Комментарии Баркли: Деяния апостолов. Большая христианская библиотека Цель луки в деяниях апостолов

Смерть Стефана послужила сигналом к расширению преследований, вынудивших христиан рассеяться и искать приют в отдаленных местах. В этом отрывке следует подчеркнуть два пункта:

1) Апостолы держались стойко. Даже если другие рассеялись, они были готовы вынести все опасности по двум причинам:

а) Они были мужественными людьми. Писатель Джозеф Конрад рассказывает, что однажды, когда он - молодой матрос - учился управлять парусным судном, поднялся шторм. Учивший его старший товарищ дал ему только один совет: "Всегда держи судно носом к волне и ветру". Апостолы решили встретить любую грозящую им опасность.

б) Они были благочестивыми людьми. Они не просто были христианами; в них было нечто, вызывавшее в людях уважение. Рассказывают, что однажды против Платона было высказано оскорбительное обвинение. На это Платон ответил: "Я буду жить так, чтобы все видели, что это ложь". Краса и сила апостолов оказывали на людей столь сильное впечатление, что даже в дни гонений власти не решались схватить их.

2) Савл же "терзал церковь" сказано в Библии. Употребленное в греческом тексте слово обозначает бессердечную жестокость. Это слово употребляется для характеристики медведя, буйствующего в винограднике, или для характеристики животного, терзающего тело. Можно назвать поистине драматической перемену, произошедшую в человеке, который сперва терзал Церковь, а потом посвятил себя всецело на службу Христу.

В САМАРИИ (Деян. 8, 4-13)

По мере того, как христиане рассеивались, Филипп, выдвинувшийся как один из семи избранных диаконов, прибыл в Самарию и проповедовал там. Приведенный выше случай поразителен, потому что вошло в поговорку, что "Иудеи с Самарянами не сообщаются" (Иоан. 4,9).

Неприязнь между иудеями и самарянами имела вековую Историю. В 8 в. до Р. Х. ассирийцы завоевали Северное Царство, столицей которого был город Самария. Как это обычно делали завоеватели того времени, они увели оттуда большую часть населения, а на их место поселили другие народы. В б в. до Р. Х. вавилоняне завоевали Южное Царство со столицей Иерусалим, а население его увели в Вавилон в плен; но они напрочь отказались утратить свои национальные особенности и оставались иудеями. В 5 в. до Р. Х. вавилоняне отпустили их из плена и даже позволили восстановить разрушенный город Иерусалим (при Ездре и Неемии). Оставшиеся же в Палестине смешались за это время с иноплеменниками, которые были приведены туда завоевателями. Когда же вернувшиеся иудеи Южного Царства принялись восстанавливать свой город Иерусалим, самаряне предложили им свою помощь. Но это предложение было с презрением отвергнуто, потому что самаряне уже не могли считаться чистокровными иудеями. И с этого времени не угасали вражда и ярая ненависть между иудеями и самарянами.

Тот факт, что Филипп проповедовал в Самарии и что этому народу была принесена благая весть об Иисусе, показывает, что Церковь совершенно бессознательно сделала один из самых важных в истории человечества шагов и поняла, что Христос принадлежит всем народам всего мира. Нам мало известно о Филиппе, но он был одним из строителей христианской Церкви.

Отметим, что принесло христианство этому народу:

1) Оно принесло весть об Иисусе и евангелие любви Божией в Иисусе Христе.

2) Оно принесло им исцеление. Христианство всегда приносило людям не одни слова.

3) Вместе с этим оно принесло самарянам неведомую ими дотоле радость. Христианство, которое бы приносило людям печаль - противоестественно: истина всегда излучает радость.

ДАР, КОТОРЫЙ НЕЛЬЗЯ КУПИТЬ ИЛИ ПРОДАТЬ (Деян. 8, 14-25)

Симон, несомненно, был типичным человеком античного мира. В то время было много астрологов, предсказателей и колдунов, и в тот легковерный век они пользовались очень большим влиянием и жили комфортабельно. В этом нет ничего удивительного ибо наш двадцатый век не поднялся выше различных предсказаний судьбы и гадания. Не следует думать, что Симон и все его товарищи по профессии умышленно обманывали людей. Многие из них были обмануты перед тем, как сами стали обманывать и верить в свои силы.

