Музыка и танец в древней греции. История танца Назначение священных танцев древней греции

Ни в одну историческую эпоху, ни в одной стране мира никто так не превозносил танец, как древние гре­ки, которые видели в нем «единство душевной и телесной красоты» и счи­тали танец прекрасным даром богов. И древнегреческие божества сами с удовольствием предавались пляскам, пируя на вершине Олимпа. По мне­нию греков, пляска родилась вместе с любовью и вечно была ее неотлучною подругой. Считалось, что сам Апол­лон, бог Искусства, написал первые правила искусства танца. Древние греки так трепетно относились к танцу, что сделали музу Терпсихору «ответственной» за искусство пляски и стали ее изображать в виде танцу­ющей девушки в легкой тунике с ли­рой в руках.

Все поэты Древней Греции воспе­вали пляску. Гомер даже делил лю­дей на два вида: «Одному боги дают дар к воинственным делам, другому - танцы и очаровательное пение». Он же говорил, что в мире есть три самых невинных наслаждения - это сон, любовь и пляска.

Великий философ Платон, не ко­леблясь, ставит пляску во главе всех наук, потому что она образовывает тело прежде ума: «Пляски развива­ют силу, гибкость и красоту». По мне­нию Платона, пляска - это упражне­ние, которое должно привести чело­века к добродетели, потому что искус­ство танца разгоняет печаль, самое опасное, по его мнению, из всех ощу­щений души.

В Древней Греции танец занимал почетное место в быту и общественной жизни. Танцевали все: от крестьян до Сократа - этот муд­рец, несмотря на то, что был в очень преклонных годах, признавал пользу и достоинства искусства пляски и брал уроки танца. Обряды, шествия и таинства, носившие массовый характер, представляли собой своеобразные хореографические композиции. О характере этих древних образцов танца свидетельствуют многочисленные изображения танцовщиков на барельефах, в вазописи и скульптуре. Много описаний танцев встречается также в произведениях древнегреческой литературы.

Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях, а свободный гражданин, не умевший танцевать, подвергался насмешкам и осужде­нию. Греки предъявляли определен­ные требования к искусству пляски. Прежде всего, позы и движения в танце должны быть красивы и гар­моничны, кроме того, пляска должна понятно выражать настроение, мыс­ли и чувства. Недаром Платон гово­рил: «Пляска - это искусство выс­казать все посредством жестов». Тан­цевальное искусство настолько цени­лось у греков, что танцоров, как пол­ководцев или победителей Олимпий­ских игр, увековечивали в памятни­ках.

У греков было более двухсот танцев, которые можно условно раз­делить на пять групп: священные, гражданские, обрядовые, домашние и сценические танцы.

1. Священные пляски посвящались богам, которых в Древней Греции, как известно, было немало - Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Дионис, Деметра и др. У каждого бога был свой религиозный культ и, соответственно с ним, - пляс­ки. Танцы, по мнению древних греков, являлись действительно могуществен­ной силой. К ним прибегали, желая умилостивить богов, попросить у них благодати, добиться какой-либо мило­сти свыше. Прославлением богини мудрости Афины являлись панафинейские пляски, вторые имели строгий и величествен­ный характер. Их исполняли женщи­ны в полном вооружении под звуки флейт, сюжетом плясок была битва богов с титанами.

Особой торжественностью были проникнуты танцы культа, посвящен­ного богине земледелия и плодородия Деметре - элевсинские мистерии. Праздник в честь богини плодородия проходил в не­большом городке Элевсины, что неподалеку от Афин, где находился глав­ный храм Деметры. Ритуал держал­ся в секрете, поэтому культ и назы­вался «мистерия», то есть «тайна». Так возникло название праздника «Элевсинские мистерии» - «Таин­ство, происходящее в Элевсинах». Каждые пять лет из Афин в Элевси­ны двигалась громадная торжествен­ная процессия. Торжественные гимны, исполняемые всеми верующими, и ли­кующие танцы жриц возвещали об окончании церемонии.

Самым веселым праздником в Древней Греции были Великие Дио­нисии в честь бога виноградарства и виноделия Диониса. Во время «Великих Дионисий», празднование кото­рых длилось неделю, все прекращали работу и выходили на улицы - пля­сать и веселиться.

