Кого из поэтов называли декадентской мадонной. «Декадентская мадонна

8 ноября 2014 года на абонементе Псковской областной универсальной научной библиотеки (ПОУНБ) откроется книжная выставка под названием «Декадентская мадонна» , посвященная 145-летию со дня рождения Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869-1945) - русской поэтессы и писательницы, драматурга и литературного критика, одной из представителей "Серебряного века" русской культуры.

Современники называли Гиппиус «сильфидой», «ведьмой» и «сатанессой», воспевали ее литературный талант и «боттичеллиевскую» красоту, боялись ее и поклонялись ей, оскорбляли и воспевали. Она всю жизнь старалась держаться в тени великого мужа (Дми́трия Мережко́вского) - но ее считали единственной настоящей женщиной - писателем в России, умнейшей женщиной империи. Ее мнение в литературном мире значило чрезвычайно много; а последние годы своей жизни она прожила практически в полной изоляции.

В ее стихах было все, что характерно для литературного течения (декаданса): нарочитая оторванность от жизни, раздумья о любви и смерти, превознесение ценности отдельной личности (прежде всего собственной).

Раздумья на "вечные темы" - "о человеке, любви и смерти" - определили тональность многих стихов Гиппиус начала XX века. Главной ценностью для нее была по-ницшеански понимаемая собственная личность ("Люблю я себя, как Бога").

"Беспощадна моя дорога,

Она меня к смерти ведет.

Но люблю я себя, как Бога,-

Любовь мою душу спасет".

В 1899-1901 годах Зинаида Гиппиус публикует первые литературно-критические статьи в журнале "Мир искусств". Подписывает их, как правило, псевдонимами: Антон Крайний, Роман Аренский, Никита Вечер и др.

Самая ценная часть ее поэтического наследия содержится в пяти стихотворных сборниках: "Собрание стихов 1889-1903" (1904), "Собрание стихов. Книга вторая. 1903-1909" (1910), "Последние стихи. 1914-1918" (1918), "Стихи. Дневник. 1911-1921" (Берлин, 1922), "Сияния" (Париж, 1938).

24 декабря 1919 года З. Гиппиус и Д. Мережковский навсегда уезжают из России сначала в Польшу, а затем во Францию. Живя в эмиграции, Зинаида Николаевна продолжает литературную деятельность: пишет стихи, воспоминания.

Вместе с мужем Дмитрием Мережковским они попытались "реконструировать" дореволюционную российскую жизнь в среде себе подобных, создав общество "Зеленая лампа", которое объединило лучших представителей русской эмиграции. Гиппиус была не только организатором и идейным вдохновителем общества - она была его душой, духовным центром.

В 1941 году Зинаида Гиппиус пережила одну из величайших трагедий в своей жизни - кончину горячо любимого супруга. Она хранила его образ в своем сердце, в своей памяти. До самой своей смерти 9 сентября 1945 года она работала над воспоминаниями о Дмитрии Сергеевиче. В возрасте 76 лет Зинаида Николаевна умерла 9 сентября 1945 в Париже.

Книга ее воспоминаний о муже вышла только в 1951 году, возвращение же к читателям-соотечественникам состоялось лишь в 1987 году.

Вниманию читателей будут предложены книги из фондов библиотеки:

Адамович Г. В.
Одиночество и свобода: очерки. - СПб. : Азбука-классика, 2006. - 283 с.

Критические эссе, посвященные творчеству З.Гиппиус, Д.Мережковского, И.Бунина, В.Набокова, М.Алданова, Б.Зайцева и др., - не только рассуждения о силе, мастерстве, успехах и неудачах писателей русского зарубежья - это и повесть о стойкости людей, в бесприютном одиночестве отстоявших свободу и достоинство творчества.

"Женщина "ручной выделки" - так называл ее критик русского зарубежья Георгий Адамович в своей книге.

Гиппиус З. Н.
Дневники: В 2 кн. Т. 1-2 / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. - М.: Интелвак, 1999.

Гиппиус З. Н. Ничего не боюсь - М.: Вагриус, 2004. - 554 с.

Замечательный сборник стихов и воспоминаний Зинаиды Гиппиус, которые составляют единый мемуарный цикл. Это своеобразная книга портретов - психологически убедительных и художественно достоверных; не случайно в ней главное не события, а личности - яркие, неповторимые и в то же время сфокусировавшие в себе важные черты и тенденции того катастрофического времени - А.Блок, А.Белый, В.Брюсов, Ф.Сологуб, В.Розанов, А.Вырубова, Г.Распутин.

Гиппиус З. Н. (Антон Крайний).
Литературный дневник (1899-1907). - М.: Аграф, 2000. - 309с.