Чтобы понять, чего добивался Симон, мы должны сперва разобраться в атмосфере, в которой развивалась первохристианская Церковь. Сошествие Духа Святого на человека связывалось с определенными видимыми феноменами, в частности, с даром говорить языками (ср. Деян. 10,44-46 ). При этом человек впадал в экстаз и начинал произносить никому не понятные звуки. Для иудеев возложение рук являлось обычной практикой. Посредством этого акта определенные свойства предавались, якобы, от человека к человеку. Не следует, однако, думать, будто они чисто материалистически понимали этот акт перенесения Святого Духа от одного человека к другому; главное и решающее значение играли при этом индивидуальные особенности человека, возлагавшего руки. Апостолы пользовались таким уважением и почитанием, что одно прикосновение их рук ощущалось людьми как глубокое душевное переживание. Позволю себе личное воспоминание о том, как я однажды имел возможность видеть одного выдающегося богослова и святого, Я был очень молод, а он очень стар. На мгновения остался с ним наедине, и он положил мне свои руки наголову и благословил меня. И до сего дня, спустя более пятидесяти лет, я ощущаю глубокое волнение и трепет при воспоминании об этом. В первохристианской Церкви возложение рук оказывало, по-видимому, такое же воздействие.

На Симона явный результат от возложения рук произвел большое впечатление, и он попытался купить за деньги способность свершать то, что делали апостолы. Имя Симона вошло в языки разных народов, потому что слово симония означает недостойную куплю и продажу церковных должностей. Симон совершил две ошибки:

1) Он был не столько заинтересован в том, чтобы передать людям Дух Святой, сколько в обретении личной власти и престижа. Опасность самовозвеличения всегда преследует проповедника и учителя. Правда, они должны воспламеняться, когда видят людей, но также верно, что нельзя одновременно доказывать, что мы очень умны и что Христос чудодействен.

2) Симон забыл, что некоторые дары Божии зависят от душевных качеств человека; за деньги же их купить нельзя. Опять-таки, проповедник и учитель должны помнить предостережение. "Проповедь - это истина посредством личности". Чтобы возвещать людям о Духе Святом, не надо быть богатым, но возвещающий сам должен быть осенен этим Духом.

ХРИСТОС ИДЕТ К ЕФИОПЛЯНИНУ (Деян. 8, 26-40)

Одна из дорог из Иерусалима в Вифлеем и Хеврон в южной окрестности города Газы соединялась с главной дорогой в Египет. Было два города Газа: один из них был разрушен во время войны в 93 г. до Р. Х., а другой был построен к югу от него в 57 г. до Р. Х. Первый назывался старым или заброшенным, в отличие от нового города. По этой дороге, ведущей мимо Газы, проходило не менее половины транспортных перевозок тогдашнего мира. По ней проехал в своей колеснице эфиопский евнух, казначей царицы Кандакии. Кандакия - не столько имя, сколько титул, который носили все царицы Эфиопии. Евнух приезжал в Иерусалим, чтобы помолиться в храме. В то время многие люди, разочарованные своими многочисленными богами и распущенными нравами, обращались к иудаизму, где находили и единобожие, и строгую нравственность, что придавало им новый смысл жизни. Если они принимали иудаизм и были обрезаны, их называли прозелитами праведности или "прозелитами завета"; если же они не заходили так далеко, но продолжали посещать синагогу и читать иудейские Писания, их называли прозелитами врат. Этот эфиоплянин, возможно, был одним из таких искателей, либо как "прозелит праведности", либо как "прозелит врат". Он читал 53 главу книги пророка Исаии , и, начав с этого места, Филипп показал ему, Кто был Иисус.

