Наше летосчисление эра от Рождества Христова. Летоисчисление от Рождества Христова – начало новой эры Датировка Воскресения Христа по полному набору «условий Воскресения»

Хорошо известно, что от начала «нашей эры» («новой эры») не велось непрерывного счёта лет – от первого года до нынешнего, 1990 года. Первый год «новой эры» был вычислен гораздо позже как год Рождества Христа. Считается, что впервые этот год вычислил римский монах Дионисий Малый в VI веке н. э., т. е. более чем через 500 лет после датируемого им события. При этом, Дионисий сначала вычислил дату воскресения Христа, а затем воспользовался церковным преданием о том, что Христос был распят на 31 году жизни. Дата Воскресения по Дионисию – 25 марта 5539 года от Адама, а год Рождества Христова, следовательно, – 5508 от Адама (по византийской эре).

Вычисления Дионисия вызывали сомнения на Западе вплоть до XV века, а в Византии так и не были признаны каноническими:

«Эта эра (Дионисия) была апробирована в 607 году папой Бонифацием IV, она встречается и в документе папы Иоанна XII (965-972). Но лишь со времён папы Евгения IV (1431 год) эра от „Рождества Христова“ используется в документах папской канцелярии регулярно… Споры о дате рождения Христа продолжались в Константинополе до XIV века.» , с. 250.

Более того, сегодня мы знаем, что вычисления Дионисия на самом деле неверны (из-за недостаточного развития астрономии в то время). Их ошибочность стала известна уже в XVI-XVII веках и с тех пор было сделано несколько попыток пересчитать за Дионисия и исправить даты Рождества и Воскресения Христа. Например, в хронографе конца XVII века мы читаем:

«Коего лета Христос Господь родися, о сём множайшая суть мнения, и нецыи более четыредесяти (т. е. 40-ка! – Авт.) исчисляют разумений» , л.102.

Перечислим некоторые из попыток «исправить Дионисия»:

– Христос воскрес 5 апреля 33 года н. э. в 33 года (наиболее распространённое до последнего времени мнение; возникло в XIX или XX веке);

– Христос воскрес 9 апреля 30 года н. э., а родился за несколько лет до н. э. (современная точка зрения Римско-католической церкви, см. также ).

Но почему при попытках исправить вычисления Дионисия получаются разные ответы? Ведь Дионисий получил свою дату Воскресения, как дату, удовлетворяющую определённым календарным «пасхальным условиям», а точнее, – «условиям Воскресения». Эти условия хорошо известны и сегодня (о них ниже). Выполним вычисления Дионисия заново, пользуясь современными данными астрономии, и получим однозначный ответ. В частности, мы поймём – откуда брались разные ответы (решения) у предыдущих исследователей.

Дело в том, что ни одно из приведённых выше решений не удовлетворяет «условиям Воскресения» Дионисия. Более того, оказывается, что вблизи начала «нашей эры» вообще нет дат, удовлетворяющих этим условиям. Другими словами, если бы Дионисий знал современную астрономию, то он не мог бы даже близко указать год рождения Христа там, где он его указал – в начале н. э. К сожалению, когда астрономические данные стали достаточными для того, чтобы это понять (а это произошло лишь в XVII веке), «новая эра» и дата «Рождества Христова» были уже общераспространены на Западе и канонизированы Римско-католической церковью, а затем и Православной церковью. Кроме того (и это, видимо, главное), дата Рождества Христова тесно связана со скалигеровской хронологической шкалой и сильное смещение этой даты разрушает все хронологическое построение Скалигера (другими словами, «противоречит принятой сегодня традиционной хронологии»).

Поэтому исследователи, пытавшиеся «исправить» Дионисия, имели очень мало свободы – они могли слегка сдвинуть дату Рождества Христова от силы на несколько лет. И то лишь назад, чтобы не увеличивать уже существующий в скалигеровской хронологии «перекос» в 3…4 года между датой рождения Христа и правлениями Августа и Ирода , с. 244. Поэтому, находясь под давлением традиционной скалигеровской хронологии, исследователи были вынуждены отбрасывать часть условий, использованных Дионисием при датировке, а также прибегать к различным натяжкам, чтобы получить дату, близкую к началу нашей эры.

2.2. Календарные «Условия Воскресения»

Церковное предание в согласии с Евангелиями утверждает, что Христос воскрес 25 марта в воскресенье на следующий день после иудейской Пасхи, которая, следовательно, приходилась в этот раз на 24 марта (субботу). Именно эти «пасхальные условия», которые мы будем называть «условиями Воскресения», и имел в виду Дионисий, проводя свои вычисления даты воскресения Христа, а затем и Рождества Христова.

То, что Христос воскрес на следующий день после иудейской Пасхи, совершенно ясно сказано в Евангелии от Иоанна. Это подтверждено также церковным преданием и всей средневековой традицией.

То, что Христос воскрес 25 марта известно из церковного предания. Мы видели, что вычисления Дионисия Малого основаны на предположении о том, что воскресение Христа было именно 25 марта.

Известно, что всевосточные церковные писатели единогласно утверждали, что Христос воскрес 25 марта. См., например, .

Полный набор календарных условий, сопровождающих согласно устойчивому церковному преданию воскресение Христа, можно найти в «Собрании святоотеческих правил» Матфея Властаря (XIV век):

«Ибо господь пострадал ради нашего спасения в 5539 году, когда круг солнцу был 23, круг луне – 10, и иудеи Пасху иудейскую имели в субботу (как пишут евангелисты) 24 марта. В следующее же за этой субботой воскресение 25 марта… воскрес Христос. Законная пасха (иудейская) совершается по равноденствии в 14-ю луну (т. е. в полнолуние) – от 21 марта до 18 апреля – наша же Пасха совершается в следующее за ней воскресение». , лист 185.

Церковно-славянский текст:

«Ибо господь спасённую восприят страсть пятитысячному и пятьсотному и 39 настоящу лету, 23 убо солницу круг проходящу, 10 луне, и убо иудеи иудейскую имеяху пасху в последний убо от неделя день (в субботу), яко же реша евангелисте велик нарицающе день оноя суботы, 24 марты; во приходящую же неделю (в воскресенье), яко солнцу отлучена есть изряднее, и во двадесяте и пятый последовательне бяше (т. е. 25 марта) мысленное солнце Христос возсия от гроба. Понеже убо законная яко же речеся пасха (иудейская пасха) в 14 луны по равноденстве совершается, от двадесяте и перваго марта до осьмнадесятого апреля дне: обычаю имащи припадати нашей же по ней в неделю (в воскресение)». , лист. 185.

Приведённый у Матфея Властаря год страстей Христа (5539 от Адама) – это как раз год, вычисленный Дионисием. (Вычитая из него 31 год – возраст Христа, – Дионисий и получил начало своей эры – н. э.: 5508 год от Адама). Кроме этого, Матфей Властарь даёт следующие календарные указания для года воскресения Христа:

1) круг солнцу 23,

2) круг луне 10,

3) накануне, 24 марта, была иудейская Пасха, совершаемая в день 14-той луны (т. е. в полнолуние),

4) иудейская Пасха была в субботу, а Христос воскрес в воскресение.

Вопрос: можно ли по этим данным восстановить год (дату) Воскресения? Ответ: да.

Набор из этих 4-х пунктов мы и назовём календарными «условиями Воскресения».

2.3. Датировка Воскресения Христа по полному набору «условий Воскресения»

Мы провели компьютерные расчёты для каждого года из промежутка от 100 года до н. э. до 1700 года н. э. День весеннего полнолуния (14-я луна или иудейская Пасха) вычислялся по формулам Гаусса, а христианская Пасха, круг солнцу и круг луне – о пасхалии. Так же, как и Дионисий (и Матфей Властарь), мы предполагали, что день Воскресения являлся пасхальным днём по пасхалии.

Утверждение 3.

Календарные «условия Воскресения» 1-4, связываемые устойчивым церковным преданием XIV века с датой страстей и воскресения Христа, выполнялись лишь один раз:

в 1095 году н. э.

Следует подчеркнуть, что сам факт существования такого решения – абсолютно нетривиален. Если бы эти условия были плодом чистой фантазии, то, скорее всего, мы вообще не нашли бы ни одного точного решения в историческую эпоху (можно показать, что произвольно взятый набор условий такого вида, как правило, не имеет решений в историческую эпоху и лишь в отдельных случаях имеет только одно решение).

Следствие.

Рождество Христово относится, таким образом, примерно к 1064 году н. э. – за 31 год до 1095 г н. э.

Замечание 1.

Дата 1095 год н. э. идеально соответствует новой нескалигеровской хронологии («статистической хронологии»), построенной в работах А. Т. Фоменко [нх-1]. Сопоставляя её с датировкой 1-го Вселенского Собора (см. выше), мы видим, что получается будто 1-й Вселенский Собор был до воплощения Христа.

Противоречит ли это церковному преданию? Оказывается, этот вопрос совсем не простой. Мы явных противоречий не нашли.

Это безусловно противоречит лишь взгляду на историю церкви, сложившемуся не ранее XIV-XV веков, но не церковному преданию.

Замечание 2.

