Революционный терроризм в Российской империи: метод борьбы с самодержавием? Почему народовольцы перешли к методам террора? Это озлобленность, отчаяние или что-то иное? Суд над Верой Засулич.

Народничество 1861 - 95

Общество любомудрия

кружок братьев критских(1826-27)

"Литературное общество 11-го нумера" (1829-32 гг.)

Западничество(в 1830-1850-х)

Рублевое общество(1867-68)

Сунгуровское общество (1831-31)

Кружок Станкевича(1831-35)

Славянофилы(40-50-х гг. 19 в)

Народная воля(1879-82)

рабочий союз(1894-97)

Вертепники(1855-58)

Кружок Заичневского (1861-61)

"Шестидесятники". Подъем крестьянского движения в 1861-1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание.В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один -вокруг редакции "Колокола", издаваемого А.Г. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию "общинного социализма" и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала "Современник". Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.На основе идей Н.Г. Чернышевского образовалось несколько тайных организаций: кружок "Великорусе" (1861-1863), "Земля и воля" (1861-1864). В них входили Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Г.Е. Благосветлов, Н.И. Утин и др. "Левые" радикалы поставили задачу подготовки народной революции. Для этого землевольцы развернули активную издательскую деятельность в своей нелегальной типографии. В журнале "Земля и воля", в прокламациях "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон", "К молодому поколению", "Молодая Россия", "К солдатам", "Что нужно делать войску", "Великорусе" они разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия и демократического преобразования России, справедливого решения аграрного вопроса. Своим программным документом землевольцы считали статью Н.П. Огарева "Что нужно народу?", опубликованную в июне 1861 г. в "Колоколе". Статья предостерегала народ от преждевременных, неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил."Земля и воля". Это была первая крупная революционно-демократическая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к "Земле и воле" примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском. Первые тайные организации просуществовали недолго. Спад крестьянского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима - все это привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций (в том числе Н.Г. Чернышевский) были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М.Н. Катков и др.).Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г.Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравственные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил покушение на царя Александра II.В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. После разгрома кружка С.Г.Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию "Народная расправа". Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников слепого подчинения своим распоряжениям. За отказ подчиниться диктатуре студент И.И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. "Нечаевщина" на некоторое время стала серьезным уроком для следующих поколений революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма.На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически, настроенных интеллигентов последней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.Революционные народники. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. М.А. Бакуниным, ПЛ. Лавровым и П.Н. Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического. М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин.В 1874 г., опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое "хождение в народ", надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы."Земля и воля" (1876-1879). В 1876 г. уцелевшие участники "хождения в народ" образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название "Земля и воля". программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение "мирского самоуправления" в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.Было предпринято второе "хождение в народ" - для длительной агитации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии "Земли и воли" в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Г.В. Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приговорили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от полиции. В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. В 1878 г. В.И.(Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества было таково, что суд присяжных оправдал ее, а Ф.Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку. Среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу."Черный передел". В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию "Черный передел" (1879-1881). Они сохранили верность основным программным принципам "Земли и воли" и агитационно-пропагандистским методам деятельности."Народная воля". В том же году другая часть землевольцев создала организацию "Народная воля" (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет - центр и главный штаб организации.Программа народовольцев отражала их разочарование в революционной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством. Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик - рабочим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX-XX вв. их последователи - партия социалистов-революционеров.)Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе С.Л. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усилению реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.Либеральные народники. Это направление, разделяя основные теоретические взгляды революционных народников, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества и ликвидации помещичьего землевладения. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения. С этой целью они использовали печатные органы (журнал "Русское богатство"), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов.Первые марксистские и рабочие организации. В 80-90-е годы XIX в. в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной оппозиционной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй - увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.Группа "Освобождение труда". Бывшие активные участники "Черного передела" Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.В 1883 г. в Женеве была образована группа "Освобождение труда". Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда социализма; борьба с самодержавием; опора на рабочий класс; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. В этом проявилась узость и односторонность их взглядов.Пропагандируя марксизм в русской революционной среде, они развернули резкую критику народнической теории. Группа "Освобождение труда" действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.В самой России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др.). Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.Деятельность группы "Освобождение труда" за рубежом, марксистах кружков в России подготавливали почву для возникновения российской социал-демократической партии.Организации рабочих. Рабочее движение в 70-80-х годах развивалось стихийно и неорганизованно. В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. "Южно-российский рабочий союз" (1875) и "Северный союз русских рабочих" (1878-1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер. Рабочие выдвигали лишь экономические требования - повышение заработной плати, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т.C. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. ("Морозовская стачка"). Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами. В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной плата. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за исполнением закона. Закон усилил уголовную ответственность за участие в стачках."Союз борьбы за освобождение рабочего класса. В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию - "Союз борьбы за освобождение рабочего масса". Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.Ю. Цедербаум (I. Мартов) и др. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди пролетариата. Под влиянием "Союза борьбы" в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, сахарного и других заводов. Забастовщики требовали сократить продолжительность рабочего дня до 10,5 ч, повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату. Упорная борьба рабочих летом 1896 и зимой 1897 г., с одной стороны, заставила правительство пойти на уступки: был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой, оно обрушило репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь.Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй половине 90-х годов начал распространяться "легальный марксизм". Главную задачу рабочего движения "экономисты" видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и отказывались от политической борьбыОбщественное движение во второй половине XIX в., в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России. В общественном движении второй половины XIX в. еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны, но были заложены основы для формирования в будущем политических партий.

Разгромив движение декабристов, правительство не решило ни одной из поставленных проблем. И как следствие, уже через месяц после казни декабристов в Москве был раскрыт заговорщический кружок братьев Критских. Несмотря на малочисленность, члены кружка намеревались совершить переворот в день коронации Николая I. Цели кружка были, в сущности, те же, что и у декабристов: ликвидация самодержавия и крепостничества, пересмотр системы повинностей.

Славянофильство как течение в русском общественном движении начинает складываться с середины 30-х гг.XIXв. Идея славянофильства вырабатывалась в беседах, в журнальной полемике. В самом общем виде идеи эти можно сформулировать как непринятие западного просвещения и необходимость возродить исконные начала русской жизни. Поворотным моментом русской истории признавалось время петровских реформ. Славянофилы видели будущее России в ее прошлом. Следовательно, и правительственные идеологи, и славянофилы признавали исключительность развития России. Об особом историческом пути писал и П.Я. Чаадаев. Однако этому факту в "Философическом письме" дается совершенно иная трактовка. Письмо было опубликовано в журнале "Телескоп" в 1836 г. Особенность нашей цивилизации П.Я. Чаадаев видит в неготовности людей воспринять давно уже ставшие избитыми у других народов истины. В отличие от богатой яркими событиями истории Запада прошлое России было наполнено мрачным и тусклым существованием. А русский народ не склонен к революциям лишь потому, что ленив и безразличен. Важнейшей причиной этого является принятое сверху христианство в его православном варианте.

В 30-х гг. XIXв. оформляется еще одно направление общественной мысли. Его сторонники получили наименованиезападников . Идеология западников сложилась в борьбе с теорией "официальной народности" и в спорах со славянофилами.

В подготовке и проведении реформ 60–70-х гг. XIXв. участвовали представители всех направлений общественного движения России. Однако немало видных деятелей прошлого были удовлетворены достигнутыми результатами и перешли в ряды защитников существующего режима. Так, М.Н. Катков к концу 70-х гг.XIXв. становится одним из апологетов правительственной реакции.