Когда он уверовал, Филипп крестил его. Уверовавшие язычники принимали иудаизм через крещение и обрезание. В раннюю эпоху Нового Завета крестили только взрослых. Их крестили погружением в проточной воде. Такое крещение имело три символических значения:

1) Оно символизировало очищение. Как тело человека омывалось водой, так и душа его купалась в милосердии Христа.

2) Оно символизировало полную перемену. Рассказывают, что один миссионер при крещении посылал новообращенных с одного берега реки на другой; как бы символизируя этим, что человек пересекает какую-то линию, и жизнь его продолжается в новом мире.

Савл же бе соизволяя убийству его. Бысть же в той день гонение велие на церковь иерусалимскую: вси же разсеяшася по странам иудейским и самарийским, кроме апостол. Погребоша же Стефана мужие благоговейнии, и сотвориша плачь велий над ним. Савл же озлобляше церковь, в домы входя, и влача мужы и жены, предаяше в темницу. Разсеявшиися же, прохождаху благовествующе слово.


Сами апостолы, говорит (Лука), не рассеялись, но остались в Иерусалиме, потому что где сильнее нападение, там должны находиться и лучшие борцы и быть для других примером мужества и смелости. Погребоша же Стефана мужие благоговейнии . Если они были_благоговейнии, то как же они плачь сотвориша? Это потому, что они не были еще совершенны. С другой стороны, кто бы и не заплакал, лишившись такого учения, такой защиты и таких чудес, и видя этого праведного, лежащего мертвым и побитого камнями? Савл же озлобляше церковь . Великое бешенство: и быть одному и врываться в домы. Это потому, что он душу свою предал за закон.


Филипп же, сошед во град самарийский, проповедаше им Христа. Внимаху же народи глаголемым от Филиппа единодушно, слышаще и видяще знамения, яже творяше. Дуси бо нечистии от многих имущих я, вопиюще гласом велиим исхождаху: мнози же разслабленнии и хромии исцелишася. И бысть радость велия во граде том.


Не тот апостол Филипп, что считается в числе двенадцати, но один из семи, избранных для попечения о вдовицах, а также крестивший евнуха и огласивший Симона. Послушай, что говорит тот же Лука: по убиении Стефана гонение велие бысть на церковь: вси же разсеяшася по странам иудейским и самарийским, кроме апостол . Отсюда ясно, что апостол Филипп с прочими апостолами находился во Иерусалиме. (Лука) сделал это (замечание) для того, чтобы показать, что Филипп крестил тех, которым было преподано (христианское) учение в Самарии. Апостолы же Петр и Иоанн,пришедши к ним из Иерусалима, преподали им благодать Духа. А если бы он был из числа (двенадцати) апостолов, то он имел бы власть и преподавать (дары) Духа. Он крестит только как ученик, а завершительную благодать (преподают) те апостолы, которым дана власть преподавать такой дар. Иные говорят, что Филипп потому не низвел на крещенных Духа, что он был только диакон, выдвинутый теми, которые находились со Стефаном, а не имел ни пресвитерского, ни епископского сана, как (избранные) ученики Господни. - А что он был диакон, об этом свидетельствует Павел в правилах ; (он свидетельствует) не только об нем, но и об Анании, который крестил самого Павла. А будучи диаконом, он крестил во-первых по недостатку пресвитеров в Самарии; потому что в случае необходимости, когда нет пресвитера, позволено крестить и диаконам, как этому научил сам Дух, внушивший тому же (Филиппу мысль) приблизиться к евнуху. Надобно заметить, что после крещения на крещаемых чрез возложение рук в силу молитвы во имя Господа Иисуса нисходит Святый Дух. Поэтому и до сих пор этот чин соблюдается в том же виде.