Представлена широкая картина русской художественной культуры - картина тревожная, отражающая кризис духовных основ и непримиримую борьбу течений внутри русской интеллигенции. Взгляд Гиппиус не знает авторитетов, ее перо не щадит никого, и прежде всего литературных оппонентов - писателей, ориентирующихся на традиции классического реализма. Но мы, в отличие от автора, опубликовавшего "Литературный дневник" в 1908 году, знаем, что менее чем десятилетие спустя год 1917-й растопчет всех тех, кто так упоенно боролся друг с другом на развалинах общественных идеалов XIX века - и символистов, и реалистов, и представителей прочих менее заметных течений. Одних, как Гиппиус, он заставит покинуть родину, других, как Горького, заставит искать компромиссы с властью и собственной совестью. И это наше знание побуждает внимательно вчитываться в "Литературный дневник", написанный на злобу дня столетней давности, и искать в нем ответы на вопросы современной нам жизни.

Маковский С. К.
На Парнасе Серебряного века. - М., 2000. - 400 с.

Сергей Маковский (1877 - 1962) - сын известного художника К.Маковского, блестящий критик, журналист, организатор выставок, прожил долгую и интересную жизнь. Его мемуары, написанные мастерски, с художественным блеском, воскрешают образы людей, внесших огромный вклад в развитие русской культуры. Очерки и эссе посвящены В.Соловьеву, К.Случевскому, З. Гиппиус, А.Блоку, Н.Гумилеву, М. Добужинскому, Е.Евреинову и многим другим. Книга адресована широкому кругу читателей.

Зинаида Николаевна Гиппиус: Новые материалы, исследования. - М.: Институт мировой литературы РАН, 2002. - 383 с.

Белый А. (1880-1934; Бугаев Борис Николаевич).
Я был меж вас... - Москва: Вагриус, 2004. - 425 с.

Однотомник воспоминаний Андрея Белого составили избранные главы из его мемуарных книг, где история формирования личности писателя растворена в перипетиях жизни и где культурная среда стала главным действующим лицом. Среди персонажей книги есть воспоминания о Зинаиде Гиппиус и Дм. Мережковском.

Хрисанфов В. И.
Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус. Из жизни в эмиграции. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. - 163 с.

С выставкой можно ознакомиться в течение ноября в отделе абонемент (1 этаж, кабинет 18) в часы работы библиотеки.

Контактный телефон: 72-84-03

Главный библиотекарь абонемента Псковской областной
научной библиотеки - Камнева Ольга Александровна

«Декадентская мадонна», «белая дьяволица» (образ из романа Мережковского «Воскресшие боги»), вызывающая и дерзкая «ведьма», вокруг которой роятся слухи, сплетни, легенды и которая их деятельно умножает. Бравадой, с какой читает на литературных вечерах свои «кощунственные» стихи, знаменитой лорнеткой, которой близорукая Гиппиус пользуется с вызывающей бесцеремонностью, ожерельем, сделанным из обручальных колец ее женатых поклонников, а поклонников ее поэзии была тьма.

Гиппиус женственна, элегантна, обаятельна. «Высокая стройная блондинка с длинными золотистыми волосами и изумрудными глазами русалки», — так описывает ее издатель журнала «Новый путь» П. П. Перцов. Издательница журнала «Северный вестник» Л. Я. Гуревич вспоминает ее «светлые прищуренные глаза, в которых было что-то зовущее и насмешливое, она не могла не обращать на себя всеобщего внимания...».

Гиппиус была не просто умная, а очень умная женщина. Не тем умом, который может строить логически непротиворечивые силлогизмы, хотя в логике, даже в мужской логике отказать ей трудно. А тем умом, который видит дальше, видит выше. Она притягивает к себе людей не только внешностью и поэтической славой, но и обаянием своей незаурядности, остротой и беспощадностью критического чутья, силой и глубиной мысли. И отталкивает надменностью, злой и беспощадной насмешливостью, холодным экспериментированием над людьми. Она как будто вменяет себе в обязанность — быть злой, придирчивой, высокомерной.

Ее острый интерес к новым людям быстро сменяется презрительным безразличием, которого она не скрывает. Дерзить людям, провоцировать их, конфузить, бросать в краску — ее любимые развлечения, и при ее уме делать это было несложно . Примеров таких ее шуток и забав в мемуаристике множество, и обид, ею нанесенных, не счесть. Сама же Гиппиус равнодушна к тем неисчислимым оскорблениям в свой адрес, на которые, в частности, нисколько не скупились критики и фельетонисты, как вообще равнодушна к литературным мнениям и к своей литературной славе

Особенно любила Гиппиус, когда ее величали «ведьмой». Это было как награда за прилежание, как признание, что тот демонический образ, который она внедряла в сознание современников, ими усвоен. Ей доставило бы немалое удовольствие, если бы она услышала, как герой ее мемуарного очерка В. В. Розанов однажды с опаской сказал: «Это, я вам скажу, не женщина, а настоящий черт — и по уму и по всему прочему, Бог с ней, Бог с ней, оставим ее...».