Приведённый выше отрывок из Матфея Властаря с датой воскресения Христа и «условиями Воскресения» показывает, что к древним датам, содержащимся в средневековых источниках (и благодаря школе Скалигера зачастую механически переписанным на страницы наших учебников) следует относиться крайне осторожно.

Многие из этих дат являются результатами вычислений, основанных на ещё недостаточно развитой науке (в том числе астрономической) и могут содержать ошибки на много лет.

Именно такие огромные ошибки, а не неточности в несколько лет, возникают при календарных вычислениях, основанных на неточной средневековой астрономии. Например, в приведённом отрывке из Матфея Властаря дана дата: 5539 год от Адама и её календарная характеристика (пасхальные условия – условия Воскресения).

Средневековым хронологом (Дионисием?) эта дата вычислена по набору «условий Воскресения» в соответствии с уровнем знаний этого хронолога. Сегодня же, проводя заново точные вычисления, мы видим, что дата эта ошибочна по меньшей мере на 1000 (тысячу) лет!

Нам повезло: в данном случае древние тексты сохранили для нас условия (условия Воскресения), позволяющие однозначно восстановить искомую дату. В каком-либо другом случае, когда такие условия (данные) утеряны, то проверить справедливость древней даты уже нельзя. Но и считать, что она (хотя бы примерно) точна без дополнительного исследования тоже нельзя. Всё это говорит о том, что принятая сегодня скалигеровская версия хронологии, основанная на весьма некритическом использовании источников, требует тщательной проверки методами современной науки. Эта работа была проделана в [нх-1], где предложена «оптимальная статистическая хронология» древнего и среднекового мира. Настоящее исследование подтверждает выводы А. Т. Фоменко.

2.4. Датировка Воскресения Христа по сокращённому набору «Условий Воскресения»

Рассмотрим внимательнее «условия Воскресения» 1-4. Они не равноправны. Условия 3 и 4 известны из многих источников и составляют устойчивое церковное предание (ссылки см., например, в ). Условия 1 и 2 являются весьма специальными календарными указаниями. Что получится, если попытаться удовлетворить лишь двум условиям 3 и 4? Приведём результат компьютерного расчёта.

Утверждение 4.

«Условия Воскресения» 3 и 4 на промежутке времени от 100 года до н. э. до 1700 года н. э. выполнялись лишь в следующие годы:

1) -42 год (до н. э.);

2) 53 год н. э.;

3) 137 год н. э.;

4) 479 год н. э.;

5) 574 год н. э.;

6) 658 год н. э.;

7) 753 год н. э.;

8) 848 год н. э.;

9) 1095 год н. э. (удовлетворяет полному набору условий 1-4);

10) 1190 год н. э.

Легко видеть, что и тут нет ни одного решения, которое удовлетворило бы хронологов скалигеровской школы. Итак, сделаем вывод.

Общераспространённое церковное предание, явно отражённое в евангелии от Иоанна и в трудах множества церковных писателей, не может быть согласовано с датой рождения Христа около начала н. э.

Для того, чтобы достичь такого согласования, необходимо сместить дату рождества Христа не менее чем на 70 лет назад или же не менее чем на 20 лет вперёд. Если же мы добавим сюда ещё и условия 1-2, то решение становится однозначным и даёт XI век н. э.

2.5. Мог ли Дионисий Малый жить в VI веке н. э.?

Сегодня считается, что Дионисий Малый жил в VI веке н. э. и проводил свои расчёты следующим образом:

Все эти рассуждения и расчёты Дионисий якобы проводил, работая с пасхалией. Обнаружив, что в почти современном ему 563 году (279 год по эре Диоклетиана) выполнены «условия Воскресения», он отложил 532 года назад (т. е. отложил величину Великого Индиктиона, при сдвиге на которую пасхалия полностью повторяется) и получил дату Воскресения Христа. При этом он не знал, что иудейскую Пасху (14-ю луну) сдвигать на 532 года нельзя (из-за неточности метонова цикла),и в результате Дионисий ошибся:

«Дионисий потерпел неудачу, хотя и не зная об этом. Ведь если он искренне полагал, что Первая Пасха была 25 марта 31 года н. э., то он грубо ошибся, экстраполируя неточный метонов цикл назад на 28 кругов (т. е. на 532 года 28 ч 19 = 532). На самом же деле 15 Нисана – еврейская Пасха – в 31 году была не в субботу 24 марта,… а во вторник 27 марта!» , с. 243.

Такова современная реконструкция действия Дионисия Малого в VI веке. В ней всё было бы хорошо, но она предполагает, что в близком к Дионисию 563 году н. э. 14-я луна (иудейская Пасха) действительно приходилась на 24 марта. Пусть Дионисий не знал о неточности метонова цикла и ошибся, сдвигая иудейскую Пасху с 563 года на то же число марта в 31 году н. э. Но уж когда в действительности произошла иудейская Пасха в почти современном ему 563 году он, конечно, должен был знать! Для этого ему достаточно было применить метонов цикл всего на 30-40 лет вперёд, а на таком малом промежутке времени неточность метонова цикла не сказывается. Но самое поразительное то, что в 563 году иудейская Пасха (14-я луна) приходилась вовсе не на 24 марта, а на воскресенье 25 марта, т. е. совпадала с христианской Пасхой, определяемой по пасхалии. Специально работая с календарной ситуацией почти современного ему 563 года и основывая на этой ситуации расчёт эры от «Рождества Христова», Дионисий не мог не видеть, что:

Во-первых, календарная ситуация 563 года не соответствует евангельскому описанию, а

Во-вторых, совпадение иудейской и христианской Пасхи в 563 году противоречит существу определения христианской Пасхи (положенного в основу пасхалии; см. выше).

Поэтому нам представляется совершенно невероятным, чтобы вычисления даты вскресения и рождества Христова были проведены в VI веке на основе календарной ситуации 563 года. Да и кроме того, нами уже было показано, что сама пасхалия, которой пользовался Дионисий, была составлена не ранее VIII века и канонизирована лишь в конце IX века.

Следовательно, вычисления Дионисия Малого (или приписываемые ему) были проведены не ранее X века н. э. (а потому и сам «Дионисий Малый» скорее всего не мог жить ранее X века н. э.).

Гипотеза.

Мы видели (см выше), что в разделе «Святоотеческих правил» Матфея Властаря, посвящённом Пасхе (7 глава 80-го состава), сказано, что равноденствие «в настоящее время» приходится на 18 марта. На самом же деле, весеннее равноденствие во времена Властаря (т. е. в XIV веке) приходилось на 12 марта. А на 18 марта оно приходилось в VI веке.

Значит, датируя текст Властаря по весеннему равноденствию, мы автоматически получим VI век! По-видимому, один и тот же позднесредневековый текст был включён как в состав «Правил» Матфея Властаря, так и в сочинение Дионисия Малого (в латинском варианте). Возможно, это текст, написанный самим Властарем или кем-нибудь из его непосредственных предшественников в XIII-XIV веках. В нём содержится, как мы видели, датировка воскресения Христа, но нет ни слова о дате Рождества Христова. Вероятно, именно текст Властаря и был использован вскоре «Дионисием Малым», который вычел 31 год из даты воскресения Христа, получил таким образом дату «Рождества Христова» и ввёл свою новую эру. Если это произошло в XIV веке, то неудивительным становится и начало систематического употребления этой эры именно лишь с XV века (с 1431 года) на Западе. Впоследствие (по-видимому, в XVII веке) латинский текст Дионисия был датирован по равноденствию VI веком и появилась приведённая выше реконструкция его вычислений. Само же имя «Дионисий Малый» (Малый-Exiguus, лат.) – это, согласно гипотезе, высказанной в [нх-1], просто имя хронолога XVII века Дионисия Петавиуса (Петавиус-Малый), завершившего построение хронологии Скалигера.

2.6. Обсуждение

Эта дата была восстановлена нами по сохранившимся следам византийской церковной традиции XIII-XIV веков и, следовательно должна рассматриваться прежде всего как часть этой традиции.

25 марта 1095 года н. э. был день так называемой «кириопасхи» (т. е. «царской Пасхи», «Пасхи первосвященника») – Пасхи, совпавшей с Благовещением (25 марта). Кириопасха – достаточно редкое событие. В церковном предании оно связывается с пришествием Христа. Мы видели, что вычисления «Дионисия Малого» были, по сути дела, поиском подходящей кириопасхи. Приблизительно представляя себе время воскресения Христа, он нашем попавшую в это время кириопасху и взял её в качестве даты Воскресения.

Возможно, что в основе даты 25 марта 1095 года, принятой хронистами XIII-XIV веков в качестве даты воскресения Христа, лежали похожие соображения – то есть эта дата была выбрана ими как подходящая по времени кириопасха (согласно их представлениям о хронологии).

Поэтому, строго говоря, вывод, который мы можем сделать из всего сказанного, следующий.

По представлениям византийских хронистов XIII-XIV веков, воскресение Христа было в конце XI века, а рождество – в середине XI века.

Замечание. Согласно Евангелиям и церковному преданию, в год Рождества Христова вспыхнула новая звезда на востоке, а через 31 год, в год Воскресения произошло полное солнечное затмение.