Муж же некий именем Симон, прежде бе во граде волхвуя и удивляя язык самарийский, глаголя некоего себе быти велика: Ему же внимаху вси от мала даже до велика, глоголюще: сей есть сила Божия великая. Внимаху же ему, зане довольно время волхвовании удивляше их. Егда же вероваша Филиппу благовествующу, яже о царствии Божии и о имени Иисус Христове, крещахуся мужие же и жены. Симон же и сам верова, и крещся бе пребывая у Филиппа: видя же силы и знамения велия бываема, ужасен дивляшеся. Слышавше же, иже во Иерусалиме апостоли, яко прият Самариа слово Божие, послаша к ним Петра и Иоанна. Иже сошедше помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго. Еще бо ни на единаго их бе пришел, точию крещени бяху во имя Господа Иисуса. Тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго. Видев же Симон, яко возложением рук апостолских дается Дух Святый, принесе им сребро. Глаголя: дадите и мне власть сию, да, на него же аще положу руце, приимет Духа Святаго. Петр же рече к нему: сребро твое с тобою да будет в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати. Несть ти части ни жребия в словеси сем: ибо сердце твое несть право пред Богом.


Посмотри и на другое покушение, сделанное Симоном. (Лука) говорит, что его почитали за великую силу. Таким образом в то время были и обольщенные волхвованиями, пока не пришел Филипп и вывел их из заблуждения; потому что Симон иудеям говорил: я отец , а самарянам: я Христос . Симон же и сам верова . Не ради веры (он уверовал), но чтобы и ему творить чудеса. Как он думал творить чудеса? Сам он обольщал, а также укрощал беснуемых, а потому думал, что и апостолы подобно ему пользуются каким-либо искусством. Поэтому он и деньги давал. Опять потому же, чтобы не лишиться (этого дара), он постоянно находился при Филиппе.


Покайся убо о злобе твоей сей, и молися Богу, ище убо отпустится ти помышление сердца твоего. В желчи бо горести и союзе неправды зрю тя суща. Отвещав же Симон рече: помолитеся вы о мне ко Господу, яко да ничтоже сих найдет на мя, яже рекосте. Они же убо засвидетельствовавше и глагололавше слово Господне, возвратишася во Иерусалим, и многим весем самарийским благовестиша.


По баснословию еретиков, излишне было говорить Симону: покайся, потому что он таким дурным был создан. Они говорят, что человек, будучи злым по природе, неспособен измениться по желанию. Но не напрасно сказано: покайся убо, потому что и он имел свободную волю, и молися Богу, аще убо отпустится ти помышление сердца твоего . (Петр) сказал это (Симону), как будто бы не было оказано ему снисхождение, если бы он стал плакать и покаялся. Но этот образ выражения был обычным и у пророков. Особенно же Петр и предвидел, что он не обратится к покаянию. Поэтому он и говорит: аще отпустится ти . Потому что слова: помолитеся вы о мне ко Господу (Симон) сказал не потому, чтобы он покаялся и обратился, но ради (одного только) приличия. Потому что (иначе) где рыдание? где раскаяние и исповедание (грехов)? В желчи бо горести и союзе неправды зрю тя суща . Слова полные гнева. Но (Петр) не наказывает его, чтобы потом вера его не показалась вынужденною силою необходимости и страха и это дело не показалось жестоким. Они же убо засвидетельствовавше и глаголавше слово Божие, возвратишася во Иерусалим . Может быть, они возвратились из-за Симона, чтобы не обольститься и чтобы потом быть твердыми. Заметь, что не с самого начала идут в Самарию, но когда их гонят (в Иудее), как это было и со Христом.


Ангел же Господень рече к Филиппу, глаголя: востани и иди на полудне, на путь сходящий от Иерусалима в Газу: и той есть пуст. И востав пойде: и се муж Мурин евнух силен Кандакии царицы муринския, иже бе над всеми сокровищи ея: иже прииде поклонитися во Иерусалим. Бе же возвращаяся и седя на колеснице своей, чтяше пророка Исаию. Рече же Дух к Филиппу: приступи и прилепися колеснице сей. Притек же Филипп услыша его чтуща пророка Исаию, и рече: убо разумееши ли, яже чтеши? Он же рече: како убо могу (разумети), аще не кто наставит мя? Умоли же Филиппа да возшед сядет с ним. Слово же писания, еже чтяше, бе сие: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец прямо стригущему его безгласен: тако не отверзает уст своих. Во смирении его суд его взятся, род же его кто исповесть? яко вземлется от земли живот его.