То, что Гиппиус преднамеренно творила вокруг себя все эти «безобразия», не вызывает сомнений. Но создается ощущение, что, прибегая к «игре», столь ценимой ею за «бескорыстие» и «загадочность» (см. ее стихотворение «Игра»), она сознательно переключает внимание, наводит на ложный след, отвлекает от себя, скрывая под «литературной маской» свое истинное лицо, которого не хочет обнаруживать. Она прятала лицо не только в переносном смысле, но и в буквальном: в мемуарах встречаются упоминания о том, как странно она пользовалась косметикой, накладывая на свое нежное прозрачное лицо толстый слой пудры кирпичного цвета — вопреки моде и даже приличиям. А ее странные наряды? На них в недоумении оглядывались прохожие и в Петербурге, и в Париже.

С годами Гиппиус научилась властвовать собой в совершенстве, выработала великолепные бойцовские качества, обрела невозмутимое спокойствие (его она не раз демонстрировала в трудных случаях жизни). Отлично зная дурные свойства своего характера (а были и замечательные), умело их сглаживала. И люди, которые впервые встретились с нею в ее зрелые годы, видели Гиппиус, которая, по точному выражению А. А. Ахматовой, «уже была сделана». Выдавали ее только стихи. В мемуаристике интересно отмечать, насколько с пониманием относились к ней, насколько меньше придавали значения ее «скорпионским укусам» те, кто знал, кто внимательно читал ее стихи, нежели те, кто не давал себе труда это делать. Зинаида Гиппиус была одной из ведущих фигур культурного ренессанса начала XX века, она серьезнее тех демонических игр, в которые играла, она значительнее тех «последних» стихов, что контрабандой напечатала в Петрограде в 1918 году и где она ругательски ругала большевиков. Это лишь эпизод ее 60-летней работы в русской литературе, хотя и чрезвычайно характерный: она осталась верна себе, не желая ни молчать, ни приспосабливаться и, как во всем, шла и тут до конца.

Помню, как студенткой, впервые увидев репродукцию картины итальянского художника Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», настолько восхитилась дивной прелестью богини любви и красоты, что, наверное, минут тридцать не могла отвести глаз от нее. Это случилось в далеком 1969 году в Абакане, когда я училась в пединституте на третьем курсе факультета иностранных языков.

Все в той картине для меня было необычно, загадочно, таинственно. Богиня, совершенно обнаженная, подплывала к берегу из пены моря в перламутровой раковине. Изящные покатые плечи. Длинная лебединая шея. Маленькая головка с роскошными длинными золотистыми волосами. Взгляд кроткой, целомудренной, нежной женщины. Образ Венеры сочетал в себе одновременно и внешнюю восхитительную красоту богини, и внутреннюю красоту Мадонн, воспеваемых поэтами и художниками.

Однажды, когда я пришла в гости к своему другу Валерию Майнашеву, студенту литературного факультета,(через несколько лет ставшего известным поэтом Хакасии) и с упоением вновь начала восхвалять картину Баттичелли, он вдруг достал с полки какую-то книгу и прочел: «Высокая стройная блондинка с длинными золотистыми волосами, изумрудными глазами русалки, в очень шедшем к ней голубом платье, она бросалась в глаза своей наружностью.Эту наружность несколько лет спустя я назвал бы боттичеллиевской.

Весь Петербург ее знал, благодаря этой внешности и благодаря частым ее выступлениям на литературных вечерах, где она читала свои столь преступные стихи с явной бравадой».

Так в тот вечер я впервые услышала о декадентской мадонне Зинаиде Гиппиус и познакомилась с ее стихами. Богохульством веяло от ее «Посвящения» 1894 года:
« Беспощадна моя дорога.
Она меня к смерти ведет.
Но люблю я себя, как Бога, -
Любовь мою душу спасет»

Тогда Валерий объяснил мне, что это впечатление о Гиппиус написал один из первых символистских издателей Петр Петрович Перцов. Возможно, он написал это в своих « Литературных воспоминаниях», впервые вышедших в свет в издательстве Академия в 1934 году малым тиражом в 2300 экземпляров.