(Церковные источники ясно говорят именно о солнечном затмении в связи с воскресением Христа, причём не всегда относят его к страстной пятнице. Отметим, что солнечное затмение в данной местности, а тем более полное солнечное затмение-исключительно редкое событие. Дело в том, что солнечные затмения, хотя и случаются каждый год, но видны они только в области узкой полосы траектории лунной тени на Земле-в отличие от лунных затмений, которые видны сразу с половины земного шара. Библейская наука XVIII-XIX веков, не обнаружив, естественно, евангельского солнечного затмения там, «где надо» – в Палестине начала н. э., – переделала его в лунное. Это, правда, всё равно не помогло – в точности подходящего лунного затмения тоже не нашли. Однако с тех пор повелось считать, что в Евангелиях описано не солнечное, а лунное затмение. Мы будем рассмативать исходную точку зрения, отражённую в первоисточниках, согласно которой затмение было солнечным.)

Оказывается, такая пара редчайших астрономических событий – вспышка новой звезды и, через 31 год, – полное солнечное затмение в Средиземноморье, действительно была, но только не в первом, а в XI веке н. э.! Это – знаменитая вспышка новой звезды в 1054 году и полное солнечное затмение 16 февраля 1086 года (в понедельник).

Полоса тени этого затмения прошла через Италию и Византию.

Мы не будем вдаваться в историко-богословские споры, поскольку здесь наша задача состоит лишь в изучении старой церковной (византийской) традиции с целью восстановить даты, связанные с этой традицией. Отметим, что, существует ясно выраженный традиционный церковный средневековый взгляд.

(Кормчая, Златоуст, Феофилакт), согласно которому иудейская пасха-полнолуние в год распятия Христа была именно в субботу, как это сказано в Евангелии от Иоанна, и Христос сознательно велел приготовить пасхального агнца раньше срока – в четверг. Это нарушение сроков особо подчёркивалось восточными богословами, так как оно косвенно отражено и в богослужении Православной церкви, которая при совершении литургии использует квасной (дрожжевой), а не пресный хлеб – так как, согласно церковному преданию, на Тайной Вечери, происходившей в четверг ещё до праздника Пасхи, не было опресноков (их полагалось есть начиная с пасхального вечера). Этот же взгляд выражен и у Матфея Властаря в его каноническом «Собрании святоотеческих правил», которым мы пользовались при датировке.

2.9. Почему календарные вопросы сегодня кажутся такими «тёмными»?

Современный читатель, даже если он и обладает необходимыми специальными знаниями чтобы разобраться в календарных вопросах, читая книги по истории как правило пропускает все календарно-хронологические подробности «мимо ушей». И в самом деле, эти подробности кажутся такими тёмными и запутанными, что читателю просто жаль времени для того, чтобы разобраться в них (тем более, что он не видит в этом никакой пользы).

Между тем, дело не в сложности календарных вопросов самих по себе. Не так уж они сложны. Нарочитая запутанность календарно-хронологических обсуждений является часто прямым следствием скрытых ошибок в принятой сегодня хронологии. Эта запутанность – своеобразное «заметание следов» с целью помешать читателю разобраться в том, в чём, по мнению автора-историка, ему разбираться «не следует». Приведём несколько примеров.

Возьмём, скажем, учебник для студентов «Введение в специальные исторические дисциплины» (М. изд-во МГУ, 1990), допущенный Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «История». В этом учебнике в числе других разделов (генеалогия, геральдика, нумизматика и т. п.) на пятом месте стоит и хронология. Мы не можем здесь перечислить все допущенные в этом разделе ошибки, неточности и опечатки – их слишком много. Приведём здесь лишь «рекордный результат»: 4 принципиальные ошибки в одном предложении.

Описывая григорианскую реформу календаря автор пишет:

«Соответствующие изменения были внесены и в расчёты пасхи, отстававшей к концу XVI в. от весеннего равноденствия, которое является точкой отсчёта при определении сроков пасхи, на 3-4 для» (страница 179). Но:

1) Формальным поводом для григорианской реформы послужило то, что к XVI веку пасха «отстала» (т. е. приходилась позже) от первого весеннего полнолуния, а не от весеннего равнодествия.

2) Точкой отсчёта пасхи в пасхалии является не весеннее равноденствие, а (календарное) первое весенне полнолуние.

3) Само указание «величины отставания» пасхи от первого весеннего полнолуния (а тем более – от весеннего равноденствия) не имеет смысла, поскольку промежуток времени между этими двумя событиями не постоянен (он разный в разные годы). На самом деле, тут имеется в виду отставание календарных пасхальных полнолуний (явялющихся точками отсчёта пасхи) от истинных астрономических полнолуний в XVI веке. Однако:

4) Отставание пасхальных полнолуний от истинных составляло в XVI веке не 3-4, а 1-3 дня. Это видно из приводимой ниже таблицы сравнения дат пасхальных и истинных весенних полнолуний в 19-летнем цикле («круг Луне») на время григорианской реформы:

Что же касается отставания (самой ранней) Пасхи от весеннего равноденствия, о котором формально говорит автор (и которое к существу вопроса вообще не относится), то оно составляло в XVI веке тоже не 3-4, а 10 дней.

Поневоле пожалеешь студентов-историков, которые учатся по таким учебникам.

Даже в тех книгах по хронологии, которые написаны в общем добросовестно, можно встретить намеренное утаивание от читателя «неудобной» информации. Так, например, в книге И. А. Климишина «Календарь и хронология» (М. Наука, 1975) на стр. 213 цитата из Матфея Властаря о правилах определения Пасхи оборвана непосредственно перед тем, как Властарь даёт важное хронологическое указание – явную дату установления пасхальной «девятьнадесятницы» – метонова цикла: 6233-6251 гг. «от бытия мира», т. е. 725-743 гг. н. э. (VIII век!). В другом месте той же книги, на стр. 244, И. А. Климишин пишет: «Несколько позже греческий историк Иоанн Малала (491-578) отнёс „рождество Христово“ на год (Ol. 193.3), 752-й от „основания Рима“; 42-й Августа…».

Иоанн Малала действительно приводит в своей «Хронике» год рождения Христа: 6000 «от Адама», т. е. 492 г. н. э. (см. публикацию О. В. Твороговым текста «Софийского хронографа» в 37 томе «Трудов отдела древнерусской литературы»). Зачем же И. А. Климишин приводит эту дату с помощью явно непонятного в данном контексте исчисления «по олимпиадам»? Причём – без всяких указаний, как ей пользоваться, что делает невозможным восприятие этой даты тем кругом читателей, которому адресована книга. Это – яркий пример откровенного утаивания «неудобной информации».

Краткая аннотация проекта

Актуальность изучения предмета "Духовное краеведение Подмосковья" обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. В современной России растет интерес к культурно-историческому наследию страны. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

Рождество Христово как православный праздник и как любимый праздник всех детей. История праздника: библейская и в традициях русского народа. Почему не совпадают дни празднования Рождества у православных и католиков? Проект должен помочь школьникам в усвоении русских национальных традиций празднования Рождества и Святок, Рождественского поста и Сочельника. И постараться понять, почему человечество начало новый отсчет времен с Рождества Христова.

Основополагающий вопрос:

Какой сейчас век от сотворения мира?

Проблемные вопросы:

1. Сколько веков существует наша планета и человечество?
2. А что такое наша эра?
3. Юлианский и Григорианский календари, в чем их разница?

Учебные вопросы:

1. Почему за границей – 2009 год от Рождества Христова, а в России – 2009 год нашей эры?
2. Когда отмечают Рождество Христово за границей? А в России?
3. Санта Клаус и Дед Мороз – кто они?
4. Какие символы Рождества вы знаете?
5. Что означает имя Иисус Христос?
6. Притчи. Почему Иисус Христос говорил притчами?
7. Нагорная проповедь. Чему учил Спаситель?
8. Что такое Сочельник? Как называют Рождественский пост?
9. Что такое Святки?
10. Почему люди начали новый отсчет времени с Рождества Христова?

План проведения проекта

1. Представление проекта руководителем (Приложение 4 ).
2. Формирование групп учеников для работы над проектом.
3. Выбор творческих названий проекта с учащимися.
4. Обсуждение плана работы индивидуально с каждым участником и по группам.
5. Информирование учеников о всевозможных источниках, которыми они могут воспользоваться при работе над проектом (Приложение 1 ).
6. Обсуждение вопроса защиты авторских прав.
7. Самостоятельная работа участников по поиску и обработке информации.
8. Анализ результатов проделанной работы. Подготовка к выступлению перед классом.
9. Защита проекта на семинарах (Приложение 2 ).
10. Проведение внеклассного мероприятия для начальной школы со спектаклем "Рождественская сказка" (14 января 2010 г).
11. Выступление в ГДК «Яуза» на районном празднике с литературно-музыкальной композицией "Рождественские кружева" (15 января 2010 г).
12. Поездка в Великий Устюг "В гости к Деду Морозу" (25-27 декабря 2009 г).

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе Государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ "Об образовании" ст.2, 14, 14.5)

В процессе обучения предмету "Духовное краеведение" ставятся следующие задачи:

– дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
– дать знания о христианской нравственной культуре: понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
– способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.

