. Отделение делилось на две группы: первая - командир машины, наводчик-оператор (МБП "Мардер" оснащался 20-мм пушкой и двумя пулеметами) и механик-водитель; вторая - командир отделения, пулеметчик, гранатометчик, огнеметчик и 3 стрелка.

    ЗАДАНИЕ 4. Построение графов классификаций

    Уровень 1: выполнение задания по образцу

    Вариант 1.

    Используя графические средства, нарисовать схему, отражающую классификацию геометрических объектов, приведенную на рис.2.

    Уровень 2: задания на самостоятельную разработку

    Построить граф классификации для описанной системы.

    Вариант 1. Биологическая классификация

    . Согласно биологической классификации выделяют 3 империи (надцарства): археобактерии, эукариоты и прокариоты. К империи эукаритов относятся царства грибов, растений и животных. К царству животных относятся типы членистоногих, моллюсков, иглокожих, кишечнополостных, хордовых и др. К типу хордовых относятся классы рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих, птиц. К классу млекопитающих относятся отряды китов, ластоногих, хищных, грызунов, копытных и др.. К отряду хищных относятся семейства медвежьих, енотовых, псовых, виверровых, кошачьих и др.. К семейству псовых относятся роды лисиц, енотовидных собак, собак, фенеков, песцов и др. К роду собак отнсятся виды собак домашних, волков, шакалов, койотов. К виду собак домашних относятся овчарки, спаниели, водолазы, сенбернары, доги, болонки и др.

    Вариант 2. Классификация в русском языке

    Предложения в русском языке классифицируются по составу, по интонации и по цели высказывания.

    По составу предложения делятся на нераспространенные и распространенные. Нераспространенные предложения состоят только из двух членов: подлежащего и сказуемого. Пример нераспространенного предложения: "Птицы прилетели". Распространенные предложения состоят из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. Пример распространенного предложения: "Ранней весной прилетели первые птицы".

    По интонации предложения делятся на восклицательные ("Пришла весна!") и невосклицательные ("Пришла весна.").

    По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательное предложение: "Мы собрали много грибов и ягод". Вопросительное предложение: "Вы собрали много грибов и ягод?". Побудительное предложение: "Собирайте грибы и ягоды!".

    Работа 1.2 . Проектирование инфологической модели (к §1.1.4)

    Уровень 3: творческие задания

    Для выполнения индивидуального проекта выберите предметную область из предлагаемого ниже списка. Список может быть дополнен учителем или учениками. Проведите системный анализ предметной области и попытайтесь построить инфологическую модель.

    Темы заданий для индивидуального проектирования

    1. Больница (стационарное отделение)
    2. Больница (поликлиника)
    3. Расписание уроков в школе
    4. Библиотека (книги, читатели, библиотекари)
    5. Дорожно-транспортные происшествия (участники, машины, обстоятельства ДТП)
    6. Футбольный чемпионат (команды, график игр, результаты игр, футболисты)
    7. Городская телефонная сеть (АТС, абоненты, оплата, переговоры)
    8. Авиарейсы (самолеты, пилоты, рейсы, пассажиры)
    9. Отдел кадров предприятия (отделы, сотрудники, должности, зарплата …)
    10. Предприятие торговли (отделы, товары, продавцы, ….)

    Темы для рефератов по разделу «Системология»

    1. Различные подходы к определению системы в науке
    2. Системный подход и системный анализ
    3. Проблема систематизации в естественных науках
    4. Проблема систематизации в гуманитарных науках
    5. Классификация компьютерных информационных систем

    Раздел 2. Базы данных

    УРОВЕНЬ 1: выполнение заданий по образцу

    Работа 2.1. Знакомство с СУБД MS Access

    Цель работы : освоение простейших приемов работы с готовой базой данных в среде СУБД MS Access:

    • открытие базы данных
    • просмотр структуры БД в режиме «Конструктор»
    • просмотр содержимого БД в режимах «Таблица» и «Форма»
    • добавление записей через форму
    • быстрая сортировка таблицы
    • использование фильтра

    Используемые программные средства : MS Access.