В наше время о Зинаиде Николаевне Гиппиус написано великое множество статей разного характера, а в те годы мы практически по крупицам собирали сведения о ее биографии, находили ее стихи. Вот что написала она в 1893 году в ««Бессилии».
« Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить…
Мне близок бог - но не могу молиться,
Хочу любви - и не могу любить».

Множество сплетен, слухов и кривотолков поддерживали интерес к этой поэтессе, сочетающей в себе не только боттичеллиевскую чистоту, но и демоническое взрывное начало, дерзкое богохульство, вызов покою, вызов духовной покорности и смирению.
«Жизнь и мой разум, огненно-ясный!
Вы двое - ко мне беспощадней всего,
С корнем вы рвете то, что прекрасно,
В душе после вас - ничего, ничего!», признается она читателям в стихотворении "Ничего», написанном в 1903 году.

Образ « Зинаиды Прекрасной» поражал, отталкивал и притягивал не только поэтов, творивших с ней в одно время: А. Блока, А. Белого, В. Розанова В. Брюсова, но и нас, студентов, живших ровно через сто лет после ее рождения.

В жизни и творчестве Зинаиды Гиппиус было много всего запретного и безнравственного с точки зрения людей, общавшихся с ней в то далекое время, но такого притягательного, разжигающего наше воображение и интерес к ней. Зинаида сама о своей душе писала очень откровенно и безжалостно в стихотворении « Она» в 1905 году.
«В своей бессовестной и жалкой низости
Она, как пыль сера, как прах земной.
И умираю я от этой близости.
От неразрывности ее со мной.
…………………………………………………..
Своими кольцами она упорная,
Ко мне ласкается меня душа.
И эта мертвая, и эта черная,
И эта страшная моя душа!»

Прошли годы. Однажды в отзыве на мою статью « Разве можно забыть» о поэтессе Елизавете Юрьевне Кузьминой-Караваевой автор Нина Антюшкина упомянула о сборнике « Царицы муз» В. В. Ученовой.

Я взяла этот сборник о русских поэтессах 19 - начала 20 веков в библиотеке и неожиданно увидела краткую статью и несколько стихов Зинаиды Николаевны Гиппиус. Так снова у меня вспыхнул интерес к ней. Перечитала все, что о ней написано в интернете, и решила написать свои размышления о жизни и творчестве Гиппиус уже с позиции женщины, пожившей на свете и повидавшей всякого за свою жизнь.

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась (8)20 ноября 1869 года в городе Белев Тульской губернии. Отец, выходец из обрусевшей немецкой семьи, Николай Романович Гиппиус, юрист,служил некоторое время обер-прокурором в Сенате.

Мать, Анастасия Васильевна, урожденная Степанова, дочь обер-полицмейстера из Екатеринбурга.

Семья часто переезжала с одного места на другое, поэтому школу Зинаида посещала урывками, к экзаменам готовилась с гувернантками. С детства Зинаида сочиняла стихи и вела дневники. Девочка была необыкновенно умна и талантлива. Она обожала стихи Лермонтова, знала наизусть многие из них.

Ее секретарь, Владимир Ананьевич Злобин так охарактеризовал Зинаиду Николаевну в « Тяжелой душе»: «Все, что она знает и чувствует в 70 лет, она уже знала и чувствовала в 7, не умея это выразить».

Девочкой Зина чувствовала глубокую привязанность к своему отцу. К несчастью, отец заболел туберкулезом и умер в 1881 году в Нежине Черниговской губернии, когда Зине было всего 11 лет. Зина испытала огромное потрясение от смерти любимого отца.

Семья осталась без средств существования. Сначала переехали в Москву.
Затем были переезды в Ялту, в Тифлис к дяде. Зинаида часто болела: возвратный тиф, бесконечные ангины и ларингиты. Дяде пришлось снять для племянницы дачу в Боржоме.

Именно на этой даче « в вихре веселья, танцев, поэтических состязаний, скачек» ей, наконец, удалось оправиться от потрясшей ее смерти отца.

В 1888 году на даче в Боржоме 18-летняя Зинаида знакомится с поэтом
Дмитрием Сергеевичем Мережковским, ощутив мгновенную духовную и интеллектуальную близость. Они обвенчались в 1889 году и прожили вместе 52 года.

Странный был этот брак. Без детей. Без настоящей семейной жизни.
Скорее это был только духовный и интеллектуальный союз. Дмитрий Сергеевич полностью отрицал телесную сторону супружества, отрицал интимные отношения с женой. А она любила его по-настоящему. И страдала, не желая признаться в этом даже себе. Свои чувства она выразила в « Любви» в 1900 году.
« В моей душе нет места для страдания:
Моя душа – любовь.
Она разрушила свои желанья,
Чтоб воскресить их вновь».