Полезные ресурсы:

1. Шевченко Л.Л. "Духовное краеведение Подмосковья", Москва, 2007.
2. Розина О.В. "Духовные основы русской культуры". Москва, «Наука и слово", 2009. Книга 2, стр.114

Интернет-источники:

  1. Летоисчисление от сотворения мира (Павлов Р.А.), zhurnal.lib.ru
  2. Возраст Вселенной ("Википедия"), ru.wikipedia.org
  3. Юлианский и Григорианский календари ("Википедия"), ru.wikipedia.org
  4. Что означает имя Иисус? (Энциклопедия "Кругосвет"), slovari.yandex.ru
  5. Рождество Христово (Духовный листок "Дорога домой"), www.dorogadomoj.com
  6. Притчи Иисуса Христа ("Патриарх детям"), www.patriarch-detyam.ru
  7. Нагорная проповедь ("Википедия"), www.dorogadomoj.com
  8. Католическое Рождество ("Татьянин день"), www.today.ru
  9. Как празднуют Рождество в мире ("Праздники России"), www.russian-holidays.ru
  10. Православное Рождество ("Общество"), www.rian.ru
  11. Как проводить святки ("Православная газета"), orthodox.etel.ru

Видео-ресурсы

  1. "Вера святых" Сотворение мира, video.mail.ru
  2. Сотворение мира, narod.ru
  3. Рождество в православной традиции, www.youtube.com
  4. П.И.Чайковский "Времена года. Декабрь. Святки", video.mail.ru
  5. Рождество Христово, narod.ru
  6. "Закон Божий" Рождество, video.mail.ru
  7. "Православная азбука" Рождество, rutube.ru
  8. "Рождество Христово" муз. клип, video.mail.ru
  9. Санта Клаус-мультик, www.youtube.com

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В РОССИИ

Рождество Христово - один из самых любимых праздников, и не только в нашей стран, но и во всём мире. Ведь Спаситель родился на земле ради спасения всех людей.

Обычай отмечать праздники в определённые дни связан с церковным календарём. Русская православная Церковь, верная многовековой традиции, придерживается старого календаря - юлианского.

Календарь, которым мы все сейчас пользуемся, называется григорианским. Этот календарь, введённый в России в 1918 году, упорядочивает светскую - государственную, гражданскую жизнь. Григорианский календарь на тринадцать дней опережает юлианский, поэтому Рождество Христово в России, традиционно празднуемое по церковному календарю 25 декабря, в светском календаре приходится на 7 января.

Празднику Рождества Христова предшествует Рождественский пост. Пост - это воздержание от развлечений, животной пищи ради усиленной молитвы к Богу. Молитва учит постоянно помнить о Боге и не поступать дурно. Во время поста верующие более строго, чем обычно, готовятся к таинствам исповеди и причащения.

Таинства - это особые действия в Церкви, в которых таинственно действует сила Божия.

В таинстве Крещения человек становится христианином, членом Церкви, в таинстве Исповеди он приносит покаяние перед Богом и очищается от грехов, в таинстве Причащения он соединяется с Самим Христом.

И так же, как некогда волхвы, христиане стараются принести свой дар Христу. Это дар духовный: одни отучаются от какой-либо дурной привычки, другие хотят взрастить в себе добродетель (то есть воспитать в себе какой-либо добрый навык), сделать какое-то доброе дело - как говорят, во славу Божию, то есть ради Бога, а не для того, чтобы получить благодарность от людей.

Огромную радость детям доставляет изготовление рождественских подарков близким, ёлочных украшений.

Дома к празднику наряжается ёлка. Венчает её восьмиконечная Рождественская звезда - в честь Вифлеемской звезды, которая указывала волхвам путь к Младенцу Христу.

Шестое января - сочельник, день особо строгого поста. В сочельник принято ничего не есть до появления на небе первой звезды.

Её ожидание связано с памятью о Вифлеемской звезде. С появлением первой звезды вкушали сочиво - особенное кушанье из пшеничных зёрен с мёдом.

Главная часть празднования Рождества, как и подготовка к нему, происходит в храме. Во время службы в православном храме снова переживаются волнующие таинственные события, связанные с Рождеством Христовым, звучат торжественные песнопения, среди них - знакомые нам слова, которыми ангелы славили Рождество Христово: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Седьмого января после службы в храме верующие возвращаются домой к праздничному столу. Все угощают друг друга и дарят подарки. Обычай дарить рождественские подарки также восходит к евангельским событиям.

С восьмого января начинаются Святые дни (святки), которые длятся по 17 января. На Святках славили Христа, или устраивали колядование: молодёжь ходила от одного двора к другому с большой самодельной звездой, песнями- колядками прославляла Рождество Христово, чествовала хозяев дома, желала им всякого добра и здоровья, а хозяева за это давали гостинцы.

До введения нового, григорианского календаря Новый год встречали как раз на Святых днях. Теперь гражданский праздник - Новый год отмечается раньше Рождества, но народ не захотел изменить традиции и расстаться с ёлкой. Поэтому любимая рождественская ёлка часто присутствует на праздниках не только Рождества, но и Нового года. Однако не следует забывать, что украшать ёлку - обычай рождественский. Теперь мы вешаем на ёлку самые разные игрушки, а раньше было принято развешивать на ней лакомства - орехи, завернутые в блестящие бумажки, конфеты, пряники. Ёлка напоминала людям об утраченном рае, о древе жизни и его прекрасных плодах.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

Саша Чёрный (1880-1932)

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лён Его волос…

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пёс, прокравшись к тёплой ножке,

Полизал её тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребёнка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!»…

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Иисус Христос родился более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме. В это время римский император - а Палестина находилась тогда под его властью - приказал сделать всенародную перепись. Каждый должен был записаться в том месте, где жили его предки, откуда происходил его род. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились из Галилеи в Иудею, из Назарета в Вифлеем.

В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе - пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества - родился Спаситель мира.

Иисус - имя Спасителя, которое и значит «Спаситель». Самим Богом через Архангела Гавриила было указано Марии назвать Сына именем Иисус. А Христос - перевод на греческий язык древнееврейского слова Мессия, означающего «помазанник». Так древние евреи называли царей, священников и пророков, которых в знак их особенно важного служения и для того, чтобы они могли совершать его богоугодно, помазывали миром. Миро- смесь благовонных веществ, особым образом приготовленная и освящённая.

Оба имени Спасителя говорят о выполнении Им Божественной воли спасения человечества.

Мария спеленала родившегося Божественного Младенца и положила в ясли - решетчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбели Христа яслями называют детское учреждение, где воспитывают совсем маленьких детей (до трёх лет)

Первыми о рождении Иисуса Христа узнали и пришли Ему поклониться простые Вифлеемские пастухи. В эту ночь они пасли стада в поле. Вдруг предстал им Ангел Господень, и Божественный свет осиял их. Великий страх испытали пастухи. Ангел сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне родился Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Внезапно явилось многочисленное воинство небесное, славящее Бога: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение»

Когда ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: «Пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь». Они пришли в пещеру и нашли Марию, Иосифа и Младенца Иисуса, лежащего в яслях. Пастухи поклонились Христу и рассказали Марии и Иосифу о том, что видели и слышали от ангелов.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО и НОВАЯ ЭРА

От Рождества Христова человечество отсчитывает новую эру своей истории. Что это значит? Можно ли это сравнить и связать с тем, что происходит в нашей жизни сегодня?

Каждый человек, каждая семья, каждый род и каждый народ имеет свою историю. В ней есть светлые и мрачные дни, праздники и будни, торжественные, славные события и время горьких уроков. Иногда время летит совсем незаметно, тихо, а иной раз происходят такие важные события, которые влияют на всю последующую жизнь.

Например, в семье рождается ребёнок. Мать и отец младенца раньше жили только для себя и друг для друга, а теперь появился маленький человек, для которого требуется всё внимание родителей и постоянная забота. С рождением малыша в семью приходит новая большая любовь - взаимная любовь родителей и ребёнка. Но возникает и новая ответственность родителей друг перед другом, перед ребёнком и перед обществом за здоровье, судьбу, воспитание этого ребёнка. Любовь и ответственность делает родителей не только счастливыми, но и более серьёзными, взрослыми, начинается новый этап в их жизни - не для себя, или не только для себя, а ради другой жизни, очень дорогой, хрупкой. А потом этот беззащитный малыш должен стать утешением, надёжным защитником и помощником для своих родителей. Так происходит в каждой отдельной семье, в жизни каждого человека.

Человечество - это тоже семья, но только очень большая. Такая семья имеет одну важную особенность: отдельные члены этой огромной семьи могут не знать друг друга, даже никогда друг друга не увидеть. Но для их общего счастья тоже нужна любовь, ответственность друг за друга, проявления заботы друг о друге.

Но откуда возьмётся это драгоценное сокровище- любовь, то общее, важное для всех, которое соединит человеческие сердца, сроднит их в ответственности друг за друга, в желании счастья друг другу? Когда в семье беда или детям грозит опасность, спасать семью должен отец, главный и самый сильный человек в семье.