Другая часть активно участвовала в реализации реформ на местах. Работа в земских органах самоуправления, исполнение обязанностей мировых посредников и мировых судей позволили общественным деятелям лучше узнать потребности страны. Необходимо было углублять преобразования. Но в правительстве большинство держалось прямо противоположного мнения. Для сторонников реформ оставался, в сущности, единственный легальный путь борьбы – служба по выборам в земских органах. Земства становятся организационной базой либерального движения.

Довольно широкое распространение в обществе получают и радикальные настроения. По убеждению представителей этого направления общественного движения, Крестьянская реформа не дала ни земли, ни воли крестьянину. Лозунг "земля и воля" стал программным для движения 60–70-х гг.XIXв.

    Молодежное движение в России конец ХIХ - начало ХХ века

«Народная воля»(1879-82) наиболее значительная революционная народническая организация. Возникла в Петербурге в августе 1879. Программа

предусматривала уничтожение самодержавия, созыв Учредительного собрания,

введение демократических свобод, передачу земли крестьянам. В 1879 - 83 отделения в 50 городах, около 500 членов, несколько тыс. участников движения. Народовольцы вели агитацию во всех слоях общества, организовывали террористические акты. С 1881 начались массовые аресты, идейный и организационный кризис. Отдельные народовольческие кружки действовали до конца 1890-х гг. Многие принципы программы и тактики "Народной воли" получили продолжение в деятельности партии эсеров. Первомартовцы(1881-87)

«Общество переводчиков и издателей»(1882-84) революционная организация молодёжи начала 80х гг. 19 в. в Москве. Состояла в основном изстудентов Московского университета, выходцев из Сибири, которые сначала образовали т. н. «кружоксибиряков милитаристов», а с осени 1882 приступили к переводу, изданию и распространению русской изарубежной социалистической литературы. Активные его деятели: В. Т. Распопин, П. А. Аргунов , И. Ю.Ворожейкин, В 1883-84 общество выпустило произведения К. Маркса и Ф. Энгельса («Манифест Коммунистической партии»,«Наёмный труд и капитал» и др.); сборник «Социалистическоезнание», а также работы В. Либкнехта, Г. В. Плеханова, П. Л. Лаврова, Л. Блана, Е. Дюринга, Ф.Лассаля, листовки для рабочих. Литература печаталась в литографии Н. А. Янковской. Изданияраспространялись в Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе, Шуе, Ростове-на-Дону, Перми, Оренбурге и др.

Общество организовало кружки саморазвития среди студенческой и военной молодёжи (в Техническомучилище, Александровском военном училище, на Высших женских курсах и др.); установило связи с группой«Освобождение труда», с польской партией «Пролетариат », сзаграничным (парижским) центром «Народной воли», с группой Д. Благоева (См. Благоева группа ). В мае1884 разгромлено полицией.

Санкт- петербургская студенческая корпорация (1883-84) в 1883 была создана «Санкт-Петербургская студенческая корпорация», которая уже в 1884 была ликвидирована полицией, так как её члены подпали под сильное влияние подпольной террористической организации «Народ и воля».

Русское сокольство Возродилось и "Русское Сокольство" - организация родственная Сокольскому движению других славянских стран. "Сокол" - любимая птица славянского эпоса - это славянская патриотическо-воспитательная организация всех возрастов. "Сокол" состоит из поместных обществ, проводящих регулярную работу по нравственному, патриотическому и физическому воспитанию соколов, соколок и соколят. Гимнастика, спорт и военная подготовка являются залогом того, что "в здоровом теле здоровый дух" у каждого юного гражданина своего Отечества. Сокольство основано в 1862 г. в Чехии др. Мирославом Тыршем, как орудие возрождения своего народа. В России работа по сокольскому методу, начинается в Москве в 1883 г. Сокольскими эти общества в России смогли называться лишь с 1907 г. По настоянию П. А. Столыпина общества "Сокол" становятся одним из средств предотвращения надвигавшейся революции, вырабатывая новый облик гражданина и патриота. Мировая война смела все эти добрые намерения. Русское Сокольство, в тесном сотрудничестве с Юго-Соколом, который играл крупную роль в жизни страны, смогло разрастись и провести огромную совместную работу. Обществам "Русский Сокол" удалось воспитать целое поколение зарубежной молодежи русскими патриотами, здоровыми телом и душой. Семена этой работы перекинулись и в современную Россию, где Сокольство возродилось в нескольких точках. Роль внепартийного сокольского воспитания в современном развращенном мире требует пристального рассмотрения и, надо полагать, поддержки - особенно в славянских странах. Подробнее обо всем этом будет рассказано в докладе.

Народное право российская нелегальная революционно-демократическая организация народнического толка (1893 - 1894 гг.). Членами организации состояли представители разночинной демократической интеллигенции, их деятельность была направлена на пропаганду также среди интеллигенции Возникновение партии было связано с драматичными поисками бывшими революционерами-народниками новых путей борьбы с самодержавием в условиях кризиса народнического движения после разгрома партии«Народная воля» в 1884 году. В начале 1890-х годов значительная часть бывших народовольцев возвратилась из ссылок. С 1889 года народник М. А. Натансон, поселившийся в Саратове, предпринимал попытки объединения раздробленных народнических кружков в единую партию. С 1892 года к его усилиям присоединился бывший народоволец Н. С. Тютчев, поселившийся в Нижнем Новгороде. В это же время в Нижнем находятся народник Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко, отбывавшие ссылку за свою политическую неблагонадёжность. В мае 1892 года по рекомендации В. Г. Короленко в новую партию был привлечён А. И. Богданович. В создании и деятельности партии так или иначе приняли участие выдающиеся деятели народнического и народовольческого движения.Конечная цель - установление социалистического строя. На этой платформе народоправцы стремились объединиться для достижения своих задач со всеми российскими демократическими силами от революционеров до либералов. В программу партии входили следующие ближайшие цели: представительное правление на основе всеобщего голосования, свобода печати, сходок, вероисповедания, неприкосновенность личности, политическое самоопределение для всех народов России.

Метод партийной борьбы - революционная пропаганда через нелегальные интеллигентские кружки в легальных просветительских учреждениях, в земствах, в учебных заведениях, рабочих клубах и т. д. Партия имела свою типографию в Смоленске, где в 1894 годубыл выпущен партийный «Манифест» и брошюра «Насущный вопрос». Позднее, после разгрома партии, автор брошюры А. И. Богданович переиздал её в1895 годувЛондоне. Народоправцы планировали обсудить вопросы партийной стратегии и тактики, экономическую программу в собственном партийном нелегальном журнале, но задачу выпускать свой регулярный печатный орган партийцы осуществить не успели - летом 1894 года вместе с разгромом партии была уничтожена и смоленская типография.

Союз освобождения нелегальное политическое движение, объединившее «освобожденческие» кружки поначалу в 22 городах России. Ядро организации сформировалось из сторонников журнала«Освобождение».На учредительном съезде в1903году вШаффхаузене(Швейцария) 2-4 августа (нов. ст.) приняли участие:Н. А. Бердяев,С. Н. Булгаков,В. И. Вернадский,В. В. Водовозов,И. М. Гревс,Пётр Д. Долгоруков, Д. Е. Жуковский,Б. А. Кистяковский,С. А. Котляревский,Е. Д. Кускова,Н. Н. Львов,П. И. Новгородцев,И. И. Петрункевич,С. Н. Прокопович,Ф. И. Родичев,П. Б. Струве,С. Л. Франк,Д. И. Шаховской. Там решался вопрос о создании партии или движения. Победила точка зрения Струве: должен быть создан широкий фронт для борьбы легальными средствами за достижение политической свободы. Однако понадобилось провести ещё одно совещание в Харькове в сентябре того же года.