Но уже совсем другие мысли о любви звучат в ее стихотворении в 1901 году.
« Сегодня заря встает из-за туч.
Пологом туч от меня спрятана.
Не свет и не мгла… И темен сургуч,
Которым » Любовь» моя запечатана...

И хочется мне печати сломать…
Но воля моя смирением связана.
Пусть вечно закрытой лежит тетрадь,
Пусть будет Любовь моя - недосказана».

А, уже в « Узле», написанном в 1905 году, чувства ее совершенно иные:
«Сожму я в узел нить
Меж сердцем и сознаньем.
Хочу разъединить
Себя с моим страданьем».

Это же подтверждает и ее секретарь, поэт В. Злобин, написавший в 1958 году: « … Немногие в жизни страдали от любви так, как страдала она… Она не только ничего не приобрела, но все потеряла…»
Продолжение следует.


Больное детство

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 8 ноября (20 ноября по новому стилю) 1869 года в городе Белев Тульской губернии в семье государственного чиновника, служившего в Нежине. Как многие дети из аристократических семей, Зинаида Гиппиус получила прекрасное домашнее образование. Однако, домашним занятиям было еще одно объяснение - девочка тяжко страдала от болезни легких. После смерти отца семья перебралась в Москву, оттуда - в Ялту, а затем - в Тифлис.

Все это время жизнь талантливой девочки была неразрывно связано с увлечением русской классикой. Впрочем, "увлечение" не совсем подходящее слово - она жила в этом мире, мир литературы был для нее более настоящим, чем все, что ее окружало. В 1888 году Зинаида Гиппиус сама начала печатать стихи, затем рассказы, романы, пьесы. Эссе подписывала чаще всего псевдонимом Антон Крайний...

Дмитрий Мережковский - настоящая любовь или брак "для вида"?

В 18 лет юная поэтесса встретила свою первую и единственную любовь - Дмитрия Мережковского, который отныне и на всю жизнь стал для нее мужем, спутником, другом, соратником, как и она для него. Летом 1889 года они поженились и переехали в Петербург.

Личную жизнь Мережковских, не разлучавшихся до гробовой доски, сопровождало множество слухов и небылиц. Иногда их брак называли союзом гомосексуала и лесбиянки, но не смотря ни на что их духовный и творческий союз отличался необычайным долголетием - он продолжался 52 года.

Вечные темы

Раздумья на "вечные темы" - "о человеке, любви и смерти" - определили тональность многих стихов Гиппиус начала XX века. Главной ценностью для нее была по-ницшеански понимаемая собственная личность ("Люблю я себя, как Бога"). Она стала одним из ярких представителей символизма. В ее стихах было все, что характерно для этого литературного течения: нарочитая оторванность от жизни, раздумья о любви и смерти, превознесение ценности отдельной личности (прежде всего собственной).

Я ненавижу человечество
И от него бегу, спеша.
Мое любимое отечество -
Моя пустынная душа.

Боль за Россию

После революции 1905 года в поэзии все еще преобладали символистские мотивы, но в прозе значительное место заняли вопросы общественной жизни. Как большинство русских интеллигентов, Гиппиус волновала судьба ее народа, судьба страны - она, как и все остальные, мечтала о том, чтобы из нищей, забитой, Россия превратилась в прогрессивную мировую державу.

Поэтому, подобно опять-таки большинству интеллигенции, с восторгом приветствовала Февральскую революцию, видя в ней духовное потрясение, призванное очистить человека, раскрепостить религиозное сознание и создать свободную Россию. Однако восторг этот продолжался недолго, всего лишь до 25 октября 1917 года.

Будучи христианами, чета Мережковских-Гиппиус не смогла смириться с кровавой диктатурой большевиков. Они считали Октябрьский переворот преступлением, поэтому без колебаний отвергли и разгон учредительного собрания, и Брестский мир, и красный террор. В дни переворота у Гиппиус рождается ряд гневных стихов:

Лежим заплеваны и связаны
По всем углам.
Плевки матросские размазаны
У нас по лбам.

Поначалу Мережковские надеялись на свержение нового режима, однако надежды рассеялись с поражением Юденича. В 1919 году супруги покидают страну.

Бегство за границу

Мережковские нелегально переходят польскую границу вблизи Бобруйска и поселяются вначале в Минске, где выступают с лекциями для русской эмиграции, публикуют политические статьи в газете "Минский курьер".

В феврале 1920 года переезжают в Варшаву, где Гиппиус становится редактором литературного отдела эмигрантской газеты "Свобода". Но и здесь они не задерживаются. Рассеялась очередная надежда: создать союз братских народов для борьбы с большевизмом. После того, как Польша подписала перемирие с Советской Россией и правительство запретило критиковать большевизм под угрозой высылки из страны, Мережковские выехали в Висбаден, а затем в Париж. Там они поселились в собственной квартире, которая сохранилась еще с дореволюционных времен.