Мне кажется, что этот Филипп был из числа семи; потому что (иначе) из Иерусалима он не шел бы на полдень, но на север, а из Самарии, где находился и учил Филипп, принадлежавший к числу семи, путь идет на полдень. Сходящий от Иерусалима в Газу: и той есть пуст . Это (ангел) сказал для того, чтобы (Филипп) не боялся нападения от иудеев. И востав пойде . Заметь послушание. Не спросил и не сказал (Филипп): для чего? но вместе с повелением востав пойде. Иже прииде поклонитися во Иерусалим . Женщины властвовали в этой Эфиопии; одна из них по праву наследства была Кандакия; у нее евнух был казнохранителем. Заметь, что не было праздника, и однако он ехал (в Иерусалим), и что (ехал) из города преданного суеверию, и что на пути читал и притом Исаию, величайшего из пророков, к тому же (читал) не понимая того, что читал, и так (усердно) был занят чтением. Убо разумееши ли, яже чтеши? Удивительным образом спрашивает; потому что не льстит и не хвалит и опять не упрекает в невежестве. Но (спрашивает так), чтобы возбудить большее желание и показывая, что (в читаемом) находится великое сокровище. А тот не скрывается, но говорит: како убо могу (разумети) . Потом просит научить его. Яко овча на заколение ведеся . Очень понятен смысл приведенных (сейчас) слов; потому что в известное время овцы отводятся для стрижки и пастухи возлагают на них орудия стрижки, и однакож они терпят это и не делают нападения на тех, кто это делает. Так и Христос, терпя поношения, не платил поношением за поношение. Во смирении его суд его взятся . Указывает на противозаконный суд над Ним, произведенный тогда, как была скрыта истина. Род же его кто исповесть? То есть, обнаружившееся после воскресения и высокое Его достоинство, доказательством которого служит то, что было Им сделано в деле домостроительства. Кто будет в состоянии выразить словами, когда придет на мысль: кто это и какой такой, да еще Сын Божий единородный претерпел все это? Яко вземлется от земли живот его , - вместо выражения: отнимается и возносится выше земного жизнь Его, то есть, проприще деятельности и существование Единородного, когда Он созерцается вне плоти и уже не как находящийся среди нас.


Отвещав же каженик к Филиппу рече: молю тя, о ком пророк глаголет сие? о себе ли, или о ином некоем? Отверз же Филипп уста своя, и начен от писания сего, благовести ему Иисуса. Якоже идяху путем, приидоша ни некую воду, и рече каженик: се вода, что возбраняет ми креститися? Рече же ему Филипп: аще веруеши от всего сердца твоего, мощно ти есть. Отвещав же рече: верую Сына Божия быти Иисуса Христа. И повеле стати колеснице: и снидоста оба на воду: Филипп же и каженик: и крести его. Егда же изыдоста от воды, Дух Святый нападе на каженика, Ангел же Господень восхити Филиппа, и не виде его ктому каженик: идяше бо в путь свой радуяся. Филипп же обретеся во Азоте: и проходя благовествоваше градом всем, дондеже приити ему в Кесарию.


Молю тя, о ком...? Знать, что пророки иногда говорят и о других, или о себе самих в другом лице, (потому что это показывает вопрос его), это (свойство человека) очень наблюдательного. Се вода: что возбраняет ми креститися? Посмотри, как благоразумно он поступает. Сначала читает и не понимает, потом читает то же пророчество; в нем (содержится учение) о страдании, воскресении (Иисуса Христа) и о даровании (благодати Святого Духа). Затем просит (крестить); Филипп изъясняет ему по порядку, начавши с этого пророчества. А окрылившись готовностию, он постепенно приводится к крещению. Но он не сказал: крести меня , но: что возбраняет? Этим вопросом он показал сильное желание принять крещение. Егда же изыдоста от воды, Дух Господень восхити Филиппа . Его берет Дух, тем самым придавая случившемуся больше чудесности, а вместе доставляя радость и Филиппу, что он удостаивается того же, чего и пророки, как (например) Аввакум. Его берет Дух, а не ангел, как прежде. Это потому, что ангел являлся тогда людям более плотяным, а Дух - более духовным. Хорошо, что он был взят от евнуха; потому что евнух стал бы просить (Филиппа), чтобы он отправился с ним, и (Филипп) опечалил бы его, если бы, по требованию обстоятельств, отказался. Так все устроялось божественным образом. Дух поставил Филиппа во Азоте. Здесь он и должен был за тем проповедывать.


. Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово .

Сами апостолы, говорит Лука, не рассеялись, но остались в Иерусалиме, потому что где сильнее нападение, там должны находиться и лучшие борцы и быть для других примером мужества и смелости.

«Стефана же погребли мужи благоговейные» . Если они были «благоговейные» , то как же они «сделали великий плач?» Это потому, что они не были еще совершенны. С другой стороны, кто бы и не заплакал, лишившись такого учения, такой защиты и таких чудес и видя этого праведного, лежащего мертвым и побитого камнями?

«А Савл терзал церковь» . Великое бешенство и быть одному, и врываться в дома. Это потому, что он душу свою предал за закон.

. Так Филипп пришел в город Самарийский, и проповедывал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе .

Не тот апостол Филипп, что считается в числе двенадцати, но один из семи, избранных для попечения о вдовицах, а также крестивший евнуха и огласивший Симона. Послушай, что говорит евангелист Лука: по убиении Стефана «произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (8, 1). Отсюда ясно, что апостол Филипп с прочими апостолами находился в Иерусалиме. Лука сделал это замечание для того, чтобы показать, что Филипп крестил тех, которым было преподано христианское учение в Самарии. Апостолы же Петр и Иоанн, придя к ним из Иерусалима, преподали им благодать Духа. А если бы он был из числа двенадцати апостолов, то он имел бы власть и преподавать дары Духа. Он крестит только как ученик, а завершительную благодать преподают те апостолы, которым дана власть преподавать такой дар. Иные говорят, что Филипп потому не низвел на крещеных Духа, что он был только диакон, выдвинутый теми, которые находились со Стефаном, а не имел ни пресвитерского, ни епископского сана, как избранные ученики Господни. А что он был диакон, об этом свидетельствует Павел в «Правилах» – он свидетельствует не только о нем, но и об Анании, который крестил самого Павла. А будучи диаконом, он крестил по недостатку пресвитеров в Самарии, потому что в случае необходимости, когда нет пресвитера, позволено крестить и диаконам, как этому научил Сам Дух, внушивший тому же Филиппу мысль приблизиться к евнуху. Надобно заметить, что после крещения на крещаемых через возложение рук в силу молитвы во имя Господа Иисуса нисходит Святый Дух. Поэтому и до сих пор этот чин соблюдается в том же виде.

. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою; потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом .

Посмотри и на другое покушение, сделанное Симоном. Лука говорит, что его почитали за великую силу. Таким образом, в то время были и обольщенные волхвованиями, пока не пришел Филипп и вывел их из заблуждения, потому что Симон иудеям говорил: «Я – отец», а самарянам: «Я – Христос». «Уверовал и сам Симон» . Не ради веры он уверовал, но чтобы и ему творить чудеса. Как он думал творить чудеса? Сам он обольщал, а также укрощал беснуемых, а потому думал, что и апостолы подобно ему пользуются каким-либо искусством. Поэтому он и деньги давал. Опять потому же, чтобы не лишиться этого дара, он постоянно находился при Филиппе.

. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего. Ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами. Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие .

По баснословию еретиков, излишне было говорить Симону: "покайся", потому что он таким дурным был создан. Они говорят, что человек, будучи злым по природе, неспособен измениться по желанию. Но не напрасно сказано: «итак покайся» , потому что и он имел свободную волю, «и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего» . Петр сказал это Симону, как будто бы не было оказано ему снисхождение, если бы он стал плакать и покаялся. Но этот образ выражения был обычным и у пророков. Особенно же Петр и предвидел, что он не обратится к покаянию. Поэтому он и говорит: «может быть, отпустится тебе» . Потому что слова «помолитесь вы за меня Господу» Симон сказал не потому, что он покаялся и обратился, но ради одного только приличия. Потому что иначе где рыдание? где раскаяние и исповедание грехов?

«Ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» .

Слова полные гнева. Но Петр не наказывает его, чтобы потом вера его не показалась вынужденной силою необходимости и страха и это дело не показалось жестоким.

«Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим» . Может быть, они возвратились из-за Симона, чтобы не обольститься и чтобы потом быть твердыми. Заметь, что не с самого начала идут в Самарию, но когда их гонят в Иудее, как это было и со Христом.

. А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исайю. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исайю, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: «как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его» ().

Мне кажется, что этот Филипп был из числа семи, потому что иначе из Иерусалима он шел бы не на полдень (юг), но на север, а из Самарии, где находился и учил Филипп, принадлежавший к числу семи, путь идет на полдень.

«На дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста» . Это Ангел сказал для того, чтобы Филипп не боялся нападения иудеев.

«Он встал и пошел» . Заметь послушание. Филипп не спросил и не сказал: «для чего?», но вместе с повелением «встал и пошел».

«Евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения». Женщины властвовали в этой Эфиопии; одна из них по праву наследства была Кандакия; у нее евнух был казнохранителем. Заметь, что не было праздника, однако он ехал в Иерусалим, и что ехал из города, преданного суеверию, и на пути читал, и притом Исайю, величайшего из пророков, к тому же читал, не понимая того, что читал, и так усердно был занят чтением.

«Разумеешь ли, что читаешь?» Удивительным образом спрашивает, потому что и не льстит, и не хвалит, и не упрекает в невежестве. Но спрашивает так, чтобы возбудить большее желание и показать, что в читаемом находится великое сокровище. А евнух со всей откровенностью признается: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» Потом просит Филиппа научить его.

«Как овца, веден был Он на заклание» . Очень понятен смысл приведенных слов, потому что в известное время овцы отводятся для стрижки и пастухи возлагают на них орудия стрижки, однако же овцы терпят это и не нападают на тех, кто это делает. Так и Христос, терпя поношения, не платил поношением за поношение.

«В уничижении Его суд Его совершился» . Указывает на противозаконный суд над Ним, произведенный тогда, как была скрыта истина.

«Но род Его кто разъяснит?» То есть обнаружившееся после воскресения высокое Его достоинство, доказательством которого служит то, что было Им сделано в деле домостроительства. Кто будет в состоянии выразить словами, когда придет на мысль: «Кто это и Какой Такой, да еще Сын Божий Единородный претерпел все это?»

«Вземлется от земли жизнь Его» . Вместо выражения «отнимается и возносится выше земного жизнь Его», то есть поприще деятельности и существование Единородного, когда Он созерцается вне плоти и уже не как находящийся среди нас.

. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию .

«Прошу тебя сказать: о ком…?» Знать, что пророки иногда говорят и о других, или о себе самих в другом лице, потому что это показывает вопрос его, свойство человека очень наблюдательного.

«Вот вода; что препятствует мне креститься?» Посмотри, как благоразумно он поступает. Сначала читает и не понимает, потом читает то же пророчество; в нем содержится учение о страдании, воскресении Иисуса Христа и о даровании благодати Святаго Духа. Затем просит крестить; Филипп изъясняет ему по порядку, начав с этого пророчества. А окрылившись готовностью, он постепенно приводится к крещению. Но он не сказал «крести меня», но: «что препятствует?» Этим вопросом он показал сильное желание принять крещение.

«Филиппа восхитил Ангел Господень» . Его берет Ангел, тем самым придавая случившемуся больше чудесности, а вместе доставляя радость и Филиппу, что он удостаивается того же, чего и пророки, как например Аввакум. Хорошо, что он был взят от евнуха, потому что евнух стал бы просить Филиппа, чтобы он отправился с ним, и Филипп опечалил бы его, если бы по требованию обстоятельств отказался. Так все устроилось Божественным образом: Филипп оказался в Азоте. Здесь он и должен был затем проповедовать.