2. Гражданские пляски исполнялись во время общественных церемо­ний и праздников на площадях и ули­цах греческих городов. Самой популяр­ной была пиррическая пляска - во­инственный танец, который, по пре­данию, заставил исполнять своих во­инов древний царь Пирр. Царь этот очень любил воевать, но он совершен­но не умел правильно вести сраже­ния и терял в битвах много воинов. После одного такого боя, закончивше­гося победой Пирра, но во время ко­торого у него погибло почти все войс­ко, этот агрессивный царь восклик­нул: «Еще одна такая победа и я ли­шусь армии!» С тех пор появилось выражение «Пиррова победа» - по­беда, равная поражению. Так вот, этот царь Пирр, чтобы поднять боевой дух своей армии, приказал солдатам на отдыхе исполнять воинственные пляс­ки.

Пиррические пляски в Древней Греции стали маленьким танцеваль­ным спектаклем о войне. В них вос­производились сцены битвы, испол­нители перестраивались подобно тому, как перестраиваются во время сражения воинские подразделения. Пиррические пляски исполняли мо­лодые греческие юноши, в них они демонстрировали свою удаль, лов­кость, силу и красоту движений. Оде­ты они были чаще всего в пурпурно-красные одежды, танцевали с лука­ми, стрелами, щитами, факелами в руках. Исполнять пиррический та­нец мог один человек, сражавшийся с воображаемым противником, мог­ли в ней участвовать и двое, представляя поединок яростный и отважный. Но чаще всего пиррические пляски были массовыми. Юноши прыгали, защищались мечом от противника, состязались в метании копья и дро­тика.

Молодые греки очень любили пляску «Журавль» - некоторая разновидность хоровода или нашего «Ру­чейка». В этой пляске рассказыва­лось о подвиге Тезея. В давние вре­мена на острове Крит был выстроен запутанный лабиринт, где жил Ми­нотавр - чудовище с головой быка и туловищем человека. Минотавр ежегодно требовал от Афин страш­ную дань - двенадцать самых кра­сивых юношей и девушек. Тезей с помощью нити прошел по лабирин­ту и убил Минотавра. В память об этом подвиге греческие юноши и девушки исполняли пляску «Жу­равль», или, как она еще называлась, «Хоровод Тезея». В ней юноша - предводитель хоровода, вел за собой остальных участников танца, акком­панируя хоровому пению игре на лире. Рисунок танца был сложным, извилистым: он символизировал за­путанный лабиринт, темп то убыст­рялся, то замедлялся. От танцующих требовалось не теряться, чутко улав­ливать музыкальный ритм, успевать за движениями предводителя и не разъединять руки.

3. К группе обрядовых танцев от­носятся свадебные и похоронные пляски.

Свадебная пляска называлась «Пляска Гименея» (бог Гименей - у древних греков покровитель брака). Ее исполняли девушки в легких ту­никах с венками на головах. Она со­стояла из медленного чинного хоро­вода вокруг новобрачных и жертвен­ника Гименею, а затем исполнитель­ницы, разделившись на пары, испол­няли веселые, радостные танцы.

В Древней Греции танцы испол­нялись даже во время похорон. Существовали специальные похоронные пляски, которые назывались «Гингра». В после­дний путь знатного, богатого и уважаемого всеми человека провожает огромная толпа горожан. Все - в длинных бе­лых одеждах, на головах - кипари­совые венки. Перед погребальной ко­лесницей идут самые достойные юно­ши города, они исполняют скорбную торжественную пляску. А впереди процессии - специально приглашен­ный танцовщик, который в пантоми­ме рассказывает о благородных дея­ниях умершего. Шествие замыкают жрецы и толпа плакальщиц в длин­ных черных плащах.

4. Домашние пляски: древние греки были людьми жиз­нерадостными, и они очень любили устраивать домашние празд­ники и пиры. На них обыкновенно приглашались профессиональные танцовщики, музыканты и акробаты. Танец танцовщицы сопровождался игрой на флейте. Данные танцы имели своеобразное построении и пластику, в них присутствовали элементы акробатики и жонглирования.

5. Сценические пляски. Греция по­дарила миру искусство драматического театра, где музыка и танец занимали почетное место. Спектакли прохо­дили в специально устроенных мес­тах, как правило, у подножия холма, по склонам которого полукругом (ам­фитеатром) располагались места для зрителей. Внизу находилась площад­ка - орхестра, на которой разыгры­валось действие. Места внизу, рядом с орхестрой, считались самыми луч­шими, их занимали зажиточные го­рожане и жрецы. Размеры древнегре­ческих театров были огромны - не­которые из них вмещали до тридца­ти тысяч зрителей. Древние греки приходили в театр на целый день - представления длились с утра до за­хода солнца. Существо­вал определенный порядок: сначала показывали три трагедии, связанные между собой одним сюжетом (три­логия), затем, чтобы изгладить тяже­лое впечатление, исполняли комедию.