Первый съезд прошел в Петербурге на частных квартирах 3-5 января 1904 г. Программа партии подразумевала создание конституционной монархии,избирательные права,право народностей на самоопределение, принудительное отчуждение частновладельческих земель, ратовали за проведение нелегальных земских съездов. Тактика движения состояла в осаде самодержавия с помощью публичных массовых кампаний. В конце того же месяца началасьвойна с Японией. Исходя из патриотических побуждений, Союз не начал ни одной антисамодержавной кампании. Почти вся его деятельность ограничивалась распространением журнала «Освобождение». В конце октября с 20 по 22 в Петербурге на частных квартирах собрался второй съезд Союза. Было решено выйти из подполья и заявить о своём существовании в собственной печати, а самое главное, состоялись решения:

    способствовать на предстоящем Земском съезде принятию конституционных резолюций;

    20 ноября в юбилей судебной реформы организовать кампанию банкетов с требованиями введения свобод, народного представительства и конституции;

    начать формирование профсоюзов с целью объединения их в ассоциацию для достижения вышеозначенных требований.

После цусимского разгрома царь принял депутацию от делегатов очередного Земского съезда и присоединившихся к ним представителей Петербургской городской думы. Это событие явилось беспрецедентным: впервые в истории российский монарх принял делегацию либералов.

    Молодежное движение в России в 1908–1916 годах XX века.

Стоит отметить, что террор народовольцев был сугубо индивидуальным. Они не стремились к массовым убийствам простых обывателей с целью устрашения, подобно тому, как это делают многие современные экстремистские организации. Их акции были направлены исключительно против определённых представителей власти. Случайные люди даже если и становились жертвами революционного террора (например, при покушении на Александра II 1 марта 1881 года были убиты казак лейб-гвардии Александр Малеичев и 14-летний мальчик Николай Захаров) никогда не являлись его мишенью. Народовольцы стремились, по возможности, избегать ненужного кровопролития.

Переход к таким методам был связан со сформировавшимся в русской радикальной революционной среде пореформенного периода мнением о том, что в условиях авторитарного монархического режима борьба за новые преобразования легальными политическими методами невозможна. Считалось, что единственным действенным способом являются убийства отдельных высокопоставленных представителей власти, которые должны дезорганизовать деятельность царского правительства и подтолкнуть широкие народные массы на борьбу против него.

Одним из первых представителей русского революционного терроризма был лидер кружка «Народная Расправа» Сергей Нечаев, который стал прототипом для Петра Верховенского из романа Достоевского «Бесы» . Он писал о переходе к новым методам борьбы: «...Мы потеряли всякую веру в слова; слово для нас имеет значение только, когда за ним чувствуется и непосредственно следует дело. Но далеко не всё, что называется делом, есть дело. Например, скромная и чересчур осторожная организация тайных обществ, без всяких внешних, практических проявлений, в наших глазах не более, чем мальчишеская игра, смешная и отвратительная. Фактическими же проявлениями мы называем только ряд действий, разрушающих положительно что-нибудь... мешающее народному освобождению».

Индивидуальный террор стал одним из видов практической деятельности созданной в 1879 г. «Народной воли». Он не занимал главного места в планах организации, поскольку члены партии считали предпочтительным мирный путь развития страны. В программе Исполнительного комитета «Народной воли» говорилось о таких формах протеста как «сходки, демонстрации, петиции, тенденциозные адреса, отказ от уплаты податей». В партийной инструкции по подготовительной работе принятой весной 1880 г. выражалась надежда, что «одряхлевшее правительство, не дожидаясь восстания, решится пойти на самые широкие уступки народу» и «тем лучше: собранные силы пойдут тогда на мирную работу».

Террор должен был стать лишь катализатором народной революции. В программе Исполнительного комитета подчёркивалось: «Террористическая деятельность, состоящая в уничтожении наиболее вредных лиц правительства, в защите партии от шпионства, в наказании наиболее выдающихся случаев насилия и произвола со стороны правительства, администрации и т. п., имеет своей целью подорвать обаяние правительственной силы, давать непрерывное доказательство возможности борьбы против правительства, поднимать таким образом революционный дух народа и веру в успех дела и, наконец, формировать годные к бою силы». С этими целями осуществлялись многочисленные покушения на Александра II и царских чиновников.

Члены Исполнительного комитета «Народной воли» неоднократно заявляли, что немедленно прекратят террор, как только в России будет установлена конституция. При этом они резко негативно относились к подобным методам борьбы в условиях демократического государства. В заявлении по поводу убийства президента США Джеймса Абрама Гарфилда, опубликованном в №6 газеты «Народная воля» от 23 октября 1881 г., говорилось: «Исполнительный Комитет считает долгом заявить от имени русских революционеров свой протест против насильственных действий, подобных покушению Гито. В стране, где свобода личности даёт возможность честной идейной борьбы, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей - в такой стране политическое убийство, как средство борьбы, - есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своею задачею. Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия».

Народовольческий террор не повлёк за собой ожидаемого широкого революционного взрыва. Иногда простые люди помогали полиции задерживать членов организации. Например, Николай Рысаков, участник покушения на Александра II 1 марта 1881 г., был схвачен оказавшимся рядом мостовым сторожем на конно-железной дороге крестьянином Михаилом Назаровым. Однако порой акты революционного террора вызывали сочувствие среди населения. Вот как описывал корреспондент выходившего в Лондоне русского эмигрантского журнала «На родине» подробности ареста народовольцев Степана Халтурина и Николая Желвакова, которые 18 марта 1882 г. убили в Одессе прокурора Стрельникова.

«…Халтурин, убедившись, что Желвакову пробиться к пролётке невозможно, соскочил с неё и, выхватив револьвер, хотел поспешить на помощь к товарищу, но на первых же шагах он споткнулся. Еврей, приказчик из угольного склада, околоточный надзиратель и несколько карантинных рабочих бросились его задерживать. „Оставьте! Я социалист! Я за вас!“ - крикнул Халтурин. Рабочие инстинктивно остановились. „Чтобы ты так жил, как ты за нас!“ - ответил приказчик, здоровенный негодяй, вместе с околоточным всею тяжестью навалившийся на Халтурина. „Конечно, не за таких мерзавцев как ты, а за рабочий несчастный народ!“ - проговорил тот, с трудом переводя дыхание. Подоспевшая полиция помогла им связать Халтурина и зверски скрутить ему руки глубоко впившимися в тело верёвками.

