Правление ивана грозного. Жил-был царь, у царя был трон: Царские троны в Оружейной палате Система управления государством

Испокон веков мощь и богатство Российского государства символизировали семь атрибутов: шапка Мономаха, яблоко самодержавное (держава), скипетр, оплечья, рынды (телохранители), царская печать и, конечно, трон.

Среди русских тронов одним из самых древних считается украшенный искусной резьбой по слоновой кости трон царя Ивана IV Грозного. Он представляет собой высокое деревянное кресло с подножием. Трон облицован пластинами из слоновой кости, на которых вырезаны изображения, олицетворяющие деяния библейского царя Давида, а также мифологических животных.

Существует легенда, согласно которой трон появился на Руси из Византии благодаря второй жене Ивана III Софье Палеолог. Она привезла его в качестве подарка на венчание родителей Ивана IV — Елены Глинской и Василия III.

Письменным подтверждением этой гипотезы служит произведение Сигизмунда фон Герберштейна под названием «Записки по московитским делам», где автор описывает свою встречу с Василием III, во время которой последний восседал на троне из слоновой кости. То есть, если верить фон Герберштейну, задолго до венчания на царство Ивана Грозного этот трон был в московском Кремле.

Однако существует и иная версия, по которой «стул костяной» был преподнесен в качестве подарка именно Ивану IV, поскольку именно ко времени его правления относятся документы с упоминанием трона из слоновой кости. Возможно, что именно поэтому он и носит название «Трон Ивана Грозного».

Нет единодушия среди ученых и о создателях этого трона, поскольку в середине XVII века московскими мастерами была проведена его реставрация с заменой сломавшихся пластин новыми. Основываясь на изображениях, часть специалистов считает, что трон был изготовлен европейскими мастерами, но и тут мнения расходятся. Кто-то относит их к творениям итальянских мастеров, другие – немецких. Некоторые же ученые полагают, что это дело рук византийских умельцев.

Трон царя Ивана Грозного с резьбой по слоновой кости является первым документально подтвержденным на Руси. До этого князья и цари восседали на тронах из дерева, обитых золотом и украшенных драгоценными камнями. Однако и ремесленники русского севера с успехом занимались резьбой по кости. Так в 1245 году папский нунций Иоганн Плано Карпини в своем отчете писал, что, будучи на курултае в честь избрания хана Гуюка Золотой Ордой, видел взятого в плен русского мастера Кузьму и роскошный резной трон для молодого хана, сделанный им, украшенный золотом и драгоценными камнями. Искусная резьба по кости и богатство отделки поразили папского посланника, повидавшего немало творений итальянских мастеров.

Ранним из сохранившихся русских тронов считается украшенный резной слоновой костью трон последнего представителя династии рюриковичей — царя Ивана IV Грозного. Согласно легенде, трон привезла из Византии вторая жена Ивана Третьего и племянница последнего византийского императора Софья Палеолог.

Известные документы об этом троне восходят лишь к тому времени, когда “стул костяной” принадлежал Ивану Грозному. Возможно он был изготовлен по заказу к венчанию Ивана Грозного на царство в 1547 году и с тех пор получил название «Трон Ивана Грозного».

Среди специалистов нет единого мнения о мастерах его создавших. Одни полагают, что это работа немецких мастеров, другие — итальянских. Кресло сплошь оклеено пластинами слоновой кости, с выразительными пластическими композициями на темы библейских сюжетов, фигур мифологических животных, характерных для рельефной резьбы эпохи Возрождения. Большинство изображений рассказывает о добротетели, мудрости и храбрости библейского царя Давида. Пластины с батальными сценами были добавлены, возможно, в 1642 году при реставрации трона.

Вместе с тем, существует другая версия….

Встречавшийся с отцом Ивана Грозного автор исторических «Записок по московитским делам» Сигизмунд фон Герберштейн писал, что принял его во дворце Василий Третий, восседавший на троне из слоновой кости. Его свидетельством подтверждено существование костяного трона в московском Кремле задолго до коронации Ивана Грозного.

Если наблюдательный Герберштейн адекватно воспринимал происходившее, не обознался, приняв говорившего с ним московского князя за Василия третьего, отца Ивана IV, и отличал обычное дерево от резного слонового бивня, то ему можно поверить, что он видел костяной трон в Кремле ещё до венчания царевича Ивана на царство, и тогда «западно-европейская» версия окажется сомнительной. К тому же не следует забывать, что при рюриковичах резной трон из слоновой кости на Руси появился тогда не впервые. Пленённый татарами мастер Кузьма за двести лет до приезда византийской княжны изладил костяной трон, покрыв его резьбой, восхитившей папского нунция, повидавшего на своём веку только в Италии немало художественных шедевров. И если бы не орда, поработившая мастера, то вполне возможно, что уже в середине 13-го века такой трон мог поражать заезжих гостей в княжеской гриднице очередного рюриковича.