    Примечание : для выполнения этой работы предварительно должна быть подготовлена однотабличная база данных «ВИДЕОТЕКА», структура и содержание которой описаны в Приложении к данной работе, а также создана форма к этой таблице. В дальнейшем таблицу, в которой хранятся сведения о видеодисках, а также соответствующую форму будем называть «Видеодиски».

    Справочная информация

    Существуют СУБД, ориентированные на программистов и ориентированные на конечного пользователя. Любые действия, выполняемые с базой данных, производятся на ЭВМ с помощью программ. СУБД, ориентированные на программистов, фактически являются системами программирования со своим специализированным языком, в среде которых программисты создают программы обработки баз данных. Затем с этими программами работают конечные пользователи. К числу СУБД такого типа относятся FoxPro, Paradox и др.

    СУБД Microsoft Access (MS Access) относится к системам, ориентированным на конечного пользователя. Она позволяет пользователю, не прибегая к программированию, легко выполнять основные действия с базой данных: создание, редактирование и манипулирование данными. MS Access работает в операционной среде Windows, может использоваться как на автономном ПК, так и в локальной компьютерной сети. С помощью Access создаются и эксплуатируются персональные базы данных, а также корпоративные БД с относительно небольшим объемом данных. Для создания крупных промышленных информационных систем MS Access не годится.

    Среда Access (см. рис.3) имеет интерфейс, характерный для Windows-приложений и включает в себя следующие составляющие: титульную строку с кнопками управления окном, главное меню, панель инструментов, рабочее поле и строку состояния. На рабочем поле устанавливается окно, соответствующее выбранному режиму работы. На рис.6 открыто окно, соответствующее основному режиму – режиму работы с базой данных, подрежиму работы с таблицей. Как и для любого приложения, в Access существует иерархия режимов, о которой будет сказано далее.


    Рис.3. Среда MS Access с окном базы данных на рабочем поле

    Данные , с которыми работает СУБД, также могут быть выстроены в иерархическую последовательность. На верхнем уровне такой иерархии находятся основные объекты MS Access. К ним относятся: таблицы , запросы , формы , отчеты, макросы и модули.

    Таблица – это главный тип объекта. Все остальные разновидности объектов являются производными от таблицы. Элементы данных, составляющих таблицу - это записи и поля. Свойства элементов таблицы определяются типами, форматами полей и некоторыми другими параметрами.

    Форма – это вспомогательный объект, без которого, в принципе, можно обойтись. Формы создаются для повышения удобства пользователя при просмотре, вводе и редактировании данных в таблицы.

    Запрос – результат обращения пользователя к СУБД для поиска данных, добавления, удаления и обновления записей. Результат поиска (выборки) данных представляется в табличном виде. Термином «запрос» называют также сами команды обращения к СУБД.

    Отчет – это документ, предназначенный для вывода на печать, сформированный на основании информации, содержащейся в таблицах и запросах.

    Макросы и модули являются объектами повышенной сложности и при начальном знакомстве с MS Access могут не использоваться.

    Еще одним особым видом данных является схема – описание структуры связей в многотабличной базе данных.

    Режимы работы СУБД Access многообразны. Так же, как и для других приложений Windows, иерархия режимов реализована через главное меню. Есть режимы общего характера: работа с файлами (меню Файл ); работа с буфером обмена (меню Правка ); режим настройки среды (меню Вид ); справочный режим (меню Справка ). Однако основным режимом можно назвать режим работы с базой данных. Он устанавливается после выполнения команды [Файл –Создать базу данных ] или [Файл – Открыть базу данных ]. Поскольку база данных храниться в файле, то в первом случае система потребует задать имя и место хранения файла, а во втором случае – указать на существующий файл с базой данных.