Желваков увидал, что делается около пролётки и, почти у самого прохода, свернул в сторону по направлению к Карантинной площади, всё продолжая бежать, хотя силы, должно быть, уже начали оставлять его. Столкнувшись с чиновником Игнатовичем, тоже бросившимся преграждать ему путь, он приостановился немного; тогда погоня мгновенно окружила его и обезоружила, повалила и связала. Обоих арестованных тотчас же увезли в полицию. А оставшаяся на месте толпа, разбившись на кучки, толковала о происшествии. „Что тут случилось?“ - спрашивали вновь пришедшие. „Да вот девушку на бульваре убили“, - отвечали в одном месте; „старика какого-то убил один“, - говорили в другом; „невесту свою убил один, молодой такой“, - сообщали в третьем. Никто не знал ещё истинного смысла происшествия. Но постепенно распространяясь с бульвара, вести дошли и до нижних улиц. Сперва разноречивые: „Стрельников убит!“ - „Градоначальника пристрелили!“ - „Самого Гурко“. Но к ночи всюду было уже известно, что убийство „политическое“ и убит именно Стрельников.

Отношение тотчас изменилось: „Если б знали, отбили бы“, - говорили карантинные рабочие. Говорят, даже сам Игнатович заболел от угрызений совести, что помог задержать убийцу Стрельникова. В городе стало заметно возбуждение. Одни спешили на бульвар, посмотреть место происшествия, кровь, скамейку; другие толпились у полиции, куда привезли арестованных. Сочувственное отношение к событию можно было подметить повсюду. Не говоря уже о восклицаниях: „собаке собачья смерть!“ - „так ему сукину сыну и нужно!“ - мне случилось натолкнуться на такие сцены: на бульваре у самого спуска группа публики окружает очевидца происшествия. Тот с жаром и размахивая руками рассказывает, как отбивался Желваков, как он бежал, и в восторге беспрестанно прерывает свою речь восклицаниями: „Вот герой-то! Вот молодец!“ Публика сочувственно слушает, затаив дыхание.

У квасной лавочки, против полиции, я заметил маленький кружок, состоявший из лавочницы, нескольких подмастерьев-сапожников и серого мужичка, что-то шепотом говорящего остальным. При моём приближении разговор смолкает. „Что случилось?“ - спрашиваю я. - „Енерала убили“. - „Кто?“ - „Да двое каких-то… молодые“. - „Поймали?“ - „Поймали бедных“, - отвечает мужичок и, тотчас же спохватившись, прибавляет, меняя тон: „Как же, поймали… привезли уже“. - „За что же они его убили?“ - спрашиваю я. Мужичок пристально посмотрел на меня и тихо произнес: „Да звестно… говорить-то нынче нельзя“, - и таинственно умолкает. У всех грустные лица…»

> Народовольцы стремились, по возможности, избегать ненужного кровопролития.

О, да, конечно, именно для избежания ненужного кровопролития был организован взрыв царского поезда в 1879 году, или взрыв в 1880 году 30 килограммов динамита в здании Зимнего дворца через этаж от столовой (погибло 11 солдат и офицеров караула, находившихся в помещении непосредственно над бомбой, 56 ранены). Безусловно это исключительно с целью того, чтобы не пострадали невинные люди и избежать кровопролития.

Ответить

Прокомментировать

Прекрасный ответ выше изначально не хотел даже комментировать. Но раз у кого-то еще остаются вопросы, постараюсь набросать еще несколько идей.

Обратите внимание на время действия. Вторая половина 19 века, быстрый технический прогресс все больше вступает в противоречие с практически полным отсутствием прогресса социального. Эпоха просвещения, становление науки привносят новые идеи относительно того, как должно развиваться общество. Однако это все наталкивается на крайне авторитарные и патерналистские традиции управления государством. Никакой петли обратной связи даже от дворян к императору нет, попытки улучшить свое личное положение натыкаются на социальное неодобрение старой аристократии (причем, это касается как одежды, манер, так и способов ведения хозяйства, вспомните Барышню-крестьянку). При этом даже отмену крепостного права, которая назревала уже более 100 лет последовательно откладывали Екатерина 2, Александр 1 и Николай 1. Даже масштабные реформы Александра 2 отставали от запросов общества (например, хотя и были созданы дворянские землячества, но им было запрещено вести политическую деятельность, их могли распустить в любой момент).

Отсюда и вырастает традиция создания сначала кружков, затем тайных обществ. Первой технологией, которую они использовали был хорошо знакомый по прошлому веку дворцовый переворот - 14.12.1825, но в силу плохой подготовки полный провал, лидеры повешены, остальные сосланы. Начинается поиск альтернатив. На слуху у всех примеры французской революции, польских восстаний, европейских революций 1848-1849 г.г. Соответственно, дворяне начинают пытаться агитировать простой народ, а именно крестьян (как наиболее многочисленную и наиболее ущемленную группу населения) - отсюда вырастает движение "народников".
Знаменитая "Земля и воля", предшественница "Народной воли", создается как раз в 1861 году, когда становится очевидно, что реформы идут намного медленнее, чем хотелось. Они начинают пытаться организовывать массовую агитацию, но получается плохо - крестьяне не воспринимают дворян как равных, как защитников. Плюс знаменитое третье отделение не дремлет, идут аресты. Ответом на силовые действия полиции и является индивидуальный террор - единственная возможная тактика противодействия огромной отлаженной государственной машине принуждения. Как уже было описано выше, террор - лишь необходимое зло, которое должно послужить катализатором революции, напугать правительство и показать низшим сословиям, что народовольцы настроены серьезно. Однако террор провоцирует только реакционные действия правительства, пропаганда практически бесполезна, что в итоге и приводит к опоре социалистов на малочисленных рабочих, а не на крестьян. Но это уже совсем другая история.

Вообще, если отойти от конкретного исторического периода, то есть довольно большой пласт литературы, посвященной теоретико-игровому моделированию поведения власти и общества в условиях реформ. Там обычно рассматривается последовательная игра:
1 ход совершает правительство, оно выбирает между 2 стратегиями - проводить реформы или нет.
2 ход делает общество, оно выбирает в обоих случаях (если были проведены реформы или если не были проведены) надо ли менять правительство или нет
3 ход совершает правительство (новое или старое), решая, надо ли сохранять курс на реформы или же перейти к реакции.

Правительство заинтересовано в сохранении своей власти (особенно, если в стране монархия или диктатура). Общество заинтересовано в реформах и минимальных издержках.
Не вдаваясь в долгие объяснения, в итоге проведение реформ определяется соотношением издержек, ожидаемых выгод от реформ и вероятности смены правительства. Если выгоды от реформ можно получить без риска смены правительство (в российской случае - падения монархии), правительство пойдет на реформы. Если риск смены власти велик, то правительство будет реакционным.
Общество же наоборот, будет повышать издержки сохранения статус-кво, провоцируя его или на реформы или на отставку.
По сути, вся политическая история России в 19 веке этим и описывается.

Есть разные мнения по вопросу, как действия людей и организаций действуют на ход истории. Так, вполне логично предположить, что любые действия любого человека, так или иначе, влияют на историю. Однако если говорить о действительно исторических явлениях, таких, которые изменили историю, то деятельность российской революционной организации «Народная воля» явно относится к числу именно таких явлений. Это подтверждается и другим обстоятельством – однозначной оценки, положительную или негативную роль сыграли народовольцы, до сих пор нет и, скорее всего, никогда не будет.

Какая воля, для какого народа?

В некоторых случаях, особенно часто в современных журналистских обзорах, «Народную волю» принято именовать террористической организацией. Такое определение некорректно: «Народная воля» возникла на базе одной из первых народнических организаций «Земля и воля». Как известно, члены «Земли и воли» были одними из основных инициаторов так называемого «хождения в народ»: практики мирной агитации революционно настроенной интеллигенции среди крестьянства в основном в 1860-х – 1870-х годах. Это была попытка «растолковать» народу, что нужно сделать, какие свои права отстаивать и каких свобод добиваться от власти, чтобы улучшить свою жизнь и превратить Россию в прогрессивное государство.