Кто же будет спасать мир? Кто даст миру родное для всех дитя, которое объединит людей, сможет отвернуть их от собственного эгоизма, самолюбия и сделает человечество взрослым, сознательным, разумным, зародит в людях спасительную любовь друг к другу и ответственность друг за друга?

В Священном Писании говорится, что это мог сделать только Сам Господь. Создатель мира, Тот Единственный, Кто является Отцом всему миру. И Господь предупреждал мир через пророков о том, как это произойдёт: Сам Сын Божий сойдёт на землю и станет Сыном Человеческим.

И вот две тысячи лет назад в Вифлееме родился Иисус Христос- Богочеловек, Спаситель мира. Бог Сын - вторая Ипостась Бога - воплотился в человеке, родился как человек.

Иисуса Христа называют Словом (Логосом) и Любовью, потому что через Спасителя к людям пришли в мир Божественное Слово (созижающая мысль), Клоторым создавался мир, и Божественная Любовь, через Которую был сотворён мир. Так, в Богочеловеке воплотились и Творческое Слово и Жертвенная Любовь.

Мир видел, непосредственно узнал и понял истинное Слово (знание) о Высшем, Божественном творчестве, созидании: мир создан и сохраняется Жертвенной Любовью.

В этом заключается то особенное, что характеризует новую эру. Все остальные жизненные явления происходили так же, как и прежде: по-прежнему рождались и умирали люди, были войны, менялись границы государств, мода…

Но в период новой эры мир уже знал Бога: не один или два избранника Божия, а целый мир. Бог родился в человеческом мире и теперь через Евангелие, церковные таинства рождается в сердцах людей постоянно. И всё-таки принять Божественного Младенца в своё сердце, растить Его в себе, чтобы отдать миру, как это делали Пресвятая Богородица и праведный Иосиф, и сейчас готов далеко не каждый. Как в начале новой эры в перенаселённом Вифлееме не нашлось места для рождения Спасителя, так и на протяжении всей последующей истории в суетном человеческом мире, Ему нет места. Но в тишине и уединении Он рождается в сердцах некоторых людей. И эти люди начинают учиться жить по Божественному Слову, проявлять заботу не только о себе, но и о других людях, обо всём человеческом мире, спасая мир от зла. Так и живёт Христос в сердцах людей, проявляясь как знание (Слово) и как Любовь в мире, спасая его.

Сравнивая личное с общечеловеческим, человек знакомится с окружающим миром, миром духа и творчества, начинает глубже понимать историю и культуру народов. Великая тайна спасения открывается в том, что спасение человечества происходит в душах людей, в зависимости от готовности самих людей принять радости и страдания мира.

Получая религиозный опыт, такие люди часто стараются отразить свои ощущения, своё понимание мировых событий, истории человечества в творчестве - в живописи, графике, поэзии, прозе, песнях. Знакомясь с культурой народов, вы убеждаетесь, как много людей создают произведения искусства на евангельские темы. Особенно часто люди посвящают своё творчество таинственному событию Рождества Христова.

Каждый человек по-своему переживает это чудесное событие в истории человечества. Но источником вдохновения является Евангелие. По нему принято проверять своё чувство и понимание каждого события новозаветной истории.

Стихотворение «К Рождеству» принадлежит нашей современнице - молодой поэтессе Афанасьевой Алле Анатольевн (род. В 1977 году). Учёба и начало творчества поэтессы совпали с годами почти всеобщего безверия и запрета на знания о православных традициях. Но из стихотворения понятно, что события Священной истории были доступны поэтессе, она пытается осмыслить их таинственное содержание, соотнести со своей жизнью и жизнью близких людей и отразить в своём поэтическом творчестве.

К РОЖДЕСТВУ

А.А.Афанасьева

Когда в тиши морозной ночи

В канун Христова Рождества

Зажжётся в небе ярче прочих

Небесных тел одна звезда,

Когда на землю осторожно

Прольётся благодатный свет,

Тогда пусть милосердьем Божьим

Исчезнет груз тяжёлых бед

У тех, кто в чудо свято верит,

Кого сей свет в дороге греет

На протяженье долгих лет.

Лучи таинственного света

Пускай растопят в душах лёд

У тех, кто спит во мраке где-то,

Чудес не ищет и не ждёт.

Пусть в ночь Любви Святой Рожденья

Не будешь ты, как прежде, спать,

Очистишь сердце от сомненья,

Чтоб свет звезды в ночи встречать.

И впредь пускай твою дорогу

Сей Свет Всевидящего Бога

Отныне станет освещать.

Константин Михайлович Фофанов (1862-1911гг.) родился и жил в Петербурге примерно сто лет назад. Православие в России тогда было государственной религией, но среди молодёжи распространялся и атеизм - отрицание Бога. В таких условиях Константина Михайловича волнует тема Рождества Христова, распятия и Воскресения, поэт утверждает в своём стихотворении, что Христос продолжает жить не только в вечном мире, но и на земле, что шествие. Его в мире победоносно, что никакое коварство, никакое зло не в силах воспрепятствовать распространению среди людей правды и добра, поскольку их источником и носителем является Сам Господь.

К.М.Фофанов

Ещё те звёзды не погасли,

Ещё заря сияет та,

Что озарила миру ясли

Новорождённого Христа…

Тогда, ведомые звездою,

Чуждаясь ропота молвы,

Благоговейною толпою

К Христу стекалися волхвы…

Пришли с далёкого Востока,

Неся дары с восторгом грёз, -

И был от Иродова ока

Спасён Властительный Христос!...

Прошли века… И Он, распятый,

Но всё по-прежнему живой,

Идёт, как истины Глашатай,

По нашей пажити мирской;

Идёт, по-прежнему обильный

Святыней, правдой и добром,

И не поборет Ирод сильный

Его предательским мечом.

Известный философ,писатель, поэт Владимир Сергеевич Соловьёв родился в 1853 году в Москве, умер в 1900 году. Его творчество принадлежит примерно тому же времени, в которое писал К. Фофанов. В своём стихотворении В.Соловьёв говорит о великой силе любви и Божественного Слова, без которых невозможна жизнь человеческая. Любовь соединяет людей на земле и торжествует над смертью, соединяет в вечности.

ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ?

В.С.Соловьёв

Люди живы Божьей лаской,

Что на всех незримо льётся,

Божьим Словом, что безмолвно

Во вселенной раздаётся.

Люди живы той любовью,

Что одно к другому тянет,

Что над смертью торжествует

И в аду не перестанет.

А когда не слишком смело

И себя причислить к людям,-

Жив я мыслию, что с милой

Мы навеки вместе будем.

Наше летосчисление = эра "от Рождества Христова"

ПРЕДВАРЕНИЯ

Как уже отмечалось, эра "от Рождества Христова" была введена post factum "кончиком пера". Впервые от Рождества Христова (в латинской традиции - "Anno Domini" (AD) - "года Господня") был обозначен год, который стал 525-м годом нового летосчисления.

Эра была создана римским монахом, папским архивариусом, скифом по происхождению Дионисием Малым. Никаких сведений о том, на основании каких расчетов и соображений это было сделано, не имеется. Поэтому относительно схемы перехода на новое летосчисление предлагаются различные догадки, хотя ни одна из них не представляется убедительнее другой. Доподлинно известно лишь то, что связано это было с подготовкой пасхальных таблиц (пасхалии) на дальнейшую перспективу.

По сложившейся в свете решений Никейского Собора 325 года церковной традиции, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. В связи с несоразмерностью солнечного и лунного циклов, которым она сопоставляется, дата праздника с годами смещается по временной шкале в пределах с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю. Практически на каждый год она определяется расчетным путем.

При составлении пасхалий днем весеннего равноденствия с 325 года принято было считать 21 марта по юлианскому календарю. В основание расчетов пасхальных фаз Луны на каждый год был положен относительно точный 19-летний лунный цикл, открытый великим греческим астрономом Метоном в 432 - олимпийском - году до н.э. Как было установлено, каждые 19 лет все фазы Луны приходятся на те же числа месяца солнечного года. Это так называемый "круг Луны".

С другой стороны, в юлианском календаре каждые 28 лет все числа месяца приходятся на те же самые дни недели. Это так называемый "круг Солнца".
Поскольку 19 и 28 - числа некратные, то все (расчетные!) фазы Луны совпадают с теми же числами месяца и днями недели через период времени, равный произведению 19 х 28, то есть через 532 года. Поэтому каждые 532 года (этот период называется великим индиктионом) повторяются и расчетные даты пасхальных воскресений. В современной традиции индиктионы принято отсчитывать от исходного момента византийской эры - от 5508 года до Р.Х. В настоящее время идет 15-й великий индиктион, который начался в 1941 году.

Исходя из практических соображений, при разработке пасхальных таблиц пользовались менее точным, но более удобным 95-летним (= 19 х 5) циклом (это так называемый малый пасхальный круг). По обычаю, восходящему к началу IV века, такие таблицы подготавливались пасхалистами Александрийской Церкви и затем рассылались по всему христианскому миру.