Если гаснет свет - я ничего не вижу.
Если человек зверь - я его ненавижу.
Если человек хуже зверя - я его убиваю.
Если кончена моя Россия - я умираю.

Живя в эмиграции, Зинаида Гиппиус с мужем попытались "реконструировать" дореволюционную российскую жизнь в среде себе подобных, создав общество "Зеленая лампа", которое объединило лучших представителей русской эмиграции.

Гиппиус была не только организатором и идейным вдохновителем общества - она была его душой, духовным центром. Для Зинаиды Николаевны зеленый свет был связан с верой в религию и Россию. Супруги возобновили знакомство с Бальмонтом, Буниным, Куприным...

В эмиграции Зинаида Николаевна продолжает литературную деятельность: пишет стихи, воспоминания. В сентябре 1928 г. Мережковские приняли участие в 1-м съезде русских писателей-эмигрантов в Белграде. За вклад в сокровищницу русской литературы Король Александр наградил супругов орденов Св. Саввы 1-й степени.

Самая главная потеря

В 1941 году Зинаида Гиппиус пережила одну из величайших трагедий в своей жизни (после расставания с родиной) - кончину горячо любимого супруга. Она хранила его образ в своем сердце, в своей памяти.

До самой своей смерти 9 сентября 1945 года она работала над воспоминаниями о Дмитрии Сергеевиче. В возрасте 76 лет Зинаида Николаевна умерла 9 сентября 1945 в Париже.

А книга ее воспоминаний о муже вышла только в 1951 году, возвращение же к читателям-соотечественникам состоялось лишь в 1987...

Зинаида Николаевна Гиппиус - известная русская поэтесса, писательница и литературный критик. Прочитав эту статью, вы познакомитесь с ее жизнью, а также с творческим наследием, которое оставила потомкам Зинаида Гиппиус.

Дата рождения поэтессы - 8 ноября 1869 года. Она появилась на свет в городе Белеве Тульской губернии. Отец ее - дворянин, обрусевший немец, в свое время был По матери русская поэтесса и писательница Зинаида Гиппиус является внучкой полицмейстера из Екатеринбурга. Образование Гиппиус не было систематическим, несмотря на то, что с юных лет она очень много читала.

З. Гиппиус и Д. Мережковский

В 1889 году Зинаида Николаевна вышла замуж за известного поэта Д.С. Мережковского. Она уехала из Тифлиса и вместе с ним перебралась в Петербург. Именно в этом городе годом ранее состоялся ее дебют в качестве поэтессы. Целых 52 года прожила со своим супругом Зинаида Гиппиус. Интересная биография этой женщины привлекает ценителей не только ее собственного творчества, но и творчества ее мужа. Неудивительно, ведь Зинаида Гиппиус прожила с ним долгую жизнь, по ее словам, "не разлучаясь… ни на один день".

"Декадентская мадонна"

В ранних стихотворениях нашей героини заметно влияние С.Я. Надсона. Однако достаточно быстро преодолела его Зинаида Гиппиус. Биография ее уже с ранних лет отмечена созданием самостоятельных произведений. Участники литературной жизни двух столиц России на рубеже веков считали творчество писательницы олицетворением декаданса, а саму ее - "декадентской мадонной". Так ее стали называть с 1895 года, когда было опубликовано "Посвящение". "Люблю я себя, как Бога" - эту фразу из него любила повторять Зинаида Гиппиус. Биография поэтессы очень интересна с точки зрения смены масок, ролей. Не только образ "декадентской мадонны" искусно строился самой Гиппиус и внедрялся в сознание ценителей поэзии. Зинаида Николаевна примерила на себя еще несколько ролей. Предлагаем вам познакомиться с ними.

Смена ролей

Зинаида Гиппиус - поэтесса, которая тщательным образом продумывала свое литературное и социальное поведение. Она периодически меняла роли. Так, перед революцией 1905 года, приблизительно в течение 15 лет, поэтесса пропагандировала сексуальное раскрепощение. В это время несла на себе "крест чувственности" Зинаида Гиппиус. Творчество и биография поэтессы отражают ее позицию. О своем взгляде на жизнь, о "кресте чувственности" она написала в 1893 году в своем дневнике. После этого она стала противницей "учащей церкви". В своем дневнике в 1901 году она написала, что "грех только один - самоумаление". В период с 1901 по 1904 год Гиппиус была организатором религиозно-философских собраний, на которых была представлена программа "неохристианства", которая соответствовала воззрениям ее мужа, Дмитрия Мережковского. Зинаида Гиппиус, биография которой свидетельствует о многогранности ее личности, также считала себя поборником революции духа, которая совершается вопреки мнению "стадной общественности".