Однако уже к середине 1870-х годов для большинства народников стал очевиден провал хождения в народ. С одной сторон, агитация не возымела на крестьянство ощутимого эффекта, с другой, именно с этого момента начался отход правительства Александра II от реформаторства. Уже осуществлённые реформы были частью отменены, частью изменены, усилился полицейский контроль за общественной жизнью и репрессии по отношению к инакомыслящим (к оппозиции). Поэтому часть народников посчитала, что самым эффективным путём позитивных общественно-политических изменений станет тактика государственного переворота, уничтожение самодержавной структуры власти и перестройка всего государства на демократический лад. Для этого были созданы по всей стране как минимум двести местных организаций «Народной воли», самостоятельная деятельность которой началась с 1879 года, подавляющее большинство членов которой занималась прежде всего агитационной работой. Террор по отношению к представителям самодержавного режима признавался важным, однако не единственным методом борьбы: фактически он находился в ведении лишь главного управляющего органа «Народной воли», Исполнительного комитета – помимо его членов к террористической деятельности привлекалось не более нескольких десятков народовольцев.

Террор как инструмент политической борьбы

Существует два основных мнения по поводу террористической деятельности «Народной воли», оба из которых признаются историками обоснованными. Согласно первому, террор народовольцев был одним из основных методов их политической борьбы в сложившихся условиях. Представители «Народной воли» полагали, что вся структура самодержавия в России не имеет прочных корней и надёжной социальной базы, что молодой класс рабочих (пролетариат) сам по себе не может отстаивать ценности самодержавия, а в крестьянстве до сих пор сильны традиции «народной демократии», самое яркое воплощение которой видели в крестьянской общине. Поэтому, по мнению народовольцев, стоит нарушить стабильность деятельности государственной машины, как возникнут условия для переворота, после которого можно будет собрать Учредительное собрание, на котором представители народа и определят сами важнейшие общественные и политические решения. А нарушить стабильность госаппарата проще и быстрее всего индивидуальным террором против наиболее важных представителей правящего класса.

Второе мнение гласит, что террор народовольцев стал ответной реакцией на правительственный террор по отношению ко всем несогласным с царской политикой или требующих каких-либо более широких свобод. Так, безжалостно подавлялись с использованием армии все крестьянские недовольства, которые возникли после отмены крепостного права из-за того, что крестьян освободили без земли (то есть без средств к существованию), да ещё и фактически «в долг». Кроме того, усилились репрессии против представителей либеральной интеллигенции, требовавших продолжения демократических реформ. В качестве адекватной меры борьбы и был выбран террор. Более того, не прошло и трёх месяцев после создания «Народной воли», как Исполнительный комитет вынес сметный приговор Александру II как государственному деятелю, который обманул надежды народа и который намеревался уничтожить либеральное и революционное движение.

Народовольцы организовали три масштабных и спланированных покушения на царя: первое состоялось 19 ноября 1879 года (под Москвой была взорвана железная дорога, но в последний момент поменяли расписание движения царского поезда и вместо него взорвали поезд со свитой). Второе произошло 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце – и снова царь спасся лишь чудом, просто опоздав на обед. Третье состоялось 1 марта 1881 года в Петербурге и закончилось смертью Александра II. Однако своей цели «Народная воля» не добилась: вскоре были арестованы все её лидеры, покушение не получило общественной поддержки, организация была довольно влиятельной и многочисленной ещё несколько лет, однако после 1884 года была почти полностью разгромлена.

Александр Бабицкий


«Все попытки революционеров-народников с помощью крестьянской революции свергнуть самодержавие потерпели поражение. Крестьяне не мыслили дальше своего уезда и готовы были скорее жечь усадьбу помещика, чем свергать царя». О многочисленных покушениях революционеров на Александра II — в главе книги издательства CLEVER и журнала «Дилетант» — «Время реформ».

Тогда революционеры обратились к террору против представителей власти и самого царя, чтобы разбудить массы и поднять их на борьбу.
Ни один российский император не подвергался так часто покушениям на свою жизнь, как Александр II, «царь-освободитель», сделавший так много для обновления России. Отчего так? Только ли от нетерпения революционеров поскорее добиться цели? Похоже, их острая ненависть к этому монарху была вовсе не слепа: они не могли не понимать, что последовательный курс власти на реформирование страны выбьет почву из-под ног их собственных планов революционного переустройства. В государстве, идущем по пути законопорядка и участия общества в решении важных дел, в обществе, имеющем право голоса, в народе, свободном от крепостной зависимости, просто не было бы места и повода для «революционного нетерпения».

ОХОТНИКИ
Общество «Земля и воля» было создано в 1861 году по инициативе Герцена и Чернышевского. Однако уже к 1864 году общество распалось из-за ареста большинства своих активных членов. «Земля и воля» воссоздана была только в 1876 году во главе с Александром Михайловым, Георгием Плехановым и Дмитрием Лизогубом. Позднее к ним присоединились Сергей Кравчинский, Николай Морозов, Софья Перовская, Лев Тихомиров, Николай Тютчев. Интересно, что почти все они были дворянами.
Разночинцами были только Морозов, незаконнорожденный сын помещика, и Тихомиров, сын военного врача. Организация состояла из 200 членов, не считая многочисленных сочувствующих. Основными целями «Земля и воля» провозгласила: передать всю землю крестьянам; ввести полное общинное самоуправление и свободу вероисповедания; предоставить нациям право на самоопределение.
Средствами для достижения этих целей провозглашались как пропаганда среди крестьян, так и террор, но только против агентов охранки и самых вредных для революционного дела правительственных чиновников.

Часовня на месте покушения Д. В. Каракозова 4 апреля 1866 года
на Александра II (не сохранилась)

В июне 1879 года «Земля и воля» распалась на две организации — «Черный передел», выступавший главным образом за ненасильственные методы борьбы, и «Народную волю», где преобладали сторонники террора. Выбрав своей мишенью императора Александра II, народовольцы рассчитывали, что цареубийство вызовет революцию. А конкретнее — «Народная воля» считала своей задачей «политический переворот с целью передачи власти народу». После переворота Учредительное собрание, выбранное всеобщим голосованием, должно было определить форму государственного устройства.