Для каждого жанра греческого театра существовали свои пляски. В трагедиях хор исполнял эммелею - танец, состоящий из патетичных, величественных, благородных движе­ний. Этот танец передавал чувства богов и героев. Это был даже не танец, а простые ритми­ческие движения, которые должны были исполняться необычайно сла­женно всем хором. Движения были несложные - шаги и покачивания.

В комедиях чаще всего танцева­ли кордак, пляску сатиров (сатиры - это фантастические существа с коз­лиными ногами и рожками). Это была пляска быстрая, темпераментная, изо­билующая головокружительными, цирковыми прыжками, кувырканьями, раскованными поза­ми. Движения исполнялись в бурном темпе и состояли из присядок, враще­ний, прыжков, во время которых пят­ками надо было бить себя по ягоди­цам. Танец кордак был таким слож­ным, что его исполняли только про­фессиональные, специально обучен­ные танцовщики. Необычны были костюмы исполнителей, непохожие на современную им бытовую одежду. Танцевальный костюм состоял из трико (чулки, плотно облегающие ноги) телесного цвета и звериной шкуры через плечо.

Искусство пляски в Древней Гре­ции достигло такого высокого уров­ня развития, что о ней был написан трактат - первое в истории танца исследование об этом виде творчества. Автор трактата - Лукиан размыш­лял о роли и значении танца в жизни человека, говорил о требованиях, ко­торые предъявляются к человеку, ре­шившему посвятить себя искусству пляски. От античных танцовщи­ков требовалось многое. Прежде все­го, они должны были обладать хоро­шей фигурой: ни чересчур высоким, ни малорослым, ни толстым, иначе игра его будет неубедительна, ни чрезмерно худым, координированным, гибким и ловким. Кроме того, будущий танцовщик должен быть образованным человеком, помимо танца изучать множество других наук: не одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно фило­софии, как естественной, так и нрав­ственной. Пляска в целом есть не что иное, как история далекого прошлого и танцору необходимо знать все.

Хореография, как уникальный и синтетический вид искусства

Вступление

Средневековые танцы - отражение мрачного периода средневековья. Придворные танцы их историческое значение.

4. Народные и придворные танцы эпохи Возрождения. Возникновение Балета и его влияние на общественно-политическую жизнь. Художественное оформление балетов эпохи Медичи

5. Танцевальное искусство 17-18 веков. Людовик XIV и балет. Появление балетной музыки и сюжетных балетов. Придворные танцы на ассамблеях при Петре 1. Танцовщики-реформаторы Мария Камарго и Огюст Вестрис. Ж.Ж.Новер и его реформы.

Эпоха романтических балетов 19 века и ее представители. Балеты Артура Сен-Леона, и их историческое значение. Мариус Петипа и Петр Ильич Чайковский - создатели шедевров классического балета. Новые тенденции танцевального искусства конца 19 века

Развитие танцевального искусства от начала 20 века до наших дней.

Вывод


Вступление

Хореография и танец имеют свою многовековую историю, описанную историками и театроведами на основании воспоминаний очевидцев и современников, изображений художников и многочисленных легенд о танце и танцевальном искусстве. Танцевальное искусство является уникальным, так как оно отражало и отражает жизнь, нравы и обычаи людей через таинственный язык пластики и жестов. Уникальность хореографии заключается также и в том, что она объединяет в себе искусство танца, театра, музыки и изобразительного искусства, если мы говорим о танцевальном спектакле.

Предмет и объект исследования. Хореография как уникальный и синтетический вид искусства, тесно взаимодействующий с музыкой и изобразительным искусством.

Цель исследования. Определить уникальность и значение танцевального искусства на каждом этапе исторического развития, а также проанализировать взаимосвязь хореографии с другими видами искусства.



Актуальность исследования. Искусство хореографии вызывает интерес и сейчас, в наше время. Поэтому вопрос уникальности хореографии, ее значение в жизни людей и в истории, взаимосвязь с другими видами искусства не могут быть не актуальными.

Мое исследование раскрывает суть и значение танца, на протяжении огромного промежутка времени - от древнегреческого периода и до наших дней. Танец сопровождал пышные торжества и праздники Древней Греции и Рима, средневековые балы и рыцарские турниры, роскошные театрализованные представления времен правления французских королей, и, наконец, превращается в отдельный и особенный вид искусства - искусство хореографии.