Дом Мурузи, взаимоотношения с А.А. Блоком

Дом Мурузи, который занимали Мережковские, стал важным центром общественной и религиозно-философской жизни Петербурга. Его посещение было обязательным для тяготеющих к символизму молодых писателей и мыслителей. Авторитет Гиппиус в объединении, сложившемся вокруг Мережковского, был бесспорным. Большинство его участников считало, что именно Зинаида Николаевна играет главную роль в любых его начинаниях. Однако практически все испытывали неприязнь к Гиппиус, поскольку поэтесса отличалась нетерпимостью, высокомерием, а также часто ставила эксперименты над людьми. Отношения между ней и А.А. Блоком стали особой страницей в истории отечественного символизма. Первая публикация Блока (в журнале "Новый путь") состоялась именно при ее содействии. Но это не предотвратило резких конфликтов между ними в дальнейшем, которые были вызваны тем, что они по-разному относились к вопросам о назначении поэта и о сущности художественного творчества.

Два собрания стихов

Книгу под названием "Собрание стихов. 1889-1903" опубликовала в 1904 году Зинаида Гиппиус. Биография поэтессы через несколько лет была отмечена новым сборником. В 1910 появилась вторая книга, в которой были представлены произведения, созданные в период с 1903 по 1909 год. Публикация 1904 года стала большим событием в жизни отечественной поэзии. откликаясь на нее, писал, что в творчестве Зинаиды Николаевны представлена вся 15-летняя история русского лирического модернизма. Основная тема ее произведений, по мнению Анненского, - "мучительное качание маятника в сердце". В.Я. Брюсов, поклонник творчества Гиппиус, особо отметил ту "непобедимую правдивость", с которой поэтесса фиксирует эмоциональные состояния, показывает жизнь ее "плененной души".

За границей

В 1905 году произошла революция, которая способствовала усилению настроений, владевших Зинаидой Гиппиус. Мережковские решили уехать за границу. В период с 1906 по 1908 год они находились в Париже. Здесь супруги сблизились с эмигрантами-революционерами, в числе которых был Б.В. Савинков, которому Зинаида Николаевна помогала в его литературных опытах. В 1908 году Мережковские вернулись на родину. Здесь они участвовали в неком религиозно-философском обществе, в которое входил Блок, Бердяев,

Литературный критик

Зинаида Гиппиус как критик известна под псевдонимом Антон Крайний. В начале 1900-х годов она являлась проповедником программы символизма, а также философских идей, на основании которых эта программа была построена. В качестве литературного критика Гиппиус часто публиковалась в журналах "Русское богатство" и "Весы". Лучшие статьи писательница отобрала для созданной в 1908 году книги "Литературный дневник". Следует сказать, что Зинаида Гиппиус (краткая биография и творчество которой подтверждают это) оценивала состояние современной отечественной художественной культуры в целом негативно. Эта ситуация, по ее мнению, была связана с крахом общественных идеалов и кризисом религиозных основ, которыми жил 19 век. Гиппиус считала, что призвание художника, которое современная литература не смогла осознать, состоит в прямом и активном воздействии на жизнь, которой следует "охристианиться", поскольку другого выхода из духовного и идейного тупика не существует. Данные концепции поэтессы нацелены против писателей, которые примыкали к издательству "Знание", руководимому М. Горьким, а также против литературы, которая опиралась на традиции классического реализма.

Отражение взглядов Гиппиус в литературном творчестве

В драматургии героини нашей статьи содержится тот же вызов представлениям, которые основаны на устаревшем понимании гуманизма и вере в либерализм. Здесь нужно отметить созданное в 1916 году "Зеленое кольцо". Также эта позиция нашла отражение в ее рассказах, собранных в 5 сборников. В 1911 году Зинаида Гиппиус написала роман "Чертова кукла", в котором описывается несостоятельность верований в усовершенствование общества мирным путем и в общественный прогресс.

Отношение к Октябрьской революции и его отражение в творчестве

К произошедшей в 1917 году, отнеслась враждебно и непримиримо Зинаида Гиппиус. Краткая биография поэтессы дальнейших лет тесно связана с этим событием. Настроения, владевшие ею, отразились в книге Гиппиус "Последние стихи. 1914-1918", опубликованной в 1918 году, а также в "Петербургских дневниках", которые были частично опубликованы в 1920-е годы в эмигрантской периодике, а затем изданы на английском языке (в 1975 году) и на русском (в 1982).