Первый громкий теракт совершил Сергей Степняк-Кравчинский еще в августе 1878 года. Он смертельно ранил кинжалом на Итальянской улице в Петербурге шефа жандармом и начальника Третьего отделения генерал-адъютанта Николая Владимировича Мезенцова и после покушения скрылся за границей.
К моменту цареубийства «Народная воля» насчитывала более 500 активных членов и несколько тысяч сочувствующих.
Покушение на Александра II, открывшее очередной «сезон охоты» на императора, произошло 14 (2) апреля 1879 года. Бывший учитель Торопецкого уездного училища Александр Соловьев четыре раза выстрелил из револьвера в царя на набережной Мойки во время его обычной прогулки без охраны и сопровождения (!), но промахнулся. При попытке задержания Соловьев принял яд, но был спасен медиками. Террорист настаивал, что действовал самостоятельно. Его приговорили к смерти и повесили на Смоленском поле в присутствии 70 тысяч публики. Перед казнью Соловьев отказался от напутствия священника, низко ему поклонившись. До сих пор идут споры, действовал ли Соловьев по личной инициативе или по поручению «Народной воли»...
Одним из самых известных деятелей «Народной воли» был Андрей Желябов, выходец из семьи крепостных. Он был членом исполнительного комитета «Народной воли» и, наряду со своей гражданской женой Софьей Перовской, стал организатором цареубийства. Перовская, также член исполнительного комитета, дочь губернатора Петербурга и члена Совета МВД, уже в 17 лет порвала связи с семьей. Оба они 17 ноября 1879 года под Александровском участвовали в неудавшемся покушении императора Александра II во время его возвращения из Крыма. Перовская играла роль жены путевого обходчика Сухорукова (народовольца Льва Гартмана). Из домика, в котором они поселились, был проведен подкоп под полотно железной дороги и заложена мина, но взрыв произошел после того, как поезд миновал заминированный участок. Из-за поломки паровоза свитского поезда, который шел на полчаса раньше царского, император приказал пустить первым царский поезд. Террористы, не зная этого, взорвали мину под четвертым вагоном второго, свитского поезда, где Александра II не было.
17 (5) февраля 1880 года Степан Халтурин устроил взрыв на первом этаже Зимнего дворца, где он работал столяром. Император обедална третьем этаже, но в этот день прибыл позже назначенного времени. Весной 1880 года народовольцы готовили покушение на царя в Одессе, но оно не состоялось.
Зимой 1880-1881 годов Желябов и Перовская готовили покушение на царя уже в Петербурге. В меблированных комнатах г-жи Мессюро, располагавшихся на углу Невского проспекта и Караванной улицы, в No 12, Желябов 27 февраля 1881 года был арестован. После этого подготовку покушения возглавила Перовская, ранее руководившая наблюдательным отрядом, отслеживавшим маршруты передвижений царя.
Сначала планировали заложить мину под Каменным мостом через Екатерининский канал. Но потом решили взорвать карету императора по пути в Михайловский замок. В начале декабря 1880 года народовольцы Анна Якимова и Юрий Богданович под фамилией супругов Кобозевых сняли сырную лавку в подвале дома No 8 по Малой Садовой улице, откуда к концу февраля 1881 года под мостовую была прорыта галерея и заложена мина...

И. Е. Репин. Арест пропагандиста. 1880-1892 годы

ЖЕРТВА
13 (1) марта 1881 года Александр II выехал из Зимнего дворца в Манеж. После развода караулов император поехал не по Малой Садовой, а заехал к своей кузине в Михайловский дворец и в Зимний отправился через Екатерининский канал. Такого поворота террористы не ожидали. Перовская срочно перебросила террористов с четырьмя бомбами, изготовленными талантливым химиком Николаем Ивановичем Кибальчичем, на новое место. Первым бросил бомбу 19-летний мещанин Николай Иванович Рысаков. Взрывом были убиты несколько прохожих, в том числе 14-летний мальчик, и ранены казаки конвоя. Император не пострадал, но карета была разрушена. Рысаков, убегая с места преступления, поскользнулся на тротуаре и был схвачен мостовым сторожем крестьянином Михаилом Назаровым. Император, подойдя к террористу, спросил его имя и звание; Рысаков назвался мещанином Глазовым, по паспорту которого жил в Петербурге.
Согласно показаниям подпоручика Рудыковского, когда последний, подбежав, спросил: «Что с государем?», тот сказал: «Славу богу, я уцелел, но вот...» — и показал на раненных взрывом конвойного казака и крестьянского мальчика Николая Максимова. В ответ на слова императора Рысаков зло усмехнулся: «Еще слава ли богу?» (Когда эти показания зачитывали на суде, Желябов рассмеялся, а прокурор Николай Владимирович Муравьев заметил: «Когда люди плачут, Желябовы смеются». )
Император подошел к парапету Екатерининского канала. Перовская взмахом платка дала сигнал Игнатию Иоахимовичу Гриневицкому, 24-летнему польскому дворянину, бросить вторую бомбу. Этим взрывом были смертельно ранены и умерли в тот же день и император, и сам Гриневицкий.
Народоволка Анна Эпштейн вспоминала: «Когда я подняла глаза, то увидела, что она (Перовская. — Прим. авт.) дрожит всем телом. Потом она схватила меня за руки, стала нагибаться все ниже и ниже и упала ничком, уткнувшись лицом в мои колени. Так оставалась она несколько минут. Она не плакала, а вся была как в лихорадке. Потом она поднялась и села, стараясь оправиться, но снова судорожным движением схвати- ла меня за руки и стала сжимать их до боли…»

П. Я. Пясецкий. А. Желябов и С. Перовская на процессе первомартовцев. 1881 год

«ТРОФЕИ»?
После цареубийства исполнительный комитет «Народной воли» 10 марта предъявил новому императору Александру III письмо-ультиматум, в котором заявлялось готовность прекратить вооруженную борьбу и «посвятить себя культурной работе на благо родного народа». Императору поставили ультиматум:
«Или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу.
В интересах родной страны... во избежание тех страшных бедствий, которые всегда сопровождают революцию, Исполнительный комитет обращается к вашему величеству с советом избрать второй путь».
После покушения Желябов попросил приобщить его к делу о цареубийстве. Сразу же после ареста Рысаков, надеясь избежать петли, дал обширные показания, благодаря которым полиция раскрыла конспиративную квартиру на Тележной улице, где жили народовольцы Геся Гельфман и застрелившийся при аресте Николай Саблин. В ближайшие три дня после покушения на императора квартира террористов была захвачена полицией, в той же квартире был задержан Тимофей Михайлович Михайлов (Михайлов и Емельянов не успели привести свои бомбы в действие 13 (1) марта) и обнаружен подкоп с миной на Малой Садовой. Рысаков дал также показания на Софью Перовскую, Веру Фигнер («Брюнетку») и Ивана Пантелеймоновича Емельянова, сообщив следствию все, что ему было известно о «Народной воле». В конце марта последовали аресты Перовской и Кибальчича.
На суде, проходившем в апреле 1881 года, Желябов заявил: «...служил я делу освобождения народа. Это мое единственное занятие, которому я много лет служу всем своим существом». Перовская утверждала: «Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям придется лечь на нем, но сделать его надо».

Как несовершеннолетний, Рысаков не подлежал большим срокам заключения или каторжных работ, однако уложение о наказаниях не предусматривало автоматического помилования несовершеннолетних, заслуживавших смертной казни, которая была «вне возраста». На суде он заявил: «Я убежден в том, что вся масса страданий низшего класса всякого государства, что деления всякого народа на два весьма не похожих друг на друга лагеря — имущих и неимущих, что порабощение неимущих имущими и т. д. происходит от существующего строя, который я называю либеральным».
Несмотря на наличие смягчающих обстоятельств, Рысаков был приговорен к смерти и 15 (3) апреля повешен вместе с другими народовольцами-первомартовцами

Следующим внутренним ударом по Российской империи, после восстания декабристов, стало движение т. н. народников. В 1879 году, после раскола партии «Земля и воля» и распада террористической группы «Свобода или смерть, была создана революционная террористическая народническая организация «Народная воля». Главным её методом достижения политических целей стал террор. А основной целью было убийство «царя-освободителя» Александра II.