    После раскрытия на экране окна базы данных (рис.3) становятся доступными подрежимы работы с основными объектами Access: таблицами, запросами, формами и отчетами, которые инициируются открытием соответствующих закладок в окне. В каждом из этих режимов открывается выбор из трех командных кнопок: открыть, конструктор, создать . Если соответствующий объект еще не создавался, то активной является только команда создать . Если объект в окне выделен какой-то из существующих объектов, то активными будут также команды открыть и конструктор. Команда открыть позволяет просмотреть объект, а команда конструктор – просмотреть или изменить структуру объекта.

    Команды отдаются через главное меню, через кнопки на панели инструментов или в окнах, через контекстное меню (по правой кнопке мыши). Набор активных команд, как правило, носит контекстный характер, т.е. зависит от текущего режима работы. Наиболее важные команды вынесены на панель инструментов.

    ЗАДАНИЕ 1

    1. Запустить на исполнение MS Access.
    2. Открыть базу данных «ВИДЕОТЕКА» (путь и файл, в котором хранится БД, будет указан учителем).
    3. Установить режим работы с таблицей (закладка «Таблицы»). Открыть таблицу «Кассеты»: команда Открыть . Изучить содержимое таблицы.
    4. Закрыть таблицу. Перейти в режим работы с конструктором таблицы: команда Конструктор .
    5. Последовательно перемещаясь от поля к полю, познакомиться со свойствами полей: типами, форматами, описаниями.
    6. Закрыть конструктор.
    ЗАДАНИЕ 2

    ЗАДАНИЕ 3

    В этом задании выполняются действия на сортировку записей в полной таблице.

    1. Отсортировать таблицу в алфавитном порядке названий фильмов (ключ сортировки – поле «Фильм»). Для этого:
     выделить столбец «Фильм» (щелкнуть по заголовку)
    1. Отсортировать таблицу по двум ключам: «Страна» и «Время» в порядке убывания. Для этого:
     выделить два столбца: «Страна» и «Время» (щелкнуть по заголовкам при нажатой клавише)

     через контекстное меню или кнопку на панели инструментов выполнить сортировку.

    Обратите внимание на результат: записи с одинаковым значением поля «Страна» расположились в порядке убывания поля «Время». Здесь «Страна» называется первичным, а «Время» - вторичным ключом сортировки.

    ЗАДАНИЕ 4

    В этом задании выполняются действия, связанные с отбором записей из таблицы с помощью фильтра.

    1. Открыть таблицу «Кассеты».
    2. С помощью фильтра отобрать все кассеты, выданные клиентам. Для этого:
     отдать команду Записи Фильтр Изменить фильтр или через кнопку

     в появившемся шаблоне в поле «Выдана» щелчком выставить флажок (галочку)

     отдать команду Фильтр Применить фильтр или через кнопку

    1. Аналогично предыдущему отобрать все не выданные кассеты.
    2. Отобрать все фильмы, созданные в США.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    База данных «ВИДЕОТЕКА»

    Структура таблицы


    Имя поля

    Тип

    Размер

    Описание

    Номер

    Целый

    Номер видеокассеты

    Фильм

    Текстовый

    40

    Название фильма

    Страна

    Текстовый

    15

    Страна, где был снят фильм

    Время

    Время

    Продолжительность фильма в мин.