Также во время исследования можно заметить, как важные исторические события влияли на танцевальное искусство, а танцевальное искусство влияло на моду, культуру, обычаи и даже политическую жизнь определенного периода в истории. Особенно это было заметно во времена правления Екатерины Медичи и короля Людовика 14.

Зарождение и значение танца в истории. Танцевальное искусство, как важный компонент театра Древней Греции и жизни древних греков

Корни танцевального искусства уходят в далекое прошлое и берут свое начало с эпохи первобытнообщинных времен, когда танец и жесты играли значительную роль в жизни древнего человека, как способы коммуникативного общения до появления и развития звуковой речи.

Позже танец приобрел обрядовое значение - люди обращались к танцам во время свадебных и религиозных обрядов, военных ритуалов, обрядов смены времен года, рождения детей или похорон. Танцы объединяли народ, являлись не только способом общения друг с другом и развлечением, но и средством выражения душевного состояния, мыслей и эмоций. Под влиянием смены исторических событий, в связи с приходом новых духовных и культурных ценностей и новой эстетики, постепенно значение танца и его основные функции видоизменяются.

Начнем наш экскурс в историю с изучения танца в Древней Греции. В чем же была уникальность танцевального искусства Древней Греции? И какое значение играл танец в жизни греков?

Известно, что Древние Греки оставили свой ощутимый след в истории мирового искусства и культуры. Мы знаем имена великих древнегреческих драматургов - Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Мы восхищаемся величественными арками и колонами, кариатидами, статуями богов и героев античной Греции. Именно тогда, в те далекие времена, особое внимание уделяется красоте и эстетике человеческого тела, движений и поз, и, конечно, танцу.

Танцы в Древней Греции разделялись на ритуальные (священные, обрядовые), общественно-бытовые, сценические и военные. Так, сценические древнегреческие танцы были частью театрализованных выступлений. Искусству же военного танца обязаны были обучаться все греческие юноши.

В Греции танцевали все, независимо от возраста и социального положения и любили праздники и развлечения, которые часто сопровождались театрализованными представлениями, песнями, танцами и игрой на музыкальных инструментах.

Праздник в честь бога Диониса или Великие Дионисии отмечали несколько раз в году в Афинах. Праздник длился несколько дней: украшали храм Диониса, устраивали большие шествия-процессии, пели песни -дифирамбы, устраивали театральные состязания авторов драмы, трагедии и комедии. Авторы-поэты были также режиссерами, балетмейстерами и даже, не редко, актерами своих произведений.

Танец в святилище Диониса. Аттическая ваза V в. до н.э.

"Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками.
Девы в одежды льняные и легкие, отроки в ризы
Светло одеты, и их чистотой, как елеем, сияют;
Тех - венки из цветов прелестные всех украшают;
Сих - золотые ножи, на ремнях чрез плечо серебристых.
Пляшут они, и ногами искусными то закружатся,
Столь же легко, как в стану колесо под рукою испытной,
Если скудельник его испытует, легко ли кружится;
То разовьются и пляшут рядами, одни за другими.

(Гомер "Илиада", перевод Н.И.Гнедича)

К театральным танцам древней Греции относятся эммелия, кордак и сиккинида. Танец в составе трагедии (эммелия ) был достаточно медленным и величественным, а жесты в нем (хирономия ) - широкими, крупными. Кордак представлял собой вставные комические сцены, своего рода хореографические буффонады. Этот танец был достаточно непристойным, исполнялся в бурном темпе, с присядками, прыжками и «пятками в небе». Хор в комедии Аристофана "Осы" сопровождает этот буйный, разнузданный танец такими словами:

Кружись быстрей и быстрей!

Фринихова пляска!

Закиньте повыше ступню!

Пусть зрители ахнут: "ай, ай!",

Видя пятки в небе.

Кружись, кувыркайся и бей себя по брюху!

Выбрасывай ноги вперед, вертись волчком...

Кордак. Роспись вазы, V в. до н. э.

Много общего имел с ним танец сатирической драмы - сиккинида (Sikinnis), ориентирующаяся на вкусы простых людей и зачастую представляющая собой пародию на многие стороны общественной жизни.

Танец двух сатиров. Роспись вазы, первая половина V в. до н. э.