И в дневниковых записях Гиппиус этого времени, и в поэзии (вышедшая в 1922 году книга "Стихи. Дневник 1911-1921"), и в литературно-критических статьях, помещенных в газету "Общее дело", превалирует эсхатологическая нота. Зинаида Николаевна считала, что Россия безвозвратно погибла. Она говорила о наступлении царства антихриста. Поэтесса утверждала, что озверение бушует на развалинах культуры, рухнувшей в 1917 году. Дневники стали хроникой духовного и телесного умирания старого мира. К ним Зинаида Гиппиус относилась как к литературному жанру, который обладает одной уникальной особенностью - способностью запечатлеть и передать "само течение жизни". Письма фиксируют мелочи, "исчезнувшие из памяти", по которым в дальнейшем потомки составят достоверную картину событий, ставших трагедией в истории страны.

Разрыв отношений с принявшими революцию

Ненависть к революции у Зинаиды Гиппиус была настолько сильна, что поэтесса решила порвать отношения со всеми теми, кто принял ее, - с Брюсовым, Блоком, А. Белым. В 1925 году появился мемуарный цикл "Живые лица", основа внутреннего сюжета которого - история этого разрыва, а также реконструкция идейных столкновений, приведших к событиям октября 1917 года. Революция привела к неизбежной конфронтации бывших союзников на литературном поприще. Сама эта революция описывается Зинаидой Гиппиус (наперекор Блоку, который увидел в ней очистительный ураган и взрыв стихий) как "скука потрясающая" и череда однообразных дней, их "тягучее удушье". Однако эти будни были настолько чудовищны, что у Зинаиды Николаевны возникало желание "ослепнуть и оглохнуть". "Громадное безумие" лежит в корне происходящего, как считала поэтесса. Тем важнее, по ее мнению, сохранить "твердую память" и "здравый ум".

Творчество эмигрантского периода

В период эмиграции творчество Гиппиус начинает затухать. Зинаида Николаевна все больше убеждается в том, что поэт не может работать, находясь вдали от своей родины: "тяжелый холод" воцаряется в его душе, она мертва, будто "убитый ястреб". Последняя метафора является ключевой в заключительном сборнике стихов "Сияния", созданном в 1938 году. В нем мотивы одиночества являются преобладающими, поэтесса видит все взглядом "идущего мимо" (эти слова вынесены в заглавия важных стихов в позднем творчестве Гиппиус, напечатанных в 1924 году). Поэтесса пытается примириться с миром перед близким прощанием с ним, однако эти попытки сменяются позицией непримиримости со злом и насилием. Бунин, говоря о стилистике Зинаиды Гиппиус, которая не признает неприкрытой эмоциональности и нередко строится на оксюморонах, назвал творчество поэтессы "электрическими стихами". Рецензируя "Сияния", Ходасевич писал о том, что "поэтическая душа" Гиппиус борется в них с "непоэтическим умом".

"Зеленая лампа"

Вы уже убедились в организаторских способностях, которыми обладала Зинаида Гиппиус. Биография, интересные факты и творчество во многом связаны с ее общественной деятельностью, которая продолжалась практически до самой смерти поэтессы. По ее инициативе было основано общество под названием "Зеленая лампа", существовавшее с 1925 по 1940 год. Цель его создания - объединение различных литературных кругов, которые оказались в эмиграции, при условии, что они разделяли тот взгляд на призвание отечественной культуры за рубежами России, который Гиппиус сформулировала еще в начале деятельности этого кружка. Она считала, что нужно учиться подлинной свободе слова и мнений, а это сделать невозможно, если следовать "заветам" отжившей либерально-гуманистической традиции. Однако следует отметить, что "Зеленая лампа" не была свободна от идеологической нетерпимости. В результате этого среди ее участников возникали многочисленные конфликты.

Книга о Мережковском, которую написала Зинаида Гиппиус (биография)

Кратко творчество Зинаиды Николаевны мы рассмотрели. Осталось только рассказать о последней ее книге, которая, к сожалению, осталась незаконченной, а также о последних годах жизни поэтессы. умер в 1941 году. Смерть своего мужа тяжело пережила Зинаида Николаевна. После его кончины она подверглась остракизму, причина которого - двусмысленная позиция, которую она занимала в отношении фашизма.

Последние годы своей жизни Гиппиус отдала работе над биографией своего супруга. Она была издана в 1951 году. Значительная часть посвященной Дмитрию Сергеевичу книги - о его идейной эволюции, а также об истории деятельности Религиозно-философских собраний. 9 сентября 1945 года скончалась Зинаида Гиппиус. Поэзия ее до сих пор живет в сердцах многочисленных ценителей ее творчества.



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.