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

В 247 году эры Диоклетиана заканчивался малый пасхальный круг, составленный на истекавшее 95-летие (153-247 гг.) патриархом Александрийским Кириллом (444 г. по Р.Х.). В связи с этим в 241 году Дионисий Малый приступил к вычислению новой пасхалии, которая должна была начинаться с 248 года эры Диоклетиана. Однако названный император, о чем уже говорилось выше, был жестоким гонителем христиан. Поэтому Дионисий в одном из своих писем высказал предложение отказаться от эры, связанной с именем ненавистного правителя, и впредь считать годы от Рождества Христова (по другим данным - "ab Incarnatio Domini"- "от Воплощения Господа", то есть от праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, который тогда уже отмечался 25 марта).

Существует предположение, что Дионисий в своих расчетах принимал в соображение следующее обстоятельство. Согласно одной из трактовок синоптических Евангелий и древнему преданию, Иисус Христос, "начиная Свое служение, был лет тридцати" (Лк. 3, 23), а распят был на кресте, умер и восстал из мертвых на 31-м году жизни. Воскресение Его совершилось 25 марта. Это была первая христианская Пасха, которая совпала с днем Благовещения Пресвятой Богородицы и называется поэтому Кириопасхой ("Господней Пасхой").

Подобное совпадение, как уже говорилось, может наблюдаться один раз в 532 года, в период, называемый великим индиктионом. Именно через 532 года все фазы Луны приходятся на одни и те же числа месяца и дни недели. Как Дионисий мог определить по своим пасхальным таблицам, ближайшая Кириопасха, т.е. Пасха, приходящаяся на воскресный день 25 марта и совпадающая с праздником Благовещения, должна была быть в 279 году эры Диоклетиана. Следовательно, первая Кириопасха, по римскому пасхалисту, была за 532 - 279 = 253 года до начала данного летосчисления. Присовокупив же к сему число 31 (предполагаемый возраст Христа к моменту крестной смерти), он получил, что сама эра Диоклетиана началась в 253 + 31 = 284 году по Воплощении Господа, как об этом говорилось выше (с. 24-25).

Таким образом, в согласии с предполагаемой схемой рассуждений Дионисия Малого, начало эры "от Рождества Христова", то есть 1 января 1-го года, пришлось на 1 января 753-го года от основания Рима, 43-го года от воцарения Августа, 4-го года 194-й олимпиады. В этот день вступили в свои должности консулы Гай Цезарь и Эмилий Павл. С 1 марта 1-го года по Р.Х. начинался 5509-й год от сотворения мира византийской эры, с 21 апреля - 754-й год от основания Рима, с новолуния 10 июня - 1-й год 195-й олимпиады, с 1 августа - 44-й год от воцарения Августа.
Нелишне отметить, что сам Дионисий начинал счет дней в году с 25 марта, с праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (Напомним соответствующий фрагмент из евангельского повествования: "(И... вошед к... Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова,.. сказал ей Ангел:... радуйся, Благодатная! Господь с тобою... И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус" (Лк. 1, 27. 28. 30. 31)).

Рождество же Христово (воспроизведем евангельский текст: "(Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода" (Мф. 2, 1)); "(И родила (Мария) Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк. 2, 7)) папский архивариус и пасхалист относил, естественно, ровно на девять месяцев вперед, т.е. на 25 декабря 1-го года введенного им летосчисления (см.: П. Попов. Краткая пасхалия с изложением наикратчайших способов к определению числа Пасхи Православной Церкви на всякий данный год. - Печатано с дозволения цензора Московского духовно-цензурного комитета священника Александра Гиляревского от декабря 21 дня 1895 года. - Кострома, 1896. - С. 5; И.А. Климишин. Календарь и хронология. - Изд. 2-е. - М.: "Наука", 1985. - С. 243.). Именно 25 декабря Рождество Христово тогда уже и праздновалось.

ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ

Вполне уместен вопрос: а не мог ли Дионисий при установлении эры "от Рождества Христова" воспользоваться уже готовыми расчетами или предположениями? Каковы мнения по этому вопросу христианских историков предшествовавшего периода?
Согласно епископу Лионскому Иринею и его современнику Тертуллиану (начало III века по Р.Х.), "Христос Господь пришел в мир около 41-го года правления Августа". По Евсевию Кесарийскому, "это был 42-й год правления Августа, а властвования над Египтом 28-й". Епифаний Кипрский указывает 42-й год Августа, 752-й год от основания Рима, при консульстве Августа в 13-й раз и Сильвана. По Сексту Юлию Африканскому, это произошло около 29-го года после битвы при мысе Акциум. Позже греческий историк Иоанн Малала (491-578 гг.) относил Рождество Христово на 3-й год 193-ей олимпиады, 752-й - от основания Города, 42-й - Августа, а "Пасхальная хроника" - на 28-й год воцарения Августа в Египте, в консульство Лентула и Писона.

В "Константинопольском списке консулов 395 года" (Consularia Constantinopolitana ad a. CCCXCV), как и у Епифания Кипрского, Рождество Христово относится на год консульства Августа и Сильвана: "При этих консулах родился Христос в день восьмой до январских календ", то есть 25 декабря, по пресвитеру Исихию.
Как видим, все перечисленные авторы и источники указывают на 3-й или 2-й год до н.э., а "Пасхальная хроника" - на 1 год до н.э.
В "Хронографе 354 года" (Chronographus Anni CCCLIIII) событие Рождества Христова отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, т.е. на 1-й год новой эры. "При этих консулах, - говорится здесь, - Господь Иисус Христос родился в восьмой день до январских календ в пятницу 15-й Луны".
"Хронограф 354 года" - достаточно серьезный труд, содержащий, в частности, перечень всех римских консулов, начиная с 509 г. до н.э. по 354 г. н.э., списки префектов Рима за сто лет (251- 354 гг. н.э.) и римских епископов от апостола Петра до папы Юлия (352 г.). Будучи папским архивариусом, Дионисий вполне мог знать о документе, содержавшем столь важные хронологические сведения. И потому он мог использовать цитированное свидетельство при установлении исходной точки системы счета лет от Рождества Христова. Быть может, именно оно и натолкнуло его на мысль о введении собственно христианского летосчисления?
Безусловно, здесь нельзя исключать и возможности позднейшей интерполяции. Оригинал "Хронографа" утрачен, и мы располагаем лишь копиями памятника. Однако в пользу его подлинности может говорить, в частности, следующее обстоятельство.

Здесь - после указания под 29-м годом н.э. (безусловно, в позднейшем уже пересчете) имен консулов Фуфия Гемина и Рубеллия Гемина - отмечается: "В их консульство Господь Иисус Христос пострадал в пятницу при возрасте Луны 14 дней". И далее, в разделе XIII "Римские епископы", находим дополнительные сведения: "Во время правления Тиберия пострадал Господь наш Иисус Христос при консульстве обоих Геминов в день восьмой до апрельских календ".
Как видим, в приведенных фрагментах смерть Христа на кресте отнесена на пятницу 25 марта, а Воскресение Его, следовательно, - на 27 марта. В Западной Церкви во II-V веках многие авторитетные богословы и историки (епископ Ипполит, пресвитер Тертуллиан и другие) приняли на веру свидетельство подложных "Актов Пилата", согласно которым "Христос пострадал за восемь дней до апрельских календ (ante diem VIII Kal. Apr.)". В римский мартиролог (поминальный список мучеников) под этим числом был даже внесен благоразумный разбойник, один из двух, которые были распяты на Голгофе рядом со Христом (Лк. 23, 32. 39-43). Но после Дионисия, датировавшего первую Кириопасху именно 25 марта 31 года по Р.Х., подобный анахронизм в позднейшей интерполяции вряд ли можно считать возможным.

Применительно к случаю приведем и другой пример. В одном из памятников, близких к "Хронографу 354 года" по времени, в частности, в "Константинопольском списке консулов 395 года" (Consularia Constantinopolitana ad A. CCCXCV), под 29 годом н.э. после имен "обоих Геминов" имеется приписка: "При этих консулах пострадал Христос в день десятый до апрельских календ и воскрес в восьмой день (passus est Christus die X Kal. Apr. et resurrexit VIII Kal. easdem)". При совпадении с Дионисием дня в данном случае разнится год смерти Христа. В позднейших памятниках прямо указывается дата 25 марта.

ПОСТРАЗМЫШЛЕНИЯ

Прямо или косвенно, но в определении времени Рождества Христова, к сожалению, Дионисий несомненно ошибся. Его датировка вступает в прямое противоречие с приведенным выше историческим свидетельством Евангелия от Матфея: "...Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода" (2, 1).
Как следует из сообщения Иосифа Флавия в "Иудейских древностях" (XIV. 14, 5), царь Ирод I Великий "достиг царской власти в сто восемьдесят четвертую олимпиаду, во вторичное консульство Гнея Дометия Кальвина и [в первое] Гая Асиния Поллиона".