Сложные танцы, с акробатическими элементами и трюками, исполняли профессиональные танцоры, акробаты, жонглеры. Сопровождались они игрой на музыкальных инструментах. Лукиан в своем трактате описывал: «А на Делосе даже обычные жертвоприношения не обходились без пляски, но сопровождались ею и совершались под музыку. Собранные в хоровод отроки под звуки флейты и кифары мерно выступали по кругу, а самую пляску исполняли избранные из их числа лучшие плясуны. Поэтому и песни, написанные для этих хороводов, носили название "плясовых припевов", и вся лирическая поэзия полна ими».

Раз в четыре года отмечался и праздник в честь богини Афины - покровительницы города Афин - Большие Панафинеи. Праздник представлял собой факельное шествие к статуе Афины, подношение многочисленных и богатых даров любимой богине: одежды, произведений искусства, жертвенных животных, цветов, а также сопровождался военными танцами. К самым ярким военным танцам принадлежит Пирриха.

Пирриха, танец воинов

По одной из легенд, первой исполнительницей пиррического танца была Афина Паллада. Она танцевала его в честь победы над титанами. Другая легенда утверждает, что он изобретен царем Пирром. Большинство же исследователей склонны думать, что название произошло от слова «пира» - «костер», вокруг которого танцевал Ахилл при похоронах Патрокла. Для пиррического танца танцовщики надевали на себя костюмы воинов. В руках у них были лук, щит, стрелы или другое оружие. Они скакали вперед, перепрыгивая с одной ноги на другую; затем производились разные военные движения и комбинации - прямыми шеренгами нападали друг на друга, смыкались в общий круг, прыгали группами, становились на колени и пр.

Греческая свадьба также сопровождалась танцами, песнями и определенными ритуалами. Вот как у Гомера описан свадебный процесс: «Там невест из чертогов, светильников ярких при блеске, Брачных песен при кликах, по стогнам градским провожают. Юноши хорами в плясках кружатся, меж них раздаются лир и свирелей веселые звуки; почтенные жены смотрят на них и дивуются, стоя на крыльцах воротных. Мать невесты зажигала от своего очага факел и шла за повозкой вместе с родственниками и гостями. Одни несли факелы для освещения дороги, другие - подарки, а также особого вида треножник, лутрофор и кальпиды для свадебных ритуалов, многие пели свадебные песни и танцевали под аккомпанемент аулосов и лир, возгласы, обращенные к Гименею, звучали на всем пути к дому жениха».

Танец в древней Греции был сложным, виртуозным, и безусловно эстетически развитым. Об этом свидетельствуют древнегреческие фрески и рисунки, на которых изображены ярко выраженные движения и позы, подчеркивается красота линий человеческого тела и «выворотность» ног.

Роспись арибалла, Танцоры-прыгуны,конец VI в. до н. э.

Танцовщицы и акробатки. Работа мастера круга Полигнота, ок. 430 г. до н. э.

О высоком уровне развития древнегреческого танца свидетельствуют и рассуждения философов о танце. И это было неудивительно, ведь танец в Древней Греции был частью философских наук - его изучали в гимназиях, наряду с музыкой, философией и другими предметами. О связи танца и философии, написаны многочисленные трактаты древнегреческих философов - Платона, Плутарха, Ксенофонта, Лукиана и др. Философы не только интересовались искусством танца, но и любили танцевать сами.Ксенофонт писал: «Даже мудрый Сократ любил танец Мемфиды, и часто, когда его видели танцующим знакомые, он им говорил, что танец является упражнением для каждой части тела».

Красоту древнегреческого танца, его значение, историю развития и взаимосвязь с музыкой, описывает Лукиан в своем трактате: «Скажу о том, что пляска не только услаждает, но также приносит пользу зрителям, хорошо их воспитывает, многому научает. Пляска вносит лад и меру в душу смотрящего, изощряя взоры красивейшими зрелищами, увлекая слух прекраснейшими звуками и являя прекрасное единство душевной и телесной красоты. А если в союзе с музыкой и ритмом пляска всего этого достигает, то за это она заслуживает не порицания, а скорее хвалы…Пляска - это занятие не новое, не со вчерашнего и не с третьего дня начавшееся… Например, от времени наших пращуров или от их родителей, - нет: люди, сообщающие наидостовернейшие сведения о родословной пляски, смогут сказать тебе, что одновременно с происхождением первых начал вселенной возникла и пляска, появившаяся на свет вместе с ним, древним Эросом. А именно: хоровод звезд, сплетенье блуждающих светил с неподвижными, их стройное содружество и мерный лад движений суть проявленья первородной пляски. После, мало-помалу, развиваясь непрерывно и совершенствуясь, пляска теперь, как кажется, достигла последних вершин и стала разнообразным и всегармоничным благом, сочетающим в себе дары многих Муз… Но, поскольку искусство танцора - подражательно, поскольку он обязуется движениями изобразить содержание песни, - танцор должен подобно ораторам упражняться, добиваясь наибольшей ясности, чтобы все, им изображаемое, было понятным, не требуя никакого толкователя».