    Жанр

    Текстовый

    15

    Жанр фильма

    Дата

    Дата

    Дата приобретения кассеты

    Выдана

    Логический

    Да- если кассета выдана, нет – если кассета на месте

    Таблица базы данных


    Номер

    Фильм

    Страна

    Время

    Жанр

    Дата

    Выдана

    1

    Пятый элемент

    США

    125

    фантастика

    14.11.97

    Да

    2

    Титаник

    США

    185

    мелодрама

    17.03.98

    Нет

    3

    Кавказская пленница

    Россия

    100

    комедия

    24.05.96

    Да

    4

    Драйв

    США

    115

    боевик

    22.03.97

    Нет

    5

    По прозвищу Зверь…

    Россия

    85

    боевик

    03.03.97

    Да

    6

    Профессионал

    Франция

    125

    боевик

    09.09.96

    Нет

    7

    Игрушка

    Франция

    85

    комедия

    25.12.96

    Нет

    8

    Танцор диско

    Индия

    130

    мелодрама

    12.05.95

    Да

    9

    Патруль времени

    США

    102

    фантастика

    30.04.97

    Нет

    10

    Только сильнейшие

    США

    96

    боевик

    15.05.97

    Нет

    11

    Ромео и Джульетта

    США

    126

    мелодрама

    20.06.98

    Да

    12

    Зита и Гита

    Индия

    185

    мелодрама

    11.01.96

    Нет

    13

    На Дерибасовской хорошая погода..

    Россия

    95

    комедия

    26.06.97

    Нет

    14

    Джуниор

    США

    90

    комедия

    16.07.97

    Да

    15

    Парк Юрского периода

    США

    120

    фантастика

    29.10.96

    Нет

    16

    Крепкий орешек

    США

    120

    боевик

    31.01.97

    Нет

    17

    Затерянный мир

    США

    110

    фантастика

    04.04.98

    Да

    18

    Американский бой

    Россия

    110

    боевик

    15.03.97

    Нет

    19

    Невезучие

    Франция

    90

    комедия

    13.02.98

    Нет

    20

    Танго и Кэш

    США

    98

    боевик

    28.08.96

    Да

    Согласно биологической классификации выделяют 3 империи (надцарства): археобактерии, эукариоты и прокариоты. К империи эукариотов относятся царства грибов, растений и животных. К царству животных относятся типы членистоногих, моллюсков, иглокожих, кишечнополостных, хордовых и др. К типу хордовых относятся классы рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих, птиц. К классу млекопитающих относятся отряды китов, ластоногих, хищных, грызунов, копытных и др. К отряду хищных относятся семейства медвежьих, енотовых, псовых, виверровых, кошачьих и др. К семейству псовых относятся роды лисиц, енотовидных собак, собак, фенеков, песцов и др. К роду собак относятся виды собак домашних, волков, шакалов, койотов. К виду собак домашних относятся овчарки, спаниели, водолазы, сенбернары, доги, болонки и др. Построить граф классификации. Является ли он деревом?

    Задание 5.

    Биологическая классификация - 2

    Все существа царства животных не способны сами генерировать пи­тательные вещества.

    Все животные типа моллюсков двусторонне симметричны, имеют раковину, тело их делится на три отдела: голову, туловище и ногу. У моллюсков класса брюхоногих раковина цельная, спирально закрученная. У моллюсков класса двустворчатых раковины двустворчатые. У моллюсков класса головоногих нога имеет форму венца щупалец на голове, раковина скрыта под мантией (кроме наутилуса), все они хищники.

    Все животные типа иглокожих радиально симметричны, имеют под кожей скелет из известковых пластинок с шипами, который может выступать наружу. Все иглокожие класса морских лилий имеют тело в форме «чашечки», от которой отходят 5 раздваивающихся «рук». Все иглокожие класса морских звезд имеют тело в форме звезды или правильного пятиугольника, скелетные пластинки у них соединены подвижно связками и мускулами, все они хищники. У иглокожих класса змеехвосток лучи четко обособлены от диска, членистые, подвижные, напоминают хвосты змей. Все иглокожие класса морских ежей имеют тело шарообразное или яйцевидное, заключенное в усаженный иглами панцирь из 20 рядов сросшихся пластинок. У иглокожих класса голотурий скелет сократился до отдельных элементов, за счет чего они могут менять форму; вокруг рта имеют венец из 8-30 щупалец.



    Построить граф классификации. Используя граф, определить, какими признаками будут обладать следующие существа:

    1) морской гребешок - из класса двустворчатых;

    2) трепанг - из класса голотурий;

    3) виноградная улитка - из класса брюхоногих;

    4) голова Горгоны - из класса змеехвосток;

    5) осьминог - из класса головоногих;

    6) мидия - из класса двустворчатых;

    7) теребра - из класса брюхоногих;

    8) каракатица - из класса головоногих;

    9) лилия стебельчатая - из класса морских лилий;

    10) кукумария - из класса голотурий;

    11) устрица - из класса двустворчатых;

    12) кальмар - из класса головоногих.