По консулам - это 714 год от основания Рима, т.е. 40 год до н.э. К сожалению, номер года в четырехлетие 184-й олимпиады автором не указан, как это часто у него случается.
В частности, консул Асиний Поллион (76 г. до н.э. - 4 г. н.э.), оратор, поэт, историк (его "История" до наших дней не сохранилась), общественный деятель, известен как основатель первой публичной библиотеки в Риме и покровитель выдающегося римского поэта Вергилия (70-19 гг. до н.э.).
Именно с этим современником Мецената связывает Вергилий в знаменитой IV эклоге "Буколик" ("Пастушеских песен") свои проникновенные пророчества о наступлении "золотого века":

"Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,
Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,
Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство,
Снова с высоких небес посылается новое племя.
К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену
Роду железному род золотой по земле расселится.
Дева Луцина! Уже Аполлон твой над миром владыка.
При консулате твоем тот век благодатный настанет,
О Поллион! - и пойдут чередою великие годы".

Но вернемся к царю Ироду, имя которого стало нарицательным во всем христианском мире. Скончался сей жестокий властитель "спустя пять дней после казни [своего сына] Антипатра, процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [последнего правителя из династии Хасмонеев] и тридцать семь лет после провозглашения своего царем со стороны римлян... сумев дожить до преклонного возраста... (ему было около семидесяти лет)" ("Иудейские древности", XVII. 8, 1).
В том году перед иудейской пасхой, в ночь после казни Иродом восставших против его беззаконий иудеев под водительством некоего Матфия, которых он "велел сжечь живьем", "произошло лунное затмение" (XVII. 6, 4).

Согласно астрономическим расчетам, на ближайший к событию период времени приходилось три лунных затмения: в ночь с 12 на 13 марта 750 года, 20 января 752 года и в ночь с 9 на 10 января 753 года от основания Рима. При этом второе из них видимо было лишь в западном полушарии и тем самым в рассмотрение может не приниматься. Далее, на монетах 753 года указывается уже преемник окончившего свой кровавый век царя, да и январь - слишком ранний срок для празднования иудейской пасхи. Все это указывает на первое затмение. А сие означает, что Ирод почил от злых дел своих в 750 году от основания Рима, то есть в 4 году до Рождества Христова.
Согласно Евангелию от Матфея (2, 1-18), за несколько лет до своей кончины властолюбивый царь совершил, быть может, самое коварное и жестокое в жизни своей злодеяние - избиение младенцев.

Надменный правитель счел "себя осмеянным волхвами", кои, путеводимые Вифлеемской звездой, пришли с Востока поклониться Рождшемуся Младенцу Иисусу, Которого именовали Царем Иудейским. Они не возвратились больше в Иерусалим в деталях известить коварного и зломысленного сатрапа. И тот "весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое [прежде] выведал от волхвов".
Приведенное евангельское свидетельство относит событие Рождества Христова от кончины Ирода еще далее, в пределах до двух лет, "по времени которое выведал [царь] от волхвов". До его смерти святое семейство некоторое время пребывало в стране пирамид ("бегство в Египет", Мф. 2. 13-15, 19-21).
В этом контексте можно напомнить и о том, что по Евангелию от Иоанна проповедь Христа до предания Его на крестные муки и смерть продолжалась не один, а три года. Об этом свидетельствует, в частности, иерусалимский пресвитер Исихий (432 г.). Тем самым хронологические рамки земной жизни Спасителя заметно расширяются.
Кроме обстоятельств исторического характера, несомненно, следует принимать во внимание и погрешности в исходных данных при хронологических расчетах Дионисия (если таковые производились): неточность метонова лунного цикла да и самого юлианского календаря, отсутствие конкретной временной привязки александрийских пасхальных таблиц и многое-многое другое...

К проблеме датировки Рождества Христова астрономы обращались и позднее. В частности, предпринимались попытки связать евангельское свидетельство о явлении Вифлеемской звезды, которая путеводила волхвов, со взаимным расположением планет на одной оси, с их схождением, соединением в одной точке небосвода с умноженной в результате этого яркостью свечения.
Как говорил, в частности, раввин Абарванела (XV век), "наиболее важные перемены в подлунном мире предзнаменуются соединениями Юпитера и Сатурна". Пророк Моисей, по его словам, "родился три года спустя после такого соединения в созвездии Рыб".
Одно из соединений Юпитера и Сатурна как раз в созвездии Рыб наблюдалось в 747 году от основания Рима, то есть в 7 году до н.э. Расстояние между ними в это время составляло около полуградуса, что равно диаметру Луны. В следующем году к этим планетам присоединился и Марс. Именно исходя из расчетов расположения упомянутых планет один из основоположников новой астрономии Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) относил событие Рождества Христова к 748 году от основания Рима, то есть к моменту времени за два года до кончины царя Ирода. Полагая иную точку зрения абсолютно ошибочной и совершенно условной, творец законов движения планет свой труд "Новая астрономия" датировал так: "Anno аеrae Dionisianae 1609" - "Года эры Дионисиевой 1609".

В поисках следов Вифлеемской звезды, отметим также, некогда исследовались архивы, содержавшие сведения о самых различных астрономических явлениях в масштабе всего мира. В результате были обнаружены записи в китайских и корейских хрониках, согласно которым весной 5 года до н.э. в точке неба недалеко от звезды Козерога вспыхнула Новая звезда, которая была видна на протяжении 70 дней. По астрологическим представлениям того времени это предвещало рождение великого царя.
Здесь, полагаем, не будет неуместным еще раз напомнить об одном из нескольких исторических фактов, которые, безусловно, связаны с обсуждаемой проблемой.
Обратимся к приводившимся выше начальным словам повествования о Рождестве Христовом из Евангелия от Луки: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею" (2, 1-2).

Император Цезарь Август незадолго до кончины составил краткое жизнеописание, которое завещал вырезать на медных досках и установить у входа в свой мавзолей. После его кончины так называемые "Деяния божественного Августа" на латинском и греческом языках получили широкое распространение во всей Римской империи.
В 1555 году по Р.Х. послами императора Фердинанда II к султану Сулейману в Анкаре (древней Анкире) на стене местного храма Рима и Августа, позднее превращенного в мечеть, была обнаружена надпись-билингва (Monumentum Ancyranum), содержавшая текст "Деяний". Фрагменты подобных надписей были найдены также в Антиохии и Аполлонии (Писидия в Малой Азии).

В жизнеописании от первого лица повествуется о деяниях божественного Августа на благо римского народа, ради утверждения его величия, процветания и могущества, ради воцарения мира, возрождения старых добрых нравов; перечислены все его победы и триумфы, все благотворения, адресованные римским гражданам, воинам, ветеранам когорт.
Среди прочего здесь говорится и о проведении кесарем Августом переписи "по всей земле". За годы его правления она проводилась трижды: "Перепись была произведена после промежутка в сорок два года... Вторую перепись я произвел один, обладая консульскими полномочиями, в консульство Гая Ценсорина и Гая Асиния... Третью перепись, обладая консульскими полномочиями, я произвел вместе с сыном моим Тиберием Цезарем в консульство Секста Помпея и Секста Аппулея".
Согласно принятой в современной историографии датировке, первая перепись в империи была проведена в 28 году до н.э., вторая - в 8 году до н.э., третья - в 14 году н.э. Результаты последней переписи были опубликованы за 100 дней до кончины Августа (См., в частности: Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М., 1962. - С. 528).
Иудея не считалась провинцией Рима вплоть до 6 года н.э., когда при Архелае, сыне царя Ирода, она была присоединена к Сирии. Однако страна находилась в сильной зависимости от империи, правители ее назначались в Вечном городе. Ирод был утвержден на престоле Иудеи в 40 году до н.э. в римском сенате, откуда он вышел в сопровождении двух из триумвиров - Гая Юлия Цезаря Октавиана и Марка Антония. Иосиф Флавий, как мы видели ранее, говорит о провозглашении Ирода царем "со стороны римлян". Поэтому евангелист Лука и упоминает о проведении переписи повелением кесаря.

В свете прежде изложенного становится более понятной применительно к Иудее и временная шкала "Деяний божественного Августа". Правда, документально подтверждено назначение Квириния наместником Сирии лишь в 6 году н.э. Однако, исходя из евангельского текста: "Эта перепись была первой в правление Квириния Сириею" (Лк.2,2), - кажется вполне возможным предположить, что он мог быть там дважды: не только в новое время, но и несколько ранее. Как считают комментаторы, это могло быть в 3-2 гг. до н.э. и в 6-7 гг. н.э. (Иосиф Флавий. Иудейские древности. -Т. 2.- Минск: "Белоруссия", 1994. - Примечания к книге XVIII. - С. 591). Но там, где допускается мультиплицирование событий, проблема двух - трех лет, полагаем, - отнюдь не проблема. Правда, вряд ли можно утверждать при этом, что тем самым вопрос закрыт.

В заключение и в подтверждение последнего тезиса приведем весьма компетентное в данном случае мнение, принадлежащее видному русскому историку Древней Церкви и авторитетнейшему специалисту в области именно церковной хронологии, профессору Санкт-Петербургской духовной академии В.В. Болотову (1854-1900 гг.).
Когда в 1899 году на заседании Комиссии Русского астрономического общества по реформе календаря, на котором ученый присутствовал в качестве представителя Святейшего Синода Русской Православной Церкви, была затронута проблема исходного момента (эпохи) перспективной системы всемирного летосчисления, он заявил: "Год рождения Христа лучше исключить из списка тех эпох, на которых Комиссия может остановить свой выбор. Научно год рождения Христа (даже только год, а не месяц и число!) установить невозможно" (Цит. по: С. И. Селешников. История календаря и хронология. - М.: "Наука", 1970. - С. 190).