В общем, танец и танцевальное искусство Древней Греции играли немаловажную роль в жизни греков. Наполняя и обогащая жизнь в духовном и эстетическом смысле, танец становится неотъемлемой частью религиозных праздников и обрядов, свадебных церемоний и военных ритуалов, а также частью культуры и искусства Древней Греции. Красоту и эстетику древнегреческих движений, поз и жестов подтверждают многочисленные рисунки Античной Греции, впечатления современников и трактаты философов-мыслителей. Танцевальное искусство Древней Греции, как и другие виды искусства, бесспорно, повлияло на развитие мировой культуры и искусства, театра и балета. К античным танцам и античной культуре обращаются многие режиссеры, танцовщики и балетмейстеры. Великая американская танцовщица Айседора Дункан заимствует древнегреческие позы и жесты для своих импровизаций, а также использует древнегреческую тунику как основной вид костюма для своих выступлений. К сюжету древнегреческой легенды о Ясоне и Медее обращаются хореографы Ж.Ж.Новер, М.Грехем, Г.Алексидзе, Ю.Посохов и др.

Хореографическое искусство Древней Греции

Дегтяренко Елена, студентка

Именеос (именей, Imeneos) - свадебная пляска невесты со своей матерью и друзьями. Отличался стремительным характером, быстрым темпом и наличием множества поворотов.

Иеракио (Ierakio) - женский танец на фестивалях и празднествах в честь богини Эры.

Хормос (Ормос, Hormos) согласно Лукиану был танцем, объединяющим мужчин и женщин друг за другом в цепь. Возглавлял процессию молодой мужчина, который посредством различного рода движений демонстрировал свои танцевальные способности и военную подготовку. А девушка, следующая за ним, представляла собой пример благопристойности для всех других танцующих женщин.

Ипорхима (Iporchima) - критский танец, в дальнейшем получивший распространение в Спарте, в котором сочетались танец, пантомима, пение и музыка. Исполнялся юношами и девушками под звуки собственного пения.

Хореографическое искусство Древней Греции представлено богатством форм и исполнения является иллюстрацией высокого уровня развития Античной культуры.

Свидетельства - в скульптуре и в вазовой живописи, в произведениях поэтов, писателей, художников. Разделение на участников и зрителей, свободных в своем желании - танцевать или не танцевать, смотреть или не смотреть. Ритуальное начало вытесняться телесным, развлекательным. Вся жизнь Греции пронизана эвритмией. Танцы входили в число образовательных дисциплин, продолжали обучаться и взрослые люди, полноправные граждане. Танцы - для зрителей, а не для удовольствия попрыгать и не для собственного развлечения. Некоторой танцевальной техникой обладали все граждане. Пять групп: воинственные танцы - ритуальные и образовательные; культовые умеренные - эммелия, танец покрывал и танцы кариатид, а также танцы при рождении, свадебные и погребальные; оргиастические танцы; танцы общественных празднеств и театральные; танцы в быту. Священные пляски отражали определенные дни трудового календарного года. Два основных танцевальных культа: "светлый" в честь бога Аполлона и "темный" в честь бога Диониса. Военные пляски в Древней Греции играли большую роль в воспитании мужества, патриотизма, чувства долга у юношества ("пиррихий", "пирриха") Общественно-бытовые танцы (домашние, городские, сельские) сопровождали семейные и лич­ные торжества, городские и общегосударственные праздники. Сценические танцы Др.Гр. были частью театральных представлений, причём каждому жанру соответствовали свои танцы: для трагедии характерна эммелия, для комедии - кордак, для сатирической драмы - сикканида. Танец покрывал и танец кариатид. Сикканида Кубики - акробатические танцы. Мина мима.



Техника танца Х. Лимона.

Хосе Аркадио Лимон родился 12 января 1908 года в мексиканском городе Кулиакан и был старшим из двенадцати детей в семье. В 1915 году, в возрасте 7 лет, вместе с родителями эмигрировал в США, в Лос-Анджелес.