    Задание 6.

    Биологическая классификация - 3

    Согласно биологической классификации царства делятся на типы, типы - на классы, классы - на семейства, семейства - на роды, роды - на виды.

    Все существа царства животных не способны сами генерировать питательные вещества.

    Все животные типа хордовых имеют хорду (спинную струну - ось внутреннего скелета), центральная нервная система у них проходит по спинной стороне.

    Все хордовые класса птиц двуногие, имеют передние конечности в виде крыльев, откладывают яйца.

    У всех птиц отряда аистообразных нет перьев между основанием клюва и глазами.

    Все аистообразные семейства цаплевых имеют длинные острые когти. Цаплевые рода белых цапель имеют черно-белое оперение и белые маховые и рулевые перья. У цаплевых рода косматых цапель спина окрашена зимой и летом, ноги желтые или бурые. У цаплевых рода серые цапли маховые и рулевые перья темные или серые. Белые цапли вида белая цапля малая имеют черный клюв и хохолок на затылке из 2-3 длинных перьев. Белые цапли вида белая цапля большая не имеют хохолка на затылке. У косматых цапель вида цапля желтая на затылке 10 белых перьев с черными каемками. У косматых цапель вида цапля белокрылая на затылке 4-6 ржаво-коричневых перьев. У серых цапель вида цапля рыжая спина серая с рыжим налетом. У серых цапель вида цапля серая спина серая без рыжего налета.

    Все аистообразные семейства аистовых имеют короткие тупые когти. Аистовые рода аистов имеют длинную шею и конический клюв. Аисты вида аист белый имеют оперение белое, кроме черных крыльев. Аисты вида аист черный имеют оперение черное, но грудь и брюхо белые.

    У всех птиц отряда гусеобразных клюв прямой, по краям расположены роговые пластинки или зубчики.

    Все гусеобразные семейства утиных имеют плотное оперение с густым пухом.

    У всех утиных подсемейства гусиных цевка (нижний сустав ноги) покрыта мелкими пластинками. Гусиные рода лебедей имеют маховые крылья белые или дымчатые. Гусиные рода гусей имеют голову темную, ноги красноватые. Лебеди вида лебедь-шипун имеют клиновидный хвост (боковые перья короче средних). У лебедей вида лебедь-кликун хвост закруглен. У лебедей вида лебедь малый клюв черный с большим желтым пятном. У лебедей вида лебедь американский клюв черный. Гуси вида гусь-гуменник имеют клюв черный с оранжевой полосой. Гуси вида гусь серый имеют клюв светлый одноцветный. Гуси вида гусь белолобый имеют на лбу большое белое пятно. У всех утиных подсемейства утиных цевка спереди покрыта крупными щитками. Утиные рода утки имеют крупные размеры (длина крыла - более 20 см). Утиные рода чирки имеют маховые крылья темные с белыми каемками. Утиные рода гоголи имеют широкий клюв. У уток вида широконоска клюв в конечной части почти в два раза шире, чем в основной. У уток вида шилохвость хвост длинный, клиновидный. У уток вида кряква обыкновенная клюв оливкового цвета. У чирков вида чирок-трескунок стержни маховых крыльев беловатые. У чирков вида чирок-клокотун стержни маховых перьев бурые. У гоголей вида гоголь обыкновенный длина крыла более 180 мм. У гоголей вида гоголь малый длина крыла менее 180 мм.

    1. Представить указанную часть биологической классификации в виде графа.