АПРОБАЦИЯ ЭРЫ "ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА"

Эра "от Рождества Христова", введенная Дионисием Малым в 525 году, уже в начале VII века была апробирована папой Римским Бонифацием IV. Она встречается и в документах папы Иоанна XIII (965-972 гг.). Но лишь со времени Евгения IV, с 1431 года, данная эра применяется в документах канцелярии Ватикана регулярно. Одновременно в обязательном порядке должен был указываться и год от сотворения мира.
Вскоре после введения эра была использована также и некоторыми западными историками и писателями, в частности, современником папского архивариуса Марком Аврелием Кассиодором, столетием позже - Юлианом Толедским, затем - Бедой Достопочтенным.

На протяжении VIII-IX веков новая эра получила широкое распространение во многих государствах Западной Европы.
Что же касается Восточной Церкви, то она, по словам Э. Бикермана, долгое время избегала пользования эрой "от Рождества Христова", так как споры о времени явления в мир Вифлеемского Младенца в Константинополе продолжались вплоть до XIV века.
Правда, бывали и исключения. Так, в греческой пасхалии, составленной в IX веке на весь 13-й великий индиктион (877-1408 гг.) Иоанном Пресвитером, наряду с годом от сотворения мира, кругами Солнца и Луны и т.п. проставлен также и год от Рождества Христова.

В России христианское летосчисление и январское новолетие, как уже говорилось, было введено в конце 1699 года указом Петра I, по которому (лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах) год, начинавшийся после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, стал считаться 1700 годом от Рождества Христова. Однако юлианский календарь сохранил свое существование до 1918 года. Видимо, русский царь не дерзнул посягнуть на овеянное древностью достояние великого и божественного Цезаря. При этом, как уже отмечалось, Петр I ошибочно считал 1700 год началом нового столетнего века.
К настоящему времени эра "от Рождества Христова", созданная Дионисием Малым более полутора тысячелетия тому, "стала как бы абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени" (Е.И. Каменцева. Хронология. - М.: "Высшая школа", 1967. - С. 24).

Заметки о нашем календаре. И.А. Климишин.






Инструктаж по ТБ. Рождество Христово и новая эра. Как распространялось Евангелие.

Цель: 1. Познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово»

2. Продолжить формирование понимания символического языка иконы

3. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения

4. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

Оборудование: карточки с новыми терминами, видео мультфильм

«Рождество Христово», аудиозапись песни «Славим Рождество», икона «Рождество Христово», раздаточный материал для работы в парах.

Ход урока:

Орг.момент: Улыбнёмся друг другу глазами.

Взгляд наш чистый и добрый.

Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно.

Сегодня у нас очередное занятие по ОПК. И для вас уже не секрет, что уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.

Богом нам дана душа – это маленький наш храм.

Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там?

Может зависть завелась, притаилась ложь и лень,

Или что-нибудь ещё в нём живёт не первый день?

В храмике своей души ты порядок наведи!

Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди!

Какие качества вам хотелось бы взрастить в себе, чтобы чувствовать, живя в обществе людей, лёгкость на сердце и чистоту в душе? Назовите эти качества с опорой на буквы своего имени. (дети приводят примеры)

В – верная

А – аккуратная

Л – любящая

Е – естественная

Р – рукодельница

И – интеллигентная

Я - ясная

Какая книга помогает людям хранить свою душу и сердце в чистоте? (Библия)

Словарная работа

Давайте полистаем ещё раз наш православный словарик, чтобы повторить некоторую терминологию: Библия, Евангелие, Спаситель мира, Богородица, обет, Назарет, Иосиф, Архангел, Палестина, Иерусалим,

Итак, думаю, что вы догадались, о каком православном празднике сегодня будем говорить?

Работа по новой теме:

Действительно, 7 января на каникулах в тёплой домашней обстановке каждый из вас встретит самый светлый, красивый и любимый праздник

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО .

Рождение детей – всегда радостное и важное событие в жизни людей. Родственники, знакомые, друзья поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья и благополучия родившемуся ребёнку.

День рождения Христа празднуют во всём мире .

Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Даже современное летосчисление ведётся именно от Рождества Христова.

Сегодня на уроке вам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много (более двух тысяч) лет назад..

Произошло это событие в далёкой и тёплой стране Палестине, где находится городИерусалим . Местность там гористая. По склонам гор разведено местными жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городеНазарете жила Дева Мария в доме Иосифа. В то время римский император Октавиан Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлиема, поэтому он и Мария отправились из Назарета в Вифлием.

В Вифлием съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе, т.е. в пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель Мира. Самим Богом через Архангела Гавриила Марии было указано назвать сына Иисус (на древнееврейском «Спаситель» ) Христос (с греческого «Помазанник» . Так древние евреи называли царей, священников, пророков в знак их важного служения: помазывали миром (миро) – смесь благовонных веществ по- особому приготовленная и освещённая.

Мария спеленала родившегося младенца и положила в ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбельки Христа так называют детское учреждение, где воспитываются маленькие дети.

Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У него не было пристанища, колыбельки как у всех детей. Ясли, т.е. ящик для корма скота стал его колыбелькой, пещера стала его пристанищем. Но разве обиделась Дева Мария на людей? Она всё так же смиренна, излучает любовь и кротость. (рассматривание иконы)

Ученик: Кротость, любовь и смиренье веет дыханием роз.

Грешной земле во спасенье послан Младенец Христос.

Дева склонилась над сыном, в сердце её – чистота.

Ангелы реют незримо, славят рожденье Христа.

Действительно, ангелы подарили маленькому Христу красивую песню небес.

Но не прошло это событие незамеченным и для людей. Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи . В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им великую радость, что родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь! И указал место, где они смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо младенца.

Узнали об этом событии и волхвы – древние ученые, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда. Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула на небе и засияла, всеми восьмью гранями поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, которой дадут имя Вафлиемская, указала волхвам путь до самой пещеры.

В Евангелие сохранились имена этих волхвов – ВАЛТАСАР, ГАСПАР, МЕЛЬХЕОР. Поклонившись Младенцу до земли, волхвы вручили подарки: ЗОЛОТО, как царю , в виде дани.Ладан (ароматная смола), как богу , при богослужении. Смирну (масло), как человеку , идущему на смерть. Потому что умерших людей смазывают благовонным маслом.

Мария хранила эти дары всю жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон . От даров и поныне исходит удивительное благоухание.

И все твари Божие радовались появлению Спасителя . (послушаем об этом замечательные стихи.)

Ученики:

В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени, гладил лён его волос.

Бык дохнул в лицо младенца и, соломою шурша,

На упругое коленце засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши к яслям хлынули гурьбой.

А бычок, прижавшись к нише, одеяльце мял губой.

Пёс, прокравшись к тёплой ножке, полизал её тайком.

Всех уютней было кошке в яслях греть Дитя бочком.

Присмиренный белый козлик на чело его дышал.

Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал:

- «Посмотреть бы на Ребёнка хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко в предрассветной тишине.

А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки. Прошептал: «Смотри скорей!»

Закрепление изученного с помощью видеоматериала.

Давайте и мы с вами посмотрим на это чудное событие – Рождество Христово! (мультфильм)

Что было изображено в последнем кадре мультфильма? (ёлка)

Как выглядела ёлка? (нарядная, новогодняя)

А почему на праздник Рождества у людей в домах нарядные ёлки?

Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.

С людьми вся природа в ту ночь ликовала:

Шумя, на деревьях листы, таинственным шепотом славили Бога

И пахли сильнее цветы.

Три дерева – пальма, маслина и ёлка у входа в пещеру росли

И в первые дни в горделивом восторге Младенцу поклон принесли.

Прекрасная пальма его осенила зелёной короной своей.

А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.

Лишь скромная ёлка печально стояла, она не имела даров.

И взоры людей не пленял красотою её неизменный покров.

Увидел то Ангел Господень и ёлке с любовью сказал:

«Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена»

Сказал так и звёздочки с неба скатились на ёлку одна за другой.

И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.

И до сих пор рождественская ёлка Вифлеемской увенчана звездой!

За какие качества ёлка получила такое щедрое вознаграждение? (скромность, кротость, смирение, терпение…)

Проверка знаний:

У вас на партах тоже лежат восьмиконечные звёздочки. Положите на каждый лучик определение, соответствующее термину, записанному на луче. (работа в парах)

Итог:

За хорошую работу на уроке вы тоже заслужили подарки. Раскраска с заданием. Думаю, что при выполнении данного задания вы проявите не только творчество мысли, но аккуратность и терпение.

А урок предлагаю закончить красивой песней , посвящённой замечательному православному празднику Рождеству Христову

Светлый праздник Рождества – праздник обновленья,

Песни ангельской слова льются во вселенной.

Возвещаю радость вам, радость эта будет

Всем искупленным сердцам, на Земле всем людям.

Эта радость с высоты нам даётся, дети,

Песнь небесной красоты в Новом всем Завете.

«День Рождения Христа!» - небо всё ликует

Пойте детские уста: Слава,аллилуя!



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.