После окончания средней школы имени Линкольна, Лимон поступил в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе на факультет изобразительного искусства. В 1928 году переехал в Нью-Йорк, где начал учиться в Нью-Йоркской школе дизайна. В 1929 году, увидев выступление учеников Рудольфа фон Лабана Харольда Кретцберга и Ивонн Джорджи, Лимон заинтересовался танцем.

Начав заниматься в школе Дорис Хамфри ] и Чарльза Вейдмана ] , уже через год он дебютировал на Бродвее. Тогда же Лимон впервые пробует свои силы как хореограф: для себя и Летиции Айд он ставит «Этюд ре минор», «массовку» изображают его одноклассницы Элеонора Кинг и Эрнестина Стоддел.

На протяжении 1930-х годов Лимон танцует в труппе Хамфри-Вейдмана, участвуя в постановках Дорис Хамфри и Чарльза Вейдмана, а также работает на Бродвее: в 1932-1933 годах он выступал в ревю «Американа» и в мюзикле Ирвинга Берлина As Thousands Cheer (хореография Чарльза Вейдмана), в качестве хореографа сотрудничал с театром «Новый Амстердам».

В 1937 году Лимон участвовал в программе танцевального фестиваля Беннингтона. На фестивале 1939 года, проходившем в колледже Миллз ] , он создал свою первую крупную хореографическую работу - «Мексиканские танцы» (Danzas Mexicanas ).

В следующем году Лимон солирует в ревю «По газонам не ходить» (хореография Джорджа Баланчина).

В 1941 году он оставляет труппу Хамфри-Вейдмана ради сотрудничества с Май О’Доннелл ] . Вместе они поставили такие работы, как War Lyrics и Curtain Riser , однако затем он вернулся к Хамфри и Вейдману. Примерно в это время он повстречался с Полин Лоуренс - они поженились 3 октября 1942 года. В том же году вместе с Мэри-Эллен Моилан Лимон танцевал в мюзикле «Розалинда» (хореография Джорджа Баланчина), ставшим последним шоу на Бродвее с его участием.

Затем создавал номера на классическую музыку и на фольклорную тематику в театре «Студия», пока в апреле 1943 года не был призван в Специальную службу Армии США ] , созданную в 1940 году специально для поддержания солдатского духа во время войны. За время службы сотрудничал с такими композиторами, как Фрэнк Лессер и Алекс Норт ] , создал несколько постановок, наиболее известной из которых является Concert Grasso .

После окончания военной службы в 1946 году Лимон получил американское гражданство.

В 1947 году Лимон создал собственную труппу - Танцевальную компанию Хосе Лимона (José Limón Dance Company ), художественное руководство которой он предложил Дорис Хамфри (таким образом, труппа Лимона стала первой компанией современного танца США, художественный руководитель которой не являлся в то же время её основателем). Труппа, среди танцовщиков которой были Паолина Конер, Лукас Хоуинг, Бетти Джонс, Рут Карриэр и сам Лимон Хосе, дебютировала на фестивале в Беннингтон-колледж в постановках Дорис Хамфри Lament и The Story of Mankind .

Танцор и хореограф Луи Фалко также танцевал в труппе между 1960-1970 гг., а в 1974-1975 гг. выступал в «Паване мавра» постановки Хосе Лимона вместе с Рудольфом Нуреевым. Во время совместной работы с Хамфри, Лимон разработл репертуар и заложил принципы собственного стиля. В 1947 году труппа дебютировала в нью-йоркском театре Belasco Theatre с постановкой Хамфри «Day on Earth». В 1948 году труппа впервые выступила на мероприятии «Американский танцевальный фестиваль Колледжа Коннектикута», и в последующем на протяжении многих лет принимала в нём участие. После постановки «Павана мавра», Лимон получил ежегодную премию от журнала «Dance Magazine» за выдающиюся хореографию. Весной 1950 года Лимон и его труппа выступили в Париже совместно с Пайдж Рут, став первыми представителями американского современного танца в Европе. В течение жизни Лимона его труппа объехала с гастролями весь мир и продолжила деятельность после его смерти.

В 1951 году Лимон поступил на факультет Джульярдской школы, где было создано новое направление танца. Он также принял приглашение Национального института изящных искусств Мехико, для которого создал шесть постановок. В период между 1953 и 1956 годами, Лимон поставил хореографию и исполнил роли в шоу Ruins and Visions и Ritmo Jondo Дорис Хамфри. В 1954 году труппа Лимона стала одной из первых воспользовавшийся Международной программой студенческого обменаГосударственного департамента США и посетила с гастролями Южную Америку. Вскоре они отправились в пятимесячно турне по Европе, Ближнему Востоку, и, опять же, по Южной и Центральной Америке. В это время Лимон получил свою вторую премию журнала «Dance Magazine».