В России до XVIII века этот важнейший атрибут власти называли Царским престолом, или Царским местом. С XVI века, подражая традициям Византии, царские места очень пышно украшали. Уникальное собрание царских тронов находится в Оружейной палате Московского Кремля, вот где можно полюбоваться на эту красоту!


Русские цари обычно имели в своем распоряжении не один, а несколько тронов – в Успенском соборе Кремля, где проходило венчание на царство и в палатах для приема гостей. Кроме того, имелись так называемые «переносные» троны, которые при необходимости выносили на время в людные места для придания большей важности проводимым мероприятиям. В дальнейшем царские особы стали устанавливать троны во всех своих дворцах.

«Костяной» белоснежный трон Ивана Грозного


Самый древний из сохранившихся до нашего времени тронов принадлежал Иоанну IV, прозванному в народе за свою жестокость Иваном Грозным. Он был сделан еще в XV веке - деревянный трон, облицованный белоснежными пластинами из слоновой и моржовой кости, на которых искусными греческими мастерами были вырезаны рельефные сюжетные композиции на исторические и мифологические темы. Но, как оказалось, наши мастера тоже не лыком шиты. Когда пришлось реставрировать резьбу на этом троне, обратились к народным умельцам из Холмогор, и они прекрасно справились с этой работой.


Мономахов трон

В 1547 году Иван IV впервые венчался на царство с новым для России титулом «царь». Происходило это в Успенском соборе Кремля, в котором для этой цели был установлен изготовленный новгородскими мастерами специальный трон. Украшали его двенадцать барельефов о походе князя Владимира в византийскую Фракию из "Сказаний о князьях Владимирских ". В Византии Константин IX Мономах подарил князю Владимиру, приходяшемуся ему внуком, царские регалии. Так и стали называть этот трон – Мономахов.





В дальнейшем все цари венчались на царство в Успенском соборе. И когда в 1724 году кому-то пришла в голову идея разобрать этот трон и сделать из него новый к предстоящему венчанию на царство Екатерины I, супруги Петра, Петр не позволил это сделать:«Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки российские Государи на нём стаивали ».

Трон Бориса Годунова

Еще один прекрасный трон в восточном стиле в 1604 году подарил царствующему тогда Борису Годунову шах Персии Аббас I.

Троны династии Романовых


Первые троны для царствующих особ династии Романовых, тоже выполненные в восточных традициях, были очень богато украшены.

Трон Михаила Федоровича
Первым из Романовых царствовал Михаил Федорович. Для него в начале XVII века был переделан один из тронов Ивана Грозного, выполненный в восточном стиле. Работали над троном русские мастера, и они немного поменяли его форму, сделав высокую спинку и подняв подлокотники, как у древнерусского кресла. Украшения трогать не стали, уж очень они были красивы.




Алмазный трон Алексея Михайловича


Этот один из самых роскошных тронов, хранящихся в Оружейной палате, в 1660 году подарили царю армянские купцы, подавшие прошение о беспошлинной торговле в России. Трон, сделанный из сандалового дерева, облицован золотыми и серебряными пластинами и украшен огромным количеством алмазов и других драгоценных камней, был великолепен и поистине бесценен. Просьба купцов, конечно же, была удовлетворена, кроме того, им выплатили приличную сумму денег за этот трон.

Двойной трон для двух братьев

Когда умер царь Алексей Михайлович, а случилось это в 1676 году, создалась такая ситуация, что венчать на царство пришлось сразу двух наследников, представителей двух родов – Милославских и Нарышкиных. Старший сын Алексея Михайловича, Федор, неожиданно умер, средний Иван был слаб и умом, и здоровьем. Младший же сын, десятилетний Петр (будущий Петр I), рос довольно смышленым. Тогда и было решено венчать на царство одновременно двух царевичей, Ивана и Петра.


Для них и был изготовлен этот огромный серебряный трон с двумя сиденьями. За спинкой трона находилось тайное место, в котором во время важных переговоров находились наставники юных монархов, чаще всего в этой роли выступала их старшая сестра Софья 25 лет, весьма образованная особа. Она-то и подсказывала Петру, как надо отвечать на вопросы иностранных послов. И те не раз были поражены ответами столь юного русского правителя.

Тронное кресло Елизаветы Петровны


Это тронное кресло, выполненное в 1742 году в стиле рококо, отличается красотой и элегантностью. И при этом оно не утратило величавой торжественности, присущей тронам. Его изогнутые ножки и подлокотники украшают изящные завитки резных цветочных и растительных орнаментов, присутствуют здесь и чудесные женские головки. На пластинах из серебра и золота, украшающих этот трон, во множестве присутствуют изображения грифонов и единорогов, львов и барсов, символизирующих силу и власть.
Спинка трона украшена личным вензелем Елизаветы в виде буквы "Е" и изображением государственного символа – герба. Выглядит кресло весьма изящно и при взгляде на него сразу становится понятно, что принадлежит оно женщине.


По заказу Павла I придворный мастер-мебельщик Христиан Мейер изготовил шесть таких кресел, только сделаны они были не из серебра, а из дерева, а сверху позолочены. Сохранилось из них лишь три.