8:3 А Савл терзал церковь. Употребленная здесь форма глагола, переведенного как "терзал", указывает на непрерывное и длительное преследование Савлом членов церкви.

8:4 рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Из-за преследований Евангелие стало быстро распространяться (11,19). "Кровь мучеников-христиан есть семя церкви", - сказал позднее Тертуллиан.

8:9 Симон. Симон волхв часто упоминается в раннехристианской литературе как главный враг Церкви и один из вождей гностической ереси. Гностицизм учил, что человек достигает спасения не благодаря искупительной смерти Христа, а посредством тайного знания о Боге. Иустин Мученик (умер ок. 165 г. по Р.Х.), сам самарянин, сообщает, что почти все самаряне считали Симона богом (самаряне называли его "великой силой", ст. 10). Ириней Лионский (умер ок. 180 г. по Р.Х.) в своем труде "Против ересей" указывает, что Симон был одним из родоначальников гностических ересей. Хотя Симон из ст. 9 мог быть иным лицом, отцы Церкви отождествляли обоих, и контекст 8,9-11 несомненно указывает, что это одно и то же лицо.

8:15 приняли Духа Святаго. Уверовавшие самаряне еще не получили явного свидетельства живого внутреннего присутствия Святого Духа, хотя Он обитал в них, верующих (Рим. 8,9).

8:20 серебро твое да будет в погибель с тобою. Букв.: "Иди в вечную погибель, в ад, - ты сам и твои деньги" (Мф. 7,13; Откр. 17,8).

8:22-23 Своими словами и поступками Симон доказал, что его вера во Христа не истинна. Он все еще был в "узах неправды" (ср. Рим. 6,16; 8,8) и полон "горькой желчи" (ср. Втор. 29,18; Рим. 3,14). Исповедание веры на словах, без покаяния, указывает на отсутствие истинной веры.

8:27 муж Ефиоплянин. Это был министр финансов Эфиопии, современной Нубии, области, простиравшейся от современного Ассуана до Хартума.

евнух. Это слово указывает на то, что он либо был скопец, занимавший официальную должность при дворе, либо важное правительственное лицо; в Септуагинте слово "евнух" часто означает правительственного чиновника.

Кандакии. Титул царицы-матери, которая правила вместо сына. Царя, как сына солнца, считали слишком священной особой, чтобы он лично вникал в мирские дела.

8:28 читал пророка Исаию. Если ефиоплянин читал сказанное о милости Господней к евнухам (Ис. 56,3-5; ср. Втор. 23,1), он, естественно, должен был прочитать гл. 53 из Книги пророка Исаии (см. ком. к 8,35).

8:30 услышав, что он читает. В древности общепринято было читать вслух.

8:35 об Иисусе. Филипп начал с гл. 53 пророка Исаии и показал, что раб, о котором говорится в этом отрывке, и есть Муж скорбей, Иисус. Из текста Луки можно заключить, что Филипп обратился и к другим местам ВЗ, чтобы подтвердить, что Иисус и есть Мессия.

8:40 в Азоте. См. 1 Цар. 5,1. Один из пяти древних филистимских городов, расположен на побережье Средиземного моря, между Газой и Кесарией. Филипп проповедовал Евангелие во всех городах вдоль побережья, пока не дошел до Кесарии, большого города, перестроенного Иродом Великим (на месте Стратоновой башни, "укрепленной башни"). Здесь была прекрасная гавань, которую Ирод расширил для нужд морской торговли (21,8). Город служил резиденцией римским прокураторам - Пилату, Феликсу (23,33 - 24,4) и Фесту (25,5).

1 Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.
2 Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.
3 А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.
4 Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.
5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа.
6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8 И была радость великая в том городе.
9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.
34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя _сказать:_ о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
40 А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию.



Copyright © 2024 Образовательный портал - HappyWorldSchool.