Русская государственность оказалась не готова к тому, что воспитанные и получившие хорошее образование в Российской империи люди с такой ненавистью отнесутся к собственной Родине. Российскому обществу ещё не были знакомы предельный фанатизм и кровожадность очередных борцов «за народное счастье». Государству ещё не приходилось сталкиваться с покушениями на царя и государственных деятелей. Акты террора и подрывные прокламации шокировали граждан империи. Действия «народовольцев» стали предвестником новой кровавой эпохи.

В целом необходимо отметить, что идеология народничества была рождена на Западе. Её сформулировал создатель русского социализма и первый известный диссидент Александр Герцен. Эту идею восприняли и развили русские интеллигенты, вроде Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, П. Н. Ткачева, М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина. Однако это течение не было принято народов, оставшись в узком кругу интеллектуалов. Движение народников совпало с либеральными реформами Александра II. Император отменил крепостное право и ввёл в стране до этого невиданные вольности и свободы. В империи было учреждено земское самоуправление, суд обрел привычную для нас форму с присяжными заседателями и защитником.

Призыв убить царя и взять «в топоры» «императорскую партию» появился уже в 1862 году: «Мы издадим один крик: "В топоры!" - и тогда… тогда бей императорскую партию, не жалея, как не жалеет она нас теперь, бей на площадях, если эта подлая сволочь осмелится выйти на них, бей в домах, бей в тесных переулках городов, бей на широких улицах столиц, бей по деревням и сёлам! Помни, что тогда, кто будет не с нами, тот будет против, кто будет против, тот наш враг, а врагов следует истреблять всеми способами». Эти слова были сказаны в прокламации «Молодая Россия». Её автором был Пётр Григорьевич Заичневский (1842 - 1896), из семьи дворянина Орловской губернии, отставного полковника. Заичневский в 1858 году закончил с серебряной медалью Орловскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Во время учёбы увлёкся учениями социалистического характера. Стал одним из организаторов кружка, который занимался изданием запрещенной литературы: А. И. Герцена, Н. П. Огарева, Л. Фейербаха и других авторов. Занимался пропагандой революционных идей. Дошёл до того, что в 1861 году на волне недовольства крестьянской реформой 1861 года, решил подготовить крестьянское восстание, имевшее целью захват помещичьих земель. Был арестован, осужден и в заключении написал прокламацию «Молодая Россия».

В прокламации Заичневский отмечал, что общество в России «вступает в революционный период своего существования». Российское общество, по его мнению, совершенно чётко разделено на две группы, интересы которых диаметрально противоположны, а значит и враждебны друг другу. Первая часть – это «угнетаемый и всеми ограбляемый» народ. Это «народная партия». В другую группу входят «грабители» - чиновники и помещики, царь и его двор, генералитет, купцы, «нажившие себе капиталы грабежом и обманом», все имущие, все, у кого есть собственность. Это «императорская партия». Именно её автор предлагает в «топоры». Фактически он предлагает физически уничтожить существующую власть, политическую элиту империи – царя, императорскую семью, ближайших помощников государя, генералитет, высший цвет дворянства и купечества. Это удар по самому фундаменту тогдашней Российской государственности, откровенно выражено желание разрушить Российскую империю и создать некую демократическую Русскую республику. Особую ненависть вызывает императорская семья – «Как очистительная жертва сложит головы весь дом Романовых!»

В листовке были названы главные программные положения революционных народников. Совершенно правильно этих людей Достоевский назовёт «бесами», а Тургенев - нигилистами. Они фактически предлагали разрушить русское государство, все основы русского общества, По словам революционного студента, «В современном общественном строе, в котором все ложно, все нелепо - от религии, заставляющей веровать в несуществующее, в мечту разгоряченного воображения - бога, и до семьи, ячейки общества, ни одно из оснований которого не выдерживает даже поверхностной критики, от узаконения торговли этого организованного воровства…». Работники постоянно истощаются работой, от которой все выгоды получают капиталисты, женщины, лишённые вех политических прав, находятся на положении животных. Методы борьбы с этой несправедливостью Заичневский с товарищами видел только один – «революция», причём «революция кровавая и неумолимая», которая должна изменить все основы существующего строя и уничтожить сторонников «императорской партии».

Автор листовки сразу отмечает, что во время революции возможны «невинные жертвы» и «реки крови», но это не пугает его. Заичневский сообщает, что они хорошо изучили Запада и будет последовательнее «не только жалких революционеров 1848 года, но и великих террористов 1792 года», и не испугаются, если увидят, что для низвержения современного порядка придётся «пролить втрое больше крови, чем пролито якобинцами в 1790 годах».

В этом отношении, все разрушители-бесы очень похожи друг на друга от «декабристов», Герцена и народников, до «февралистов», «троцкистов» и современных деятелей Болотной площади. Для них единственный способ борьбы с несправедливостью существующего порядка (причём в любой период истории, в мире такого порядка нигде и не было), это полное разрушение старого мира.

Главной задачей «народной партии» Заичневский считает развал Российской империи. Он ставит вопрос об изменении «современного деспотического правления в республиканско–федеративный союз областей, причем вся власть должна перейти в руки Национального и Областных Собраний». Очевидно, что борьбе с «деспотизмом» вела к развалу Российской державы: «На сколько областей распадется земля русская, … этого мы не знаем…».

К развалу государственности вели и другие предложения. Так, предлагалось по возможности распустить армию и заменить её национальными гвардиями. Польше и Литве собирались предоставить свободу. Кроме того, всем областям давалось право самоопределения, решить голосованием хотят ли они войти в новую федерацию. Право нациям на самоопределение также вошло в программу «Земли и воли» второго состава 1876-1879 гг. В пункте № 4 их программы предлагалось содействовать разделению Российской империи на части, поддержать отделение Польши, Малороссии, Кавказа. «Народная воля», революционно-народническая организация учреждённая в августе 1879 года, после раскола «Земли и воли», также наряду с требованиями созыва Учредительного собрания, введения всеобщего избирательного права и постоянного народного представительства, права на свободу слова, совести, печати, собраний; общинного самоуправления, замены постоянной армии территориальным ополчением, передачи земли народу, предлагала предоставить «угнетённым народам» права на самоопределение. Надо отметить, что это требование – «право наций на самоопределение», практически всегда можно найти в программах организаций, движений и партий, которые ориентированы на разрушение Российской государственности в любой исторический период (во времена Российской империи, Советского Союза или современной России).

Весьма занимательно и требование учредить вместо постоянной армии – «национальную гвардию», «территориальные войска», «народное ополчение» и т. п. Зачем распускать регулярную армию и учреждать «народное ополчение»? Хотя практически в любой исторический период Россия окружена отнюдь не друзьями, а врагами. Ответ на этот вопрос весьма прост – русская армия, даже в ослабленном состоянии всегда внушает ужас всем нашим восточным и западным «партнерам и друзьям». Поэтому проводники вражеской воли и мечтают так «оптимизировать» и «отреформировать» русскую армию, чтоб от неё остались «потешные полки», да «национальные гвардии». Это заказ геополитических соперников России.

В духе либерализма и революционной свободы, которую мы видели в России 1920-х годов, и после демократической революции 1991 года (ныне эти «ценности» по-прежнему активно внедряют в российском обществе), озвучены и другие требования. Такие как «общественное воспитание детей», «полное освобождение женщин», «уничтожение брака как явления в высшей степени безнравственного и немыслимого при полном равенстве полов», уничтожение семьи, которая «препятствует развитию человека». Предлагается уничтожить мужские и женские монастыри, «главные притоны разврата», куда стекаются «бродяги» и «дармоеды», желающие бездельничать и «провести всю свою жизнь в пьянстве и разврате».