    2. Назвать все указанные в тексте признаки птиц следующих видов:

    1) белая цапля малая; 9) лебедь-шипун;

    2) белая цапля большая; 10) лебедь-кликун;

    3) цапля желтая; 11) лебедь малый;

    4) цапля белокрылая; 12) лебедь американский;

    5) цапля рыжая; 13) гусь-гуменник;

    6) цапля серая; 14) гусь серый;

    7) аист белый; 15) гусь белолобый;

    8) аист черный; 16) широконоска;

    17) шилохвость; 20) чирок-клокотун;

    18) кряква обыкновенная; 21) гоголь обыкновенный;

    19) чирок-трескунок; 22) гоголь малый.

    Задание 7.

    Представить информацию о классификации в русском языке в виде графа. Является ли полученный граф деревом?

    «Биологические препараты» - Отличия в эффективности. EMEA не гарантирует взаимозаменяемость биологических лекарственных препаратов. Примеры: Конгресс «Человек и Лекарство», Москва, апрель, 2010г. Выбор новой лекарственной формы. Соответствуют ли биоаналоги по показателям эффективности и безопасности оригинальным препаратам? Классификация EMEA.

    «Биологические ресурсы России» - Как известно, животные - один из ведущих компонентов экологических систем Земли. Согласно статданным агентства ЕС, среднее потребление рыбопродуктов на душу населения в Европе составляет 22,4 кг в год, а среднемировое - 13 кг в год. 1. Оптимальное использование и сохранение сырьевых ресурсов как в собственной исключительной экономической зоне РФ и внутренних водоемах, так и в зонах иностранных государств, в открытых и конвенционных районах. 2. Доведение вылова в территориальном море и в ИЭЗ России до 4,5 млн. т, в зонах других государств - до 1,7 млн. т, а в открытых и конвенционных районах - до 1-1,5 млн. т; 3. Внедрение безотходных технологий переработки уловов в море и запрет выбросов в море, как прилова, так и отходов переработки;

    «Биологическое загрязнение» - Количество воды. Качество очистки промышленных вод. Виды загрязнения. Какие факторы (объекты живой и неживой природы) воздействуют на данные объекты? Возможность промерзания. Химическое. Какие объекты подверглись влиянию? Накопление загрязняющих веществ – солей тяжелых металлов (ртути) в живых организмах.

    «Биологическая эволюция» - Растения Красной Книги. Что такое дегенерация? Выявление основных ароморфозов рептилий. Эволюция - непрерывный длительный процесс. Выявление основных ароморфозов птиц. Что такое биологический регресс? Идиоадаптация. Кто более прогрессивен человек или таракан? Советские ученые - эволюционисты. Куда идет эволюция?

    «Биологическое воздействие радиации» - Внутреннее облучение в результате потребления загрязненных продуктов питания и воды. Виды радиационного воздействия на людей и животных. Радон – опасность№1. Факты. Доли разных источников облучения. Воздействие. Контактное облучение при попадании радиоактивных веществ на кожные покровы и одежду. Внешнее облучение при прохождении радиоактивного облака.

    «Биологические ресурсы» - Лаптевский морж. Ромашка. Морские и речные животные. «Зеленая аптека». Ягоды и лекарственные растения. Дрофа. Телеграфные столбы. Сегодня на уроке я хочу: Боровая дичь. Биологические ресурсы. Биологические ресурсы охрана растительного и животного мира. Основные виды охотничьих животных. Лесные ресурсы.

    Эффективная работа с большими информационными объемами требует развития мыслительных умений высокого уровня:

    осмысленно учить материал, выделяя в нем главное и отбрасывая второстепенное;

    анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

    правильно выстраивать рассказ, ответ, речь, аргументы;

    формулировать выводы, умозаключения;

    строить план действий, самостоятельного принятия решения и так далее.

    Мощный визуальный инструмент развития перечисленных умений и навыков - разнообразные графические схемы, навыки построения и исследования которых в наши дни относятся к разряду общеучебных.

    Использование таких схем позволяет представить большие блоки текстовой информации целиком, наглядно и понятно, а также обеспечивает скорость, точность и прочность восприятия, запоминания и переработки информации.

    Схема - представление некоторого объекта в общих, главных чертах посредством условных обозначений. Это касается внешнего вида объекта, его структуры, поведения и так далее.