Детство и юность Ивана IV

Будущий царь Иван Грозный родился в ночь с 24 на 25 августа 1530 г. В эту ночь над Москвой разразилась буря, от молний в разных местах столицы вспыхнули пожары. Ветер раскачал колокола церквей, и они как бы сами собой зазвенели. Один из них сорвался с колокольни и рухнул на землю. В народе заговорили о предзнаменовании грядущих больших несчастий...

Когда умер великий князь московский Василий III, его наследнику, Ивану Васильевичу (1530-1584), было немногим более трёх лет от роду. Детство мальчика нельзя назвать счастливым. Через пять лет после смерти отца он потерял мать, великую княгиню Елену Глинскую, и в её лице - единственного родного человека, который мог бы о нём заботиться и любить его. Эти пять лет вдовствующая великая княгиня исполняла обязанности регентши (т. е. временной правительницы) при малолетнем государе и управляла страной, опираясь на Боярскую думу и «опекунский совет», назначенный ей в помощь умиравшим супругом. В опекунский совет входили люди, обладавшие полнотой власти ближайших советников и «управляющих делами» при неопытной в вопросах государственного управления регентше. Почти все они были представителями высших аристократических родов: князья Михаил Львович Глинский (дядя самой Елены Глинской), Василий Васильевич Шуйский, Иван Васильевич Шуйский, бояре Михаил Юрьев-Захарьин, Михаил Тучков и др.

Трон Ивана IV.

Если при жизни вдовы своего покойного государя «опекуны» ещё согласовывали свои действия с волей великой княгини, то после её кончины они обращали очень мало внимания на условия жизни, желания и судьбу наследника престола. Гораздо больше энергии они проявляли в борьбе за власть, освящённую именем номинального главы государства. В результате детские годы будущего государя слились в единое горькое пятно. Много лет спустя давние мальчишеские обиды невыносимо жгли ему память и душу. Через три десятилетия Иван IV вспоминал: «Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний - получили царство без правителя, о нас же, государях своих, никакой заботы сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе и перессорились друг с другом при этом. И чего только они не натворили! ...Дворы, и сёла, и имущество наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери нашей перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыкая палками, а остальное разделили... Нас же с единородным братом моим, святопочившим в Боге (т. е. уже умершим ко времени, когда царь писал эти строки. - Прим. ред. ) Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище».

Историю вершат правители, опора любого правителя не только люди, но и трон, на котором он должен величественно восседать. Это имидж, говоря современным языком.

Самым древним русским троном, который дошел до наших дней, считается костяной трон Ивана IV Грозного. Есть версия, что это творение привезла на Русь Софья Палеолог, бабка Грозного, как подарок на венчание Василия III и Елены Глинской, родителей Ивана IV. На троне даже зодиакальная дата их свадьбы «9 февраля 1526 года», торжество произошло 21 января 1526, так что не исключено, что византийцы, которые были приглашены на свадьбу за несколько месяцев, решили таким образом запечатлеть эту дату на память. Но по каким-то причинам дату свадьбы потом, возможно, изменили. Точного объяснения, почему на троне выгравированно это число, все же нет.

Впрочем, вышеописанной версии есть даже подтверждение. Встречавшийся с отцом Ивана Грозного автор исторических «Записок по московитским делам» Сигизмунд фон Герберштейн писал, что принял его во дворце Василий Третий, восседавший на троне из слоновой кости. Его свидетельством подтверждено существование костяного трона в московском Кремле задолго до коронации Ивана Грозного.

Но все же некоторые ученые считают, что с Василием III трон никак не связан и что достался в дар он именно Ивану. Потому что документы с упоминанием «стула костяного» восходят к времени правления самого Грозного. Возможно, он был изготовлен по заказу к венчанию последнего представителя рода Рюриковичей на царство, после чего и получил название «Трон Ивана Грозного».

История вещь очень запутанная, и не ясно, прав ли сам Герберштейн, не обознался ли он, приняв говорившего с ним московского князя за Василия III и отличал ли обычное дерево от резного слонового бивня.

Нет и окончательного мнения о том, кто трон создавал. Кто-то считает, что это дело рук византийцев, кто-то говорит о немцах, а кто-то об итальянцах. Каркас кресла деревянный, он украшен пластинами слоновой кости, с изображениями библейских сюжетов и мифологических животных, такие композиции были характерны для эпохи Возрождения. Большинство из них рассказывает о добродетели, мудрости и храбрости библейского царя Давида. А пластины с батальными сценами, возможно, были добавлены в 1642 году при реставрации трона.

Однако не стоит забывать, что при Рюриковичах резной трон из слоновой кости на Руси появился тогда не впервые. Плененный татарами мастер Кузьма за двести лет до приезда византийской княжны Софьи изладил костяной трон, покрыв его резьбой, восхитившей папского нунция, повидавшего на своем веку только в Италии немало художественных шедевров. И если бы не орда, поработившая мастера, то вполне возможно, что уже в середине 13-го века такой трон мог поражать заезжих гостей в княжеской гриднице.



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.