К чему ведут такие требования, мы видим на примере современных стран Европы, где семьи потеряли право воспитания детей, мужское начало полностью подавлено, а агрессивные феминистки и разного рода извращенцы определяют культурную, социальную политику государства. Будущее такой Европы очевидно – вымирание коренных этносов и заселение территории представителями африканских и азиатских народов.

Охота на императора

Олицетворением российской государственности был самодержец, император, поэтому его убийство было главной целью различных тайных революционных обществ и «Народной воли». Первая попытка убийства произошла 4 апреля 1866 года, когда император Александр II в четыре часа дня гулял в Летнем саду в сопровождении племянника, герцога Николая Лейхтенбергского, и племянницы, принцессы Баденской. Когда царь направился к коляске, неизвестный человек, это был молодой человек дворянского происхождения, студент-недоучка Казанского и Московского университетов Дмитрий Каракозов. Ему помешали хорошо прицелиться, стоявший рядом крестьянин Осип Комиссаров отвёл руку злодея. Народ хотел тут же линчевать злоумышленника, но его спасла полиция. Это покушение стало своего рода громом среди ясного неба в России. Первая публичная попытка убить государя! До этого момента русские императоры свободно гуляли по столице и другим местам, без особых мер предосторожности. На другой день, принимая поздравления от сенаторов по поводу несостоявшегося покушения, государь в сердцах скажет: «Благодарю вас, господа, благодарю за верноподданнические чувства. Они радуют меня. Я всегда был в них уверен. Жалею только, что нам довелось выражать их по такому грустному событию. Личность преступника еще не разъяснена, но очевидно, что он тот, за кого себя выдает. Всего прискорбнее, что он русский». 3 (15) сентября 1866 г. Каракозова на Смоленском поле (Васильевский остров) в Санкт-Петербурге повесили.

25 мая 1867 г. в Париже, во время визита русского императора во Францию, произошло второе покушение. Наполеон III и Александр II возвращались в коляске после военного смотра, когда раздался выстрел. Он был неудачным из-за повреждения пистолета. Злоумышленником был польский шляхтич и эмигрант Антон Березовский. Мотивом покушения было желание отомстить императору за подавление польского восстания 1863 года. Суд присяжных приговорил его к пожизненной каторге в Новой Каледонии (позднее её заменили на пожизненную ссылку).

2 (14) апреля 1879 года в Петербурге прямо на Дворцовой площади во время прогулки император Александр II заметил человека, который пристально наблюдал за ним. Надо сказать, что, несмотря на уже два покушения и серию покушений и убийств чиновников, государь по-прежнему гулял без особых предосторожностей. Только в отдалении за ним следовали жандармские офицеры. В результате террорист достаёт револьвер и свободно делает пять (!) выстрелов, царю приходится убегать и петлять, как зайцу. Слава Богу, что стрелок из злодея был плохой. Схваченный оказался ещё одним студентом-недоучкой Александром Соловьёвым. Он заявил, что мысли о покушении на царя возникли у него после изучения идей социалистов-революционеров. 9 июня 1879 г. он был подвергнут смертной казни через повешение.

26 августа 1879 года исполнительный комитет «Народной воли» принял решение о «казни» императора. Террористы решили подорвать поезд, на котором ехал Александр и члены его семьи. Они заметили, что наиболее уязвимым местом в системе охраны является маршрут, по которому царь ежегодно совершал путешествие на отдых на Крымский полуостров и обратно в столицу. На пути движения императорского состава подготовили несколько засад: в Одессе, на тот случай если государь отправится морем туда из Крыма; на железной дороге Симферополь-Москва около г. Александровск; и на Рогожско-Симоновской заставе рядом с Москвой. В Одессе нападение готовили В. Фигнер, Н. Кибальчич, Н. Колодкевич, М. Фроленко и Т. Лебедева. Они поселились в будке около станции Гниляково и занимались минированием железной дороги. Однако император Александр из Ливадии не поехал в Одессу.

19 ноября 1879 года произошёл подрыв поезда под Москвой. Здесь покушение готовили Андрей Желябов, Лев Гертман и Софья Перовская. Террористы знали, что первым идёт поезд со свитой и багажом, а второй поезд – царский. Однако в Харькове, из-за неисправности свитского паровоза, отъезд первого поезда отложили. Первым пошёл царский поезд. Террористы пропустили царский поезд и подорвали свитский. Правда, обошлось без жертв.

Народовольцы не успокоились и приступили к разработке новой операции. Софья Перовская, через знакомых узнала, что в Зимнем дворце ведут ремонт подвалов, в число которых входил и винный погреб, который располагался прямо под царской столовой. Туда решили заложить адскую машину. Взрыв должен был привести к обрушению столовой и гибели находившихся там людей. Реализацию теракта поручили рабочему Степану Халтурину. Он был нанят для столярных работ во дворце и получил доступ к подвалам. Ночью он заносил мешки с динамитом, маскируя его среди строительных материалов. Этот случай показывает, какой беспорядок был в императорском дворце. В феврале 1880 года террористы получили информацию о том, что 5 февраля в Зимнем дворце назначен торжественный ужин, на котором будет присутствовать государь и все члены императорской семьи. Взрыв должен был произойти 6:20 вечера, когда, предположительно, император, который неукоснительно соблюдал распорядок дня, должен был уже находиться в столовой. Но случай испортил злодеям весь расклад.

Из-за визита герцога Александра Гессенского, родного брата его супруги, который опоздал на полчаса, время ужина было сдвинуто. Халтурин об этом не знал. Когда произошёл страшный взрыв, царь находился около комнаты охраны вблизи от столовой. Он не пострадал. Однако погибли 11 ветеранов-солдат, героев русско-турецкой войны, которых за отличие были зачислены в охрану дворца, и 56 человек было ранено.

1 марта 1881 года злодеи добились своего. Император выехал из Зимнего дворца в Манеж, его сопровождала довольно небольшая охрана – на козлах рядом с кучером казак, за каретой следуют ещё шесть казаков, и сани с полицмейстером А. И. Дворжицким и тремя сотрудниками полиции. Побывав на разводе караулов и попив чая у кузины, государь едет обратно в Зимний дворец через Екатерининский канал. А заговорщики ожидали его на Малой Садовой, где была заложена мина, и ждали четыре террориста-бомбиста, на случай, если мина не сработает. Был даже проработан вариант, что если царя не убьют бомбы, в карету должен был запрыгнуть Желябов (его арестовали до покушения) и заколоть императора кинжалом.

Перовская срочно меняет план. Четыре народовольца - Гриневицкий, Рысаков, Емельянов, Михайлов, занимают позиции вдоль набережной Екатерининского канала и ждут сигнала Перовской (взмаха платка). Когда императорская карета выехала на набережную, Софья подала знак, и Рысаков бросил первую бомбу. Она повредила карету, убила прохожего и двух казаков. Александр при первом взрыве не пострадал. Здесь император совершил роковую ошибку, вместо того, чтобы сразу уехать, он пожелал посмотреть на схваченного злоумышленника. Когда он подошёл к нему, бросил бомбу Гриневицкий. Взрывом Александру практически оторвало обе ноги, обезобразило лицо. Он успел прошептать: «Отвезите меня во дворец… Там я хочу умереть…». Вскоре государь скончался.



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.