    В своей учебно-познавательной деятельности школьники знакомятся с самыми разными видами схем. Так, уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной системе условных обозначений дает нам географическая карта.

    Чертеж - условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, получаемое методом проецирования.

    Блок-схема - один из наиболее наглядных способов записи алгоритмов, при котором каждому действию ставится в соответствие определенная геометрическая фигура.

    Наглядным средством представления состава и структуры системы является граф, который состоит из вершин, связанных линиями. Направленная линия называется дугой, ненаправленная - ребром.

    Иерархия - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Системы, элементы которых находятся в отношениях «является разновидностью», «входит в состав» и других отношениях подчиненности, называются иерархическими (системами с иерархической структурой). Граф иерархической системы называется деревом.

    В настоящее время существует достаточно много инструментов, позволяющих эффективно строить графические схемы на компьютере. Так, изображать иерархические структуры очень удобно с помощью специального средства построения диаграмм на панели инструментов Рисование текстового процессора MS Word (рис. 1).

    При добавлении или изменении организационной диаграммы вокруг нее отображается пространство для рисования, ограниченное непечатаемой границей с маркерами управления размерами (рис. 2).

    С помощью команд изменения размера организационной диаграммы можно увеличить область рисунка для удобства работы или убрать лишнее пространство, придвинув границу ближе к диаграмме.

    Вместе с диаграммой выводится панель инструментов Организационная диаграмма (рис. 3).

    Добавляемые в нее новые фигуры могут находиться с уже существующими в следующих отношениях:

    подчиненный - новая фигура помещается под выделенной и соединяется с ней;

    коллега - новая фигура помещается рядом с выделенной и соединяется с той же фигурой руководителя;

    помощник - новая фигура помещается под выделенной и соединяется с ней уступом (рис. 4).

    Части диаграммы форматируются так же, как фигуры, - можно изменять цвет, толщину и тип линий, применять различные цвета и способы заливки.

    Для форматирования организационной диаграммы целиком используются готовые стили. Чтобы применить их, нажмите кнопку Автоформат на панели инструментов Организационная диаграмма, а затем выберите нужный стиль в диалоговом окне Библиотека стилей организационных диаграмм (рис. 5).

    Соответствующие технологические умения легко осваиваются учениками 6-7-х классов на уроках информатики и ИКТ. Задача учителей-предметников - как можно больше стимулировать школьников к применению соответствующих умений на своих занятиях.

    Ниже представлено несколько примеров, показывающих целесообразность применения этого компьютерного инструмента при выполнении заданий по разным школьным предметам.

    Пример 1. Биология. Царство животных

    Близкие виды объединяются в один род. Например: ворона, ворон, галка и грач объединены в род Ворон. Близкие роды объединяются в семейства: род Ворон, род Сорока, род Сойка, род Кедровка объединены в семейство Вороновые. В свою очередь близкие семейства объединяются в отряды. Так, семейство Синицевые, семейство Вороновые, семейство Ласточковые принадлежат отряду Воробьинообразные. Близкие отряды составляют класс. Так, отряд Воробьинообразные, отряд Совообразные, отряд Гусеобразные принадлежат к классу Птицы. Близкие классы объединены в типы. Так, класс Птицы, класс Амфибии, класс Млекопитающие входят в тип Хордовые. В настоящее время выделяют до 25 различных типов животных. Все они объединены в царство Животные.

    Технология выполнения задания

    1. На панели инструментов Рисование нажмите кнопку Организационная диаграмма.

    2. Выберите тип диаграммы Организационная диаграмма и нажмите кнопку OK.

    3. Добавьте текст «Животные» в верхнюю фигуру. Для этого:

    щелкните фигуру правой кнопкой мыши;

    выберите команду Изменить текст;

    введите текст.

    4. Оставьте на 1-м уровне одну фигуру и добавьте в нее текст «Хордовые».