В 1958 году умерла Дорис Хамфри, который все годы являлась художественным руководителем труппы, и Хосе Лимону пришлось самому занять его место. Между 1958 и 1960 годами были совместные постановки с Поалиной Конер. В это время Лимон получил почётную докторскую степень от Уэслианского университета. В 1962 году труппа выступила в Центральном парке на открытие нью-йоркского Шекспировского фестиваля. В следующем году, под эгидой Государственного департамента США, труппа совершила двенадцатинедельную поездку на Дальний Восток, сыграв в постановке The Deamon , музыкальное сопровождение которой принадлежало композитору Паулю Хиндемиту. Хиндемит лично провёл премьеру.

В 1964 году Лимон получил премию фирмы Capezio и был назначен художественным руководителем Американского театра танца в Линкольн-центре. В следующем году, Лимон появился в национальной образовательной телепрограмме, которая носила название «Театр танца Хосе Лимона». Несколько лет спустя, он основал «Танцевальный фонд Хосе Лимона», и получил ещё одну почётную докторскую степень от Университета Северной Каролины. В 1966 году, после выступления с труппой вВашингтонском кафедральном соборе, Лимон удостоился государственной субсидии в размере 23 тыс. долларов США от Национального фонда искусств. В следующем году Лимон работал над хореографией в постановке Psalm , что принесло ему звание почетного доктора Колледжа Колби. Он и его труппа были также приглашены выступить в Белом доме для президента Линдона Джонсона и короля Марокко Хасана II. Последнее выступление Хосе Лимона на сцене в качестве танцора состоялось в 1969 году, когда он исполнил роли в постановках «The Traitor» и «Павана мавра» Бруклинской академии музыки. В этом же году он выполнил ещё две работы и получил почётную докторскую степень от Оберлинского колледжа.

Во все времена танец был неотъемлемой частью быта людей и всей жизни в целом. Он сопутствовал человеку и в радости, и в горе, создавая то настроение, которое было необходимо. Естественно, танцы во времена античности очень сильно отличались от современной хореографии. Но стоит заметить, что внимание им в древние времена уделялось не меньше, чем в наши дни. К примеру, в Древней Греции танец считался настоящим бесценным подарком богов. Древнегреческие танцевальные композиции являлись воплощением единства телесной и душевной красоты, вне зависимости от эпохи. При помощи таких па под аккомпанемент прекрасной мелодии люди могли прикоснуться к Божественному хоть на миг. Человек античности очень строго ощущал гармонию земного и Божественного и пытался отыскать ее в себе и в окружающем мире.

Античные танцы

Сочетание особенных движений рук и ритмичного шага создавало античный танец. Хореография Древней Греции отличалась довольно строгим соблюдением ритма, который придавал фантастическую «правильность» всему действию и создавал неподражаемое зрелище. Танцевать в Древней Греции умели практически все, ведь учебная программа в школах предусматривала обязательный урок плясок. Концепция древнегреческого танца заключалась в красоте, гармоничности и изящности каждого движения. Каждое из па должно выражать чувства и настоящие эмоции танцора.

Разновидности древнегреческого танца

В Древней Греции танцы были довольно разнообразными и имели самый разный смысл - от простого и банального до смыслового и серьезного. Все существующие две сотни хореографических постановок можно разделить на пять условных групп, а именно: гражданские, сценические, домашние, обрядовые и священные. Последние в основном посвящались Афине, Афродите и Дионису. Самым ярким представителем гражданских плясок являлся пирриха, то есть военный танец с применением оружия имитировавший различные приемы боя.

Военные пляски использовались не для веселья, а для воспитания чувства долга, боевого духа, который был необходим в сражениях. Военные танцы отличались довольно сложными постановками и насыщенностью разнообразием движений. Кроме всего прочего в подобных действиях зачастую использовались различные предметы: копья, мечи, дротики, факелы, щиты, луки и др.

Особой замысловатостью и неординарностью отличались древнегреческие сценические пляски, которые отдельно создавались под каждый жанр театрализованных представлений. Основывался такой танец на создании особого такта, который отбивался ногами при помощи специальных деревянных или железных сандалий. Дополнением всей хореографической постановки служили кастаньеты из устричных раковин, которые надевались на средние пальцы.



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.