    5. Создайте 2-й уровень иерархии, добавив три фигуры. Для этого:

    выделите фигуру, под которой должна располагаться новая фигура;

    щелкните стрелку рядом с кнопкой Добавить фигуру на панели инструментов Организационная диаграмма;

    выберите трижды команду Подчиненный.

    6. Аналогичным образом создайте и подпишите другие уровни иерархии.

    7. Примените один из готовых стилей. Для этого:

    нажмите кнопку Автоформат на панели инструментов Организационная диаграмма;

    выберите нужный стиль в диалоговом окне Библиотека стилей организационных диаграмм.

    8. По завершении работы щелкните за пределами поля рисования.

    9. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем «Животные».

    Пример 2. Биологическая классификация

    Составьте схему по следующему описанию:

    Согласно биологической классификации выделяют 3 империи (надцарства): археобактерии, эукариоты и прокариоты. К империи эукариотов относятся царства грибов, растений и животных. К царству животных относятся типы членистоногих, моллюсков, иглокожих, кишечнополостных, хордовых и другие. К типу хордовых относятся классы рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих, птиц. К классу млекопитающих относятся отряды китов, ластоногих, хищных, грызунов, копытных и другие. К отряду хищных относятся семейства медвежьих, енотовых, псовых, виверровых, кошачьих и другие. К семейству псовых относятся роды лисиц, енотовидных собак, собак, фенеков, песцов и другие. К роду собак относятся виды собак домашних, волков, шакалов, койотов. К виду собак домашних относятся овчарки, спаниели, водолазы, сенбернары, доги, болонки и другие.

    Пример 3. Классификация в русском языке

    Составьте схему по следующему описанию:

    Предложения в русском языке классифицируются по составу, по интонации и по цели высказывания.

    По составу предложения делятся на нераспространенные и распространенные. Нераспространенные предложения состоят только из двух членов: подлежащего и сказуемого. Пример нераспространенного предложения: «Птицы прилетели». Распространенные предложения состоят из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. Пример распространенного предложения: «Ранней весной прилетели первые птицы».

    По интонации предложения делятся на восклицательные («Пришла весна!») и невосклицательные («Пришла весна»).

    По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательное предложение: «Мы собрали много грибов и ягод». Вопросительное предложение: «Вы собрали много грибов и ягод?». Побудительное предложение: «Собирайте грибы и ягоды!».

    Пример 4. История. Родословное дерево

    Постройте родословное дерево потомков Владимира Мономаха.

    Владимир Мономах умер в 1125 году. Он оставил 4 сыновей: Мстислава (1132, здесь и далее в скобках указан год смерти), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава осталось 3 сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав (1170), у Мстислава - сын Роман (1205), у Романа - Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел 4 сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа Ростиславича остался сын Мстислав Киевский (1224), после Мстислава Храброго - сын Мстислав Удалой (1228). Юрий Долгорукий имел 3 сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава Всеволодовича было 3 сына: Александр Невский (1263), Андрей Суздальский (1264) и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Димитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея Суздальского был сын Василий (годы его жизни неизвестны), у Ярослава Тверского - сын Михаил (1318).

    Пример 5. Денотатный граф

    Очень эффективный способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. При его построении необходимо придерживаться следующих правил:

    1. Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.

    2. Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие движение от понятия к его существенным признакам. Это могут быть:

    глаголы, обозначающие цель (направлять, предполагать, приводить, давать и так далее);

    глаголы, обозначающие процесс достижения результата (достигать, осуществляться, выполнять и так далее);

    глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата (основываться, опираться, базироваться и так далее);

    самые разнообразные глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение понятия.

    Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня.

    3. Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия.

    4. Следите за чередованием имени (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи) и глагола.

    5. Проверяйте каждый блок, включенной в граф информации, с целью исключения возможных ошибок, несоответствий и противоречий.

    На рис. 6 показано, как с помощью денотатного графа можно раскрыть существенные признаки понятия «система».

    Людмила БОСОВА,

    руководитель РМО учителей информатики

    Истринский район,

    Московская область

    

    Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.